Закрыть Колокольный звон – музыка русской души Мария Тоболова   22:31 24.12.2023 112 Время на чтение 14 минут Фото: А.Александровский. Муром. На колокольне Колокола – необходимая часть жизни христианской Церкви и принадлежность православного храма. Церковный звон - это великая духовная святыня: являясь молитвой в звуках, церковный звон связывает землю с Небом. Он ассоциируется с невидимым, непостижимым Творцом, уносит душу от мирской суеты ввысь, в горний мир и напоминает ей о скоротечности земной жизни и о жизни вечной. Рождая молитвенный настрой, звучание колокола укрепляет веру христиан, а в великие и воскресные праздники вселяет в них духовную радость, создает умиротворенное настроение. Звон колокола разносится далеко в воздухе, символизируя распространение Евангелия по всему миру. Колокола появились на несколько веков позже христианства. До раннего Средневековья людей созывали на богослужение при помощи била – деревянной или металлической доски и колотушки. 1 На Западе изобретение привычных для нас колоколов связывают с именем свт. Павлина Милостивого (353 – 431 гг.), епископа итальянского города Нола в провинции Кампания. В церковном предании сохранился рассказ о том, как однажды свт. Павлин прилег отдохнуть на поле, где росли колокольчики. Во сне он увидел, как с небес сходят ангелы, раскачивают цветы и те издают нежные серебристые звуки, похожие на ангельское пение. Придя домой, святой Павлин велел местному мастеру отлить колокол в форме полевого цветка. Так колокола по названию итальянской провинции стали называться «кампанами», а наука о колоколах – кампанологией. Позже в произведениях христианских богословов Средневековья зародилось представление о колокольном звоне как о гласе ангельском, призывающем на встречу с Богом. На Русь колокола пришли одновременно с ее крещением. Во время раскопок на месте Десятинной церкви Киева, выстроенной князем Владимиром, в 1824 году были найдены два колокола, считающимися древнейшими на Руси. Первое летописное свидетельство о колоколах относится к самому началу XI столетия (1066г., 3-я Новгородская летопись), когда колокола упоминаются при Новгородском храме св. Софии. Тогда же впервые стали звонить в храмах Полоцка, Новгород-Северского и Владимира на Клязьме. В одной из летописей отмечалось, что колокола были «дивны слушаньем» и «глас их красен».

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/24/...

Статистика Антоний (Смирницкий), архиеп. родился 29 октября 1773 года в селе Повстино Пирятинского уезда Полтавской губернии в день преподобного Авраамия Ростовского (в крещении получил его святое имя) и был старшим сыном в многодетной семье протоиерея. Его отец по окончании Киевской духовной академии вначале учительствовал на дому, а по принятии сана пятьдесят лет верой и правдой служил Церкви, став примером для своего старшего сына. В детстве Авраамий учился грамоте по Часослову и Псалтири, читал и пел на клиросе, помогая отцу как псаломщик, тогда же проявилось его усердие к молитве и богослужению. Однажды чудом Господь сохранил отроку жизнь, когда тот по дороге в храм упал в прорубь. В 1783 году Авраамий поступил в Киевское духовное училище, где за смиренный и тихий характер получил фамилию Смирницкий. Хорошо подготовленный дома, он учился примерно, поэтому после окончания училища поступил в Киевскую духовную академию. По окончании с отличием, одним из лучших студентов богословского курса академии, в августе 1796 года Авраамий поступил послушником в Киево-Печерскую Лавру, “желая учиться у тех учителей, которые почивают в пещерах”. Авраамий ежедневно молился за ранней литургией в Лавре, избегал студенческих увеселений. Предполагающийся брак Авраамия не был благословлен митрополитом Киевским и Галицким Самуилом (Миславским; † 1796): «Смирницкому другие пути назначены». 21 февраля 1797 года митрополитом Киевским и Галицким Иерофеем (Малицким; † 1799) он был пострижен в монашество с наречением имени в честь преподобного Антония Печерского, 12 апреля 1797 года тем же Преосвященным рукоположен в сан иеродиакона. Заведовал библиотекой, в качестве послушания читал собственные проповеди, впоследствии был известен как блестящий проповедник. 20 ноября 1799 года митрополитом Киевским и Галицким Гавриилом (Бодони-Банулеско; † 1821) рукоположен в сан иеромонаха. 25 января 1808 года митрополитом Киевским и Галицким Серапионом (Александровским;1824) назначен заведующим лаврской типографией.

http://lib.cerkov.ru/authors/358

Н.Н. Перцова, А.В. Уланова Скачать epub pdf 23 IV/4 V (или 23 X/3 XI) 1793, Москва – 9/21 XII 1868, Санкт-Петербург Фольклорист, этнограф, археолог, библиограф, переводчик, мемуарист Выпускник Московского университета; адъюнкт, затем профессор Московского университета; действительный член и библиотекарь Общества любителей российской словесности при Московском университете Дед Ивана Михайловича Снегирева был священником в Александровской слободе Владимирской губернии; его отец, Михаил Матвеевич Снегирев (1760–1820), был профессором Московского университета сначала по кафедре логики и нравственной философии, потом по кафедре естественного, политического и нравственного права. Первоначальное домашнее образование Иван Михайлович продолжил в 1802–1807 гг. в гимназии при Московском университете, откуда в 1807 г. был переведен в студенты. В 1810 г. он завершил университетский курс кандидатом с двумя серебряными медалями. В годы учебы он подружился с Петром Чаадаевым, Александром Грибоедовым, Николаем Тургеневым; к кружку примыкали Иван Якушкин, Никита и Артамон Муравьевы и другие будущие декабристы. В 1815 г. Снегирев получил степень магистра словесных наук; с 1816 г. стал преподавать на кафедре римской словесности и древностей Московского университета – сначала в звании адъюнкта, а с 1826 г. в профессорском звании. По своей основной специальности, римской словесности, Снегирев опубликовал три работы: «Dissertatio de profectibus Romanorum in disciplinis severiorihus» (М., 1816), «Nova Chrestomathia latina» (М., 1816) и «Латинскую грамматику» (М., 3-е изд. – в 1836 г.). В течение многих лет Снегирев был связан с Обществом любителей российской словесности при Московском университете: в 1812 г. он был избран его сотрудником, 19 декабря 1819 г. стал действительным членом, а с 29 октября 1821 г. занимал также должность библиотекаря Общества. В 1824–1855 гг. Снегирев состоял цензором Московского цензурного комитета. Хотя цензором он был достаточно либеральным, порой его деятельность вызывала недовольство писателей. Так, его добрый знакомый А.С.Пушкин по меньшей мере дважды обрушивал на него свой гнев. Именно о Снегиреве идет речь в письме Пушкина к М.Н.Погодину от 31 августа 1827 г. [NN-II, с. 42]:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Ленинск. Часовня Александра Невского в памятнике Александру I. /// Объект утрачен Часовня.  Утрачена.   Освящена в честь: Александра Невского Год постройки:1850. Год утраты:1924 (Разрушена) Архитектор:Ф.А. Тележников Адрес: Россия, Челябинская область, Миасский городской округ, пос. Ленинск (бывший Царево-Александровский прииск), на месте памятника-часовни сейчас автобусная остановка (требуется уточнить какая) Координаты: 54.901551, 59.867206 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты В 1824 году недалеко от заброшенного Петропавловского рудника шихтмейстер Меджер открыл богатую золотую россыпь. Здесь возник Царево-Александровский прииск, названный в честь императора Александра I. Золотая россыпь оказалась очень богатой. Промывка песка показала содержание «более фунта золота во ста пудах». Вскоре после открытия прииска, в сентябре 1824 года, на нем побывал сам император Александр I, совершавший большое путешествие по стране. Во время поездки он посетил Пензу, Симбирск, Самару, Оренбург, Уфу, Златоустовские заводы, Екатеринбург, Пермь, Вятку, Вологду, Боровичи, Новгород. Незадолго до приезда императора мастеровой Дементий Петров нашел самородок золота весом 10 кг 124 г. Его преподнесли государю. Александр I решил и сам попробовать добыть золота. Летопись Петропавловской церкви Миасского завода гласит: «На Царево-Александровском прииске Особе Его Величества поднесли кайло и железную лопатку. Плодом трудов Его Величества было 22 пуда золотосодержащего песка. На месте, где Александр I, как покровитель золотопромышленности, изволил трудиться, офицеры, бывшие тогда на прииске, соорудили скромный памятник, состоящий из небольшой каменной пирамиды с двуглавым на вершине орлом». Император так увлекся процессом золотодобычи, что еле смог оторваться. Из 22 пудов промытой породы набралось 60 золотников золота, которые император взял с собой на память вместе с самородком Петрова. Позже о пребывании Александра I на своем руднике сложили красивую легенду – о самородке, якобы найденном императором.

http://sobory.ru/article/?object=49568

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОВЕ Бовé Осип [Иосиф] Иванович [Жозеф Жан-Батист Шарль] (24.10.1784, С.-Петербург -16.06.1834, Москва), московский архитектор эпохи позднего классицизма. Его отец, Винченцо Джованни Бова (1750-1816), неаполитанский живописец, в 1782 г. приехал в Россию. Б. учился в архитектурной школе при Экспедиции кремлевского строения (с 1802); канцелярист и коллежский регистратор (1803), губернский секретарь (1806), коллежский секретарь (1809), помощник архитектора (1809-1812), архитектор Комиссии для строений города Москвы (1813). С 1814 г.- главный архитектор, в ведении к-рого находилось художественное руководство по проектированию фасадов всех значительных общественных и частных зданий Москвы (помощники - его братья архитекторы Михаил и Александр). К 1816 г. Б.- автор 34 архитектурных работ. По проектам Б. был создан ансамбль центральных площадей Москвы (Красной (1813-1814), Театральной (1818-1821), Триумфальной (1818-1834)), Торговые ряды (1814-1816, осуществлен частично), восстановлены стены и башни Кремля (1816-1817, частично) и Китай-города (1817), выстроена терраса вокруг храма Покрова на Рву (1817). Б. участвовал в организации Александровского (Кремлевского) сада, для к-рого создал проект грота (1821), пандусов (1821) и ограждений; переделал «высочайше апробированный» проект Большого (Петровского) театра и осуществил его строительство (1821-1824); выполнил проекты скульптурного убранства Манежа, прославляющие военные победы России (1824-1825, осуществлены частично), и Триумфальной арки у Тверской заставы (проект 1826-1828, строительство 1829-1834). В 1825-1832 гг. Б. создал проект (утвержден 1827-1828) и построил Градскую больницу на Б. Калужской ул. В 20-х - нач. 30-х гг. XIX в. по проектам Б. в Москве и ее окрестностях были возведены храмы: свт. Николая Чудотворца в Котельниках (1821), в с. Архангельском Рузского у. Московской губ. (1822), Покрова Богородицы в с. Пехра-Покровское (1825-1828), Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Б. Ордынке (проект 1828-1833; строительство осуществил М. Бове в 1834-1836), Троицкий собор Данилова мон-ря (1833-1838), а также подворье Макариева калязинского Троицкого мон-ря на углу Б. и М. Черкасского пер. (1820).

http://pravenc.ru/text/149437.html

Серапион, митрополит Киевский и Галицкий (Александровский Стефан) Родился 22 июля 1747 года в Александровской слободе Владимирской губернии в семье священника. 11 марта 1759 года поступил в Троицкую лаврскую духовную семинарию. 23 сентября 1770 года по окончании духовной семинарии оставлен в ней учителем. 8 февраля 1771 года пострижен в монашество. В январе 1772 года назначен проповедником Московской духовной академии. С 10 марта 1775 года – игумен Крестовоздвиженского монастыря в Москве. 27 января 1776 года перемещен игуменом Московского Знаменского монастыря. С 17 февраля 1779 года – архимандрит Московского Богоявленского монастыря. С 1785 года состоял в Москве цензором духовных книг. 11 июня 1788 года хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии, с оставлением архимандритом Московского Богоявленского монастыря. 16 октября 1799 года назначен на вновь учрежденную Калужскую кафедру. 21 октября 1799 года возведен в сан архиепископа с новым назначением в Казань, не успев побывать в Калуге. Состоял вице-президентом Российского Библейского общества в Казани и в Казанском учебном округе. С 11 декабря 1803 года – митрополит Киевский и Галицкий и член Святейшего Синода. В 1814 году избран в почетные члены Санкт-Петербургской духовной академии. 24 января 1822 года уволен на покой. Скончался 14 сентября 1824 года. Погребен в Киевском Софийском соборе. Митрополит Серапион вел интересный дневник. В «Трудах Киевской духовной академии за 1882 год» (октябрь, ноябрь) помещен дневник его за время управления Киевской митрополией. Литература: Захарченко М. М. Киев теперь и прежде – Киев, 1888. – С. 105. Смирнов С. К., протоиерей. История Троицкой лаврской семинарии. – М., 1867. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1401, 1403, 1405. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 154. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 291, 417.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Афанасий, архиепископ Донской и Новочеркасский (Телятьев Александр Иванович) Родился около 1772 года в селе Телятинское Сапожковского уезда Рязанской губернии в семье священника. Окончил Тамбовскую духовную семинарию. В 1792 году отправлен в Александровскую духовную академию для подготовки к учительской должности. В 1794 году возвратился в Тамбовскую духовную семинарию учителем. В 1799 году рукоположен во священника к Покровской церкви. В 1801 году переведен протоиереем в Борисоглебск. 26 января 1810 года принял монашество в Александро-Невской лавре и назначен архимандритом Псковского Спасо-Елеазарова монастыря и ректором духовной семинарии. В 1819 году вызван в Москву на чреду священнослужения и 30 октября того же года переведен в Московский Воскресенский монастырь, именуемый Новый Иерусалим. 10 мая 1821 года хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. 5 августа 1824 года переведен на Тамбовскую кафедру. В этом же году он настойчиво потребовал у светских властей, чтобы помещики в воскресные и праздничные дни не обременяли своих крестьян барщиной. В своих требованиях он опирался на повеление императора Александра I, несмотря на это, успеха в требованиях не имел, и жизнь крестьян текла по-прежнему. С 5 апреля 1829 года – епископ Донской и Новочеркасский. 11 января 1830 года возведен в сан архиепископа. 17 октября 1842 года, в связи с потерей зрения, уволен на покой в Трегуляевский Предтеченский монастырь. Скончался 7 мая 1847 года в Трегуляевском монастыре. Труды: Речь, произнесенная в генеральном собрании Московского отделения Российского общества. – 1822. Литература: Розанов Н. История Московского епархиального управления со времени учреждения Святейшего Синода: 1721–1821: в 3 т. – М., 1869–1871, т. 2, ч. 3. – С. 203. Геннади Г. Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетиях, и список русских книг с 1725 по 1825г. – Берлин, 1876. – С. 54. Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904, т. 1. – С. 860.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Николаев. Часовня Александра Невского в память Александра II. /// Объект утрачен Часовня.  Утрачена.   Освящена в честь: Александра Невского Год постройки:1882. Год утраты:Не установлен. Адрес: Украина, Николаевская область, Николаев, Соборная улица Координаты: 46.966441, 31.988947 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Центральная улица г.Николаева – Советская – поперечная улица. В 1824 году было предложено назвать ее Елисаветградской (по имени города Кировограда), так как она вела к Ингульскому мосту, где начиналась дорога Елисаветградская. В 1835 году названа Соборной, по Адмиралтейскому собору, от которого она начиналась. Становится главной улицей города, его торговым центром. В 1882 году, после убийства царя, в котором участвовали николаевские революционеры, на пересечении Херсонской улицы, пр-та Ленина и улицы Соборной была построена Александровская часовня. Улица получила название Соборной. В 1920-е годы улицу переименовали в Советскую, а в 1930 году собор и часовню уничтожили. В настоящее время несколько раз поднимался вопрос о возвращении площади и улице старого названия – Соборная и строительстве собора. В 1881 году, узнав о трагической гибели императора Александра II, городские мещане В.Ф. Логинов и В.М. Ревенко выступили с инициативой строительства часовни в память о нём и в знак благодарности жителей города за отмену крепостного права, введение демократических реформ. Их поддержали мещане Н.П. Петренко, Н.В. Добычин, С.Ф. Карпевский, Я.Е. Шапошников, Л.А. Кривка, внёсшие более 300 рублей пожертвований на строительство часовни, что стало основой для её сооружения. В 1883 году Николаевская городская мещанская управа приняла постановление о создании строительного комитета под председательством мещанина Н. Тарабарова для сооружения этой часовни и выделения 6000 руб. От жителей города на эти цели поступило более 2000 руб. Архитектором и строителем был утвержден городской архитектор В.Е. Андреевский. Часовню заложили 1 октября 1883 года на пересечении улиц Херсонской (проспект Центральный) и Соборной.

http://sobory.ru/article/?object=43181

Пермь. Церковь Александра Невского при Краевой клинической больнице. /// Епархия неизвестна Церковь. Действует.   Престолы: Александра Невского Год постройки:Между 1829 и 1833. Архитектор:В.В. Свиязев Адрес: г. Пермь, ул. Пушкина, 85 ГУЗ Пермская краевая клиническая больница (ПККБ) Координаты: 58.00504, 56.235666 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ каменная (в Перм. губ. земской больнице), г. Пермь. Построена в 1833 г. и тогда же освящена. Воздвигнута на средства Перм. приказа общественного призрения. Закрыта до 1932 г. и перестроена. Е. Н. Шумилов. В 1827-1833 годах в г. Перми на улице Большой Ямской (сейчас - ул. Пушкина) была построена больница, названная Александровской, в память посещения нашего города императором Александром I в 1824 году. Главное здание больницы возведено по проекту известного горного архитектора В.В.Свиязева на средства бывшего Пермского приказа общественного призрения. В главном корпусе больницы в 1829 году была заложена церковь, освященная 6 декабря 1833 года при архиепископе Аркадии во имя святого благоверного князя Александра Невского. Церковь помещалась на втором этаже главного корпуса больницы над парадным входом, площадь помещения составляла 24 кв. саж. (около 108,9 м2). В 70-е годы XIX века, с началом деятельности губернского земства, церковь перешла на содержание губернской земской управы. Причт церкви состоял из священника и псаломщика. Постоянного прихода церковь не имела, службы совершались для пациентов больницы. К больничном церкви была приписана небольшая деревянная церковь во имя Успения Пресвятая Богородицы, находившаяся при усыпальнице богоугодных заведений губернского земства. Декретом 1918 г. " Об отделении церкви от государства " запрещалось совершать религи-озные обряды и церемонии в государственных и иных публично-правовых общественных помещениях, а также размещать в них какие-либо религиозные изображения. После ликвидации земских учреждений в Пермской губернии Александровская больница перешла в ведение советских органов власти, церковь при больнице была закрыта. В настоящее время помещение больницы сильно перестроено и в нем находится главный корпус Пермской областной клинической больницы.

http://sobory.ru/article/?object=16554

Предок их Борис Фёдорович, по прозванию Растопча, выехал из Крыму и принял святое крещение при Великом Князе Василие Иоанновиче, в начале шестнадцатого века. Внук его Немир Григорьевич Растопчин убит при взятии Казани, 2 октября 1552 года, и имя его вписано в синодик Успенского Собора, на вечное поминовение. Иван Растопчин находился в рындах при Царе, в походе 1562 года; Ратай Растопчин был осадным головою в Ряжске, в 1585 году; Матвей Игнатьевич подписался, в семидесяти рублях, в поручной записи по боярине князе Иване Фёдоровиче Мстиславском, в 1571 году. Четверо Растопчиных владели населёнными имениями в 1699 году. Василий Фёдорович 189 , от брака с девицею Крюковою, имел сына Фёдора Васильевича (рождение 12 марта 1765 † 18 января 1826), одного из умнейших людей своего времени, оставившего по себе блистательную память, и на поприще государственном и на поприще литературном. Он служил каммергером в Гатчине при Великом Князе Павле Петровиче; по восшествии Павла Петровича на престол пожалован генерал-адъютантом и получил Анненскую ленту; в день коронования получил Александровскую ленту; вслед затем пожалован генерал-лейтенантом; через несколько месяцев действительным тайным советником и членом коллегии иностранных дел; возведён, 22 февраля 1799 года, в Графское Российской Империи достоинство; получил, четыре месяца спустя Андреевскую ленту, и управлял коллегиею иностранных дел с 25 сентября 1799 по 20 февраля 1801 года, в который день уволен от службы. При Императоре Александре I, он был обер-каммергером, генералом от инфантерии, членом государственного совета, и в особенности прославился в бытность свою московским главнокомандующим в великий 1812 год. Он женат был на Екатерине Петровне Пратасовой; имел двух сыновей и трёх дочерей: 1) Графиня Наталия Фёдоровна, за действительным статским советником Дмитрием Васильевичем Нарышкиным; 2) графиня София Фёдоровна за графом Евгением де-Сегюр, бывшим пером Франции до 1848 года; 3) графиня Елисавета Фёдоровна умерла в девицах, 1 марта 1824 года, на 18 году от рождения; 4) граф Сергий Фёдорович (рождение 1795 † 4 апреля 1836); женат был на Марие Игнатьевне NN († 27 октября 1838); дочери италиянского дворянина; 5) граф Андрей Фёдорович (рождение в октябре 1813), от брака с Евдокиею Петровною Сушковою, имеет сына графа Виктора Андреевича и двух дочерей: графиню Ольгу Андреевну и графиню Лидию Андреевну.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010