Серафим (Александров) Скачать epub pdf В миру Дмитрий Александрович Александров, родился 19 октября 1866 года в селе Никитино Корсунского уезда Симбирской губернии. В 1889 году окончил Саратовскую духовную семинарию, в сентябре того же года назначен помощником епархиального миссионера Саратовской епархии. В 1890 г. был рукоположен в сан диакона, в 1891 г.– во священника. В 1894 г. назначен епархиальным миссионером Саратовской епархии. Составил пособие для проведения бесед с раскольниками, которая стала настольной у священников-миссионеров Саратовской епархии. Член IV отдела Предсоборного присутствия. В марте 1909 года назначен сверхштатным членом Полоцкой духовной консистории и клириком Рынково-Воскресенской церкви Витебска. С 1910 года – Оренбургский противораскольнический епархиальный миссионер. Издал ряд книг. Находясь в Оренбурге, тесно сотрудничал с “Оренбургскими епархиальными ведомостями”, редактировал их неофициальную часть (1915–1916) , публиковал статьи по миссионерской проблематике. В 1911 году возведен в сан протоиерея. 5 декабря 1914 г. был пострижен в монашество с именем Серафим, 6 декабря возведен в сан архимандрита. 14 декабря 1914 г. хиротонисан во епископа Кустанайского, второго викария Оренбургской епархии. По рукописным данным, хиротонию в Оренбурге совершали епископ Оренбургский Мефодий (Герасимов) и викарный епископ Дионисий. Местопребыванием его был определен Оренбург. На первых порах, за ним остались его прежние обязанности – руководство миссионерской деятельностью. С принятием в 1915 году специальной инструкции викариям Оренбургской епархии, за епископом Серафимом также были закреплены уезды Оренбургский, Орский и Тургайская область. 24 марта 1916 г. назначен епископом Челябинским, викарием той же Оренбургской епархии. 7 апреля 1917 г. в здании городской думы епископ Серафим провел собрание духовенства, посвященное реформе церковного прихода на канонических основах в связи с политическими переменами в стране. Интерес к этому собранию был велик, и как отмечалось в прессе прошло оно “при громадном стечении слушателей”. Не меньший интерес у челябинцев вызвал проходивший в конце апреля – начале мая 1917 г. Челябинский окружной съезд духовенства и мирян. Епископ Серафим по просьбе собравшихся открыл съезд торжественным молебном в домовой церкви Челябинского епархиального училища. На съезде он активно высказывался по самым острым вопросам, стоявшим перед духовенством. Именно по его предложению съезд обсудил вопрос о создании самостоятельной Челябинской епархии. Епископу Серафиму принадлежало и радикальное предложение, “чтобы в каждом уездном городе был свой епископ, но не викарный”. Решение о создании самостоятельной Челябинской епархии, поддерживал он и в последующем, активно лоббируя его на Поместном Соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

священник Тимофей Лященко Глава вторая. Св. Кирилл – архиепископ александрийский. Его жизнь и деятельность до начала несторианских волнений 15-го октября 412 года умер архиепископ александрийский Феофил. 513 В древнее время миряне принимали горячее участие в делах Церковных и, между прочим, в выборах епископов. 514 Правда, к пятому веку это участие мирян во многих местах подверглось значительным ограничениям, но в Египте оно сохранялось еще долгое время в полной силе. 515 Избрание епископа было делом чрезвычайной важности, потому что епископ имел в то время весьма широкие гражданские полномочия. Епископ был в то время самым влиятельным и почетным лицом в городе, архиепископ же – в целом диоцезе. Он занимал в управлении города место, по меньшей мере равное, если не выше, с императорским наместником. По закону Гонория, изданному в 409 году, епископ занимает первое место между почетными гражданами, выбиравшими должностных лиц городского управления. 516 Еще в 321 г. императором Константином Великим двумя конституциями были предоставлены епископу весьма широкие судебные полномочия. Епископ имел право судить не только клириков, но и мирян, и не только по делам религиозным, но и по всякими делам, даже и тогда, когда разбор этих дел уже ведется в светском суде, в какой бы то ни было инстанции. Для этого достаточно было одному из тяжущихся изъявить желание о перенесении его дела на суд епископа. Суд епископа, сверх того, считался безапелляционным, наравне с судом самого императора. 517 Кроме того суд епископа был свободен от судебных пошлин, не стеснен был судебными сроками и освобождался от всяких письменных формальностей. 518 Пользуясь такими судебными правами, епископы могли всегда выступать защитниками людей бедных и беспомощных от притеснений со стороны людей сильных и богатых, которые, добившись чего-либо насилием и хитростью, подкупом и связями, могли затягивать дела судебной волокитой и добиваться решения в свою пользу, что было вполне возможно при низком уровне нравов, особенно высшего класса тогдашнего общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

епископ Григорий (Граббе) Скачать epub pdf Правила Карфагенского Собора Часть 1 Правила Карфагенского собора были приняты на Соборе 217 епископов в Карфагене в 419 году под председательством епископа Карфагенского Аврелия. На Соборе были и легаты Римского Папы. Поводом к созыву собора послужило возникновение вопроса о праве Римского Папы принимать апелляции на определения Собора Африканской Церкви. Отвергнув это право, отцы собора приняли несколько новых правил и пересмотрели правила, принятые на предыдущих Соборах. Таким образом были собраны во едино правила четырнадцати Соборов с 348 по 418 г. включительно. Нумерация этих правил в разных канонических сборниках неодинакова. В некоторых сборниках отдельные правила разделены на два, три и пять правил. В Кормчей числится 134 правила и дополнительных пять, а в Книге Правил – 147 правил и Послание к Папе Келестину. В греческом сборнике Пидалион 141 правило кроме этого послания, в Афинской Синтагме их 133 и послание. В издании еп. Никодима Далматинского нумерация Синтагмы. 1 . Определения Никейского Собора всемерно да соблюдаются. Аврилий епископ сказал: сии определения имеются у нас в списках, которые тогда Отцы наши принесли с собою от Никейского Собора, и последующие, и нами принятые определения, с оным Собором в точности сообразные, по удостоверении о сем да соблюдаются. Пред сим правилом читаны были на Соборе Символ и правила Никейского Собора. Сверх же того, Фавстин, епископ Пикенский, местоблюститель Римского епископа Вонифатия, представил данное ему письменное наставление, в котором предлагались Собору правила о перенесении судных дел от епархиального епископа к Римскому и к соседним епископам, которые в сей записи названы были правилами Никейского Вселенского Собора, но которые в самом деле были 5 и 14 правилами Поместного Сардикийского Собора. На сие Отцы Карфагенского Собора ответствовали, что они в своих списках Никейского Собора не находят сих правил и, для разрешения сомнения, положили истребовать верные списки правил Никейского Собора от епископов Антиохийского, Александрийского и Константинопольского. А дабы не оставить никакого сомнения в своем повиновении правилам Никейского Собора, по предложению Аврилия, епископа Карфагенского, изложили настоящее правило.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Епископ Феофан (Ноли) Епископ Феофан (Ноли). 1950-е гг. Епископ Феофан (1882–1965), стоявший у истоков возрождения Албанской Православной Церкви, – виднейшая фигура не только религиозной, но и политической, общественной и культурной жизни албанского народа. Фан (Феофан) Ноли родился 6 января 1882 года в деревне Ибрик Тепе возле Южной Едирне (Адрианополь) в европейской части Турции. Его отец Стилиан Ноли, который был одаренным певчим в православной церкви, привил своему сыну любовь к церковной музыке и византийской традиции. Фан Ноли учился в греческой средней школе в Едирне, а в 1900 году, после короткого пребывания в Константинополе, поселился в Афинах, где ему удавалось немного подрабатывать переписчиком, суфлером и актером. Путешествуя с одной странствующей театральной труппой по греческим поселениям в восточном Средиземноморье, Ноли попал в Египет. Покинув труппу в Александрии, с марта 1903 по март 1905 года он работал преподавателем греческого языка, а также служил певчим сначала в Шибин-эль-Ком, а с марта 1905 по апрель 1906 года – в Эль-Файюм, где осела небольшая албанская колония. Здесь он написал несколько статей на греческом языке и перевел послание Сами Фрашери «Албания: какой она была, какой она стала, какой она будет» на греческий. В Египте Ноли обрел наставника – монаха Нила, и под влиянием общения с ним у него появляется желание стать православным священником. Кроме того, он познакомился с национальными лидерами албанской общины Спиро Дайном (1846–1922), Йани Врухо (1863–1931) и Афанасом Ташко (1863–1915), которые побудили его эмигрировать в Америку, где он смог бы найти лучшее применение своим талантам. И Ноли согласился. В апреле 1906 года на пароходе с билетом второго класса, который оплатил Спиро Дайн, Фан Ноли отправился через Неаполь в Новый Свет и 10 мая прибыл в Нью-Йорк. Проведя три месяца в Буффало, где он работал на лесопилке, Ноли переехал в Бостон. Там издатель Сотир Пеци (1873–1932) дал ему работу с минимальной зарплатой в качестве заместителя редактора бостонской газеты «Kombi», в которой он работал до мая 1907 года и где публиковал статьи и передовицы под псевдонимом Али-Баба Китеза. Это были финансово и психологически трудные месяцы для Ноли, он чувствовал себя в Америке чужим и всерьез подумывал об эмиграции в Бухарест, но вера и поддержка Церкви помогли ему пережить этот период. Он становится певчим албанской общины в Бостоне и алтарником в ее храме.

http://pravoslavie.ru/33753.html

Климент, епископ Римский и Климентова литургия Климент, епископ Римский и Климентова литургия. – Так называется литургия, изложенная в 5 – 15 главах VIII-oй книги „Апостольских Постановлений». Свое название она получила от заглавия этого сборника: Διαταγα τν γων ποστλων δι Κλμεντος το ρωμαων πισκπου τε κα πολτου. Хотя наука еще в XVII в. отвергла принадлежность этого сборника св. Клименту римскому , но наименование данной литургии – „Климентова“ – употребляется и доселе ради его краткости. По своей схеме Климентова литургия стоит еще близко к тому порядку литургии, как его изобразил в своей большой апологии Иустин мученик . Он указывает там следующие элементы современной ему литургии: чтение Слова Божия – Ветхого и Нового заветов, проповедь, общая молитва, принесение и освящение даров и, наконец, – причащение. Тот же порядок находим и в Климентовой литургии – с той только разницей, что в ней пред ектенией и молитвой верных поставлены еще ектении и молитвы оглашенных, одержимых, готовящихся к просвещению и кающихся. Замечательна по своему обширному объему евхаристическая молитва данной литургии: в ней вкратце излагается почти вся история домостроительства. Что такое Климентова литургия, это – вопрос нерешенный еще и доселе. Решение его стоит в связи с вопросом о происхождении сборника „Апостольских Постановлений“. Новейшие исследования выяснили, что он составлен в Сирии, – по мнению А. Гарнака, между 340 – 360 г.г. (предпочтительно 340–346), по мнению же покойного Ф. Функа в конце или даже в начале V-ro века. Составитель его в первых шести книгах интерполировал памятник в., так наз., „Didascalia“, в 1 – 32 главах кн. – „ Διδακ τν δδωκα ποστλοω“. Но относительно VIII книги мнения ученых расходятся. Существует ряд памятников, родственных этой книге. Самый близкий из них, это – „Consmimumiones per Hippolytum“, более краткая редакция кн. в ней, между прочим, литургии совсем нет. Самый же отдаленный, это – „Canones Hippolymi“ (араб. и ефиопск.). Здесь много нового сравнительно с „Постановлениями“, – литургии тоже нет, а только после изложения епископской хиротонии замечается, что новорукоположенный епископ совершает евхаристию, и приведены возгласы, предваряющие евхаристическую молитву. Средину между этими двумя последними памятниками занимают так наз. „Египетские Церковные Постановления“: в ефиопской их редакции, кроме вышеуказанных возгласов, даны также и главные литургийные молитвы, но отличные от Климентовой литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Преосвященнейший Виссарион, в мире Василий Петрович Нечаев, сын диакона Тульской губернии, Крапивенского уезда села Коледина, родился 13 марта 1822 года. Получив начальное и среднее образование в пределах Тульской епархии, он в 1844 году выпущен был из Тульской духовной семинарии студентом, с засвидетельствованием от семинарского начальства о способностях его, как «очень хороших», прилежании – «постоянно ревностном» и поведении – «весьма честном». Как один из лучших воспитанников семинарии, он в том же году, вместе с двумя товарищами своими – Гр. Як. Успенским и Александром Никаноровичем Ивановым 1 , – послан был на казенный счет, для получения высшего богословского образования, в Московскую духовную академию. Здесь, сдав приемные экзамены весьма хорошо 2 , он был принят и затем во все четыре года академического образования стоял в числе лучших студентов. Курсовое сочинение о св. Димитрии Ростовском , которое он писал на четвертом году этого образования, завершило дело и окончательно решило участь его: отличные достоинства этого сочинения доставили В. П. Нечаеву третье место по списку в числе магистров XVI курса (выпуска 1848 года), давшего России многих доблестных деятелей на поприщах церковном и гражданском, по большей части уже скончавшихся, а частию и доселе здравствующих. Так, из 24-х магистров сего курса 3 три были архиереями: Василий (Левитов), епископ Пензенский († 1892 г.); Григорий (Медиоланский); епископ Пензенский же († 1881 г.) и Вениамин (Карелин), епископ Рижский († 1874 г.). Затем протоиереи Московские: В.М. Сперанский – первенец курса, весьма даровитый, обладавший обширными и основательными познаниями, но в то же время весьма скромный (сконч. в 1878 г.); – С. Г. Вишняков († 1892), М.С. Боголюбский, И.Н. Александровский († 1886 г.), Д.И. Языков, Π.М. Волхонский († 1893 г.); иногородние: Г.П. Первухин, с честию подвизающийся на церковно-общественном поприще в Твери, в сане кафедрального протоиерея; М.А. Германов, бывший уже в 1850-х годах кафедральным протоиереем в Томске; A. Н. Иванов , выше упомянутый; Н.А. Барский, И.Г. Поспелов и иные. Заслуживают упоминания также – Η.П. Гиляров-Платонов, кончивший курс вторым магистром, бывший бакалавром академии (в 1848–1855 годах), впоследствии редактор Современных Известий (сконч. в 1887 г.); К. И. Снитко, бывший директором Виленских народных училищ и членом Виленской археографической комиссии и публичной библиотеки; В.И. Лествицын, известный писатель-археолог (сконч. в 1890 г.) 4 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

В 1918 году в Донском монастыре в Москве скончался Преосвященный Антоний Флоренсов, бывший епископ Вологодский. В Москве и провинции многие знали Владыку, как мудрого и благодатного духовного руководителя. Он был настоящим православным «старцем» – руководителем людей и в их практической жизни и на их путях к спасению. Но вместе с тем он имел свои особенности, отличавшие его от наших старцев и приближавшие его к нашей современности. Во-первых, он был епископ, с необычайно сильным сознанием в себе силы и власти епископа Вселенской Церкви: во-вторых, он очень широко смотрел на условные формы современной ему церковной обстановки и, хотя часто принужден был подчиняться этой обстановке, но внутренне всегда был от нее свободен; наше синодальное управление, обер-прокуратура, архимандриты и консистории никогда не казались ему вечными и неизменными категориями. Он был свободен и широк и в своих суждениях о науке, языческой древности, которую он очень чтил, природе, семье. Я имел счастье личного общения с Владыкой в течение 1908–1910 гг. Последующее имеет задачей познакомить читателя с его образом, поскольку он отразился в нескольких его беседах, которые я тогда же с буквальной точностью записывал. Этим записям я предпосылаю небольшое введение, где попробую собрать все то немногое, что уцелело у меня в памяти о Владыке. Он жил в Донском монастыре «на покое» с 1898 года, занимая точно то самое помещение, которое впоследствии было отведено Святейшему Патриарху Тихону, – от ворот сейчас же направо, в монастырской стене. Пройдя под обширными массивными сводами ворот, посетитель поднимался по узкой лестнице во второй этаж. В годы моего знакомства с Владыкой при нем жил все тот же келейник Ж.; но часто Владыке самому приходилось подходить к двери на робкий звонок (колокольчик) посетителя. После обстоятельных расспросов через запертую дверь, посетитель через маленькую переднюю приглашался в небольшую приемную, которая обычно служила и столовой – диван с подушками, овальный стол, кресло, несколько стульев, дверь в кабинет и спальню. Комната эта нисколько не характерна для хозяина: настоящие комнаты его, с его образами, книгами, большим сундуком биографических материалов – записей о его беседах с посетителями – все это было дальше – в кабинете и спальне Владыки, куда он допускал немногих, как особую милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Elch...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НИКОН (БЕССОНОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Еп. Никон (Бессонов) 26 февраля 1906 года хиротонисан во епископа Балтского , викария Подольской епархии . Хиротония состоялась в Александро-Невской лавре в Троицком соборе . С 27 февраля 1909 года - епископ Кременецкий . Проявил себя как активный участник черносотенного движения на Волыни . С 15 ноября 1912 года - член IV Государственной думы . В Думе он присоединился к самой консервативной группе - фракции правых, среди лидеров которой были такие известные черносотенные вожди как А.Н. Хвостов, Н.Е. Марков, В.М. Пуришкевич , Г.Г. Замысловский и другие. Его избрали почетным членом Совета фракции, рассчитывая, что владыка своим авторитетом сумеет объединить думское духовенство и значительную часть крестьян, интересы которых он с горячностью отстаивал и, тем самым, усилит правое крыло российского парламента. Но надежды монархистов стали рушиться буквально с первых дней. Епископ Никон неожиданно для всех повел собственную политику, нацеленную на выделение думского духовенства в отдельную " поповскую " фракцию. Однако ни духовенство, ни крестьянство за Никоном не пошло. А публичные выступления владыки вскоре принесли ему в церковных кругах репутацию чуть ли не эсера, собирающегося отнимать землю у помещиков для наделения ею крестьян. " Его фигура замечена была всей Думой и заинтересовала ее, - писала " Енисейская мысль " , - но осталась какой-то загадочной и ни для одной партии в Думе не подходящей. В то время как правые испугались радикализма, народничества и уклона в сторону социалистических воззрений еп. Никона, левые увидели в нем фанатика, реакционера, " правого народника " , " полицейского социалиста " , " самодержавного конституционалиста " . Епископ Никон обратил на себя внимание даже В.И. Ленина , отмечавшего " темный мужицкий демократизм " волынского епископа, который, по его мнению, был " самый грубый, но и самый глубокий " .

http://drevo-info.ru/articles/13678897.h...

Епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид: Египет скатывается в каменный век 16 августа 2013 г. 16:18 До своей архиерейской хиротонии, состоявшейся 17 июня 2013 года, епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид восемь с половиной лет являлся представителем Патриарха Московского при Патриархе Александрийском и жил в Каире. В ожидании переезда на новое место служения владыка Леонид рассказал корреспонденту журнала «Нескучный сад» , что происходит в стране, охваченной волной насилия, и каково положение египетских христиан. — Насколько сильно пострадали в Египте христиане и, в частности, православные? — Что касается православных прихожан нашего храма, то пока что, слава Богу, никто не пострадал. У нас есть известия от греческих коллег, что подожгли одну из православных церквей. А вот коптские церкви действительно страдают массово. Сегодня мне звонили несколько человек из Коптской Патриархии, и просили выступить с официальным заявлением от имени Русской Православной Церкви по поводу происходящего. Конечно, мы осуждаем любое насилие, которое происходит в стране. Вдвойне и втройне нам тяжело слышать о том, что творится по отношению к христианскому меньшинству в Египте. Из страны продолжается отток христиан. Люди устали трепетать от страха, устали от рокота военных вертолетов в небе. Тяжело нормально жить, когда это надолго становится частью повседневности. Я убежден, что любой человек нуждается в относительно прогнозируемой жизни. И видит он этот прогноз отнюдь не в том, чтобы в мирное время прятаться от агрессивно настроенных людей, которые сейчас толпами выходят на улицу. Я видел воочию тех, кто строят баррикады, многие вообще не умеют читать и писать. Но зато они прекрасно обращаются с оружием и знают куда пойти, чтобы с этим оружием в руках добыть себе хлеб насущный. С сожалением должен констатировать, что Египет скатывается в каменный век. И остановить этот процесс, на мой взгляд, могут только широкие полномочия армии, которая должна взять на себя ответственность за принятие решений и жестко пресечь происходящее. Если этого не произойдет, то в Египте начнется гражданская война.

http://patriarchia.ru/db/text/3166671.ht...

Епископ Саратовский и Вольский Лонгин: «Вера – это то, что взламывает чувство самоуспокоенности» Источник: Православие и современность Епископ Саратовский и Вольский Лонгин — Можно ли говорить о том, что жизнь христианина в XXI веке имеет свои особенности, что она труднее, чем в другие эпохи? — В каком-то смысле каждый новый период времени сложнее предыдущего, и я думаю, что всегда текущий момент накладывает какие-то свои особенности на жизнь христианина. Сегодня привычным фоном нашей жизни стали явления, которые некоторое время тому назад были бы просто немыслимыми с точки зрения общественной морали и нравственности. Слишком много соблазнов, причем агрессивно навязываемых, буквально оттаскивающих человека от Христа, от веры. В этом смысле — да, христианину сегодня труднее, чем вчера. — Играют ли при этом роль современные технологии, современные средства коммуникации? — Да, конечно, потому что любое техническое достижение — это палка о двух концах. Достаточно тривиальный пример — использование атомной энергии. В том же ряду — Интернет, где можно найти массу полезных сведений или погрузиться в омут полного безобразия. Состояние нашего современника можно прекрасно описать с помощью такого святоотеческого образа: сегодня человек — как дом с открытыми настежь дверями и окнами, туда входит, кто хочет, и заносится ветром все, что только можно. С другой стороны, я все же не думаю, что, скажем, две тысячи или сто лет назад было гораздо легче быть христианином, живя в миру. Ведь почему тогда возник феномен монашества? Почему люди уходили из благополучной, казалось бы, христианской империи — в пустыню? Для того чтобы без помех и без компромиссов со своей совестью жить согласно евангельским заповедям. Выбор — за человеком. Выбор есть всегда, но сделать этот выбор может только сам человек. Так происходит сегодня, так было и две тысячи лет назад. Когда монахи отшельники Египетской пустыни приходили на рынок в Александрию продавать свое рукоделие — сплетенные ими из пальмовых ветвей циновки и корзины,— я думаю, что этот рынок тоже не был местом, где собирались только целомудренные и благочестивые люди. Скорее, наоборот, пустынникам там было трудно. Но у них был какой-то навык, который позволял им не смешиваться с миром. То, что навязывал им мир, не приражалось к их сердцу, и они оставались сами собой.

http://pravoslavie.ru/smi/37854.htm

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010