Разделы портала «Азбука веры» 1. Что общее у всех трёх Лиц Святой Троицы? 1 2 3 4 5 Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов. Правильные ответы: Верно! Комментарий: В Боге мы созерцаем Три Личности, абсолютно тождественные по природе и силам, но различные по образу своего бытия. «Быть нерожденным, рождаться и исходить дает именования: первое — Отцу, второе — Сыну, третье — Святому Духу, так что неслитность Трех Ипостасей соблюдается в едином естестве и достоинстве Божества», — пишет святитель Григорий Богослов .  Они равны и едины во всем, «кроме нерожденности, рождения и исхождения», — пишет святой Иоанн Дамаскин . Ответить 2. Какие аналогии обычно применяют для хотя бы приблизительного объяснения триединства Бога? 1 2 3 4 5 Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов. Правильные ответы: Верно! Комментарий: Когда блаженный Августин рассуждал о таинстве Святой Троицы, хотел постичь эту непостижимую тайну существа Божия и долго размышлял об этом, он сидел на берегу Адриатического моря, вдруг увидел он на берегу отрока, который выкопал маленькую яму, черпал ведром воду из моря и хотел залить эту ямку. Блаженный Августин спросил у него: «Что ты делаешь?» Он сказал: «Я хочу это море перечерпать в эту маленькую ямку». И сказал тогда блаженный Августин : «Это невозможно сделать, море такое великое, а ямка такая маленькая». И тогда отрок отвечает ему: «А как ты, будучи человеком и существом ограниченным, пытаешься проникнуть в тайны существа Божия, они непостижимы и безграничны, и Бог познается только любовью». Чтобы сделать учение о Троице более доступным для понимания, Святые Отцы иногда прибегали к аналогиям и сравнениям. Так например, Троицу можно сравнить с солнцем: когда мы говорим " солнце, " мы имеем в виду само небесное тело, а также солнечный свет и солнечное тепло. Свет и тепло являются самостоятельными " ипостасями, " однако они не существуют изолированно от солнца. Но также и солнце не существует без тепла и света... Другая аналогия: вода, источник и поток: одно не бывает без другого... В человеке есть ум, душа и слово: ум не может быть без души и слова, иначе он был бы без-душным и бес-словесным, но и душа и слово не могут быть без-умными. В Боге есть Отец, Слово и Дух, и, как говорили защитники " единосущия " на Никейском Соборе, если Бог Отец когда-либо существовал без Бога Слова, значит Он был бес-словесным или не-разумным.

http://azbyka.ru/test/svjataja-troica

Сортировать по Исключить новости Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар 9 мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочившегося почитания русским народом великого угодника Божия, перешедшего из Греции одновременно с принятием христианства. Слава о чудотворениях, явленных Святителем на земле и на море, была широко известна русскому народу. Их неистощимая сила и обилие свидетельствуют об особой благодатной помощи великого святого страждущему человечеству. В XI веке греческая империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и сёла, убивая их жителей, и сопровождали свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром. Никола Зарайский В 792 году калиф Аарон Аль-Рашид послал начальника флота Хумейда разграбить остров Родос. Опустошив этот остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать гробницу святителя Николая. Но вместо нее он взломал другую, стоявшую рядом с гробницей Святителя. Едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти все суда были разбиты. Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков. Жители города Бар, расположенного на берегу Адриатического моря, решили спасти мощи святителя Николая. В 1087 году барские и венецианские купцы отправились в Антиохию для торговли. И те и другие предполагали на обратном пути взять мощи святителя Николая и перевезти их в Италию. В этом намерении жители Бар опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах. Вперед были посланы два человека, которые, вернувшись, сообщили, что в городе — все тихо, а в церкви, где покоится величайшая святыня, они встретили только четырех монахов. Тотчас 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая, монахи-сторожа, ничего не подозревая, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого, где, по обычаю, чужестранцев помазывали миром от мощей святителя.

http://pravmir.ru/svyatitel-nikolaj-arxi...

Русский навигатор. Часть 10 Средиземноморский поход эскадры Ушакова напоминает паломничество по святым местам. Поклонившись святыням Ионических островов, в конце лета 1799 года русские моряки служили благодарственный молебен у мощей святителя Николая Чудотворца в Бари. Точнее – отряд из 650 десантников под началом капитана фрегата «Счастливый» Г.Г. Белли, высаженный для освобождения от французов юга Италии. На севере тем временем победоносно шествовал Александр Суворов. Ушаков с флотом блокировал прибрежные гарнизоны и зачищал Адриатическое море от вражеских каперов. Совместно разработанный ушаково-суворовский план действий не оставлял неприятелю шансов. О русских моряках в Италии слагали легенды. Стремительным марш-броском капитан-лейтенант Белли провел отряд вдоль подножья сапогообразного полуострова, давая бой в разы превосходящему противнику, и 29 мая 1800 года взял Неаполь. Павел I пожаловал капитану фрегата «Счастливый» очень высокую награду, никогда ранее не присуждаемую лейтенантам, – орден Анны 1-й степени. «Белли думал меня удивить; так и я удивлю его», – объяснял свое решение император. Неаполитанский министр Мишеру, сопровождавший русских морпехов, писал Ушакову: «В промежуток 20 дней небольшой отряд возвратил моему королевству две трети королевства. Это еще не все: войска заставили население обожать их… Вы могли бы их видеть осыпанными ласками и благословениями посреди тысяч жителей, которые называли их своими благодетелями и братьями… Конечно, не было другого примера подобного события: одни лишь русские войска могли совершить такое чудо. Какая храбрость! Какая дисциплина! Какие кроткие, любезные нравы! Здесь боготворят их, и память о русских останется в нашем отечестве на вечные времена». В подтверждение своих слов Мишеру приводит эпизод похода: «Колонна из тысячи патриотов (то есть французов и неаполитанских республиканцев) приближалась к Портичи от Торе-дель-Аннунциата; против них было выставлено лишь 120 русских солдат, и русские бросились в штыки на превосходящего их в десять раз неприятеля. 300 французов были перебиты, 60 взято в плен, остальные разбежались и были истреблены окрестными крестьянами. Русские забрали при этом пять пушек и два знамени. Я не могу не заметить, до какой степени это дело покрыло ваших русских славой. С этого момента весь народ (то есть неаполитанский) возложил все свои надежды и упования на присутствие таких храбрых людей».

http://pravoslavie.ru/56152.html

Глава 28 Продолжение путешествия св. Апостола Павла в Рим: гостеприимство иноплеменников на острове Мелит, ехидна, не причинившая Павлу вреда, исцеление Павлом многих больных на острове и дальнейшее путешествие (1-14). Прибытие в Рим (15-16); двукратная беседа св. Павла с римскими иудеями (17-29). Заключение книги Деяний Апостольских (30-31). События на острове Мелит (28:1-14). Спасшиеся от кораблекрушения узнали от жителей острова, собравшихся на берегу, что остров называется Мелит. Некоторые из древних толкователей полагали, что это маленький островок в собственно Адриатическом море, близ берегов Далмации, около Рагузы, ныне называемая Меледа, но против такого предположения говорит то, что в собственно Адриатическом море не бывает таких сильных бурь, что от Крита корабль несло северо-восточным ветром, почему он не мог попасть от критских берегов на север и, наконец, от того Мелита ближайший путь на Рим не мог бы быть через Сицилию (см. ст. 12). Новейшие исследователи почти единогласно признают, что остров, на который были выброшены св. Ап. Павел со спутниками был нынешняя ?альта, древний Мелит, в 15-ти географических милях (около 100 верст) к югу от Сицилии и около 50 миль от африканского берега. Сюда они действительно могли быть принесены от Крита, после бурного плавания, северо-восточным ветром и отсюда прямой путь в Рим действительно был через Сицилию и по западному берегу Италии, как описано далее (ст. 12-13). Притом на Мальте до сих пор существует предание о пребывании там Ап. Павла, тесно связанное с дальнейшим рассказом кн. Деяний. Жителей Мальты Дееписатель называет " варварами " ( " иноплеменниками " ) с точки зрения греков и римлян, которые всех, не говоривших по-гречески и по-латыни, называли варварами. Поселенцы Мальты, вероятно, были пунического происхождения (финикийско-карфагенского). Они оказали теплое гостеприимство потерпевшим кораблекрушение, разложив огонь, чтобы согреть их, так как был дождь и холод. Когда Павел собрал много хвороста и бросил его в огонь, оцепеневшая от холода в хворосте ехидна от жара пробудилась, вышла из огня и повисла на руке Павла. Жители острова, увидев эту ядовитейшую змею на руке Павла, были уверены, что его ожидает немедленная смерть от ее укуса и стали говорить, что он, вероятно, убийца, если его, спасшегося от моря, суд Божий не оставляет жить. Но когда они увидели, что он стряхнул змею в огонь, не потерпев никакого вреда, то стали говорить, что он бог, то есть, по их языческому представлению, один из богов, принявший на себя образ человека. В настоящее время на Мальте нет ядовитых змей, а у туземцев есть предание, что с тех пор, как св. Павел стряхнул ехидну в огонь, вся эта порода ядовитых пресмыкающихся утратила свою ядовитость.

http://sedmitza.ru/lib/text/430589/

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Море в море 2. Из неопубликованной книги «Голубые дороги» 15.09.2022 985 Время на чтение 9 минут Часть 1       Меня ещё в школе занимало то, что как это так: у океана  есть ещё и свои  мор я.  Саргассово, например, у Атлантического, Баренцово у Ледовитого.  Так то у океанов. А  Средиземное море это море, и у него тоже есть свои моря: Эгейское, Адриатическое, Тирренское. То есть, если мы вошли в Эгейское, то вошли ли мы в Средиземное?     И где границы меж морей?       Ах ты, ах ты! Как заиграли дельфины! Три красавца неслись перед носом, и что только не  выделывали! Синхронно, согласно плясали на хвостах, прыгали по дуге, веером разбегались, вновь сбегались, шли параллельно троечкой, будто запряглись и везли нас. Уверен, что они понимали, что мы любуемся, даже хлопаем. Дети восторженно кричали. Одна девочка кинула яблоко, а дельфины, видимо, решили, что это камень (значит, пуганые), и унырнули. «И вновь унылым стало море».     Потом, ещё выходил, видел ската, маленькая акула носилась, но дельфинов не было.       Но главное-то – идем меж  Сциллой и Харибдой. Сильна доселе античность в виде двух островов. Одиссей плыл. Да, и веришь, плыл. К мачте привязывали, уши воском залепливали. А, это уже от сирен спасались. Тут всё и было. Цель у них всё-таки барахольная – золотое руно. И из-за этого  Пенелопу бросать? Не она же посылала, поехал для читателей.     Литература перевирает жизнь, делает её вроде бы интереснее, но в итоге отвращает от неё. Не Герасим же утопил Муму, а Тургенев.     Куда денешься, не хватило предкам  Священного Писания, Житийной литературы, сказок, пословиц – правил жизни, подползло желание не только вразумления, но и развлечения.     Без христианской основы литература становится обслугой материального интереса. Учить захотелось.       Будто специально к этим рассуждениям подарили книгу о Патриархе Пимене. Какая тяжесть каких времён ему выпала. В книге напечатано письмо к нему от Солженицына. Помню, об этом письме щебетали все зарубежные голоса, ходило оно по рукам. И читали, дураки, и  поддерживали  Солженицына. А письмо его хамское, приторное, высокомерное, поучающее.  Патриарх не ответил писателю, и правильно. Письмо было провокацией. А главная гадость в том, что оно ещё ранее было переправлено на Запад и уже читалось по всем «голосам».

http://ruskline.ru/analitika/2022/09/15/...

Константинопольская/Новости Патриарх Константинопольский Варфоломей посещает Эстонию HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Дмитрий Сафонов Патриарх Константинопольский Варфоломей посещает Эстонию Визит Патриарха Варфоломея связан с проведением экологического симпозиума «Балтийское море: общее наследие и общая ответственность». Как сообщает газета «Молодежь Эстонии», заседание симпозиума состоялось в среду на борту судна Ocean Monarch, пришвартовавшегося в Таллиннском порту. Организаторами «плавучего» симпозиума, который проходит на борту Ocean Monarch в различных портах Балтийского моря с 31 мая по 8 июня, являются Константинопольский Патриарх Варфоломей и председатель Европейской комиссии Романо Проди. В симпозиуме принимают участие более двухсот ученых, теологов, политиков и журналистов из разных стран. Таллинн, 5 июня 2003 г. Визит Патриарха Варфоломея связан с проведением экологического симпозиума «Балтийское море: общее наследие и общая ответственность». Как сообщает газета «Молодежь Эстонии», заседание симпозиума состоялось в среду на борту судна Ocean Monarch, пришвартовавшегося в Таллиннском порту. Организаторами «плавучего» симпозиума, который проходит на борту Ocean Monarch в различных портах Балтийского моря с 31 мая по 8 июня, являются Константинопольский Патриарх Варфоломей и председатель Европейской комиссии Романо Проди. В симпозиуме принимают участие более двухсот ученых, теологов, политиков и журналистов из разных стран. В Таллинне участники симпозиума обсуждали тему «Окружающая среда и глобализация. Кто контролирует технологию и информацию?» Экологические симпозиумы «Религия, наука и окружающая среда» проводятся с 1995 года по инициативе Патриарха Варфоломея. В рамках симпозиумов ученые со всего мира обсуждают специфические проблемы окружающей среды, главным образом сосредотачиваясь на экологии рек и морей. Первый симпозиум в 1995 году проводился на Эгейском море и, соответственно, был посвящен его экологии. Второй симпозиум (в 1997 году) прошел на Черном море, третий (в 1999 году) – на реке Дунае, четвертый (в 2002 году) – на Адриатическом море. В кулуарах симпозиума циркулировало предложение: следующий раз собраться на Северном полюсе.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Повесть временных лет Вот повести минувших лет, откуда пошла русская земля, кто в киеве стал первым княжить и как возникла русская земля. Так начнем повесть сию. По потопе трое сыновей Ноя разделили землю — Сим, Хам, Иафет. И достался восток Симу: Персия, Бактрия, даже и до Индии в долготу, а в ширину до Ринокорура, то есть от востока и до юга, и Сирия, и Мидия до реки Евфрат, Вавилон, Кордуна, ассирияне, Месопотамия, Аравия Старейшая, Елимаис, Инди, Аравия Сильная, Колия, Коммагена, вся Финикия. Хаму же достался юг: Египет, Эфиопия, соседящая с Индией, и другая Эфиопия, из которой вытекает река эфиопская Красная, текущая на восток, Фивы, Ливия, соседящая с Киринией, Мармария, Сирты, другая Ливия, Нумидия, Масурия, Мавритания, находящаяся напротив Гадира. B его владениях на востоке находятся также: Киликня, Памфилия, Писидия, Мисия, Ликаония, Фригия, Камалия, Ликия, Кария, Лидия, другая Мисия, Троада, Эолида, Вифиния, Старая Фригия и острова некии: Сардиния, Крит, Кипр и река Геона, иначе называемая Нил. Иафету же достались северные страны и западные: Мидия, Албания, Армения Малая и Великая, Каппадокия, Пафлагония, Галатия, Колхида, Босфор, Меоты, Деревия, Сарматия, жители Тавриды, Скифия, Фракия, Македония, Далматия, Малосия, Фессалия, Локрида, Пеления, которая называется также Пелопоннес, Аркадия, Эпир, Иллирия, славяне, Лихнития, Адриакия, Адриатическое море. Достались и острова: Британия, Сицилия, Эвбея, Родос, Хиос, Лесбос, Китира, Закинф, Кефаллиния, Итака, Керкира, часть Азии, называемая Иония, и река Тигр, текущая между Мидией и Вавилоном; до Понтийского моря на север: Дунай, Днепр, Кавкасинские горы, то есть Венгерские, а оттуда до Днепра, и прочие реки: Десна, Припять, Двина, Волхов, Волга, которая течет на восток в часть Симову. В Иафетовой же части сидят русские, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы. Ляхи же и пруссы, чудь сидят близ моря Варяжского. По этому морю сидят варяги: отсюда к востоку — до пределов Симовых, сидят по тому же морю и к западу — до земли Английской и Волошской. Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и прочие, — они примыкают на западе к южным странам и соседят с племенем Хамовым.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3693...

Содержание ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ    Начало княжения Святослава, сына Игорева...    Об убиении Бориса    Начало княжения Ярослава в Киеве    Начало княжения Изяслава в Киеве    Начало княжения Всеволода в Киеве Информация о первоисточнике ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ    Так начнем повесть сию.    По потопе трое сыновей Ноя разделили землю — Сим, Хам, Иафет. И достался восток Симу: Персия, Бактрия, даже и до Индии в долготу, а в ширину до Ринокорура, то есть от востока и до юга, и Сирия, и Мидия до реки Евфрат, Вавилон, Кордуна, ассирияне, Месопотамия, Аравия Старейшая, Елимаис, Инди, Аравия Сильная, Колия, Коммагена, вся Финикия.    Хаму же достался юг: Египет, Эфиопия, соседящая с Индией, и другая Эфиопия, из которой вытекает река эфиопская Красная, текущая на восток, Фивы, Ливия, соседящая с Киринией, Мармария, Сирты, другая Ливия, Нумидия, Масурия, Мавритания, находящаяся напротив Гадира. B его владениях на востоке находятся также: Киликня, Памфилия, Писидия, Мисия, Ликаония, Фригия, Камалия, Ликия, Кария, Лидия, другая Мисия, Троада, Эолида, Вифиния, Старая Фригия и острова некии: Сардиния, Крит, Кипр и река Геона, иначе называемая Нил.    Иафету же достались северные страны и западные: Мидия, Албания, Армения Малая и Великая, Каппадокия, Пафлагония, Галатия, Колхида, Босфор, Меоты, Деревия, Сарматия, жители Тавриды, Скифия, Фракия, Македония, Далматия, Малосия, Фессалия, Локрида, Пеления, которая называется также Пелопоннес, Аркадия, Эпир, Иллирия, славяне, Лихнития, Адриакия, Адриатическое море. Достались и острова: Британия, Сицилия, Эвбея, Родос, Хиос, Лесбос, Китира, Закинф, Кефаллиния, Итака, Керкира, часть Азии, называемая Иония, и река Тигр, текущая между Мидией и Вавилоном; до Понтийского моря на север: Дунай, Днепр, Кавкасинские горы, то есть Венгерские, а оттуда до Днепра, и прочие реки: Десна, Припять, Двина, Волхов, Волга, которая течет на восток в часть Симову. В Иафетовой же части сидят русские, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы. Ляхи же и пруссы, чудь сидят близ моря Варяжского. По этому морю сидят варяги: отсюда к востоку — до пределов Симовых, сидят по тому же морю и к западу — до земли Английской и Волошской. Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и прочие, — они примыкают на западе к южным странам и соседят с племенем Хамовым.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3693...

Погибший грузинский архимандрит посмертно награжден за мужество В результате пожара и крушения погибли 12 человек, среди которых был и архимандрит Илия, до последнего помогавший спасать остальных пассажиров. 27 ноября, 2015 В результате пожара и крушения погибли 12 человек, среди которых был и архимандрит Илия, до последнего помогавший спасать остальных пассажиров. Международная морская организация посмертно наградила настоятеля Мцхетского мужского монастыря святого царя Давида Агмашенебели, архимандрита Илию (Картозия), погибшего на пароме «Norman Atlantic» за особое мужество, проявленное на море. Напомним, что катастрофа с греческим паромом  «Norman Atlantic» произошла 28 декабря 2014 года в Адриатическом море. В результате пожара и крушения погибли 12 человек, среди которых был и архимандрит Илия, до последнего помогавший спасать остальных пассажиров. Паром был перегружен. На его борту находилось 487 пассажиров и 12 членов экипажа. Спасательная операция продолжалась 36 часов. Генеральный секретарь Международной Морской организации Коджи Секимуци передал награду в Лондоне министру экономики и устойчивого развития Грузии Дмитрию Кумсишвили, который сообщил, что сразу же по возвращении на родину, по завершении работы 114-й сессии секретариата ММО, проходящего в столице Англии, передаст ее семье архимандрита Илии (Картозия). Архимандрит Илия уступил свое место в спасательной шлюпке женщине с ребенком и остался на палубе, но спасателям не удалось сохранить ему жизнь. До настоящего времени ни один представитель Грузии не удостаивался столь высокой награды, каковым является Сертификат Мужества, переданный семье архимандрита Илии Международной морской организацией по инициативе Международного агентства морского транспорта. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/pogibshiy-gruzinskiy-a...

«Радуйтесь и веселитесь» в международном православном лагере «РУМИЯ» в Черногории В июне в черногорском поселке Чань прошли две смены международного православного лагеря «Румия», открытого к 300-летнему юбилею дружбы России и Черногории, в котором приняли участие дети из России, Латвии и Черногории. Уже в августе лагерь снова зовет в свои ряды детей и их родителей для совместного отдыха, спорта, творчества, изучения языков и знакомства с православными святынями и природными красотами Черногории. 15 июля, 2011 В июне в черногорском поселке Чань прошли две смены международного православного лагеря «Румия», открытого к 300-летнему юбилею дружбы России и Черногории, в котором приняли участие дети из России, Латвии и Черногории. Уже в августе лагерь снова зовет в свои ряды детей и их родителей для совместного отдыха, спорта, творчества, изучения языков и знакомства с православными святынями и природными красотами Черногории. «Радуйтесь и веселитесь» в международном православном лагере «РУМИЯ» в Черногории Морские эстафеты - победители боев на матрасах празднуют победу В июне в черногорском поселке Чань прошли две смены международного православного лагеря «Румия» , открытого к 300-летнему юбилею дружбы России и Черногории, в котором приняли участие дети из России, Латвии и Черногории. Уже в августе (дата заезда – 8 августа) лагерь снова зовет в свои ряды детей и их родителей для совместного отдыха, спорта, творчества, изучения языков и знакомства с православными святынями и природными красотами Черногории. Публикуем ниже фоторепортаж о жизни лагеря «Румия». Первые смены «Румии» прошли с 28 мая по 27 июня, по 30 человек вместе со взрослыми в каждой. Ребята не только купались в Адриатическом море, но и занимались рукопашным боем, волейболом, изучали правила выживания в горах и на воде, основы медицины, журналистики, сербского языка, пели и играли на творческих вечерах. Отправляемся в сплав по горной реке Тара Дети и на море не остаются без дела - обустроили бассейн для морских ежей

http://pravmir.ru/radujtes-i-veselites-v...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010