Новости Турция возвращает сирийским христианским храмам древние акты на право собственности 05.06.2018 11:21 Анкара, 5 июня. Турецкие власти возвращают сирийским христианским храмам акты на право собственности, отчасти отказавшись от попыток конфисковать у них собственность и земли, сообщает «Седмица» со ссылкой на christianheadlines. Сирийская яковитская церковь приветствовала решение правительства Турции о возврате 55 старинных актов на церковную собственность, которые закрепляют ее права на почти половину издревле принадлежащих церкви объектов в юго-восточной Турции – эти акты были конфискованы властями несколько лет назад. Пятьдесят из этих актов на право собственности были доставлены в монастырь Святого Гавриила «Мор Габриэль» (самый древний христианский монастырь в мире, основанный в 4 веке) близ города Мидьят провинции Мардин. Долгожданные исторические документы были вручены лично архиепископу Тимофею Самуэлю Акташу (Timotheos Samuel Akta), главе Сирийской (Сиро-яковитской) православной резиденции в городе Тур Абдин, и Кирьякосу Эргуну (Kuryakos Ergün), главе Фонда Святого Гавриила. Кроме того, еще пять древних правовых актов были возвращены сирийской христианской общине в городе Мардин. Есть надежда, что бурные перипетии в судьбе документов сирийской христианской общины и тяжбы закончились с принятием 27 марта нового сводного закона парламентом Турции. Этот закон с поправками был тут же введен в действие за подписью президента Реджепа Таипа Эрдогана, и он же распорядился о возвращении этих старинных правовых актов (многие из которых выданы еще до возникновения Османской империи) их законным владельцам. «Возвращение этих древних актов было встречено с великой радостью сирийскими христианами в Мардине и за рубежом, – сказал Эргун в интервью газете Cumhuriyet. – Этим поступком власти также признали наши права как религиозного меньшинства во исполнение положений Лозаннского договора». Однако, несмотря на признание «великого значения» этого события, Эргун все же отметил в интервью новостной службе Doan: «У нас все еще продолжаются тяжбы по вопросу возврата земель, принадлежащих нашим христианским общинам». В местных судах все еще рассматриваются дела о возврате законным владельцам целого ряда сирийских монастырей, сельских храмов, кладбищ, 70 винодельческих хозяйств, садов и других церковных земель и активов.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Три послания и духовная грамота Кирилла Белозерского Подготовка текста, перевод и комментарии Г. М. Прохорова Послания Кирилла Белозерского воспроизводятся здесь по списку РНБ, Софийское собр., 454, Сборник богослужебный, конец XVI в., лл. 187–198. На первом листе рукописи находится запись, свидетельствующая ο вологодском ее происхождении: «Книга Трефолой инока Никона Вологженина. Β начал служба воскресная со всеми Евангелии воскресными, в нейже псалмы избранные на весь год с величаньми и иные приписи». Β издании грамот преподобного Кирилла Белозерского, сделанном Археографической комиссией (Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Том 1. 1334–1598. СПб., 1841. 32, с. 21–22, 24–26, 55–56), указана как основа публикации именно эта рукопись. Но листы, на которых послания в ней находятся, указаны неверно, а опубликованные тексты великим множеством мелочей отличаются от содержащихся в списке. Текст Духовной грамоты Кирилла Белозерского воспроизводится по подлиннику, хранящемуся в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике. Отдельные дефектные, не поддающиеся прочтению места оригинала восстанавливаются по его изданию, осуществленному Археографической комиссией (Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Том первый. 1334–1598. СПб., 1841. 31, с. 61–62). Все начало грамоты от слов «Во имя Святыя и Живоначальныя Троица» до слов «судъ страшный Спасовъ» представляет собой дословное заимствование из Духовной грамоты митрополита Киприана (ум. в 1406 г.) с заменой только слов «Киприанъ митрополит» на «Кирило игуменъ» (ср.: Акты, относящиеся до юридического быта Древней России. СПб., 1857, т. 1. с. 544). ПОСЛАНИЕ ЧУДОТВОРЦА КИРИЛЛА Господину благоверному и боголюбивому великому князю Василию Дмитриевичу – Кирило, чернечище многогрешный, со всей братиицей. За твою, господин, щедрую к нам милостыню многократно челом бьем и радуемся, господин, за тебя, что имеешь ты такую веру в Пречистую Богородицу и в нашу нищету, и твоему великому смирению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 9. Святые мученики Уже первые годы исторического бытия Церкви Христовой выдвинули тех, кого Ранняя Церковь стала именовать свидетелями , то есть тех, кто ценой своей жизни засвидетельствовал истинность своей веры во Христа. Когда просветители славян святые Кирилл и Мефодий стали переводить на славянский язык богослужебные тексты, то греческое слово мартис (=свидетель) они передали как мученик, тем самым указывая, что ради своей веры свидетели Христовы претерпевали тяжкие мучения. Сколько было христианских мучеников за более чем два с половиной века гонений на Церковь , никто не может сказать с точностью. И хотя древние христиане бережно хранили память об их подвиге, имена далеко не всех из них сохранились в исторических памятниках. Но Церковь всегда верила, что Господу известны имена всех, кто пострадал за исповедание Его имени, и потому в память всех них в IV в. был установлен особый праздник – Неделя всех святых , который стали отмечать в первое воскресенье после праздника Пятидесятницы. Ряд святых мучеников открывает диакон Стефан , о котором говорится в книге Деяний Апостолов и который получил в Церкви наименование первомученика. В книге Откровения Иоанна упоминается Антипа , епископ малоазийского города Пергам, названый «свидетелем верным», о котором сказано, что он был умерщвлен (2:13). В дальнейшем в церковной среде стали составляться особые описания страданий свидетелей веры, получившие названия «Акты (деяния) святых мучеников». Эти акты являются драгоценными свидетельствами о подвигах святых мучеников, о том, какие чудеса происходили по их вере. Чтобы лучше понять, что значили для христиан жестокие гонения, которым они подвергались, познакомимся с жизнью некоторых из святых мучеников, «Акты» которых дошли до нас. Святой священномученик Поликарп родился в 60-е гг. по Р.Х. и жил в городе Смирне на западе Малой Азии. Осиротев в детстве, он был усыновлен богатой христианкой, которая очень полюбила его и заботливо воспитывала. Как-то, когда Поликарп был еще подростком, его приемная мать должна была на время уехать и поручила Поликарпу все хозяйственные заботы по дому. Поликарп стал помогать бедным и так щедро раздавал запасы продовольствия, что, когда она вернулась, слуги стали ей жаловаться, что Поликарп все раздарил и полки пусты. Тогда приемная мать Поликарпа пошла осмотреть хозяйство и нашла запасы нетронутыми. Она рассердилась на слуг, доносивших ей, но Поликарп за них заступился и уговорил ее их простить.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Духовные миссии Духовная миссия в Японии Образована в 1870 году Ревельский епископ Николай (Касаткин) епископ, равноап., рукоположен с30.03.1880 по 24.03.1906 начальник Духовной миссии архиеп. Японский † 3.02.1912 Духовная миссия в Китае В 1807–1822 годах Переславский епископ Иннокентий (Кульчицкий) епископ, свт., рукоположен с 5.03.1721 по 15.01.1727 еп. Иркутский, Нерчинский и Якутский Духовная миссия в Иерусалиме Мелитопольские епископы Порфирий (Успенский) архимандрит, начальник Духовной миссии, инициатор ее создания с 1847 по 1854 будущий еп. Чигиринский, викарий Киевской епархии; † 19.04.1885 Поликарп (Радкевич) епископ Одесский, викарий Херсонской епархии с 24.03.1857 по 30.09.1857 начальник Русской миссии в Иерусалиме Кирилл (Наумов) епископ, рукоположен с 13.10.1857 по 22.06.1863 † 10.02.1866 Духовная миссия в Персии (Урмии) Урмийский и Супурганский епископ Иона-Мар епископ, рукоположен Иона-Мар епископ, воссоединен с Русской Православной Церковью 25.03.1898 † 23.04.1910 Основные источники, используемые при составлении данного издания Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской иерархии: в 7 т. – М., 1807–1815; – 2-е изд. – М., 1822. Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: в 3 ч. – М., 1892–1898. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви: в 2 т. – СПб., 1827. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877 Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872. Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. – СПб., 1841–1842. Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. – СПб., 1846–1853. Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 15 т. – СПб., 1863–1892.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОПОЛНЕНИЯ К «АКТАМ ИСТОРИЧЕСКИМ» издания, публиковавшие документы по истории России, Литовского великого княжества , Русской Церкви, католич. и униат. Церквей на рус., укр. и белорус. землях и в Прибалтике в XIII - сер. XVIII в. I. Издание «Дополнения к «Актам историческим, собранным и изданным Археографической комиссией»» (СПб., 1846-1875. 12 т.) (ДAU-I) является продолжением издания «Акты исторические» (СПб., 1841-1842. 5 т.). В ДAU-I, подготовленных в значительной части Я. И. Бередниковым и М. А. Коркуновым (1846-1858), опубликовано ок. 1,8 тыс. документов кон. X-XVII в. из архивов и рукописных собраний императорской Публичной б-ки (ныне РНБ), Б-ки АН, Румянцевского музеума (ныне РГБ), Синода, Сената, МИД, Оружейной палаты, ряда рус. монастырей, губ. и обл. архивов, архива графов Строгановых, по спискам, сделанным С. В. Соловьёвым в Стокгольмском архиве в 1838-1840 гг., а также по документам из коллекции Археографической комиссии , частных собраний и др. В ДAU-I наряду с широким кругом источников кон. X-XVII в. по истории России и Великого княжества Литовского напечатаны материалы, связанные с РПЦ, ее взаимоотношениями со светской властью и вост. Патриархатами: устав равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича ; жалованная грамота Юрьеву новгородскому муж. мон-рю вел. кн. св. Мстислава (Феодора) Владимировича и его сына св. кн. Всеволода (Гавриила) Мстиславича ; уставные грамоты Смоленской епархии; вкладная грамота прп. Варлаама Хутынского ; духовные, договорные и жалованные грамоты рус. царей, великих и удельных князей и княгинь; послания и поучения Киевских митрополитов Фотия и св. Ионы , Новгородских архиепископов Геннадия (Гонзова) , св. Макария и Феодосия , труды прп. Иосифа Волоцкого, послание старца Филофея к дьяку М. Г. Мунехину (Мисюрю); «уставы о трапезах» Троице-Сергиева и тихвинского Большого в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рей 1590 г.; ряд документов, связанных с начальным периодом Патриаршества в России: известия о начале Патриаршества, чин поставления патриарха Филарета 1619 г., грамота Иерусалимского патриарха Феофана IV ; акты мон-рей: Саввина Сторожевского в честь Рождества Пресв. Богородицы , Спасо-Каменного в честь Преображения Господня , Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова , новгородского Юрьева, Крыпецкого во имя ап. Иоанна Богослова , Соловецкого в честь Преображения Господня , Коневецкого в честь Рождества Пресв. Богородицы , нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня; материалы, связанные с Большим Московским Собором 1666-1667 гг. , документы 1668-1676 гг. об осаде Соловецкого мон-ря; акты Вологодской и Вятской кафедр; документы, связанные с колонизацией и христианизацией Сибири и Дальн. Востока; материалы, отражающие борьбу духовенства с пережитками язычества в Сев.-Зап. Руси в XVI в., и др. К первым 10 томам ДAU-I были изданы именной и географический указатели (СПб., 1875).

http://pravenc.ru/text/178967.html

1 Служебник, Последование Божественных литургий свв. Иоанна Златоуста и Василия Великого. 2 Диль, История Византийской империи. ИЛ, 1948, стр. 113. 3 Михаил Солунский был магистр риторов и протекдик храма св. Ссфии, в котором толковал Евангелие. Ннкифор Василаки — популярный в среде учащихся профессор, составивший, между прочим, новый учебник риторики (см. Е. Miller, „Preface d " un auteur byzantin», Annuaire de l " Assotiation pour encouragement des études grecques en France. Paris,1873, p. 135—157). Он же занимал кафедру толкования апостольских посланий. 4 Joannis Cinnami, Epitome, lib. 4, § 16, ed. Bonnae, 1836. Русск. пер., СПб., 1859, стр. 193—195. 5 Акад. Ф. И. Успенский обращает внимание на замечание Никиты Акомината. (P. G. 140, col. 185), поместившего эти акты в своем „ θησαυρ ; Opocitaiioci”, lib. 24, что эти материалы являются, собственно говоря, не столько соборными актами, сколько изложением истории собора с цитатами из утраченных подлинных актов (Ф. И. У с п е н с к и й, Очерки, стр. 219). Акты эти изданы по нескольким рукописям: 1) Tafel " Annae Comnenae supplem histor. eccles. graecorum, sec.XI, XII Tubingae, 1832 — по парижскому кодексу; 2) Angelo Mai в его серии сборников „Spicilegium Romanum”, т. X, Romae, 1844, 1—93 pp. — по Ватиканскому кодексу (перепеч. в P. G., 140, col. 137—202); 3) " Ιωαννης Ιαν .n. ελιν Πα - μιχ . β . " - λ . ον .t,. " AaïjVTjitv, 1890, 316—331 — по Патмосскому кодексу 366 („акты” только второго собора, май 1157 г.) 6 Эти анафематизмы были внесены в Синодик, читавшийся в Неделю Православия, и изданы у нас акад. Ф. И. Успенским (см. „Синодик в Неделю Православия». Одесса, 1893). 7 1) Мига1т, Essai de Chronographie byzantin, I, Bale et Genève. 1871, p. 169; 2) Α ρ х и м. А р с е н и й, Николай, Мефонский епископ XII в., и его сочинения (Христ. чтение. 1882, 7—8, стр. 165); 3) Свящ. Рыбаков, Историческая справка о Константинопольском соборе 1156 г. („Странник”, 1914, март, стр. 366 и 369) и другие. 8 Dräseke, Zu Nikolaus von Methone (Zeitschrift f. Kirchengeschichte, IX. 1887, стр. 414); А.П. Лебедев, Исторические очерки состояния визант. восточной Церкви в XI -XV вв. М., 1902, стр. 129, прим. 2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3446...

5. Рукописи собрания протоирея Илии Васильевича Ливанского Обзор рукописного собрания, пожертвованного в Музей протоиреем И.В. Ливанским 24 ноября 1905 г. Орловск ому Церковному историко-археологическому Обществу было пожертвовано собрание рукописей в архивных документах о. протоиреем И.В. Ливанским, ныне почетным членом и председателем Общества. Всего в собрании свыше 80 названий рукописей и архивных связок, из которых в настоящем выпуске 46 номеров. Вот общий обзор этих рукописей. Рукописи по происхождению случайны: системы в их подборе не наблюдалось: в общем они могут служить показателем того, что появилось в последние 20 лет на орловском антикварном рынке. Древних рукописей есть: 1 ркп. Относится к 16 в., 2 к 17–18, остальные 18 и 19 в. Можно наметить условно 2 разряда рукописей: первый – общего литературно-исторического характера, второй – рукописи, связанной с местным православным краем. В первом разряде стоят рукописи, часто встречающихся в рукописных собраниях: книги богослужебные, жития святых и сборники из святоотеческой назидательной и учительной письменности, летописец св. Димитрия Ростовского , письмо английского пастора Маларда к Феофану Прокоповичу о разностях церквей Есть хороший список Апостола 16 в. 4-й редакции по обозначению проф. Г.А. Воскресенского. Есть отрывок рыцарской повести 18 в. о Максионе, свиток иерусалимский, сень Богородицы, приговор пчелиный. Встречаются несколько интересных песен 18 в. Так, одна касается любовных похождений Петра I в Немецкой слободе в Москве («Зверечек мой, зверечек») ркп. 32, другая ведет речь о взятии Перекопа о боярине Семене Романовиче. Интересно также шутливое пьяницкое послание в ркп. 30. Рукописи и акты местного происхождения имеют для нашего общества особенный интерес. Особенно много актов. Все они не ранее 18 в. и касаются преимущественно земельных сделок, купли, продажи земли и крепостных крестьян; есть наказы управляющих, показания, ревизские сказки, челобитные, росписи помещичьего хозяйства, тяжебные дела по орловскому округу, а также по уездам Курской, Смоленской, Тверской, Саратовской и других губерний. Для характеристики крепостного права в пределах нашего края здесь дается обильный материал. Но еще больше значения имеют эти акты для истории местного землевладения в 18 – нач. 20 в.; это их значение определится в будущем, когда дойдет дело до разработки местных архивных материалов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

З. внес значительный вклад в источниковедение истории Церкви. Ученый опубликовал ряд древнерус. произведений, связанных с ранним периодом христианства на Руси, напр. «Память и похвала Иакова Мниха и Житие князя Владимира по древнейшему списку» (КСИС. 1963. Вып. 37. С. 66-75). Подготовил к печати делопроизводственные материалы Иосифова Волоколамского мон-ря (Книга ключей и Долговая книга Иосифо-Волоколамского мон-ря XVI в. М.; Л., 1948; совм. с М. Н. Тихомировым ), ряд документов в изд.: «Акты феодального землевладения и хозяйства» (М., 1956. Ч. 2). В инициированной З. и им же издаваемой сер. «Памятники русского права» (1952. Вып. 1; 1953. Вып. 2; 1955. Вып. 3; 1956. Вып. 4; 1959. Вып. 5) было опубликовано значительное число церковно-правовых актов: Уставы равноап. кн. Владимира Святославича и кн. Ярослава Владимировича (ПРП. 1952. Вып. 1), Уставная грамота св. кн. Ростислава Мстиславича 1137-1150 гг. в редакции 1150 г., грамоты новгородских князей XII в. на села и земли новгородским Юрьеву , Пантелеимонову и Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужским монастырям (Там же. 1953. Вып. 2). Под рук. З. канд. диссертацию о древнерус. княжеских уставах написал Я. Н. Щапов (опубл.: Щапов Я. Н. Княжеские уставы и Церковь в Древней Руси XI-XIV вв. М., 1972). З. исследовал историю «Краткого собрания» ханских ярлыков, в т. ч. определявших взаимоотношения Русской Церкви и монг. властей (ПРП. 1955. Вып. 3), уточнил датировку отдельных документов и всей коллекции. Вместе с изд. «Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси кон. XIV - нач. XVI в.» (М., 1952-1964. 3 т.) названные публикации составили прочный фундамент для изучения средневек. периода истории Русской Церкви. З. был редактором и составителем мн. др. сборников исторических документов, сопровождавшихся его статьями и комментариями (Тысячная книга 1550 г. и Дворовая тетрадь 50-х гг. XVI в. М.; Л., 1950; Троицкий список Новгородской первой летописи//Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950. С. 510-561 (совм. с А. Н. Насоновым); Пересветов И. С. Соч. М.; Л., 1956; Иоасафовская летопись. М., 1957; ПСРЛ. Т. 29. С. 3-116; Первое послание Курбского Ивану Грозному//Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским/Текст подгот.: Я. С. Лурье, Ю. Д. Рыков. М., 1981. С. 7-9, 352-355; Сказание о Мамаевом побоище: Осн. ред. по Ермолаевскому списку//Памятники Куликовского цикла/Гл. ред.: Б. А. Рыбаков, В. А. Кучкин. СПб., 1998. С. 223-250, и др.).

http://pravenc.ru/text/199799.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИНГЕНУИН [Генуин; лат. Ingenuinus] (VI - нач. VII в.), св. (пам. зап. 5 февр.), еп. Сабионы (нем. Зебен, близ совр. г. Кьюса (Клаузен), обл. Трентино-Альто-Адидже, Италия). Достоверные сведения о происхождении И. и его жизни до вступления на епископскую кафедру отсутствуют. Вероятно, Сабионская кафедра была основана в V в. (во время археологических раскопок 1978-1982 обнаружены остатки кафедрального собора V-VI вв.). Первым исторически засвидетельствованным епископом Сабионы является Маркелл, ему было адресовано послание Римского папы Пелагия I о воспитании духовенства (март 559). Некий Сабионский епископ подписал акты Собора в Градо, созванного патриархом Илией I (между 571 и 577-586) в 1-й год Патриаршества. Акты Собора частично сохранились в деяниях Собора в Мантуе (827), где указан Сабионский еп. Матернин (MGH. Conc. T. 2. Pars 2. P. 588) или Мартин ( Mansi. T. 14. Col. 497). Преемником этого епископа стал И., чья подпись стоит под актами Собора в Градо 579 г.: «Ингенуй, еп. Второй Реции» (Сабиона находилась на территории рим. пров. Вторая Реция) (Cronache veneziane antichissime. P. 7, 49, 70-71). В др. версии актов вместо И. под решениями Собора поставил подпись пресв. Маркиан: «Пресв. Маркиан за блаженнейшего Ингенуина, епископа св. Церкви Второй Реции» ( Mansi. T. 9. Col. 926). Т. о. И. был возведен на кафедру между 571 и 579 гг. Как и его предшественник, И. поддержал патриарха Илию, возглавившего т. н. аквилейскую схизму (см. ст. Аквилея ). Ряд епископов Сев. Италии отказались принять решения Вселенского V Собора (553), усмотрев в осуждении «Трех Глав» посягательство на авторитет Вселенского IV Собора в Халкидоне. Несмотря на давление визант. властей Равеннского Экзархата, Патриаршая кафедра в Аквилее поддерживала схизму. Согласно Павлу Диакону († ок. 800), между 588 и 590 гг. И. участвовал в Соборе в Мариане (ныне Марано), на к-ром Аквилейский патриарх Север, ранее признавший под давлением Византии решения V Вселенского Собора, принес покаяние и был принят епископами-схизматиками ( Paul.

http://pravenc.ru/text/389541.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАСТАМОНИТ [Констамонит; греч. Ιερ Μον Κασταμοντου, Κωνσταμοντου], мон-рь на горе Афон, освящен во имя первомч. Стефана. К. находится на расстоянии примерно 1,5 км от юго-зап. побережья п-ова Айон-Орос (Афон), между монастырями Дохиар (на юге) и Зограф (на севере), на лесистом склоне холма Криовуни. Занимает последнее место в иерархии 20 афонских мон-рей. Монастырский комплекс XVIII-XIX вв. возведен на месте визант. построек. Престольные праздники: дни памяти первомч. Стефана (27 дек.) и перенесения его мощей (2 авг.), память равноапостольных Константина и Елены (21 мая). Источники Документы К. XI-XV вв. утрачены, вероятно, из-за пожара 1424 г. Уцелели только акты, касающиеся зависимых от К. обителей Неакиту и Скамандрину ( Oikonomid è s. 1978. P. 4-5, 16). 2 акта XIV в., относящиеся к Скамандрину, возможно, попали в К. из мон-ря Кутлумуш во 2-й пол. XV в. Более поздние документы, особенно серб. и тур. акты, сохранились достаточно хорошо. Легендарная история монастыря («Историческое Слово»), составленная в поствизант. период, содержится в 2 рукописях и включает в себя наряду с относительно достоверными событиями целый ряд афонских преданий, в т. ч. о посещении Св. Горы Пресв. Богородицей, об основании церквей на Афоне равноап. имп. Константином I Великим и т. п. (Actes de Kastamonitou. 1978. P. 97-101). 1-я рукопись, пересказанная архим. Порфирием (Успенским) ( Порфирий (Успенский). 2007. Т. 1. С. 225, 266, 273-275; Он же. Второе путешествие по Св. горе Афонской. М., 1880. С. 263 и след.), была в 1845 г. увезена им в Россию, ее совр. место хранения неизвестно (Actes de Kastamonitou. 1978. P. 97). 2-я рукопись - Ath. Konstamon. 114 из монастырской типикарницы, находится в б-ке К. Этот кодекс был переписан в мае 1844 г. кастамонитским мон. Досифеем Лесбосским и содержит ряд текстов, гл. обр. посвященных истории Афона и К. По мнению Н. Икономидиса, список, сделанный мон. Досифеем, представляет собой отредактированный вариант текста, использованного архим. Порфирием. По всей видимости, легендарная история монастыря была составлена кастамонитским иером. Григорием, протосинкеллом К-польского Патриархата, в 1698 г. Впосл. Григорий стал патриаршим экзархом и закончил свою жизнь в Яссах (Actes de Kastamonitou. 1978. P. 98). История монастыря

http://pravenc.ru/text/1681303.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010