В 2000 году Русской Православной Церковью была совершена масштабная канонизация новомучеников и исповедников Церкви Русской. Для общества масштаб этой канонизации, число канонизованных святых явилось неожиданностью. Думаю, что это одна из причин, почему это явление не было сразу усвоено нашим церковным и светским обществом. Но следует задаться вопросом — объективно и своевременно ли было событие, совпавшее с празднованием 2000-летия Рождества Христова, с днем освящения восстановленного Храма Христа Спасителя, с днем мученической кончины последнего настоятеля этого храма — протопресвитера Александра Хотовицкого? По истечении двух десятилетий мы можем сказать с полной ответственностью, что прославление новомучеников было исторически назревшим. Никто не может усомниться ныне, что гонения на Русскую Православную Церковь действительно были, причем, гонения именно за веру Христову. И в этих гонениях были и те, кто мужественно их перенес, и те, кто отрекся от веры, и те, кто сотрудничал с гонителями. И хотя может показаться, что мужественно перенесших гонения неисчислимое множество, что их большинство среди репрессированных в те трагические годы, в действительности их меньшинство. Они, как и в древности, составляли малое стадо, к которому обращался Господь, чтобы они не боялись этого лежащего во зле мира, ибо Господь победил мир. Подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской по внутренней своей сути во всем сходен с подвигом древних мучеников, разница лишь во внешней социально-политической обстановке, в которой он совершался, что потребовало от церковных специалистов многих трудов по ее изучению. Сами новомученики воспринимали суть мученического подвига одинаково с тем, как его воспринимали мученики в древности. Священномученик Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский и Гдовский, с детства мечтал о мученическом подвиге. Когда он был арестован и предстал перед судом и затем был приговорен к смерти, которую ждал в нелегких условиях советской тюрьмы, то понял, что вся окружавшая его обстановка и духовные переживания те же, что переживали мученики в древности.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5537310...

– На Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 году были прославлены благоверный князь Димитрий Донской, преподобные Андрей Рублев и Максим Грек, митрополит Московский и всея Руси Макарий, схиархимандрит Паисий (Величковский), блаженная Ксения Петербургская, епископ Игнатий (Брянчанинов), иеросхимонах Амвросий Оптинский и епископ Феофан Затворник. В 1989 году постановлением Священного Синода была создана Комиссия по канонизации святых. В 1989 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил святителей Иова и Тихона; Поместный Собор 1990 года прославил праведного Иоанна Кронштадтского; в 1992 году Архиерейский Собор прославил уже некоторое число новомучеников и исповедников – митрополита Киевского Владимира (Богоявленского), митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) и вместе с ним пострадавших, великую княгиню Елисавету и инокиню Варвару; Архиерейский Собор 1994 года прославил митрополита Московского Филарета (Дроздова), новомучеников протоиерея Иоанна (Кочурова) и протопресвитера Александра (Хотовицкого); Архиерейский Собор 1997 года прославил новомучеников и исповедников Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Крутицкого Петра (Полянского), митрополита Серафима (Чичагова) и архиепископа Тверского Фаддея (Успенского). Из всего этого списка имен новопрославленных святых становится ясно, что Русская Православная Церковь перед переходом к существованию в новых государственных условиях в 1988 году прославила избранно – благоверного князя, преподобных древности, праведного святителя, сделавшего очень много для нее, и в частности в деле прославления святых, великого деятеля на поприще духовного просвещения и продолжателя традиции старчества и также двух самых известных святителей XIX столетия. Только когда уже начались новые взаимоотношения между Церковью и государством, Русская Православная Церковь смогла приступить к прославлению новомучеников. Сначала самых известных. Наконец, на Архиерейском Соборе 2000 года был прославлен Собор новомучеников и исповедников Российских как поименованных, так и безымянных, имена которых по мере изучения их исповеднического подвига включаются в Собор и в православный календарь. Подход Комиссии по канонизации – это, прежде всего, полнота материалов и детальное их изучение вне зависимости от того, идет ли речь о подвижнике благочестия, или о мученике. Но если в случае с подвижником благочестия изучается его жизнь, а также прижизненные и посмертные чудеса, то в случае с мучеником предпочтение отдается изучению исповеднического подвига, верности Христу в условиях гонений, заключения и мученических страданий. Это, конечно, не означает пренебрежения к изучению вопроса о том, насколько христианской была жизнь человека до того, как он пострадал. В связи с увеличением числа канонизаций растет и количество изучаемых материалов. Соответственно многократно увеличился объем материалов, которые требуется изучить прежде, чем принимается какое-либо решение.

http://fond.ru/index.php?menu_id=375&men...

Послание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви 18 января 2009 г. 08:44 Возлюбленные о Господе всечестные пастыри, боголюбивые иноки и инокини и все верные чада Церкви нашей! «Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви» (2 Ин. 1:3). Этими словами апостольского приветствия мы, участники Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, состоявшегося 29 ноября — 4 декабря 1994 года в московском Свято-Даниловом монастыре, обращаемся ко всей Полноте нашей Святой Церкви, вознося благодарственные молитвы ко Господу нашему Иисусу Христу, по благоволению Которого мы завершили свои труды, и испрашиваем Его всеблагой помощи в исполнении решений, принятых нашим Архиерейским Собором. Мы призываем пастырей и паству посвятить себя делу возрождения церковной жизни. «Будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» (1 Кор. 15:58). Помните, возлюбленные отцы, братья и сестры, что в исполнении нашего служения нас укрепляет сила Божия, явленная Православной Руси в Его святых угодниках, прославленных ныне нашей Церковью. Архиерейский Собор рассмотрел представленные Синодальной комиссией по канонизации святых материалы и принял решение о причислении к лику святых выдающегося иерарха и богослова Русской Церкви митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова; 1782-1867), а также принявших мученическую кончину в эпоху гонений на Церковь православных миссионеров протопресвитера Александра Хотовицкого (1872-1937) и протоиерея Иоанна Кочурова (1871-1917). Мы верим, что ходатайство новопрославленных святых будет вдохновлять нас и помогать в нелегких ныне трудах на благо Церкви и Отечества. Да дарует всем нам Господь их мудрость и кротость, их бесстрашие и горение духа. Подвиги прославленных Собором святых были связаны с духовным образованием и православной миссией. Это важнейшие проблемы, стоящие и сегодня перед Русской Православной Церковью после десятилетий вынужденной изоляции от общества Вопросы духовного и религиозного образования, возрождения православного христианского образа жизни нашего народа стали главной темой Собора. Сегодня в наших странах идут весьма противоречивые процессы. С одной стороны, началось духовное возрождение народа. С другой — налицо рост социальной напряженности, межнациональной и гражданской вражды, преступности, пьянства, наркомании. Личность, семья и общество разрушаются безнравственностью. Наши страны держат трагическое первенство по числу разводов и абортов. Эти страшные процессы цинично провоцируются средствами массовой информации, и жертвами падения нравственности становятся прежде всего дети и молодежь. Следствием духовного оскудения и социальной безысходности стал катастрофический рост самоубийств.

http://patriarchia.ru/db/text/530516.htm...

Хельсинки. Церковь Илии Пророка на православном кладбище. Карта и ближайшие объекты В 1809 г. Финляндское княжество вошло в состав Российской империи. С этого времени в Гельсингфорсе резко выросло число православных людей, в основном это были военные — гарнизон Свеаборгской крепости, но были и гражданские люди: купцы, ремесленники, рабочие. По требованию военного губернатора Свеаборга для захоронения православных был выделен отдельный участок в районе залива Lapinlahti. Это и есть начало первого православного кладбища в Хельсинки. На этом кладбище, у входа, была построена деревянная часовня в честь пророка Илии, которую в 1851- 1852 г. заменили каменной, существующей и доныне. Сейчас в часовне поставлен иконостас и служатся литургии. В 1831 г. была построена Троицкая православная церковь. С этого года кладбище из подчинения военного губернатора Свеаборга передали православной Троицкой общине — Гельсингфоргскому приходу, в ведении которого оно находится и в настоящее время. В 1916 г. Указом Его Императорского Величества настоятелю Успенского собора протоиерею Александру Хотовицкому было поручено создать проект и приступить к строительству Храма во имя Ильи Пророка на кладбище Гельсингфорса. Если же будет желание устроить Церковь на два придела — говорилось в Указе — то главный пусть будет в честь Воскресения Христова, а второй придел — в честь святого Пророка Илии. Революция помешала осуществиться этим планам. В 1918 г. часовню Ильи-пророка переоборудовали в церковь — перенесли в нее иконостас из закрытого храма морского ведомства на Скаттудене. Литургии совершали на походном антиминсе. Площадь церкви-часовни составляла всего 28 квадратных метров. 1 июня 1949 г. приходской совет постановил приступить к постройке кладбищенского храма. Место выбрали в северо-западном углу кладбища, где из-за скального грунта нельзя было хоронить. 2 мая 1951 г. состоялась официальная закладка новой гельсингфорской православной церкви в честь Пророка Ильи на кладбище. Строительные работы возглавил техник-строитель Б. Пауламо.

http://sobory.ru/article/?object=20714

Пелих Татьяна Борисовна Урожд. Мельникова. Родилась 20 января 1903 г. в Польше, где служил отец – Борис Никанорович Мельников (чиновником по акцизному ведомству). После начала Первой мировой войны до 1918 г. жила в Царском Селе, затем в Нижнем Новгороде, где под руководством епископа Петра (Зверева) занималась с детьми Законом Божиим и церковным пением, изучала церковный устав. Затем семья Мельниковых переехала в Москву. Таня стала прихожанкой храма Христа Спасителя и духовной дочерью настоятеля храма священномученика протопресвитера Александра Хотовицкого. Несла различные послушания в храме, относила письма и передачи духовенству в московские тюрьмы. После ареста о. Александра и захвата храма обновленцами Татьяна стала духовной дочерью исповедника архимандрита Георгия (Лаврова), последовала за ним в ссылку в пос. Кара-Тюбе в Казахстане и служила ему до его кончины в 1932 г. В 1933 г. арестована по «Делу членов кружка христианской молодежи». Отправлена в Сиблаг. В 1935 г. освобождена. Проживала в Загорске (ныне Сергиев Посад). В 1937 г. вышла замуж за Тихона Тихоновича Пелиха 268 , позднее принявшего священство. Скончалась в 1983 г. 18 февраля 1960 г. Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыка! Вчера Мария К. 269 получила от Вас посылку, и из письма Вашего мы с радостью узнали, что Вы поправились и не лежите уже в постели. Ваши болезни – для нас скорбь. Вы, дорогой Владыка, наш молитвенник и утешитель. Батюшка мой очень слабо чувствует себя. Жалуется на постоянную мучительную боль в голове, головокружение, а кроме того, его кожное заболевание распространилось уже и на слизистые рта, так что приходится делать уколы новокаина в десны. Службы в церкви совершает с великим трудом. Тянется из последних сил. Сердце надрывается, глядя на его недомогания. Мне кажется, что ему бы не надо служить в будни, а с другой стороны – причащение Святых Тайн для него исцеление. Катюша 270 у нас тоже что-то неважно чувствует себя. Хотелось нам с нею в эти дни побывать у Вас однодневкой, но по состоянию здоровья она не в состоянии ехать.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В Нью-Йорке молитвенно отметили 120-летие Николаевского Патриаршего собора За богослужением молились многочисленные прихожане и гости прихода НЬЮ-ЙОРК. 20 ноября 2022 года, в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, в Николаевском Патриаршем соборе Нью-Йорка состоялись торжества, посвященные 120-летию со дня великого освящения этого храма епископом Тихоном (Беллавиным). В тот же день вся полнота Русской Православной Церкви молитвенно отметила день рождения своего Предстоятеля Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Накануне воскресного дня в соборе было совершено всенощное бдение. На полиелее для поклонения верующим был изнесен специально написанный петербургским иконописцем Надеждой Несторук к этому празднику образ святителя Тихона и священномученика протопресвитера Александра Хотовицкого с частью крышки от мощевика, на которой имеется подлинная подпись епископа Алеутского и Северо-Американского Тихона от 23 ноября 1902 года. По приглашению временно управляющего Патриаршими приходами в США епископа Сурожского Матфея и по благословению Святейшего Патриарха Кирилла Божественную литургию в день праздника возглавил Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Николай. Митрополиту Николаю сослужил собор духовенства Московского Патриархата в США и Русской Зарубежной Церкви, а также представители Поместных Церквей. В числе участников богослужения — настоятель собора и канцлер Патриарших приходов в США протоиерей Игорь Выжанов, клирик Антиохийской юрисдикции в США архимандрит Иеремия (Дэвис), канцлер Православной Церкви в Америке протоиерей Александр Рентел, ключарь кафедрального синодального Знаменского собора Русской зарубежной Церкви в Нью-Йорке протоиерей Андрей Соммер, настоятель Трехсвятского храма г. Гарфилд (штат Нью-Джерси) протоиерей Георгий Конев. Торжества также посетил настоятель кафедрального собора святого Саввы в Нью-Йорке ( Сербская Православная Церковь) протоиерей Живоин Яковлиевич.

http://sedmitza.ru/text/10192243.html

В Патриаршем соборе Нью-Йорка состоялись праздничные мероприятия, посвященные 30-летию прославления Патриарха Тихона в лике святых 14 октября 2019 г. 17:44 9 октября 2019 года, в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова и в 30-ю годовщину прославления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, в Николаевском Патриаршем соборе в Нью-Йорке (США) клириками храма была совершена Божественная литургия. По окончании богослужения священник Марк Рашков обратился к собравшимся со словом проповеди, посвященной дню памяти основателя и строителя Николаевского собора святителя Тихона. Вечером этого дня по благословению временно управляющего Патриаршими приходами в США епископа Сурожского Матфея  при поддержке Российско-американского культурного центра «Наследие» (RACH-C) и его президента Ольги Зацепиной состоялся официальный прием, участниками которого стали представители близлежащих храмов других христианских конфессий, общественных и культурных организаций Нью-Йорка, а также руководители частных предприятий, находящихся в непосредственной близости к Николаевскому собору. Торжественное мероприятие посетил генеральный викарий Антиохийской архиепископии протоиерей Томас Зайн. Клирик собора протоиерей Александр Голубов провел для гостей экскурсию по собору и рассказал об истории его святых основателей — святителе Тихоне и священномученике Александре Хотовицком. О современной жизнедеятельности прихода и о его социальных и образовательных проектах рассказал священник Марк Рашков. Собравшихся приветствовала президент RACH-C Ольга Зацепина, которая рассказала о продолжающемся процессе присуждения имени святителя Тихона 97-й Восточной улице, где расположен Николаевский собор. Этот проект был начат по благословению управлявшего Патриаршими приходами в США с 2010 г. по 2014 г. архиепископа Наро-Фоминского Юстиниана . Действуя по примеру прихода Патриаршего собора, духовенству Никольского кафедрального собора в Бруклине (Антиохийская архиепископия в США) удалось согласовать переименование улицы, на которой расположен храм, в честь святого сподвижника святителя Тихона — святителя Рафаила Бруклинского, о чем присутствующим рассказал протоиерей Томас Зайн.

http://patriarchia.ru/db/text/5512806.ht...

Воспоминание выпускников-новомучеников было приурочено ко дню памяти священномученика протоиерея Иоанна Кочурова, убиенного в 1917 году. В иконописном отделении была написана икона новомучеников и исповедников, начальствовавших, учивших и учившихся в духовной академии столицы Российской империи. В течение нескольких дней студенты знакомились с жизнеописанием и подвигом стояния в вере за Христа святых выпускников — протоиерея Иоанна Кочурова и протопресвитера Александра Хотовицкого. 12 ноября, накануне недели 22-й по Пятидесятнице и дня памяти сщмч. протоиерея Иоанна Царскосельского, Петроградского, в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова было совершено всенощное бдение. По окончании богослужения ректор СПбДА епископ Гатчинский Амвросий обратился с молящимся со словом, в котором подчеркнул, в частности, что несмотря на состоявшееся прославление новомучеников и исповедников Российских, тем не менее их подвиг не получил еще должного осмысления нашими современниками. Владыка призвал будущих пастырей воодушевляться примерами стойкости и мужества подвижников XX века, своей праведной жизнью и мученической кончиной не боявшихся свидетельствовать о Христе: «В мире умножается злоба и ненависть по отношению к христианству. Христос и Его Церковь всегда были и будут гонимы. Пусть подвиг новомучеников и исповедников Российских, их жизнь, страшная, тяжелая, но в тоже время славная в свете Воскресения Христова, уже сегодня вдохновляет каждого из нас и благословляет на дальнейший неизвестный, но наверняка непростой путь служения Воскресшему Господу». 13 ноября, в день праздника, епископ Амвросий совершил Божественную литургию в сослужении преподавателей и студентов в священном сане, а также клириков Кемеровской епархии . За Литургией была произнесена заупокойная ектения «О зде начальствовавших, учивших и учившихся, в лютую годину гонений за веру Христову пострадавших». Воскресное богослужение включало песнопения сщмч. Иоанну и новомученикам, исполненные мужским, смешанным и женским хорами СПбДА.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1673618...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 БОРОДИЧ ВЕРА ВЛАДИМИРОВНА Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Вера Владимировна Бородич. Фото с сайта храма свт. Николая в Толмачах Вера Владимировна Бородич ( 1905 - 1978 ), доктор филологических наук, профессор Московской духовной академии Родилась 18 декабря 1905 года в Москве в семье служащего. С 12 лет стала интересоваться религией, читать Евангелие . Обучалась в трех классах гимназии, окончила среднюю школу, Ленинградский государственный университет (факультет языкознания), аспирантуру. С 1921 года была прихожанкой храмов Христа Спасителя и Николая Чудотворца в Толмачах . Духовная дочь прот. Александра Хотовицкого , а после его ареста - прот. Илии Четверухина . В 1936-1940 годах преподавала русский язык в Московском механико-машиностроительном институте, затем во Всесоюзном институте хозяйства НКВ. В 1943-1944 годах работала старшим научным редактором Издательства иностранных и национальных словарей. В 1944-1967 годах преподавала на филологическом факультете МГУ. В 1954 году защитила докторскую диссертацию «Видовые отношения старославянского глагола». С 1957 года - профессор Московского государственного университета по кафедре южных и западных славян В 1967 году вышла на пенсию. С 1970 года работала в Московской духовной академии , занималась церковнославянским языком с преподавателями МДАиС, преподавала историю церковнославянского языка на третьем курсе МДА. В 1974 году утверждена профессором МДА по кафедре церковнославянского языка. С 1975 года преподавала историю церковнославянского языка в МДА и церковнославянский язык в МДС. В качестве учебных пособий для студентов московских духовных школ Вера Владимировна подготовила конспект и словарь церковнославянского языка. В процессе преподавания особое внимание студентов обращала на богослужебные тексты. По мнению Веры Владимировны, знание церковнославянского языка является ключом к пониманию православного богослужения. Она считала недопустимым и практически невозможным перевод на русский язык богослужебных текстов, которые предлагала исправить по греческим оригиналам с обязательным сохранением всех особенностей церковнославянского языка.

http://drevo-info.ru/articles/13677256.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНЬЕВ Иоанн Васильевич (7.03.1862, Москва - 8.09.1930, там же), прот., церковный историк. Род. в дворянской семье. Закончил Московскую ДС (1884) и МДА (1889). Преподавал в Вифанской ДС гомилетику, литургику и практическое руководство для пастырей. 2 июля 1891 г. рукоположен во священника, назначен преподавателем МДА. С 1892 г. законоучитель московского Учительского ин-та, протоиерей, с 1894 г. законоучитель московского Екатерининского ин-та. В 1897 г. удостоен степени магистра богословия за соч. «Ультрамонтанское движение в текущем столетии до Ватиканского Собора 1869-1870 гг.», в 1914 г. А. была присуждена степень д-ра церковной истории за соч. «От Карла Великого до Реформации». Являлся членом епархиального Училищного совета. Принимал активное участие в миссионерских собеседованиях со старообрядцами (см. Старообрядчество ) и богословских чтениях для широкой аудитории в Москве. 15 янв. 1918 г. назначен настоятелем Христа Спасителя храма . Церковные историки иногда неверно отождествляют А. с его братом Николаем, до 1917 г. служившим священником в храме Христа Спасителя; источником ошибки является работа прот. Михаила Польского , к-рый писал о «протопресвитере о. Николае Арсеньеве, бывшем настоятеле Храма Христа Спасителя» (Новые мученики Российские. Ч. 2. С. 225). 3 апр. 1922 г. А. вместе со священномучениками Александром Хотовицким , Илией Громогласовым и свящ. Илией Зотиковым был арестован по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей и обвинен, как и проч. арестованные, в распространении послания Патриарха Московского свт. Тихона о помощи голодающим от 28 февр. 1922 г., а также в призыве к массовому противодействию декрету ВЦИК от 23 февр. 1922 г. об изъятии церковных ценностей. На Московском процессе по делу «церковников» в нояб.-дек. 1922 г. А. был осужден на 5 лет, по амнистии срок был сокращен до 2 лет. 28 мая следующего года А. обратился в Политический Красный Крест (ПКК) с письмом на имя Е. В. Пешковой, в к-ром писал о своей невиновности. Благодаря ходатайству ПКК А. вскоре был освобожден, но 12 нояб. вновь арестован после обыска на квартире, во время к-рого были отобраны 2 экз. послания Патриарха Тихона, воззвание протопр. Александра Хотовицкого по поводу изъятия церковных ценностей, тюремный дневник А. В янв. 1924 г. А. был выслан в Тверь, в 1925 г., судя по его письмам в ПКК, еще находился в ссылке. Последние годы жизни провел, видимо, в Москве, где и скончался, похоронен на Даниловском кладбище.

http://pravenc.ru/text/76336.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010