«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Житие Благоверного Князя Александра Невского Житие Благоверного Князя Александра (в Схиме Алексия) Невского. Содержание аудиокниги соответствует главе текстовой версии «Полное Житие» Александра Невского. Текст читает: Заслуженный артист России  В.В. Клементьев Благоверный Князь Александр (в Схиме Алексия) Невский Сведения о жизни благоверного князя Александра Ярославича находятся в древних житиях его и в летописях. В Древней Руси составлено было пять житий благоверного князя, из которых первое, краткое, написано было современником Александра Ярославича, а последнее, самое подробное, уже в XVII в., на основании древнейших житий, последовательно пополнявших одно другое. Краткое Житие Святой благоверный великий князь Александр Невский родился 30 мая 1220 г. в городе Переяславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор, был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо. Мать св. Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна. В 1227 г. князь Ярослав по просьбе новгородцев стал княжить в Новгороде Великом. Он взял с собой сыновей, Федора и Александра. Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли монгольские орды, с запада надвигались рыцарские полчища. В этот грозный час Промысел Божий воздвиг на спасение Руси святого князя Александра – великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской. Воспользовавшись нашествием Батыя, полчища крестоносцев вторглись в пределы Отечества. Первыми были шведы. Множество кораблей подошло к Неве под командованием ярла Биргера. Св. Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии. Архиепископ Спиридон благословил св. князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, Александр укрепил дружину исполненными веры словами: «Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы имя Господа Бога нашего призовем!» С небольшой дружиной князь поспешил на врагов. Но было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и на ней св. мучеников Бориса и Глеба в одеждах багряных. Александр, ободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов. «И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым копьем». За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 г., народ назвал св. Александра Невским.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Святой Александр Невский от 1240 до 1263 года Когда почти все Русские княжества исчезли под жестокими ударами Татар, когда все их князья, не исключая и неустрашимого Даниила Галицкого, зятя Мстислава Храброго, клялись перед троном Батыя быть его верными подданными, когда счастье, слава и радость, казалось, совсем оставили города и селения наших предков, была еще область, где раздавались песни победы, был еще князь, никогда не преклонявший колен в шатре Татарского хана! Это была Новгородская область, этот князь — Александр Ярославич Невский. Все мои читатели знают и очень любят его. Это тот князь, который почитается Ангелом-Хранителем Петербурга; наконец, это тот князь, святое тело которого почивает в Александро-Невской Лавре. Александр был сыном великого князя Ярослава II. Необыкновенно умный, храбрый, прекрасный душой и лицом Александр еще в молодые годы стал наследником своего отца в Новгороде, и с того времени его беспрестанные победы над Чудью, Финнами, Литовцами и Ливонскими рыцарями разносили его славу по всем странам. Ливонские рыцари в это время стали еще опаснее для Русских: их орден присоединился к другому, сильному Немецкому ордену рыцарей святой Марии Иерусалимской, которые завоевали почти всю Пруссию и с такой же жестокостью, как Ливонские рыцари, учили христианской вере тамошних жителей — Чудь и Ливонцев. Я уже говорила вам, что эти бедные люди убегали в леса от своих учителей, которые в это время вместо прежних красных крестов нашили на свои белые плащи черные кресты, так, как это было у Немецких рыцарей святой Марии. Но не так думал молодой князь Александр Ярославич и его храбрые Новгородцы. Не одним Ливонским рыцарям, Чуди и Ливонцам было худо от него; один раз он победил даже Шведов и Норвежцев. За эту победу его назвали Невским, и вам надо узнать о ней получше. К тому же ведь это случилось на берегах нашей родной, прекрасной Невы! В 1240 году Шведскому королю вздумалось завоевать Ладогу и даже Новгород.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Разделы портала «Азбука веры» ( 17  голосов:  4.7 из  5) Оглавление Невская битва 1240, битва между русскими и шведскими войсками на р. Неве 15 июля. Целью вторжения шведов был захват устья р. Невы и г. Ладоги, что давало возможность овладеть важнейшим участком пути «из варяг в греки», находившимся под контролем Новгорода Великого. Получив известие о появлении шведов под командой зятя короля Эрика XI Биргера, новгородский князь Александр Ярославич, не ожидая подхода всех своих сил, двинулся вниз по р. Волхов и раньше шведов вышел к Ладоге, где к нему присоединилась дружина ладожан; к этому времени шведы с союзниками (норвежцами и финнами) достигли устья р. Ижора. Воспользовавшись туманом, русские неожиданно напали на шведский лагерь и разгромили врага; только наступление темноты прекратило битву и позволило спастись остаткам войска Биргера, который был ранен Александром Ярославичем. В Невской битве особенно отличились Гаврила Олексич, Збыслав Якунович, Яков Полочанин и другие. Князь Александр Ярославич за проявленное в битве полководческое искусство и мужество был прозван Невским. Военно-политическое значение Невской битвы состояло в предотвращении угрозы вражеского нашествия с севера и в обеспечении безопасности границ России со стороны Швеции. — ( БСЭ. М., 1974, т. 7) Аз худый и многогрешный, малосъмысля, покушаюся писати житие святаго князя Александра, сына Ярославля, а внука Всеволожа. Неизвестный автор «Жития Александра Невского» Светлой памяти раба Божия Иадора — Эдуарда Федоровича Володина Венец первый. Свадебный Глава первая. Благодатный огонь Из святого града Иерусалима, от самого живоносного камени Гроба Господня шел инок-паломник повидать Александра. Два разных противоречивых чувства одолевали его. Первое — страшное, чернокаменное, тяжким гнетом лежащее в груди всю эту зиму, покуда он влачился по Земле Русской, видя ее беспримерное и полное разорение. Но чем ближе был Торопец-городок, куда стремился странник, тем больше охватывало его чувство радости, что вот уж скоро встретится он с Ярославичем и порадует его благою вестью, несомой от самих тех земель, где проповедовал и страдал Господь наш Иисус.

http://azbyka.ru/fiction/nevskaya-bitva-...

Доклад митрополита Варсонофия " Святой Александр Невский – история и актуальность " декабря 2020 " Святой Александр Невский - история и актуальность " (доклад митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ВАРСОНОФИЯ на Рождественских образовательных чтениях в Санкт-Петербурге, 15 декабря 2020 г.) Дорогие участники Рождественских чтений! Прославляя сегодня святого благоверного великого князя Александра Невского, мы говорим о прошлом, настоящем и даже будущем Отчизны. Имя этого подвижника действительно объединяет историю и современность - то, что было давным-давно, и что актуально сегодня. Каждое время предполагает свои вызовы, но если мы говорим о тринадцатом веке в истории России, когда жил святой, то это в основном время, когда наша Родина находилась под игом Золотой Орды, была от нее в политической и финансовой зависимости. Тогда же, с Запада Русскую землю постоянно теснили враждебные соседи и это была прежде всего война против Православной Церкви. При этом отдельные Русские княжества зачастую враждовали и воевали друг с другом. Сложная ситуация требовала консолидации русских земель, военного противостояния захватчикам, а также дипломатических договоренностей с властями Золотой Орды. Человеком, который разрешал все эти проблемы, был благоверный великий князь Александр Невский. Он проявил себя как выдающийся полководец, дипломат и примиритель. Основывая в 1703 году Санкт-Петербург, император Петр I пожелал, чтобы духовным основанием новой столицы Российской империи стал духовный и воинский подвиг святого Александра Невского. Ведь именно Александр Ярославич в 1240 году, тогда еще двадцатилетний новгородский князь, возглавил народное ополчение в битве со шведским войском на берегах Невы. Именно тогда, перед сражением, им были произнесены слова, выразившие все упование и надежду русского народа и ставшие крылатыми: " Не в силе Бог, а в правде! " Победа в Невской битве не позволила шведам закрепиться на Ладожской земле, принадлежавшей тогда Новгороду, а через несколько столетий император Петр I в ходе Северной войны вернет России выход к морю, что даст возможность основать новый город - " окно в Европу " - Санкт-Петербург. В память о победе русского воинства и в прославление святого, прозванного после битвы Невским, в 1710 году государь Петр I основал монастырь - нынешнюю Александро-Невскую лавру, духовную сокровищницу и архитектурную жемчужину города. Сюда же, в монастырь, в 1724 году были перенесены и мощи - святые останки великого князя.

http://mitropolia.spb.ru/docs/doklad-mit...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Роль князя Александра Невского в защите северо-западных рубежей и Руси В 1240 г. Ливонский орден и шведы открыли военные действия против русских. Первыми выступили шведы. Русско-шведские противоречия возникли не вдруг, они обнаружились еще в XII в. Для похода на Русь шведское правительство короля Эриха Картавого выделило значительное войско под предводительством ярла (князя) Ульфа Фаси и зятя короля Биргера , а также вспомогательные отряды из жителей покоренных земель еми и суми и, возможно, из небогатых норвежских феодалов. Князь Александр Ярославич в 1239 г. позаботился об охране не только западных, но и северных границ, установив тщательную оборону Финского залива и Невы. Первым на русской границе появилось войсков Биргера. Князь Александр, не дожидаясь ни сбора всех сил новгородцев, ни помощи от других князей, с небольшой дружиной 15 июля 1240 г. неожиданно напал на шведское войско на берегах Невы и нанес ему сокрушительное поражение. С тех пор мужественный победитель шведов князь Александр был прозван Невским. «Борьба за свободный выход России к Балтийскому морю в форме решительных военных столкновений началась именно при Александре Невском»,— утверждал М. Н. Тихомиров . Невская битва была важным этапом этой борьбы и предотвратила потерю берегов Финского залива и «экономическую блокаду Руси, не дала прервать ей торговый обмен с другими странами и тем самым облегчила дальнейшую борьбу русского народа за независимость, за свержение татаро-монгольского ига» . Карта походов кн. Александра Невского Описание прихода шведских войск и их разгрома на Неве в 1240 г. составил современник князя Александра, вероятно его дружинник. Позднее митрополит Кирилл включил это описание в житие святого Александра . Мнение, что шведская военная экспедиция носила характер крестового похода, остается лишь гипотезой . В 1240 г. немецкие крестоносцы, собранные из всех крепостей Ливонии, в том числе и из Оденпе, Дерпта, Феллина, направляемые перешедшим к ним князем Ярославом Владимировичем, захватили Изборск. Против них выступили ополченцы Пскова, но наполовину были разбиты превосходящими силами наступавших. Затем немцы захватили и Псков, где намерены были утвердиться, передав управление городом в руки орденских братьев .

http://sedmitza.ru/lib/text/430106/

     В русской традиции издревле воинские подвиги, совершенные в защиту отечества, стояли в одном ряду с подвигами во имя веры и Христа. Положивший жизнь свою на поле брани «за други своя» в глазах соотечественников становился мучеником, принявшим от Бога небесный венец святости. Можно вспомнить древнерусские сказания о Мамаевом побоище, где описывается, как ангелы увенчивают венцами Небесного Царства множество погибших на Куликовом поле русских воинов. И в недавнем прошлом нашим святым подвижникам бывали подобные видения в годы Первой мировой войны и Великой Отечественной. А из XIX столетия звучат слова святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского: «Тот истинно воин непобедим, которому венец мученичества за Веру, Царя и Отечество также любезен, как и венец победы» и «подвизающийся в сей брани оружием совершает подвиг веры и правды, который христианские мученики совершали исповеданием веры и правды, страданием и смертию за сие исповедание». В русской истории было немало полководцев — князей, военачальников, — для которых долг воина и долг христианина оказывались неразделимы. Немало из них и прославлено Церковью в лике святых. Но венец святого праведного адмирала Федора Ушакова в этом сонме сияет особенно ярко. По непобедимости, отсутствию поражений он стоит рядом с Александром Невским. Но победы Ушакова служили не выживанию страны и народа, они совершались в те времена, когда Россия восходила на пик своего державно-имперского величия. А значит, в них отсутствует тот привкус горечи и трагической героики, который присущ деяниям князя Александра Ярославича. По святости жизни, поглощенности верой, совершенной отдаче себя на волю Божью, аскетической суровости характера адмирал Ушаков ближе стоит к какому-нибудь преподобному, к монашескому подвижничеству. И такое соседство в его житии имеется — в лице родного дяди преподобного Феодора Санаксарского, настоятеля монастыря, рядом с которым отставной адмирал прожил последние годы и где был похоронен. Однако от Александра Невского Ушакова отделяют столетия и не особо знатное происхождение, а от монашеских подвигов — звание мирянина. И получается, что ближе всего Федор Федорович стоит к нам. К тем, кого отделяют от адмирала всего каких-то 200 лет, кто так же, как он, проводит свою жизнь в мирских трудах, отдает ее служению, притом не только воинскому, — отечеству, Богу, ближним.

http://pravoslavie.ru/107302.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации На пути к полной конфронтации между древней Русью и латинским миром (2-я половина XIII — начало XIV в.) Б. Н. Флоря. Исследования по истории Церкви. К середине XIII в. из всех древнерусских земель лишь Галицко-Волынская Русь поддерживала дружественные отношения с западными соседями. Сохранению этих дружественных отношений в немалой степени способствовало установленное в предшествующие годы формальное подчинение Галицкой Церкви верховной власти Римского папы. Шаг этот, в чем сходятся исследователи разных направлений, был предпринят, чтобы обеспечить галицко-волынским князьям помощь государств латинского мира в борьбе против татар. Именно рассчитывая на эту поддержку, князь Даниил Романович решился на открытое противодействие татарам, начав войну с правителями близлежащих улусов Золотой Орды. Реальная помощь, однако, не приходила, и в этих условиях стал намечаться отход от галицкого князя части тех церковных кругов, которые его ранее поддерживали. Симптоматичными в этом отношении можно считать перемены в поведении бывшего канцлера князя Даниила, возведенного им на Киевскую кафедру митрополита Кирилла. Еще в 1250 г. митрополит прибыл на Северо-Восток Руси, чтобы содействовать заключению направленного против татар союза между Даниилом Галицким и великим князем владимирским Андреем Ярославичем. Однако, когда в 1252 г. Андрей Ярославич был согнан с владимирского стола татарами , митрополит задержался на северо-востоке, сблизившись с преемником Андрея, Александром Невским, не разделявшим политической ориентации предшественника . Митрополит Кирилл, конечно, не был сторонником сохранения власти татар над русскими землями, просто у него, по-видимому, зародились серьезные сомнения в правильности политики прежнего патрона. К тому времени, когда князь Даниил осенью 1253 г. принял из рук папского легата королевскую корону, эти сомнения, казалось, были в значительной мере рассеяны. Польские князья и знать, как следует из записи Ипатьевской летописи, обещали Даниилу после принятия королевской короны оказать помощь в борьбе против татар . По-видимому, аналогичные заверения дал ему ранее венгерский король . Еще до коронации Даниила в мае 1253 г. Иннокентий IV объявил крестовый поход против татар на территории Чехии и Польши , в мае следующего года крестовый поход был провозглашен и на территории Пруссии .

http://sedmitza.ru/lib/text/442958/

II. Монастыри в Восточной России К оглавлению В Восточной России татары опустошили в 1237 г. города Рязань, Москву, Владимир, Суздаль, Ростов, Ярославль, Переяславль, Тверь, Муром и многие другие. Везде они опустошили и монастыри: одни пожгли, другие ограбили, а иноков и инокинь частию умертвили, частию увели в плен. То же самое повторялось несколько раз и впоследствии, особенно в первый, тягчайший период монгольского ига, когда даже сами князья русские, враждовавшие между собою, неоднократно призывали татарские полчища для опустошения пределов отечества . К изумлению, однако ж, оказывается, что и в этот период некоторые монастыри в Восточной России восставали из своих развалин, а другие созидались вновь. Во Владимире на Клязьме, бывшем великокняжескою столицею, уже в 1239 г. являются архимандрит Дионисий, игумены и черноризцы, находившиеся при встрече тела великого князя Георгия Всеволодовича, убитого татарами на реке Сити, следовательно, были и монастыри. В частности, здесь упоминаются еще в XIII в. монастыри: Рождественский, или Рождество-Богородицкий, называвшийся великою архимандритиею, в котором погребено (1263) тело святого Александра Невского; Успенский женский, где погребены две супруги и дочь того же великого князя, и Константино-Еленинский, откуда игумен Феодор возведен был (1276) на кафедру епископии Владимирской и Суздальской. Первые два монастыря основаны были в прежнее время, имя последнего встречается в первый раз . В Суздале из прежних монастырей продолжали существовать Ризположенский женский, пощаженный монголами, и Борисоглебский Кидекоцкий, в котором в 1239 г. освящена была Ростовским епископом Кириллом каменная церковь. Вновь устроен монастырь Александровский женский, благоверным князем Александром Ярославичем Невским, этот монастырь служил усыпальницею для суздальских княгинь, как свидетельствуют доныне сохранившиеся памятники двух из них XIII в. В том же столетии мы видим четыре монастыря в Ростове: один из преждеоснованных — Авраамиев-Богоявленский, из которого взят был на кафедру Ростовскую архимандрит Игнатий (в 1261 г.), и три новые: Петровский, построенный Ордынским царевичем Петром при епископе Игнатии (1261–1288); Спасский — женский, созданный ростовскою княгинею Мариею Михайловною († 1271) и называвшийся Княгининым, и Иоанновский, откуда поставлен был (1288) во епископа Ростову игумен Тарасий .

http://sedmitza.ru/lib/text/435891/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЛЕБ ВАСИЛЬЕВИЧ [Василькович] (2.05.1237 (или 1236) - 13.12.1278, Ростов), блгв. кн. ростовский и белозерский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), младший сын ростовского кн.-мч. Василия [Василько] Константиновича и кнг. Марии Михайловны († 1271), дочери черниговского кн.-мч. Михаила Всеволодовича , родоначальник белозерских князей. Неизвестно, когда в составе обширного Ростовского княжества был выделен для Г. В. Белозерский удел: по завещанию отца, мученически погибшего от рук татар в 1238 г., либо позже - по инициативе матери (управлявшей княжеством в годы малолетства сыновей) или старшего брата Г. В.- Бориса Васильевича, к-рый, повзрослев, начал княжить в Ростове. Самостоятельное правление Г. В. началось, видимо, в 1251 г., под к-рым летописи сообщают, что он «поеха… на Белоозеро в свою отчину» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 473). Будучи белозерским князем, Г. В. сохранял тесную связь с Ростовом, часто бывал там и, по-видимому, играл важную роль в политической и церковной жизни Ростовской земли. Вместе с братом и матерью он выступил инициатором прославления кн.-мч. Михаила Черниговского и строительства посвященного ему храма в Ростове, в 1261 г. по благословению Киевского митр. Кирилла II вместе с братом и блгв. кн. Александром Ярославичем Невским принимал участие в определении св. Игнатия , архим. Авраамиева ростовского в честь Богоявления мон-ря, в помощники состарившемуся Ростовскому еп. Кириллу II . Активными были контакты Г. В. с ордынскими властями. Один или вместе с др. князьями он неск. раз ездил ко двору монг. ханов и ок. 1257 г. первым из потомков Рюрика женился на знатной монголке (в Крещении Феодоре), за к-рой ездил в Каракорум; в 1277 г. вместе с сородичами участвовал в походе ордынского хана Менгу-Тимура на алан (ясов), в 1278 г. отправил для участия в новой ханской войне сына Михаила. Однако (вопреки мнению А. Н. Насонова ) нет оснований говорить о «протатарской» ориентации Г. В. В отношении монголо-татар он (как и Борис Васильевич) придерживался, как следует думать, той же политической линии, что и блгв. кн. Александр Невский, к-рый в условиях непрекращающегося военного и конфессионального натиска католич. Запада видел в лояльности к Орде средство оградить Русь от новых набегов, сохранить правосл. веру и создать условия для накопления сил внутри страны. Ростовская лит-ра 3-й четв. XIII в. пронизана идеей духовного противостояния чужеземному игу, а оформившееся в Ростове в это время почитание кн.-мч. Михаила Черниговского характеризовалось заметной антиордынской тенденцией.

http://pravenc.ru/text/165103.html

Санкт-Петербург. Домовая церковь Александра Невского при ЖК " Князь Александр Невский " . Карта и ближайшие объекты В жилом комплексе «Князь Александр Невский» - первом небоскребе Санкт-Петербурга появится домовый храм Идея создания храма возникла у компании «Росстройинвест» и представителей Александро-Невской лавры на начальной стадии строительства жилого комплекса «Князь Александр Невский». Храм было решено построить в честь Святого благоверного великого князя Александра Невского, и это благородное намерение сразу получило благословение Епископа Выборгского Назария - наместника Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Первоначально обсуждалась идея возведения часовни на 35-м этаже под стеклянным куполом, который выполнен в виде шлема русского богатыря. Однако позже было решено сделать храм более доступным для всех жителей комплекса, с отдельным входом расположенном на первом этаже. Храм будет размещен в третьей секции небоскреба, вход в него будет осуществляется со стороны Невы и Рыбацкого проспекта. Общая площадь всех помещений составит примерно 100 кв.м. Внутреннее убранство будет выполнено иконописной мастерской Александро-Невской лавры. Ярким украшением храма станет цветной витраж. Это будет регулярный полноценный храм, который он намерен взять под патронаж Александро-Невской лавры. Проводить службы в новом храме будут монахи Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Такое внимание Владыки связано с его убежденностью в исключительной важности этого проекта для всей Русской Православной Церкви и России, служащее примером возрождения старой традиции устройства домовых храмов и православной культуры в современной архитектуре. Как святой и благоверный князь Александр Невский стал Именем России, так и многофункциональный ЖК «Князь Александр Невский» может стать хорошим примером и для других домостроителей в новой Руси. Появление домового храма в новом жилом комплексе является лучшим образцом духовного возрождения русских людей, в том числе через возвращение к вере. Название для комплекса было выбрано неслучайно: здесь в XIII веке произошло важное историческое событие - Невская битва, после которой князя Александра Ярославича стали именовать Невским. Этот факт и предопределил появление домовой церкви в новом небоскребе.

http://sobory.ru/article/?object=47387

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010