И стало место пусто… 13 ноября 1919 года монастырь закрыли. Большинство сестер увезли в Казахстан в город Акмолинск, где они работали на ткацкой фабрике, а кому удалось избежать ссылки - разошлись по городам и селам. В 1949 году Александро-Невский храм был полностью стерт с лица земли. Кирпич, из которого была выстроена когда-то благолепная церковь, пошел на строительство коровника. Иконы и церковное имущество частично были переданы в Покровский храм близлежащего села Ясенок, а некоторые святые образа местные жители сохранили в своих домах. В оставшихся строениях разоренной обители разместились лесники. Сохранилось и монастырское кладбище. Оставшиеся в тех местах пожилые сестры продолжали ходить в разрушенный монастырь и молились на ступеньках храма, уцелевших после погрома. Тайно добирались сюда мирские богомольцы и молились на том месте, где стоял храм, и на могилке основателя обители старца Софрония. Жившие здесь лесники и сельские жители сохраняли в сердцах своих память об обители и надежду на ее возрождение. Они не раз видели в лесах старца Софрония, который помогал выбраться из леса заплутавшим в метель лесникам, и верили, что на этом святом месте вновь будет возноситься молитва, в былой красе восстанет обитель, будут обретены мощи старца Софрония. Сохранилось сказание о том, что когда монастырь еще жил, люди приходили в храм и восхищались его красотой и великолепием убранства. На это старец Софроний нередко замечал: «Все это разрушат, и не останется здесь камня на камне. Обитель моя падет, но когда придет час, найдется человек и все восстановит. А я первый войду в новый храм». И восстанет обитель В 1993 году святое место посетил инок Иоанно-Богословского монастыря Николай (Анисимов). Еще отроком отец Николай (в то время Андрей) часто ездил в храм родного города Ряжска и слышал рассказы пожилых людей о разрушенном монастыре и старце Софронии. Много о прозорливом старце рассказывал престарелый ряжский инок Иоанн, который, возможно, и сам бывал у отца Софрония. Именно из его уст отец Николай услышал слова старца о том, что «обитель падет, но найдется человек, который много потрудится на возрождение монастыря, и будет в здешних лесах дорога большая, и множество чудес по молитвам отца Софрония совершится. Святые мощи духоносного старца «поднимутся», и потечет народ рекой в восстанавливаемую обитель».

http://pravicon.com/info-3429

Подвизаясь в монастыре святого Апостола Иоанна Богослова, инок Николай каждый год старался посетить могилку старца. Место сие ему полюбилось, и, видя царившую здесь разруху, сильно скорбело его сердце. Шло время. Инок Николай стал служить диаконом в Покровской церкви города Кораблино. Так он стал ближе к разрушенному и поруганному монастырю. И первое, что сделал отец Николай, - привел в порядок могилки старца Софрония и сестер обители. А по окрестным селам уже шла молва: если прибрали могилки, то возродится и монастырь. В то время отец Николай об этом и думать не мог: храм был до основания разрушен, на восстановительные работы требовались огромные средства. Но Богу было угодно поднять из руин святую обитель. И на казавшееся всем неподъемным богоугодное дело нашлись благотворители. У святого источника была устроена часовня. В то время на месте бывшего храма росли сорок восемь деревьев. Когда площадку расчистили, под обломками кирпича и щебня обнаружили основание храма. Испросив благословения у Архиепископа Рязанского и Касимовского Симона на освящение места под строительство новой церкви, отец Николай взялся за работу. В сентябре 1996 года на месте бывшего алтаря установили пятиметровый крест. А в день празднования памяти святого благоверного князя Александра Невского среди лесов рядом с могилкой старца Софрония был заложен храм. Так осень 1996 года открыла новую страницу в жизни святой обители. С мая 1998 года началась внутренняя отделка церкви, и ко второму дню августа церковь была готова к освящению. А 29 мая того же года, на второй день праздника Вознесения Господня, по благословению наместника Свято-Иоанно-Богословского монастыря Архимандрита Авеля в строящейся обители произошло обретение святых мощей старца Софрония. Случилось так, как и предсказывал старец: будет здесь вновь монастырь, но не женский, а мужской. А откроется обитель тогда, когда мощи старца «поднимутся из могилы». В это время народ потечет ко святым мощам рекой, и будет большая дорога, и множество чудес свершится.

http://pravicon.com/info-3429

В. Х. м. являлся одним из центров церк. и политической жизни Новгорода и России, в 1608/09 г. в мон-ре была учреждена архимандрития. Мн. рус. архиереи были до хиротонии настоятелями или насельниками В. Х. м. В 1539 г. одним из кандидатов на митрополичий престол являлся хутынский игум. Феодосий, в июне 1542 г. хиротонисанный во архиепископа Новгородского. В 1581 г. игумен мон-ря Дионисий был хиротонисан во митрополита Московского и всея Руси, в 1620 г. архим. Киприан — во архиепископа Сибирского, в 1641 г. архим. Пахомий — во архиепископа Астраханского, в 1654 г. архим. св. Софроний — во архиепископа Суздальского. Ставший в 1704 г. настоятелем В. Х. м. архим. Феодосий (Яновский) являлся ближайшим помощником Новгородского митр. Иова и по поручению Петра I исполнял обязанности «духовного судии» в присоединенных к России городах: Ямбурге, Нарве, Копорье, Шлиссельбурге и строящемся С.-Петербурге (в 1721 хиротонисан во архиепископа Новгородского из архимандритов Александро-Невского мон-ря). Хутынский архим. Вениамин в 1721 г. являлся кандидатом на Киевскую и Галицкую кафедру, архим. Лаврентий (Баранович) в 1774 г. был хиротонисан во архиепископа Вятского и Великопермского. В 1655 г. В. Х. м. посетили Патриархи Антиохийский Макарий III и Сербский Гавриил.   В XIII–XVI вв. мон-рь владел одим из лучших книжных собраний Новгорода К наст. времени сохранились принадлежавшие мон-рю Варлаама Хутынского Служебник (ГИМ. Син. 604), пергаменный Апостол 1391 г. (РНБ. Погод. 26), список Иерусалимского устава нач. XV в. (ГИМ. Син. 332), Толковое Евангелие 1441 г. (БАН. 34. 7. 10), переписанное иеродиак. Иовом для игум. Германа, комплект Миней 1463–1464 гг. (РНБ. Соф. 201, 205) и др. В В. Х. м. работал писец-каллиграф инок Закхей, отождествляемый нек-рыми исследователями с игум. обители Закхеем (70–80-е гг. XV в., 1505–1507). Живя в Спасо-Преображенском Валаамском мон-ре в 1495 г. Закхей переписал для В. Х. м. лицевое Евангелие («Закхеевское» — БАН. 24. 4. 26), в 1506/07 г. уже в Хутынском мон-ре Закхей переписал еще одно Евангелие (РГБ.

http://sedmitza.ru/text/1206371.html

Особым совещанием при Коллегии ОГПУ освобождена из-под стражи. В 1951 г. в этой общине поселились сестры Христина и Феодора Григорьевны Воробьёвы. После начала Великой Отечественной войны, в 1941-1942 гг., в здании храма размещался временный сборный пункт. Ок. 1948 г. помещение храма оборудовали под склад. После ликвидации в 50-х гг. XX в. совхоза 5 в церкви располагалась овощная база Ленинского районного продторга. Решением Омского облисполкома от 23 мая 1989 г. здание Казанской ц. включено в «Свод памятников истории и культуры Омской обл.», в июле 1990 г. передано Омской епархии, а 21 июля того же года освящено. Однако др. монастырские постройки возвращены не были. Настоятелем храма назначен свящ. Иоанн Бабяк (с 2010 протоиерей). В церкви произведен ремонт, поставлен иконостас; заново отстроена колокольня. Среди чтимых святынь - ковчежец с частицей мощей свт. Игнатия (Брянчанинова) (привезен из Толгского ярославского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыря ), др. ковчег с частицами мощей Дивеевских преподобных Александры, Елены и Марфы, Казанский образ Божией Матери, икона «Неувядаемый Цвет» и образ св. блгв. кн. Александра Невского, до 1930 г. пребывавшие в монастырском храме, а затем сохраненные омскими монахинями и возвращенные в Казанскую ц. Также почитается образ Божией Матери «Всецарица». Решением Синода от 3 дек. 1994 г. при Казанском храме возобновлен О. м., духовником и старшим монастырским священником назначен Иоанн Бабяк. Ок. 2000 г. в обители проживали 3 монахини и неск. послушниц, но к 2018 г. монастырская жизнь пресеклась, Казанский храм является приходским. С 1998 г. при церкви действует воскресная школа для детей и взрослых, размещенная в бывш. заводском здании (70-е гг. XX в.). Рядом с О. м. поставлен памятник (1994), на к-ром увековечены имена омских сестер, пострадавших в годы репрессий, в т. ч. игумений Елены, Гавриилы и Евпраксии, схимонахинь Антонии и Аполлинарии, монахинь Ксении, Макарии, Ангелины, Варвары, Магдалины, Евпраксии, Марины, Марии, Серафимы, Ирины, Ариадны, Аркадии, Софронии.

http://pravenc.ru/text/2578407.html

В лес, во святое место… А Софроний тем временем сделал себе в лесу землянку и проводил время в молитве и богомыслии. Как-то, выйдя на поляну, он услышал рядом звон колоколов и молитвенное пение. Подойдя ближе, он ничего не увидел: кругом был лишь лес. Обойдя поляну, Софроний услышал дивный голос, говорящий ему, что место это свято, будет здесь обитель. Помолившись и возблагодарив Господа, Софроний принялся строить несколько землянок для будущих обитателей монастыря. Рядом разбил огород и питался плодами своих рук. Однажды женщины из ближайшего села, пришедшие в лес за грибами, заметили отшельника. Они очень испугались, но не убежали, а расспросили, кто он, откуда пришел сюда и чем занимается. Когда слух о подвижнике распространился далеко по уезду, многие стали приходить к нему за советом, и это стало тяготить его. Помолившись и испросив благословения пред иконами Божией Матери и Преподобного Серафима, он ушел в затвор. Три года искали отца Софрония, но найти не могли. После трехлетнего затвора подвижник вернулся на свое место, чтобы основать обитель. Обитель С юности мечтал Софроний устроить обитель для девиц, вдов и сирот и подвизаться в монастыре в трудах и молитве. После отмены крепостного права от крестьянина села Мостья Егора Наумова Родина Софроний получил землю под строительство обители. Сначала на месте будущего храма была устроена часовня для молитвы, а в 1892 году построен каменный двухэтажный храм в честь святого благоверного князя Александра Невского. Престол нижнего храма был устроен в честь иконы Божией Матери «Знамение». Всеми работами руководил живший в землянке сам старец Софроний, которому в то время шел шестьдесят седьмой год. Количество сестер увеличивалось, и старец поставил управлять обителью свою дочь инокиню Дарию. Строительство шло быстро. Зная прозорливость старца Софрония и веря в его молитвенную помощь, множество благотворителей жертвовали на монастырь деньги, стройматериалы, свечи. Верующие собирались в обитель преимущественно в престольные праздники в честь святого благоверного князя Александра Невского и иконы Божией Матери «Знамение». Особого расцвета обитель достигла при назначенной в 1897 году игуменией монахине Ангелине (Воронковой). В то время в монастыре подвизались 68 сестер. В течение нескольких лет при обители было построено несколько новых домов для сестер и духовенства, двухэтажный корпус с трапезной. Сестры занимались рукоделием, ткали, стегали одеяла, вышивали, писали иконы, трудились на скотном дворе.

http://pravicon.com/info-3429

Прекрасна Александро-Невская обитель. И это ровное, спокойное ее окружение, эта благодатная тишина, временами прерываемая удивительным переливистым звоном, дают душе благодатное отдохновение, а мысли устремляются ввысь, к Богу. Основание обители положил в 1862 году крестьянин села Канино Сапожковского уезда Софроний Абрамович Лисин. «Великим будет сие дитя» Родился Софроний в деревне Канино Сапожковского уезда Рязанской губернии в крестьянской семье Лисиных 9 марта (ст. ст.) 1825 года, в день празднования Собору Киево-Печерских святых. Когда его крестили в церкви, то местный священник отец Василий дал младенцу имя Софроний - в честь преподобного Софрония, Печерского чудотворца. Вынимая младенца из купели, батюшка увидел столб света, уходящий от него в небо. После видения он сказал родителям, что великим будет их дитя... Когда Софронию исполнилось шесть лет, его отдали в церковно-приходскую школу обучаться грамоте. Учился мальчик хорошо, полюбил читать жития святых, особенно Киево-Печерских. Подобно им, уходившим от мира в монастырь для подвигов духовных и молитвы, отрок часто уходил в лес, где беседовал с Богом, открывая Ему свои мысли и желания. Однажды родители решили свозить его в Саров к Преподобному Серафиму. И Батюшка Серафим, к их радости, позвал отрока к себе в келию и по-отечески с ним беседовал. Для детского сердца эта беседа не прошла даром: будущий старец всю жизнь вспоминал о тех благодатных минутах. Шло время, и юноша по родительскому благословению женился на уроженке того же села Матроне Никифоровне. Семейная жизнь Софрония с избранницей была счастливой. В семье было трое детей: Наталия, Борис и Дария. Однако мысль об уединенной жизни не покидала его, и однажды, получив на то согласие супруги, Софроний ушел в лес для подвигов духовных. Сердце его матери не находило покоя. Она долго молилась, прося Бога открыть ей, где ее сын, жив ли он. И вот однажды видит она в тонком видении Преподобного Серафима, который ласково говорит ей: «Радость моя! Не мучь себя и не ищи сына, ибо на это есть воля Божия, чтобы покинул он семью и этим прославил род ваш».

http://pravicon.com/info-3429

Во время пребывания иеромонаха Софрония по архиерейским делам в Петербурге на него обратили особое внимание в Святейшем Синоде. Когда возникла необходимость пополнить братство Александро-Невского монастыря в Санкт-Петербурге, то в число 29 иноков, вызванных из разных монастырей Российской империи, в январе 1742 года был и будущий святитель. Год спустя его назначили казначеем монастыря, а в 1746 году он был утвержден в должности наместника обители, которую исполнял более семи лет. В помощь себе иеромонах Софроний вызвал своего земляка, уроженца города Прилуки иеромонаха Сенниса и поставил его строителем Ново-Сергиевой пустыни, приписанной к Александро-Невской обители. С того времени дружба двух подвижников - иеромонаха Софрония и иеромонаха Сенниса все более крепла в едином пастырском делании. В эти годы Софроний много трудов положил на благоустройство обители и улучшении преподования в находившейся при ней Семинарии, а также совместно с архиепископом Феодосием заботился о должном укомплектовании монастырской библиотеки. При нем была построена двухэтажная церковь: верхняя во имя благоверного князя Феодора Ярославича (брата благоверного князя Александра Невского), Новгородского и нижняя во имя святителя Иоанна Златоуста. В 1747 году скончался Иркутский епископ Иннокентий (Нерунович). Более шести лет Иркутская епархия оставалась без духовного окормления. Империатрица Елизавета Петровна Указом от 23 февраля 1753 года рекомендовала Святейшему Синоду благочестивого наместника Александро-Невской Лавры Софрония, как лицо, не только достойное епископского сана, но и вполне могущее оправдать желание и надежды государини и Синода. 18 апреля 1753 года, в Неделю о Фоме, в большом Успенском соборе Московского кремля Софроний был рукоположен во епископа Иркутского и Нерчинского. В Москве большие услуги святителю оказал архиепископ Московским и Севский Платон (Малиновский), который участвовал в его хиротонии. Он преподал ему отеческие наставления на предстоящий подвиг, так как был хорошо знаком с особенностями сибирского духовного быта, предупреждал о своеволии местных властей и советовал подобрать надежных помощников. Предвидя трудное служение в отдаленном сибирском крае, новопоставленный святитель не сразу отправился в Иркутскую епархию, но начал подбирать образованных и духовноопытных сотрудников. Святитель Софроний посетил свою первую Красногорскую обитель, был у святынь Киева, где испрашивал благословение на свое служение у Киево-Печерских угодников. 20 марта 1754 года святитель прибыл в Иркутск.

http://sobory.ru/article/?object=13959

По преданию, первым игуменом монастыря был Иосиф, который управлял обителью до глубокой старости. Это был ревностный подвижник, направлявший братию к строгой монашеской жизни. Монастырский Синодик сохранил для нас имена и других Красногорских игуменов: Иоиль, Гавриил, Рафаил, Герман, Софроний, Досифей и последним настоятелем был архимандрит Иоиль. Из них особенной любовью обитель чтит память выдающегося подвижника благочестия и насельника Красногорского монастыря святителя Софрония (Кристалевского), впоследствии епископа Иркутского и Нерчинского, ныне причисленного Православной Церковью к лику святых. Святитель Софроний (в миру Стефан) родился в Малороссии в Черниговском полку в 1704 году. Отец его Назарий Феодоров был простолюдин, служивый, крестьянского происхождения. Детские годы Стефана проходили в местечке Березань Переяславского уезда Полтавской губернии, где поселилась семья после увольнения отца со службы. У Стефана были еще два брата и сестра Пелагея. С возрастом Стефан поступил учиться в Киевскую Духовную Академию, где в то время обучались два других будущих святителя: Иоасаф, епископ Белгородский (+1754) и Павел, митрополит Тобольский (+1770). Получив духовное образование, Стефан поступил в Красногорский Свято-Преображенский монастырь (позднее переименован в Свято-Покровский, а с 1789 года преобразован в женский монастырь), где уже подвизался его старший брат, имя которого неизвестно. 23 апреля 1730 года он принял монашеский постриг с именем Софроний, в честь святителя Софрония, патриарха Иерусалимского. В ночь после пострижения в монашество инок Софроний услышал в Покровском храме голос:”Когда будешь епископом, построй храм во имя Всех Святых”, предусказавший его будущее служение. Через два года, в 1732 году, его вызвали в Киев, где в Софийском соборе хиротонисали в сан иеродиакона, а потом в иеромонаха. О последующем периоде жизни Софрония в его послужном списке говорится следующее: ”После посвящения в оном Золотоношском монастыре казначеем был два года, а потом взят по Указу Переяславской епархии преосвященного Арсения (Берлова)в дом его архиерейский, в котором был экономом 8 лет, по взятии в Александро-Невский монастырь, от которого во оные годы послан был в Санкт-Петербург за делами его архиерейскими, за которыми в ходатайстве пребыл два года”.

http://sobory.ru/article/?object=13959

Василий Кочуров, Алексий Камнев - др. священник, служивший до 1919 г. в А.-Н. м.,- был выселен. Игум. Ангелина скончалась в 1938 г. В 1949 г. по распоряжению руководства местного колхоза Александро-Невский храм вместе с остальными постройками был снесен. Мон-рь был разрушен полностью, кладбище заросло лесом, от храма остались лишь фундамент и ступени. Кирпич предполагалось использовать при строительстве свинарника, однако стены неоднократно обрушивались и строительство пришлось прекратить. 12 сент. 1996 г. по благословению архиеп. Рязанского и Касимовского Симона (Новикова) началось восстановление обители, строителем к-рой был назначен иером. Николай (Анисимов). 12 сент. 1998 г. архиеп. Симоном в сослужении 16 священников и 3 диаконов освящен восстановленный Александро-Невский храм. Службы совершаются по прежнему уставу обители. Выстроено одноэтажное кирпичное здание, к-рое впосл. будет преобразовано в богадельню. 7 февр. 2000 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Александро-Невском храме обители архиеп. Симоном и еп. Шацким Иосифом (Македоновым) в сослужении духовенства Рязанской епархии к лику местночтимых Рязанских святых был сопричислен Софроний Ибердский и совершен чин прославления его мощей. Арх.: ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. д. 89. Л. 472-474; Ф. 1033. Оп. 1. л. 657a. Л. 60, 60об., 61; Ф. 1033. оп 1. Д. 664. Л. 25, 25об.; ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 70. Л. 526-547 (1905 г.); Серафим (Питерский), иером., Панкова Т. М. О прославленных в лике местночтимых святых угодниках Божиих и обретении их мощей: Докл. на епархиальной конф. 2000 г.: Ркп.//Архив Рязанского ЕУ. Иером. Николай (Анисимов), Т. М. Панкова, иером. Серафим (Питерский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Саранской и Мордовской епархии), близ с. Кимляй, в Ковылкинском р-не Мордовии, первоначально жен. ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ И ВЕРХОТУРСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, учреждена 29 янв. 1885 г. как Екатеринбургская и Ирбитская преобразованием Екатеринбургского викариатства Пермской епархии ЕЛЕАЗАРОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЕЙ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА, ИОАННА ЗЛАТОУСТА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Спасо-Елеазаровский Трехсвятительский Великопустынский) (Псковской и Великолукской епархии), в дер. Елизарово Псковского р-на и обл. Первоначально мужской, с 2000 г.- женский

http://pravenc.ru/text/64498.html

http://www.ryazeparh.ru/ Недалеко от села Ибердус в находится Свято-Александро-Невский Софрониев монастырь. Он необычен тем, что юридически считается храмом, поскольку в нём проживает только один монах – настоятель отец Николай. Монастырь расположен в исключительно живописной местности в окружении леса. Он был основан в 1802 году, и в те времена был женским, а теперь возрождается как мужской. Александро-Невская богадельня была основана на земле, принадлежавшей крестьянину села Мостья Ряжского уезда Егору Наумову Родину, и пожертвованной им в память освобождения крестьян от крепостной зависимости и чудесного избавления и спасения жизни государя Александра Александровича и супруги его Марии Феодоровны и сына их Николая Александровича 17 октября 1888 года во время крушения царского поезда на перегоне Тарановка — Борки Юго-Западной железной дороги. Священный Синод постановил в память этого чуда основывать церкви и монастыри. В начале 1892 года первый камень храма был заложен Софронием, а 11 июля 1892 года храм был освящен в честь благоверного князя Александра Невского, Святителя Николая Чудотворца и иконы Божией Матери «Знамение». С 1892 года при храме стали сооружаться постройки, и учреждена была богадельня. Основание монастыря связано с именем старца Софрония(1825-1914). Софроний родился в селе Канино Сапожковского уезда в 1825 году. При крещении младенца батюшка увидел столп света, исходящий от дитя в небо, и сказал родителям, что этот младенец прославит их род. С детства он был верующим и хотел жить в уединении. Пришло время, Софроний женился и был счастлив в браке. У него с супругой Матреной Никифоровной родилось трое детей, но мысль об уединении и молитве не покидала Софрония. И вот, испросив разрешения у супруги, Софроний уходит в лес. В глухом месте он ископал себе землянку рядом с поляной, и стал там жить. Однажды он услышал голос, что здесь будет монастырь, которому он положит начало. Три года Софроний жил в затворе в лесу, был отшельником. Но мысль об основании монастыря не покидала его. С юности мечтал Софроний устроить обитель для девиц, вдов и сирот и подвизаться в монастыре в трудах и молитве. После отмены крепостного права Софроний получил землю под строительство обители.

http://sobory.ru/article/?object=10646

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010