Закрыть itemscope itemtype="" > Во главе Москвы как на поле брани Великий князь Сергей Александрович один из самых трагических персонажей кануна русской катастрофы, человек сложной, драматической судьбы, непонятый и даже оболганный как при жизни, так и посмертно. Историк Петр Мультатули о Великом князе-мученике Сергее Романове 17.02.2016 1118 Время на чтение 22 минут 17 февраля (4 февраля по ст.ст.) 1905 года был убит брошенной в него бомбой великий князь Сергей Александрович, Московский генерал-губернатор (1891-1905), супруг великой княгини Елизаветы Федоровны, сын Александра II и Марии Александровны . «Передовым кругам русского общества» великий князь был особенно ненавистен. Его прозвали «князем Ходынским», на него клеветали, возводя мыслимые и немыслимые обвинения, эсеры сочли его причастным даже к трагедии Кровавого воскресенья и вынесли смертный приговор, который и «привел в исполнение» Иван Каляев. А каким в действительности был Московский генерал-губернатор? И почему его деятельность вызывала такую реакцию? Об этом мы беседуем с историком Петром Мультатули . Великий князь Сергий Александрович - Петр Валентинович, что можно сказать о великом князе Сергие Александровиче как политическом деятеле? - Великий князь Сергей Александрович никаким политическим деятелем не был, так как в Российской империи занятие политикой, вплоть до создания Государственной Думы в 1906 году, было прерогативой исключительно Государя Императора. Поэтому можно говорить лишь о государственной деятельности великого князя , и она, надо отметить, оставила заметный след в истории России. Основой этой деятельности были монархические убеждения Сергея Александровича и его личная преданность своему Августейшему племяннику Императору Николаю II. Неслучайно великий князь с первых же дней вступления Николая II на престол подвергался нападкам и шельмованию со стороны и фрондирующих представителей династии Романовых (великих князей Александра и Николая Михайловичей), которых великий князь Алексей Александрович называл «русскими последователями Робеспьера», и откровенных врагов престола. Устройством народного гулянья на Ходынском поле занималось Министерство Императорского Двора и уделов |
In memoriam протопресвитера Александра Киселева. К столетию со дня рождения и восьмой годовщине смерти : Богослов.RU Комментарии Я, как и Василий Великий, верю в реальность того, что Глава Церкви - Христос. Вы - подозреваю - в этом не уверены. Поэтому не понимаете, само собой разумеющихся, вещей. Поэтому - я спорю с Вашим... Владимир — 13 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский Миф? Миф должен иметь основание, хотя бы, в фольклоре. Не совсем понятно, какой смысл Вы вкладываете в этот термин. В богословии, то о чём Вы говорите, называется не миф о глобальной катастрофе, а... Владимир — 13 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский Учение о предопределении (в более, конечно, глобальном смысле, чем у Вас) - католическое. У католиков нет духовного опыта отношения с Творцом - Словом, как с Главой Церкви. Поэтому, возможно, им... Владимир — 13 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский 3. Автор цикла отнюдь не претендует на «решение догматических вопросов». Как явствует из названия цикла и из «Введения», включённого в состав 1-ой части, автор видел свою задачу в том, чтобы собрать... Алексей Владимирович Гоманьков — 13 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский 2. «Известная цитата», касающаяся того, что первый «день» Творения якобы состоял из 24 часов, не приведена в статье, потому что она не имеет никакого отношения к ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ этого «дня». Любой... Алексей Владимирович Гоманьков — 13 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский Сети богословия « Богослов.Ru в Дзен » 01 декабря 2022 « Богослов.Ru в Telegram » 01 декабря 2022 « Богослов.Ru на YouTube » 01 декабря 2022 « Богослов.Ru во ВКонтакте » 01 декабря 2022 Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше |
Неведомый мир славянской библеистики: интервью с профессором польского Ягеллонского университета и венецианского Университета Ка " Фоскари Александром Наумовым : Богослов.RU Комментарии Я, как и Василий Великий, верю в реальность того, что Глава Церкви - Христос. Вы - подозреваю - в этом не уверены. Поэтому не понимаете, само собой разумеющихся, вещей. Поэтому - я спорю с Вашим... Владимир — 13 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский Миф? Миф должен иметь основание, хотя бы, в фольклоре. Не совсем понятно, какой смысл Вы вкладываете в этот термин. В богословии, то о чём Вы говорите, называется не миф о глобальной катастрофе, а... Владимир — 13 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский Учение о предопределении (в более, конечно, глобальном смысле, чем у Вас) - католическое. У католиков нет духовного опыта отношения с Творцом - Словом, как с Главой Церкви. Поэтому, возможно, им... Владимир — 13 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский 3. Автор цикла отнюдь не претендует на «решение догматических вопросов». Как явствует из названия цикла и из «Введения», включённого в состав 1-ой части, автор видел свою задачу в том, чтобы собрать... Алексей Владимирович Гоманьков — 13 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский 2. «Известная цитата», касающаяся того, что первый «день» Творения якобы состоял из 24 часов, не приведена в статье, потому что она не имеет никакого отношения к ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ этого «дня». Любой... Алексей Владимирович Гоманьков — 13 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский Сети богословия « Богослов.Ru в Дзен » 01 декабря 2022 « Богослов.Ru в Telegram » 01 декабря 2022 « Богослов.Ru на YouTube » 01 декабря 2022 « Богослов.Ru во ВКонтакте » 01 декабря 2022 Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше |
20. Страстная седмица. Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Прп. Феодора Трихины. Прп. Александра Ошевенского. Мч. младенца Гавриила Белостокского. Прп. Иоасафа Метеорского. Свт. Феодосия исп., еп. Коломенского . Полунощницу «поем в келлиях» (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Четверток вечера»). Утреня Великой Пятницы (с чтением 12-ти Евангелий), именуемая Уставом «Последование Святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа», совершается обычно в Великий Четверток вечером. По Типикону, она должна начинаться во 2-м часу ночи, т. е., по нашему счету, в 8-м часу вечера в Великий Четверг. Примечание. «Во 2-й час нощи клеплет параекклисиарх. И собравшимся нам во храм, благословившу иерею с кадилом, глаголем по обычаю, якоже предписася в четверток 5 недели» (Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Пяток утра»). Иерей возглас: «Благословен Бог наш...». Чтец : «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...», Трисвятое. По «Отче наш...» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся...» (трижды) и двупсалмие (во время псалмов – обычное каждение). Шестопсалмие. (Иерей читает утренние молитвы.) Великая ектения. «Аллилуиа», глас 8-й (со стихами: «От нощи утренюет...»), и тропарь «косно и со сладкопением», глас тот же: «Егда славнии ученицы...». «Слава» – тот же, «И ныне» – тот же. Примечание. «По тропаре же входит настоятель со диаконом во святый олтарь, и облачася во священныя одежды, кадит святую трапезу крестообразно, и весь святый олтарь, и лики, и братию по чину» (Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Пяток утра»). Церковный Устав указывает читать Евангелия Святых Страстей в алтаре (причем Евангелие остается на престоле), но уже твердо установился обычай читать их на середине храма. В начале пения тропаря отверзаются царские врата, и предстоятель в фелони износит Евангелие на середину церкви. Раздаются свечи священнослужителям и молящимся. Свечи по прочтении каждого Евангелия погашаются и возжигаются к началу следующего Евангелия . Далее, во время продолжающегося пения тропаря, предстоятель совершает полное каждение всего храма. По окончании тропаря и каждения – малая ектения , возглас: «Яко Твоя держава и Твое есть Царство...». Посем: «И о сподобитися нам...» , «Премудрость, прости...», «Мир всем» и прочее по обычаю. |
Закрыть itemscope itemtype="" > Путешествие по Востоку и Святой земле в свите Великого князя Николая Николаевичав 1872 году 10.06.2020 436 Время на чтение 59 минут Источник: Русское воскресение В 1872 г. Великий Князь Николай Николаевич Старший совершил большое путешествие по Востоку и Святой Земле. Оно продолжалось два месяца и подробно описано одним из его участников, Дмитрием Антоновичем Скалоном в книге: «Путешествие по Востоку и Святой Земле в свите Великого Князя Николая Николаевича в 1872 году» (СПб., 1881). Великий Князь 17 сентября выехал из Петербурга через Вену в Турцию. Его сопровождали Князь Евгений Максимилианович Романовский Герцог Лейхтенбергский, Принцы Александр и Константин Петровичи Ольденбургские, десять лиц свиты, лейб-хирург, художник и еще несколько лиц, а также десять человек прислуги. Брату Русского Царя в пути всюду воздавались большие почести и оказано было много внимания не только со стороны властей, но и местных жителей. В особенности блестящий прием Его Высочеству оказал в Константинополе Султан Абдул-Азис. Здесь Великий Князь имел случай видеть турецкие войска, представившиеся по повелению Султана под командою Его сына, Юсуф-Иззедин-Эфенди. Из древнего Царьграда Великий Князь со свитою на пароходе отправился в Бейрут, откуда, сначала в экипажах, а затем почти исключительно верхом совершил путь по Святой Земле… Поклонившись святыням Иерусалима и Вифлеема, Великий Князь со своими спутниками через Еммаус прибыл в Яффу и отсюда морем отправился в Египет, где, пройдя Суэцским каналом, посетил Каир, осмотрел пирамиды, сфинксы и другие замечательные древности Египта и затем через Италию (Бриндизи) к 20 ноября возвратился в Петербург. Биограф Великого Князя – Виктор Всеволодович Жерве – в своей книге «Генерал-фельдмаршал Великий Князь Николай Николаевич Старший. Исторический очерк его жизни и деятельности (1831-1891)» (СПб., 1911. 248 с.) рассказывает: «Сильное, неизгладимое впечатление произвело на Великого Князя это путешествие в Святую Землю. Осуществилось Его давнишнее желание поклониться Гробу Господню, много веков находящемуся во власти турок. |
«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация Главное стремление богословия Шмемана — выявить единство богослужения, вероучения и жизни Церкви. Конечно, Церковь в своей сердцевине остается такой же, какой она была создана в Пятидесятницу. Однако, те или иные искажения, ошибки или прямо предательства всегда неизбежны. Пост, милостыню и молитву называют основами духовной жизни. Пост, из этих трёх, подвергся наибольшей деформации в понимании верующих (что уж говорить о неверующих…) Великий Пост — время диеты? тягостных, ненужных ограничений? Или всё-таки Великий Пост — школа покаяния, которое, по Лествичнику, — «дочь надежды и отвержение отчаяния»? Покаяние — «метанойя» — обращение ко Христу, путь к Нему? Это исходное понимание Великого Поста как школы покаяния, духовной весны, пути к Пасхе восстанавливает Шмеман в книге «Великий Пост». Как и все его книги, «Великий Пост» — одновременно доступен в изложении, научно выверен и богословски глубок. И как и все, он выходит за рамки своего предмета к основам христианской жизни как таковой. Суть Великого Поста — покаяние, покаяние — путь ко Христу. Т. о. «Великий Пост» Шмемана не просто работа по литургике, а фундаментальное богословие, исходящее из самой стихии церковности — богослужения. Отец Александр Шмеман пишет о замысле своего «Великого Поста»: «Это краткое толкование Великого Поста написано для тех все более многочисленных в наши дни читателей, которым хотелось бы лучше понять богослужебную традицию Церкви и принимать более сознательное участие в ее жизни.Мы знаем, что покаяние — начало и условие подлинной христианской жизни. Первое слово Христа, когда Он начал проповедовать, было: «Покайтесь» (Матф. 4:17). Но что такое покаяние? В суете нашей ежедневной жизни мы не успеваем задуматься над этим н считаем, что в общем–то, к чему нас обязывает Пост — это воздерживаться от скоромной пищи и излишних развлечений, пойти исповедаться, получить от священника разрешение грехов, причаститься (один раз за весь год!) и затем считать, что «все в порядке» до будущего года.Но ведь недаром Церковь специально определила эти семь недель, посвященных покаянию, недаром она зовет нас к длительному и усиленному духовному подвигу. |
Закрыть itemscope itemtype="" > Дионисий Великий: «Такая смерть считалась равной мученичеству» Как вели себя христиане в отличие от язычников в далёком 262 году, когда свирепствовала моровая язва 18.03.2020 2490 Время на чтение 3 минуты Наблюдая за развитием нынешней эпидемии коронавируса, мы ищем исторические примеры, которые помогли бы нам правильно относиться к этому бедствию. Есть в истории пример, который очень напоминает нынешние события. Дело было в 262 году. В тот год в Александрии, как напоминает «Православная энциклопедия» , возникла междоусобица, разделившая жителей города на 2 партии. Последовавшая за ней гражданская война помешала христианам собраться на Пасху. В связи с этим священномученик Дионисий, епископ Александрийский (Дионисий Великий) был вынужден сообщаться с паствой только письменно (Euseb. Hist. eccl. VII 21). Вскоре к бедствиям гражданской войны присоединились голод и моровая язва, христиане под руководством своего епископа несли заботы о лечении больных, о погребении умерших, в то время как язычники, боясь заразы, бросали тех и других на произвол судьбы. Примечательно, что бедствие в далёком третьем веке в далёкой Александрии тоже выпало на Великий пост. Поучительные для нас послания Дионисия Великого цитирует знаменитый церковный историк Евсевий Кесарийский, епископ Кесарии Палестинской, в своей «Церковной истории»: «Войну сменила чума, а так как приближалась Пасха, то Дионисий опять письменно беседует с братьями и так говорит о страданиях от этого бедствия: " Другим людям нынешнее время не покажется подходящим для праздника, и не будет оно подходить ни для этого нашего праздника, ни для какого другого – и не только для людей в печали, но и для тех, кто, казалось бы, преисполнен ликования. Сейчас всюду похоронный плач, все горюют; город оглашают вопли по умершим и каждодневно умирающим. Как написано было о первенцах египтян, так и теперь: " и поднялся вопль великий, ибо нет дома, где не было бы мертвеца " – хорошо, если не больше одного. А до этой беды случилось много страшного. Сначала нас изгнали, но мы, одинокие, всеми преследуемые, всегда под угрозой смерти, и тогда справляли этот праздник. Место, где кто-то пострадал: деревня, пустыня, корабль, гостиница, тюрьма, – становилось для нас обителью праздника; самым сияющим был он для скончавшихся мучеников, участников пира небесного. |
Великий церковный " неспециалист " РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_56676.html 08 августа 2008 Павел Умнов Великий церковный " неспециалист " Источник: Русский журнал Умер Солженицын. За прошедшие сутки-двое уже все рассказали, какой он был великий писатель и гражданин. (И это правда.) На одной известной радиостанции опросили людей – оказалось, что почти все Солженицына читали тайно, ночью и под одеялом, а некоторые читали в школе или в интернете. Автор этих строк – промежуточный вариант – прочел Солженицына впервые в начале-середине 90-х, никогда Солженицына живьем не видел, но хочет затронуть одну тему, к которой еще не очень многие обращались в эти дни: Солженицын и Русская православная церковь. Отношения эти были довольно сложные. Великий русский писатель никогда не скрывал своей веры. В годы гонений на религию он писал художественные произведения, рассказывающие о тяжелой судьбе верующих в Советском Союзе (рассказ " Пасхальный крестный ход " ); довольно широко было известно и Великопостное письмо патриарху Пимену, в котором Солженицын просил тогдашнего предстоятеля РПЦ МП вступиться за Церковь. (Это письмо вызвало переписку Александра Солженицына с известным православным священником отцом Сергием Желудковым.) Затем были короткие встречи с протопресвитером Александром Шмеманом, о которых последний упоминал в своих дневниках, выступления перед представителями Русской православной церкви За границей, а уже в 90-х годах Солженицын участвовал в Рождественских чтениях. Все это очень разные тексты, но их объединяет одна особенность – боль за Церковь, которая для Солженицына была во многом силой, способной возродить Россию. При этом писатель не идеализировал РПЦ МП, он видел ее проблемы и пытался найти пути выхода из кризиса. Одна из главных тем, которая всегда волновала писателя, была тема церковно-государственных отношений. К проблеме Церкви в советское время мы еще вернемся, а пока отметим, что Солженицын совсем не идеализировал и дореволюционную практику, сложившуюся в этой сфере. В 1996 году на Рождественских чтениях писатель произнес фразу, над которой стоит задуматься нашим современникам, рассказывающим о золотом веке монархии в России: " Под имперской дланью правительства, пригнетенно теряя свою независимость и свой духовный авторитет, наша Церковь вслед за потерей большей части образованного класса стала в конце XIX века и в начале XX терять верующих в самой цельной и преданной части народа – в крестьянстве, в селе, не говоря уже о простонародье городском. Это нравственное отпадение уже тогда открылось внимательным взорам, а с приходом революционных лет оно стало питательной почвой, поставщиком кадров молодежи, так потребных революционерам для их разрушительных действий " . |
Митрополит Антоний (Паканич): Пост – напоминание политикам об ответственности перед Богом Сегодня всем нам крайне трудно обрести состояние внутреннего покоя. 24 февраля, 2015 Сегодня всем нам крайне трудно обрести состояние внутреннего покоя. Сегодня у православных начался Великий пост, который продлится до праздника Пасхи. О том, что это такое, в чем его смысл, как его следует соблюдать и есть ли особые правила поста для украинских политиков, нам рассказал управляющий делами УПЦ. — Владыка, в чем главный смысл Великого поста? — Пост — древнейшая аскетическая практика. О необходимости поста говорится в Новом Завете. С первых веков христианства в Церкви существовали многодневные посты. Наиболее древний и самый продолжительный из них — Великий пост. Его главное назначение — подготовка человека к празднику Пасхи. Период воздержания, связанного с Великим постом, длится около двух месяцев. Это значительный отрезок церковного года. Иногда его называют десятиной, которую каждый человек должен ежегодно приносить в дар Богу. Красной нитью через все великопостное богослужение проходит мысль о покаянии и об изменении своей жизни, об очищении сердца. Знаменитый богослов ХХ века отец Александр Шмеман очень ясно показал, что великопостный период в Древней Церкви был, прежде всего, временем подготовки к крещению. В древности крещение совершалось, главным образом, над взрослыми. Лучшим временем для крещения считалась Пасхальная ночь. Ведь именно в эту ночь мы воспоминаем смерть и воскресение Христа Спасителя. И в таинстве крещения каждый человек умирает и воскресает со Христом. Потому наше пасхальное богослужение содержит множество крещальных элементов. Для тех же, кто уже был крещен, Великий пост стал временем покаяния и возобновления крещальных обетов. — В пост Церковь предписывает своим членам отказываться от некоторых продуктов. Почему? — В Великий пост мы отказываемся, прежде всего, от мясной и молочной пищи. Те, кто стремится соблюдать пост со всей строгостью, воздерживаются в будние дни даже от растительного масла. Вкушать рыбу в Великий пост разрешается только два раза: в праздник Благовещения, и в Вербное воскресенье. Но каждый должен соблюдать пост по мере сил. Надо учитывать физические нагрузки, состояние здоровья. Тем, кто впервые хочет соблюдать пост, лучше посоветоваться с опытным священником. |
Царствующего града Москвы святые 162. Святый и благоверный великий князь Даниил Александрович Московский и всея Руси чудотворец, преставися в лето 6811 месяца марта в 14 день Удельный князь Московский, младший сын св. Александра Невского, родоначальник Московских великих князей, отличался добрыми качествами великого отца своего. Построил на берегу реки Москвы деревянную церковь преп. Даниила СТолпника и при ней основал монастырь. Приняв схиму, ум. 4 марта 1303 года и погребен на погосте устроенной им обители. Открытие мощей последовало 30 августа 1652 года. Мощи почивают открыто в соборной церкви Московского Даниилова монастыря. 163. Святый и благоверный и великий князь Иоанн Данилович Калита преставися в лето 6848 месяца марта 31 день Сын св. Даниила, первый великий князь Московский, родился в Москве около 1283 года, вступил на престол великого княжения в 1328 году. Ум. схимником 31 марта 1340 года, погребен в основанном им Московском Архангельском соборе. Не канонизирован. 164. Святый благоверный великий князь и царь Димитрий Иоаннович Донской и Московский преставися в лето 6897 месяца маия в 9 день Сын великого князя Uoahha II Иоанновича, воспитанный святым митрополитом Алексием, утвержден ханом на великом княжении в 1361 году. Прославил себя победою над Мамаем 8 сентября 1380 года на Куликовом поле. Ум. в Москве 19 мая 1389 года; погребен в Архангельском соборе. Не канонизирован. По «Иконописному Подлиннику»: «подобием сед, власы кудреваты, брада с Николину, проста, ризы княжеския» (Филимонов, стр. 54). Житие в. кн. Димитрия Иоанновича написано вскоре после его смерти. Автор, по замечанию Ключевского, «начитанный книжник, писал его для какого-нибудь духовного лица. В характеристику князю допущены почти исключительно иноческия добродетели» (стр. 169–170). 165. Святый благоверный князь Димитрий Юрьевич Галичский Красный преставися в лето 7949 месяца сентября в 22 день Младший сын князя Юрия Галичского, внук Димитрия Донского, кроткий и набожный юноша. Обстоятельства, бывшие при кончине его 22 сентября 1440 года, были изумительны для современников (Барсуков, стр. 150 и 152); погребн в Московском Архенгельском соборе. Не канонизирован. 166. Святый и благоверный царь и великий князь Федор Иоаннович преставися в лето 7106 месяца генваря в 7 день |
| |