РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 7 (20) марта Преподобномученицы Мария и Матрона (Грошевы) П реподобномученица Мария родилась в 1876 году, а преподобномученица Матрона – в 1882 году в селе Варюковка Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье крестьян Наума и Платониды Грошевых; у них было четыре дочери и сын. Как-то в молодости три дочери – Мария, Матрона и Пелагия посетили некоего старца, которого многие почитали за подвиги и прозорливость, и спросили его, как им жить. Марии и Матроне старец сказал: «В монастырь, в монастырь...», а Пелагии: «В нечестивую семью, в нечестивую семью, замуж». В 1909 году сестры Мария и Матрона поступили послушницами в Александро-Мариинский монастырь, расположенный в десяти верстах от Егорьевска; Мария проходила послушание портнихи, а Матрона – на монастырском хуторе. Пелагия вышла замуж в семью совершенно неверующих людей. И как всегда в таких случаях бывает, в семье этой царили разногласия и распри, и только терпение и кротость Пелагии склонили ее мужа к вере, в конце концов он стал ходить в храм и даже пел на клиросе. После прихода к власти в России безбожников, Александро-Мариинский монастырь был закрыт, и сестры вернулись домой. Некоторое время они жили в доме отца, а затем переселились в церковную сторожку при храмах во имя Казанской иконы Божией Матери и великомученицы Параскевы в селе Туголес Шатурского района Московской области. Один храм был каменным, другой – деревянным, оба они были расположены на высоком холме среди моря хвойного леса. Здесь послушницы подвизались в течение двадцати лет. У сестер был огород и корова. Они пекли для храма просфоры, были алтарницами, убирались в храме, а в оставшееся время подрабатывали рукоделием – стегали одеяла. Сестер в селе все любили за ласковое и приветливое обхождение. Своих племянниц они с детства приучили молиться и помогли им полюбить богослужение и храм. Одну из племянниц они научили читать Псалтирь, и впоследствии, когда все храмы в округе были закрыты, она читала Псалтирь по усопшим.

http://fond.ru/kalendar/310/matrona/

Верхний Рубеж. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Троицкая Рубежская церковь при больнице Мариинского канала. Основана в 17 веке монахами Муромского монастыря и оставалась приписной к Муромскому монастырю до монастырской реформы. В 1764 году Муромский монастырь потерял самостоятельность и приписан к Александро-Свирскому монастырю. Рубежская пустынь также стала приписной пустыней Александро-Свирского монастыря. В 1813 году при открытии Мариинского канала пустынь упразднена, церковь передана Министерству Путей Сообщения (МПС). Теплая деревянная церковь в одной связи с колокольней построена насельниками Рубежской пустыни в 1711 году. Престол один – Святой Троицы. Здание церкви находилось в густой березовой рощице (деревья были посажены в 1835 году по личному распоряжению главноуправляющего путями сообщения генерал-адъютанта графа Толля). В 1813 году здание церкви поставлено на каменный фундамент, покрыто тесом и оштукатурено внутри, пристроена паперть с колокольней и дощатое входное крыльцо, прорублены 11 окон. В 1876 году церковь передали Министеству Внутренних Дел. Новые владельцы окружили церковную территорию деревянной оградой, побелили церковь снаружи, поставили железную печь, настелили новый пол, покрасили его охрой, оклеили стены, обновили престол. В 1881 году церковь снова передана МПС, а в 1883 году – в ведомство Олонецкой епархии. В 1890 году сделан капитальный ремонт: построены взамен обветшавших новая бревенчатая паперть с колокольней, железную печку заменили две кирпичных, иконостас 1830 года заменен новым. В ХХ-м веке усердием священника Рубежской церкви Варлаама Леонтиевича Пидьмозерского построена на пожертвования благотворителей и церковные деньги новая деревянная просторная церковь. В приходе четыре деревянные часовни. Три часовни построены Правлением 2-го округа Путей Сообщения: 1809 год - часовня апостолов Петра и Павла в 1 версте от церкви при Петровском шлюзе. 1860 год - часовня иконы Божией Матери «Тихвинская» на кладбище. 1885 год – часовня святителя Николая Мирликийского в 6 верстах от церкви при Николаевском шлюзе. Четвертая часовня построена после 1890 года. В этом году в Вытегорской городской думе решался вопрос о сооружении часовни на водоразделе, постановили: открыть при управе подписку и ассигновать на строительство 300 рублей из городских денег.

http://sobory.ru/article/?object=23624

Бекреневский Монастырь, урочище. Бекреневский Свято-Николаевский монастырь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1895. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Ростовская область, Константиновский район, урочище Бекреневский Монастырь Координаты: 47.685124, 41.718779 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Бекреневский Свято-Николаевский монастырь находился в юрте Мариинской станицы (ныне Константиновский район). Первоначально монастырь был мужским, но 7-20 июля 1910 года по ходатайству Высокопреосвященнейшего Архиепископа Донского Владимира I распоряжением Святейшего синода он был преобразован в женский. Освящение соборного храма совершилось 29-30 июня 1913 года. Монастырь был расположен на 6 десятинах земли. Обнесен деревянною огорожею с деревянными святыми воротами, обращенными на восток к почтовой дороге, на которой стоял большой образ Святителя Николая Чудотворца. Внутри монастырского двора красовался величественный кирпичный пятиглавый с колокольнею собор во имя св. Николая, с двумя приделами (один в честь Воздвижения Креста Господня, другой - во имя святого благоверного князя Александра Невского). Монастырем управляла почтеннейшая игуменья матушка Амфиана. Последней игуменьей была матушка Митрофания. Собор был светлым, просторным, со сплошной позолотою иконостасом и живописью по стенам, обставлен хорошею утварью и всеми необходимыми предметами богослужения. Кроме храмов в монастырском дворе находились следующие здания: дом для игумении, трапезная, небольшой деревянный корпус для сестер, с весьма тесными кельями, четыре маленьких флигеля для старейших монахинь и свечная лавочка. Рядом с монастырем, с северной стороны, находился скотный двор и фруктовый сад, в котором находились пещеры с закрытым ходом, вырытые основателем монастыря С.И. Поляковым. С восточной стороны монастыря, рядом с монастырскою оградой, находился дом для священника, а за дорогою — двухэтажная гостиница с номерами для посещавших святую обитель богомольцев. Рядом с гостиницей располагалось монастырское кладбище с небольшой деревянною церковью во имя Преподобного Сергия Радонежского. Главной святыней этого монастыря была Козельщанская икона Божьей Матери.

http://sobory.ru/article/?object=38548

Верхняя Синячиха. Алапаевский монастырь Новомучеников и Исповедников Российских. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Престолы: Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской Год основания:1995. Адрес: Свердловская область, Алапаевский район, с. Верхняя Синячиха Координаты: 57.954256, 61.701622 Проезд:из Екатеринбурга по трассе на Реж, Алапаевск и далее в направлении Верхней Синячихи. Проехав поворот на Нижнюю Синячиху, спустя 1-2 км, слева от дороги в лесу за забором строения монастыря Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Мужской монастырь в честь Новомучеников Российских основан на месте, где в ночь на 18 июля 1918 года были живыми сброшены в шахту Великая княгиня Елисавета Феодоровна Романова, инокиня Варвара, Великий князь Сергей Михайлович, князья императорского Дома: Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи, князь Владимир Палей и секретарь Великого князя Феодор Ремез. Великая княгиня Елисавета Феодоровна, выйдя замуж за Великого князя Сергея Александровича Романова, всем сердцем приняла Россию и Православную веру. Дела благотворительности для нее были настоящей жизненной потребностью – она была учредителем и попечителем ряда благотворительных организаций Москвы и Санкт-Петербурга. После гибели от рук террористов своего мужа она организовала Марфо-Мариинскую обитель милосердия, где вместе с сестрами ухаживала за больными. При обители были устроены больница, амбулатория, аптека, приют для сирот, столовая для бедных, два храма. В 1918 году Великая княгиня была арестована и привезена в Алапаевск, где содержалась под стражей в Напольной школе до своей мученической смерти. В 1992 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви причислена к лику святых вместе с инокиней Варварой (Яковлевой). Инокиня Варвара – одна из самых близких к Великой княгине Елисавете крестовых сестер Марфо-Мариинской обители, исполняла обязанности ее келейницы. Родные Великой княгини хорошо знали ее и называли Варей. В 20-х числах июня келейницу Варвару разлучили с Великой княгиней, перевезли в Екатеринбург и предложили идти на свободу. Инокиня Варвара умоляла оставить ее с Великой княгиней, сказав, что готова дать подписку, что желает разделить судьбу со своей матушкой, и ее возвратили в Алапаевск. Откуда, из какой среды пришла в обитель сестра Варвара – неизвестно. За своей матушкой-настоятельницей она добровольно пошла на страдания и смерть, совершила свой подвиг в возрасте 35 лет, исполнив евангельский завет о любви.

http://sobory.ru/article/?object=03031

Закрыть itemscope itemtype="" > «Марфинская шарашка», или «Утоли моя печали» 24.03.2024 159 Время на чтение 6 минут Фото: Здание приюта с храмом иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали» Есть такой на Северо-Востоке столицы район - Марфино. Почему Марфино? Скорее всего, предполагают историки, по имени жены первого владельца этого села – Марии. Вельяминов Василий Васильевич и его жена, Мария, в 1373 году приняли монашество. Мария стала Марфой. Она и передала это село во владение московского Богоявленского монастыря (есть мнение, что это могли сделать ее дети). Надо сказать, что село называлось сначала Вельяминово, затем Владыкино, а Марфино – часть этого владения. Позже, в 1885 году, Богоявленский монастырь, владевший сначала всем селом Марфино, а потом частью его, построил в этом селе приют, который стал именоваться Александро-Мариинским. Почему Александро-Мариинским? Александр - это имя Императора Российского Александра III, а Мариинский – по имени императрицы Марии Федоровны, жены императора, которая продолжила традиционную благотворительную деятельность русских императриц. В России много было Александро-Мариинских заведений – и приютов, и больниц, и учебных заведений. Всем этим благотворительным организациям и Александро-Мариинскому приюту «для детей-сирот из семей духовного звания» финансово помогала императорская семья. В Марфино дети-сироты, числом около сорока, обрели место, где их кормили, о них заботились, их учили – и столярному делу, и пению, и даже игре на скрипке. Но тогда в России никакое воспитание не могло быть отдельно от веры, от церкви. И в здании приюта выстроили храм с двумя приделами. Верхний – в честь иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали» и нижний – вмч. Пантелеимона (на фото – полукруглый выступ). Во время Первой мировой войны в этом приюте содержались и дети погибших солдат. Обслуживать детей помогали сестры Марфо-Мариинской обители. Сюда, в Марфино, приезжала святая – прпмч. великая княгиня Елисавета Федоровна. Революция уничтожила и монастырь, и приют. Некоторое время там был детский сад, а потом, уже в 1948 году, была образована «Марфинская шарашка» - под таким именем и в историю нашей страны и в литературу вошло «оборонное предприятие «Лаборатория где работали заключенные – специалисты: инженеры, переводчики, в т.ч. и пленные немецкие специалисты. В числе заключенных был Александр Солженицын, поведавший миру в книге «В круге первом» об этой «Марфинской шарашке» и его коллега по работе, а потом литературовед, переводчик и писатель Лев Копелев. Среди специалистов, работавших в разные годы на предприятии - авторы первых шифровальных машин (Петерсон А.П., Калачев К.Ф., Нейман И.С.); разработчики средств спецсвязи - академики Котельников В.А. и Минц А.Л. За все время существования предприятия 38 сотрудников института были награждены Ленинскими и Государственными премиями.

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/22/...

В шестидесятых и семидесятых годах прошлого столетия Россия сильно волновалась тяжелыми событиями, разыгрывавшимися на Балканском полуострове. Зверства турок в южнославянских землях волновали сердца русских, желавших придти чем-либо на помощь страждущим братьям-славянам. Находясь в тяжелом, можно сказать, боевом положении, южные славяне не могли должным образом благоустроить свою жизнь; лишены были они, конечно, возможности и насаждать собственными силами просвещение в своих странах. С целью удовлетворения последней потребности, они стали отправлять своих детей для получения образования в иноземные государства и из них преимущественно в родную им по крови Россию. Но недостаточно, конечно, отправить детей за границу, нужно их там содержать, а средств у славян, живших под тяжелым турецким игом, без сомнения, не было. Тут им пришло на помощь доброе русское сердце. В России образовалось славянское благотворительное общество, взявшее на себя заботы о содержании и обучении в России южнославянской молодежи. Приняли в этом деле участие и представители русского церковного управления. Решено было, между прочим, отдавать южнославянских девочек на попечение женских монастырей. В Москве из настоятельниц женских монастырей было остановлено внимание, как на наиболее подходящей для этого дела, на игуменьи Антонии. При переводе игуменьи Антонии из Страстного в более обеспеченный средствами Алексеевский монастырь имелась в виду и эта цель, именно, поручение ей воспитания южнославянских девочек. Согласно сему предначертанию игуменьею Антониею в первый же год службы в Алексеевском монастыре, именно осенью 1871 года, был открыт приют для южнославянских девочек. Всего было за время существования сего приюта два выпуска. Принятые в 1871 году двенадцать девочек, были выпущены через шесть лет, а на место них были набраны еще двенадцать девочек, также пробывшие в приюте шесть лет. Приютянки пользовались от монастыря полным содержанием; монастырь же озаботился и обучением их по программе начальных городских училищ. Закон Божий преподавали священники, а по остальным предметам вели преподавание сестры монастыря, среди которых были имевшие учительские дипломы и даже некоторые и с педагогической практикой. Главное заведывание делом обучения и воспитания приютянок было поручено игуменьею Антониею поселившейся в монастыре бывшей классной даме Московского Николаевского института, Екатерине Васильевне Ушаковой, сестре Московского Викария Преосвященного Леонида. Обучение в школе-приюте шло очень успешно. На экзаменах в приюте бывали нередко некоторые знатные лица, принимавшие участие в судьбе девочек, – как например Московский генерал-губернатор князь В. А. Долгоруков, член славянского благотворительного общества Нил Александрович Попов и другие и все они находили необходимым благодарить и восхвалять матушку за отличные успехи в занятиях девочек.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Гатчина. Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский собор Карта и ближайшие объекты Покровский собор в Гатчине. Построен в 1914 г., архитекторы Харламов и Барышников. Самый большой храм Ленинградской области. Действует. Идёт реставрация. Вертикали, заданные Павловским городским собором и каланчой бывшего съезжего дома, поддерживаются куполами и колокольней с шатровым верхом Собора Покрова Пресвятой Богородицы. Гражданский инженер Л. М. Харламов и архитектор А. А. Барышников использовали в его композиции и декоре приемы древнерусского зодчества, которыми в годы строительства монастырского ансамбля (1904-1914) увлекались, особенно при сооружении культовых зданий. Это отражало стремление воскресить забытые художественные истоки национального искусства, создать новый " русский стиль " . На таком фоне началась история строительства Покровского собора и Покровского подворья Пятогорского Богородицкого (бывшего Вохоновского Мариинского) женского монастыря, основанного в г. Гатчине в конце 19 в., на территории которого он строился. К.К. Карпов купец 3-й гильдии, не имея наследников, обратился за советом к Иоанну Кронштадскому куда ему вложить свой капитал. Он предложил ему возвести большой каменный храм, т.к. монастырская церковь была мала (из общей стоимости постройки в 96 тыс.руб. К.К. Карпов внес 90 тыс.руб.) Архитекторы несколько раз задумывали менять место под храм, переделывали комплексный проект, несколько раз видоизменяли архитектурный план самого Собора. Этой работой занимались архитектор Леонид Михайлович Харламов с А. А. Барышниковым - инженером путей сообщения, архитектором. В 30-е годы Покровский собор и Пятогорский Богородицкий монастырь были закрыты. Собор превратили в склад, а монастырь из процветающего в груду безжизненых развалин. В 1990 г. собор передан православной общине. В 1991 г. состоялось первое богослужение в приделе святого благоверного князя Александра Невского и с этого времени богослужения в соборе не прекращались, несмотря на масштабные восстановительные работы.

http://sobory.ru/article/?object=00131

Закрыть itemscope itemtype="" > «Новомученики». Документальный фильм 28.12.2018 1551 Документальный фильм «Новомученики», посвященного новомученикам и исповедникам Церкви Русской, отдавшим свою жизнь за веру в ХХ веке. Автором сценария и продюсером выступила Елена Чавчавадзе, режиссером – Галина Огурная. Картина была снята по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Новелла первая. Императорская семья была расстреляна без суда и следствия вместе с верными им людьми в июле 1918 г. в Екатеринбурге. Сегодня Царственные страстотерпцы изображаются в центре иконы, посвящённой всем Новомученикам и исповедникам Российским. Новелла вторая. Великая княгиня Елизавета Федоровна, вдова великого князя Сергея Александровича, после гибели мужа от рук террористов в 1905 г., оставила придворную жизнь. Она основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия. Будучи арестована большевиками, великая княгиня вместе со своей келейницей инокиней Варварой была отправлена в г. Алапаевск, где на 18 июля 1918 г., уже на следующий день после расстрела Царской семьи, они были живыми сброшены в заброшенную шахту. Новелла третья. Самым первым по времени новомучеником стал протоиерей Иоанн Кочуров, служивший в Екатерининском соборе Царского Села под Петроградом. Он был убит уже через несколько дней после революции – 31 октября (13 ноября) 1917 г. – за участие в крестном ходе с молитвами о прекращении междоусобной брани. Новелла четвертая. Одним из самых известных мест массового подвига новомучеников и исповедников стал Соловецкий монастырь, преобразованный большевиками в лагерь особого назначения (СЛОН). В числе узников Соловков были 8 митрополитов, 20 архиепископов, 47 епископов, тысячи православных священнослужителей и мирян. К настоящему времени более сорока страстотерпцев Соловецких прославлены в сонме святых новомучеников и исповедников Российских. Новелла пятая. Оптина Пустынь была окончательно ликвидирована безбожной властью в 1923 г., храмы разорены и надолго закрыты, монахи изгнаны и репрессированы.

http://ruskline.ru/video/2018/dekabr/28/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прмч. Мина (Шелаев). Икона. 2007 г. Худож. В. А. Любченко (Шелаев Иван Власович; 15.09.1882, с. Пересветово Дмитровского у. Московской губ.- 4.11.1937, Сусловское отделение Сибирского ИТЛ), прмч. (пам. 22 окт.; в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), архим. Из семьи владельца небольшой фабрики по производству бахромы. В 1885 г., после развода родителей, дети остались с матерью, к-рая устроилась работать прислугой. В 1892-1896 гг. И. Шелаев учился в Московском городском Петрово-Пятницком уч-ще. В 1902-1906 гг. работал меднолитейщиком на одном из заводов Москвы; занимался самообразованием, изучал Свящ. Писание, святоотеческое наследие, православно-догматическое богословие и труды по истории Церкви. В нояб. 1906 г. сдал экстерном экзамены в Заиконоспасском ДУ, получил свидетельство учителя церковноприходских школ. В том же году стал преподавателем церковной школы при Заиконоспасском в честь Нерукотворного образа Спасителя московском мужском монастыре . 23 авг. 1910 г. перешел на должность учителя в церковноприходскую школу при московском Никольском единоверческом монастыре . Был близко знаком с настоятелем Никольского мон-ря игум. Миной (Шустовым; † 17 апр. 1911), общение с которым повлияло на его стремление стать миссионером; во время каникул он регулярно проводил публичные беседы со старообрядцами. 19 авг. 1914 г. Михайловским еп. Амвросием (Смирновым ; впосл. архиепископ) был назначен исполняющим должность псаломщика в с. Знаменское Егорьевского у. Рязанской губ. Осенью 1914 г. стал окружным миссионером по 1-му, затем по 2-му Егорьевскому благочинию, был активным членом Егорьевского миссионерского Братства во имя вмч. Георгия Победоносца. 7 марта 1915 г. переведен на должность миссионера в Егорьевск. 15 марта назначен штатным псаломщиком с посвящением в стихарь в егорьевский Успенский собор. 5 апр. определен послушником рязанского в честь Преображения Господня мужского монастыря , 12 апр. принял постриг с именем в честь прмч. Мины Палестинского, 15 апр. рукоположен во диакона, 26 апр. был назначен рязанским уездным миссионером. М. совмещал с новым назначением все имевшиеся у него миссионерские обязанности. 20 сент. того же года рукоположен во иерея. 1 янв. 1917 г. назначен рязанским епархиальным миссионером. 8 окт. 1919 г. переведен 2-м священником в Александро-Мариинский женский монастырь в дер. Евлево Егорьевского у. Вскоре мон-рь был закрыт, в 1921 г. должность епархиального миссионера была упразднена.

http://pravenc.ru/text/2563242.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   Главная Новости Фонд Материалы о новомучениках Слово новомучеников Книги Аудио Видео Отправить письмо в Фонд Баннер сайта   Наши материалы на   Яндекс Дзен   " Чтец смыслов "   " Живое слово "   Наш канал на You Tube   Наша страница в Telegram     Наша страница в Контакте     23 января (5 февраля)   Преподобномученицы Евдокия (Кузьминова), Екатерина (Черкасова) и мученица Милица Кувшинова   Преподобномученица Евдокия родилась 4 августа 1884 года в заштатном городе Воскресенске Звенигородского уезда Московской губернии. Отец ее, Петр Давидович Кузьминов, был отставным солдатом Санкт-Петербургского гренадерского Фридриха-Вильгельма  III полка, мать, Александра Ивановна, – дочерью крестьянина Ивана Иванова из деревни Котерёво, расположенной в трех верстах от Воскресенска. Родители обвенчались в январе 1879 года по возвращении Петра Давидовича с войны, где его полк участвовал в основных сражениях, в том числе и под Плевной. На следующий день после рождения девочки священник приходской церкви Вознесения Господня Сергий Холмогоров крестил ее с именем Евдокия в честь преподобномученицы, память которой праздновалась 4 августа. После открытия в 1909 году в Москве Марфо-Мариинской обители, настоятельницей которой стала великая княгиня Елизавета Федоровна, Евдокия поступила в обитель и несла послушание сестры милосердия. Когда монастырь был советской властью закрыт, она вернулась на родину, но впоследствии за пребывание в монастыре власти лишили ее гражданских прав. В 1934 году Евдокия подала заявление о восстановлении ее в правах, но получила ответ: «В правах гражданства отказать, как бывшей монахине». В Истринском районе тогда жила послушница Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря Екатерина (Черкасова). Преподобномученица Екатерина родилась 21 ноября 1892 года в деревне Кашино Яропольской волости Волоколамского уезда Московской губернии в крестьянской семье Михаила Поликарповича и Елены Ильиничны и на следующий день была крещена в приходской церкви Рождества Богородицы с именем Екатерина, в честь великомученицы Екатерины.

http://fond.ru/kalendar/87/milica/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010