В обители изначально не было больницы, но в 1904 году жительницы города Севастополя, посетившие обитель, просили церковное начальство разрешить им устроить в хуторе Калиновском на месте подворья монастыря женскую общину с больницей и амбулаторией для искоренения в народе вреда от знахарей, организовать при больнице курсы сестер милосердия для женщин. Таким образом, монастыри оказывали посильную медицинскую помощь окрестному населению. Иногда, это было единственное место, где люди могли получить врачебный совет. Почитаемыми святынями Александро-Афонского Зеленчукского монастыря были Гребневская икона Божией Матери - список с чудотворной иконы, находившейся в Москве в церкви Успения Богоматери на Лубянке (дар анонимного благотворителя в память скончавшегося воина Симеона), а также частицы мощей вмч. Георгия и мц. Марины, принесенные с Афона иноками, основавшими монастырь. Закрытие и разорение монастыря После 1918 года Александро-Афонский Зеленчукский монастырь и Георгиевский скит были закрыты, храмы разорены. По рассказам местных жителей, еще в послевоенные годы в горах жили пустынники, и казаки носили им хлеб. Однако большинство пустынников погибло в 1930-е годы . В 1930-х в монастырских постройках разместилась детская колония, затем интернат для детей-сирот. Колокольня и часть монастырских стен были разрушены в годы Великой Отечественной войны. В 1970-х бывшая территория монастыря со всеми сохранившимися постройками и охраняемым законом архитектурно-археологическим комплексом была передана на правах филиала Карачаево-Черкесскому музею краеведения (г. Черкесск), закончившему к середине 1980-х реставрацию " северного " храма. К 2000 году комплекс имеет статус Карачаевского историко-археологического заповедника. " Южный " зеленчукский храм передан епархии и освящен во имя прор. Илии, в нем возобновлены богослужения. При храме существует маленькая монашеская община. Святые прмч. Никандр (Прусак) (1865 - 1918), подвизался в монастыре в 1896 - 1901 и 1908 - 1913 годах Настоятели

http://drevo-info.ru/articles/13673757.h...

При этом периодически возникали сложности во взаимоотношениях монахов с местными жителями, включая разногласия по земельному вопросу и даже трагические случаи. Не так легко было распространять христианство среди горских народов. Монахи не раз защищались от разбойного нападения некоторых агрессивно настроенных мусульман . Один из таких конфликтов закончился убийством двоих людей: монаха Александро-Афонской-Зеленчукской пустыни Феофилакта и послушника Льва. В монастыре долго вспоминали о тех кровавых событиях . Из построек древнего христианского города сохранились 3 храма средневизантийской архитектуры X-XII вв: " северный " , " средний " и " южный " зеленчукские храмы. В 1887 году был восстановлен для богослужения (на походном антиминсе) " южный " храм. Реставрация " среднего " храма, при которой были уничтожены древние фрески византийской школы, была завершена к 1899 году. Бывший кафедральный храм Аланских митрополитов ( " северный " храм во имя свт. Николая) оставался в руинах, сохраняя небольшие фрагменты византийских фресок с греческими надписями (на самой отчетливой из них прочитывалось: " Святой Николай, покровитель Аспе " ). 22 апреля 1895 года после реставрации освящен во имя вмч. Георгия Победоносца Шоанинский храм XI века. С 1887 года братия монастыря восстанавливала храм X века на Сентинской горе в ущелье реки Теберда, который в 1893 году был передан девичьей общине, основавшей там Спасо-Преображенский Сентинский женский монастырь . Трудами насельников из камней древних построек были сложены 3 двухэтажных и 3 одноэтажных корпуса, в которых разместились братские кельи, богадельня и иконописная мастерская. К 1904 году построен большой двухэтажный каменный корпус странноприимного дома. В окрестностях монастыря на отвесных склонах гор были устроены десятки келий. Монастырские подворья были устроены в станицах Зеленчукской, Баталпашинской и Невинномысской. На левом берегу р. Кубани близ станицы Гулькевичи устроен Покровский мужской скит . В нем построен храм в честь Покрова Божьей Матери. Монастырю принадлежал Георгиевский скит на вершине горы Шоана в верховьях р. Кубани (в 3 км от горы Карачаевска, близ аула Хумара и селения Коста Хетагурово); в 1891-1894 годах в нем были сооружены кельи, каменная ограда, проведена дорога.

http://drevo-info.ru/articles/13673757.h...

Еще в 1887 г. Свято-Андреевский скит начал издавать журнал «Наставления и утешения святой веры христианской», выходивший до 1917 г. Свой журнал – «Душеполезный собеседник» в этот период издавал и Свято-Пантелеимоновский монастырь. Кроме того в Свято-Андреевском скиту была устроена фотомастерская, в результате работы которой в начале 1914 г. был издан замечательный «Альбом видов Русского Свято-Андреевского скита на Афон. (Виды обители, церквей, подворий и проч.)». Также в 1914 г. свой фотоальбом «Виды монастырей и скитов святой Афонской Горы» выпустил и Свято-Ильинский скит 18 . Русские насельники Свято-Пантелеимоновской обители оставались российскими подданными и находились в ведении российского посольства в Константинополе, платя ежегодную подушную подать Османской империи. В 1879 г. святогорским инокам был разрешен въезд в Россию «без предварительных сношений со Святейшим Синодом», лишь с паспортом, выданным российским консульством в Константинополе. Свято-Пантелеимоновский монастырь и другие русские обители пользовались покровительством российского императорского дома и правительства в лице послов в Константинополе и консулов в Салониках. Следует упомянуть, что в 1911 г. от имени цесаревича Алексея Николаевича Иоанно-Златоустовской келлии был подарен большой колокол 19 . В 1875 г. насельники Свято-Пантелеимоновского монастыря основали в Абхазии Ново-Афонский монастырь. Афонские монахи также устроили на Кавказе в 1883 г. Закубанскую Михаило-Афонскую пустынь, в 1889 г. – Александро-Афонский Зеленчукский монастырь и в 1904 г. – Второ-Афонский монастырь. В 1912 г. в Свято-Пантелеимоновском монастыре, двух больших скитах, 82 келлиях и 187 каливах проживало около пяти тысяч русских насельников, что составляло более половины всех монахов Афона – в это время там находилось 3900 греков, 340 болгар, 288 румын, 120 сербов и 53 грузина. Ежегодно Святую Гору в начале XX в. посещало 30 тыс. русских паломников. В том же году в результате освобождения Македонии и Западной Фракии от господства Османской империи Афонский полуостров стал частью греческого государства, 2 ноября 1912 г. в ходе Первой Балканской войны Святую Гору заняли греческие войска, там спустили турецкий флаг, и королевским декретом над монастырями был установлен контроль военных властей. Летом 1913 г. греческие войска заняли Свято-Пантелеимоновский монастырь, однако по требованию российского правительства вскоре оставили обитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сейчас, неся послушание в Церкви вот уже 30 лет, ты понимаешь, что каждый крест тяжел – и монашеский, данный при постриге, и священнический, врученный при рукоположении, и каждый наградной крест всё тяжелее и тяжелее. Но надо терпеть и смиряться, выполнять на своем месте данное мне делание. Как говорил старец Троице-Сергиевой лавры схиархимандрит Михаил (Балаев), бывший духовником настоятельницы нашей обители игумении Ангелины (Нестеровой), «сидеть в своем окопе до конца». Смоленская земля стала родной для отца Даниила Отец Даниил, Вы из рода кубанских казаков, живших на Ставрополье, в Предгорье Кавказа, но с детства знали, что оба Ваших деда – по отцовской и материнской линии – пропали без вести в годы Великой Отечественной войны –предположительно на Смоленщине. Как Вы попали в этот край? Родился я 10 августа 1960 года, в день празднования Смоленской иконы Божией Матери, в поселке Курджиново Урупского района, где проживали и работали мои родители Михаил Дмитриевич и Раиса Васильевна. А все родственники и их корни с середины XIX века находились в Переправной и Мостовском в Предгорье Кавказа – сейчас эти станица и поселок в Краснодарском крае. Недалеко от Курджиново есть станица Зеленчукская, в окрестностях которой находилась Свято-Александро-Афонская мужская пустынь с древними храмами – еще аланского, христианского периода существования Кавказа. Здесь же в долине реки Большой Зеленчук явлен на скале Лик Христа, известный не только в России, но и далеко за ее пределами. Удивительное место! Мой отец поступил учиться в Бакинский индустриальный техникум и, окончив его, попросил направление на Смоленщину, в те места, где погиб его отец – Дмитрий Гаврилович Сычёв. Таким образом наша семья оказалась в Вязьме. Здесь я окончил среднюю школу, потом работал несколько лет после службы в армии. Не буду рассказывать о трудностях поиска места гибели деда, скажу только, что в начале 2000 года отец показал мне справку из архива и последнее письмо деда с фронта, на котором сохранился номер полевой почты.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/22/tysyac...

А с другой стороны, это большой груз ответственности, и я отчасти опасаюсь, что мне не хватит опыта реализовать то, что предлагает Господь. Как бы Он с нас не спросил: «Смотрите, Я же вам дал такие возможности, авансом дал, и люди воспринимают вас как образец святости. А вы способны ли таковыми быть, способны дать человеку правильный совет, чтобы он не заблудился?»      Но разве такое отношение не вдохновляет к подвигам духовной жизни? К сожалению, не всегда хватает сил. У нас было семь иеромонахов, сейчас три, остальные разъехались по скитам, у каждого там еще целый приход, своя ответственность. В монастырь ежедневно приезжает по двести человек паломников и туристов, людей надо поисповедовать, причастить. Многие подходят с вопросами, а я сейчас и администратор, и директор, и завхоз. Иногда просто не хватает физических сил. Приведу простой пример: монастырь наш отапливается дровами, и дров нужно столько, что мы их весь год заготавливаем, договариваемся о выделении делянок и прочее. Современные условия жизни ставят нас в определенные рамки. Но ведь главной пользой монастыря остается польза духовная. Если монастырь будет красиво выглядеть, но в нем не будет главного, то он станет древом без плодов. Монашество должно приносить плоды; плоды монашества – это святые. Пока еще среди плодов тридцатилетней деятельности наших монастырей нет новых преподобных Амвросиев Оптинских… Куда неопытному игумену поехать за советом? Поэтому нам так нужны наши монашеские встречи, собрания, обсуждения. Я это очень ясно чувствую и тянусь сюда всем сердцем.      Расскажите немного подробнее о своем монастыре: как давно он был открыт? Свято-Михайловская Афонская пустынь – один из четырех монастырей, которые начиная с 70-х годов XIX века открыли на Кавказе выходцы со Святой Афонской Горы. Это Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь в Абхазии, Александро-Афонская Зеленчукская пустынь в Карачаево-Черкессии – ее основали на месте трех древних христианских храмов IX–XI веков монахи, ранее подвизавшиеся в одной из келий Хиландарского монастыря, а также Бештаугорский Успенский Второафонский монастырь, где, по преданию, во времена Византийской империи уже существовала обитель.

http://pravoslavie.ru/129714.html

Следует напомнить о помощи Русского Афона фронту в годы Русско-японской войны 1905 года.      Схимонах Константин (Семерников), участник войны 18771878 гг., бывший вахмистр, набрал из молодых афонских иноков санитарный отряд численностью около 50 человек в возрасте от 20 до 30 лет. Монахи отличились трудолюбием, бесстрашием и бескорыстным служением ближнему, что сделало их незаменимыми помощниками на войне. Заслуги их были оценены по достоинству: схимонах Константин был принят самим Императором и членами его семьи и награжден золотым крестом на Георгиевской ленте из кабинета его Величества. Члены монашеского санитарного отряда были удостоены георгиевских крестов. Между схимонахом Константином и царевичем Алексием завязалась тесная дружба, о чем свидетельствуют пожертвованный цесаревичем колокол в келлию святителя Иоанна Златоуста Иверского монастыря. Некоторые келлии даже пытались организовать своего рода келлии-подворья в России, которые были восстановлены как самостоятельные обители после советского запустения. В 1904 г. старец келлии Иоанна Богослова иеросхимонах Герасим (Попов) открывает на горе Бештау Второ-Афонскую обитель, а иеромонах Серафим (Титов) из келлии Благовещения Хиландарского монастыря Зеленчукскую Александро-Афонскую обитель в 1889 году. Среди трудностей в жизни русских келлиотов надо выделить разгул бандитизма на Афоне в период Балканских войн, жертвой которого стал известный келлиот иеросхимонах Моисей (Буренин). Едва не погибли иеросхимонах Пантелеймон (Важенко), иеросхимонах Пахомий, настоятель Георгиевской келлии Филофеевского монастыря, и многие другие. Связан он был с проникновением на Афон разбойников, часто скрывавшихся под личиной борцов освободительного движения. Согласно докладу от 8 мая 1909 года генерального консула в Салониках Н.В. Кохманского послу И.А. Зиновьеву в 87 келлиях проживают 1221 монахов, в 81 каливах 120 и в разных местах отдельных пустынников 501. Действительно, Кохманский отмечает некоторые недостатки и нарушения в среде келлиотского монашества: " ...Некоторые келлиоты ведут чрезмерную корреспонденцию с Россией, отправляя туда просительные письма и воззвания в громадном количестве, причем не довольствуются жертвователями, лично им знакомыми, из числа посетивших Афон: поклонников или их знакомых, но разсылают свои письма совершенно неизвестным лицам по адресам . Некоторые старцы келлий часто отлучаются с Афона иногда по хозяйственным надобностям келлии, иногда же по личным нуждам не всегда похвального свойства. За последние годы смут в России и на Афоне стали появляться в изобилии разные подозрительные личности, легко находящие себе приют в русских келлиях, особенно если знают какие-нибудь ремесла и мастерства. Таким образом наши келлиоты являлись укрывателями взбунтовавшихся матросов с броненосца «Потемкин» и разных революционеров и экспроприаторов, сами того не сознавая, а, может быть, иногда и сознательно " .

http://pravoslavie.ru/94314.html

26 мая 1887 года епископ Владимир направил в Святейший Синод представление о подготовке к созданию монастыря. В ожидании решения Синода об учреждении обители, иноки во главе с иеромонахом Серафимом с благословения епископа поселились в ущелье и начали строительные работы. Монастырь был учрежден по уставу монастырей св. горы Афон указом Святейшего Синода от 18 октября 1887 года с наименованием Свято-Александро-Афонская Зеленчукская общежительная пустынь. Становление обители 12 ноября 1889 года состоялось торжественное открытие монастыря с освящения епископом Ставропольским Владимиром (Петровым) главного ( " среднего " ) храма обители во имя св. кн. Александра Невского, небесного покровителя имп. Александра II Николаевича и царствовавшего в те годы имп. Александра III Александровича . Тогда же иеромонах Серафим был возведен в сан игумена. Братство Александро-Афонской-Зеленчукской общежительной мужской пустыни в момент основания 1887 году должно было состоять из 11 иноков Благовещенской келии Афонского Хилиндарского монастыря. Штат обители в 1889 году состоял из 4 иеромонахов, 1 иеродиакона, 6 монахов и 25 послушников . Пустынь стала расти и в течение года число братии увеличилось до 50 человек . К 1908 году в монастыре проживал 71 человек: игумен, 18 монахов, 14 послушников и 41 " на испытании " . Кроме того, здесь жили мастера и чернорабочие, численность которых зависела от времени года (от 30 до 150 человек). В пустыни в июне 1887 года появилась иконописная школа преимущественно для детей духовенства Ставропольской епархии. Кроме того, церковное начальство разрешило открыть на месте подворья монастыря школу-приют с рукодельней для сирот и детей местных жителей . В 1888 году Александро-Афонской Зеленчукской мужской пустыни был выделен участок земли 180 десятин (44 удобной и 136 неудобной) под названием " Церковь " . Эти земли были выделены из казенных дач. Позже обитель получила еще 74 десятин войсковой земли. Во владении пустыни в 1889 году было 553 десятин 1750 сажень . В обители выращивали зерновые культуры. Были случаи, когда обитель делилась с местными жителями своими запасами хлеба . В хозяйстве обители имелись сельскохозяйственные машины – косилка, жатка, паровая молотилка . В Александро-Афонском Зеленчукском монастыре был создан искусственный водоем с проточной речной водой. Там разводили форель.

http://drevo-info.ru/articles/13673757.h...

В настоящее время в Зеленчукской обители восстановлены два храма, из которых один освящен в 1889 г. во имя Св. Александра Невского, а другой – в 1899 г. в честь Св. Троицы. Возобновлен также и храм на р. Кубани. Он освящен во имя Св. вмч. Георгия Победоносца. Из святынь в Зеленчукской пустыни замечательны Гербовецкая икона Богоматери и частицы мощей Св. Георгия и мчц. Марины. Как на достопримечательность, укажем здесь на хранящийся в трапезной Александро-Невского храма дико-каменный крест – единственный указатель расположенных здесь храмов. На нем высечена греческая надпись с датой 6521 г. от сотворения мира, т. е. 1013 г. по P. X. При пустыни есть богадельня на 10 человек престарелых воинов. Управляет игумен. Покровский скит при Александро-Афонской пустыни. Скит этот расположен на участке генерала Калиновича и находится близ станции Владикавказской ж. д. «Гулькевичи». В нем один храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, с приделом на хорах во имя св. Николая Кочанова. Армавирское подворье в Кавказском отделе. Армавирское подворье, приписанное к Николаевскому Кавказскому монастырю, находится в селении Армавир, возле станции того же имени Владикавказской жел. дороги. Основано оно в 1896 г. на земле, пожертвованной мелитопольским крестьянином Онуфрием Довжиком. В том же году были в нем освящены два храма: во имя Св. кн. Александра Невского и домовой в честь Покрова Пресвятой Богородицы. При подворье устроена школа грамоты. Екатерино-Лебяжская Николаевская пустынь в Кавказском отделе. Эта нештатная общежительная пустынь расположена на Лебяжьем острове, при р. Бейсюге, в 20 в. от станиц Каневской и Брюховецкой и в 70 в. от станции Владикавказской ж. д. «Станичная». Когда знаменитая сечь была уничтожена, и казаки были переведены на Кавказ, то они обратились с просьбой к имп. Екатерине II дозволить им устроить на новом месте жительства монастырь. Разрешение последовало, а в 1796 г. была устроена пустынь. Николаевская пустынь ныне украшена тремя каменными храмами. Соборная ее церковь во имя Св. Николая Чудотворца имеет два придела: в честь Рождества Богородицы и во имя Св. кн. Александра Невского. Она заложена в 1803 г. при настоятеле о. Товии и освящена в 1816 году. Второй домовый храм в честь Покрова Божией Матери, построенный в 1853 г., имеет придел во имя Св. Саввы Стратилата, воздвигнутый в 1872 г. Третий больничный храм освящен во имя вмч. Екатерины в 1874 г. Управляет игумен.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Вокруг монастыря поселилось много отшельников. Они жили в сохранившихся и до наших дней более чем в 60 уединенных келиях-пещерах, искусно вписанных в ландшафт. В некоторых из них заметны остатки лежанки, печки. Титаническим трудом монахов к монастырю была проложена надежная, местами каменная дорога вдоль берега Зеленчука, в лесах возводились подпорные стенки и террасы. Монахи зарабатывали себе на жизнь тем, что резали из дерева посуду, плели корзины. Казаки носили им хлеб. Александро-Афонскому Зеленчукскому монастырю принадлежал Георгиевский скит на вершине г. Шоана в верховьях реки Кубани (близ аула Хумара и села Коста Хетагурово); в 1891-1894 гг. в нем были сооружены кельи, каменная ограда, проведена дорога. 22 апр. 1895 г. после реставрации освящен во имя Великомученика Георгия Победоносца Шоанинский храм XI века. С 1887 г. братия монастыря восстанавливала храм X в. на Сентинской г. в ущелье р. Теберда, который в 1893 г. был передан девичьей общине, основавшей там Спасо-Преображенский Сентинский жененский монастырь. Почитаемыми святынями Александро-Афонского Зеленчукского монастыря были Гребневская икона Божией Матери - список с чудотворной иконы, находившейся в Москве в церкви Успения Богоматери на Лубянке (дар анонимного благотворителя в память скончавшегося воина Симеона), а также частицы мощей Святого Георгия и мученицы Марины, принесенные с Афона иноками, основавшими монастырь. Последняя архивная запись о Зеленчукском монастыре относится к 1918 г. Обитель еще существовала, молилась, трудилась. Монастырь, кроме всего прочего имущества, имел паровую гидравлическую маслобойню, паровые молотилки, 557 десятин земли, более 100 голов лошадей, подворья в Невинномысске, станицах Зеленчукской, Баталпашинской, под Гулькевичами. В 20 верстах от пустыни находился покровский скит. С начала основания монастыря под его покровительство были переданы также Сентинский и Шаонинский храмы, реставрация которых началась еще по благословению епископа Владимира. Закрытие монастыря в Зеленчукском ущелье и Георгиевского скита, как и повсюду в России, было отмечено кровопролитием и поруганием святынь. Были расстреляны три монаха. Иконы, сброшенные в кучу, не разрешалось брать под страхом смерти. Одну из них - икону Святой Троицы - тайно вынесла девочка Зоя, дочь репрессированного священника. Сейчас эта икона стоит на левом клиросе зеленчукского храма святых апостолов Петра и Павла. На территории монастыря по советской традиции в 30-е годы находилась колония для преступников, затем жили дети-сироты из блокадного Ленинграда. С 2000 года эта территория принадлежит Нижне-Архызскому историко-археологическому заповеднику. Заповедный режим не позволяет вести широко строительство, реставрацию, богослужения в древнехристианских святынях - византийских храмах, благоустраивать святые места, впитавшие капли пота и крови многих поколений людей, жаждавших покаяния, общения с Богом, трудов во славу православия и Отечества...

http://sobory.ru/article/?object=04224

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий в докладе «Духовное руководство в свете древних монашеских традиций» напомнил собравшимся о смысле и значении Священного Предания, не только как собрания множества письменных документов, но и передачи жизни и опыта всей Церкви, вдохновляемой и ведомой Святым Духом. Духовный опыт монашеского делания является частью Священного Предания. Современному монашеству досталось богатое духовное наследство в виде аскетических творений и не прерванной традиции монашеского делания, отметил митрополит Георгий в своем выступлении. Мудро воспользоваться этим наследством, приумножить его и неповрежденным передать монахам будущих веков задача тех, кто подвизается ныне в ангельском образе. Возрождая монашеские традиции, необходимо воспользоваться опытом древности, оградить монашество от опасности потери живой связи с иноческим духовным наследием. Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт в своем выступлении «Монашеские традиции в годы гонений на Церковь в XX веке и их значение в новейшей истории монашества» продолжил тему исследования профессора М.В. Бибикова о преемственности афонской традиции в практике существования русских монастырей. Докладчик рассказал об обителях Северного Кавказа Александро-Афонской Зеленчукской пустыни и Успенском Второ-Афонском Бештаугорском монастыре Пятигорской епархии, которые были основаны афонитами, и об их насельниках. Бештаугорский монастырь, просветительский центр кавказских Минеральных Вод, в годы богоборчества стал хранителем Православия. Братия открывала тайные скиты, чтобы укреплять веру и воспитывать кадры для борьбы с безбожием. Устав и традиция в скитах стали любящими отцом и матерью, воспитывающими свое чадо для единственной цели открыть, воссоздать и прославить в нем образ Божий. Аскетический подвиг насельников монастырей, в годы гонений сохранивших монашеский дух, по мнению владыки, роднит их с подвижниками древности и вдохновляет подражать примеру предшественников. Во второй половине дня конференция продолжилась в формате секции «Практические аспекты духовного руководства: преемство традиций» (на примере монашествующих духовных наставников и подвижников благочестия XX века). Выступавшие на секции докладчики поделились с собравшимися своими воспоминаниями и размышлениями о светильниках духа XX столетия.

http://patriarchia.ru/db/text/5014179.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010