П.В. Долгоруков Плещеевы Родоначальник их Фёдор Акинфиевич Бяконт, сын боярина черниговского, переселился из Чернигова в Москву около 1300 года, и был боярином у великого князя Симеона Гордого. отцовский КОЛЕНО I: Фёдор Акинфиевич Бяконт, боярин КОЛЕНО II: Елевферий-Симеон Фёдорович, в последствии святый Митрополит Алексий, рождение 1293 † 12 февраля 1378 Феофан Фёдорович Плещей Матвей Фёдорович Плещей Константин Фёдорович Плещей Александр Фёдорович Плещей, боярин КОЛЕНО III: Даниил Феофанович Елизарий Матвеевич Даниил Александрович КОЛЕНО IV: Юрий Степанович Даниил Степанович Константин Данилович Иван Данилович Пётр больший Елизарьевич Пётр меньший Елизарьевич Борис Данилович Иван Данилович Фёдор Данилович сильный КОЛЕНО V: Фёдор Юрьевич Василий Юрьевич Фома Данилович Никита Данилович Игнатий Константинович, родоначальник Игнатьевых Иван Константинович жеребец, родоначальник Жеребцовых Игнатий Иванович Василий Иванович Семён Петрович москотинье, Москотиньевых Киприан Петрович пятой, родоначальник Пятовых Анания Петрович Михайло Борисович, боярин 1468 Семён Борисович Иван Борисович Андрей Фёдорович КОЛЕНО VI: Богдан Фёдорович Некрас Васильевич Семён Васильевич великий Фёдор Васильевич тырон Дрозд Васильевич Честной Васильевич Михайло Фомич кривая челюсть Семён Фомич Фёдор Фомич Кузма Фомич Василий Никитич чмут Иван Никитич мора Григорий Никитич Василий Никитич молмора Данило Игнатьевич Пётр Игнатьевич Григорий Игнатьевич Иван Игнатьевич судок Иван Игнатьевич ресница Яков Игнатьевич Семён Игнатьевич дюпа Алексей Васильевич перепетиха Фёдор Васильевич Александр Ананиевич Андрей Михайлович, боярин † 1491 Тимофей Михайлович юрло, окольничий † 1504 Пётр Михайлович боярин Вениамин Михайлович Иван Михайлович хромый Фёдор Михайлович мешок Иван Семёнович тесто Григорий Семёнович очи, родоначальник Очиных-Плещеевых Тимофей Семёнович слепый Иван Иванович фаль Яков Иванович Бельский Тарх Андреевич Андрей Андреевич безстуж Василий Андреевич кривый КОЛЕНО VII: Иван Семёнович Обрюта Семёнович

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Глава IV. Зов Божий Многи мысли в сердцы мужа: совет же Господень во век пребывает. ( Притч. 19, 21 ) От Господа стопы человеку исправляются. ( Пс. 36. 23 ) Имея от природы веселый и живой характер, любя общество людей, увлекаясь пением и музыкой и даже одно время мечтая о поступлении в военную службу, Александр Михайлович и не думал быть монахом. Но, видно, мысли наши – не мысли Божии, и пути наши – не пути Божии. «В монастырь я не думал никогда идти, говорил впоследствии сам старец, – впрочем, другие почему-то предрекали мне, что я буду в монастыре». То обстоятельство, что другие провидели в Александре Михайловиче будущего инока, очень замечательно: оно показывает, что несмотря на свою веселость и общительность, Александр Михайлович был и казался другим человеком, «не от мира сего». Это значит, что уже в годы своей ранней молодости он, заметно для всех, не имел действительной, внутренней привязанности ни к чему мирскому, был настолько чист сердцем, настолько внутренне был с Богом, что ему и люди не могли предназначать иного пути жизни, как путь всецелого посвящения себя Богу в монашестве. И хотя сам Александр Михайлович и не отдавал еще себе ясного отчета в своем жизненном призвании, но бывали моменты, когда это призвание неожиданно и властно заявляло само о себе в его душе. Так за год до окончания курса в семинарии Александр Михайлович заболел очень серьезно. Надежды на выздоровление почти не было. «Все отчаялись в моем выздоровлении, – рассказывал о. Амвросий, – мало надеялся на него и я сам. Послали за духовником. Он долго не ехал. Я сказал: „Прощай, Божий свет!“ И тут же дал обещание Господу, что если Он воздвигнет меня здравым от одра болезни, то я непременно пойду в монастырь». Не думавший, как он сам говорил, никогда о монастыре, Александр Михайлович вдруг дает обет сделаться монахом. Не ясно ли из этого, что этот обет, неведомо для него самого, давно уже сложился и жил в глубине его сердца, уже был там крепко напечатлен всеми предшествующими обстоятельствами его жизни и чертами его личного характера, и что только недоставало подходящего случая для того, чтобы он ясно вспыхнул в сознании благочестивого юноши?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Глава VII. Духовное возрастание о. Амвросия в Оптиной Пустыни под руководством старцев о. Леонида и о. Макария Терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою: и возведе мя от рова страстей, и от брения тины, и постави на камени нозе мои, и исправи стопы моя: и вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему. ( Пс. 39, 2 – 4 ). Сеющии слезами, радостию пожнут. ( Пс. 125, 5 ). После сделанного нами необходимого отступления возвратимся снова к давно уже нами покинутому нашему путешественнику. По песчаной, тяжелой Белевской дороге медленно подвигался Александр Михайлович к Оптиной пустыни, радуясь своему освобождению от уз мира и призывая благословение Божие на начало новой жизни. Вот уже на темной зелени густого бора показались белые стены, синие со звездами главы и золотые кресты обители. Было воскресенье 8 октября 1839 года. В Оптиной пустыни шла поздняя литургия. Оставив своего извозчика на гостином дворе, Александр Михайлович направился в церковь , а по окончании богослужения пошел вместе с другими богомольцами к старцу о. Леониду, жившему тогда в монастыре. Первое впечатление от старца было у него неблагоприятное. «Пришел я к старцу, говорил он впоследствии, – вижу, сидит старец на кровати, сам тучный, и все шутит и смеется с окружающим его народом. Мне это на первый раз не понравилось». От старца Александр Михайлович отправился к игумену о. Моисею. Тот спросил его, понравился ли ему старец. Александр Михайлович ответил о. игумену, что у старца много народа, а о том, что старец не понравился, промолчал. Скоро, однако, его отношение к о. Леониду изменилось. В тот же день или на следующий пришлось ему увидеть, как к о. Леониду шел скитский иеросхимонах Иоанн. Его только что постригли в схиму. Лицо у него было светлое, ангельское. Он очень понравился Александру Михайловичу, и он пошел вслед за схимником к старцу. Пришедши в келлию о. Леонида, схимник поклонился ему в ноги и стал говорить: «Вот, батюшка, я сшил себе новый подрясник, – благословите носить его». Старец отвечал: «Разве так делают? Прежде благословляются сшить, а потом носят. Теперь же, когда уже сшил, так носи – не рубить же его!» Наблюдая эту сцену, Александр Михайлович , как он потом рассказывал, понял, в чем тут дело, понял и духовную высоту о. Леонида, и смирение схимника, и с этой минуты сам полюбил старца и захотел вручить ему себя для духовного воспитания, уверившись, что путь, которым поведет его старец, приведет его к истинному, вечному благу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

v.1.1 - Исправление обложки, добавление жанров Жития святых, в земле Запорожской просиявших ОАО «Мотор Сич» зак. 3789 тир. 1000 Запорожье 2001 Жития святых, в земле Запорожской просиявших Священномученик архиепископ Сергий (Зверев) Архиепископ Сергий (в миру Александр Михайлович Зверев) родился в феврале 1872 года в селе Новопавловке Бердянского уезда (Запорожская область) в семье священнослужителя. Воспитан был в страхе Божием. Увлекшись светскими науками и обладая недюжинными способностями, Александр Михайлович оканчивает юридический факультет Московского университета и певческую капеллу со званием регента и учителя церковного пения 1-го разряда. Но влекомый Благодатию Божией Александр Михайлович решил идти по стопам отца. Он оканчивает Духовную семинарию в 1897 году и Московскую Духовную Академию со званием кандидата богословских наук, преуспев в науках и благочестии. В 1899 году Александр Михайлович рукополагается в священный сан, окончательно избрав служение Христу и Его Церкви. В том же году о. Александр назначается инспектором и законоучителем Таврического епархиального женского училища. 19 сентября 1912 года за заслуги перед Церковью отец Александр возводится в сан протоиерея. В 1919 году назначается смотрителем мужского Духовного училища. До 1920 года он служит в Министерстве народного просвещения. С 1921 года — священник Петро-Павловского Симферопольского собора. Но времена менялись. На смену преподобническому подвигу Господь Своих верных чад приготавливал к исповедническому. До времени копится Благодать Божия в человеческом сердце, напитывая все его существо, доколе по неисповедимым судьбам Божиим человек не приводится к своей Голгофе, пройдя которую, единственно и может сподобиться благодати Фавора. В 1922 году по Таврической епархии прокатилась кампания по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих, подлинный, лицемерный смысл и цели которой достоверно стали известны только недавно. Правящий архиепископ Таврический Никодим (Кротков) пошел навстречу призывам оказать помощь голодающим и призвал священство, с рассуждением внести посильное содействие. Но целью было не столько изъять ценности, а в том, чтобы физически истребить наиболее твердых и активных церковников. Во всей этой несимпатичной кампании активное участие принимали обновленцы. Всемерная поддержка властей придавала им особую дерзость, и они уверенно шли к захвату епархиальной власти.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2283...

П.В. Долгоруков Беклемишевы При великом князе Василие Дмитриевиче, в начале XV века, прибыл из Германии выходец, благородного происхождения, по имени Лев и принял православную веру. У него были: сын Гавриил, внуки: Елизарий и Дмитрий, и правнуки: Фёдор Елизарьевич беклемиш, родоначальник Змиевых и Беклемишевых, Афанасий Елизарьевич Княжнин, родоначальник Княжниных и Флор Дмитриевич родоначальник Орловых. отцовский ОТ ЛЬВА КОЛЕНО IV: Фёдор Елизарьевич беклемиш КОЛЕНО V: Василий Фёдорович, Беклемишев Вторый Фёдорович, Беклемишев Иван Фёдорович голова, Беклемишев КОЛЕНО VI: Фёдор Васильевич Змий, родоначальник Змиевых Григорий Васильевич слеза Никита Васильевич Семён Васильевич Михайло Васильевич Андрей Васильевич шок Владимир Иванович КОЛЕНО VII: Игнатий Григорьевич козел Щулеп Григорьевич Пётр Григорьевич Афанасий Григорьевич Степан Григорьевич Иван Григорьевич Фёдор Александрович Юрий Александрович череп Иван Алекеандрович щадра Константин Александрович куроед Андрей Александрович Василий Александрович хрен Иван Никитич берсень † 1525 Григорий Никитич Юрий Семёнович Андрей Семёнович Перфилий Семёнович Иван Семёнович Семён Семёнович Михайло Михайлович Василий Владимирович долгая сабля Иван Владимирович щадра Григорий Владимирович КОЛЕНО VIII: Тимофей Игнатьевич Андрей Игнатьевич Игнатий Игнатьевич истома † 2 октября 1552 Фёдор Игнатьевич Осип Иванович Дмитрий Иванович Семён Иванович салман Казарин Иванович Андрей Иванович Василий Константинович Иван Иванович одинец Андрей Иванович, Берсеневы-Беклемишевы Фёдор Иванович Иван Григорьевич Пётр Григорьевич Никита Григорьевич Фёдор больший Григорьевич Фёдор меньший Григорьевич Семён Семёнович Никита Михайлович Иван Михайлович Фёдор Михайлович Иван Васильевич Владимир Григорьевич Матвей Григорьевич Никита Григорьевич Борис Григорьевич КОЛЕНО IX: Григорий Игнатьевич Василий Игнатьевич Владимир Дмитриевич Суббота Дмитриевич Михайло Семёнович Фёдор Васильевич щепоть, родоначалъник Щепотьевых Иван Иванович Василий Семёнович Матвей Иванович

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

П.В. Долгоруков Денисьевы В России несколько фамилий имени Денисьевых, и две из них принадлежат к древнему дворянству. Одна происходит из бояр великого княжения рязанского; другая из дворян великого княжения московского. 1) Денисьевы (рязанские). Родоначальником их был Денис Юрьевич, боярин великих князей рязанских Ивана Фёдоровича и Ивана Васильевича; внук Константина Шаи правнук Ивана Ивановича (см. статью о Булгаковых). Младший сын его, Пётр Денисьевич, коего потомки стали писаться Денисьевыми, находился, в Рязани, уже после её присоединения к Москве, товарищем наместника великокняжеского в 1531 году и воеводою с 1532 по 1540 год. отцовский ОТ ИВАНА ИВАНОВИЧА КОЛЕНО V: Пётр Денисьевич КОЛЕНО VI: Григорий Петрович Денисьев Василий Петрович Денисьев Иван Петрович Денисьев КОЛЕНО VII: Алексей Григорьевич Михайло Иванович Давыд Иванович КОЛЕНО VIII: Ложечка Михайлович Обора Михайлович Фёдор Михайлович Василий Давыдович больший Александр Давыдович кнут Иван Давыдович чёрный Буруха Давыдович Андрей Давыдович горбатый Андрей Давыдович немый Константин Давыдович повивка Михайло Давыдович Василий Давыдович меньший КОЛЕНО IX: Александр Александрович садок Фёдор Александрович Башина Александрович Фёдор Константинович Андрей больший Константинович Матвей Константинович Андрей меньший Константинович Тимофей Васильевич Иван Васильевич КОЛЕНО IX: Василий Александрович ерш Фёдор Александрович Афанасий Александрович Григорий Петрович 2) находился воеводою в Пронске в 1558 году; Афанасий Александрович 31) был дьяком в печатном приказе в 1688 году. 2) Денисьевы (московские); из них Григорий Михайлович упоминается, 13 февраля 1500 года, на свадьбе княжны Софии Иоанновны, дочери Иоанна Великого, с князем Василием Даниловичем Холмским; Сила Кирилович упоминается в походе казанском 1544 года; Андрей Васильевич в походе шведском 1549 года; Елизарий Семёнович в походе полоцком 1551 года; Иван Семёнович и Ермолай Лаврентьевич были стольниками Петра Великого. Девять Денисьевых владели населёнными имениями въ1699 году, но существуют ли ещё поныне две старинные, вышеупомянутые фамилии Денисьевых, нам заподлинно неизвестно?

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Боярин и воевода князь Дмитрий Михайлович Пожарский «Гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия» Род Пожарских идет от Всеволода III, которого потомок в шестом колене, князь Василий Андреевич, первый стал прозывать­ся Пожарским. Это название получил он от городка Погара, или Погорелого, полученного им в наследство и опустошенного пожа­ром. 1 При Иоанне III, Пожарские – Стародубские князья, вследствие гонений, воздвигнутых на православных, литовским кня­зем Александром, отложились от этого последнего и перешли в подданство России. В половине XVI века Пожарские считаются уже между жителями Москвы: именно в это время имел в Москве свой дом дед знаменитого князя Дмитрия Михайловича, Феодор Ивано­вич Пожарский. 2 Не видно, чтобы Пожарские занимали важные места в государстве: большей частью они отправляли должности городничих в мелких городах; один даже был ямским стройщиком. 3 Отец князя Дмитрия Михайловича, Михаил Феодорович служил при Иоанне IV и участвовал в походах на Казань и в Лифляндию; в награду за свою службу он получил от царя несколько дере­вень. В 1571 году он женился на дочери Феодора Ивановича Бекле­мишева, Марье; в 1578 году от этого брака родился князь Дмитрий Михайлович. В 1587 году отец Пожарского скончался, 4 оставив вдовствующую супругу с двумя сыновьями и дочерью Дарьей, вы­шедшей после замуж за князя Никиту Хованского. При вступлении Бориса Годунова на престол, двадцатилетний князь Дмитрий является уже в должности стряпчего с платьем 5 и получает жалованье по двадцати рублей в год. 6 Мать его, Марья, жила во дворце при Ксении Борисовне. 7 Сам князь Дмитрий Михайлович был бли­зок к царю Борису. 8 В первый раз со славою является Пожарский на поле брани в 1608 году при царе Василии Шуйском. Тогда как Лжедимитрий II из Тушина грозил изнемогающей Москве, толпы Поляков бродили по окрестным городам, грабили их и опустошали. Под Коломной явился пан Хмелевский, но был разбит и прогнан посланными от царя воеводами Прозоровским и Сукиным. Вскоре царь получил известие, что Поляки опять идут к Коломне с другой стороны, от Владимира. Тогда он послал против них князя Дмитрия Михайловича Пожарского и ратных людей. Прибыв к Коломне, Пожарский отправил несколько человек для рекогносцировки, и узнав, что Поляки стоят за тридцать верст от Коломны, в селе Высоцком, пошел туда со своею ратью. Рано поутру он напал на них, побил их наголову, взял многих в плен и захватил весь обоз.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

П.В. Долгоруков Графы и дворяне Татищевы отцовский ОТ РЮРИКА КОЛЕНО XVIII: Василий Юрьевич Тать-ищ, родоначальник Татищевых (см. статью о князьях Вяземских) КОЛЕНО XIX: Фёдор больший Васильевич Дмитрий Васильевич 4.Фёдор меньший Васильевич КОЛЕНО XX: Григорий больший Фёдорович Фёдор Фёдорович Григорий меньший Фёдорович Степан Фёдорович Матвей Фёдорович Иван Дмитриевич Яков Фёдорович КОЛЕНО XXI: Пётр Григорьевич Иван Григорьевич Василий Григорьевич Афанасий Матвеевич Иван Матвеевич Василий Иванович Иван Иванович Фёдор Яковлевич Григорий Яковлевич Дмитрий Яковлевич Яков Яковлевич КОЛЕНО XXII: Игнатий Петрович † 1604; женат на Аграфене Никифоровне Вышеславцевой, во схимонахинях Александра † 11 сентября 1612 Пётр Петрович Григорий Васильевич Иван больший Васильевич Иван меньший Васильевич Василий Васильевич Лазарь Афанасьевич Григорий Иванович Матвей Иванович Афанасий Иванович Иван Иванович Василий Фёдорович Семён Фёдорович Архип Фёдорович Михайло Яковлевич КОЛЕНО XXIII: Михайло Игнатьевич † 1609 Юрий Игнатьевич; женат на Анне Гавриловне NN † 6 марта 1622 Григорий Игнатьевич † 6 февраля 1620 Владимир Игнатьевич † 10 января 1615 Степан Лазаревич Алексей Григорьевич Агафон Архипович Иван Михайлович КОЛЕНО XXIV: Михайло Юрьевич, боярин † 17 апреля 1701; женат 1) на Федосье Осиповне NN † 15 марта 1655; 2) на NN (от 1-го брака сын, от 2-го брака 2 сына и дочь) Юрий Степанович Алексей Степанович Михайло Степанович Иван Алексеевич Пётр Алексеевич Яков Алексеевич Павел Агафонович Иван Агафонович Фёдор Агафонович Юрий Агафонович Иван Иванович КОЛЕНО XXV: Иван больший Михайлович; женат на Анне Филипповне Филипповой Данило Михайлович Иван-Алексей Михайлович, рождение 1665 † 3 января 1710 Анна Михайловна † 1702; за боярином Александром-Фёдором Петровичем Салтыковым Иван Юрьевич Фёдор Юрьевич Никита Алексеевич Фёдор Алексеевич Алексей Михайлович Василий Петрович Степан Фёдорович Андрей Юрьевич Иван Юрьевич Яков Иванович КОЛЕНО XXVI: Сергий Данилович; женат на Прасковье Илларионовне Воронцовой

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

П.В. Долгоруков Дворяне Ржевские Родоначальник их князь Фёдор Фёдорович Ржевский, из роду князей смоленских, удельный князь города Ржева (в нынешней тверской губернии) был потомком Рюрика в пятнадцатом колене (см. в первой части Российской родословной книги статью о князьях Вяземских). Он находился в службе великого князя московского Георгия Даниловича, и в 1315 году, послан был им в Новгород защищать город против великого князя тверского Михаила Ярославича. Новгородцы выдали Ржевского великому князю тверскому, который отнял у него удел его. Потомки князя Фёдора князьями уже не писались. У него были: сын Фёдор Фёдорович, и внук Фёдор Фёдорович, имевший четырёх сыновей: Родиона, служившего в войске Димитрия Донского в день битвы Куликовской, и упомянутого в этот день в летописях, Василия, Семёна и Александра Фёдоровичей. Из них потомство пошло лишь от третьего сына, Семёна Фёдоровича, воеводы московских войск, убитого в 1445 году, в сражении с литовцами у Суходрова. отцовский ОТ РЮРИКА КОЛЕНО XVIII: Семён Фёдорович Ржевский † 1445 КОЛЕНО XIX: Михайло Семёнович Гавриил Семёнович КОЛЕНО XX: Матвей Михайлович Василий Гаврилович Михайло Гаврилович Ширяй Гаврилович Истома Гаврилович КОЛЕНО XXI: Матвей Матвеевич Дмитрий Матвеевич Григорий Матвеевич Никита Матвеевич Григорий Васильевич Иван Васильевич Константин Васильевич Андрей Васильевич Яков Васильевич Марко Ширяевич Селиверст Ширяевич Воин Истомыч Григорий Истомыч Михайло Истомыч КОЛЕНО XXII: Григорий Никитич Богдан Григорьевич Дмитрий Иванович Михайло Иванович Елизарий Иванович Тимофей Иванович Иван-Воин Константинович Иван Андреевич Михайдо Маркович Михайло Михайлович КОЛЕНО XXIII: Никита Григорьевич Фёдор Богданович Дмитрий Дмитриевич Леонтий Дмитриевич Елизарий Дмитриевич Иван Иванович Афанасий Иванович Василий Иванович Иван Иванович Сергий Михайлович Никита Михайлович КОЛЕНО XXIV: Иван Никитич Андрей Никитич † 1610 Григорий Никитич, думный дворянин Юрий Фёдорович Никита Фёдорович Елизарий Леонтьевич, думный дворянин † 1599

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Разделы портала «Азбука веры» ( 8  голосов:  4.9 из  5) 111 лет назад 35-летний миллионер-золотопромышленник и выдающийся русский благотворитель Иннокентий Михайлович Сибиряков, раздав ради Христа всё своё достояние на нужды благотворения и Святой Церкви, стал монахом Свято-Андреевского скита. В начале XX века один русский паломник, посетивший Андреевский скит на Афоне и переживший у могилы схимонаха Иннокентия явное прикосновение Божией благодати, в чувстве глубокого благоговения писал о нём: « Пока будет существовать мир, все христианское население будет удивляться его высокому примеру самоотверженной любви к Богу, и память о нем будет незабвенной в род и род ». Родился Иннокентий Михайлович Сибиряков 30 октября 1860 года в Иркутске в купеческой семье. Его отец Михаил Александрович — почетный гражданин Иркутска, первооткрыватель золотых россыпей в бассейне реки Лены и основатель города Бодайбо — важного центра золотодобычи и в наше время. Мать, Варвара Константиновна, происходила из влиятельного купеческого рода Трапезниковых. И Сибиряковы, и Трапезниковы передавали из поколения в поколение традиции христианской благотворительности, щедро жертвуя на храмы и монастыри, нужды страждущих и неимущих. Потому родовое древо Сибиряковых было увенчано монашеским подвигом отца Иннокентия. Памятники благотворительности семьи Сибиряковых до сих пор встречаются не только в Сибири, но и в Санкт-Петербурге, Ницце, на Валааме, Дальнем Востоке, Афоне… Все шестеро детей Михаила Александровича и Варвары Константиновны были благодетельны и сострадательны, но Иннокентий превзошел всех их, особенно своим отношением к богатству. Современники отмечают, что он тяготился своими капиталами и распоряжался ими так, словно хотел их раздать как можно быстрее. «Жизнь наша красна бывает лишь тогда, — говорил Иннокентий Михайлович, — когда всё нам улыбается вокруг… Но если вы чувствуете подле себя нищету, будучи сами богаты, то вам становится как-то не по себе…» Благотворить Иннокентий Михайлович начал уже с гимназической скамьи, помогая своим одноклассникам. В зрелом возрасте И. М. Сибиряков поддерживал все крупные образовательные и научные проекты во всех областях знаний. Современники называли его «другом науки и литературы», «просвещенным благотворителем». Благотворил он широко и масштабно не только в Санкт-Петербурге, но и в Сибири, с которой, переехав в столицу, не порывал связи долгие годы, заботясь о развитии просвещения в этом самобытном крае.

http://azbyka.ru/fiction/sobiravshij-sok...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010