В 1820 г. Т. поступил юнкером в Павлоградский гусарский полк. Тогдашняя военная среда, в которой пришлось вращаться T., была культурной сферой, богатой образованными людьми; из нее вышли деятели тайных союзов двадцатых годов и участники декабрьского движения 1825 г. Знакомство с Западной Европой, которое вынесли офицеры из недавнего парижского похода, значительно подняло уровень их умственного и нравственного развития. Офицерство занималось литературой, науками, примыкало к тайным обществам и масонским ложам. Эта среда была очень полезна для T.; он познакомился с известным своей эксцентричностью, образованием и умом П. П. Кавериным, другом Пушкина. Каверин ввел его в одну масонскую ложу. В 1824 г. Т. оставил военную службу и переехал в Петербург. Вращаясь там среди лучшей тогдашней молодежи, Т. не мог не быть знаком со многими деятелями Северного тайного общества и участниками военного бунта 14 декабря 1825 г. Тень подозрения пала и на T.; у него был произведен обыск, при котором были найдены предметы, обличавшие в нем члена масонской ложи. Т. был арестован и посажен в Петропавловскую крепость. Сидеть ему пришлось довольно долго. В стихотворении «Затворник» он превосходно изобразил весь ужас страданий, причиняемых одиночным заключением, когда «минуты черные бредут веков огромных колоссальней», «безумства яд душе грозит, во все мечты ее впиваясь», и только слышны «на башне крик ночного врана, часов церковных дальний бой, да крики стражей, да порой треск заревого барабана». В крепостном каземате T. заболел и был отправлен в военный госпиталь. По выздоровлении его перевели, по Высочайшему повелению, в Александро-Невскую лавру на церковное покаяние. Здоровье его было совсем расшатано; в конце 1826 г. он обратился к императору Николаю I с прошением о переводе из лавры и о разрешении жить в более теплых краях. Тогда ему было назначено жить в Херсоне, под надзором полиции; туда его повезли под конвоем жандарма. Остановившись дорогой в родной Твери, Т. имел возможность свидеться и проститься с родными. Свое расставание с ними он изобразил в стихотворении «Изгнанник».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере ноября 2017 Контрапункт Петра Солдатенкова В фокусе его кинокамеры были Окуджава, Галич, Башлачев. Единственный в 1970-х, он делал кино про Высоцкого. Он снимал на «Леннаучфильме» кино про святых. В фильме про Александро-Невскую лавру его героем стал Юрий Шевчук. Сегодня он учит будущих режиссеров и продолжает работать в авторском кино. О том, как снимать святость и почему этому можно поучиться у мастеров советского времени, мы говорим с кинорежиссером, сценаристом, продюсером, доцентом кафедры режиссуры телевидения Петром Солдатенковым. ПОЧЕМУ НЕ НАДО НАЧИНАТЬ ФИЛЬМЫ С КОЛОКОЛОВ — Как сказал Маленький принц, зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь. Есть много фильмов, где показаны храмы и монастыри, но передают ли эти фильмы веру? Иногда самый обычный «кассовый» фильм может тронуть сердце… — Веру передать на экране нельзя, но экран может о ней свидетельствовать, а фильм, пусть и косвенно, может свидетельствовать о вере своего автора. Андрей Тарковский говорил, что для него кино — как молитва. Так оно и есть в его фильмах — пусть и неканоническая, но молитва, мольба. И он в результате пришел к Богу, присутствие Которого ощущал. — По вашему мнению, как лучше показать святость — в документальном или художественном фильме? — Вопрос «как лучше?» несет в себе утилитарную цель. Это выбор краски для забора. Режиссер, называющий себя православным, должен в принципе остерегаться показывать святость и даже просто говорить о ней, рискуя оказаться или неблагочестивым, или впавшим в прелесть. Критерий один: если без этого невозможно обойтись, надо действовать сообразно со здравым смыслом и профессиональным вкусом. — Искусство становится полезным, когда заставляет переживать реальную, жизненную, воспроизводимую для любой эпохи ситуацию. Но документалистика работает с сиюминутным, как она может рассказать о вечном? — Документалистика не работает с сиюминутным — в отличие от теленовостей или интернет-изданий. Документалистика использует факты — и всё искусство связано с фактами. Но факт, подвергнутый обобщению и анализу, становится типическим образом и свидетельствует о вечном…

http://aquaviva.ru/journal/kontrapunkt_p...

Сортировать по Исключить новости Самородок нашего времени Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 56, 2009 27 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 56, 2009 Архимандрит Матфей (Мормыль), — † 15.9.2009) Архимандрит Матфей на заседании Богослужебной комиссии В утренней предрассветной мгле 15 сентября 2009 года двенадцать ударов лаврского колокола печально возвестили о кончине насельника Троице-Сергиевой обители, знаменитого регента архимандрита Матфея, заслуженного профессора Московской Духовной академии. Он отошёл ко Господу на 72-м году жизни после продолжительной болезни. Архимандрит Матфей, в миру Лев Васильевич Мормыль, родился 5 марта 1938 года в станице Архонской в Северной Осетии в семье крестьян. Крещён был 15 апреля 1938 г. в православном Ильинском храме города Орджоникидзе. В сентябре 1945 года поступил в среднюю школу в станице Архонской, которую окончил в 1955 году с оценками “хорошо” и “отлично”. С 20 июля 1955 года по 25 июля 1956 года он был псаломщиком в Александро-Невском молитвенном доме станицы Архонской Ставропольской епархии. Начало духовному образованию архимандрита Матфея было положено в Ставропольской Духовной семинарии, в которую он поступил в 1956 году сразу во второй класс. Окончил он Семинарию по первому разряду, в его характеристике говорится: “Хо­роший нравственный юноша. Старательный. Способный. Был регентом семинарского хора”. По окончании Семинарии он короткое время был псаломщиком в Никольском храме города Ессентуки и в том же 1959 году поступил в Московскую Духовную академию. 11 сентября 1961 года студент III курса Академии Лев Мормыль подал прошение ректору Академии протоиерею Константину Ружицкому, испрашивая благословение перейти “в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, оставаясь в то же время студентом родной нашей Академии”. Он поступил в Лавру вместе с Сергеем Лозинским 1 . Монашеский постриг студента Л. Мормыля совершил 19 декабря 1962 года наместник Лавры архимандрит Пимен (Хмелевский), назвав его во имя апостола Матфея (†60; пам. 16 нояб.). Отец Матфей особо чтил своего небесного покровителя и всегда в день памяти апостола Матфея торжественно совершал Всенощное бдение и Божественную литургию, а на клиросе пел хор, мастерством которого он жил.

http://pravmir.ru/samorodok-nashego-vrem...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Заботясь об укреплении национального единства» Раку Александра Невского передадут из Эрмитажа в Александро-Невскую лавру 15.05.2023 520 Фото: Mikhail Golub/Рака до реставрации Раку (гробницу) святого благоверного князя Александра Невского передадут из Государственного Эрмитажа в Александро-Невскую лавру, сообщает РИА Новости со ссылкой на музей. «В развитие программы " Большой Эрмитаж " , учитывая обращение Патриарха Московского и всея Руси, имея в виду сегодняшнюю геополитическую ситуацию и символическую роль святого Александра Невского как небесного покровителя российского воинства и отечественной дипломатии, заботясь об укреплении национального единства, Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры», - говорится в сообщении. Отмечается, что министерство культуры РФ издало приказ о передаче монументального украшения гробницы святого Александра Невского из Эрмитажа в безвозмездное пользование Санкт-Петербургской епархии. «В течение ста лет Эрмитаж хранил и четырежды спасал от гибели гробницу и раку святого Александра Невского. Сегодня эта ответственность на 49 лет передается Церкви. Согласно договору, заключенному между Эрмитажем и Санкт-Петербургской епархией, утвержденному и согласованному Патриархом Московским и всея Руси и министром культуры Российской Федерации, Церкви предстоит воссоздать те уникальные условия состояния воздуха, которые созданы огромным трудом в Эрмитаже. Без этого хрупкая гробница погибнет», - отметил генеральный директор Государственного Эрмитажа, президент Союза музеев России Михаил Пиотровский, слова которого приводит музей. Отмечается, что Епархия обязуется обеспечить необходимый температурно-влажностный режим, определенный музеем, включая специальную витрину. Перемещение экспонатов предполагается осуществить в несколько этапов после утверждения Эрмитажем соответствия созданных условий требованиям сохранности хрупкого декора гробницы. В случае нарушения условий хранения музей имеет право в одностороннем порядке прекратить действие договора.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/15/za...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Первая мемориальная доска, посвященная священномученику протоиерею Петру Скипетрову, появится в Александро-Невской Лавре 03.06.2015 422 Мемориальную доску священномученику протоиерею Петру Скипетрову откроют и освятят в митрополичьем корпусе Александро-Невской Лавры (Санкт-Петербургское епархиальное управление, наб. реки Монастырки д.1) 4 июня в 11:30. Чин освящения возглавит наместник Александро-Невской Лавры епископ Кронштадтский Назарий, сообщили РНЛ организаторы. Это первая в Санкт-Петербурге мемориальная доска, посвященная одному из новомучеников и исповедников Российских. Она установлена непосредственно на том месте, где 1 февраля 1918 года протоиерей Петр Скипетров получил смертельное ранение от выстрела солдат, пришедших арестовать Петроградского митрополита Вениамина (Казанского). Мемориальная доска выполнена в виде креста из гранита и бронзы с иконой священномученика Петра в центре и памятной надписью. Ее создала петербургский скульптор Эвелина Соловьева. Инициатором установки и автором идеи выступила секретарь епархиальной комиссии по канонизации святых, директор музея Александро-Невской Лавры Лидия Соколова. Мемориальная доска создана и установлена на средства благотворителей. Справка: Протоиерей Петр Иванович Скипетров (1863 — 1918) – священномученик, прославленный Русской Православной Церковью в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Родился в семье священника. С 1884 по 1892 гг. служил в Исаакиевском кафедральном соборе. В 1890 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1898 г. священник, а с 1912 г. – настоятель церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Шлиссельбургском проспекте (снесена в 1932 г.). 1 февраля 1918 года отец Петр пришел в Александро-Невскую Лавру на прием к митрополиту Петроградскому Вениамину (Казанскому). Зайдя в митрополичий корпус Лавры, он стал свидетелем противостояния между верующими и революционными солдатами, посланными арестовать владыку Вениамина. Отец Петр обратился к вооруженным солдатам с увещеванием не творить насилия и не издеваться над святынями. В ответ на свой призыв он получил смертельное ранение и скончался в муках вечером того же дня.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/06/03/pe...

" ПОЧАЕВСКАЯ " ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ТРОИЦКОМ СОБОРЕ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЫ мая 2002 Из уст в уста передается сегодня в городе радостная весть о приезде почаевских святынь: 1 апреля в 9.30 в Александро-Невскую Лавру прибыла икона Божией Матери " Почаевская " и ковчежец с частицей мощей преподобного Иова Почаевского. Из уст в уста передается сегодня в городе радостная весть о приезде почаевских святынь: 1 апреля в 9.30 в Александро-Невскую Лавру прибыла икона Божией Матери " Почаевская " и ковчежец с частицей мощей преподобного Иова Почаевского. В феврале прошлого года эти святыни были привезены из Успенской Почаевской Лавры в Москву. Там они находились до конца апреля, после чего начали свое путешествие по стране. С почаевскими монахами икона и ковчежец побывали в Екатеринбурге, Томске, Оренбурге, Перми, Нижнем Новгороде и затем были привезены в Санкт-Петербург. После торжественного входа в Троицкий собор Александро-Невской Лавры, когда народ благоговейно стал на колени и склонился будто уже не перед иконой, несомой священнослужителями, а перед самой Царицей Небесной с преподобным Иовом шествовавшей по собору, наместником Лавры архимандритом Назарием соборно с лаврским духовенством был отслужен молебен. Затем к иконе и мощам стали прикладываться верующие. Архимандрит Назарий поздравил всех пришедших в собор с этим знаменательным и радостным днем. По словам архимандрита, в приезде иконы усматривается промысел Божий: " Почаевская " икона Божией Матери всегда находилась на рубежах противостояния католицизма и православия, и сегодня, когда вновь обостряются отношения с католиками, " Почаевская " икона в Санкт-Петербурге очень нужна. Архимандрит Назарий поблагодарил епископа Владимира, наместника Почаевской Лавры, за то, что он благословил привезти " Почаевскую " икону в Петербург, чтобы здесь она послужила делу укрепления православной веры; поблагодарил братию Почаевской Лавры. По словам архимандрита, икона и мощи пробудут в Троицком соборе Лавры до тех пор, пока к ним не иссякнет поток верующих.

http://aquaviva.ru/news/av/?id=18519

Рейтинг изображения: 4 (79) , (1) . Описание: Двухсторонняя медная икона.На обратной стороне извод -Воскресение Христово.Икона передана в Свято-Троицкую Александро-Невскую Лавру(мужской монастырь) Файл 28999.jpg:   Размер: 2412x2600, 6.27 MPix, 2178 Kb. Дата: 2017-03-30, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (84) , (1) . Описание: Икона Святителя Николая Чудотворца письма Григория Журавлёва, Преподнесённая в дар цесаревичу, будущему императору Николаю Второму. Хранится в Эрмитаже. Файл 29934.jpg:   Размер: 514x733, 0.38 MPix, 164 Kb. Дата: 2017-09-25, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (88) , (0) . Описание: Икона Николай Чудотворец, Мирликийский, свт.Размером 14см Х 12см Х 2.5см .Находится в частном пользовании,с последующей передачей в музей Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. Файл 30399.jpg:   Размер: 1696x2008, 3.41 MPix, 1232 Kb. Дата: 2017-11-12, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (62) , (0) . Описание: Икона Николай Чудотворец, Мирликийский, свт.Старообрядческие мастерские,регион написания - Поволжье,нижегородчина.... Середина 19 в.В частном пользовании с последующей передачей в музей Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры,г.С.-Петербурга. Файл 30881.jpg:   Размер: 2252x2663, 6 MPix, 2096 Kb. Дата: 2018-01-06, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (86) , (1) . Описание: Икона Святитель Николай Чудотворец.Ковчег.Размер 30 см Х 26 см Х 2 см.Находится в частном пользовании с последующей передачей в музей Свято-Троицкую Александро-Невскую Лавру,г.С.-Петербурга. Файл 31151.jpg:   Размер: 2047x2508, 5.13 MPix, 1730 Kb. Дата: 2018-01-29, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (67) , (1) . Описание: Икона святителя Николая Чудотворца Мир ликийский с предстоящими. Размер 22см Х 18.5 см Х 2.5см.Находится в частном пользовании с последующей передачей в музей Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры,г.С.-Петербурга. Файл 31253.jpg:   Размер: 2284x2663, 6.08 MPix, 2360 Kb. Дата: 2018-02-15, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (66) , (1) . Описание: ИКОНА СВЯТИТЕЛЯ И ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ ИЗ СЕЛА СЕМИЛУЖНОГО Сохранившиеся документы не приводят точных размеров иконы Николая Чудотворца. Но, судя по размеру литографии П.М. Кошарова, образ был больше предыдущих. В среднике изображение святого со Священным писанием в руках, вокруг двенадцать клейм со сценами жития Николая Чудотворца. Литография отражает серебряный с позолотой, чеканный с гравировкой оклад иконы. Резной венец с митрой Святителя украшены драгоценными камнями. Между клеймами проложен[...]

http://pravicon.com/icon-2565-photo

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Колокол «Александр Невский» прибыл в Санкт-Петербург 18-тонный благовестник изготовлен на одном из заводов Каменска-Уральского 29.07.2014 403 Время на чтение 3 минуты В Александро-Невскую лавру 28 июля доставлен 18-тонный благовест «Александр Невский», сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии . В 11:30 после праздничной Божественной литургии в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры прошел молебен, после которого братия с пением троичного тропаря, с иконой святого равноапостольного князя Владимира прошествовала к колоколу, который доставили к южным вратам монастыря. Приблизившись к колоколу, братия монастыря пропела тропарь святому благоверному князю Александру Невскому. Затем платформа, на которой находился колокол, медленно проехала к крыльцу собора, где с помощью подъемного крана колокол был установлен на специальном дощатом помосте и украшен цветами. Затем к молящимся и журналистам обратился эконом обители иеромонах Прокопий (Павлов). Отец Прокопий поздравил всех с праздником: «Сегодня особенный день для Русской Православной Церкви и для всего христианского мира: 1026 лет назад была крещена Русь. Это событие соединяет молящихся ныне с теми, кто в те далекие времена принял крещение в Днепре. Молитвы крестителя Руси святого равноапостольного великого князя Владимира слышит Господь, и мы его молитвами спасаемся». Отец Прокопий рассказал, что привезенный из-за Урала благовест - пятнадцатый колокол на звоннице Александро-Невской лавры. К 300-летию Лавры было установлено 14 колоколов. «Исторически, - объяснил отец Прокопий, - их и было четырнадцать. Великое чудо явил Господь: у нас появился еще один колокол». Андрей Дьячков, автор проекта создания лаврских колоколов, объяснил, что прибывший в лавру колокол - не дополнительный, а, наоборот, главный. «В СМИ часто пишут " последний колокол Александро-Невской лавры " . Он последний по времени установки, а по смыслу - первый: он - благовестник. Благовестник часто звучит один, поэтому он должен давать весь спектр обертонов».

http://ruskline.ru/news_rl/2014/07/29/ko...

     Сведения о том, какое ожесточенное сопротивление оказывали верующие разгрому Церкви, в советские времена тщательно скрывали. Навязывался лживый миф о том, будто русский народ сам отказался от веры, перестал ходить в церковь, все поголовно стали атеистами, а потому храмы и пришлось закрывать. Однако на самом деле все было совсем не так. Как только захватившие власть большевики организовали гонение на православие, они столкнулись с ожесточенным сопротивлением по всей стране. Началось все 13 января 1918 года, когда в Александро-Невскую лавру – цитадель православия в Петрограде – прибыл вооруженный отряд матросов и солдат. Они вручили наместнику Лавры епископу Прокопию бумагу, в которой объявлялось о реквизиции всех помещений, инвентаря и ценностей Лавры, за подписью народного комиссара Коллонтай. Той самой Александры Коллонтай, которая, будучи дочерью генерала, стала затем большевиком и выступала проповедницей «свободной любви». Однако клир и прихожане в принятой резолюции гневно заявили: «…Православный русский народ не допустит отобрания имущества у монастырей и храмов, которые он своею любовью и усердием украсил, принося свои лепты обители за тысячи верст, не допустит поругания его заветных святынь, встанет на их защиту от поношения со стороны тех, кои не будучи русскими и православными, этих святынь не могут понимать и ценить». В ответ на протест 19 января в Лавру снова прибыл отряд матросов и красногвардейцев. Епископ Прокопий и члены Духовного собора Лавры были арестованы. В ответ с соборной колокольни раздался набатный звон, к Лавре устремились толпы народа. Растерявшихся налетчиков разоружили, и они были вынуждены отправиться восвояси. После этого из Смольного прибыли грузовики с пулеметами, загремели выстрелы. Был смертельно ранен настоятель церкви в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость» протоиерей Петр Скипетров. Однако верующие не разбежались в испуге, в Лавру прибывали все новые толпы народа, в том числе депутации рабочих от Стеклянного и Фарфорового заводов, которые заявили о своей готовности защитить обитель. Вконец растерявшиеся большевики были вынуждены снять пулеметы и ретироваться.

http://pravoslavie.ru/109948.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Постараюсь подражать владыке Назарию» В Александро-Невскую лавру прибыл новый наместник - епископ Кронштадтский Вениамин 31.08.2023 857 Время на чтение 3 минуты Фото: иеромонах Лев (Чихирин) В среду, 30 августа, в Александро-Невскую лавру прибыл новый наместник - епископ Кронштадтский Вениамин. В Свято-Троицком соборе его встретили епископ Кузнецкий и Никольский Назарий, братия, сотрудники и прихожане, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии. Епископ Вениамин приложился к главным святыням лавры - мощам благоверного великого князя Александра Невского и иконе Божией Матери «Невская Скоропослушница». Был отслужен молебен. «Я хочу здесь перед Богом, перед святыми мощами Александра Невского, перед святынями нашей лавры вручить вам главное сокровище - братию, - сказал владыка Назарий. - Собирать братию - самое трудное. Можно золотить, реставрировать, созидать, но если не будет братии, то монастырь - всего лишь архитектурный памятник. За двадцать семь лет, что я управляю лаврой, из восьми насельников, что я принял, число их выросло до шестидесяти восьми. Желаю вам не только сохранить, но и приумножить братию. Это одна из главных задач любого наместника. Управлять городским монастырем сложно. Если вдруг что-то будет непонятно - я всегда готов прийти на помощь. Прошу ваших с братией молитв. Я отправляюсь на новое послушание - управление епархией, имея сугубо монастырский опыт. Несмотря на то, что нас будут разделять почти полторы тысячи километров, я душой останусь с этой обителью. Верю твердо, что Пресвятая Богородица и благоверный князь Александр Невский не оставят вас своим покровительством». Епископ Вениамин поблагодарил владыку Назария за теплый прием, выразил надежду на молитвенную помощь и поддержку со стороны насельников и прихожан монастыря. «Благодаря вашему доброму, широкому сердцу я получил утешение и спокойно взошел на кафедру в Свято-Троицком соборе, - сказал он. - Конечно, для вас двери лавры всегда открыты, это ваш дом. Быть здесь столько времени, нести послушание, которое Церковь вам установила - это великий подвиг. Я буду стараться достигнуть этих высот и все ваши начинания и дела приумножить. Понимаю, что для всех вас я новый и в чем-то чужой человек. Я не из этой среды, но Господь судил мне это послушание - во всем есть промысл Божий. Я буду стараться с вами сродниться, надеюсь, что мы соединимся в едином теле, где есть глава Христос. Будем вместе с братией наши монашеские подвиги приумножать на благо нашего спасения. Знаю, как тяжело прощаться со своим пастырем. Я тоже прощался с паствой, было много слез и переживаний. Постараюсь подражать владыке Назарию. Дай Бог, чтобы мы стали единой семьей и наши сердца едино бились. Мы с вами единой веры и у нас один подвиг - достигнуть великого дара спасения. Надеюсь, мои дела будут полезны и братии, и людям, которые сюда приходят».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/31/po...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010