Merton, Thomas (1915–68): Roman Catholic Cistercian writer in the USA, author of The Sign of Jonas (London, 1953), Conjectures of a Guilty Bystander (Image Books, New York, 1968), etc. New Clairvaux, Monk of: author of Don’t You Belong to Me? (Paulist Press, N.Y., 1979). Newman, John Henry Cardinal (1801–90): leader of the Anglican Tractarians; became a Roman Catholic in 1845; author of The Arians of the Fourth Century (1833) and other works on the Fathers. Suso, Henry (c. 1295–1366): German Dominican mystical writer. See The Life of Blessed Henry Suso by Himself, tr. T.F. Knox (London, 1913). Thompson, Francis (1859–1907): Roman Catholic poet. Traherne, Thomas (c. 1636–74): English mystical poet and spiritual writer; author of Centuries of Meditations. Tyrrell, George (1861–1909): Roman Catholic writer linked with the Modernist movement. Index AUTHORS AND SOURCES Abraham Yakov of Sadagora, 70 Agathon, Abba, 140, 151 Andrew of Crete, St, 180, 186 Antony of Egypt, St, 12, 54, 142, 143, 146, 186 Antony, Metropolitan of Kiev, 105, 186 Aphrahat, 42, 52, 186 Arsenius, Abba, 172 Athanasius of Alexandria, St, 27, 186 Augustine, St, 22, 59, 108, 186 Basil the Great, St, 27, 43, 71, 93,186 Liturgy of, 103, 109 Beausobre, lulia de, 86, 131, 186 Berdyaev, Nicolas, 73, 186 Betjeman, John, 9 Blake, William, 14–15, 158 Boehme, Jacob, 172, 194 Book of the Poor in Spirit, 83,194 Brianchaninov: see Ignatii Bulgakov, Sergius, 79,187 Cabasilas: see Nicolas Cabasilas Christmas, hymns for, 94, 98, 103,114 Chrysostom: see John Chrysostom Clement of Alexandria, St, 71, 169, 187 Clément, Olivier, 22, 86, 159, 187 Climacus: see John Climacus Cloud of Unknowing, 20, 194 Colliander, Tito, 48, 151, 172, 173, 187 Cyril of Alexandria, St, 103, 187 Cyril of Jerusalem, St, 182, 187 Desert Fathers: see Sayings of the Desert Fathers Diadochus of Photike, St, 175, 187 Dimitrii of Rostov, St, 21, 187 Dionysius the Areopagite, St, 31, 141, 169, 172,187 Dostoevsky, Feodor, 73, 81, 108, 127, 128, 187 Duns Scotus, 92

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/th...

64. ГИМ. Собр. Донского мон. 13. Киево-Печерский патерик и Житие Григория Амиритского сер. XVI в. 1 ; 361 л. I; полуустав нескольких почерков. Печерский патерик занимает л. 1–205об.; концовка читается на л. 205–205об.; список полный. 65. Гос. архив Нижегородской обл. 167 (2р/П-20). Киево-Печерский патерик и сборник житий 1564 г. (см. запись на л. 323); 1°; полуустав. Печерский патерик занимает л. 1–324; концовка читается на л. 323; список полный. 66. ГИМ. Собр. Е.В. Барсова 746. Ркп. 1636 г. (см. запись на л. 290об.); л. 5–25, 139–243 нач. XVII в.; 4°; IX 295 л. (5 чист.); крупный полуустав нескольких почерков. Печерский патерик занимает л. 1–290об.; концовка читается на л. 290–290об.; список полный. Второй вид (К I ,2 ): 67. РНБ. Собр. М.П. Погодина (Ф. 588) 898. Ркп. нач. XVI в.; 4 ; 239 л.; полуустав (л. 2 об., 238 писаны другой рукой). На л. 238 – концовка особого рода, без летописи редакции. О ркп. см.: Ш – с. 14; А – с. 72. 68. РГБ. Собр. А.П. Гранкова (Ф.711) 86/24, пост. 1975г. 557 Сборник житий и поучений сер. XVI в. (копия списка 1464 г., составленного в Печерском монастыре по повелению иерея Иакова, см. запись на л. 194–194об.); 1°; 464 л. VII (III I 234 230 III); полуустав. Печерский патерик занимает л. 1(235)-194(429)об.; на л. 194–194об. концовка нетрадиционного характера; список Патерика полный (летописная заметка о пострижении Святоши входит в состав его жития, что характерно для списков Патерика редакции 1462 г.). 69. РГБ. Собр. В.М. Ундольского (Ф. 310) 389. Ркп. 1644 г. (см. запись на л. 1); 1°, 369 л.; полуустав. Список полный. О ркп. см.: Ш – с. 14; А – с. 72. В Кассиановской первой редакции Патерика обнаруживается ряд текстуальных изменений. В Слове, что ради прозвался монастырь Печерским, содержится указание на его автора – Нестора, имя которого трижды упоминается и в Слове, о перенесении мощей Феодосия Печерского . В Житии Феодосия указан год пострижения будущего святого – 1032, вставлен эпизод посещения печерского игумена перед смертью князем Святославом. Автором этих вставок, по мнению А.М. Кубарева, был Кассиан, по убеждению А.А. Шахматова, они принадлежали даже не Иоанну, а были сделаны ранее, ибо уже «Берсеньевский» список Патерика 1406 г. включал ряд дополнений (именование Феодосия архимандритом всея Руси, сравнение его с Феодосием Иерусалимским, указание на город, где родился святой). Отсутствие в этом списке эпизода посещения Феодосия перед смертью князем Святославом А.А. Шахматов объяснял так: эта вставка рассказывала о прощальной беседе Феодосия с братией, где упоминалось о правах, дарованных монастырю, следовательно, «есть основание думать, что редакция списком, и, быть может, оригиналом которой является Берсеньевская рукопись, была составлена епископом тверским Арсением, бывшим некогда архидиаконом у Киприана митрополита... а потому несомненно хорошо знакомым с возражениями Софийского клира на несправедливые притязания Печерского монастыря» 558 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

98 Там же. 2. Переписка, документы и печатные материалы о предках H. H. Глубоковского. 1797 г.–16 авг. 1918 г.; Письма Н. И. Озеркова Глубоковскому: ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 656. 100 ГА РФ. Ф. 5881. Оп. 1. 276. Л. 2. Письмо Глубоковского представителю РЗИА в Болгарии А. В Арцишевскому от 16 февр. 1933 г. 101 Петр (Еремеев), иеромонах. Софийский архив H. H. Глубоковского//ЦиВр. 2003. 2 (23). С. 150. Самая большая из четырех, «Глубоковские», насчитывает, судя по описи, 626 листов. 104 ЦВ. 1894. 1, 6 янв. С. 7. Примечание Глубоковского к статье «К вопросу о церковно-приходских школах», подписанной «Сельский священник». 105 .Определением Синода от 2–11 июня 1893 г. за 1480 Глубоковскому было преподано благословение за пожертвование 100 руб. в Ильинскую Кобыльскую церковь (ЦГИА СПб. Ф. 2162. 6. Л. 13–14. Свидетельство, выданное Вологодской духовной консисторией 29 июня 1893 г.). 107 ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 1104. Л. 1. Письмо Глубоковскому председателя Никольского отделения Великоустюжского Стефано-Прокопиевского братства протоиерея Иоанна Гвоздева от 20 марта 1904 г. В августе 1904 г. Ильинская церковно-приходская школа, руководствуясь постановлением Учебного комитета от 28 апреля 1900 г., ходатайствовала перед Никольским отделением Великоустюжского Стефано-Прокопиевского братства о разрешении поместить в школе портрет H. H. Глубоковского, но получила отказ (Там же. 1105. Письмо Никольского отделения Великоустюжского Стефано-Прокопиевского братства от 18 авг. 1904 г. на имя священника о. М. В. Попова). Тем не менее неофициально портрет повесить разрешили. 108 Согласно письму Глубоковского от 21 апр. 1905 г., 3/8 части ежегодной 4% ренты с этого капитала идут на нужды школ по усмотрению заведующего, 3/8 поступают законоучителю и помощнику поровну, а 2/8 расходуются на содержание церковного хора (ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 1310. Л. 1–1 об. Отчет заведующего школами священника о. Иоанна Быстрова о расходовании средств с капитала, пожертвованного H. H. Глубоковским в пользу Кобыльских Ильинских церковноприходских школ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Толстой Н.И. История и структура славянских литературных языков. М. 1988. С. 110-111. Русская Историческая Библиотека, издаваемая Археологической Комиссией. СПб. 1882. Т. VII. Кол. 485-486. « Аще убо кой тым следом ко исканию безсмертное правды пойдет, изучит и обрящет прекраснейшую и светозарнейшую правду, и узрит в ней прежде общаго воскресения воскресение и вся таинства » ( Иван Вишенский . Сочинения. М.-Л. 1955. С. 124). « духа сила... верою смиренномудрия (подвижно внимательному делателю заповедей Христовых от тоежде благодати Христовы ведати и разумети полезная и спасителная) даруется » ( Иван Вишенский . Сочинения. М.-Л. 1955. С. 172). Иван Вишенский . Сочинения. М.-Л. 1955. С. 125 Иван Вишенский . Сочинения. М.-Л. 1955. С. 162 « Си бо святыи аще и внешнее учение изучиша, но ничтоже о истинне от философского кичения навыкнути возмогоша, дондеже сие обезчестиша и теснаго пути следом разума Христова поидоша; его же обретше, тогда истинну навыкоша, смирение достигоша и наставници слепым и неведущим Бога и пути спасения быша» ( Иван Вишенский . Сочинения. М.-Л. 1955. С. 125). Иван Вишенский . Сочинения. М.-Л. 1955. С. 194 « што ныне латинская злоковарная душа, ослепленная и насыченная поганскими тщеславными и гордыми догматы, страждет, которая Божие премудрости и разума духовного, смирения, простоты и беззлобна вместити никакож не можеть » ( Иван Вишенский . Сочинения. М.-Л. 1955. С. 23). Иван Вишенский . Сочинения. М.-Л. 1955. С. 194 Иван Вишенский . Сочинения. М.-Л. 1955. С. 251 Иван Вишенский . Сочинения. М.-Л. 1955. С. 194 Успенский Б.А . Краткий очерк истории русского литературного языка (IX-XIX вв.). М. 1994. С. 84-85. См. по этому поводу: Успенский Б.А. Отношение к грамматике и риторике в Древней Руси (XVI-XVII вв.)// Успенский Б.А . Избранные труды, том 2. М. 1994. С. 7-25 Хотя некоторые современные исследователи считают, что фраза Господа на Кресте была произнесена на разговорном арамейском языке, но церковная традиция однозначно называет этот язык еврейским (т.е. древнееврейским) (см. Матвеенко В.А, Щеголева Л.И. Временник Георгия Монаха (Хроника Георгия Амартола). М.2000. - С.61). Кроме того, ряд библеистов тоже относят эти слова Христа к древнееврейскому (см. Языки, на которых говорил Иисус// http://cyberpedia.su/9x5527.html )

http://ruskline.ru/opp/2019/iyul/03/svya...

Часто рядом со «Словом о Законе и Благодати» Илариона называют и «Память и похвалу Владимиру» монаха Иакова. Но она написана, скорее всего, в конце XI в. и ее нельзя поэтому относить к источникам 30-40-х годов XI в. К тому же, в этом сочинении Борис и Глеб упоминаются как святые. Правда, А.А. Шахматов показал, что это сообщение о Борисе и Глебе может быть поздней вставкой. Словом, этот вопрос еще требует своего специального исследования. Алешковский М.Х. Глебоборисовские энколпионы... — C.112.; Поппэ А. О времени зарождения культа Бориса и Глеба//Russia mediaevalis, t. 1. — Munchen, 1973 — С.6-29. Памятники литературы Древней Руси. XI — начало XII века. — М.,1978. — C.148. Далее — ПЛДР. Там же, С.150. Там же, С.152. Исследованию этого вопроса посвящена монография: Ильин Н.Н. Летописная статья 6523 г. и ее источники. — М., 1957. ПЛДР — C.194. Там же, С.194. Воронин Н.Н. «Анонимное» Сказание о Борисе и Глебе//ТОДРЛ, т. XIII. — М.-Л., 1957. — С.20. ПЛДР — С.218. Там же, С.218. Там же, С.230-232. Там же, С.232. Радзивиловская летопись//ПСРЛ.,т.38. -Л.,1989. — С.89. ПЛДР — С.404. Там же, С.266. Там же, С.194. В «Чтении» о неверии митрополита-грека говорится еще более жестко: «Митрополитъ же бэ невэрьствуя, яко свята блаженая» (С.21). Голубинский Е.Е. История русской Церкви, т.1. — С.249. Успенский сборник XII-XIII вв. — М.,1971. — С.62-63; Абрамович Д.И. Жития святых... — С.56. Абрамович Д.И. Жития святых... — С.55-56. Там же, С.21. Там же, С.56. Там же, С.21-22. Ипатьевская летопись//ПСРЛ.,т.2. — СПб., 1908. — С.586-587. Лесючевский В.И. Вышгородский культ Бориса и Глеба в памятниках искусства//Советская археология, т. VIII, 1946. Алешковский М.Х. Глебоборисовские энколпионы...; Он же: Повесть временных лет. — М., 1971. — С.87-93. Алешковский М.Х. Глебоборисовские энколпионы... — С. 112. Абрамович Д.И. Жития святых... — С.18. Абрамович Д.И. Жития святых... — С.60. Вагнер Г.К. Искусство мыслить в камне. — М., 1990. — С. 54-56. Толочко П.П. Древняя Русь. — Киев, 1987. — С.91-92.

http://pravoslavie.ru/63278.html

Сагарда Н.И. Вера и жизнь христианская по учению св.отцов и учителей Церкви. Вып. 1–4. Петрограде, 1915. Сагарда Н.И. Святый Григорий Чудотворец , епископ Неокесарийский. Его жизнь, творения, богословие. Пг., 1916. Григорий, еп.Неокесарийский. Творения/Перевод Н.Сагарда . Пг., 1916. Сагарда Н.И. Фрагменты творений святого Григория Чудотворца и надписываемые его именем заклинательные молитвы//Христианское Чтение. 1916. 5–6. Сагарда Н.И. Взгляд на чтеца в древней Церкви//Прибавление к «Церковным Ведомостям. 1918. 15–16. С. 510–515. Сагарда Микола. Ochobhi проблеми Украинського бiблiorpaфiчharo репертуару//Бiблiomeчhый Збiphuk. Ч. 3. К., 1927. Ст. 43–59. Сагарда Микола. Организация бiблiorpaфuu на Ykpaihi//Журнал Бiблiomeko-зhabcmba та Бiблiorpaфiu. К., 1927. Ст. 1–13. Сагарда Микола. Обсяг поняття «nepioдuka». К., 1928. Сагарда Микола. Каталог видань Bceykpaihcьkoi akaдeмiu наук за 1930 г. К., 1931. Сагарда Микола. Каталог ahmukbaphoi книжки//Bceykpaihcьka akaдeмiя наук. К., 1932. Сагарда Микола. Систематичний каталог видань Bceykpaihcьkoi akaдeмiu наук за 1931 р.к. К., 1932. Сагарда Микола. Систематичний каталог видань Bceykpaihcьkoi akaдeмui наук за 1932 р.к. К., 1933. Рукописи: Письмо Н.И. Сагарда - Д.И. Абрамовичу . 18 Июля 1926 г.//ОР РНБ. Ф. 4, 79. Письма (26) Н.И. Сагарда- Н.Н. Глубоковскому . 1897–1913 г.//ОР РНБ. Ф. 194, on. 1, ед.хр. 771. Письма (15) Н.И. Сагарда - Н.Н. Глубоковскому . 1919–1921 г.//ОР РНБ. Ф. 194, on. 1, ед.хр. 772. Письмо Л. Сагарда – А.В. Лебедевой и Н.Н. Глубоковскому . 9 Апреля 1921 г.//ОР РНБ. Ф. 194, on. 1, ед.хр. 770. Список основных латинских сокращений: Adv. Eunom. – Василий Вел., св. Adversus Eunomium. Против Евноипя. Adv. haer. – Ириней Лионский , св. Adversus haereses. Против ересей. Adv. Herm. – Тертуллиан . Adversus Hermogenum. Против Гермогена. Adv. Iovin. – Иероним, блж. Против Иовиана. Adv. Iudaeos – Тертуллиан . Adversus Iudeos. Против иудеев. Adv. Iudaeos – Киприан. Adversus Iudeos. Против иудеев. Adv. Marc. – Тертуллиан . Adversus Marcionem. Против Маркиона.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

447 ЦГИА СПб. Ф. 2162. Оп. 1. Д. 12. Л. 79–79 об. В архиве Глубоковского есть брошюра Карташева «Реформа, реформация и исполнение церкви» (Пг., 1916) с дарственной надписью автора Глубо­ковскому (ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. Д. 1319). 455 ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. Д. 70–126. «Ваш труд поверг меня, конечно, в благоговейное изумление пред массой действительно и серьезно проработанной литературы, и затем в некоторое уныние по поводу своей собственной затеи, которая не может претендовать и на десятую долю..., – писал ему в октябре 1912 г. А. И. Покровский . – Простите, H. Н., но Вы прямо подавляете нас этой колоссальной прямо сверхъестественной ученостью» (Там же. Д. 699. Л. 22 об.). 456 В архиве имеется второе издание «Нового Завета Господа нашего Иисуса Христа на славянском и русском языках» (СПб., 1885) с редакционной правкой и пометами Глубоковского (ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. Д. 54). 27 июня 1897 г. Победоносцев писал: «Очень благодарен проф. Глубоковскому за труд его, нелегкий, по Евангелию от Иоанна. Я получил его пред отъездом за границу и ныне читал с большим интересом и много нахожу для себя поучительного» (Там же. Д. 29. Л. 173). Посылая Глубо­ковскому экземпляр исправленного Евангелия от Луки, он замечал 26 октября 1903 г.: «Премного благодарен Вам за указания в заметках Ваших, из коих многими я воспользовался» (Там же). Приводя эти отзывы Победоносцева, Глубоковский тут же грустно замечает, что не все «так внимательно и благосклонно» отнеслись к этой его работе и впоследствии он узнал, что начальник Правильной пала­ты с.-петербургской Синодальной типографии П. А. Гильтебрандт , косвенно задетый замечаниями Глубоковского по поводу перевода Нового Завета на 4 языках под его редакцией, «много агитировал» против Глубоковского и старался дискредитировать его труды (Там же. Л. 173–173 об.). Об использовании Победоносцевым замечаний Глубоковского см.: Новый Завет в переводе К. П. Победоносцева СПб., 2000. С. 19 21. 464 Глубоковский H. Н. Преосвященный Иоанн (Кратиров), бывший епископ Саратовский, ректор Санкт-Петербургской Духовной академии (1895–1899)//ХЧ. 1909. 3. С. 421–440.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

974 А. В. Петровский также выдвигал такой аргумент (Древний акт приношения. С. 419). Он основывается на факте, что молитва протесиса, свойственная ЗЛАТ итало-греческой рецензии (Barberini 336, LEW. P. 309), находится в чине Великого входа литургии св. Mapka XII в. по списку Vatican 1970 (Swainson. P. 2628. Col. 1). Нам неизвестно изначальное место этой молитвы в МАРК. Но она находится в начале литургии по рукописи Vatican 2281, 1207 г. ( Swainson. P. 2628. Col. 2). В сахидском фрагменте евхаристической литургии, изданном Квекке (Quecke) по списку Berlin Ms. or. fol. 1609, нет молитвы протесиса перед анафорой, но есть рецензия молитвы проскомидии византийской ВАС (Quecke. P. 115 ff). 981 Jedlika. S. 194. Прим. 4. Едличка нашел в Праге и издал пропавшие из начала кодекса листы, содержащие молитву протесиса. 983 Об этой рукописи см. Ibidem. P. 397; Mercier. P. 129; Tarchnisvili, Jakobusliturgie. P. 53; Jacob A. Formulaire. P. 86; id., Variantes. P. 292293. 984 Jedlicka, Prager Fragment. P. 194, no. 4. В качестве молитвы протесиса этот список дает традиционную молитву поклонения после Евангелия из ИАК (!) (Ibidem. P. 194, no. 2=Mercier. P. 176, 712; Tarchnišvili M. Liturgiae. 3, 913). 985 Mercier. P. 181, apparatus; 176, 1012. Грузинская версия XIIIXIV вв. ИАК по списку Borgia Georg. 7 содержит молитву протесиса вместе с экфонезисом после молитвы после Евангелия (Tarchnišvili M. Liturgiae. 29. Прим. 14). 997 Couturier A. Cours de liturgie grecque-melkite. III: La sainte liturgie. Jérusalem, 1930. P. 132. Муретов С. Проскомидия. С. 267. 1000 leratikon. Афины, 1951. P. 6465; Рим, 1950. P. 106; Служебник. София, 1924. С. 66; Рим, 1942. С. 202 (Русинская рецензия. С. 113). Мы не нашли эту рубрику в русских православных изданиях. Кутюрье (Couturier. Cours de liturgie III. P. 6364) свидетельствует о наличии подобной практики у мельхитов. 1001 См. Arhieratikon. Venice, 1714; Constantinople, 1820; Athens, 1902; и славянские источники в прим. 40. 1002 На праздник Преображения 1973 г. мы посетили греческую православную архиерейскую литургию в Пелопоннесе, за которой епископ был в предложении (на проскомидии) перед Великим входом так недолго, что он просто не мог совершить всего чина протесиса. На разные наводящие вопросы относительно современной греческой практики мы так и не получили вразумительного ответа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

2167 ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 699. Л. 17 об. Письмо от 29 июня 1909 г. Некоторое время Покровский выступал в качестве лектора (о Л. Н. Толстом и на другие темы) и писал Глубоковскому, что это занятие «довольно интересное и хорошо вознаграждаемое» (Там же. Л. 18. Письмо от 30 дек. 1911 г.). В 1914 г. Глубоковский поддержал его, имевшего репутацию «опального профессора», в деле с защитой докторской диссертации «Соборы древней Церкви первых трех веков» (Сергиев Посад, 1914), содействуя появлению печатных рецензий в «Церковном вестнике» и «Христианском чтении» и помогая другими дельными советами. 5 декабря 1914 г. Покровский писал ему: «...все более достойное и человечное страшно обезличено и запугано. Говорю здесь о лучших академических профессорах, которые, хотя и откликнулись лестными письмами на мою книгу, но тут же и уклонились под разными благовидными предлогами от печатных отзывов о ней. Из всех академических профессоров я пока твердо верю лишь в одного Вас, дорогой Николай Никанорович, и крепко уверен, что, если не словом , то самим делом (еще более действительным), Вы, несомненно, уже оказали и впредь окажете всякую зависящую от Вас помощь» (Там же. Л. 35 об.). Осенью 1916 г. Покровский был избран профессором Новороссийского университета. История с утверждением его в степени доктора завершилась лишь в 1917 г. Принимал активное участие в обновленческом движении на Украине, в 1925 г. избран в «члены Пленума обновленческого Синода». Скончался после 1928 г. (Голубцов С. Московская духовная академия в начале XX века. Профессура и сотрудники. Основные биографические сведения. М., 1999. С. 71). Значительная часть его писем Глубоковскому посвящена истории с защитой докторской диссертации (ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 699, 700). 2171 ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 438. Л. 12 об.–13. Став редактором «Богословского вестника» (с 4 мая 1917 г.), M. M. Тареев в первом редактируемом им номере опубликовал отрывки из ревизорского отчета архиепископа Димитрия и записки М. А. Остроумова (под заглавием «Освободительное движение и борьба за автономию в Московской духовной академии»), относящиеся непосредственно к себе, снабдив их обширными, несколько язвительными примечаниями (Страничка из независимой истории богословской науки (ревизия академии в 1908 г.)//БВ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Чтение Евангелия не отнимало много времени, и ученикам оно приносило большую пользу» (Воспоминания Н. А. Ильинского. Л. 33–34). Ильинский также замечал, что в Никольске «о. протоиерей пользовался громадным авторитетом» (Там же. Л. 34). 153 «Он как-то особенно умел хвалить и поощрять тех учеников, которые хорошо писали . Мы любили о. Александра за его простоту в обращении с нами и отеческое к нам отношение» (Воспоминания Н. А. Ильинского. Л. 29 об.). 154 [Григоревский М. X.] Отчет о ревизии.... С. 37, 38. «Он обладал хорошим голосом, на уроках был строг и часто раздражителен, но по душе был добр, иногда любил и пошутить» (Воспоминания Н. А. Ильинского. Л. 29 об.). 158 ОР РНБ. Ф. 194. Он. 1. 29. Л. 49 об. Записная книжка H. H. Глубоковского. Впоследствии Кубасов был смотрителем и духовником училища, с 1889 г. настоятелем открытой при училище Александро-Невской домовой церкви и основателем земской библиотеки, скончался в земляной пещере на берегу реки Юг. (Никольская старина... С. 222–225). В архиве Глубоковского сохранились письма Кубасова к нему (ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 554). 159 Доброумов Я. Д. История Никольского духовного училища...//Вологодские ЕВ. 1898. 13, 1 июля. С. 323. 163 Доброумов Я. Д. История Никольского духовного училища...//Вологодские ЕВ. 1898. 24. 15 дек. С. 605. 167 ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 29. Л. 23 об. Впоследствии Сырнев состоял земским начальником в Вятской губернии (Воспоминания Η. А. Ильинского. Л. 37). 168 Глубоковский H. H. Учебный комитет при Святейшем Синоде и состояние духовной школы – в исторической перспективе//Глубоковский H. H. По вопросам духовной школы (средней и высшей) и об Учебном Комитете при Святейшем Синоде. СПб., 1907. С. 83. 169 По отзыву историка духовной школы, профессора КазДА П. В. Знаменского , отчеты Керского «составляли целую библиотеку педагогических заметок и материалов для истории духовного образования в России» (Знаменский П. В. История Казанской духовной академии. Т. 3. Казань, 1892. С. 380). 171 [Глубоковский Н. Н. ] Об «учении чтению по-русски» в духовно-учебных заведениях//ЦВ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010