Глубоки были раны, нанесенные Церкви Российской рукою Монголов. Тысячи чад ее погибли от меча неприятельского, а оставшиеся должны были нести иго рабства. Храмы и монастыри были разорены, священники избиты или отведены в неволю. Один Епископ, Владимирский, сгорел со множеством своих детей духовных в храме; другой, Переяславский, умерщвлен Монголами. Самого Митрополита не стало. Не известно, погиб ли Иосиф при взятии Киева, или удалился в другое место, и там скончался. Страждущей Церкви Российской не могли подать скорой помощи и Патриархи Константинопольские; сами они принуждены были удалиться от своего престола. Константинополем владели Латиняне. Папа покушался подчинить себе и Церковь Российскую, посылая своих легатов к Князьям Русским с предложением принять учение Римское и с лестными обещаниями. Так искушал он Князя Галицкого Даниила и потом благоверного Князя Новгородского Александра 1 . В сие тяжкое время призван был Кирилл на престол Митрополии Всероссийской. Даниил, обманувшись в ожидании помощи от Папы, прогнал от себя легата папского Алберта, и послал Кирилла к Патриарху Константинопольскому в Никею для утверждения в звании Митрополита 2 . По убеждению Белы, Короля Венгерского, который искал чрез него войдти в союз с Даниилом, Кирилл отправился в Грецию чрез владения Венгерские. Возвратившись из Никеи и совершив бракосочетание сына Даниилова Льва с дочерью Белы, Кирилл поспешил в Киев, и отсюда, не медля, отправился для обозрения северных епархий своей Митрополии; посетил Чернигов, Рязань, Владимир, и наконец Новгород 3 . Везде встречали Первосвятителя, как отца. Но не было у него постоянного, надежного пристанища. Киев, утративший свое прежнее значение еще со времени основания новой столицы на севере, разоренный Монголами и оставленный Князьями, не был безопасен от новых опустошений со стороны врагов. Две кафедры Епископские близ Киева, Белогородская и Юрьевская, еще до нашествия Батыева были закрыты, или соединены с Полоцкою. Третью, Переяславскую, вскоре нужно было также соединить с другою 4 . Таким образом в Киеве, Митрополит не мог иметь и близких советников в делах Церковных, как было прежде. Князья Даниил Галичский и Василько Волынский славились мужеством: но их область была слишком удалена от северных княжений Русских. Находясь во Владимире, Кирилл мог быть ближе к многолюднейшим Церквам своей Митрополии, чаще мог видеться там и с Великими Князьями. Потому он и избрал сей город для пребывания своего на севере 5 ; по крайней мере по летописям всего чаще находим Митрополита во Владимире 6 . Отсюда по временам предпринимал он путешествия в Новгород, Киев и другие города.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вечная память Людмила Ильюнина об отошедшем ко Господу в канун Пасхи протоиерее Игоре Мазуре 04.05.2016 2918 Время на чтение 10 минут После тяжелой болезни на 76-м году жизни 30 апреля перед пасхальной заутреней отошел ко Господу почетный настоятель храма святителя Петра, митрополита Московского, на Роменской улице протоиерей Игорь Мазур, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии . Протоиерей Игорь Мазур принадлежал к поколению священнослужителей, на долю которых выпали годы исповедничества, испытаний и гонений. Однако он всегда следовал завету своего духовного наставника «никогда ничего не бояться и не стыдиться, всегда быть твердым в вере и убеждениях». Он оставил ценные воспоминания о святителе Луке (Войно-Ясенецком) и времени своей молодости, а для новых поколений священнослужителей сам стал примером верности пастырскому долгу. Господь сподобил отца Игоря праведной кончины в ночь на Светлое Христово Воскресение, удостоил Пасхи вечной. Отпевание новопреставленного протоиерея Игоря Мазура возглавил 4 мая после Божественной литургии в храме святителя Петра, митрополита Московского, на Роменской улице митрополит Феодосийский и Керченский Платон. Похороны состоялись на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Предлагаем вниманию читателей «Русской народной линии» выборку из готовящейся к печати книги о приснопоминаемом протоиерее Игоре Мазуре, подготовленную известным публицистом, главным редактором журнала «Православный летописец Санкт-Петербурга» Людмилой Ильюниной . Будущий батюшка отец Игорь Мазур родился в пути 5 июня 1940 года. Роженице пришлось внезапно сойти с поезда. Потому в свидетельстве о рождении Мазура Игоря Афанасьевича стоит совершенно случайное место – г.Литины Виницкой области. Батюшка не помнил, подробностей тягот военной жизни. Знал от матери, что очень голодали, и что от голода умер его самый младший братик. Мы можем предположить, что очень намучилась семья на севере не только от военных лишений, но и от северных холодов. Во всяком случае, потом на протяжении десяти лет маленький Игорек, а потом подросток Игорь Мазур путешествовал с мамой по южным краям. Украина , где жили родители мамы, Грузия, Крым. Батюшка не охотно вспоминал о разводе родителей, сообщил только, что отец был поляк и фамилия Мазур – польская. Тяжело батюшке было вспоминать и о том, что его родные братья были отделены от семьи, когда ему с матерью из-за болезни глаз пришлось уехать на юг, а братьев оставили на севере. Только через 10 лет семья воссоединилась.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/05/04/ve...

Закрыть itemscope itemtype="" > Северная святость О северных святых и северо-русской святости с академиком Г.М.Прохоровым беседует Людмила Ильюнина 15.04.2005 378 Время на чтение 6 минут Людмила Ильюнина : Гелиан Михайлович, ваша научно-исследовательская деятельность направлена на изучение феномена русской святости. Можно ли говорить о том, что особенности проявления святости зависят от каких-либо внешних причин, например от места, где подвизается тот или иной подвижник. Можем ли мы говорить о неповторимых чертах северной святости, по сравнению с южной или центрально-русской? Гелиан Прохоров : Я думаю святость - она и разнообразна, и одинакова везде. Разными могут быть только условия жизни. По-моему все, кто живет на севере - немножко святые. Но при этом на севере так красиво... Трудно и красиво... Ответ на ваш вопрос отчасти содержится в книге, которая недавно вышла под моей редакцией в издательстве О.Абышко - " Святые подвижники и обители русского севера " . Она посвящена не самым знаменитым, но очень важным в истории русской духовности и культуры святым подвижникам и их обителям. Большая часть книги посвящена Спасо-Каменному монастырю на Кубенском озере, основанном в средине XIII века, из которого вышли подвижники, основавшие свои обители. Например, прп. Дионисий Глушицкий и прп. Александр Куштский. Людмила Ильюнина : В книге собраны оригинальные, авторские произведения, а Вы выступали в качестве переводчика и комментатора? Гелиан Прохоров : Да, вместе с С.А.Семячко. Назову те тексты, которые входят в это издание " Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном монастыре " , " Житие прп. Дионисия Глушицкого " , " Житие прп. Александра Куштского " , " Житие прп. Иосафа Каменского " , " Житие Амфилохия Глушицкого и Евфимия Сянжемского " , " Повесть об Усть-Шехонском монастыре " . Издание подготовлено в старых академических традициях: даны разные варианты, изводы текстов по разным рукописям, примечания и комментарии. Особое внимание хотелось бы обратить на прп. Дионисия Глушицкого - по-настоящему еще не открытого нашего подвижника.

http://ruskline.ru/analitika/2005/04/15/...

Архиепископ Бакинский и Азербайджанский Александр (Ищеин) 12 августа 2021 г. 16:00 Архиепископ Бакинский и Азербайджанский Александр (Ищеин) 13.06.1952–10.06.2021 10 июня, в праздник Вознесения Господня, после продолжительной и тяжелой болезни на 69-м году жизни скончался первый архиерей возрожденной Бакинской и Азербайджанской епархии архиепископ Бакинский и Азербайджанский Александр (Ищеин). PDF-bepcuя. Архиепископ Александр (в миру Ищеин Александр Геннадьевич) родился 13 июня 1952 года в г. Яро­славле в семье рабочих. Здесь, а также в другом древнем русском городе — Ростове Великом прошло детство будущего архипастыря. По окончании средней школы он поступил в Ленинградский химико-фармацевтический институт. После получения высшего образования был призван на срочную службу в Вооруженные Силы СССР, которую проходил на Крайнем Севере. Огромное влияние на духовное формирование будущего архипастыря и принятие им в дальнейшем монашеских обетов оказало общение Александра с архиепископом Павлом (Голышевым), с которым он познакомился еще в бытность свою студентом. Значительный след в его жизни оставили также беседы с иноками разоренных кавказских монастырей и мудрое пастырское попечение со стороны благочинного церквей Кабардино-Балкарии митрофорного протоиерея Иоанна Остапчука. В 1975 году Александр Геннадьевич принял монашество. 14 сентября того же года Преосвященный Антоний (Завгородний), епископ Ставропольский и Бакинский, рукоположил его во иеродиакона, а затем 19 декабря 1975 года — во иеромонаха. Заочно он закончил Московскую духовную семинарию. В течение многих лет проходил различные послушания в Ставропольской и Бакинской епархии. Четыре года являлся настоятелем Успенского храма г. Моздока, благочинным православных церквей Северной Осетии, о чем многие жители этого края до сих пор вспоминают с любовью и благодарностью. Содействовал восстановлению Вознесенского собора в городе Алагире, Никольского собора и храма Нерукотворного Образа Спасителя в станице Павлодольской, собирал и изучал материалы по истории христианства на Кавказе.

http://e-vestnik.ru/obituaries/arhiepisk...

монах Афанасий Преподобный Александр Свирский Скачать epub pdf Дважды за всю историю человечества открывался Троичный Бог телесному человеческому взору – первый раз святому Аврааму у Мамврийского дуба, знаменуя великое милосердие Божие к роду человеческому; второй раз – на русской земле святому преподобному Александру Свирскому . Что значило это явление новозаветному святому – не будем дерзать отвечать. Только будем стремиться почтить эту землю, тот монастырь, который был воздвигнут на севере русской земли по велению Бога-Троицы и самого «новозаветного Авраама» – преподобного отца нашего и чудотворца Александра. Преподобный Александр – один из немногих русских святых, который был канонизирован вскоре после своей праведной кончины – а именно через 14 лет. Живы были еще его ученики и многие его почитатели, поэтому Житие преподобного Александра было написано, что называется, «по горячим следам» и отличается особой достоверностью, в нем нет «благочестивых схем», оно отражает неповторимый лик святости «всея России чудотворца Александра». Краткое житие преподобного Александра Свирского чудотворца. Составил монах Афанасий. 1905 г. Июля 12 дня. Александро-Свирский монастырь Олонецкой губернии. Преп. Александр Свирский чудотворец Родился прп. Александр 15 июня 1448 года в селе Мандера на реке Ояти на земле Новгородской, против Островского Введенского монастыря. Назвали его Амосом. Родители его Стефан и Васса были небогатые благочестивые крестьяне, детям своим они дали христианское воспитание. Когда Амос пришел в возраст, родители захотели его женить, он же помышлял только о том, чтобы оставить мир ради спасения своей души. Рано узнал он о Валаамском монастыре и часто вспоминал о нем и, наконец, по воле Божией, встретил валаамских иноков. Долго длилась беседа их о святом монастыре, об уставе их, о трех родах жизни монашествующих. И вот, воодушевленный этой беседой, задумал он идти на «северный Афон». Перейдя реку Свирь, на берегу Рощинского озера, Преподобный услышал таинственный голос, возвестивший ему, что на сем месте он создаст обитель. И свет велий осенил его. Когда он пришел на Валаам, игумен принял его и постриг с именем Александр в 1474 году. Было ему тогда 26 лет. Ревностно новоначальный инок начал подвизаться в трудах, послушании, посте и молитве. Тут пришел на Валаам разыскивавший его отец; Преподобному удалось не только успокоить раздраженного отца, но и убедить его постричься в монахи вместе с матерью. И родители послушались сына. Стефан постригся с именем Сергий, а мать – с именем Варвара. Могилы их и доныне почитают в действующем Введено-Оятском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Женские монастыри Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь Россия, Нижегородская обл., Дивеевский рн, пос. Дивеево. Четвертый удел Пресвятой Богоматери. Около 1758 года прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семеновна Мельгунова. В молодых годах (менее 30 лет) она лишилась мужа и решила посвятить свою жизнь Богу. В Киево-Флоровском монастыре она приняла монашеский постриг с именем Александры и проводила жизнь в посте и молитве под руководством старцев Киево-Печерской лавры. Однажды ей было видение Богородицы с наказом основать обитель в северных приделах Руси. С благословения старцев Киево-Печерской лавры, признавших видение истинным, мать Александра отправилась странствовать по России. Путь ее лежал в 1760 году к одной из знаменитых русских обителей – Саровскому монастырю. Он находился в глубине дремучих лесов на высокой горе, в месте слияния двух небольших речек – Сатиса и Саровки. Еще задолго до прихода сюда в конце XVII b. основателя обители иеросхимонаха Иоанна слышали здесь жители окрестных селений будто из-под земли перезвон колоколов и видели дивное свечение, наподобие столпа света, указывающего на будущую святость этого места. Не доходя 12 верст до Сарова, в селе Дивеево матушка Александра остановилась для отдыха. Здесь она в легкой дремоте вновь увидела Божию Матерь. «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России», – сказала Пресвятая Богородица матушке Александре. По совету саровских старцев мать Александра поселилась вблизи Дивеева в деревне Осиновка. После смерти единственной дочери она продала все свои имения и окончательно переселилась в Дивеево. Сначала она благоустроила там старинную деревянную церковь. В 1773–1780 годах ее усердием была сооружена каменная Казанская церковь с приделами во имя святителя Николая и первомученика архидиакона Стефана. В конце жизни матушка Александра стала устраивать общину, чтобы вполне исполнить указание Божией Матери. В 1788 году местная помещица, услышав об обители, пожертвовала ей полдесятины своей усадебной земли. Преподобная Александра построила на этой земле три кельи с общей оградой. Одну заняла сама, в другой пригласила жить трех послушниц, а третью предоставила для паломников, идущих в Саров. Жила община по строгому Саровскому уставу. Наставником сестер был саровский старец Пахомий. Пища привозилась один раз в сутки с саровской трапезы. Сестры шили и вязали для саровской братии, вели жизнь нестяжательную, в трудах и молитвах.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Закрыть itemscope itemtype="" > Первая шпага империи Генералиссимус Александр Суворов - один из самых прославленных русских полководцев, оставивший потомкам блистательный список побед и саму науку побеждать 25.11.2015 593 Время на чтение 12 минут Предоставлено М. Золотаревым Россия - воинская держава по образу жизни, по судьбе. И роль исторического героя, олицетворяющего солдатскую доблесть и полководческую славу, для нас первостепенна. Удивительный факт: всенародный герой, воплотивший в веках образ русского полководца, ни разу не принимал участия в оборонительных войнах. Так сложилось, что, когда Александр Васильевич Суворов (1730- 1800) служил в армии, ни одна держава не решалась напасть на Россию. То было время, когда империя набирала силу, прежде всего силу армейскую. Тягалась со Швецией на севере, с Османской империей на юге, а на западе - то с Пруссией, то с Польшей. И Александр Суворов довел до совершенства наступательную тактику, приносившую русской армии победу за победой. Суворов был кавалером всех высших степеней российских орденов. Недоставало в его «иконостасе» только низшей степени ордена Святого Георгия Когда Суворов был молод, офицерство проходило ускоренные курсы современной войны в сражениях с пруссаками. Прусская армия короля Фридриха Великого считалась сильнейшей в мире, и вполне обоснованно. Но судьба распорядилась так, что Суворов через много лет воскликнет: «Русские прусских всегда бивали!» Точнее и глубже всех объяснил суворовский феномен, пожалуй, поэт-гусар Денис Давыдов: он «положил руку на сердце русского солдата и изучил его биение». Давыдов был мальчишкой, когда Александр Васильевич благословил его в герои, и партизан 1812 года стал подлинным учеником Суворова. КАВАЛЕР ВСЕХ ОРДЕНОВ Официально Александра Суворова величали так: «всех российских и многих иностранных орденов кавалер». Тут необходимо уточнение: он был кавалером всех высших степеней российских орденов. А вот низшей степени ордена Святого Георгия в его «иконостасе» недоставало. Почему? Ответ - на острие суворовской шпаги, с которой он штурмовал Ландскрону. То было в 1771 году, во время войны с польскими конфедератами.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЗЕРБАЙДЖАН [Азербайджанская Республика], гос-во в юго-вост. части Закавказья. Территория: 86600 кв. км. Столица: Баку (1073 тыс. чел.- 1995). Крупнейшие города: Сумгаит, Ленкорань, Шемаха, Гянджа, Нахичевань. Гос. язык: азербайджанский. География. Граничит на севере с РФ (Дагестан), на северо-западе с Грузией, на западе с Арменией, на юго-западе с Турцией, на юге с Ираном. На востоке омывается Каспийским м. (длина береговой линии - 800 км). Половина территории занята горами - юго-вост. часть горной системы Б. и М. Кавказа. Между ними вдоль русла р. Куры располагается Ширванская и Муганская равнины. А. расположен в основном в субтропической зоне, климат неравномерный: сухой в степи и влажный на юго-востоке (Ленкоранский р-н). Население. 7949300 чел. (1 янв. 1999), различных национальностей: азербайджанцы, самоназвание - азербайджанлы (6069000 - 2000), русские (196390 - 1998), армяне (180679 - 1998), грузины, лезгины (158000-1 янв. 1999), талыши (30000), таты (22000), татары (29000), турки (19000), цахуры (14000), курды (13000), евреи (26000), немцы и др. Гос. устройство. В 1990 г. А. объявил о своем суверенитете; 30 авг. 1991 г. провозглашена независимость Республики. А. входит в СНГ. Религия 93,4% (1998) населения - мусульмане, из них 70% - шииты, 30% - сунниты. Православных - 2,5%, приверженцев Армянской Апостольской Церкви - 2,3%. Православие Ц. св. Александра Невского в г. Гяндже. 1887 г. Ц. св. Александра Невского в г. Гяндже. 1887 г. 28 дек. 1998 г. постановлением Свящ. Синода РПЦ была образована Бакинская и Прикаспийская епархия (см. ст. Бакинская и Азербайджанская епархия ) . На территории А. 7 приходов (храмов): в честь Рождества Пресв. Богородицы ( с приделом во имя прп. Сергия Радонежского; в 1896 церковь была размещена в здании церковноприходской школы) в Баку; во имя арх. Михаила, 1-й этаж - св. ап. Варфоломея (40-е гг. XIX в.; первоначально флотский храм) в Баку; в честь святых жен-мироносиц (1909; первоначально военный храм) в Баку; во имя св. Александра Невского (1887) в Гяндже; во имя свт. Николая (40-е гг. ХХ в. на месте др. церкви) в г. Хачма; храм в честь прп. Серафима Саровского в Сумгаитеи храм в честь Покрова Богородицы в Ленкоране. Существуют также общины, не имеющие храмов. 2 часовни: во имя св. Александра Невского (на территории посольства РФ) и часовня в честь свт. Кирилла Туровского (на территории посольства Белоруссии)).

http://pravenc.ru/text/63688.html

Д.С. Бирюков Ориген Знаменитый церковный писатель и богослов Ориген (ок. 185 – ок. 253) родился в Александрии в христианской семье грамматика Аеонида. По своему происхождению Ориген , вероятно, был египтянином. В 202 Г. отец Оригена был обезглавлен в результате гонений на христиан при императоре Септимии Севере. Когда его отец еще был в темнице, Ориген сам также хотел принять мученичество, но из-за того, что его мать спрятала от него одежду, не смог явиться к гонителям, однако написал письмо к отцу с увещеванием в стойкости. Ориген с детства проявлял удивительные таланты в познании Священного Писания и светских наук. Сначала он занимался науками под руководством отца, затем – самостоятельно. Философии Ориген учился у некоего Аммония, может быть – Аммония Саккаса, учителя Плотина. Когда после исповеднической смерти отца семья лишилась всего имущества, Оригену пришлось зарабатывать преподаванием. После гонений в Александрии катехизическая школа осталась без руководства, и александрийские христиане стали предлагать юному Оригену ее возглавить. Епископ Александрии Димитрий благословил Оригена быть руководителем катехизического училища. Помимо «теоретической», для Оригена большое значение имела аскетическая сторона христианства; Ориген мало ел и спал, часто погружался в молитву. Стремление к аскезе, выразившееся в буквальном понимании слов Христа ( Мф. 19,12 ), привело Оригена к самооскоплению. Ориген много путешествовал. В начале 210-х гг. он побывал в Риме, а около 215 г. – в Кесарии Палестинской, где сблизился с епп. Кесарийским Феоктистом и Иерусалимским Александром, которые поручили ему проповедовать. Это вызвало неудовольствие еп. Димитрия Александрийского, который написал Феоктисту и Александру послание, в котором утверждал, что нет такого обычая, чтобы миряне проповедовали. Поскольку нужда в Оригене была и в Александрийской школе, Дионисий потребовал его возвращения в Александрию. Около 230 г. Ориген по рекомендации Димитрия Александрийского направился в Грецию, возможно, в целях диспута с еретиками.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

Епископ Егорьевский Марк: «Многие японцы — православные по рождению и происхождению» 10 июня 2008 г. 15:59 В марте 2008 года заместитель председателя Отдела внешних церковных связей епископ Егорьевский Марк посетил Японию, где совершил закладку камня в основание храма Александра Невского, который будет построен в этом году . О том, какое место Православие занимает в Японии, епископ Марк рассказал корреспонденту Guide «Япония» Павлу Коробову. Интервью опубликовано в приложении к газете «Коммерсант» 88/П (3905) от 26.05.2008. — Владыка, в начале этого года вы посетили Японию для закладки камня в основание строящегося храма Александра Невского в Токио. Это первая церковь Московского Патриархата или у него еще есть храмы в Японии? — Нет, у нас в Японии храмов нет. У нас есть домовый храм в Русском клубе. Храм Александра Невского будет, собственно, первым храмом. — Почему до этого не было построено ни одного храма? — Потому что не было возможности. — А сейчас она появилась? — Совершенно верно. Одна из прихожанок, Сусанна Ивановна Кравцова, жившая в Токио, 30 лет назад завещала подворью Московского Патриархата участок земли для строительства храма. Но возникла трудная ситуация в связи с тем, что, когда она обратилось в посольство России с желанием завещать дом и землю, ей порекомендовали одного адвоката-японца, который оказался не очень добросовестным человеком. Став ее душеприказчиком, он занимался тем, что всячески старался помешать исполнению воли Сусанны Ивановны построить храм. На завещанной земле он организовал автостоянку и стал зарабатывать деньги. Было несколько судов, и мы, в конце концов, добились, чтобы участок был передан нам. В этом году мы заключили договор со строительной компанией на строительство храма. Планируется, что в этом году храм будет построен. — Как в Японии появилась Православная Церковь? — Японская Церковь получила начало от Русской Православной Церкви, когда во второй половине XIX века в Японию приехал иеромонах Николай Касаткин, который был священником в российском консульстве на севере Японии.

http://patriarchia.ru/db/text/419909.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010