Москва. Домовая церковь Александра Константинопольского при бывшем приюте Василие-Кесарийского попечительства. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Храм был заложен и построен на средства купцов Александра Ивановича Золотарского и Гавриила Васильевича Миняева при приюте для сирот-мальчиков и для призрения вдов при церкви свт. Василия Великого на Тверской улице (ныне не сохранившейся). Храм освящен 7 июля 1892 г. Престолы: главный - свт. Александра, патриарха Константинопольского, придел - мц. Анастасии Узорешительницы. Архитектор А.С. Каминский, придел построен архитектором С. Голубевым. В храме под спудом в 1907 году был погребен по своей кончине почетный гражданин г. Москвы, купец-благотворитель А.И. Золотарский. По смерти своего мужа вдова Вера Ивановна Золотарская на средства, оставшиеся у нее и вырученные с продажи их семейного дома, пристроила к храму второй придел с престолом святой великомученицы Анастасии-Узорешительницы, небесной покровительницы всех невинно заключенных, а сама перешла жить в приют для одиноких вдов, построенный ее мужем. Храм был закрыт вместе с приютом в 1921 году отрядом особого назначения. До 1990 года в нём находилась лаборатория химико-технологического института им. Д.И. Менделеева. Как ни странно, этот храм, который был закрыт богоборческой властью, ею же и был оберегаем: полы были защищены настланными поверх них насухо бетонными плитками, которые сохранили их; фресковые настенные росписи были полностью закрыты фанерными щитами, которые настолько хорошо сохранили все росписи, что после их удаления не потребовалось бы сколько-нибудь серьезных реставрационных работ. Однако в 1991 году храм вместе со зданием был продан коммерческой фирме. Отбойными молотками были срублены со стен и купола все фресковые росписи, в том числе единственная сохранившаяся в то время в стране фреска-икона, изображавшая святителя Александра, Патриарха Константинопольского, возглавлявшего первый Вселенский Собор в г. Никеи (325 г.). Во внутреннем пространстве храма было выстроено междуэтажное железобетонное перекрытие, разделившее храм на два этажа. Уникальные, сохранявшиеся все советские годы мозаичные полы были уничтожены. Все протесты общественности были игнорированы. Скандальная ситуация выплеснулась далеко за пределы России. Публикация, выражавшая недоумение происходящим, появилась даже в Соединенных Штатах Америки - но и это не помогло. В 1994 году подвергшийся поруганию храм был продан под офис коммерческому банку, превратил оба алтаря храма (т.е. святая святых каждого храма) в расчетные кассы для работы с клиентами. На сегодня храм не освобождён, богослужения не проводятся.

http://sobory.ru/article/?object=09439

В канун праздника Входа Господня в Иерусалим Предстоятель Русской Церкви наградил представителей столичного духовенства 31 марта 2007 г. 22:45 31 марта, в канун праздника Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Алексий совершил Всенощное бдение в храме Христа Спасителя. Во время богослужения Предстоятель Русской Церкви удостоил церковных наград клириков московских храмов. За усердное служение Церкви Божией, пастырское душепопечительство, труды по восстановлению порушенных храмов права ношения наперсного креста удостоены: священник Виталий БАРАНОВ — клирик храма Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках; священник Димитрий БЕРДНИКОВ — клирик храма Вознесения Господня («Большого Вознесения») у Никитских Ворот; священник Александр БЕРЕЗОВСКИЙ — клирик храма свт. Митрофана, еп. Воронежского на Хуторской; священник Степан ВАНЕЯН — клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы в Капотне; священник Петр ВИНОКУРОВ — клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно; священник Павел ВИШНЕВСКИЙ — клирик храма свв. мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Миусском кладбище; священник Владимир ГАВРИКОВ — настоятель храма свт. Александра, Патриарха Константинопольского при приюте Василия Кесарийского и клирик храма прп. Пимена Великого (Троицы Живоначальной) в Новых Воротниках, что в Сущеве; священник Михаил ГЛАЗОВ — настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьино, в Солнцеве; священник Алексий ГОМОНОВ — и.о. настоятеля храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках; священник Виктор ГУСЕВ — клирик храмов Державной иконы Божией Матери в Чертанове; священник Александр ЗИМИНОВ — клирик храма Архангела Михаила при Клиниках, на Девичьем поле; священник Александр КИРИЛЛИН — клирик храма иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Калитниковском кладбище; священник Сергий КНЯЗЕВ — клирик храмов Зачатьевского женского монастыря; священник Сергий КОВАЛЕВ — клирик храма Троицы Живоначальной на Грязех, у Покровских ворот; священник Сергий КОДИНЦЕВ — клирик храма свт. Николая Мирликийского на Преображенском кладбище;

http://patriarchia.ru/db/text/222518.htm...

с, 1820D, 1821АВС); 4, Василия Вел. (из 1-й книги против Евномия, 2 цит.: с. 1821В), 5., Кирилла Александ. (из письма к царю Феодосию 2 цит. с. 1821CD); 6, Григория Нисского (2 цит. из книги против Евномия с. 1821D), 7, Иоанна Златоуста (против Аполлинария с. 1821D – 1824АВ); 8, Кирилла Александ. (4 цит. с. 1814D, – 1825А); 9, Иоанна Златоуста (с. 1825С); 10, Иустина Муч. (из книги о св. Троице, с. 1825D); 11, Амвросия Медиолан. (с. 1825D – 1828А); 12, Юлия Римского (с. 1828А); 13, Григория Нисского (2 цит. с. 1828В); 14, Иоанна Златоуста (с. 1828С); 15, Ефрема Сирина (из слова на жемчуг, с. 1829С); 16, Исидора Пилусиота (к Кириллу Алекс. 1828С); 17, Павла Емесского (с. 1828D); 18, Кирилла Алекс, (к Иоанну Антиох. с. 1829 АВ; о воплощении с. 1829CD; к Иусту, еп. Римск. с. 1832А); 19. Афанасия Александ. (с. 1832D); 20., Кирилла Алекс, (с. 1832ВС; 1832Б; из слова о вере: 1833А; из письма к Сукенсу: 3 цит. с. 1833ВС; к Евлогию, Иоанну и из слова о сокровищах: с. 1833CD); 21, Григория Нисского (против Аполлин. с. 1833D); 22, Исидора Пилусиота (из письма к Тимофею: с. 1836D); Феодота Антиохийского (против синусиастов с. 1836А); Кирилла Иерусалим. (с. 1836А); 25, Петра Александ. с. 1836В); 26, Севириана Гавальского (с. 1836В); 27, Прокла Константин. (2 цит. с. 1836ВС); 28, Сильвестра Римского (с. 1836С); 29, Ипполита Римского (с. 1836С), 30, Илария Пиктавийского (2 цит. с. 1836D); 31, Амвросия Медиол. (7 цит. с. 1837АВС); 32, Амфилохия Иконийск. (2 цит. из писем против арйан и к Селевку с. 1837CD); 33, Августина Ригитского (т. е. Иппонского, из писем к Волузиану с. 1837D); 34, Флавиана Антиох. (2 цит. с. 1840А); 35, Исидора Пилусиота (из письма к диакону Феодосию с. 1840А); 36, Кирилла Александр. (2 цит. с. 1840В); 37, Евстафия Антиох. (с. 1840С); 88, Иоанна Златоуста (из письма к Кесарию, с. 1840С); 39, Амфилохия Иконийского (из письма к Селевку с. 1840D); 40, Григория Нисского (с. 1841 А). К этой части присоединены выдержки из сочинений: 41.. Амфилохия Сидского (из его письма к имп.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

Здесь же наконец помещены два предисловия к номоканону в XIV титулов и реперториум этого номоканона, т.е. заголовки титулов и глав с относящимися к ним цитатами канонов, без приведения самого текста канонов. В первой части кормчей книги, составляющейся из сорока одной главы содержатся: 85 канонов апостольских, к которым присоединены еще несколько канонов, заимствованных из апостольских постановлений, напр. каноны апостола Павла и проч., каноны соборов вселенских и поместных в следующем порядке: никейского, анкирского, неокесарийского, гангрского, антиохийского, лаодикийского, II вселенского, III всел., IV всел., сардикского, карфагенского, константинопольского при Нектарие 974 , трулльского 692 г., VII всел., двукратного, в церкви св. Софии, – далее правила отцов: Василия Великого , Дионисия александрийского , Петра александрийского , Григория неокесарийского , Афанасия александ., Григория Назианзина , Амфилохия, Григория нисского , Тимофея александ., Феофила александ., Кирилла александ., 975 Геннадия константиноп., Тарасия константинопольского . В последних главах первой части кормчей книги (37–41) помещены послание константинопольского собора к Мартирию о принятии в церковь еретиков, золотая булла Юстиниана о рабах, прибегающих в церковь (т. е. о том, какую защиту могла оказывать софийская церковь прибегавшим в нее рабам), Дмитрия митрополита кизического о яковитах и проч., послание Петра антиохийского к епископу венецианскому и послание черноризца или монаха Нила к пресвитеру Хариклию о допущении грешников к покаянию. Вообще состав первой части кормчей книги соответствует синопсису, комментированному Аристином 976 , толкования к канонам принадлежат Аристину и только некоторые Зонаре 977 . Вторая часть печатной кормчей начинается с церковного законодательства императора Юстиниана, содержащегося в сборнике Иоанна Схоластика из 87 глав. Этот сборник составляет 42-ю главу. В 43 гл. помещены три новеллы императора Алексея Комнена; в 44-ю главу вошли некоторые извлечения из тех юстиниановских законов (κεμενα), которые содержатся в номоканоне из XIV титулов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

В ходе конференции владыка Пантелеимон ознакомился с социальным служением и проектами Петропавловской епархии. Он посетил приют для бездомных «Нечаянная радость», руководителем которого является иеромонах Даниил (Сизов). Подопечным в приюте предоставляют проживание, обеспечивают питанием, одеждой и работой. Он рассчитан на 30 человек, срок пребывания в приюте не ограничен. При приюте есть домовый храм в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость». С 1993 года прихожане принимали и кормили бездомных по квартирам. В 1996 года в жилом доме епархии предоставили помещение, где оборудовали столовую, куда стали приходить и оставаться на ночлег бездомные. Сейчас у проекта появилась ферма, где держат коров, кур, коз, обустроена теплица. В настоящее время на ферме живут пять человек, в самом приюте — 20 человек. В зимний период число постояльцев увеличивается. Также в Петропавловске-Камчатском сотрудники социального отдела епархии раз в неделю, по субботам, кормят горячими обедами бездомных в трех точках города — за едой приходят до 70 человек. Еще один социальный проект епархии — приют для мам «Мамино гнездышко», созданный в 2015 году. За эти годы в приюте помогли более 70 женщинам. Они живут в приюте от месяца до полугода; центр рассчитан на 9 женщин и 3 детей. Сотрудники приюта помогают и многодетным семьям. Планируется, что в ближайшее время у центра появится еще помещение-изолятор в отдельном здании — одна из квартир в другом многоквартирном доме. Изолятор нужен для временного пребывания поступающих в приют новых подопечных на период прохождения медицинских обследований. Также в Петропавловской епархии действуют два сестричества и одна община милосердия. 11 сестер из сестричества при кафедральном соборе ходят в больницы, в том числе в онкодиспансер. Семь сестер из сестричества при Морском соборе помогают в краевой больнице. Кроме того, 15 человек из общины милосердия при кафедральном соборе оказывают патронажную помощь на дому. В Петропавловске-Камчатском открыт Центр гуманитарной помощи. Оборудование и стеллажи для центра помог ранее приобрести Синодальный отдел по благотворительности. В отдаленные уголки епархия регулярно отправляет одежду, обувь, продукты из центра. Помощь зачастую доставляется на кораблях.

http://patriarchia.ru/db/text/5713161.ht...

Число сирот духовного звания, нуждающихся в даровом содержании и обучении, далеко превышает число вакансий, имеющихся в училище и приюте при Новотихвинском монастыре. На имя настоятельницы и епархиального начальства всегда поступает очень много прошений о принятии сирот в учебные заведения при монастыре, но многим из них монастырскому начальству по необходимости приходится отказывать за неимением вакансий в училище и приют. На спрос епархиального начальства, от 8 марта 1871 г., о том, нет ли возможности поместить в монастырском детском приют детей одного умершего священника, настоятельница 20 марта ответила, что свободных вакансий ни в училище, ни в приюте нет, что за неимением их, монастырь содержит на своем иждивении в этих двух заведениях до 10-ти сирот. «Некоторые из вдов духовного звания», писала Игуменья Магдалина, «только что успеют послать епархиальному начальству свои прошения о принятии дочерей в наше училище или приют на попечительское содержание и вскоре затем привозят их сюда – в таком случае хотя и свободных вакансий и распоряжения о принятии еще нет, но из снисхождения к сиротству, бедности и по причине дальнего иногда путеследования, принимаются много маленьких сирот на монастырское содержание. Но в содержании большего числа сирот монастырь поставлен будет в некоторое затруднение, потому что кроме малолетних в училище и приюте сирот довольно призревается духовного и светского звания девиц в самом монастыре». Далее настоятельница писала, что к ней прислано уже до 12-ти прошений о принятии сирот, и свободных вакансий по окончании учебного года предвидится только четыре, следовательно остальные сироты должны ждать свободных вакансий очень долгое время. А так как время для детей очень дорого и в известные лета должно начаться обучение их, a содержаться на свой счет у некоторых сирот нет никаких средств, то во внимание к этому, настоятельница Игуменья Магдалина просила епархиальное попечительство, не признает ли оно возможным увеличить штат воспитанниц в подведомственном ей училище хотя на 10 человек и в приюте на такое же число воспитанниц, «и тем дать возможность бедным сиротам получить хорошее воспитание». Относительно помещения настоятельница сообщала, что его будет очень достаточно, как в училище, так и в приюте, с увеличением штата воспитанниц. По определению епархиального попечительства, 20 марта 1872 г., в обоих заведениях прибавлено еще 10 вакансий, с ассигнованием на это по 300 р. в год, и предоставлено настоятельниц монастыря распределять эти 10 вакансий между училищем и приютом. Приложения

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Богослужебные песнопения исполнил братский хор Свято-Троицкой Сергиевой лавры под управлением иеромонаха Нестора (Волкова). Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканалах «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru. На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к трудам по восстановлению храма Живоначальной Троицы при бывшем приюте Бахрушиных г. Москвы протоиерей Ростислав Ярема был удостоен права ношения наперсного креста с украшениями. На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Церкви прочитал молитву о Святой Руси. Проповедь перед причастием произнес священник Димитрий Сафонов, клирик храма праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебине г, Москвы, консультант Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. По завершении Литургии протоиерей Ростислав Ярема приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству старинную икону святителя Николая Чудотворца. Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом. В дар новоосвященному храму Святейший Владыка передал икону первоверховных апостолов Петра и Павла. Затем состоялось вручение церковных наград. Указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к помощи Московской (городской) епархии и трудам по восстановлению храма Живоначальной Троицы при бывшем приюте Бахрушиных наград Русской Православной Церкви были удостоены: А. А. Беляев , руководитель Департамента капитального ремонта г. Москвы, — ордена преподобного Сергия Радонежского III степени; Е.О. Серова, летчик-космонавт, председатель Попечительского совета храма Живоначальной Троицы при бывшем приюте Бахрушиных г. Москвы, — ордена преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, III степени; Е.С. Щелкунова, помощник заместителя генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, — ордена преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, III степени; Е.С. Маркова, генеральный директор ООО «Бискар», — ордена преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, III степени;

http://azbyka.ru/news/osvjashhen-hram-zh...

75, с. 396C); из толков, на Матфея, (t. 86, с. 1356D); из толкования на посл, к евреям, (t. 86, с. 1356D); из письма к Сукенсу (t. 77, с. 236В). Всего во втором флорилегии находится 27 выдержек из 10-ти авторов 1169 . Третий флорилегии заключает в себе места а., из сочинений несторианских учителей: 1., Феодора Мопсуестийского (все из Migne S.G. t. 66, с. 972А, 976С, 980А, 980В, 980D, 981А, 981 BCD, 984В, 984С, 984D, 985А, 985С, 985D. 988А, 988D, 988С, 988D. 989А, 989С, 992В, 992С, 1000А, 1000В, 1000С, 1000D, 1001А, 1004В=35 цитат)., 2., Диодора Тарсского из книги против синусиастов (t. 86, с. 1385D, 1388А, 1388С, 1388CD), 3., Павла Самосатского: 6 цитат с параллелями из Нестория (t. 86, c.1389CD – 1392А), и 3 – без параллелей, из коих одна и взята из диалога против Малхиона, (с. 1392ВС); 4., Нестория (t. 86, с. 1392С); б., из актинесторианской литературы: 5, собора Антиохийского (8 цитат, t. 86, с. 1393АВС); 6., Малхиона: диалог против Нестория (с. 1393D); 7, Григория Назианз. (письма к Клидонию (t. 37, с. 177С – 181А); 8., Афанасия Великого (t. 26, с. 1105А): 9., Григория Нисского (t, 45, с. 41В); 10, Ефрема Сирина (t, 86, с. 1396А); 11, Кирилла Александ. из собор. послания против Нестория (t. 77, с. 45В); 12, Исидора Пилусиота (t. 78, с. 1296). Всего здесь помещено 60 цитат из 12 авторов 1170 . Флорилегий при соч. Contra Monoph. разделяется на две части, при чем в первую собраны отеческие свидетельства о том, кто такое покланяемый нами Христос, а во вторую – о том, какое соединение во Христе считают отцы. Первая часть кратка и состоит 1, из одного изречения св. Афанасия Вел, 2, одного же – св. Василия Вел. (с. 1817С), 3., трех изречений Григория Богослова (с. 1817CD), 4, четырех – Кирилла Александ. (с. 1817D), и еще двух его же, и 5, одного изречения Григория Богослова (с. 1820В). Вторая часть содержит следующие извлечения: 1., из Григория Богослова (с. 1820В), 2, Кирилла Алеигсанд. (4 цитаты): из объяснения собственных тезисов, письма к Сукенсу и из Глафир (с, 1820CD), Григория Богослова (4 цит.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

При Константинопольской патриархии существует еще так называемая «Центральная Педагогическая Эпитропия», заведующая школьным делом. Она состоит – из председателя – члена Св. Синода, двоих членов клириков, трех из мирян и одного члена «Постоянного Народного Смешанного Совета». При каждой кафедре Константинопольской патриархии существует церковное судилище. Председателем церковного суда в Константинополе состоит назначенный патриархом член Синода, в провинциях – епархиальный архиерей. В состав суда, в первой инстанции, кроме председателя, входят четыре судьи – клирики и один или два секретаря – клирики или миряне Церковные суды, представляющие апелляционную инстанцию, состоят из председателя, шести судей-клириков и одного или двух секретарей – клириков или мирян. Служба председателя и членов суда – почетная и продолжается два года. Это суды «церковные». Кроме них есть суды «церковно-смешанные», где преобладающее число членов составляют миряне. В Константинополе существует еще «Постоянный Народный Смешанный Совет», представляющий собой апелляционную инстанцию митрополий, экзархий и ставропигиальных монастырей и кассационную для всех епископий. Смешанные церковные суды митрополий служат апелляционной инстанцией для подчиненных им епископий. Из изложенного понятно, в чем различие древних и современных восточных органов епархиального управления от русских консисторий. 13 Напр., Александ. соб. 231 г., и 232 г.г. созваны еп. Александ. Димитрием; Алек. соб. 261 г. созв. Дионисием, еп. Александрийским; Римск. собор 262 г. Дионисием, еп. Римским; Карфагенский собор около 200 г. еп. Карфагенским Агрип.; Карфагенские соборы 251, 252 и три собора 255–256 г.г. Киприаном, еп. Карфагенским; Антиохийские соборы около 269 г., состоявшие из епископов, пресвитеров и диаконов Антиохии, Палестины, Малой Азии против Павла Самосатского, созваны были еп. Антиохии и друг. 14 I-й Импер. Константином В., II-й Феодосией I В., III-й Феодосием II, IV-й Маркианом, V-й Юстинианом I В., VI-й Константином Пагонатом, VII-й Импер.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Петр Скипетров, прот. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Иоаннович Скипетров (4.06.1863, с. Станки Вязниковского у. Владимирской губ.- 19.01(1.02). 1918, Петроград), сщмч. (пам. 19 янв., в Соборе святых С.-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Один из первых новомучеников РПЦ. Из семьи сельского священника. В 1877 г. окончил по 2-му разряду Шуйское ДУ и поступил во Владимирскую ДС. 8 февр. 1884 г. вступил в брак с дочерью иподиакона Исаакиевского кафедрального собора С.-Петербурга Антониной Николаевной Заозерской и 18 февр. того же года был рукоположен во диакона и определен на вакансию иподиакона в Исаакиевский собор (вероятно, брак и переезд в столицу П. были устроены его старшим братом, М. И. Скипетровым, высокопоставленным чиновником центральных органов гос. контроля). В 1886 г. поступил в СПбДА. Одновременно с учебой в академии преподавал Закон Божий в начальных городских уч-щах С.-Петербурга. Окончил академию в 1890 г. со степенью кандидата богословия за соч. «Нравственное мировоззрение Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического». 14 сент. 1892 г. рукоположен во иерея и назначен настоятелем домового храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» при детском приюте принца П. Г. Ольденбургского, также исполнял обязанности приютского законоучителя. Кроме того, с 1894 по 1900 г. преподавал Закон Божий в приюте вел. кнг. Александры Николаевны, а с 1 окт. 1900 г.- в Громовском детском приюте прп. Сергия. 30 июня 1898 г. получил место 4-го священника новопостроенного храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость (с грошиками)» в Стеклянном городке (на левом берегу Невы, южнее Александро-Невской лавры). 1 февр. 1912 г. стал настоятелем Скорбященского храма. Был возведен в сан протоиерея. Участвовал в работе многочисленных епархиальных комиссий: был членом попечительства ц. св. мц. царицы Александры при детском приюте вел. кнг. Александры Николаевны (1895-1897), членом комиссии для точного определения границ существующих приходов в С.-Петербурге, казначеем Об-ва владимирцев в столице (с 1903), членом ревизионных комиссий Об-ва распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви и епархиального миссионерского комитета, следователем 5-го столичного благочиннического округа (с 1907), членом комиссии для подготовки плана и сметы 2-го ДУ епархии, следователем по поводу неправильных метрических записей отдельных приходов епархии, членом комиссии для проверки, исполнения и составления общей ведомости о штатных и нештатных членах причтов епархии, делопроизводителем комиссии по постройке причтового дома при Скорбященской ц. и каменной часовни при ней, членом правления Петроградской ДС (с 1914).

http://pravenc.ru/text/2580214.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010