Закрыть itemscope itemtype="" > О медицине, литературе и о себе Беседа с нейрохирургом, заслуженным врачом России Г. А. Марголиным 07.09.2015 714 Время на чтение 5 минут В Архангельске издана книга воспоминаний нейрохирурга, профессора кафедры неврологии и нейрохирургии СГМУ, заслуженного врача России Георгия Александровича Марголина «Чайки рождаются морем». Об истории создания повести, страницах биографии с автором книги беседуют его ученик, архангельский врач и писатель Александр Тутов и журналист Анатолий Беднов. Военное детство, вузовская юность Александр Тутов: - Сначала хотелось бы рассказать читателям нашей беседы, как вы попали в Архангельскую область. В повести это написано, но, чтобы взять в руки книгу, читатель должен иметь представление, о чем она. Георгий Марголин: - Война меня застала на Украине , в Донецке (в то время этот город назывался Сталино, а еще раньше - Макеевка). Мне тогда было шесть лет, отец и мать работали в госпитале. И за две недели до занятия города немцами пришел приказ - срочно эвакуировать госпиталь. Нас погрузили в эшелон и повезли на восток. Так мы приехали в Анжеро-Судженск, там расположились, а через год, в 1943-м, вновь приказ: разбить госпиталь примерно пополам, и одну половину отправить в Архангельск. Отец с этой половиной госпиталя уехал в Архангельск, а мать со мной и моей младшей сестрой остались. А.Т.: - Говорят, что Архангельск был на втором месте по смертности от голода после Ленинг рада? Г.М.: - Архангельск спасали от смертельного голода только ненцы. Время от времени они гнали сюда оленей, везли тюленьи туши и здесь продавали их по дешевке. Анатолий Беднов: - Недаром в Архангельске стоит памятник тюленю. Г.М.: - Также забивали оленей - и это спасало. Архангельск постоянно бомбили. Разрушили большинство складов. Казалось бы, много продуктов из Америки проходили через Архангельск. Но ни одной банки консервов горожанам не доставалось. Все шло на фронт. А.Б.: - А как семья воссоединилась? Г.М.: - Отец написал в центр письмо, вместе с просьбой, чтобы семью отпустили в Архангельск. Мать сделала тоже, и тогда ей разрешили уехать.

http://ruskline.ru/analitika/2015/10/08/...

Архимандрит Тихон (Шевкунов) и Александр Архангельский о пути к вере в 70-е [+ ВИДЕО] Каждое явление в духовной жизни человека имеет свои причины. Зачастую они хранятся глубоко в подсознании. Что происходило в сознании советской интеллигенции в семидесятых, восьмидесятых годах двадцатого века? Какими путями они приходили к вере? 21 октября, 2011 Каждое явление в духовной жизни человека имеет свои причины. Зачастую они хранятся глубоко в подсознании. Что происходило в сознании советской интеллигенции в семидесятых, восьмидесятых годах двадцатого века? Какими путями они приходили к вере? На телеканале «Культура» в программе  «Наблюдатель» архимандрит Тихон (Шевкунов) и Александр Архангельский говорили о пути к вере в 70-е  — 80-е годы. АЛЕКС ДУБАС: Доброе утро. Телеканал «Культура» начинает свое вещание. Программа «Наблюдатель» и я, Алекс Дубас. Недавно в свет вышла вот эта книга, «Несвятые святые» архимандрита Тихона, в миру Георгия Шевкунова. А на нашем канале в эти дни идет премьера фильма Александра Архангельского «Жара». АЛЕКС ДУБАС: Еще раз доброе утро. Вы смотрите программу «Наблюдатель», с вами Алекс Дубас. Каждое явление в духовной жизни человека имеет свои причины. Зачастую они хранятся глубоко в подсознании. Что происходило в сознании советской интеллигенции в семидесятых, восьмидесятых годах двадцатого века? Какими путями они приходили к вере? – об этом мы сегодня и поговорим. У нас в гостях наместник Сретенского мужского монастыря архимандрит Тихон, доброе утро. АРХИМАНДРИТ ТИХОН (ШЕВКУНОВ): Здравствуйте. АЛЕКС ДУБАС: И публицист, телеведущий, мой коллега, писатель Александр Архангельский. К вам, Александр, и первый вопрос. В понедельник в программе «Тема» вы собрали замечательных людей и задали им вопрос: а был ли разворот в семидесятых? Они подробно отвечали. А что вы сами думаете по этому поводу? Я все ждал, когда вы выскажетесь. АЛЕКСАНДР АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Во-первых, я не имею права высказываться в своей программе, я должен слушать, работаю ушами. АЛЕКС ДУБАС: Вот повод.

http://pravmir.ru/arximandrit-tixon-shev...

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию на месте разрушенного Свято-Троицкого кафедрального собора Архангельска 23 августа 2009 г. 13:25 В воскресенье 23 августа Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на площади перед зданием Архангельского драматического театра имени М.В. Ломоносова — на месте, где находился Свято-Троицкий кафедральный собор Архангельска, разрушенный в годы гонений. Для совершения Литургии на площади установили престол под сенью, рядом с которым была помещена чтимая икона Успения  Пресвятой Богородицы, доставленная из возрожденного Успенского храма Архангельска. Его Святейшеству сослужили и.о. управляющего делами Московской Патриархии архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион , архиепископ Костромской и Галичский Александр , архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан , архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон , архиепископ Орехово-Зуевский Алексий , наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , епископ Архангельский и Холмогорский Тихон , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , духовенство Архангельской и других епархий Русской Православной Церкви. На богослужении присутствовали вице-спикер Государственной Думы ФС РФ А.Н. Чилингаров, губернатор Архангельской области И.Ф. Михальчук, губернатор Ненецкого АО И.Г. Федоров, мэр Архангельска В.Н. Павленко, представители органов государственной власти и общественных организаций региона. После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом: «С великой радостью я приветствую всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, на этом воскресном праздничном богослужении, на том самом месте, где стоял величественный кафедральный собор. Сегодня нет собора, но мы молимся на этом месте. Эта молитва глубоко символична — этой молитвой мы как бы сопрягаем времена. Мы утверждаем преемственную связь не только поколений, но преемственную связь тех идеалов, которыми была сильна наша страна и наш народ».

http://patriarchia.ru/db/text/725543.htm...

поиск:   разделы   рассылка Ольга Богданова " Жара " Александра Архангельского: незабываемое время Источник:  Татьянин день Фильм Александра Архангельского " Жара " , посвященный духовным поискам советской интеллигенции и неофициальной религиозной жизни 1960-х-1980-х годов, вызвал немало толков и обсуждений. На какую аудиторию он был рассчитан? Почему так мало говорится об истории политической борьбы в эти годы? Какие ассоциации и мнения он вызывает у тех, кто был современником описываемых событий? Сегодня в " Татьянином дне " – комментарии епископа Каскеленского Геннадия, филолога Андрея Десницкого и шеф-редактора фильма " Жара " Ксении Лученко. Епископ Каскеленский Геннадий (Гоголев): Фильм " Жара " очень понравился. Хотел бы поблагодарить Александра Архангельского за прекрасную работу. Фильм познавательный. Много кинопленок впервые показаны широкому зрителю. Много новых интересных фактов – чего стоит только собачка в углу полотен художника Фаворского! Поразило своей темной обреченностью выступление отступника Осипова с атеистической трибуны, а глубокие гениальные глаза Ахматовой после просмотра третьей серии снились всю ночь. К сожалению, не обошлось без ошибок: митрополит Никодим никогда не был ректором Ленинградской духовной Академии, а Псково-Печерский монастырь – лаврой. Но главное достоинство фильма в том, что он правдив. Убежден, что все, кто жили в те проклятые, но плодоносные времена, воскликнули: да, да, именно так все и было! Мое настоящее обращение тоже произошло в середине 80-х. И я очень хорошо помню, как морозной зимой приходил с группой молодых христиан в деревянный домик на окраине Троице-Лыково на собрания, которые соединяли в себе элементы научного семинара и первого класса церковно-приходской школы. А потом с великой осторожностью мы расходились по одному к разным автобусным остановкам: ведь для нагрянувшей милиции присутствие в доме нескольких несовершеннолетних при наличии на столе открытой Библии давало повод к задержанию взрослого. И сущая правда, что солидные ученые родители говорили своим отпрыскам: уж лучше бы ты пил и развратничал, чем – религия! И сущая правда, что молодой православный доперестроечного времени тесно, плечом к плечу, стоял на линии фронта супротив безбожия вместе с католиком, баптистом, пятидесятником, иудеем.

http://religare.ru/2_89803.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ: ЦЕРКОВЬ ДОЛЖНА БОЛЕЕ АКТИВНО ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА ОБЩЕСТВО 8 мин., 01.01.2008 Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ родился в 1964 году в Москве, закончил филологический факультет Московского педагогического института имени Ленина, преподавал за границей. Вернувшись в Россию, работал в газете " Известия " , где прошел весь путь от корреспондента до заместителя главного редактора. Вел программы " Против течения " (1992-1993, " РТР " ), " Хронограф " (2002, " Россия " ). Ведет на канале " Культура " программу " Тем временем " . Но главным занятием для него остается литература. Скоро выходит его книга " Базовые ценности: искусство по применению " . Сейчас Александр Архангельский пишет книгу о Пушкине для серии " Жизнь замечательных людей " . Заходить в тупик полезно У телевидения есть свои границы: оно не может, не умеет рассказывать про Бога. Оно может говорить про людей. И через их веру как-то поведать о Боге. Телевидение – это посредник между разными группами общества, например, теми, которые “создают” культуру и теми, которые эту культуру “потребляют”. Точно так же есть узкие сообщества людей, которые “пропагандируют” богословские идеи, и более широкие сообщества людей, которые, благодаря телевещанию, могли бы к этим идеям приобщиться. Но люди, уже живущие жизнью Церкви, в принципе, не очень-то в телевидении, даже церковном, нуждаются: они общаются со священником, читают специальные книги. А вот нецерковному человеку разговор о тех реалиях, с которыми он ежедневно не соприкасается, – необходим. Но будет ли он слушать о них специально? Канал “Спас” – эксперимент. Посмотрим, удастся ли он. В обществе есть верующие и неверующие, и телевидение может выстраивать между ними линию диалога. Но в этом случае оно будет не церковным, а общественным. Нужно, чтобы телевидение стремилось делать все для того, чтобы люди понимали друг друга, чтобы неверующие знали, какими проблемами живет Церковь, а церковные – какие радости и страдания разделяют их неверующие сограждане, чтобы не было взаимного презрения и отторжения.

http://foma.ru/aleksandr-arxangelskij-cz...

Архангелово чудо в Архангельской области Почему речушка Халуй в буквальном смысле течет-течет и проваливается под землю 19 сентября, 2015 Почему речушка Халуй в буквальном смысле течет-течет и проваливается под землю Повернуть воды вспять, проложить путь через море, иссушить реку – такими чудесами насыщено Писание и Предание. Как мы воспринимаем эти повествования сегодня? Своим ощущением чуда от увиденного собственными глазами поделился епископ Иона (Черепанов). Чудо, о котором пойдет речь, очень похоже на совершенное много веков назад Архангелом Михаилом в Хонех. Память о том, как Архистратиг сохранил храм, направив водный поток в землю, Церковь бережет – и празднует 19 сентября. То, что спустя почти тысячу лет случилось с речушкой Хáлуй в Архангельской области, помнит мало кто – лишь местные да краеведы. И уж точно это не воспринимается как повод для радости: по преданию, так жители одноименной деревни были наказаны за негостеприимство, проявленное по отношению к преподобному Александру Ошевенскому. Как и почему речка в буквальном смысле проваливается под землю, видел, знает и рассказал епископ Обуховский Иона, отец и мать которого родом из Архангельской области. Чудо Архистратига Михаила в Хонех – событие всем нам известное: соединив плотиной две горные речки, язычники хотели направить поток на православный храм и снести его с лица земли. Но по молитвам преподобного Архипа вода была низведена явившимся Архангелом Михаилом в расщелину в скале. И до сих пор река в этом месте уходит под землю. Было это в IV веке в Малой Азии. Задумывались ли вы, насколько возможны подобные чудеса? Ведь бывает, когда читаем о проявлениях сверхъестественной силы Божьей, какая-то нотка сомнения закрадывается в сердце. В то же время многие великие события затем повторялись в истории. Как некогда праотцу Аврааму явилась Пресвятая Троица в виде трех ангелов, так спустя много столетий Троица также явилась преподобному Александру Свирскому. И в случае с чудом в Хонех можно найти аналоги. Совсем недавно мне довелось узнать об одном таком.

http://pravmir.ru/arhangelovo-chudo-v-ar...

Архангельское. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Село Архангельское Каменского района Тульской области. Строителями первой церкви (деревянной) были Дмитрий Боев, Андрей Шибаев и Мишка Савельев. Это стало известно из допроса (и челобитной помете приказа Розыскных дел) свояка Матюшки Боева, который служил стряпчим у князя Василия Васильевича Голицына. Стряпчий – это дворцовый слуга, придворный чин, следующий ниже за стольником. Всего в селе в разное время было построено четыре храма. В 1895 г. население прихода простиралось до 712 мужского пола и 755 женского пола. Это вместе с ближайшими деревнями.  В это же время (1895 г.) в приходе  было два храма: 1) холодный каменный в честь Успения Божьей Матери и 2) каменный, теплый во имя Святителя  и Чудотворца Николая, считающийся приписным к первому (новому) храму. От первоначального и второго храма не осталось и следов, но прихожане до настоящего времени день 8 ноября чтут, как свой храмовый праздник. Во второй половине 1700-х гг. первый храм пришел в негодность и в 1771 г. был построен второй деревянный Успенский храм, на средства помещицы Анастасии Петровны Свечиной (жена бригадира Иван Ивановича Свечина). И позднее перед постройкой четвертого храма был продан в с. Ивановское, на Плаве Чернского уезда. А третий храм в селе Архангельское был построен на средства сына Анастасии Петровны и Иван Ивановича Свечиных, Петра Ивановича Свечина. Третий храм первоначально был устроен во имя Пресвятой Троицы, однопрестольным, каменным в небольшом размере в 1787 г. В таком виде он был до 1877 г., когда местный помещик дворянин Николай Дмитриевич Селезнев на свои средства  сделал теплым и возобновил его уже как во имя Святителя и Чудотворца Николая. И, наконец четвертый храм (строительство 1844-1853 гг.) другой местный помещик дворянин Николай Александрович Шишков, вместо второго (по счету) деревянного храма, проданного в Черский уезд, устроил каменный однопрестольный, но без трапезы и колокольни, храм Успении Божьей Матери. А в 1865 г. наследник храмостроителя Андрей Николаевич Шишков на свои средства устроил трапезную и колокольню, чуть позже храм внутри незначительно поновлен, потом и снаружи.

http://sobory.ru/article/?object=18664

поиск:   разделы   рассылка Филипп Щипков Александр Архангельский: Религия находится в гетто Александр Николаевич Архангельский. Родился в 1962 году. В 1984 году окончил факультет русского языка и литературы МГПИ. Кандидат филологических наук. 1985 – сотрудник Гостелерадио СССР. В 1986-1992 работал в журналах " Дружба народов " и " Вопросы философии " . С 1992 по 1993 – автор и ведущий программы " Против течения "  (РТР). С 1993 по 1994 – автор программы " Писатели у микрофона " (радио " Свобода " ). С 1998 года – обозреватель, с 2001 года – заместитель главного редактора газеты " Известия " . Автор и ведущий телепрограммы " Тем временем " на ТК  " Культура " . Вам интересна религия как самостоятельный феномен или ее политическая составляющая? На политических полосах " Известий " периодически публикуются материалы, которые посвящены взаимодействию политики и религии. О религии в собственном смысле слова мы можем писать, только когда она вызывает резонанс в обществе. В обществе верующих и неверующих. Когда в этом году умер митрополит Сурожский Антоний (Блум), мы об этом написали, потому что, независимо от личных религиозных воззрений наших читателей, фигура митрополита Антония является посреднической между миром Церкви и миром внецерковным (к нему в большинстве своем относятся читатели " Известий " ). А когда год назад умер во всех отношениях достойный митрополит Нижегородский Николай (Кутепов), мы об этом не писали – не в силу нашего равнодушия, а потому, что это событие специально не касается нашего читателя. О религии " Известия " пишут часто. Почему нет специальной религиозной полосы? Когда я руководил отделом " Общество " , я пробовал такую полосу делать, но, во-первых, у меня не было ощущения, что она кому-нибудь, кроме меня, нужна. Во-вторых, газета – это только зеркало. Мы живем в мире, где на большинство населения религия воздействует в политической и общественной сферах, а не в собственно религиозной. Понятно, что девять из десяти русских скажут, что они православные, но при этом только 5 % ходят в церковь, исповедуются, причащаются, т.е. живут церковной жизнью. Если Церковь (не через СМИ, а сама по себе) вернет влияние на умы (а не только на ситуации, ведь политика – это набор ситуаций), то, несомненно, это приведет к немедленным переменам в редакционной политике многих изданий.

http://religare.ru/2_6461.html

«Пусть рэпом изложат «Преступление и наказание». Почему идеальный учебник не поможет полюбить литературу Александр Архангельский – о том, как учебники исключают из федерального перечня, а детям предлагают позавчерашний день 12 марта, 2019 Александр Архангельский – о том, как учебники исключают из федерального перечня, а детям предлагают позавчерашний день Литературовед Александр Архангельский — об истории с исключением его учебника из федерального перечня, о школьной программе по литературе, новых способах чтения классики и учебниках будущего. В феврале Министерство просвещения исключило из федерального перечня несколько школьных учебников: учебник «Экономика» Игоря Липсица обвинили в недостатке патриотизма. Такую же претензию предъявили и авторам учебника математики, который «не воспитывает чувство гордости за свой народ». В опале оказались и чтение с литературой. В частности, в учебнике по литературе для 5-го класса авторства Александра Архангельского и директора подмосковной православной гимназии «Образ» Татьяны Смирновой чиновники не увидели «межрелигиозного диалога» и «толерантности». Позже по предложению депутата от КПРФ Олега Смолина спорные линии решено было отправить на очередную экспертизу. Однако, даже если часть списка вернут, учиться по этим учебникам в следующем году школьники все равно не смогут. Заказ на позавчерашний день — Для вас история с учебниками стала неожиданностью? — Я не первый раз прохожу все эти конкурсы, и всегда очень тяжело. Но то, что приказ 2016 года («Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников» — прим. ред.), мягко говоря, сомнительный, не только моя точка зрения, но и точка зрения Генпрокуратуры, которая сделала заявление о его коррупционном потенциале. Что будет дальше, мы не знаем. Знаем одно: в любом случае заказать на новый учебный год эти учебники школы уже не смогут, физически не успеют, потому что уже сейчас идет распределение региональных бюджетов. Так что выигрыш интересантов очевиден: мы знаем издательства, которые выиграли, мы знаем издательства, которые проиграли.

http://pravmir.ru/pust-repom-izlozhat-pr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Битва за души людей О противодействии деструктивным культам в Архангельске 30.03.2016 902 Время на чтение 12 минут Нашествие всевозможных сект на Россию началось не вчера. Просто раньше государственная власть самоустранялась от противодействия деструктивным культам, ссылаясь на свободу совести, и о пагубности сектантства - религиозного и квазирелигиозного (всевозможные «оздоровительные» и другие объединения) рассказывали соотечественникам лишь представители православной общественности. Теперь ситуация изменилась: в ряде регионов приняты законы, ставящие под контроль миссионерскую деятельность. Но, как и прежде, основная работа по разъяснению угроз духовной стабильности России лежит на общественных деятелях. В Архангельске с недавних пор действует центр «Гражданская безопасность». О том, как сегодня ведется борьба за души людей, с его руководителем Денисом Даниловым беседуют председатель регионального отделения общероссийского движения «Народный Собор» писатель Александр Тутов и журналист Анатолий Беднов. Бороться и убеждать Денис Данилов: - В современной православной миссионерской традиции существует два основных направления в области профилактики сектантства и противостояния распространению ересей. Зародились они не сегодня, и даже не вчера. В России их можно персонифицировать. Первое направление представляет известный православный священник Олег Стеняев, второе - президент РАЦИРС (Российской ассоциации центров изучения религий и сект) профессор Александр Дворкин. Их специфика восходит к таким понятиям как миссия и контрмиссия. Миссионерский подход восходит к очень древней апостольской традиции. Он проверен временем, проникнут евангельским учением о любви и милосердии к сектанту. В то же время отношение миссионера к ереси и её внешнему выражению - сектантству бескомпромиссно. Это грех, который может привести к гибели души. В Послании к Римлянам апостол Павел пишет: «...возмездие за грех есть смерть» (Рим. 6:23). Смерть вошла в мир через грех. В свете Священного Писания, первой ересью, первым уклонением от заповеди, стал разговор жены со змеем. Символическим выражением ереси стал подлог. Центром рая, древом вожделенным, жена увидела не Древо Жизни - символ Самого Бога, а другое - Древо познания хорошего и лукавого. Следствие подлога - сам грех и совращение в него самого близкого человека. Так и с любой ересью, от «атеизма до деизма». Ересь неминуемо влечет нравственное искажение, как мышления, так и поступков человека.

http://ruskline.ru/analitika/2016/03/31/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010