Скачать epub pdf Источники, пособия I. Рукописные жития Главным источником наших сведений о жизни и деятельности св. Александра служит сказание о нем, написанное современником, который называет себя «самовидцем возраста его». По исследованию проф. Ключевского, оно известно в пяти редакциях: Начало: «Преставися великий князь Александр Ярославич в лето 6741. Скажем мужество его и житие его». В библ. Московской духовной академии. 576, XVI века. В Моск. публ. музее 1772, XVI–XVII века. «Первоначальное житие св. князя Александра Невского составляет большую редкость в уцелевших древнерусских рукописях: по-видимому, отдельные списки его попадались редко и старинным нашим переписчикам 430 . Это можно отчасти объяснить тем, что в позднейшей письменности, наиболее сохранившейся, древнее житие было вытеснено из обращения несколькими редакциями его, составленными в XVI веке в духе позднейшего житейного стиля. При такой редкости списков первое сличение их может возбудить некоторые сомнения относительно первоначального состава жития. В списке, дополненном летописными известиями, есть подробности, не встречающиеся в других. Сличая этот список с древней новгородской летописью, легко видеть, что эти подробности не принадлежат автору жития: почти все они относятся к Невскому и Ледовому побоищу и заимствованы почти дословно из новгородской летописи, а автор жития – не новгородец и опускал многое, касавшееся собственно Новгорода 431 . С другой стороны есть черты, опущенные в списке псковской летописи и удержанные другими; самая крупная из них – рассказ о шести русских удальцах, отличавшихся в невском бою. Этот рассказ интересовал не исключительно одних новгородцев, ибо далеко не все эти удальцы вышли из их среды: четверо принадлежали к дружине князя, от которого и слышал этот рассказ автор, по его собственному показанию: «Си же вся слышах от господина своего кн. Александра Ярославича и от иных, иже обретошася в той сечи " ». Автор – не новгородец: у него нет обычных выражений новгородца о родном городе, даже есть, напротив, некоторое разногласие с новгородским летописцем в рассказе о невском бое: умалчивая о подробностях, которые могли занимать одних новгородцев и отмечены их летописцем, он не без ударения указывает, что Александр поспешил выступить против врагов «в мале дружине» и потому много новгородцев не успело присоединиться к нему, тогда как новгородский летописец выводит Александра в поход только с новгородцами и ладожанами, не упоминая о княжеской дружине.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Ледовое побоище и его трактовка на основе работ экспедиции   Въезд Александра Невского во Псков. Худ. - В. Серов, 1945 Караев Г. Н. Произведенное в течение пяти лет комплексное исследование южной части Чудского озера и озера Теплого в той его половине, которая лежит к северу от линии деревень Мехикорма—Пнево, позволило с возможной на сегодняшний день точностью опреде-лить место древней Узмени, на котором к 5 апреля 1242 г. сосре-доточилось войско новгородского князя Александра Ярославича и произошла битва, вошедшая в историю под названием Ледового побоища. Как это видно из помещенных в настоящем сборнике статей непосредственных участников экспедиции: П. А Раппопорта, Я. В. Станкевич, И. К Голуновой (археологи), В. С Кузнецовой (инженер-геолог), Т Ю. Тюлиной (инженер-гидролог), Г. Н. Шестериковой (филолог), А. С. Потресова (ст. инструктор по туризму и краевед-исследователь), — в ходе экспедиционных изысканий удалось восстановить с научной достоверностью со-стояние исследованного района, каким он был 700—800 лет тому назад. Впервые оказались выясненными те конкретные условия, в которых действовало здесь более 700 лет тому назад русское войско. На основе этого стало возможным понять, какими сообра-жениями могли руководствоваться русские военачальники, пере-нося военные действия в район северной части Узмени, а следо-вательно, возможно ближе подойти и к решению вопроса о том месте, которое было ими избрано, чтобы дать решительный отпор врагу. Что же представлял собой в середине XIII в район северной части Теплого озера (в прошлом упоминаемой летописцем Узмени), где по всем данным произошло Ледовое побоище? Ко-ротко, результаты экспедиционных изысканий, в этой их части, могут быть сведено! к следующему: Под летописной Узменью следует понимать сравнительно уз-кий проток, соединявший Псковское и Чудское озера и носящий в настоящее время название Теплого озера. Это последнее образовалось из разлившейся Узмени как следствие протекающего на протяжении многих столетий медленного, хотя и неравномерного тектонического процесса, в результате которого происходит подъем северо-западной части Прибалтики и, в частности, района, лежащего между Чудским озером и Финским заливом.

http://sedmitza.ru/text/714919.html

Книга I Глава I. Содержащая всеобщее Хронологическое обозрение начала, продолжения и настоящего состояния Иерархии Российской Хотя Христианская вера известна была в России ещё во времена Киевских Князей ОСКОЛЬДА и ДИРА, то есть около половины IX века, как пишут некоторые историки, а потом во времена блаженной ОЛЬГИ, около половины X века: но тогда ещё не было в России своей Иерархии. Уже в конце X века основана она в виде Ексархии, зависящей от Константинопольского Патриаршего престола, и управляема была Митрополитами Всероссийскими. Всероссийские Митрополиты начались в КИЕВЕ в 988 году при Великом Российском Князе BЛAДUMUPE I СВЯТОСЛАВИЧЕ, а потому именовались Митрополитами Киевскими и всея России даже до времён св. ИОНЫ, бывшего при Великом Князе Московском ВАСИЛИИ Васильевиче. Они жили в Киеве до половины XIII века, а с тех пор при Великом Князе св. АЛЕКСАНДРЕ Ярославиче Невском. Всероссийский Митрополит KUPUЛЛ III, по причине татарских набегов на Киев, перенёс престол Митрополии Всероссийской во ВЛАДИМИР на Клязьму, а оттуда при Великом Князе ИОАННЕ Даниловиче Московском, в начале XIV века, св. Митрополит перенёс оный в МОСКВУ, где, наконец, преемники его даже до начала Патриаршества Всероссийского, т. е. до 1589 года всегда жили. Сперва, как выше сказано, Митрополиты Всероссийские именовались Митрополитами Киевскими и всея России, не только во время пребывания своего в Киеве, но и по переселению своему в половине XIII века во Владимир и в начале XIV века в Москву. Но при Великом Князе Московском ВАСИЛИИ Васильевиче и при Митрополите Всероссийском св. ИОНЕ, после насильственного разделения Всероссийской Митрополии, Московский Митрополит писался Митрополитом Московским и всея России, а другой Литовский Митрополит именовался Митрополитом Киевским и всея России. Напоследок, когда Московские Митрополиты возведены на Патриаршеское достоинство, то Киевским Митрополитам, по причислению их к Российской Иерархии, уступлено первое по них место, о чём обстоятельнее будет ниже сказано.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Скачать epub pdf Глава VIII Литовцы и Тевтонский орден. – Набеги литовцев на русскую землю. – Семь побед. – Кончина великой княгини Феодосии. – Продолжение борьбы с Литвою. – Характер войн св. Александра Невского Радуйся, своея земли мужественный защитителю. Радуйся, буйства неустроенныя в тыя дни Литвы укротителю. (Акаф., ик. 5) По восточному побережью Балтийского моря, от устьев Вислы до Западной Двины, расстилается равнина, на которой с незапамятных времен поселилось литовское племя, близкородственное по языку и происхождению с племенами славянскими 171 . Невеселый, глухой и бедный край! Песчано-глинистая почва, множество рек, озер, болот, непроходимые лесные чащи, где преобладают дуб и сосна, с множеством зверей, изредка встречающиеся холмы и пригорки – такова природа страны, среди которой, под надежной защитой лесов и болот, долгое время, как бы всеми забытые, жили бедные литовские племена, пока соседние с ними полоцкие и волынские князья не начали мало-помалу подчинять их своей власти. Но что было взять у бедных литовцев! Скот, звериные шкуры, лыки и веники – вот в чем состояла вся добыча русских... 172 В свою очередь литовские князья делали набеги на соседние русские области, созвав своих дикарей звуком трубы «на четыре стороны». Встреча русских с литовцами как бы заранее предрешала судьбу этого племени. Их язычество должно было пасть пред светом истинной веры. Русские превосходили их своею гражданственностью. При большем знакомстве литовцев с русскими между обоими народами мало-помалу начинала устанавливаться близкая связь. Кроткий, невоинственный характер литовцев позволял надеяться в более или менее близком будущем на мирное сожительство, если не на полное слияние, двух родственных народов. «Для литовских князей союз с русскими был необходимостью, которая обусловливалась всей историей полоцкой и литовской земли; Литву тянула к Руси сама история, сама жизнь; в течение веков Литва так сроднилась и срослась с Русью, что не могла без нее жить. Войны и разбойнические набеги, как они ни были часты, не могли разорвать этой связи, сложившейся веками» 173 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Орден Александра Невского Доклад на VIII Калязинских чтениях 08.04.2021 1979 Время на чтение 14 минут 5 Апреля исполнилось 60 лет со дня рождения нашего сподвижника по «Русскому Собранию» и автора «РНЛ», кандидата исторических наук Павла Геннадиевича Петина. От лица «Русской Народной Линии» и «Русского Собрания» поздравляем юбиляра со знаменательным этапом его творческой судьбы, желаем ему многих и благих лет жизни, крепкого здоровья и новых успехов в его исторических исследованиях. Предлагаем вниманию наших читателей доклад П.Г. Петина, подготовленный для VIII Калязинских чтений. Орден Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского В этом году в России на высоком государственном уровне пройдут торжества в честь 800-летия со дня рождения Святого Благоверного Великого князя Александра Ярославича Невского. В связи с этим мне хотелось бы рассказать об ордене, учрежденном в честь Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского. Принявший перед своей кончиной схиму с именем Алексий Великий Князь Александр Ярославич Невский был причислен к лику Святых 26 февраля 1547 года на Освященном Соборе, созванном по указанию Царя Иоанна Васильевича Грозного и Святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси. В 1710 году Царь Петр Алексеевич водружает Крест на месте основания будущего монастыря во имя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского в Санкт-Петербурге. Именно сюда 30 августа 1724 года из Владимира были перевезены Мощи Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского. Тогда же Император Петр Великий предполагал учредить военный Орден в честь Святого Великого Князя-воина Александра Невского. Во время Персидского похода Император даже разработал основные положения Статута будущего ордена. Однако смерть Императора Петра Великого прервала эти планы. 21 мая 1725 года согласно с волей Петра I его супруга Императрица Екатерина I учреждает Орден в честь Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского. С того времени орден стал вручаться высшим государственным служащим, высокопоставленным военным, архиереям Церкви и другим подданным за особые заслуги перед государством.

http://ruskline.ru/analitika/2021/04/08/...

А.А. Половцов Димитрий Александрович, великий князь Владимирский Димитрий Александрович, князь Переяславский, великий князь Владимирский, сын великого князя Александра Ярославича Невского и его жены Александры, дочери полоцкого князя Брячислава, родился около 1250 года, умер в 1296 г. Еще при жизни своего отца играл видную роль в событиях своего времени. Так, в 1259 году, когда Александр Невский, успокоив волнение, возникшее в Новгороде вследствие появления там ханских счетчиков, уехал оттуда, он оставил там князем Димитрия Александровича, тогда еще очень молодого. В 1262 г. Димитрий Александрович вместе со своим дядей Ярославом Ярославичем был послан отцом против ливонских рыцарей на Юрьев (Дерпт), взял этот город и вернулся с большой добычей. В 1264 году, сейчас же по смерти Александра Невского, новгородцы, раньше сдерживаемые могучей рукой Александра, прогнали Димитрия Александровича, как малолетнего, и посадили у себя великого князя Ярослава Ярославича Тверского. Димитрий Александрович удалился в Переяславль-Залесский, доставшийся ему в удел, как старшему сыну Александра Невского, у которого этот город был удельным. В 1268 году новгородцы, предпринимая войну с ливонцами, пригласили его на помощь. Димитрий Александрович явился и принимал деятельное участие в известной кровопролитной битве под Раковором (Везенбергом), причем победой новгородцы в значительной степени обязаны были его храбрости и военному искусству. В 1270 году новгородцы в благодарность за эту помощь предложили Димитрию Александровичу свой стол, прогнав от себя великого князя Ярослава Ярославича. Димитрий Александрович отказался, заявив, что он не хочет занимать стол, с которого был прогнан его дядя, и даже помогал великому князю снова овладеть Новгородом. Два года спустя, в 1272 году ему пришлось ездить в Орду, сопровождая туда великого князя, и в том же году, когда великий князь на обратном пути из Орды умер и Новгородский стол освободился, Димитрий Александрович явился претендентом на него и вступил из-за него в соперничество с новым великим князем Василием Ярославичем.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Скачать epub pdf Содержание А. Баринова. Герой земли Русской Предисловие Глава I Глава II Глава III Глава IV Глава V Глава VI Глава VII Глава VIII Глава IX Глава Х Глава XI Глава XII Глава XIII Глава XIV Глава XV Глава XVI Глава XVII Глава XVIII Глава XIX Глава ХХ Глава XXI Приложение I. Святой Александр Невский в православном богослужении Приложение II. Святой Александр Невский в русской поэзии народной и художественной Приложение III. Святой Александр Невский в рассказах современников-очевидцев О посещении Александра ливонским магистром Андреем Вельвеном. Нападение шведов О Пелгусии-ижорянине. Невская победа О шести храбрых мужах Ледовое побоище Путешествие к Батыю Пленение Неврюево Посольство от папы Последний подвиг святого Александра Кончина святого Александра Приложение IV. Святой Александр Невский в суждениях и отзывах русских историков Приложение V. Хронологическая таблица Источники, пособия I. Рукописные жития II. Полное собрание русских летописей III. Новейшие жизнеописания святого Александра Невского IV. По истории России V. По истории русской церкви VI. По военной истории     Имя Александра Невского – одно из самых славных в истории нашей страны. И не только славных, но и одно из самых светлых и любимых русским народом. Героев наша история дала немало, но почти никого из них не вспоминают потомки с таким теплым чувством, как Александра, много потрудившегося для Русской земли. Его бесценный вклад в строительство Российского государства, подвиги и исторические победы стяжали ему неувядаемую благодарность потомков и бессмертную славу. Хитров Михаил Иванович (1851–1899) – известный русский протоиерей и историк, автор жизнеописаний православных святых, популярных очерков и повестей из церковной истории, проповедей и поучений. Наиболее значимым из его произведений является фундаментальный труд «Святой благоверный великий князь Александр Ярославич Невский», содержащий подробное жизнеописание невского героя. А. Баринова. Герой земли Русской Имя святого благоверного князя Александра Ярославича Невского известно всем русским людям. О его героическом пути повествуют жития, исторические труды и романы, живописные полотна и фильмы, в 2012 году он был признан олицетворением России. Предлагаемая вниманию читателей книга стала достойным вкладом в венок благодарной памяти герою земли Русской.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Г.С. Гадалова Неувядаемый венец Перед вами памятник русского средневековья, самого продолжительного исторического периода. Именно в этот период, в XI–XVII веках, создан огромный пласт древнерусской литературы. Самое загадочное и знаменитое произведение – «Слово ο полку Игореве». Широко известны «Житие Александра Невского», «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. «Житие Михаила Тверского» пока менее известно. Возвышается душа перед нравственным подвигом великого князя Михаила Ярославича Тверского. И через семь столетий слышны и созвучны нам, вступившим в XXI век, заповедные слова: «И задумал положить душу свою за своё Отечество». В год 730-летия со дня рождения выдающегося политического и военного деятеля средневековой Руси, великого князя тверского и владимирского Михаила Ярославича, мы счастливы открыть читателю древнейший текст Жития, подлинная рукопись которого хранится в Государственном архиве Тверской области. Л.М. СОРИНА, начальник Архивного отдела администрации Тверской области, почётный архивист В рукописной коллекции Государственного архива Тверской области, в одной из многочисленных рукописных книг, затерявшейся в фондах среди других и прежде не привлекавшей к себе особого внимания, сохранилось произведение, представляющее собой подлинный шедевр древнерусской литературы – наиболее раннюю редакцию Жития великого князя Михаила Ярославича Тверского 1 . Особая ценность данной рукописи состоит в том, что это, как выясняется при внимательном чтении, может быть, один из лучших списков этой редакции Жития 2 . Житие Михаила Тверского (Пространная редакция Повести ο Михаиле Тверском) – одно из выдающихся произведений древней русской литературы, по своему значению, литературным достоинствам, нравственному воздействию стоящее в ряду таких шедевров, как «Сказание ο Борисе и Глебе», «Поучение Владимира Мономаха », «Житие Александра Невского». Повесть дошла до нас в части летописей 3 , a Житие в древнерусских сборниках 4 . Это произведение хорошо знали и так или иначе опирались на него при изложении событий начала XIV века почти все русские историки – В.Н. Татищев, М.М. Щербатов, Н.М. Карамзин , H.A. Полевой, митрополит Макарий, С.М. Соловьёв, Н.И. Костомаров , В.О. Ключевский , а также историки, писавшие, собственно, ο Твери, – Д.И. Карманов, B.C. Борзаковский, В.И. Колосов 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иконография св. блгв. кн. Александра Невского   Святой благоверный князь Александр Невский Бегунов Ю. К. Герой Невского и Ледового сражений, выдающийся полководец и дипломат Древней Руси, князь Новгородский, Переяславский, великий князь Владимирский, Александр Ярославич, как известно, умер 14 ноября 1263 г. в Городце-на-Волге и был похоронен во Владимире, в Рождественском монастыре, 23 ноября 1263 г. При погребении тела произошло знаменитое чудо с духовной грамотой, после чего князь был признан местным святым. До 1381 г. святому князю Александру не было установлено местного церковного празднования и, стало быть, не было также и его икон. Согласно легенде, записанной во Владимире от священнослужителей Димитровского храма, первое открытие и освидетельствование мощей святого князя состоялось после Куликовской битвы в 1381 г., при митрополите Киприане, который повелел с тех пор называть Александра Невского " блаженным " . Тогда же было учинено ему монастырское церковное празднование, написаны канон и первые иконы.3 Ранний владимирский иконографический тип этой иконы восстанавливается по клеймам 14-15, 17-31 московской иконы из храма Василия Блаженного " Святой Александр Невский с деянием " . Здесь находим повторяющееся изображение надгробной поясной иконы с надписью " Преподобный князь Александр " . В литературном источнике этого памятника - редакции Жития Александра Невского Ионы Думина (1591) -ничего о надгробной иконе не говорилось. Очевидно, изограф XVII в. воспроизвел ее такой, какой она и была над гробом Невского героя во Владимире. На московской иконе последняя является как бы частью большого, неподвижного и повторяющегося фона к сценам чудес у гроба святого. Она здесь представлена в разных положениях: размещается то справа, то слева, то посредине от гробницы на фоне белой стены придела Рождественского храма; ей сопутствует изображение подсвечника на высокой ножке с горящей свечой. Само поясное изображение князя Александра дано в манере старого преподобнического художественного решения: из-под монашеской мантии виднеется на груди то большая, то меньшая часть куколя с крестом, а иногда - белый испод; икона приближается то к квадратной форме, то к прямоугольнику, вытянутому в высоту.

http://sedmitza.ru/text/524353.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > О тверском Спасо-Преображенском соборе И мощах св. блгв.кн. Михаила Ярославича Тверского 20.02.2024 119 Время на чтение 40 минут Фото: Спасо-Преображенский собор, Тверь «Русская народная линия» не раз своими материалами обращалась к регионам России. Особенно — к землям Центральной русской равнины, где и зарождалась сама российская государственность. Достаточно вспомнить многочисленные публикации об истории и нынешнем состоянии Калязинской земли, где постоянно присутствуют «Калязинские чтения» Международной общественной организации «Русское Собрание». Мы говорили о том, что в регионы Центральной России возвращается утраченная историческая память. Звучат полузабытые имена святых подвижников Земли Русской, Великих князей и доблестных полководцев. Возрождаются храмы, укрепляется судьбоносная для Отечества православная вера. Устами государственных мужей величаются традиционные духовно-нравственные ценности. Так, в Тверском регионе, к которому относится и Калязинский район, случились несколько знаменательных событий, имеющих общерусское значение. В 2022 году был восстановлен, и продолжает благоустраиваться, кафедральный Спасо-Преображенский собор Твери — Спас Златоверхий — первый каменный храм на Руси, возведенный с начала господства татаро-монгольского ига. Его взорвала богоборческая власть в 1935 году. В этом, 2024 году самый древний город Тверской области — Торопец будет на государственном уровне праздновать свой 950-летний юбилей. Сейчас продолжается реконструкция городского пространства. В нем нашли свое постоянное место памятники двум великим сынам России. Полководцу и средневековому государственному деятелю святому благоверному князю Александру Невскому, который в лето 1239 года венчался в Торопце с полоцкой княжной Александрой, и торопчанину, духовному вождю Русского мира святому Патриарху Московскому и всея России Тихону (Беллавину). В Твери 5 декабря 2023 г., в день памяти святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, племянника Александра Невского, был открыт памятник юному князю и его духовному наставнику тверскому митрополиту Симеону. Напомним историческую роль князя Михаила. Он первым обрел титул Великого князя всея Руси, начав собирать русские земли, и терновый венец первого победителя в неравном бою Бортеневской битвы объединенного войска Юрия Московского и предводителя татаро-монгольского отряда «треклятого Кавгадыя».

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/20/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010