Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР ВОЧСКИЙ (2-я пол. XIV - 1-я четв. XV в.), прп. (пам. 30 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых). Основанный А. В. у впадения р. Вексы в р. Вочу (лев. приток р. Костромы) Преображенский Александровский мон-рь (с. Коровново Солигаличского р-на Костромской обл.) впервые упоминается под 1533 г., когда А. В. уже не было в живых. Житие А. В. неизвестно. Основным источником сведений о нем является служба, составленная предположительно в XVI в., текст к-рой в нач. XX в. хранился в церкви с. Коровнова, впосл. был утерян, сейчас известен в цитатах дореволюционных исследователей (И. Я. Сырцова , А. И. Соловьёва ). Из службы следует, что А. В. принял монашество в солигаличском Воскресенском мон-ре и что он являлся «собеседником» прп. Авраамия Галичского († 1375). Сведений о времени канонизации А. В. не сохранилось, к кон. XVI в. (была составлена служба) существовало местное почитание. В царских и Патриарших грамотах XVII в. А. В. всегда упоминается как «святой», «преподобный», «чудотворец». Имя его включено в «Описание о российских святых» (Барсуков. Источники агиографии. Прил. С. VI). Древние иконы А. В. неизвестны, до нас дошла икона 2-й пол. XVIII в. с изображением А. В. в рост (КГОАМ). Сохранилось описание XVIII в.: «Образ его в каменной полатке штилистовой; подобием аки Зосима Соловецкий, брада поуже, ризы монашеские, схима на плечах» (Барсуков. Источники агиографии. Стб. 16). В 1764 г. мон-рь на р. Воче был упразднен и обращен в приходскую церковь. В нач. XVIII в. над гробницей А. В. существовала каменная часовня, в 1767 г. на ее месте был возведен деревянный Преображенский храм. Церковное почитание А. В. как местночтимого святого прекратилось в 30-х гг. XIX в. (причины неизвестны), однако местное население продолжало чтить его память. Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Костромских святых, установленный в 1981 г. по инициативе архиеп. Костромского и Галичского Кассиана (Ярославского). Преображенский храм над гробницей А. В. был закрыт в 30-х гг. XX в., вскоре разрушен, однако покоящиеся под спудом мощи А. В. никогда в советское время не вскрывались. В наст. время от мон-ря остался только пребывающий в руинах каменный Покровский храм (освящен в 1792), находящийся в неск. десятках метров от места погребения преподобного.

http://pravenc.ru/text/64342.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Александр Вочский, Галичский, прп. - житие Александр Вочский, Галичский (XIV - XV вв.), преподобный. Память 30 августа и в Соборе Костромских святых Житие преподобного Александра неизвестно. С точностью нельзя сказать ни времени, ни места рождения преподобного Александра, а также сословия, к которому он принадлежал. Основанная им Александровская Преображенская пустынь на реке Воче, левого притока реки Костромы, близ города Солигалич (с. Коровново Солигаличского района Костромской области), упоминается под 1533 г., уже после смерти преподобного Александра. Можно предположить, что он родился не ранее середины XIV века, потому что прославляется как «подражатель» в подвигах и даже как «собеседник» преподобного Авраамия Чухломского (+ 1375). Основным источником сведений о нем является служба, составленная предположительно в XVI в., текст которой в нач. XX в. хранился в церкви с. Коровнова, впосл. был утерян, сейчас известен в цитатах дореволюционных исследователей (И. Я. Сырцова, А. И. Соловьёва). Юность преподобного в службе воспевается так: «От младых пелен прилепился еси к Богу преподобне, сего ради жизнь сию ни во что же вменив, крест Господень паче вожделев еси носити и вся земная возненавидев». Следствием такой ревности по благочестию было то, что юноша рано оставил «свое отечество и родных и удалился для подвигов в пустыню. Первоначально он пришел в виде неизвестного странника в Воскресенский монастырь города Солигалич, где и принял монашество. По прошествии некоторого времени с благословения своего наставника преподобный Александр оставил Воскресенскую обитель для более строгих пустынных подвигов. Место для своих новых подвигов преподобный избрал то самое, где сейчас располагается село Коровново, в 10 км от Солигалича, к югу по Чухломскому тракту, на правом берегу небольшой речки Вочи. В то время здесь был непроходимый лес и на первых порах преподобный подвизался в полном уединении. В службе не раз указывается на суровость его жизни: «Всякое озлобление претерпел еси: мразь и зной, алкание и жажды и на земли ляганиями всячески тело удручив». «Мудрование плоти умертвил еси, чести и имения совлекся еси, ризную лепоту ни во что же вменив, власяная рубища вожделел еси носити и сим показуя глубочайшее смирение». Не год и не два, а «многое время» преподобный оставался в скрытой от людей пустыне. Затем к нему стали приходить новые подвижники, желавшие посвятить свою жизнь Богу под руководством опытного наставника. Для своих сподвижников преподобный Александр был мудрым духовным отцом и примером в иноческих добродетелях. Преподобный Александр не только положил основание обители, но и успел при жизни привести ее в благоустроенное состояние.

http://pravicon.com/info-1683

В Костроме прошли торжества в честь 450-летия со дня преставления прп. Геннадия Костромского Кострома, 5 февраля 2015 г.      5 февраля 2015 года, в праздник Собора Костромских святых, день 450-летия преставления преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского, по приглашению епископа Костромского и Галичского Ферапонта и благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра управляющий делами Митрополичьего округа в Республике Казахстан епископ Каскеленский Геннадий возглавил служение Божественной литургии в Богоявленско-Анастасиином соборе г. Костромы, сообщает Патриархия.ru . Его Преосвященству сослужили епископ Костромской Ферапонт и духовенство Костромской епархии.      Богослужение завершилось славлением всем святым Костромского края, после которого епископ Геннадий обратился к собравшимся со словами проповеди.      Управляющий делами Православной Церкви Казахстана передал епископу Ферапонту, духовенству и верующим Костромской земли слова поздравления от митрополита Астанайского и Казахстанского Александра, более 20-ти лет возглавлявшего Костромскую епархию.      В Собор Костромских святых входят имена более 30 угодников Божиих. Многие из них были учениками и духовными последователями Игумена земли Русской — преподобного Сергия Радонежского. Один из первых сподвижников святого Сергия преподобный Авраамий Чухломской и Галичский основал в костромских пределах четыре монастыря. На Костромской земле в молитве и делах благочестия подвизались и другие Сергиевы ученики — преподобные Павел Обнорский, Иаков Железноборовский, Пахомий Нерехтский, Макарий Писемский, преподобный Никита, строитель Костромского Богоявленского монастыря. В XIV-XV веках на Костромской земле подвизались преподобные Паисий Галичский, Тихон Луховский, Александр Вочский, Варнава Ветлужский и Макарий Унженский — основатель знаменитой Макариево-Унженской обители, настоятелем которой с 1675 по 1682 год был святитель Митрофан, первый епископ Воронежский. В XVI столетии Костромская земля была прославлена подвигами преподобных Ферапонта Монзенского и Геннадия, Костромского и Любимоградского чудотворца.

http://pravoslavie.ru/77062.html

В Костроме прошли торжества по случаю 450-летия со дня преставления преподобного Геннадия Костромского 5 февраля 2015 г. 19:14 5 февраля 2015 года, в праздник Собора Костромских святых, день 450-летия преставления преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского, по приглашению епископа Костромского и Галичского Ферапонта и благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра  управляющий делами  Митрополичьего округа в Республике Казахстан   епископ Каскеленский Геннадий  возглавил служение Божественной литургии в Богоявленско-Анастасиином соборе г. Костромы. Его Преосвященству сослужили епископ Костромской Ферапонт и духовенство Костромской епархии . Богослужение завершилось славлением всем святым Костромского края, после которого епископ Геннадий обратился к собравшимся со словами проповеди. Управляющий делами Православной Церкви Казахстана передал епископу Ферапонту, духовенству и верующим Костромской земли слова поздравления от митрополита Астанайского и Казахстанского Александра, более 20-ти лет возглавлявшего Костромскую епархию. В Собор Костромских святых входят имена более 30 угодников Божиих. Многие из них были учениками и духовными последователями Игумена земли Русской — преподобного Сергия Радонежского. Один из первых сподвижников святого Сергия преподобный Авраамий Чухломской и Галичский основал в костромских пределах четыре монастыря. На Костромской земле в молитве и делах благочестия подвизались и другие Сергиевы ученики — преподобные Павел Обнорский, Иаков Железноборовский, Пахомий Нерехтский, Макарий Писемский, преподобный Никита, строитель Костромского Богоявленского монастыря. В XIV-XV веках на Костромской земле подвизались преподобные Паисий Галичский, Тихон Луховский, Александр Вочский, Варнава Ветлужский и Макарий Унженский — основатель знаменитой Макариево-Унженской обители, настоятелем которой с 1675 по 1682 год был святитель Митрофан, первый епископ Воронежский. В XVI столетии Костромская земля была прославлена подвигами преподобных Ферапонта Монзенского и Геннадия, Костромского и Любимоградского чудотворца. С 1821 по 1825 год ректором Костромской духовной семинарии и настоятелем Богоявленского монастыря города Костромы был преподобный Макарий (Глухарев), апостол и просветитель Алтая. В ХХ столетии, в годину гонений на святое Православие, на Костромской земле засвидетельствовали свою веру многие новомученики и исповедники Русской Церкви. Среди них — священномученики Никодим (Кротков), архиепископ Костромской и Галичский, иерей Василий Сыпановский и другие страдальцы за веру Христову. Празднование Собора Костромских святых было установлено в 1981 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и приурочено ко дню памяти преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского. Митрополичий округ в Республике Казахстан /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3983903.ht...

Время жизни Александра Вочского определено приблизительно на основании некоторых биографических данных, сообщаемых в службе преподобному. Как свидетельствует служба, преподобный Александр, стремясь к иноческим подвигам, ещё в юности покинув родительский дом, в виде странника пришел в Солигаличский Воскресенский монастырь и принял монашеский постриг от игумена Афанасия. Согласно службе юноша рано оставил «своё отечество и родных и удалился для подвигов в пустыню». Упоминаемая здесь Воскресенская обитель находилась в Солигаличе (Соль Галичская), и была основана в 1335 году Галичским князем Фёдором Семеновичем, (одним из потомков Константина Ярославича – родного брата Александра Невского) и духовником его Афанасием, игуменом Спасского монастыря города Галича. Преподобный Александр Вочский в службе прославляется как «подражатель» в подвигах и как «собеседник» Авраамия Чухломского, основателя Свято-Покровского Аврамиево-Городецкого монастыря. Свидетельство службы о времени жизни преподобного Александра подтверждается и одним из документов сохранившихся рукописей. Так в «заседной записи» говорится, что Александрова обитель имела несколько жалованных грамот от Галичских князей, которые как самостоятельные князья существовали только до половины XV века. Во всех царских и патриарших грамотах и других старинных документах XVII века Александр Вочский упоминается как «святой», «преподобный», «чудотворец». В принадлежащей Киево-Софийскому собору рукописной книге «Описание российских святых» о преподобном говорится следующее: «Преподобный Александре, иже на Воче реке, монастырь Преображения Господня, близ Соли Галицкой, 8 поприщ. Образ его в каменной палатке штилистовой, подобием аки Зосима Соловецкий, брада поуже ризы монашеские, схима на плечах». Глубокая вера в святость, искреннее почитание со стороны иноков обители и других жителей позволили Церкви причислить преподобного Александра к лику святых русских чудотворцев и совершать ему память 30 августа (по ст.ст.). После смерти преподобного Александра, последовавшей в первой половине XV века, Александрова (Преображенская) пустынь продолжала существовать до 1764 года, когда её обратили в приход села Коровнова, являвшегося до того времени монастырской слободкой. Преподобный Александр не только положил начало обители, но и успел при жизни привести её в благоустроенное состояние.

http://sobory.ru/article/?object=11701

В монастыре преподобного Паисия Галичского (+ 1460; память 23 мая/5 июня), который обрел Овиновский образ Божией Матери (празднование 15/28 августа), подвизался Иаков Галичский (в конце XV—haчaлe XVI вв., память 7/20 апреля). В XVI веке преподобный Александр Вочский (память 27 марта/9 апреля) основал Преображенский монастырь на реке Воче. Святитель Дионисий Суздальский (+ 1385; память 26 июня/9 июля), спостник и собеседник преподобного Сергия Радонежского, в середине XV века «послал двенадцать человек из своей братии в верхние грады и страны, идеже кого Бог благословит, для духовного просвещения народа и основания обителей», в числе двенадцати был и преподобный Макарий Унженский (+ 1444; память 25 июля/7 августа) — основатель трех обителей. Макариево-Успенский монастырь в XVII веке, в правление Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича, стал вторым по значению после Троице-Сергиевой лавры. Сюда был назначен игуменом будущий святитель Митрофан, епископ Воронежский (+ 1703; память 23 ноября/6 декабря), впоследствии принявший в схиме имя в честь преподобного Макария Унженского. Узы духовного братства связывают преподобного Макария с преподобным Варнавой Ветлужским (+ 1445; память 11/24 июня) — основателем Варнавиной обители, вокруг которой спустя некоторое время вырос город Варнавин. Преподобный Григорий Пельшемский (+ 1442; память 30 сентября/13 октября) явился основателем обители на реке Пельшме. Он положил немало трудов, чтобы примирить враждовавших между собою русских удельных князей. Святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси (+ 1461; память 15/28 июня), был родом из Костромской земли. Он начал свои иноческие подвиги в одном из галичских монастырей. По благословению святителя Алексия, митрополита Московского, преподобный Пахомий Нерехтский (+ 1384, память 15/28 мая) основал в Костромском крае обитель во имя Святой Троицы. Ученики преподобного Сергия Радонежского, который «был учитель всем монастырям, иже на Руси», просвещая Христовой верой языческие и полуязыческие племена, присоединяли их к Русской Православной Церкви. Из многочисленных ветвей духовного генеалогического древа, имеющего корни в Троице-Сергиевой лавре, ветви — Белозерская (от преподобного Кирилла Белозерского), Комельская (от преподобного Корнилия Комельского), Железноборовская (от преподобного Иакова Железноборовского), Нижегородская (от святителя Суздальского Дионисия) принесли обильные плоды добротолюбия и молитвы на Костромской земле.

http://pravicon.com/info-2725

В Собор Костромских святых входят: Авраамий Галичский, Чухломской, Городецкий, игумен, ученик преподобного Сергия Радонежского, 1375 г., Ил. 20, Радонеж.; Адриан Монзенский, преподобный, 1610 г.; Александр Вочский, Галичский, преподобный, нач. XVI в., Мр. 27, Ав. 30; Александра Феодоровна, императрица Российская, страстотерпица, 1918 г., Ил. 4, Новомуч., Петерб.; Алексий Николаевич, царевич, страстотерпец, 1918 г., Ил. 4, Новомуч., Петерб.; Анастасия Николаевна, великая княжна, страстотерпица, 1918 г., Ил. 4, Новомуч., Петерб.; Варнава Ветлужский, преподобный, 1445 г., Ин. 11; Василий (Разумов), иерей, священномученик, 1937 г., С. 9, Новомуч.; Василий (Преображенский), Кинешемский, еп., исповедник, 1945 г., Ил. 31, Иван., Новомуч., Ростов.; Владимир (Ильинский), иерей, священномученик, 1918 г., Ф. 22, Новомуч.; Геннадий Костромской, Любимоградский (Любимский), преподобный, 1565 г., Ян. 23, Ав. 19, Белорус., Ростов.; Герасим Луховский, преподобный, XVI в., Ин. 7, Иван.; Григорий Пельшемский, Вологодский, игумен, чудотворец, 1442 г., С. 30, Волог.; Димитрий (Добросердов), Можайский, архиепископ, священномученик, 1937 г., Окт. 8, Новомуч.; Димитрий Донской, великий князь Московский, 1389 г., М. 19, Моск., Радонеж., Тул.; Димитрий Красный, благоверный князь Галичский, 1441 г., С. 23, Моск., Радонеж., Тул.; Дионисий Суздальский, архиепископ, 1385 г., Ин. 26, Окт. 15, Влад., Радонеж.; Елисавета Феодоровна, Алапаевская, великая княгиня, прмц., 1918 г., Ил. 5, Моск., Новомуч., Петерб.; Иаков Брылеевский, преподобный, XV в., Ап. 11, день Св. Духа; Иаков Галичский, преподобный, XV-XVI в., Ап. 4, М. 30; Иаков Железноборовский, преподобный, ученик преподобного Сергия Радонежского, 1442 г., Ап. 11, М. 5, Радонеж.; Игнатий (Брянчанинов), еп., 1867 г., Ап. 30, Ростов., Петерб.; Иоанн (Касторский), диакон, священномученик, 1918 г., Ф. 22, Новомуч.; Иоанн (Перебаскин), мч., 1918 г., Ф. 22, Новомуч.; Иона Московский, митрополит, чудотворец, 1461 г., Мр. 31, М. 27, Ин. 15, Влад., Моск., Ряз., 5 свт.;

http://pravicon.com/info-2725

Кончина преподобного Александра была как кончина праведника. «Преставился от земных и востек еси на небеса в вышнии Сион и зайде в обитель невечерия». Нигде не упоминается, что преподобный Александр имел священный сан и скончался в схиме. Но за схимнический чин говорит описание его иконописного образа XVIII в. «Образ его в каменной полатке штилистовой; подобием аки Зосима Соловецкий; схима (только) поуже на плечах» Молва о святости преподобного Александра стала разносится и привлекать к его могиле богомольцев. В службе он не раз назывался «источником неисчерпаемых чудес боготочных» и «кладезем чудес неистощимых». Сведений о времени канонизации прп. Александра не сохранилось, к концу XVI в. существовало местное почитание, была составлена служба. В царских и Патриарших грамотах XVII в. Александр Вочский всегда упоминается как «святой», «преподобный», «чудотворец». Имя его включено в «Описание о российских святых» Древние иконы Александра Вочского неизвестны, до нас дошла икона 2-й пол. XVIII в. с изображением Александра Вочского в рост (КГОАМ). Церковное почитание Александра Вочского как местночтимого святого прекратилось в 1830-х гг. (причины неизвестны), однако местное население продолжало чтить его память. Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Костромских святых, установленный в 1981 г. по инициативе архиеп. Костромского и Галичского Кассиана (Ярославского). В 1764 г. монастырь на р. Воче был упразднен и обращен в приходскую церковь. В нач. XVIII в. над гробницей Александра Вочского существовала каменная часовня, в 1767 г. на ее месте был возведен деревянный Преображенский храм. Этот храм был закрыт в 1930-х гг. и вскоре разрушен, однако покоящиеся под спудом мощи Александра Вочского никогда в советское время не вскрывались. В настоящее время от монастыря остался только пребывающий в руинах каменный Покровский храм (освящен в 1792), находящийся в нескольких десятках метров от места погребения преподобного. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта.

http://pravicon.com/info-1683

Лит.: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 284; Сырцов И. Я. Преподобный Александр, основатель и игумен Александровской (упразд.) пустыни на р. Воче в Солигаличском уезде//Костромские ЕВ. 1893. Ч. неофиц. 4-5; Материалы для истории Костромской епархии: Галичская десятина. Кострома, 1895. Вып. 1. С. 32; Соловьёв А. И. Подробная опись 108 рукописей XVII и XVIII вв., принадлежащих церкви с. Коровного, Солигаличского уезда, Костромской губернии//Костромская старина. Кострома, 1901. Вып. 5. С. 1-138; Упраздненные монастыри Костромской епархии. М., 1909. С. 8-9; Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии: Справ. кн. Кострома, 1911. С. 308-309; Лукомский Г. К. Старинные церкви Костромской губернии. Уезды: Буйский, Галичский, Солигаличский и Чухломской. Пг., 1916. С. 52. Н. А. Зонтиков Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АДРИАН МОНЗЕНСКИЙ (Амос; ок. сер. XVI в.–1619), прп. (пам. 5 мая, 23 янв. – в Соборе святых Костромской митрополии) ГЕННАДИЙ (в миру Григорий; † 1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГРИГОРИЙ Пельшемский, Вологодский, прп. (пам. 30 сент., в Соборе Вологодский святых и в Соборе Костромских святых) ИАКОВ († сер.- 2-я пол. XV в..), прп. Брылеевский, Железноборовский (пам. 11 апр. и 23 янв.- в Соборе Костромских святых) ИАКОВ Железноборовский († 1442), основатель Железноборовского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мона-ря , прп. (пам. 11 апр., 5 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ ИГУМЕН († между 1377 и 1399, возможно, 1392) прп. Киево-Печерский (пам. 29 окт. в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/64342.html

- В Успенском соборе Московского Кремля. Рассказывают, что, когда французы в войну 1812 года грабили Кремль и добрались до гробницы святителя Ионы, рука святого поднялась кверху, так что захватчики со страху побросали всё награбленное и разбежались. И знаете, наш костромской архиепископ Алексий, почивший недавно, участвовал во вскрытии мощей святителя в 90-е годы. Он рассказывал, что действительно рука была поднята кверху. - Если монастырь назвали лаврой, то, видимо, митрополит Иона оказывал ему особое попечение? - Возможно, - соглашается батюшка. - Точно известно, что он опекал свою родную деревню, включив её в митрополичьи владения. Недавно в архивах Кремля мы нашли сведения, что в Успенский собор от имени Фёдора, родного отца святителя, были пожертвованы земли, в том числе само сельцо Одноушево. Но так как Фёдора в то время уже не было в живых, то, скорее всего, митрополит в память об отце и от его имени пожертвовал это сельцо, где родился. Так эти земли и стали митрополичьими. Воскресенский монастырь Солигалича Раньше солеварение было очень доходным промыслом, и многие московские монастыри имели здесь свои соляные колодцы, выпаривали соль. Поэтому неслучайно святитель Иона из нашего Воскресенского монастыря попал в московский Симонов монастырь, монахи которого заправляли здесь солеварением. Некоторые соляные источники владельцы жертвовали на помин души. На эти средства обустраивалась и Троице-Сергиева лавра. - А монашествующих в Воскресенском монастыре было много? - В XIV веке спасалось 24 монаха. После открытия он просуществовал несколько десятилетий, и во время одного из вражеских набегов, согласно летописи, все насельники приняли мученическую смерть, перед гибелью успели исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин. В конце XIV века монастырь снова возродился, и в это время всеобщего покаяния рождается святитель Иона. Приблизительно в те же самые годы в этом монастыре спасался преподобный Александр Вочский, который впоследствии основал недалеко от Солигалича свою Преображенскую пустынь. Чуть поодаль подвизался в молитвенных подвигах преподобный Авраамий Чухломский - родственник Сергия Радонежского. Он основал Покровский монастырь, который существует и в наше время, только называется сейчас Авраамиево-Городецкий.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/a...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010