В ХРАМЕ СВЯТОГО АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО СИЗО " КРЕСТЫ " ВПЕРВЫЕ ЗА СТО ЛЕТ АРХИЕРЕЙ СОВЕРШИЛ ЛИТУРГИЮ октября 2013 Владыке сослужили:  священник Георгий Сычев,  настоятель часовни-храма иконы Божией матери " Неопалимая Купина " при I пожарном отряде государственной противопожарной службы МЧС Санкт-Петербурга; клирики духовной академии: иеромонах Серафим (Бубнов), священник Дионисий Харин, протодиакон Кирилл Журавлев, диакон Герман Ранне, а также диакон Владимир Чепурнов.  За богослужением пел малый состав мужского хора СПбПДА. На Литургии молились отбывающие заключенние и персонал СИЗО. Несколько человек причастились Святых Христовых Таин. После богослужения епископ Амвросий обратился к заключенным со словом. Затем священник Георгий Сычев, окормляющий тюремный храм, обратился со словом к владыке, отметив, что впервые за последние сто лет в храме следственного изолятора совершилась архиерейская служба. В своем слове он отметил, что через Кресты прошли священномученики нашей Церкви, одним из которых был святитель Иларион, архиепископ Верейский . " Для меня особенно ценно сегодня осознавать, что именно здесь находился в последние дни своей земной жизни священномученик Иларион, перед мощами которого я практически ежедневно, в течение пяти лет, будучи насельником Сретенского монастыря на Лубянке в Москве, молился по утрам, начиная день молебном святителю " - сказал в ответ владыка. На память о богослужении священник Георгий Сычев подарил архиерею образ святого Александра Невского, написанный заключенными. Каждого из присутствующих в храме епископ Амвросий благословил иконками Божией Матери " Знамение Царскосельская " и передал в библиотеку СИЗО несколько коробок книг, а для сотрудников изолятора - 25 экземпляров книги " Школа Веры " протоиерея Павла Великанова. По окончании богослужения состоялась беседа с руководством СИЗО, с попечителями программ духовно-нравственного окормления пребывающих в заключении. Владыка благословил на дальнейшие труды по приведению в должный вид тюремного храма, выразил пожелание сделать архиерейские богослужения в Александро-Невском храме в Крестах регулярными, а так же начать сотрудничество между духовной академией и служащими СИЗО. Епископ Амвросий посетил помещения изолятора и музей СИЗО.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мефодий (Немцов), митр. Пермский и Кунгурский. Фотография. 2016 г. (Немцов Николай Федорович; род. 16.02.1949, г. Ровеньки Ворошиловградской обл. УССР), митр. Пермский и Кунгурский. Из семьи служащего. В 1968 г. окончил Славянский техникум железнодорожного транспорта, учебу в к-ром совмещал со служением чтецом и певчим в Александро-Невском храме г. Славянска Донецкой обл. В 1969 г. поступил в Одесскую ДС. В 1972 г., по окончании семинарии, поступил в ЛДА. Во время учебы в академии 5 янв. 1974 г. принял монашеский постриг с именем Мефодий. 7 янв. того же года рукоположен во диакона, 24 апр.- во иерея. Нес пастырское послушание в Успенском храме на территории закрытого в то время Новодевичьего московского в честь Смоленской иконы Божией Матери монастыря . В мае 1974 г. был призван на срочную военную службу, в дек. того же года демобилизован, вернулся к учебе в академии. В 1976 г. окончил ЛДА, был удостоен ученой степени кандидата богословия за соч. «Миссионерские труды митрополита Московского и Коломенского Иннокентия (Вениаминова), апостола Америки» и был принят в аспирантуру при МДА. В том же году стал референтом Отдела внешних церковных связей . 4 апр. 1977 г. назначен зам. председателя ОВЦС (до 1979), был возведен в сан архимандрита. С сент. 1979 г. служил в Малом соборе на территории закрытого в то время Донской иконы Божией Матери московского мужского монастыря и в московском храме Ризоположения Господня, к к-рому в то время был приписан собор. 27 апр. 1980 г. в Сергиевском трапезном храме Троице-Сергиевой лавры патриарх Московский и всея Руси Пимен возглавил хиротонию М. во епископа Иркутского и Читинского. Несмотря на ограничения деятельности Церкви в Советском гос-ве, М. удалось добиться регистрации церковных общин и открытия храмов в Братске, Комсомольске-на-Амуре, Якутске, Петропавловске-Камчатском, Советской Гавани, Улан-Удэ. 16 июля 1982 г. назначен епископом Воронежским и Липецким.

http://pravenc.ru/text/2563120.html

1766–1819 В этом году исполняется 250 лет со дня рождения архиепископа Московского Августина (Виноградского) . Как по отцовской, так и по материнской линии будущий архипастырь принадлежал к духовному сословию. Один его прадед был священником в храме Рождества Христова на Петровке, другой – в храме Михаила Архангела в селе Архангельском, дед по матери служил викарным священником у Николы в Хамовниках, а дед по отцу – в Покровском храме на Лыщиковой горе. Мать владыки Августина звали Пелагеей Антиповой, а отца – Василием Михайловым. Будущий архиерей родился 6 марта 1766 года, когда его отец служил дьяконом в Александро-Невском соборе Кремля, что на Тайницких воротах. Младенец был наречен Алексием, и примерно через 2 года у него появился брат, названный Александром. В 1771 г. Александро-Невский собор был упразднен, а дьякон Василий Михайлов рукоположен в священника в храму Димитрия Солунского на Ильинке. В том же году дети лишились матери, а спустя еще 4 года, остались круглыми сиротами и были определены родственниками в Перервинскую семинарию. Здесь они получили фамилию Виноградских. Вскоре Алексей успехами в учебе обратил на себя внимание учителей и часто посещавшего семинарию митрополита Платона (Левшина) . Особо он преуспел в латинском языке. Для дальнейшего обучения Алексей Виноградский был переведен в Славяно-греко-латинскую академию, которую закончил в числе лучших учеников в 1787 г. и был направлен учителем латинской грамматики на Перерву, а через год переведен учителем риторики в Троицкую семинарию. С этого времени его жизнь в течение 13 лет была связана с Лаврой Преподобного Сергия . В 1789 г. молодой учитель преподнес митрополиту Платону приветственное стихотворение на латинском языке, в котором описывал свою сиротскую жизнь. Архипастырю так понравились стихи, что он назвал их «золотыми» и дал указание напечатать и разослать их во все духовные учебные заведения. С этого времени Алексей Виноградский находился под непосредственным руководством митрополита Платона.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin-Vinog...

В июле 1916 г. П. подал прошение о намерении получить высшее богословское образование. 19 сент. того же года уволен за штат от настоятельства в ц. Быково. Поступил в КазДА, но из-за революционных событий смог полноценно окончить только один курс. Летом 1917 г. проживал с семьей в Быково, и 12 июля был временно назначен для отправления священнических обязанностей к Троицкой ц. В конце нояб.- нач. дек. 1917 г. П. снова вернулся из Казани в Быково и ок. 10 месяцев учительствовал в местной школе 2-й ступени. Там же работал в местном союзе кооперативных товариществ, затем батрачил. В конце осени 1919 г. П. уехал в Казань для продолжения занятий в действовавшей полулегально академии. В дек. того же года был мобилизован в рабочий батальон тылового ополчения Красной Армии, одновременно продолжал обучение в КазДА. В 1920 г. П. окончил академию со степенью кандидата богословия за соч. «Домашнее чтение Священного Писания у древних христиан». После демобилизации вернулся в Быково. В кон. июля 1920 г. арестован по групповому делу о попытке создать контрреволюционную орг-цию, освобожден в нояб. того же года. В апр. 1921 г. переехал в Царицын (с 1925 Сталинград, ныне Волгоград). Не ранее осени того же года управляющий Царицынской епархией еп. Балашовский Нифонт (Фомин) временно назначил П. настоятелем кафедрального Александро-Невского собора, одновременно П. служил у архиерея секретарем. Летом 1922 г. арестован, проходил по делу также арестованного еп. Нифонта, связанному с кампанией по изъятию церковных ценностей . П. обвинялся в том, что своевременно не сдал государству муку, собранную верующими для голодающих. В сент. 1922 г., когда еп. Нифонта приговорили к длительному сроку заключения, П. был освобожден из тюрьмы за недоказанностью обвинения, но уже не мог настоятельствовать в Александро-Невском соборе, захваченном обновленцами. Служил ок. года в гос. учреждениях, затем управлял церковными хорами в Царицыне. С мая 1924 г. был священником в царицынской Вознесенской ц., где ранее управлял хором, но в сент. того же года был вновь арестован по подозрению в связях с контрреволюционной орг-цией. В нояб. 1924 г. освобожден за недоказанностью вины. В янв. 1925 г. уехал в Москву, был назначен московскими епархиальными властями священником Покровского храма с. Алексин (ныне Рузского р-на Московской обл.). Служил в Алексине до марта 1926 г., после чего вернулся в Сталинград, где снова стал служить священником в Вознесенской ц. В кон. 1926 г. опять арестован, но вскоре освобожден. Переехал в Москву, где служил в различных церквах: в храме в честь Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой, в храме во имя вмч. Никиты, что у Яузских ворот, в Петропавловском храме в Лефортове. Возведен в сан протоиерея.

http://pravenc.ru/text/2580188.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 4 (17) января Священномученики Александр Скальский, Стефан Пономарев и Филипп Григорьев С вященномученик Александр родился в 1867 году в Волынской губернии в семье священника Филимона Скальского. В 1886 году он был назначен псаломщиком в Крестовоздвиженскую церковь в городе Каменец-Подольске  Подольской  губернии. В 1891 году епископом Туркестанским Неофитом (Неводчиковым) Александр Филимонович был принят в Туркестанскую епархию и назначен псаломщиком в храм в станице Зайцевская и законоучителем церковноприходской школы. 8 августа 1893 года он был рукоположен во диакона и впоследствии служил в Александро-Невском храме в городе Маргелане. 21 февраля 1899 года диакон Александр был рукоположен во священника и в 1900 году назначен настоятелем Александро-Мариинской церкви при детском приюте в городе Верном. Будучи настоятелем приютской церкви, отец Александр вместе с детьми напротив приюта насадил парк. После закрытия приюта при безбожной власти парк был частично вырублен. В 1907 году отец Александр был назначен настоятелем Николаевской, что на Кучугурах, церкви в городе Верном, где он прослужил до ареста. Отец Александр был возведен в сан протоиерея и за свою ревностную пастырскую деятельность награжден многими наградами. Когда-то отец Александр был женат, но жена оставила его, а детей у них не было, и священник жил один в одной из комнат в доме при Николаевской церкви, все свободное от службы время посвящая больным и обездоленным. Богослужение он совершал торжественно и празднично, и его голос был слышен в самом дальнем уголке храма. «Это же у Престола Господня! – говорил он. – Это же Богу служить! Богу! Богу! Надо, чтобы люди радовались, чтобы все были веселы! Надо так служить, чтобы и сам воздух звенел». Вместе с отцом Александром в храме служил протоиерей Стефан, пострадавший впоследствии вместе со своим настоятелем. Священномученик Стефан (Степан Константинович Пономарев) родился 14 декабря 1880 года в городе Верном. В 1895 году Степан окончил церковноприходскую школу, в 1904-м – назначен псаломщиком в храм в селе Михайловском Верненского уезда и учителем пения в церковноприходской школе. Женился на девице Прасковье. Когда они повенчались, он ей сказал:

http://fond.ru/foto/45/Aleksandr/

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 25 1928 г. 23 октября. – Обращение представителей русского населения Эстонии к главе государства и к председателю Государственного собрания по поводу внесения в Государственное собрание законопроекта о разрушении православного Александро-Невского собора в Ревеле 37 Несколько месяцев тому назад, 24 февраля с. г., в десятилетнюю годовщину Эстонской Республики, в ревельском православном Александро-Невском соборном храме Высокопреосвященным Александром, митрополитом всея Эстонии, в сослужении всего православного, как русского, так и эстонского духовенства, при громадном стечении молящихся, в т. ч. заместителя главы государства, представителей иностранных держав и центральных русских общественных организаций в Эстонии, совершалось торжественное богослужение с испрошением многолетия Эстонской Республике. О благоденствии страны, ее правительства и воинства возносятся молитвы и при всех обычных богослужениях в храме. Храм этот, сооруженный 30 лет тому назад на средства, собранные пожертвованиями многих тысяч православных людей, в глазах всех верующих является религиозной святыней. Понятно, какое глубокое волнение и оскорбление религиозного чувства вызвала во всем православном населении Эстонии весть о том, что в Государственное собрание 11 октября 1928 г. внесен законопроект о насильственном разрушении Александро-Невского собора. Сроком для окончания работ по разрушению собора назначено 1 мая 1929 г. На причины такой поспешности проливают свет некоторые сообщения местной прессы, которые, конечно, членам правительства и законодательной палаты известны. В заключительной части объяснительной записки к законопроекту говорится, что «решение дела ни в коем случае не следует связывать с вопросами национальным и религиозным». Между тем главные мотивы, приводимые авторами законопроекта, носят именно национально-политический характер, и все содержание объяснительной записки проникнуто духом национально-политической и религиозной нетерпимости. В ней говорится, что собор должен быть уничтожен как памятник русского времени – «самый яркий памятник эпохи грубого обрусения», что собор был построен лишь в политических целях подавления других, в частности эстонской, народностей и что храму этому не может быть долее места между зданиями высших государственных учреждений. Кроме мотивов национально-политического и вероисповедного характера в объяснительной записке упоминается, что по своей архитектуре собор не соответствует общему стилю Ревеля, что здание собора будто бы уже являет признаки разрушения и что вопрос об уничтожении собора отсрочивался отчасти в надежде на то, что церковными кругами будет произведен необходимый его ремонт.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО СОБОР В ПАРИЖЕ кафедральный храм Западноевропейского экзархата Русских приходов в юрисдикции К-польского Патриархата. Первое правосл. рус. богослужение в Париже было совершено в Гостином доме на ул. Турнон в связи с отправкой царем Алексеем Михайловичем 17 авг. 1668 г. в столицу Франции «Великого посольства» во главе с П. И. Потёмкиным. В царствование императрицы Елисаветы Петровны в 1757 г. в одном из залов российского посольства в Париже была устроена ц. во имя апостолов Петра и Павла с назначением к ней постоянного священника. В 1819 г. церковь переместилась на ул. Меле, в 1831 г. - на ул. Берри в специально нанятый особняк, где церковь располагалась до возведения Александро-Невского храма. Петропавловская ц. благоукрашалась в основном заботой рус. колонии в Париже, напр., А. Н. Демидов пожертвовал напрестольное Евангелие в серебряном окладе, находящееся в наст. вр. в А. Н. с. В 1854 г. франц. живописец Л. Рубио, жена к-рого была русской, написал иконостас для Петропавловской ц. При устроении нижней Свято-Троицкой ц. в Александро-Невском храме этот иконостас был перенесен в нее. 16 апр. 1846 г. вторым священником Петропавловской ц. был назначен Иосиф Васильев , через 3 года утвержденный настоятелем. Он создал при храме школу для рус. детей, церковную б-ку, организовал социальную помощь нуждающимся. Будучи единственным офиц. лицом, оставшимся в Париже во время Крымской войны, сщмч. Иосиф посвятил себя духовному окормлению рус. военнопленных, интернированных во Францию. Прихожанами Петропавловской ц., помимо проживавших в Париже русских, а также путешественников из России, были правосл. греки, славяне, валахи, арабы; в праздники церковь не вмещала всех молящихся. Основной заботой свящ. Иосифа было сооружение в Париже правосл. церкви. На просьбу о финансировании строительства из правительства и Святейшего Синода последовал отказ. Тогда настоятель решил воздвигнуть храм на пожертвования паствы, однако встретил трудности в получении разрешения на открытие книг по сбору средств. Только личная поддержка имп. Александра II Николаевича позволила начать работы, государь пожертвовал 50 тыс. р. После этого Святейший Синод отпустил также 50 тыс. р., еще 50 тыс. р. свящ. Иосиф собрал среди купцов на Нижегородской ярмарке, свыше 2 млн. франков было собрано во Франции.

http://pravenc.ru/text/64444.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Бельковский Петр Филиппович; 1842, Тульская губ.- нояб. 1937, г. Великий Устюг), сщмч. (пам. 2 дек. и в в Соборе новомучеников и исповедников Российских), архиеп. Великоустюжский. Род. в семье свящ. Филиппа Евфимовича Бельковского, к-рый последние 10 лет своей жизни служил благочинным округа, а также ок. 20 лет был духовником клириков округа. В 1864 г. П. Ф. Бельковский окончил Тульскую ДС, в 1867 г. рукоположен во священника и служил в Михайловской ц. при Михайловском детском приюте Тулы, с 1886 г.- в тульской Александро-Невской ц. В 1874 г. назначен законоучителем в школу Тульского мещанского об-ва. На архиерейских службах в тульском кафедральном соборе именно о. Петру Бельковскому чаще др. поручалось проповедовать. Организовывал и сам активно участвовал во внебогослужебных религ. чтениях, устроил приходскую школу, в к-рой обучалось 80 чел. В 1891 г., когда в Тульской губ. случился неурожай, о. Петр при поддержке приходского совета организовал помощь голодающим детям - в устроенной при храме богадельне ежедневно готовился горячий завтрак для учеников из бедных семей. В 1896 г. при Александро-Невском храме открылась бесплатная народная б-ка-читальня. Благодаря о. Петру Александро-Невский храм, находившийся на окраине города, где проживало беднейшее население, стал одним из центров просвещения и благотворительности. В 1892 г. за деятельность по организации школы награжден наперсным крестом с украшениями. 9 апр. 1897 г. возведен в сан протоиерея и в том же году, овдовев, пострижен в монашество с именем А. 14 марта 1897 г. назначен настоятелем старорусского на Острову в честь Преображения Господня мужского монастыря с возведением в сан архимандрита. 5 сент. 1904 г. хиротонисан во епископа Великоустюжского, викария Вологодской епархии. Продолжая заботиться о народном образовании, способствовал строительству жен. епархиального уч-ща. Попечением А. в Великом Устюге было построено и освящено неск.

http://pravenc.ru/text/64560.html

19 сентября 2021 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения восстановленного собора благоверного князя Александра Невского в Волгограде и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.      Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Глубокоуважаемый господин губернатор! Дорогие отцы, братья и сестры! В завершение Божественной литургии, которая прошла в этом дивном храме, вновь построенном и освященном, я хотел бы сказать о тех чувствах, которые переживал сегодня во время богослужения. Помню этот город без всяких признаков религиозной жизни. Храмы стояли, но они были в таких местах, что человек, посещавший Волгоград и проходивший по его центру, не видел никаких признаков присутствия веры православной. Сердце, конечно, сжималось при мысли, что именно здесь, на этих волжских берегах, решалась судьба Отечества. Какие горячие молитвы возносили люди по всей земле Русской, чтобы здесь была одержана победа! Как часто с верой, искренней верой в Бога, в то, что Господь защитит и помилует, наши солдаты бросались в очередную атаку на супостатов! Гибли, получали ранения, тяжелейшие увечья, но ничто не могло остановить людей наших, сознававших всю важность защиты именно этого кусочка Русской земли, — с тем чтобы враг не прошел дальше и чтобы победа осталась за нами. Удивительно, что еще в дореволюционное время в честь Алекандра Невского был возведен храм — будто предчувствовали, предвидели жившие до нас поколения, что кафедральный собор должен носить имя именно этого святого полководца, защитника земли Русской. Вспоминаю время, когда собора здесь не было. В далеком уже 1999 году я имел возможность посетить этот город. Проезжая на машине мимо места, где сейчас возведен собор, я спросил у сопровождающего: а где находится кафедральный храм Волгограда? Мне назвали адрес, спрашиваю: это в центре? Да нет, не в центре. И тогда я сказал: здесь должен стоять кафедральный собор в честь Александра Невского. Я не был тогда Патриархом, у меня не было реальной власти повлиять на непростую ситуацию, с тем чтобы подтолкнуть строительство храма на этом месте, но видимо Господь как-то вразумил произнести слова, которые я помню до сегодняшнего дня.

http://pravoslavie.ru/141859.html

А.В. Попов Глава 6. 1904 год § 1. Возвращение Тихона в Соединенные Штаты Северной Америки 28 декабря 1903 г./10 января 1904 г. Отпраздновав в Торопце Рождество Христово, Тихон (Беллавин) в воскресенье 619 отбыл в Германию, чтобы сесть на курьерский пароход компании «Hamburg-Amerikanische Packetfahrt-Actiengessellschaft». 30 декабря 1903 г./12 января 1904 г. В 19 30 на берлинском вокзале прот. Алексий Мальцев и свящ. Василий Гекен встретили еп. Тихона и его келейника Якова Полозова. С Friedrichstrasse Bahnhof путников отвезли в посольство России, где архиерея радушно принял посол фон дер Остен-Сакен Н.Д. 31 декабря 1903 г./13 января 1904 г. В среду Тихон вместе с Мальцевым А. П. отправился из Берлина в Потсдам. Там в Александро-Невском храме русской колонии был отслужен краткий молебен, после которого владыка благословил могильные холмы, в частности, упокоенного настоятеля церкви прот. Иоанна Чудновского. Ознакомившись с бытом и условиями жизни одного из колонистов (Василия Фокина), еп. Тихон и о. Алексий вернулись к часу дня в Берлин. «Побывав затем у Генерального Консула В.А. Арцимовича, бывшего сослуживца Преосвященного по Сан-Франциско, Владыка приготовлялся к предстоявшему служению накануне новолетия всенощной, за которой выходил на благословение хлебов и величание с елеопомазанием. Соучаствовал в служении Владыке, кроме о. Мальцева, еще о. Василий Гекен, справлявший наутро день своего Ангела» 620 . 1/14 января 1904 г. Литургию Василия Великого отправили в посольской церкви еп. Тихон, прот. Алексий Мальцев, свящ. Василий Гекен и диак. Николай Сахаров. «Литургии предшествовал царский молебен по случаю дня рождения Великого Князя Алексия Александровича, а после литургии было совершено молебствие, положенное на новолетие. Кто бы мог думать, что чрез три с небольшим недели займется на Востоке кровавая заря и будут воссылаться «моления во время брани противонаходящих на ны супостатов»! На парадном завтраке Его Сиятельство приветствовал Владыку следующим тостом. «Я желаю, Владыка, воспользоваться настоящим случаем, чтобы поблагодарить Вас от лица графини и своего, равно и от лица всех здесь собравшихся, от всей души за Ваше новое посещение нашей православной общины и служение в нашем русском храме на чужбине и выразить, как отрадно было нам на чужбине получить Ваше Архипастырское благословение! Молим Господа, да оградит Он на суше и на море Ваше обратное следование к горячо любящей Вас Вашей отдаленной пастве и да благословит Он Вашу трудную апостольскую деятельность!» На это Владыка ответил следующим обращением:

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010