В 1638 г. были построены две деревянные церкви - Никольская и Покровская. В 1671 г., во время восстания Степана Разина, Алатырский Киево-Николаевский Новодевичий женский монастырь сгорел, восстановлен в 1673 г. В 1690 г. вновь сгорел до основания. К началу XIX в. в Алатырском Киево-Николаевском Новодевичьем женском монастыре находились три каменных храма - трехпрестольный Вознесенский, построенный в 1753 г., двухпрестольный Покровский, 1767 г. постройки, надвратный однопрестольный Никольский, построенный в 1737 г. Монастырь пользовался благоволением царственных особ. В 1767 г., при игуменье Александре, обитель посетила императрица Екатерина II, подарившая напрестольное Евангелие в серебряном позолоченном окладе. В 1799 г. император Павел I пожертвовал 30 десятин пахотной земли, император Александр I - лесную дачу в 150 десятин. В ризнице хранились серебряный позолоченный напрестольный крест - подарок императрицы Марии Феодоровны. В 40-х г.г. XIX в. была составлена опись монастырского архива, содержавшая документы начиная c XVII в. В конце XIX в. в распоряжении Алатырского Киево-Николаевского Новодевичьего женского монастыря имелось 226 десятин земли, мельница, в монастыре проживали игумения, 31 монахиня, 237 послушниц. Алатырский Киево-Николаевский Новодевичий женский монастырь закрыт в 1919 г. 11 июля 1993 г. передан Чебоксарской и Чувашской епархии Русской православной церкви. К началу 2000 г. восстановлены Вознесенский, Покровский храмы, отстроена Никольская надвратная церковь. Возвращен исторический облик всем трем монастырским храмам - надвратному храму Николая Чудотворца, Вознесенскому храму, церкви Покрова Пресвятой Богородицы с пристроенным приделом. Осенью 2012 г. была воссоздана колокольня. В результате масштабных ремонтно-реставрационных работ восстановлено здание богадельни. Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru Комментарии и обсуждение Киево-Николаевский монастырь, 3 класса, в городе Алатыре. Основан в 1639 году.

http://sobory.ru/article/?object=06996

Монастырь формально просуществовал до 1927 года. На самом же деле, последние насельницы были изгнаны оттуда, уже у 1925 году. Все монастырские земли были переданы государству, а в самом монастыре произошли кардинальные перемены. Так монастырская колокольня, построенная еще в 1775 году, была полностью разрушена, монастырские здания стали использоваться в других целях. Центральный храм монастыря - храм Тихвинской иконы Божией Матери был изменен до неузнаваемости: Снесены кресты и купола, срублена каменная резьба, прорублены квадратные окна, здание поделено на три этажа. Тихвинский храм с 1925 по 1945 год принадлежал Цивильскому детскому дому, с 1946 по 1955 года - Цивильскому педучилищу, затем школе - интернату и профтехучилищу 5 вплоть до 1998 года. По свидетельствам старожилов города Цивильска, в монастыре во время войны располагалась военная часть и госпиталь. Отсюда новобранцы уходили на фронт. Также в монастыре некоторое время существовало пожарное депо. Священный Синод Русской Православной Церкви 26 февраля 1998 года принял решение за " О возрождении Тихвинского Богородицкого женского монастыря в городе Цивильске " . По благословлению Митрополита Варнавы 14 мая 1998 года в Цивильский Тихвинский монастырь старшей сестрой была назначена настоятельница Алатырского Киево-Николаевского Новодевичьего монастыря матушка Агния. В 2001 году 5 июля в жизни Чувашии и Цивильска произошло знаменательное событие - Тихвинский Цивильский монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. К его приезду готовились основательно. Облагородили внешний вид монастыря, засадив его цветами. Построили новый храм во имя священномученика Харлампия (по аналогии с храмом этого же святого, находившегося в монастыре до 20-х гг. 20 в.). До приезда Предстоятеля Русской Православной Церкви в монастыре собралось множество народа. Вместе с Патриархом монастырь посетили митрополит Варнава, президент Чувашии Н. В. Федоров и некоторые высокопоставленные лица церковного звания и из правительства.

http://sobory.ru/article/?object=05010

В 1737 г. построена каменная церковь в имя святителя и чудотворца Николая. В 1753 г. деревянная церковь во имя Вознесения Господня заменена на каменную. В 1760-х гг. построена каменная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, впоследствии к ней был устроен придел во имя Дмитрия Ростовского. Закрыт в 1919 г. Вновь открыт в 1993 г. Государственный исторический архив Чувашской Республики http://libinfo.org/index/index.php?id=115996 Храмов три: 1) теплый храм каменный, с таковою же колокольней, построен в 1753 г.; престолов в нем три: главный в честь Вознесения Господня, в южном приделе во имя Святителя Тихона Задонского и в северном – во имя Св. великомученика и целителя Пантелеймона. 2) Холодный храм каменный, без колокольни, построен в 1767 г.; престолов в нем два: главный в чести Покрова Пресвятые Богородицы и придельный во имя Святителя Димитрия, Ростовского Чудотворца. 3) Третий храм над святыми вратами, каменный, построен в 1737 г.; Престол в нем во имя Святителя и Чудотворца Николая. Монастырской земли: (доходы в пользу причта) 62 дес. пахотной. Капитал монастыря 8406 руб. Причт состоит из двоих священников и двоих диаконов (оба на псаломщических вакансиях). Дома у священников собственные: диаконы живут на квартирах. Жалованья причту от казны 34 руб. 28 коп. Капитал причта 7630 руб. Монашествующих в монастыре и белиц 207 ж. пола. С 1898 г. при монастырь существует церковная школа грамоты, помещается в монастырском здании. Н. Баженов. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года. С приложением географической карты Симбирской епархии (Приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 год). - Симбирск. Типо-литография А.Т. Токарева. 1903. Алатырский Киево-Николаевский Новодевичий женский монастырь основан в 1639 г. игуменией Ладинского Прилуцкого монастыря Елисаветой вместе с 52 монахинями. Новодевичьим назван по причине существования в Алатыре другого Николаевского женского монастыря, упраздненного в 1764 г.

http://sobory.ru/article/?object=06996

28 сентября в Свято-Троицком мужском монастыре г. Алатыря состоялась встреча комиссии с епископом Алатырским и Порецким Феодором . В ходе беседы была отмечена важность богословского образования насельников монастырей и актуальность открытия данных курсов. Затем в трапезной монастыря члены комиссии встретились с преподавателями курсов этой учебной площадки. На встрече присутствовали наместник Свято-Троицкого мужского монастыря игумен Софроний (Дубровин), благочинный Свято-Троицкой обители иеромонах Лазарь (Белянин), настоятельница Киево-Николаевского Новодевичьего женского монастыря г. Алатыря игумения Елисавета (Ванькина) с сестрами и несколько насельниц женского подворья Свято-Троицкой мужской обители. В Рождественском скиту комиссией была проведена беседа с некоторыми учащимися из братии монастыря. В этот же день члены комиссии посетили Иверский Богородицкий женский монастырь в с. Шерауты, в котором прошла встреча с игуменией Кириллой (Саликовой) и сестрами. Члены комиссии рассказали об открытии курсов в их монастыре. Вечером 28 сентября выездная группа побывала в Тихвинском Богородицком женском монастыре г. Цивильска, где председатель комиссии архимандрит Феофилакт сообщил сестрам во главе с игуменией Ниной (Волковой) об открытии и программе курсов, об уникальной возможности в стенах обители получить базовое богословское образование. 29 сентября рабочая группа посетила Спасо-Преображенский женский монастырь на Владимирской горке в г. Чебоксары. В воскресной школе состоялась беседа с игуменией Сергией (Рузавиной) и насельницами монастыря, которые выразили свою готовность исполнить новое послушание — учиться на курсах и получить богословское образование. В тот же день в актовом зале Чебоксарского Свято-Троицком мужского монастыря состоялась общая встреча членов комиссии с преподавателями Центра подготовки церковных специалистов имени святителя Гурия Казанского Чувашской митрополии. На встрече присутствовали наместник монастыря архимандрит Василий (Паскье), директор епархиального центра подготовки церковных специалистов и руководитель курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих, преподаватель общецерковной истории иерей Илия Лебедев, секретарь и методист курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих, преподаватель православного вероучения и основ социальной концепции Русской Православной Церкви протоиерей Игорь Крейтор, настоятель Александро-Невского мужского монастыря игумен Феодосий (Шитов), преподаватель устава и литургики протоиерей Алексий Кошкин, преподаватель патрологии протоиерей Евгений Давыдов, преподаватель истории монашества и аскетики иерей Николай Корниенко,  преподаватель Нового Завета иерей Иоанн Маштаков, преподаватель общецерковной истории иеромонах Феодосий (Аксенов), преподаватель церковнославянского языка иерей Николай Забегаев, преподаватель устава и литургики протодиакон Валерий Краснов.

http://patriarchia.ru/db/text/5849259.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛАТЫРСКИЙ КИЕВО-НИКОЛАЕВСКИЙ НОВОДЕВИЧИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Алатырской Порецкой епархии Чувашской митрополии Русской Православной Церкви), в г. Алатырь, основан в 1639 г. игум. Ладинского Прилуцкого мон-ря Елисаветой (Летинской) вместе с 52 монахинями, часть к-рых пришла из Киева, и их духовником игум. Мефодием, «изгнанными ляхами». Новодевичьим назван по причине существования в Алатыре др. Николаевского жен. мон-ря, упраздненного в 1764 г. В 1638 г. указом царя Михаила Феодоровича А. К.-Н. м. предоставлено место. В 1639 г. были построены 2 деревянные церкви - Никольская и Покровская. В 1671 г., во время восстания Степана Разина, А. К.-Н. м. сгорел; восстановлен в 1673 г. В 1690 г. вновь сгорел до основания. Из Алатырского во имя Святой Троицы монастыря обители была пожертвована деревянная Троицкая ц. К нач. XIX в. в А. К.-Н. м. находилось 3 каменных храма: трехпрестольный Вознесенский (построен в 1753, в 1872-1874 пристроены приделы: левый во имя вмч. Пантелеимона, правый - свт. Тихона Задонского), двухпрестольный Покровский (1767), надвратный однопрестольный Никольский (1737). Среди почитаемых святынь - икона свт. Николая Чудотворца и Казанская икона Божией Матери, пожертвованные в 1639 и 1640 гг. царем Михаилом Феодоровичем, а также икона Нерукотворного Образа Спасителя, принесенная игум. Елисаветой из Ладинского мон-ря. По штатам 1764 г. обители дан статус необщежительного мон-ря 3-го класса. Мон-рь пользовался благоволением царственных особ. В 1767 г., при игум. Александре, обитель посетила императрица Екатерина II , подарившая напрестольное Евангелие в серебряном позолоченном окладе (за поднесенные ей проживавшей в мон-ре дворянской девицей Анной Алфимовой, ставшей впосл. игум. Анатолией, переводы на рус. язык «Бесед» Ж. Б. Массийона), в 1799 г. имп. Павел I пожертвовал 30 дес. пахотной земли, имп. Александр I - лесную дачу в 150 дес. В ризнице хранились серебряный позолоченный напрестольный крест - подарок императрицы Марии Феодоровны . В 40-х гг. XIX в., при игум. Иларии, К. И. Невоструев составил опись монастырского архива, содержавшего документы начиная c XVII в. В кон. XIX в. в распоряжении А. К.-Н. м. имелось 226 дес. земли, мельница; в мон-ре проживали игумения, 31 монахиня, 237 послушниц.

http://pravenc.ru/text/алатырском ...

3. В связи с прошением Преосвященного митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона назначить игумена Сильвестра (Пивоварова) на должность наместника Пророко-Илиинского мужского монастыря села Месягутово Дуванского района Республики Башкортостан. 4. В связи с прошением Преосвященного митрополита Тамбовского и Рассказовского Феодосия освободить игумению Нонну (Тютикову) от должности настоятельницы Сухотинского Знаменского женского монастыря села Сухотинка Знаменского района Тамбовской области. 5. В связи с прошением Преосвященного митрополита Вологодского и Кирилловского Саввы освободить Преосвященного митрополита Саратовского и Вольского Игнатия от должности игумена Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря города Вологды. 6. В связи с прошением Преосвященного митрополита Саратовского и Вольского Игнатия назначить монахиню Сергию (Плахотник) на должность игумении Свято-Сергиевского женского монастыря села Алексеевка Базарно-Карабулакского района Саратовской области. 7. В связи с прошениями Преосвященного митрополита Ижевского и Удмуртского Викторина: а) Открыть Тихвинский мужской монастырь села Паздеры Воткинского района Удмуртской Республики и назначить игуменом этого монастыря иеромонаха Зосиму (Сахипгараева); б) Назначить монахиню Ангелину (Лихачеву) на должность игумении Ризоположенского женского монастыря села Люк Завьяловского района Удмуртской Республики. 8. В связи с прошением Преосвященного архиепископа Якутского и Ленского Романа освободить игумению Олимпиаду (Шуртину) от должности настоятельницы Старо-Покровского женского монастыря города Покровска Хангаласского района Республики Саха (Якутия). 9. В связи с прошением Преосвященного епископа Бежецкого и Весьегонского Филарета преобразовать женский монастырь Николо-Теребенская пустынь поселка Труженик Максатихинского района Тверской области в мужской монастырь и назначить игуменом этого монастыря игумена Феодора (Зеленова). 10. В связи с прошением Преосвященного епископа Алатырского и Порецкого Феодора назначить монахиню Елисавету (Ванькину) на должность игумении Киево-Николаевского Новодевичьего женского монастыря города Алатыря Чувашской Республики.

http://patriarchia.ru/db/text/5721952.ht...

фактическим и до 1686 г. только юридическим) прав и законов польско-литовского государства. С конца XVII в. и в течении XVIII в. просветительная деятельность типографии Киево-Печерской лавры выражалась в печатании и распространении среди православного русского народа преимущественно и даже почти исключительно церковно-богослужебных книг на славянском и отчасти на греческом и других иностранных языках. Во все это время типография Киево-Печерской лавры, состоя под непосредственным управлением архимандритов с их «капитулой», или позднее духовного собора, независимых от киевских митрополитов, находилась «под благословением» и ведением сначала московских патриархов, а потом с 1721 г. Св. Синода, которые особенно внимательно следили затем, чтобы типография Киево-Печерской лавры «не печатала никаких книг, кроме церковных прежних изданий, и эти последние печатала в совершенном согласии с великороссийскими и московскими образцами». Эта опека, – должно сказать, – сильно и без нужды стесняла типографию Киево-Печерской лавры. В таком положении типография Киево-Печерской лавры находилась до 1786 г. Став 10 апреля 1786 г., вместе с Киево-Печерской лаврой, под власть киевских митрополитов, получивших теперь звание священно-архимандритов Киево-Печерской лавры, типография ее уже в следующем 1787 г. получила важное право печатать, кроме славянских церковно-богослужебных книг, разные сочинения на русском и других разных иностранных языках. Это право, выразившееся реально в открытии т. наз. академической типографии при типографии Киево-Печерской лавры, внесло значительное оживление в деятельность лаврской типографии. С того времени, под высоким покровительством и сильной защитой своих священно-архимандритов, типография Киево-Печерской лавры начала постепенно расширяться и во всех отношениях совершенствоваться, пока не достигла современного своего состояния. Теперь типография Киево-Печерской лавры занимает довольно обширное 2½ этажное здание (два этажа по фасаду, от великой церкви, и три этажа со стороны Днепра), в нижнем этаже которого помещается паровик, дающий отопление для всего здания и приводящий в движение машины, станки печатные и токарные, в средине – несколько (7) усовершенствованных скоропечатных машин и ручных станков, и в верхнем – сушильня, литография, хромолитография и ксилография.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

И теперь типография Киево-Печерской лавры печатает преимущественно церковно-богослужебные книги, которыми пользуется значительная часть церквей нашего отечества и всего православного славянского мира, равно как и книги Св. Писания, церковно-исторические, нравоучительные и отчасти учебные пособия. Немалую часть своих изделий, которые по красоте шрифта, изяществу отделки и доброте бумаги равняются изданиям лучших наших типографий и даже превосходят их, Киево-Печерская лавра безвозмездно жертвует бедным церквям не только в России, но и в Греции, Болгарии, Сербии, на Афоне и пр. 6) Библиотека и архив Киево-Печерской лавры. На юго-запад от великой церкви Киево-Печерской лавры находится большое, высокое и красивое здание, представляющее главную лаврскую колокольню. Колокольня Киево-Печерской лавры построена в 1731–1745 г.г. по проекту архитектора Шейдена. Высота ее с крестом равняется 46 саж. Снаружи она украшена колоннами различных архитектурных орденов: дорического, ионического и коринфского. Внутри колокольня состоит из нескольких ярусов. Верхние ярусы заняты колоколами. В самом нижнем ярусе помещается теперь архив Киево-Печерской лавры. Дела, хранящиеся в этом архиве, начинаются только с 1718 г. Более ранние дела погибли в пожаре и только некоторые древние документы уцелели, преимущественно, в виде копий. Архив подразделяется на несколько отделов и находится в порядке. В одном из средних ярусов колокольни Киево-Печерской лавры, представляющем довольно просторное и светлое помещение, находится теперь библиотека Киево-Печерской лавры, перенесенная сюда сравнительно недавно с хор великой церкви, где она помещалась прежде. Библиотека Киево-Печерской лавры сравнительно нового собрания. Древнее собрание книг ее, очевидно, погибло в огне во время пожара 1718 г. Нынешняя библиотека, образовавшаяся преимущественно по завещаниям настоятелей, ученой братии Киево-Печерской лавры и некоторых сторонних жертвователей, состоит из довольно значительного числа печатных книг и рукописей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

е. богатством его. Оттого среди архимандритов Киево-Печерской лавры в XVI в. стали появляться иногда недостойные лица, производившие в обители разные беспорядки. С конца XVI в., когда в Западной России была введена церковная уния, начались усиленные попытки латино-униатской партии привлечь Киево-Печерскую лавру на сторону унии. К счастью, в это же время на архимандричьем месте Киево-Печерской лавры появляются выдающиеся ревнители и борцы за православие (напр., Елисей Плетенецкий, Захария Копыстенский, Петр Могила и др.). благодаря чему Киево-Печерская лавра является теперь одним из главнейших светильников и оплотов православия в Западной Руси и центром борьбы за веру и народность русскую. Таким направлением деятельности Киево-Печерской лавры обусловлено было появление в ней просветительных учреждений в виде типографии, школы и др., равно как оживление книгоиздательства, имевшего полемический характер. Важное значение для Киево-Печерской лавры в ее борьбе за свою самостоятельность и за православие имело еще и то обстоятельство, что она во все это время была ставропигией патриаршей, т. е. находилась под защитой константинопольского патриарха. С 1654 г., т. е. со времени присоединения Малороссии к Московскому государству, обозначается начало нового направления в жизни и деятельности Киево-Печерской лавры. Она в лице своих архимандритов начинает теперь принимать деятельно участие в церковно-политической жизни Киева и всего Юго-Западного края, постепенно переходившего фактически и юридически под власть России. Вслед за подчинением киевской митрополии московскому патриарху и присоединением Киева к России (в 1685–1686 г.), Киево-Печерская лавра была сделана (в 1868 г.) ставропигией московского патриарха и тогда началась новая жизнь Киево-Печерской лавры. 4) Ровно в течении столетия (1687–1786 г.) она живет под управлением своих архимандритов, избираемых (за редкими исключениями, напр., Иосифа Оранского) братией, и под высшей властью сначала московского патриарха и его местоблюстителя, а затем Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Ризница Киево-Печерской лавры. Одну из важных достопримечательностей Киево-Печерской лавры состаляет ризница. Эта последняя с давнего времени помещается в юго-западном углу великой лаврской церкви, в особом отделении. В ней хранятся древние вещи, пожертвованные Киево-Печерской лавре русскими царями и царицами, императорами, малороссийскими гетманами, русскими вельможами и духовными лицами. Здесь собрано и содержится в образцовом порядке множество драгоценных евангелий, крестов, чаш, панагий, саккосов, риз, митр, архиерейских жезлов и др. вещей. Наиболее древними вещами в лаврской ризнице являются евангелие рукописное и кадильницы от XVI в., а все прочие вещи относятся к XVII и XVIII вв. 5) Типография Киево-Печерской лавры. В особом здании, находящемся к востоку от великой лаврской церкви, прямо против алтаря ее, и построенном в 1720 г., помещается типография Киево-Печерской лавры, представляющая один из важнейших органов замечательной и высокоблаготворной для всего русского народа православного и даже для всего вообще православного христианства просветительной деятельности Киево-Печерской лавры. Типография эта была заведена архимандритом Елисеем Плетенецким (1595–1624 г.), который приобрел стрятинскую типографию, оставшуюся после смерти шляхтича Феодора Балабана († 24 мая 1606 г.). Вопрос о начале книгопечатания в типографии Киево-Печерской лавры доселе благочестие и церковное правило». Эта высокая цель достигалась типографией Киево-Печерской лавры посредством печатания и распространения среди православного народа частию полемических сочинений, защищавших православную веру от различных обвинений и нападок на нее со стороны латино-униатов, на польском, как государственном тогда в крае, и на старорусском языках, большей же частью и преимущественно церковно-богослужебных книг и свято-отеческих творений, доставлявших православному народу здравую и чистую духовную пищу и утверждавших его в благочестии. Эту высокую цель типография Киево-Печерской лавры преимущественно преследовала и осуществляла от начала своего существования до 1688 г., причем во все это время она вместе с самой лаврой находилась под благословением константинопольского патриарха и под действием (до 1654 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010