30 августа 1725 года, в день перенесения Мощей Святого Благоверного Александра Невского, Императрица Екатерина I возложила на себя знаки ордена. В дальнейшем 30 августа, как день перенесения Мощей Святого Князя, становится орденским днем. При учреждении ордена Статут его не был утвержден. Только 5 апреля 1797 года Император Павел I утвердил «Установление для Российских орденов», в котором впервые было дано официальное описание знаков ордена Святого Благоверного Александра Невского. – Лента красная, носимая чрез левое плечо. Крест золотой с красной с обеих сторон финифтью, имеющий между четырьмя концами своими четырех, золотых же, двуглавых орлов под Императорскою короною, с распущенными крыльями, коими они на поверхности лицевой стороны креста и соединяются между собою, имея в когтях перуны и лавровые венки; в середине креста, на облачном финифтяном поле, изображение на коне Святого Александра Невского в боевом облачении синего цвета с красным плащом на белом коне. Конь может быть обращен и вправо, и влево. Обычно на этом изображении присутствует рука, благословляющая всадника. На другой стороне латинский его вензель SA под Княжескою короною. – Звезда серебряная, в средине которой в таковом же поле вензелевое имя Святого Александра Невского под Княжескою короною. В окружности на красном поле изображен золотыми буквами орденский девиз: «ЗА ТРУДЫ И ОТЕЧЕСТВО». В Установлении от 5 апреля 1797 года отмечается, что «Класс Ордена Российского, именуемый Святого Александра Невского, следуя в общем порядке за орденом Святого Апостола Андрея Первозванного и орденом Святой Екатерины, должен почитаться для особ мужского пола вторым». Орденской церковью был определен Свято-Троицкий собор Александро-Невского монастыря в Санкт-Петербурге. Орден имел одну степень, или класс. Однако кавалер ордена мог быть награжден фактически до четырех раз: первый раз — орден за гражданские заслугу, то есть без мечей; второй раз — «мечи к имеющему ордену Святого Александра Невского» за военные заслуги; третий раз — «бриллиантовые знаки к имеющемуся ордену Святого Александра Невского» и четвертый раз – «бриллиантовые мечи к имеющимся уже бриллиантовым знакам ордена Святого Александра Невского». Всего с 1797-го по 1917 год бриллиантовыми знаками ордена Святого Александра Невского награждено 1275 человек, из них 24 человека с мечами, причем пять человек были награждены дважды.

http://ruskline.ru/analitika/2021/04/08/...

Было составлено несколько прошений в Святейший Синод, Казанскому епархиальному начальству, Казанскому Управлению Государственных имуществ (в 1891, 1895, 1898, 1899 гг.). И началась длительная переписка с Казанским Управлением Государственных Имуществ об отводе земель под монастырь. Но монастырь уже начал зарождаться. Крестьяне близлежащих деревень подарили 3 десятины земли. Начали возводиться первые постройки - это были деревянные избы. А в мае 1902 года Святейший Правительствующий Синод определил: в Козьмодемьянском уезде Казанской епархии учредить мужской чувашский монастырь с наименованием его Александро-Невским, с таким числом монашествующих, какое обитель будет в состоянии содержать на свои средства; просить распоряжения Министра Земледелия и Государственных имуществ об отводе под усадьбу и в надел нового монастыря предназначенных на этот предмет 80 десятин 500 кв. саж. из Мало-Шешкарской и Пихтулинской дач». В октябре 1902 года настоятелем монастыря был назначен игумен Антоний (Разумов). К этому времени жители соседнего села Большой Сундырь пожертвовали монастырю старый молитвенный дом, который перевезли и установили на горе, достроив купол, алтарь и паперть. Похоже, именно он стал храмом Александра Невского. Актом от 22 января 1903 года во владение монастырю было, наконец-то, передано 10 десятин лесного участка из Шешкарской дачи, а в апреле того же года еще 70 дес. 500 саженей земли в Пихтулинской даче, которая находилась от монастыря в 18 верстах. Освящен монастырь был 15 июня 1903 года архиепископом Казанским Димитрием, и начались регулярные богослужения. Монастырь был учрежден как общежительный (единый стол и общее имущество) и заштатный (не состоящий на содержании консистории). «В 1904 году в обители состоит 2 человека в монашеском чине и 48 человек послушников». В 1904 году было завершено благоустройство храма Александра Невского. В следующем году были построены двухэтажный братский корпус с 20 кельями и деревянное здание школы. «Государь император, во внимание к просветительным задачам Александро-Невского монастыря среди чувашей, во 2-й день мая 1905 года высочайше повелеть соизволил отвести ему в дополнительный надел семьдесят десятин из Мало-Шешкарской казенной дачи и сложить с него недопоступившую сумму за ранее отведенный монастырю участок».

http://sobory.ru/article/?object=19781

Каменное строительство в монастыре началось еще при Петре I. Автором «Генерального плана строения» Александро-Невского монастыря был итальянский архитектор Доменико Трезини. Фасад монастырского строения и включенный в него главный храм Святой Троицы были обращены к Неве. 30 августа 1790 года состоялось торжественное освящение Троицкого собора Владыкой Гавриилом и перенесение в него мощей святого Александра Невского. Троицкий собор отличался богатством внутреннего убранства, правда, вместо икон его украшали произведения кисти Ван-Дейка, Рубенса, Бассано, многих известных русских живописцев. Монастырь и Троицкий собор часто посещали русские императоры и вносили богатые вклады, среди них золотые священные сосуды, подаренные Екатериной II вскоре после освящения собора, четыре драгоценных престольных Евангелия XVII b., золотой крест, выполненный в 1660 году для Кириллова монастыря, и даже образ «Моление о чаше», присланный в дар от папы Пия IV Екатерине II. Среди наиболее драгоценных предметов, хранившихся в ризнице монастыря, была корона святого Александра Невского, «сделанная наподобие архиерейской шапки из белых горностаев и пунцового бархата». Со времен императрицы Екатерины в лавре было повелено одному иеромонаху, чтецу и певцу отправлять службу на греческом языке. Всего храмов было 12 каменных: соборный Троицкий; в честь Благовещения Божией Матери с двумя приделами: вверху во имя святого благоверного князя Александра Невского и во имя преподобного Сергия Радонежского (1720 год); в честь воскрешения святого Лазаря (на Лазаревском кладбище) (1718 год); во имя святого князя Феодора Новгородского с приделом в верхнем этаже во имя святителя Николая Чудотворца (заложен в 1745 году и окончен в 1774 году); во имя святого архангела Михаила (построен в 1767 году при митрополичьих покоях); над Святыми врата ми в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1786 год); в честь сошествия Святого Духа (1819 год); в честь Тихвинской иконы Божией Матери на Тихвинском кладбище; крестовый Успенский; во имя святителя Николая Чудотворца на Ново-Лаврском кладбище; во имя святого Исидора Пелусиота ; трапезный в честь Покрова Божией Матери и во имя преподобного Палладия.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

24 апреля 2003 г. – в Великий Четверг состоялась первая Божественная литургия после закрытия храма. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время возрождается приходская жизнь, ведутся восстановительные работы, создана воскресная школа военно-патриотического направления для мальчиков, открыта приходская библиотека, развивается сотрудничество с Тульской 106 воздушно-десантной дивизией и отрядом специального назначения «Гриф». При храме действует Воскресная школа, семейный клуб, " Мамина школа " . Ведется работа с ветеранами ВОВ. По благословению Владыки храм ведет особое попечение об алкоголе- и наркозависимых. С 2010 г. при храме окормляется общество православных врачей. Имеется библиотека и церковная лавка. При храме окормляется Тульская городская казачья община. Святые [ править править код ] С 1887 по 1897 годы в храме служил священномученик Алексий (Бельковский) . Святыни [ править править код ] 12 июня 2003 г. в день рождения св. блгв. вел. кн. Александра Невского в храме проводилось первое чествование кавалеров ордена Александра Невского, ветеранов ВОВ. Депутатом Государственной Думы А.В. Коржаковым в храм была подарена ростовая икона св. блгв. вел. кн. Александра Невского, написанная в XVIII в., где св. Александр изображен с державой и с мечом. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Высокопреосвященнейшего Владимира 9 декабря 2005 г. храму была подарена частица мощей св. Александра и вставлена в сию икону. В связи с обширным общественным служением 2 февраля 2006 г. в храме были переименованы пределы: северный предел (пр. муч. Евдокии) – в честь иконы Матери Божьей «Феодоровской»; южный предел (прп. Евфимия Нового) – в честь св. прав. воина Феодора Ушакова. Икона Матери Божьей «Феодоровская» особо почитается в храме. Икона св. прав. воина Феодора Ушакова: ростовая с частичкой мощей, переданной храму по благословению наместника Рождество-Богородичного Санаксарского мужского монастыря архимандрита Варнавы в марте 2006 г..

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Александр...

За Литургией молились благочинный Астанайского городского округа архимандрит Сергий (Карамышев), настоятельница Иверско-Серафимовского женского монастыря игумения Любовь (Якушкина) с сестрами обители, сотрудники Алма-Атинского епархиального управления во главе с секретарем Казахстанского митрополичьего округа заслуженным деятелем искусств России О.Н. Овчинниковым; президент общественного фонда «Апостол» Г.Г. Сосновский, студенты Алма-Атинской духовной семинарии, благотворители Александро-Невского храма. На богослужение в храм был доставлен ковчег с мощами 12-ти апостолов Христовых. Богослужебные песнопения исполнил мужской хор Алма-Атинской епархии под управлением К. Быкова. По запричастном стихе протоиерей Кирилл Шкляр огласил приветствие митрополита Астанайского и Казахстанского Александра по случаю освящения памятника благоверному великому князю Александру Невскому, установленного у стен Александро-Невского храма. После отпуста Литургии состоялось славление апостолам Христовым перед ковчегом с их святыми мощами. Глава Митрополичьего округа совершил освящение новонаписанного образа великого благоверного князя Александра Невского для Александро-Невского собора Алма-Аты. Храмовый образ выполнен в лучших традициях церковного искусства костромских и ярославских мастеров XVII — начала XVIII века выдающимся изографом современности заслуженным художником Российской Федерации С.Н. Соколовым. Икона включает в себя 20 клейм с подробным житием святого князя. В завершение богослужения митрополит Александр поблагодарил сослуживших иерархов и духовенство за радость совместной евхаристической молитвы у святого престола, поздравил верующих с праздником и обратился к ним со словом назидания. Видеосъемку богослужения осуществляла телестудия Казахстанского митрополичьего округа «Семиречье» (директор — заслуженный работник культуры В.Л. Посаднева, оператор — А. Шмидт), фотофиксацию — сотрудники информационного отдела И. Буренин и А. Щеглов. В полдень во дворе храма состоялось открытие и освящение памятника благоверному князю Александру Невскому.

http://patriarchia.ru/db/text/6042238.ht...

В ходе беседы была отмечена важность богословского образования для насельников и насельниц монастырей. На заседании были затронуты проблемы, связанные с организацией курсов, а также методикой преподавания всех дисциплин для монашествующих. В результате общего обсуждения было принято решение об увеличении числа преподавателей для обеспечения очного формата обучения на площадках, открытия еще одной учебной площадки в Михайло-Архангельском женском монастыре с. Малоирменка, а также необходимости увеличения числа слушателей. В течение 7-9 сентября члены выездной экспертной группы посетили учебные площадки в следующих монастырях и подворьях митрополии: Иоанно-Предтеченском мужском монастыре (Обь ГЭС, Новосибирская епархия); Покровском Александро-Невском женском монастыре (р.п. Колывань, Новосибирская епархия); храме святого мученика Евгения Мелитинского г. Новосибирска — подворье Михаило-Архангельского женского монастыря с. Малоирменка ( Карасукская епархия ); мужском монастыре во имя Архистратига Божия Михаила (с. Козиха, Новосибирская епархия); мужском монастыре в честь Новомучеников и исповедников Церкви Русской (г. Новосибирск); Покровском мужском монастыре (с. Завьялово, Искитимская епархия ). В поездках по монастырям митрополии в течение всех дней работы членов выездной экспертной группы сопровождал проректор по воспитательной работе НПДС, руководитель открывающихся курсов для монашествующих иеромонах Платон (Флах). На учебных площадках (в семинарии и монастырях) члены комиссии проверили необходимые условия для начала работы курсов, наличие библиотечного фонда, а также материально-технического обеспечения и заявленной готовности к дистанционному обучению. Также на всех учебных площадках председателем выездной комиссии иеромонахом Аполлинарием (Паниным) были проведены беседы с будущими слушателями и слушательницами курсов в присутствии игуменов и игумений их обителей. В завершение своей работы, 9 сентября, в Новосибирском епархиальном управлении члены комиссии встретились с митрополитом Новосибирским и Бердским Никодимом . Во встрече приняли участие ректор Новосибирской православной духовной семинарии протоиерей Павел Кизюн, председатель епархиальной комиссии по монастырям и монашеству игумен Александр (Чебанов) и проректор по воспитательной работе НПДС иеромонах Платон (Флах).

http://patriarchia.ru/db/text/5959828.ht...

По материалам сайта " Православное Закамье " Летопись обители Бугульминский Александро-Невский мужской монастырь основан в 1865 году на земле, пожертвованной крестьянами собственниками села Спасское. В 1867 году Императорским указом монастырь утвержден в рамки общежительного мужского монастыря третьего класса: «Государь Император Высочайше повелеть соизволил в 8-й день апреля месяца 1867 года утвердить определение Святого Синода об открытии в Бугульминском уезде мужского общежительного монастыря, во имя Святого Александра Невского. 23 августа 1867 года Преосвященный Герасим, епископ Самарский и Ставропольский, прибыл в Александро-Невский монастырь. Освятил храм, совершил чин пострижения в мантию попечителя монастыря Тимофея Арзамасцева и его помощника Тихона Пономарева. Постриженики и пришедшие богомольцы плакали при умилительном и трогательном священнодействии. И сам Архипастырь сквозь слезы делал обеты монашествующего жития». В монастыре было два храма: деревянный, теплый, однопрестольный во имя Рождества Пресвятой Богородицы, построенный в 1866 году и освещен 24 августа 1867 года Самарским Епископом Герасимом. Второй каменный, холодный, трехпрестольный храм во имя Святой Троицы был построен в 1892 году и освящен в 8 сентября 1893 года. Храм имел два придела: с южной стороны во имя Святого Благоверного Александра Невского и с северной стороны – во имя Святого Иоанна Златоуста.На территории монастыря располагались 8 зданий. В четырех каменных корпусах размещалась братия, в остальных находились трапезная, кухня, просфорная и мастерские: портняжная, сапожная и столярная. Имелся в обители странноприимный дом для богомольцев. Отдельно размещались скотный двор, кладбище и кирпичные сараи, при которых находились два кузнечных горна и изба для рабочих. В двух верстах от обители, при деревне Никольской располагался хутор, где находилась монастырская мельница и пчельник. В обители имелась особо чтимая икона – копия с чудотворной иконы Божьей Матери «Достойно есть», принесенная монахом Иннокентием в 1870 году со святой горы Афон. В честь внесения иконы в монастырь, в трех верстах от него, на роднике, была поставлена часовня, в которую ежегодно в девятую субботу после Пасхи совершался крестный ход. Эта икона чудным образом сохранилась и по сей день находилась в церкви Георгия Победоносца в Бугульме, как единственное воспоминание о монастыре.

http://sobory.ru/article/?object=30189

29 августа 1890 г. – кончина св. Стефана. Обрел упокоение близ алтаря Успенского храма. Сентябрь 1890 г. – официальное открытие (после 30 лет «неофициальной» истории) Александро-Невского монастыря на Филейке. В обители был принят и исполнялся Афонский устав, поэтому этот монастырь именовали " Вятским Афоном " . Церковь св.Александра Невского заложена в 1890 году в день официального открытия обители. До момента открытия монашеская жизнь на сем месте теплилась около трех десятилетий, т.к. еще в 60-е годы XIX века св. Стефан поставил уединенную келию на месте будущей обители и начал здесь свой молитвенный подвиг. Вскоре к нему стали стекаться люди, стремящиеся к спасению души и ищущие духовного руководства. Так возникла община - основа будущего монастыря. 1891 г. – в Филейский монастырь поступил Митрофан Швецов, духовный сын о.Стефана – будущий преп. Матфей Яранский чудотворец. 1891-1899 гг. – годы жительства и духовного возрастания преп. Матфея на Филейке. Преподобный Матфей Яранский родился во граде Вятке в 1861 году. В молодости работал в купеческой лавке, был духовным сыном преп. Стефана Филейского, в 1891 году поступил послушником в Александро-Невскую обитель. Прошел в ней путь от послушника до иеромонаха. Духовно окреп и вырос здесь, и в 1899 году был переведен в Яранский Пророчицкий монастырь, где стал духовником обители. Паломники начала XX в. описывают необычайную устроенность монастырского быта: «монастырь поражает деловитостью и хозяйственностью своих насельников. Кругом он обнесен каменною стеною в ограде 2 каменных корпуса и 2 храма. За оградой 2 громадные гостиницы, мельница, скотный двор. С западной стороны от ограды возвышается постройка нового собора. 30 августа 1904 г. началось строительство Свято-Троицкого собора Александро-Невского монастыря. Автором проекта выступил архитектор И.А. Чарушин. Собор был в основном выстроен к 1917 году, но отделать собор изнутри и освятить его не успели. Собор по виду напоминает Александро-Невский собор в Вятке, но вместимостью больше его. Площадь, принадлежащая монастырю, покрыта строевым хвойным лесом. Над монастырем крутой лесистый обрыв (имеется ввиду лесистый склон у лесопарка близ нынешней Северной больницы, монастырь располагался от этого склона до нынешних гаражей, тянущихся вдоль трассы к новому мосту), с которого бегут источники холодной воды, распределенной по трубам в разных направлениях для надобности монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=32815

В храме молились  епископ Клинцовский и Трубчевский Владимир , председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ  В.Р. Легойда , настоятельница Никольского женского монастыря г. Переславля-Залесского игумения Евстолия (Афонина), насельники монастыря Дохиар на Святой Горе Афон иеромонах Меркурий (Кудрявцев) и монах Макарий (Буга), представители государственных структур и МИД России, профессорско-преподавательский состав и учащиеся МГИМО, благотворители, строители и благоукрасители храма святого благоверного князя Александра Невского. Богослужебные песнопения исполнил хор храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО (регент — Т.И. Аксенова), и детский хор «Небесные ласточки» общеобразовательной школы под управлением З.В. Богачевой. Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире  телеканала «Союз» . После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Виталия Родина, клирика  Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря  города Москвы, во пресвитера. Проповедь перед Причастием произнес протоиерей Димитрий Рощин. По завершении Литургии со словами приветствия и благодарности к Предстоятелю Русской Церкви обратился протоиерей Игорь Фомин: «Хотим поблагодарить Ваше Святейшество за сегодняшний необычайно прекрасный день. В преддверии Великого поста это событие вдохновляет нас на те труды, которые и должен положить каждый христианин, как мы сегодня слышали в Евангелии — быть милостивым ко всем и близким к Богу. Ваше внимание нас вдохновляет на это». Настоятель новоосвященного храма преподнес Его Святейшеству панагию. Святейшего Владыку приветствовал также ректор МГИМО МИД России А.В. Торкунов. «То, что Вы, Ваше Святейшество, приехали в этот храм, который Вы в свое время благословили и за строительством которого так внимательно следили, для нас это и великая честь, и огромное счастье, — сказал, в частности, ректор вуза. — Здесь люди совершенно разных поколений — и совсем маленькие ребята, студенты и студентки, их родители, преподаватели. И, конечно же, здесь жители соседних домов, для которых этот храм стал уже их домом, куда они приходят помолиться, поговорить с Богом. Это же великое счастье, когда рядом с тобой такой красивый, великолепный, а теперь еще и освященный самим Патриархом храм. Низкий Вам поклон за все, что Вы делаете, и особая благодарность, конечно, за этот храм».

http://patriarchia.ru/db/text/4390672.ht...

44. епископ Бобруйский и Быховский Серафим 45. епископ Нарвский и Причудский Лазарь 46. епископ Верейский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению (по должности как член Высшего Церковного Совета) 47. епископ Каскеленский Геннадий, викарий Астанайской епархии 48. епископ Кронштадтский Вениамин, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры 49. епископ Уссурийский Иннокентий, викарий Владивостокской епархии 50. епископ Чистопольский и Нижнекамский Пахомий 51. епископ Бишкекский и Кыргызстанский Савватий  52. епископ Балашихинский Николай, главный редактор Издательства Московской Патриархии 53. епископ Бердянский и Приморский Феодор 54. епископ Волгодонский и Сальский Антоний 55. епископ Лидский и Сморгонский Порфирий 56. епископ Истринский Серафим, председатель Синодального отдела по делам молодежи (по должности как член Высшего Церковного Совета) 57. епископ Переславский и Угличский Феоктист 58. епископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря 59. епископ Петергофский Силуан, председатель Синодальной комиссии по биоэтике, ректор Санкт-Петербургской духовной академии 60. епископ Озерский Порфирий, наместник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря 61. епископ Сызранский и Шигонский Леонтий 62. епископ Можайский Иосиф, наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь 63. епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл, ректор Московской духовной академии, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры 64. епископ Россошанский и Острогожский Дионисий 65. епископ Луховицкий Евфимий, председатель Синодального миссионерского отдела (по должности как член Высшего Церковного Совета) 66. протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве 67. протопресвитер Иоанн Гейт, клирик Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции 68. архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель храма апостолов Петра и Павла в Ясеневе, московского подворья Введенской Оптиной пустыни

http://patriarchia.ru/en/db/intersobor/p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010