Глава II. Возникновение тринитарной доктрины в доникейский период латинской патристики (150–325 гг.) 1. Тринитарная доктрина Тертуллиана 1.1. Введение Первым представителем латинской патристики, обратившимся к тринитарному вопросу, был выдающийся ранний латинский теолог и апологет – Квинт Септимий Флорент Тертуллиан . Он происходил из языческой патрицианской семьи 774 , проживавшей в столице проконсульской Африки – городе Карфагене. Тертуллиан получил прекрасное образование в области латинской словесности, философии, медицины и особенно права. Кроме латинского языка он хорошо владел греческим, на котором мог не только говорить, но и писать 775 . Получив профессию юриста и адвоката, Тертуллиан какое-то время работал в Риме 776 , а затем ок. 193–195 гг. вернулся в Карфаген. Вскоре в жизни Тертуллиана произошел коренной переворот – в возрасте ок. 30 лет он, в прошлом язычник, враждебно настроенный к христианству, вдруг принял крещение 777 . После обращения Тертуллиан направил всю свою энергию, знания и таланты на защиту христианства. Он написал несколько апологий, адресованных языческой аудитории, а также целый ряд догматико-полемических сочинений, посвященных в основном опровержению гностических и других неортодоксальных учений. Среди этих сочинений выделяется одно, специально посвященное тринитарному вопросу – трактат «Против Праксея» (Adversus Praxean) 778 . Он был написан ок. 213 г. и направлен против некоего Праксея, распространявшего в Риме учение о том, что Бог абсолютно един и что нет реального различия между Отцом и Сыном 779 . Такое учение впоследствии получило название монархианства 780 , поскольку, как заявлял Праксей и его последователи 781 , они придерживались такого представления о Боге, в котором главным было понятие Божественной «монархии» (от греч. μοναρχα, «единое начало», «единая власть»). Поскольку из учения Праксея также следовало, что на кресте пострадал Сам Бог Отец 782 , оно получило еще одно название – патрипассианство (т.е. «учение о страдании Отца») 783 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Двадцать третий день. Поучение 4-ое. Преподобный Амфилохий Иконийский. (Иисус Христос есть истинный Сын Божий). I. Преподобный Амфилохий, память коего ныне, жил в IV веке и был современником и другом Василия Великого и Григория Богослова . Первоначально он занимал должность адвоката в каппадокийском городе Деокесарии. В 373 году он оставил мир и удалился в пустыню. Но не долго пробыл он в уединении; через год иконийские христиане пожелали иметь его епископом. Амфилохий сначала отказывался, чувствуя себя недостойным священного сана; но так как друзья его настаивали на избрании и особенно Василий Великий советовал ему принять епископство, то Амфилохий уступил общему желанию. Деятельность Амфилохия на пользу церкви была поистине неутомима. В 381 году он присутствовал на втором вселенском соборе для утверждения истинной веры против Македония, нечестиво учившего о Св. Духе, в 383 году он предпринял путешествие в Константинополь и просил императора Феодосия запретить арианам (отвергавшим божественное достоинство Сына Божия) публичные собрания. Император нашел эту меру слишком строгою и отказался исполнить просьбу святителя. Тогда Амфилохий поступил очень смело. Прийдя во дворец, он приветствовал Феодосия как должно, а сына его Аркадия небрежно потрепал по щеке, сказав: «здравствуй, дитя». Феодосий остался очень недоволен и приказал Амфилохию приветствовать Аркадия, как царского сына: но Амфилохий отвечал, что достаточно чести, оказанной ему самому. Разгневанный император приказал Амфилохию немедленно оставить дворец. «Видишь, государь», сказал святитель, «как оскорбляет тебя то, что я не оказал должной почести твоему сыну; поверь же, что и Бог не потерпит тех, которые унижают Сына Его Единороднаго». Феодосий понял урок, просил извинения у Амфилохия и затем издал указ, которого тот желал. II. Так, братие, преподобный Амфилохий твердо исповедывал догмат о том, что Спаситель наш Иисус Христос есть истинный Сын Божий. О сем будет и наше слово. а) Иисус Христос есть Сын Божий. Когда архангел благовествовал Деве Марии преестественное зачатие, тогда объявил Ей, что рожденный от Нея Сын Иисус наречется Сыном Вышняго или Сыном Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

17-е Св. отца нашего Григория чудотворца, епископа Неокесарийского Григорий, до крещения именовавшийся Феодором, происходил из одного из знатнейших родов в Неокесарии; воспитан был в язычестве. Готовясь быть адвокатом, он собирался ехать в Рим для дополнительного образования по своей части, но неожиданно, по семейным обстоятельствам, ему, вместе с братом – Афинодором 259 , пришлось прежде того посетить Кесарию, где они познакомились с Оригеном , преподавателем философии и наставником Александрийского училища. Это знакомство определило дальнейшее направление судьбы обоих юношей. Ориген , – как рассказывает впоследствии Григорий, – «заставил его сперва искать разбросанные семена истины в системах философов и пробудил любовь к истине; потом стал излагать начала веры христианской и объяснял Св. Писание»... Наконец, подготовил их к принятию святого крещения, которое они и приняли в Кесарии, при чем Феодор был назван Григорием. Восемь лет слушал Григорий и поучался у своего великого наставника и после того возвратился в свое отечество с иными целями и иными стремлениями. Уже не привлекала его больше светская деятельность; полюбил он пустыню, где беспрепятственно мог предаваться молитве и любимому теперь занятию своему: изучению Свящ. Писания. Таким образом и уединялся он, отложив попечение о всем мирском и стремясь к общению с единым Богом. Подвижническая жизнь Григория не осталась безызвестною; узнав о нем, епископ Амасийский Федим пожелал посвятить его в епископа Неокесарийской Церкви, и жители Неокесарийские также желали иметь его своим епископом; но Григорий не хотел расстаться с своим безмолвным уединением и, главное, не считал себя достойным такого избрания, и потому скрывался, переходя из одной пустыни в другую. Между тем Неокесарийские христиане настаивали на своем желании видеть добродетельного Григория своим епископом. Блаженный Федим обратился тогда к Богу с молитвою, чтобы Он призрел на него и на Григория и освятил его посвящение благодатию Своею... После того он заочно рукоположил Григория во епископа; не стал больше человек Божий противиться общему избранию, уразумев в душе своей, что не без воли Божией призывается он на трудное служение, которому и предался всеми своими силами, и Господь помогал ему и прославил его даром чудотворений, за которые получил святитель наименование Чудотворца и второго Моисея. Как успешно действовал Григорий на своем пастырском поприще, можно видеть из того, что когда он вступил в звание епископа Неокесарии, то в этом обширном городе было не более 17-ти христиан, по кончине же его весь город состоял из христиан, за исключением 17-ти язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

348. Скоропослушный ревнитель Православия Как счастливы мы, грешные, что можем иметь постоянное общение с небожителями, поведать им свои скорби и нужды, получать от них помощь и утешение в наших скорбях, исцеление в наших недугах, благодатное указание пути в Царство Небесное! Мои читатели помнят недавно сообщенный мною трогательный рассказ Ярославского купца В. Я. Кузне­цова о том, как святитель Христов Николай выручил его из беды в его отрочестве, послав ему теплую шапку; в моей книжке “Чем жива наша православная русская душа” есть рассказы о том, как тот же великий чудотворец поставил лучший балл на экзамене студенту, впослед­ствии знаменитому адвокату Ф. Н. Плевако, по молитве его матери; как спас от беды трехлетнего ребенка, посадив его в постельку, и под. Этот, особенно чтимый Русским народом угодник Божий как бы живой, хотя и незримый телесными очами, ходит среди чад Церкви, слушает их молитвы, благодеет не только православным, но и неправославным, и даже языч­никам. Была бы только вера в силу его молитв, а он всегда уже готов на помощь. Потому и называется “Николою Скоропослушником” на одной его иконе. Вот что сообщает мне один почтенный старец протоиерей Рождественской церкви села Лакаш, Рязанской епархии, о. Николай Петрович Хрущов. Сообщение это записано было со слов священника Даниила Д. Азбукина, жившего в селе Алешне, Орловской епархии, дочерью его Н. Д. Синадскою. “Лет сорок тому назад из Финляндии приехали в Волховский уезд, Орловской губернии два брата Отт и Адольф Ивановичи Брумеры, лютеране по вероисповеданию. Они купили землю, Отт поселился в Алешне, а Адольф в Ветловке. Отт Иванович хорошо, даже друже­ственно относился к духовенству, тогда как Адольф терпеть не мог духовных. Он никогда не принимал их у себя, издевался над ними, когда приходилось ему встречать их в доме брата. Своих служащих штрафовал за то, что они бывали в православной церкви и потому не выполняли работу, а если эта неисправность случалась из-за водки, то штрафа не полагалось. У братьев Брумер в Орловском институте воспитывалась внучка, девочка лет 12–14, Софья, барышня болезненная и очень добрая, и богомольная. По своему болезненному состоянию она подолгу живала в деревне, то у того, то у другого дедушки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > 16 декабря – полгода со дня кончины митрополита Илариона (Капрала) «Владыку Илариона все хотели видеть Крестным» 16.12.2022 400 Время на чтение 7 минут Источник: Православие.ру Вместо предисловия Архиепископ Лавр, Мстислав Ростропович, Галина Вишневская и их внукЭта история началась с фотографии, которую несколько лет назад мне показал протодиакон Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле отец Виктор Лохматов – многолетний келейник митрополита Лавра. На ней были запечатлены крестины внука Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской Сергея – второго сына их дочери Елены. «Узнаете?» – спросил меня отец Виктор. Ну конечно, я узнал. Вот владыка Лавр, на коленях которого «виновник торжества», вот тогда еще просто иеромонах Иларион (Капрал), который в будущем сменит митрополита Лавра в качестве первоиерарха РПЦЗ. А вот Мстислав Леопольдович и Галина Павловна. Признаться, я в то время сфокусировался на митрополите Лавре и на Ростроповиче с Вишневской: ну как же, они ведь уже ушли в мир иной. А владыка Иларион – ну что, он же тут, рядом, завтра вот литургию служить будет. Как говорится, что имеем – не храним. Теперь и он перешел в наше общее Небесное Отечество, и остается только вспоминать его – и помнить. Поэтому я и попросил отца Виктора поделиться личными рассказами о нем. «С владыкой Иларионом мы общались сравнительно мало. Дело в том, что я окончил семинарию в 1967 году, а он тогда же туда только поступил», – сказал тот поначалу. Но я-то знал, что «сравнительно мало» в устах отца Виктора может быть очень интересно. И не ошибся. Вот его рассказ, который он начал с тех самых крестин внука Ростроповича и Вишневской. Дмитрий Злодорев Архиепископ Лавр, епископ Иларион, Мстислав Ростропович и Галина Вишневская– Владыка Иларион был крестным отцом Сергея, а владыка Лавр его крестил. А крестной матерью была Ольга, вторая дочь Мстислава Леопольдовича и Галины Павловны. Это были очень торжественные крестины. Есть фотографии, на которых мои родители, работавшие при монастыре, очень простые люди, сидят за столом с крупными адвокатами и бизнесменами. Там же был и хранитель мироточивой Монреальской Иверской иконы раб Божий Иосиф Муньос-Кортес с иконой. А еще – будущий владыка Гавриил, тогда еще семинарист, отец Лука (Мурьянка), который теперь епископ и настоятель монастыря, конечно, отец Иларион и владыка Лавр – все были на этом большом торжестве.

http://ruskline.ru/opp/2022/12/16/16_dek...

И.Ц. Миронович Лекция 12. Прощальная беседа Христа (продолжение) Мы с вами переживаем сейчас Страстные дни. И чем ближе наступает эта Пасха Страданий, тем с большей ответственностью мы должны и вчитываться в эти тексты, ибо это последние слова Господа Иисуса во дни Его земной жизни. Хотя в Книге Деяний и говорится, что после Своего Воскресения Господь в течение 40 дней являлся ученикам Своим и говорил им о Царствии Божием (см. Деян. 1:3 ), но об этом учении ничего не говорится: общая такая фраза. А вот здесь Он ещё учит – в первую очередь, тех, на кого будет возложена обязанность по созиданию Церкви. Он её Основатель (см. Мф. 16:18 ), Он – краеугольный Камень (см. Лк. 20:17 ), а они на этом Камне будут строить здание Церкви (см. Еф. 2:20 ). И первые ряды – это будут они сами. Вот краеугольный камень – Христос, а первые ряды этого здания – это Апостолы и мужи Апостольские, и как правило, всех их кончина – мученическая. Редко кто из них дожил свою жизнь, не испытав гонений и мучений. Вот: «утверди, Господи, Церковь , юже стяжал еси честною Твоею кровию». Так заканчивается всенощное бдение и вечернее богослужение: Ты приобрёл, стяжал Церковь честною Своею кровию. Да, кровь, а это – семя христианское. Там, где проливается кровь, там возрождается и  Церковь . И без пролития крови не совершается ничего. Поэтому кровь, пролитая в Ветхом Завете, кровь, которую пролил Каин, она вся вопиет к небу: да взыщется с вас вся кровь, пролитая вами, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между жертвенником и храмом (см. Мф. 23:35 ; Лк. 11:50–51 ). Но вот есть голос крови Христовой. Если кровь Авеля вопиет об отмщении, то кровь Христа, перебивая её голос, вопиет об Искуплении (см. Евр. 9:14–15 ). И имеет голос более сильный, чем та кровь. Хотя придёт время мести и для этих праведников. И они по справедливости – не как мстительные люди, а таков будет Суд Божий, когда милосердие Его – безконечное милосердие – соединится со справедливостью и будет проявлен этот Суд, о котором говорится в Евангелии (см. Мф. 19;28 ). Но этот суд по существу мы вершим сами над собой. Сами над собой мы каждый день вершим суд. И вот с каким результатом придём к тому дню, то и будет Судом Божиим одновременно. Тут не нужно ходить и к семи гадалкам и кого-то спрашивать – никакого дознания, никаких адвокатов, никаких обвинителей – всё явно и обнажено пред Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Теодицея богословов и философов Мы совершили некий опыт библейской теодицеи, поупражнявшись в истолковании книги пророка Божия Аввакума. Толкование этой книги Священного Писания предложено нами в контексте Священного Преда­ния. Не ставили мы перед собой цели рассмотреть все, что думали об этом великие умы человечества, но и обойти их совсем как-то не получается. А потому совершим краткий экскурс в мир теодицеи философов и бо­гословов, не слишком их обсуждая или полемизируя, ведь составлять много книг – конца не будет 1013 . Добрые же крупицы каждый может себе из этих рассуждений извлечь, оставляя при этом тайное и со­кровенное Богу. Сам термин «теодицея», ϑεοδικαα, Teodicea как «Богооправдание» был впервые введен Готфридом Вильгельмом Лейбницем, великим математиком и философом, в 1710 году. Мысль же человеческая стучалась в эту дверь, по­дозреваем, от времен Адамовых, как в затворенные райские врата. ТЕОДИЦЕЯ ТЕРТУЛЛИАНА Тертуллиан – знаменитый учитель Церкви III века. Родился между 155 и 165 годами в Карфагене. Получил хорошее риторическое и философское образование, изучал право. При императоре Коммоде был адвокатом в Риме. Вернувшись в Карфаген между 185 и 197 годами, обратился в христианство и стал пресвитером. Оригинальный и неистовый христианский писатель-апологет. В начале 200-х годов уклонился в монтанизм, потом отошел и от них, создав собственную секту. Умер около 240 года. Тертуллиан не оставил в своих трудах рассуждений о теодицее, и теоди­цеей Тертуллиана мы называем рассуждения на основании приписываемой ему знаменитой формулы: Credo quia absurdum est, что значит: «Верую, ибо абсурдно». Самих этих слов в трудах Тертуллиа­на тоже нет. Они возникли в Средневековье и являются философским обоб­щением таких его изречений: «К чему ты устраняешь позор, необходимый для веры? Все, что недостойно Бога, для меня полезно. Я спасен, если не постыжусь Господа моего... Я, презрев стыд, счастливо бесстыден и спасительно глуп. Сын Божий распят – это не стыдно, ибо достойно стыда 1014 ;

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

19. Поучение об исповеди Случалось ли вам, христиане, находиться в окружном суде гражданском или военном, когда судят человеков – преступников? Сколько там бывает грозных судей, прокуроров, адвокатов, присяжных, свидетелей? При одном воззрении на эти лица, строго по законам судящие, на этих совопросников, истязующих подсудимого и допрашивающих свидетелей за присягою; и особенно на это многочисленное собрание народа всякого звания и пола, – все это приводит тебя в неизъяснимый трепет. Такой ли суд Божий? Но заметим, что суд Божий двоякий – земной и небесный, – первый суд, на котором все преступления, все грехи человека решаются по Божьему милосердию, для исправления, для приведения к покаянию человека; а другой небесный суд – где все грешники будут судимы по всей строгости правосудия Божия. О будущем страшном суде Божием мы говорили несколько раз, и ещё когда-нибудь поговорим; а ныне нечто намереваюсь сказать о земном – Божием суде. Какой же это, спросите, земной суд Божий? Это наша исповедь пред Богом и священником. Кто здесь судья? Сам Бог невидимо, но действительно присутствующий здесь. Кто свидетели? Бог, совесть и священник. Кто обвинители? Пастырь, совесть и заповеди. Кто защитники? Покаяние, слезы, молитва , милостыня и – обещание впредь никогда не грешить. Чем оканчивается этот суд? Или запрещением приступать к Таинству приобщения – и то на некоторое время; или назначением епитимии – поста, молитвы, милостыни, обещанием: или совершенным прощением всех грехов, – с одним и единственным обещанием: более никогда не грешить. А если ты опять согрешишь, – то опять можешь бежать к духовнику на суд – и много раз, и всегда можешь приходить к нему с тем же обещанием, что ты более не будешь грешить. И долго ли так? Пока не перестанешь грешить. Правда, что с каждым повторением греха и епитимия должна увеличиваться. В таком разе духовник виновен, если легко судит грешника; за то Бог часто переменяет суд милосердия на суд правосудия, – и, когда человек не по слабости, а по беспечности и упорству продолжает грешить; тогда Бог начинает его нераскаянного наказывать, – то болезнями, то потерями, то убытками, то разными несчастиями; а когда видит, что грешник не хочет вовсе каяться, тогда наказывает смертию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

20. В неделю Мясопустную «Тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою». ( Мф. 24:30 ) Христиане! Настанет время, когда Господь потребует нас на свой суд, на котором судимы будут все народы, все сословия разного возраста: и старые, и малые, и господа, и рабы, и бедные, и богатые народы всех мест и всех времен, какие когда-либо и где-либо жили, живут и будут жить, потребует на суд не человеческий, но на Суд Божий, на Страшный Суд. Были на земле доселе суды человеческие и Божеские суды, но все эти суды не могут сравниться с последним страшным всемирным судом. Сей последний будет самый страшный суд. Не будет там ни адвокатов, ни присяжных, ни свидетелей. Там совесть грешника обличит и раскрытое Евангелие покажет: по совести ли ты поступал в жизни, по Евангелию ли жил? Тогда восплачутся вся племена земные, но не слезы покаяния, а вопли отчаяния будут слышны из уст грешников. Самый плач этот будет без слез. Добрые, благочестивые и праведные люди окружены будут Ангелами, а грешников окружат демоны. Тогда все народы увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. И Господь покажет всю силу Своего всемогущества и повелит Ангелам своим вязать пленницами ада грешников и демонов и ввергнуть их во тьму кромешную ада, на вечный плач и скрежет зубов, на вечные муки. Тогда праведники увидят всю славу Сына человеческого, когда Он скажет: «прийдите благословенные Отца Моего, и наследуйте Царство, уготованное вам от сотворения мира». Тогда грешники увидят весь гнев Бога, когда Он им скажет: «идите от Меня, проклятые, в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его». Знаю, что многие, слушая св. Евангелия, рассказ о Страшном Суде Божием, думают: «это еще не скоро будет». Скоро ли, не скоро, однако, несомненно, будет Страшный Суд Божий. Впрочем, в Откровении Иоанновом прямо и ясно сказано: «се гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делом. Ей гряду скоро» 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Так говорит Сам Господь. Он запрещает судиться и по судебным местам водиться со своим врагом. Прежде нежели дело дойдет до мирового или окружного суда, употреби все меры на то, дабы примириться со своим соперником или врагом: проси, умоляй, отдай ему то, что он от тебя требует, только не доводи дела до суда. Во времена Иисуса Христа не было адвокатов, ходатаев, посредников, советников, а был только судия и исполнитель приговора, отводивший виновного в темницу. А теперь, пока дело дойдет до темницы, обберут тебя, как белочку: подателю повестки нужно дать, письмоводителю приходится дать, адвокату непременно нужно заплатить. Если попадешь в темницу: сидишь там без работы: срам, стыд, семейство голодает. А когда выйдешь из темницы – сколько сраму, сколько стыда: всякий указывает на тебя пальцем, каждый может накликать на тебя до самой смерти бесчестие, и порицание, и осуждение. При малейшем споре с кем бы то ни было тебе скажут: «да ты острожный, что с тобой говорить»? Значит, ты и плут, и мошенник на всю жизнь. А если человек потеряет честь, то лучше ему на свете не жить. О, не дай Бог судиться с кем бы то ни было! Есть же на свете такие бессовестные люди, которые с того только и живут, что постоянно судятся с добрыми людьми: один от природы сутяга, а другой от привычки судится. Иной начитается законов, выучится крючкотворству и норовит, как бы ему с кем поссориться, потягаться, чтоб сорвать с него что-нибудь. «Да я тебя в суд, да я тебя запру в острог, да ты пойдешь на поселение!» Так говорит сутяга. Иной струсит, испугается и в испуге поверит словам сутяги, заплатит ему, лишь бы не судиться, не позориться. Случается, при разговоре ошибешься в слове, лишнее слово скажешь во гневе, сутяга подведет свидетелей, составит акт, дело передаст судье, где ловкий адвокат из мухи сделает слона, из пустяка разведет целое дело. Слышишь и удивляешься недобросовестности людской, тратишься, позоришься из-за злобы человеческой и бессовестных свидетелей, у которых образ Божий потерян. Не дай Бог с такими людьми на свете встречаться! Беги от таких людей подальше, иначе непременно попадешь в беду.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010