Епархиальные отделы и их руководители: религиозного образования и катехизации — свящ. Владимир Захаров, ответственный за окормление мест лишения свободы — прот. Аполлинарий Павлов, по взаимодействию с Вооруженными Силами - свящ. Виктор Карлинов, комиссия по переводу Библии на чувашский язык. Статистика: 202 прихода, 156 церквей; 176 священнослужителей (163 священника, 13 диаконов). Действующие монастыри: Алатырский во имя Св. Троицы муж. мон-рь, основан во 2-й пол. XVI в., закрыт в 1932 г., возобновлен в 1994 г. Наместник — архим. Иероним (Шурыгин). 60 насельников. 429800, Республика Чувашия, г. Алатырь, ул. Щорса, 22. Тел.: (83531) 5-38-14; Алатырский Киево-Николаевский Новодевичий жен. мон-рь, основан в 1639 г., закрыт в 1919 г., возобновлен в 1993 г. Настоятельница — мон. Елисавета (Кривошеева). 10 насельниц. 429800, Республика Чувашия, г. Алатырь, Комгородок. Тел.: (83531) 5-52-31; Александро-Невский муж. мон-рь, открыт 7 мая 2003 г. Настоятель - игум Вениамин (Куликов). 429544, Республика Чувашия, Моргаушский р-н, ?. ?. ???????. Иверской иконы Божией Матери жен. мон-рь, открыт 7 мая 2003 г. Настоятельница - мон. Магдалина (Петрова). 429147, Республика Чувашия, Комсомольский р-н, с. Шерауты; Цивильский в честь Тихвинской иконы Божией Матери жен. мон-рь, основан в 1671-1675 гг. как мужской, преобразован в 1870 г. в женский, закрыт в 1927 г., возрожден в 1998 г. Настоятельница — мон. Агния (Яковлева). 429900, Республика Чувашия, г. Цивильск, ул. Пролетарская, 1. Тел.: (83545) 2-22-54; Чебоксарский во имя Св. Троицы муж. мон-рь, основан в 1566 г., закрыт в 1927 г., возобновлен в 1993 г. Настоятель — архим. Савватий (Антонов). 35 насельников. 428018, Республика Чувашия, г. Чебоксары, ул. Союзная, 25. Тел.: (8352) 42-06-76, 42-81-76; Чебоксарский в честь Преображения Господня жен. мон-рь, основан в сер. XVII в. как Геронтиева Владимирская муж. пустынь, была преобразована в 1899 г. во Владимирскую жен. общину, закрыта в 1922 г., возрождена в 1991 г. как жен. мон-рь. Настоятельница — игум. Сергия (Рузавина). 428010, Республика Чувашия, г. Чебоксары, 1-я Коммунальная Слобода, 32. Тел.: (8352) 62-02-92.

http://sedmitza.ru/text/401244.html

Заботясь о нравственном состоянии монашества, он содействовал переходу обителей на общежительный устав, что произошло в 10 мон-рях Новгородской епархии и в 2 С.-Петербургской. В 1795 г. составил краткие правила общежития для новгородских обителей, в 1797 г.- новые штаты для мон-рей (были повышены оклады священнослужителям, увеличены ассигнования на хозяйственные и бытовые нужды, земельные наделы мон-рей и архиерейских домов). По инициативе Г. был возрожден Спасо-Преображенский Валаамский мон-рь , строителем к-рого митрополит поставил постриженика Саровской пуст. игум. Назария (Кондратьева) . Ученику прп. Паисия (Величковского) старцу Адриану Г. поручил возобновить Коневецкий мон-рь . Благодаря участию Г. был восстановлен Симонов Новый московский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь . В 1774 г. он возглавил дирекцию по строительству зданий Александро-Невского мон-ря (в 1797 получил статус лавры), проявил большие хозяйственные способности. Благодаря Г. в 1790 г. было окончено строительство Троицкого собора, в апр. 1791 г. завершен ансамбль мон-ря. Для увековечивания заслуг Г. скульптор Ф. И. Шубин по распоряжению Екатерины II создал поясной бюст митрополита, установленный в Троицком соборе. В 1798 г. Г. принимал участие в прославлении мощей прп. Феодосия Тотемского . Благодаря активной политике Г. по отношению к старообрядчеству в Нижегородской и Славянской епархиях единоверцам были предоставлены храмы, поставлены священники, подчинявшиеся местным архиереям. Г. предлагал постепенно распространять этот опыт на др. епархии, но резко высказывался против самостоятельной старообрядческой иерархии, а также против строительства большой старообрядческой часовни-церкви в честь Покрова Божией Матери на Рогожском кладбище в Москве. Г. лично занимался увещанием старообрядческих вероучителей. Предлагал более жесткие меры против сектантов, прежде всего духоборов. После 2-го и 3-го разделов Польши принял участие в решении униатского вопроса, много сделал для устройства новых правосл.

http://pravenc.ru/text/161309.html

В 1918-1940 гг. практически все храмы и оба действующих мон-ря на территории К. и Л. е. были закрыты. Офиц. упразднение Оптиной пуст. и Шамординского мон-ря состоялось в 1918 г., у них было изъято все имущество, затем организованы совхозы, в к-рых работали монашествующие. Впоследствии в монастырских постройках размещались разные учреждения, в частности сельскохозяйственные ПТУ. В Оптиной пуст. в 1919-1928 гг. действовал музей «Оптина пустынь», в скиту св. Иоанна Предтечи в 1967-2005 гг.- литературный отдел Козельского краеведческого музея с экспозициями, посвященными писателям, посещавшим обитель. Монахи и монахини после выселения из обителей переехали в Козельск и окрестные села. В 1917 г. на хуторе Манинском Жиздринского у. (ныне урочище Манинский Хутор Людиновского р-на) монахини Шамординского мон-ря устроили скит в честь Иерусалимской иконы Божией Матери («Иерусалимская пустынька»), некоторое время существовавший нелегально под окормлением оптинского иером. Тихона (Лебедева). В 1924 г. в Калужской епархии было учреждено Козельское вик-ство, к-рое возглавил еп. Михей (Алексеев) , ранее живший в Оптиной пуст. на покое. Вик-во просуществовало до его смерти в 1931 г. Мн. священнослужители и монашествующие были подвергнуты репрессиям, среди расстрелянных был последний настоятель Оптиной пуст. прмч. Исаакий (Бобраков) . В 1929-1930 гг. существовала обновленческая (см. Обновленчество ) кафедра в Жиздре. Во время Великой Отечественной войны на оккупированной немцами территории начали открываться храмы, при отступлении немцев некоторые церкви (в частности, Троицкая ц. бывш. Драгошанского Свято-Троицкого мон-ря, Александро-Невский собор в Жиздре) были уничтожены. Прот. Викторин Зарецкий, настоятель Свято-Лазаревской ц. в Людинове, участвовал в антифашистском подполье, выполнял задания партизанского командования. В 2007 г. он был посмертно награжден медалью «За отвагу». Возрождение церковной жизни в крае началось в кон. 80-х гг. XX в. со знаменитых мон-рей: в 1987 г. Оптина пуст., в 1990 г. Шамординский мон-рь были возвращены Церкви, началось их восстановление, оба мон-ря впервые в своей истории получили статус ставропигиальных. Оптиной пуст. в 1990 г. была передана большая часть скита св. Иоанна Предтечи, в 1999 г. был устроен скит при Шамординском мон-ре с храмом в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». С 2006 г. в Оптиной пуст., Калуге и Москве проводится Оптинский форум «Наследие России и духовный выбор российской интеллигенции». В 2001 г. в Козельском р-не был учрежден Клыковский в честь Нерукотворного образа Спасителя мужской монастырь .

http://pravenc.ru/text/1841676.html

рязанского во имя Св. Троицы мон-ря, 24 окт. 1852 г. собственноручно перенес икону в храм из Борисоглебской ц. Рязани. В 1856 г. Г. подготовил церковное торжество присоединения к правосл. Церкви старообрядцев г. Зарайска. По его благословению в дар единоверческой ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя была передана старинная утварь из архиерейской ризницы и крестовой ц. 5 июня 1858 г. по просьбе Г. он был уволен на покой с управлением Ольговым мон-рем, 8 июня совершил последнюю литургию в Успенском кафедральном соборе. Незадолго до приезда святителя в обитель в монастырской часовне явилась чудотворная Иверская икона Божией Матери. По благословению Г. ее перенесли в Успенскую ц. мон-ря, святитель любил молиться перед этим образом. При Г. в мон-ре была построена каменная ограда, настоятельские деревянные кельи, гостиница для паломников, к алтарю Троицкой ц. пристроена каменная ризница. На пожертвования рязанцев был куплен крупный колокол для монастырской звонницы. Г. активно занимался благотворительностью, жертвуя деньги на мон-ри, на содержание причта ряда храмов, на Рязанскую ДС и др. Награжден орденами св. Анны 1-й степени (1832), св. Анны 1-й степени, украшенным имп. короной (1836), св. Владимира 2-й степени (1840), св. Александра Невского (1848), алмазными знаками ордена св. Александра Невского (1856). После обострения болезней с 1861 г. Г. с трудом выходил из покоев, предчувствуя скорую кончину, поручил изготовить гроб. В Великий четверток 1862 г. причастился Св. Таин. Скончался накануне Светлого Христова Воскресения, при пении стиха чина погребения «Животе, како умираеши?». По распоряжению Рязанского архиеп. Смарагда (Крыжановского) погребен 13 апр. 1862 г. в Ольговом мон-ре. 12 янв. 1987 г. Г. был прославлен в лике местночтимых рязанских святых. 26 окт. 1999 г. состоялось обретение его мощей, к-рые 31 дек. того же года по благословению Рязанского архиеп. Симона (Новикова) были перенесены в рязанский Троицкий мон-рь, 3 янв. 2000 г. в этой обители состоялось торжество прославления мощей.

http://pravenc.ru/text/161237.html

1615 г. (ГИМ. Син. 819. Л. 1) Титульный лист певч. сборника (вклад архим. Исаии в ц. Благовещения Пресв. Богородицы в Сольвычегодске). 1615 г. (ГИМ. Син. 819. Л. 1) С 1602 г. в источниках об И. говорится уже как об архимандрите владимирского в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря, к-рый при И. пользовался расположением царя. Уже в 1-й год архимандритства И. между мон-рем и кн. И. М. Барятинским возникло спорное дело о «сельце» Палашкине и дер. Середниковой в Юрьевском у., завещанных обители как вклад кн. Замятней Бестужевым. Барятинский отрицал правомерность передачи монастырской братии «вотчины тестя своего», т. к. отсутствовало письменное подтверждение последней воли родственника. Однако царь Борис решил дело в пользу «Исайи с братиею» (АЮБДР. Т. 1. С. 235-236). Митр. Иона (Думин) , возглавивший Ростовскую и Ярославскую кафедру после смерти митр. Варлаама (Рогова) , а ранее, незадолго до И., настоятельствовавший в том же мон-ре, пожаловал в монастырскую б-ку дорогую рукописную книгу - Апостол толковый (см.: Буланин Д. М. Владимирский Рождественский мон-рь как культурный центр Др. Руси//ТОДРЛ. 1981. Т. 36. С. 74). В 1607 г. «иждивением» митрополита под надзором И. в обители была построена надвратная ц. св. Александра Невского ( Тихонравов К. Н. Владимирский Рождествен мон-рь XII в. Владимир, 1869). Во время настоятельства И. в Богородице-Рождественском мон-ре между ним и кн. Барятинским продолжалась тяжба за упоминавшиеся «сельцо» и деревню. В челобитной от 12 окт. 1620 г. на имя патриарха Филарета (Романова) , жалуясь на «Исайю з братею», к-рые «тому осмнатцать лет» завладели «вотчиною тестя его», Барятинский писал, что «как рострига (Лжедмитрий I, июль 1605 - май 1606.- Авт.) был на Москве, и ему в той вотчине указу не учинил, потому что Рожественого монастыря архимарит был ростриге духовник». В своей грамоте патриарх Филарет повелел оставить село и деревню обители (РГАДА. Ф. 281. 1903. Л. 1; АЮБДР. Т. 1. С. 235-236). Неизвестно, почему Лжедмитрий выбрал себе в духовники И.

http://pravenc.ru/text/усольский.html

Вскоре после перенесения мощей св. вел. кн. Александра Невского в Свято-Троицкий мон-рь С.-Петербурга (впосл. Александро-Невская лавра) 30 авг. 1724 г., в день празднования обретения мощей Д. А., был установлен общий праздник св. князьям и появились их парные изображения, напр. в местном ряду иконостаса храма св. Отцов семи Вселенских Соборов в Даниловом мон-ре (Опись Данилова мон-ря 1725 г.- РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Ед. 102. Л. 17). В приделе преподобных Симеона и Д. Столпников образы обоих св. князей находились в Деисусе (Описание святыя соборныя церкви во имя Седми соборов Святых Отец, каменная. 1726 г.- РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Ед. 102. Л. 165 об.), а их парное изображение с благословляющим Спасителем вверху (1819, худож. С. В. Тарин) - на стене западного фасада храма (трапезной церкви). Вместе в молении Св. Троице новозаветной св. князья написаны на иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (возможно, ок. 1803 - к 500-летию преставления Д. А. и 100-летию С.-Петербурга) (ГМИР): св. кн. Александр в княжеских одеждах на фоне красного занавеса осеняет царскую корону, скипетр и державу; Д. А. в схиме, с поднятыми в молении у груди руками, на фоне Московского Кремля (изображения разделяет колонна как знак новой столицы России). С.-Петербург и Москва представлены здесь как 2 разных мира, связанные духовной преемственностью их небесных покровителей. Изображение обоих князей помещалось на сени над ракой Д. А. (Опись Данилова мон-ря 1813 г.- РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Ед. 109. Л. 4 об.), на хоругвях, напр. сер. XVIII в. (на лицевой стороне - Воскресение Христово) из храма св. Отцов семи Вселенских Соборов (Опись Данилова мон-ря 1763 г.- РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Ед. 104. Л. 7). Парные иконы Д. А. в схиме, со свитком: «Не скорбите убо, братие» и вел. кн. Александра Невского в княжеских одеждах были распространены и в нач. XX в. (Данилов муж. монастырь в Москве). Имп. Екатериной II в Данилов мон-рь на раку святого был подарен покров из золотого глазета, с шитыми царской короной, гербами и живописным изображением горностаевых хвостов (мотив княжеской одежды), голубой, атласный, с золотым крестом (Опись 1763 г.

http://sedmitza.ru/text/790626.html

В. Х. м. являлся одним из центров церк. и политической жизни Новгорода и России, в 1608/09 г. в мон-ре была учреждена архимандрития. Мн. рус. архиереи были до хиротонии настоятелями или насельниками В. Х. м. В 1539 г. одним из кандидатов на митрополичий престол являлся хутынский игум. Феодосий, в июне 1542 г. хиротонисанный во архиепископа Новгородского. В 1581 г. игумен мон-ря Дионисий был хиротонисан во митрополита Московского и всея Руси, в 1620 г. архим. Киприан — во архиепископа Сибирского, в 1641 г. архим. Пахомий — во архиепископа Астраханского, в 1654 г. архим. св. Софроний — во архиепископа Суздальского. Ставший в 1704 г. настоятелем В. Х. м. архим. Феодосий (Яновский) являлся ближайшим помощником Новгородского митр. Иова и по поручению Петра I исполнял обязанности «духовного судии» в присоединенных к России городах: Ямбурге, Нарве, Копорье, Шлиссельбурге и строящемся С.-Петербурге (в 1721 хиротонисан во архиепископа Новгородского из архимандритов Александро-Невского мон-ря). Хутынский архим. Вениамин в 1721 г. являлся кандидатом на Киевскую и Галицкую кафедру, архим. Лаврентий (Баранович) в 1774 г. был хиротонисан во архиепископа Вятского и Великопермского. В 1655 г. В. Х. м. посетили Патриархи Антиохийский Макарий III и Сербский Гавриил.   В XIII–XVI вв. мон-рь владел одим из лучших книжных собраний Новгорода К наст. времени сохранились принадлежавшие мон-рю Варлаама Хутынского Служебник (ГИМ. Син. 604), пергаменный Апостол 1391 г. (РНБ. Погод. 26), список Иерусалимского устава нач. XV в. (ГИМ. Син. 332), Толковое Евангелие 1441 г. (БАН. 34. 7. 10), переписанное иеродиак. Иовом для игум. Германа, комплект Миней 1463–1464 гг. (РНБ. Соф. 201, 205) и др. В В. Х. м. работал писец-каллиграф инок Закхей, отождествляемый нек-рыми исследователями с игум. обители Закхеем (70–80-е гг. XV в., 1505–1507). Живя в Спасо-Преображенском Валаамском мон-ре в 1495 г. Закхей переписал для В. Х. м. лицевое Евангелие («Закхеевское» — БАН. 24. 4. 26), в 1506/07 г. уже в Хутынском мон-ре Закхей переписал еще одно Евангелие (РГБ.

http://sedmitza.ru/text/1206371.html

Н. инициировал учреждение крестного хода из Казанской церкви на Невском проспекте в Александро-Невский мон-рь 30 авг., в годовщину перенесения в столицу мощей св. блгв. кн. Александра Ярославича Невского . В письме на имя А. Г. Разумовского от 29 авг. 1743 г. Н. просил его доложить императрице, не соизволит ли она повелеть «завтрашнего дня… быть крестному ходу». В тот же день императрица запросила Синод «о пристойности того дела». Синод дал положительное заключение, и 30 авг. состоялся первый в С.-Петербурге крестный ход в день памяти блгв. кн. Александра. В шествии участвовали императрица, а также «министры и кавалеры, генералитет и придворный обоего пола стат». 7 сент. того же года имп. Елизавета Петровна повелела совершать «оное крестное хождение» в мон-рь к литургии ежегодно. Указом Н. от 4 февр. 1744 г. статус собора получила Андреевская ц. на Васильевском о-ве. 30 янв. 1745 г. он благословил строительство каменной 2-этажной церкви в Славянской мызе гр. М. К. Скавронского (ныне в черте Пушкинского р-на С.-Петербурга). В Александро-Невской ДС, находившейся в распоряжении Н., начался самый важный период становления. Школа при Невском мон-ре лишь с кон. 30-х гг. XVIII в. получила «прочное устройство» как полноценная семинария. В 1743 г. в ней открылся богословский класс, 20 сент. того же года ректором утвержден иером. Гавриил (Кременецкий; буд. митрополит Киевский и Галицкий). Вслед за учреждением столичной епархии Сенат 10 сент. 1742 г. поручил архит. П. А. Трезини возглавить «строение» Александро-Невского мон-ря, где работы остановились. В 1744 г. был заложен фундамент юго-вост. Феодоровского корпуса. Тогда же выстроенный в 20-х гг. XVIII в. Троицкий собор был признан аварийным и предназначен к слому. С 1742 г. казначеем обители состоял иером. св. Софроний (Кристалевский), который был в 1734-1741 гг. казначеем Переяславского архиерейского дома (в 1735-1736 он находился по делам Переяславской епархии в С.-Петербурге, когда Н. служил там же). Очевидно, специфика пребывания на кафедре «царствующего града» тяготила Н.: заложив прочную основу епархии, он при первой возможности оставил С.-Петербург. В июне 1744 г. скончался еп. Переяславский и Бориспольский Арсений (Берло), и 2 февр. 1745 г. вышел Высочайший указ: «В Переяславской праздной епархии быть епархиальным архиереем преосвященному Никодиму, епископу Санкт-Петербургскому, по желанию его…» В Переяславскую епархию был переведен и наместник (с 1737) Александро-Невского мон-ря иером. Досифей (Лебедевич): в мае 1745 г. он стал настоятелем Золотоношского Красногорского в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря в сане игумена.

http://pravenc.ru/text/2565596.html

в Полюстрове, а именно сев. придела во имя свт. Феодосия Черниговского в рус. стиле (1898-1899, церковь разрушена после 1933); перестройки ц. св. блгв. кн. Александра Невского при подворье Александро-Свирского мон-ря с устройством в рус. стиле XVII в. звонницы и приделов во имя сщмч. Симеона Персидского и свт. Иулиана (Разъезжая ул., 25) (1889-1891, полностью перестроена); Голгофы в Казанском соборе (худож. В. В. Васильев; 1891, не сохр.); домовой ц. свт. Николая Чудотворца при 7-й гимназии с элементами классицизма и русского стиля (1897, не сохр.); вероятно, деревянной 5-главой ц. свт. Моисея, архиеп. Новгородского, при подворье новгородского Сковородского Михайловского мон-ря (ул. Коммуны, 58) (1900-1901, снесена в 40-х гг. XX в.). Не были реализованы в постройке проекты Успенской часовни на Александровском кладбище за Невской заставой (1904) и часовни Короцкого свт. Тихона Задонского мон-ря по Малоохтинскому проспекту, 10 (1906). Представляется вероятным участие Н. в постройке в русском стиле по проекту А. Ф. Барановского деревянной ц. прп. Серафима Саровского на Новодеревенском (Серафимовском) кладбище (1906-1907). Иоанновский мон-рь в С.-Петербурге. Фотография. 2015 г. Иоанновский мон-рь в С.-Петербурге. Фотография. 2015 г. Из приходских храмов в пределах С.-Петербургской епархии следует выделить церкви: свт. Николая в дер. Котлы (1882-1888); 3-престольную ц. Покрова Пресв. Богородицы в дер. Хотнежа (1893-1897, ныне разрушается); ц. свт. Николая в дер. Поля (ныне г. Сланцы) (1893-1898, перестройка, разрушена в 60-х гг. XX в.); 3-престольную ц. Рождества Пресв. Богородицы в дер. Пенино (1893-1900, основной жертвователь - с.-петербургский купец 2-й гильдии C. Г. Гаврилов, уроженец дер. Ожево); ц. апостолов Петра и Павла в с. Грызове (ныне дер. Заполье) (проект 1893 или 1896 г., 1898-1901, ныне руины); ц. Воскресения Христова (совр. дер. Торошковичи) (проект 1887 г., построена в 1899-1906), ц. Успения Пресв. Богородицы при Доложских пещерах (близ совр. дер. Заручье) (1907-1908, разрушена в 50-60-х гг.

http://pravenc.ru/text/Никонов.html

В июле 1990 г. из Макариевского храма был вывезен в Кострому иконостас нач. XX в., к-рый установили в возрождавшейся Ильинской ц. на Городище (сер. XVII в.). В дек. того же года по благословению еп. Костромского и Галичского Александра (Могилёва) из Макариевского храма в Кострому в Воскресенский кафедральный собор была передана металлическая рака. В 1991 г. ее перенесли в Богоявленско-Анастасиин собор. В кон. 1993 г. по инициативе еп. Костромского и Галичского Александра епархиальное собрание приняло решение о возрождении мон-ря. 26 февр. 1994 г. по решению Синода РПЦ мон-рь был возрожден как женский. 6 окт. 1995 г. 1-й настоятельницей стала мон. Ангелина (Травина), 31 окт. 1996 г. возведенная в сан игумении. Прот. Михаил Беляев, ставший духовником обители, в 1996 г. принял монашество с оставлением имени, в 1997 г. был возведен в сан игумена, в 2005 г.- архимандрита. Похоронен у алтаря отремонтированной Преображенской ц. 22 июня 2000 г. в М. П. м. состоялись торжества в честь 600-летия со дня его основания. К 2016 г. в мон-ре восстановлены деревянный Макариевский храм (1 нояб. 1998 благочинный Буйского р-на прот. Аркадий Климов совершил малое освящение), а также колодец, по преданию выкопанный прп. Макарием. 27 окт. 2008 г. состоялся чин освящения отреставрированного иконостаса Преображенского храма. В обители построены 2-этажный сестринский корпус (освящен в нояб. 1999), небольшой деревянный храм во имя св. кн. Александра Невского и прав. Ангелины Сербской (2000), неск. хозяйственных помещений. Арх.: ГА Костромской обл. Ф. Р-2102. Оп. 6. Д. 31-34, 287. Ист.: Опись Павло-Обнорского мон-ря Вологодской епархии 1683 г.//ИИАО. 1865. Т. 5. Стб. 305-307. Лит.: Беляев И. Стат. описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 240-241; Суворов Н. Описание Павло-Обнорского мон-ря Вологодской епархии. Вологда, 1866. С. 26, 46; Мат-лы для статистики Костромской губ. Кострома, 1872. Вып. 2. С. 18; Костромская губ.: Список населенных мест по сведениям 1870-1872 гг. СПб., 1877.

http://pravenc.ru/text/2561266.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010