Н.И. Милютенко Глава 7. Скандинавы и крещение Руси  1. Дохристианские связи Руси и Скандинавии в сагах и русских летописях Достоверные известия о русских князьях появляются в скандинавских сагах только с эпохи утверждения христианства на Севере. Можно найти немало параллелей в преданиях о крещении Руси, Дании, Швеции и Норвегии. В скандинавских сагах нет упоминаний о деятельности христианских миссионеров IX в.: Эббона, архиепископа Реймсского и папского легата, и архиепископа Гамбургского и Бременского св. Ансгара, просветителей Дании и Швеции. В русских источниках не говорится о попытках крещения Руси, предпринимавшихся при их младших современниках, патриархах Константинопольских свв. Фотии и Игнатии. В Швеции христианство угасло после смерти св. Ансгара и его преемника и автора его жития, св. Римберта. В скандинавских сагах признается, что окончательное крещение Дании при Харальде Синезубом (около 960 г.) было насильственным и осуществлялось германским императором Оттоном I. Когда Харальд был побежден своим сыном Свеном Вилобородым и изгнан около 985 г., в Дании одно время опять укрепилось язычество. Но конунг шведов Эйрик Победоносный, захватив Данию, был вынужден все же признать христианство и даже креститься. Хотя согласно всем источникам, он был плохим христианином, с этого времени начинается новое становление христианства как всеобщей религии в Швеции, завершившееся при его сыне Олаве Шётконунге, ровеснике и тесте Ярослава Владимировича. Согласно Адаму Бременскому, даже тогда часть шведов оставалась официально язычниками. 868 Крещение Норвегии в сагах представлено деянием двух конунгов: Олава сына Трюггви воспитанника св. Владимира, и Олава Святого, современника Ярослава. В русских источниках заслуга крещения Руси отнесена исключительно к деятельности св. Владимира. Едва ли появление точных сведений о Руси в сагах продиктовано исключительно совпадением времени повсеместного принятия христианства здесь и в Скандинавии. Такое отношение диктуется происхождением источников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИЛЛЕХАД [лат. Willehadus] (ок. 740, Нортумбрия - 8.11.789, Блексен, Саксония), католич. св. (пам. зап. 8 нояб., 13 июля), миссионер, первый епископ Бременский. Его житие, написанное в сер. IX в., согласно Адаму Бременскому , было составлено св. Ансгаром (автор «Чудес святого Виллехада»), однако, по мнению совр. исследователей, оно больше отражает агиографическую традицию мон-ря Эхтернах. В житии рассказывается, что В., англосакс по происхождению, был послан кор. Нортумбрии Альхредом во Фризию, в мест. Доккум, где незадолго до этого принял мученическую кончину св. Бонифаций (Винфрид). Но скорее всего Алкуин Йоркский, в одном из писем называвший В. своим близким другом, вдохновил его на поездку. Проповедуя Евангелие, В. чудесным образом дважды избежал смерти от рук язычников. В 780 г. франк. кор. Карл Великий отправил В. миссионером на Н. Везер, в обл. Вигмодию, на границе Фризии и Н. Саксонии. Однако через 2 года из-за преследований христиан во время восстания Видукинда в Саксонии В. перебрался в одну из соседних областей Фризии. Нек-рые его ученики погибли. Затем В. отправился в Рим и посетил папу Адриана I . На обратном пути он остановился в мон-ре Эхтернах, где в это время собрались его ученики, спасаясь от гонений. В мон-ре В. среди прочего занимался переписыванием священных книг. В 785 г. по повелению имп. Карла Великого он продолжил миссионерскую деятельность в Вигмодии, в 787 г. был рукоположен в Вормсе и назначен епископом Бременским. В. известен как строитель собора св. Петра в Бремене (где и был похоронен), как великий постник, не употреблявший в пищу ничего, кроме хлеба, меда, овощей и фруктов. Признаком его святости считается и то, что его епископский посох и потир не погибли во время пожаров, хотя помещения, где они хранились, полностью выгорели. Мощи В. обретены в 860 г. св. Ансгаром, описавшим происходившие у гробницы В. чудеса. Очевидно, т. о., Ансгар старался подчеркнуть свою преемственность по отношению к епископам Бремена (В. и Виллериху ), т. к. его статус как главы двух кафедр - архиепископской Гамбургской и епископской Бременской - ставился под сомнение архиепископами Кёльна. В. особо почитался в Саксонии, однако после Реформации его культ угас и снова возродился только в нач. XX в.

http://pravenc.ru/text/158642.html

1274 Этот фрагмент заимствован из Adam II, 19, где он, в свою очередь, представляет собой цитату из «Жизнеописания Карла Великого» Эйнхарда (Einh. Vita Car. 12). 1275 В кратком описании Хельмольдом области расселения славянских народов угадывается зависимость от структуры Славянии, как она обрисована Адамом Бременским (Adam II, 21); так, представление о том, что Русь является самой восточной славянской страной и замыкает Балтийское море на востоке, характерно для Адама (см. 22, примеч. 574). 1276 Пруссы были не славянским, а балтским народом (родственным современным литовцам и латышам). Хельмольд суммирует данные Адама Бременского, но мнение последнего в данном случае понять трудно, так как указание на пруссов находится в добавлении (схолии): Adam II, 21, schol. 14 22/2); говоря о пруссах специально (Adam IV, 18), Адам ничего не сообщает об их принадлежности к славянам. 1277 Недоразумение о тождестве мораван и каринтийцев (хорутан «Повести временных лет»), т. е. словенцев, населявших в XII в. Каринтийское герцогство, привнесено в данные Адама Хельмольдом. 1278 У Адама Бременского Венгрия нигде не причисляется к славянским странам, и в отношении собственно венгров это, разумеется, верно (венгры принадлежат к угро-финской семье народов). Однако мнение «некоторых», воспроизведенное Хельмольдом, имело под собой то основание, что в XII в. на венгерском правобережье Дуная должны были сохраняться достаточно многочисленные остатки славянского населения, обитавшего здесь до прихода венгров; кроме того, в состав Венгерского королевства времен Хельмольда входил целый ряд славянских земель – например, Словения и Хорватия. 1280 Отрывок об «Острогарде», «Кунигарде» и Киеве является сокращенным пересказом сведений Адама Бременского и его схолиаста (Adam II, 22 и schol. 120; см. 22, примеч. 587–588, 672). 1281 Вставкой из Адама разорван небольшой пассаж Хельмольда о религии Руси, наглядно показывающий, насколько Русь находилась за пределами интересов хрониста. В соответствии со своим замыслом он должен сказать о церковной стороне дела (ср. примеч. 1285), но затрудняется в этом. Показательно, что ученый представитель миссионерской Гамбургской церкви не знает современной ему историографической традиции миссионерской же Магдебургской церкви – ни связанной с епископом Руси Адальбертом, ни с архиепископом Бруно Кверфуртским (см. 52/1, 2, 7, а также несколько более ранние «Деяния магдебургских архиепископов», не включенные в Хрестоматию: Gesta Magd. 9–10. Р. 381–383). Представление о том, что на Руси «в обрядах подражают грекам», могло быть частью общих сведений, доступных всякому образованному клирику, но могло также стать следствием свойственного Адаму убеждения, будто Русь являлась частью Греции (см. 22, примеч. 574).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Составитель начальной русской летописи выдает Ляхов и колена их за ветвь славянскую: «Словени же ови пришедше седоша на Висле и прозвашася Ляхове, а от тех Ляхов прозвашася Поляне, Ляхове друзии Лутичи, ини Мазовшане, ини Поморяне». 570 В приведенном выше месте Галл называет Польшу северною частью славянской земли; по Адаму Бременскому, за Одрой живут Поляне, 571 между Одрой и Лабой Винулы. Константину Порфирородному известны были эти страны под общим именем земли Бело-Сербов и Бело-Хорватов. 572 На сколько можно доверять известию Константина о движении Славян с севера, из-за Татров, к югу, это другой вопрос; 573 для нашей цели имеют значение только географические его указания. Таким образом в X и XI вв. еще не может быть речи об единичном названии всей страны, вошедшей в состав Болеславовой державы, хотя и можно заметить предпочтение в употреблении некоторых названий. Больше употребления видим за названиями Ляхов и Полян. В нашей летописи употребляется первое выражение о всех надвислянских Славянах: «Ляхове же приседят к морю Варяжьскому... Словени же... седоша на Висле и прозвашася Ляхове, а от тех Ляхов прозвашася Поляне»... Вместе с этим именем приобрело широкое распространение имя Полян, и самая страна у Галла и Гельмольда называется Polonia. 574 Болеслав в современных латинских летописях называется dux Poleniorum. При том Поляне, как колено Ляхов, жившее на запад от Вислы, в окрестностях реки Варты, от верхней Нотечи по самую Одру, строго отличаются от других колен ляшских: Мазовшан, Поморян, Лютичей, Силезцев и других. Но в западных, как современных Болеславу, так и позднейших, источниках, это название употребляется вообще обо всех коленах ляшской ветви, так как князь Полян соединил в конце X и XI вв. все эти колена в одну державу. Кроме Полян встречается имя Висляне, в тесном смысле обозначавшее обитателей области реки Вислы, по преимуществу у верховьев её; может быть, это имя употреблялось исключительно иностранцами, не знавшими более точного обозначения имени народа. Во время архиепископа Мефодия Вислянами правил языческий князь, который должен был подчиниться Святополку моравскому. Вислы или Вислица еще в XIII в. не лишалась своей славы и известности, как видно из слов Богуфала: 575 «был славнейший город в царстве лехитском, по имени Вислица; князем в нем во времена языческие был Вислав красивый, происходивший из рода Попелова». Вероятно, это было главное поселение тех Вислян, которых знали географ баварский 576 и Альфред. 577 По словам этого последнего, «на восток от земли моравской лежит земля Вислян».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

И. взошел на Папский престол после смерти папы Ландона (март 914). Новый папа принял меры против нападений арабов, к-рые во 2-й пол. IX в. укрепились на горе Гарильяно близ устья одноименной реки и разоряли Центр. Италию, в т. ч. мон-ри Монте-Кассино и Фарфа. Он обратился к правителю Капуи Атенульфу I, и тот посоветовал ему обратиться за помощью к Византии и к герцогам Сполето. По просьбе И. визант. имп. Зоя Карвонопсина отправила в Италию флот, кор. Беренгар I, получив обещание имп. короны, прислал войско. Папе удалось заручиться поддержкой мелких правителей Юж. Италии. Весной 915 г. И. возглавил поход против арабов, к-рые потерпели поражение в неск. битвах и укрылись на осажденной горе Гарильяно. В авг. того же года после неудачной вылазки арабов крепость пала. В дек. 915 г. в Рим прибыл Беренгар I. После церемонии коронации, состоявшейся в базилике св. Петра, император подтвердил все права и привилегии Папского престола. Описание торжеств содержится в «Деяниях имп. Беренгара» (Gesta Berengarii imperatoris//MGH. Poet. T. 4. Fasc. 1. P. 397-401). В 924 г. Беренгар I был убит заговорщиками, пригласившими в Италию кор. Бургундии Рудольфа II. После гибели императора начались междоусобицы, в результате чего Миланский архиеп. Ламберт, бывш. сторонник Рудольфа, пригласил в Италию гр. Гуго Арльского, приближенного кор. Прованса и имп. Людовика III Слепого. Флодоард Реймсский сообщает, что идея пригласить Гуго возникла в Риме ( Flodoardi Annales//MGH. SS. T. 3. P. 376). В 926 г. Гуго изгнал Рудольфа из Италии, встретился с папой в Мантуе и заключил с ним договор ( Лиутпранд. 2006. С. 61). И. активно участвовал в разрешении ряда церковных и политических затруднений в гос-вах зап. и вост. франков, последовательно поддерживая авторитет королевской власти. В сент. 916 г. в Альтхайме (ныне Хоэнальтхайм) по инициативе кор. вост. франков Конрада I состоялся Собор епископов. Участники Собора призвали аристократию к повиновению королю и осудили иерархов, выступавших на стороне герц. Саксонии Генриха (впосл. кор. Генрих I Птицелов). На Соборе папский апокрисиарий Петр, еп. г. Орте, огласил послание И. с призывом восстановить мир среди епископов и светских правителей. В 917 г. папа послал паллий св. Унни , архиеп. Гамбурга и Бремена (916-936), о чем, согласно Адаму Бременскому , сообщалось в папской грамоте ( Adam Bremensis. Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum. I 54// Adam von Bremen. Hamburgische Kirchengeschichte/Hrsg. B. Schmeidler. Hannover; Lpz., 1917. S. 55. (MGH. Script. rer. Germ.; T. 2)). Сохранилось папское послание (вероятно, подложное), согласно которому архиеп. Унни была дарована юрисдикция над всеми епископами в Скандинавии ( Curschmann F. Die älteren Papsturkunden des Erzbistums Hamburg. Hamburg; Lpz., 1909. S. 65-66).

http://pravenc.ru/text/469690.html

Согласно др. источникам, от вендов О. Т. отправился на запад, в Англию, где на о-вах Сюллинги (ныне Силли) некий отшельник крестил его. Упоминается также, что О. Т. женился на Гюде (Гиде), сестре Олава Куарана, ярла (правителя) Дублина. В «Англосаксонской хронике» под 993 г. (в редакции А, в др. редакциях указан 991) рассказывается о битве при Молдоне армии англосаксон. кор. Этельреда II Неразумного (978-1013, 1014-1016) (в сражении участвовал элдормен (наместник) Бюрхтнот) с викингами во главе с вождем по имени Унлаф или Анлаф, к-рого обычно отождествляют с О. Т. После победы он заключил с кор. Этельредом II мирный договор (993) и получил огромную контрибуцию. Согласно одной из редакций «Англосаксонской хроники», предводитель викингов был крещен и нек-рое время провел в Англии. В 995 г. О. Т. вернулся в Норвегию. Воспользовавшись недовольством норвеж. знати и бондов правлением ярлов Хладира (на территории совр. Тронхейма), вассалов дат. кор. Свена I Вилобородого (ок. 987-1014), О. Т. добился провозглашения себя королем (конунгом) Норвегии. Его правление ознаменовалось попытками объединить норвеж. владения и утвердить в стране христ. веру. Считается, что О. Т. объявил об установлении в стране христианства на тинге в Мостре (Хёрдаланд). В 997 г. О. Т. основал г. Нидарос (ныне Тронхейм). Согласно «Большой саге об Олаве Трюггвасоне», король построил в городе церковь, освященную во имя сщмч. Климента Римского. Начатая в Норвегии христианизация осталась незавершенной и была продолжена норвеж. кор. Олавом II Святым . В исл. традиции О. Т. почитается как конунг-миссионер: он послал еп. Сигурда-Йона (Иоанна), священников Тангбранда (Теобранда) и Тормода проповедовать христианство в Исландию, и в 1000 (или 999) г. христианство там было принято как офиц. религия. Против О. Т. заключили союз дат. кор. Свен Вилобородый, хладирский ярл Эйрик Хаконарсон, женатый на дочери кор. Свена, и швед. кор. Олав Шётконунг (ок. 995-1022). В 999/1000 г., во время похода на земли вендов, флот О. Т. был перехвачен совместным датско-норвеж. войском у о-ва Свёльд в Балтийском м. Во время морского сражения король утонул (согласно Адаму Бременскому, это сражение произошло не в Балтийском м., а в проливе между Сконе и Зеландией - Adam. Brem. Gesta. II 40). Впосл. ходили слухи о чудесном спасении О. Т. и об отъезде в Иерусалим, где он якобы стал монахом в одном из мон-рей.

http://pravenc.ru/text/2578273.html

Следующая крупная тема, которую затрагивает Олаус Петри в «Шведской хронике» – языческие верования древних жителей Швеции. Основой повествования о язычестве в данном случае является рассказ об Уппсальском языческом храме. Рассказ этот, как известно, впервые был приведен Адамом Бременским. Согласно Адаму, Уппсальское святилище было украшено золотом. Внутри находились статуи богов – Тора, Бодана (Одина) и Фриккона (Фрея). Тор «управляет громами и молниями, ясной погодой и урожаями». Бодан «ведет войны и дает человеку смелость перед лицом врагов». Фриккон «дарит смертным мир и наслаждение». Идол Фриккона снабжен огромным фаллосом; Бодана представляют вооруженным, подобно Марсу; Тор скипетром подражает Юпитеру. Возле святилища растет вечнозеленое дерево. Под ним находится источник, где язычники совершают жертвоприношения. Святилище опоясывает золотая цепь. К богам приставлены жрецы, которые приносят жертвы. Если грозит мор и голод, умилостивляют Тора, если война – Бодана, если свадьба Фриккона. Каждые девять лет устраивается всеобщее празднество свеев. В жертву богам приносят девять голов из живности мужского пола; кровью умилостивляют богов, тела развешивают в роще рядом со святилищем. Вместе с людьми там висят собаки и лошади. Один христианин поведал Адаму, что видел 72 тела, висевшие вперемежку. Первым из известных шведских исторических сочинений, где цитируется рассказ Адама Бременского об Уппсальском храме, является «Прозаическая хроника». Ее автор ссылается на «мудрого учителя по имени Адам», 715 и в ряде случаев близко следует его повествованию. Вместе с тем в «Прозаической хронике» присутствуют отличия от хроники Адама Бременского. Пример подобного сходства и различия – сообщение «Прозаической хроники» о боге Торе. Рассказ следует описанию, приведенному Адамом . Но «Прозаическая хроника» добавляет и другие сведения: Тора якобы изображают голым ребенком – «nakit barn», который сидит на повозке и держит в руке семь звезд. Добавлено, что в честь Тора назван четверг – «Torsdagen». Хронист указывает местонахождение святилища: гора Домберъет («Соборная гора»). Зато в «Прозаической хронике» нет упоминания о скипетре Тора; отсутствует уподобление Тора Юпитеру. Сообщения об Одине и Фрикконе (по «Прозаической хронике» – Фригг) близки к рассказу Адама, но добавлено, что в честь богов названы среда («odensdagh») и пятница («friggedaghr»). Хронист верно следует Адаму в описании храма, рощи и жертвоприношений. Место рощи в свою очередь четко определено: «Где ныне находится уппсальская Крестьянская церковь ». Есть отличие в сообщении о христианине, который видел тела принесенных в жертву существ: согласно «Прозаической хронике», их было 77, а не 72.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

Одним из первых был обращен святым Сигфридом король Олаф Шведский († 1022). Святой Сигфрид считается одним из апостолов Швеции. Он был миссионером и проповедником в этой стране около 30 лет, крестил будущую благоверную княгиню Анну Новгородскую († 1050). Согласно Адаму Бременскому, святой Сигфрид прибыл с Олафом Харальдссоном в Норвегию, оттуда – в Швецию, проповедовал у ётов и свеев, посетил в 1030 году Бремен. Согласно «Легенде о святом Сигфриде», он был архиепископом Йоркским, прибыл через Данию в Веренд, где построил церковь, был приглашен к Олафу Скотконунгу и крестил его. В других источниках говорится, что святой Сигфрид был предположительно монахом (норвежского происхождения) в Западной Англии и в 995 году прибыл вместе с вождем викингов Олафом I в Норвегию. Затем он миссионерствовал в Швеции, где близ Упсалы крестил короля Олафа. Спасаясь от сопротивления крестьян, святой Сигфрид бежал на Готланд (южная Швеция). Там он основал первое шведское епископство в Сакара (северо-восточнее Гетеборга). В 1030 году святой Сигфрид посетил Бремен. Вероятно, святой принял мученическую кончину. Он был погребен в южной Швеции, мощи были в XVI веке уничтожены. Был одним из самых почитаемых покровителей Швеции, его почитание распространено также в Дании и Норвегии. Вместе со святым Сигфридом 15 февраля чтится память и его племянников: святых Винамана, Унамана и Сунамана († 1040) – все они были монахами из Англии, последовавшими за своим дядей в Швецию. Приняли мученическую кончину от рук язычников. – Здесь и далее примеч. пер. Ныне деревня Хейзелбери-Плакнет графства Сомерсет, где Вулфрик вел подвижническую жизнь с 1125 по 1154 год. На том месте, где он вел отшельническую жизнь, сегодня стоит относящаяся к XIV веку церковь во имя архангела Михаила и прочих небесных сил, в которой некогда пребывали его мощи. В миру Христина носила имя Феодора. Она родилась в Хантингдоне и еще в юном возрасте дала обет целомудрия. Она покинула родителей, пытавшихся ее насильно выдать замуж, и через некоторое время начала вести отшельническую жизнь сначала во Фламстеде, а затем в Маркьяте под руководством монаха святой жизни Роджера из монастыря Сент-Олбанс.

http://pravoslavie.ru/49268.html

Петром Дамиани (ум. ок. 1072 г.), аббатом монастыря «Fontis Avellani in Tuscia», содержится рассказ о «крещении» Бруноном Кверфуртским Руси. Этот памятник использован некоторыми историками для подтверждения вывода о первоначальном принятии Русью христианства от папских миссионеров 1423 . Явно легендарное сообщение Петра Дамиани относительно «крещения» Руси, по мнению новейшего исследователя Б. Я. Рамма, исключает возможность использования его рассказа для воссоздания истории христианизации первого русского государства 1424 . Здесь можно усмотреть лишь отражение некоторых обстоятельств борьбы между Ярополком и Владимиром Святославичами в конце 70-х годов Х в. 1425 Важно заметить, что Петр Дамиани последовательно именует великого киевского князя «королем русов» (rex Russorum) 1426 . В сочинении схоластика Адама Бременского (ум. ок. 1076 г.) «История епископов гамбургской церкви», составленном ок. 1075 г., содержится ценный материал относительно общественного строя поморских славян, скандинавов и Руси. Он уже подвергался рассмотрению 1427 . Дважды в этом памятнике фигурирует король Руси Ярослав. В первом случае он назван «святым» (rex sanctus gerzlef de Ruzzia) 1428 . Русь, по Адаму Бременскому, – это королевство (regnum – кн. 4, гл. 13) 1429 . Автор проводит четкое различие между королями и менее могущественными повелителями. Так, он отметил, что из всех поморских славян лишь раны (на острове Рюген) имеют королей (reges – прим. 121) 1430 . Главы других племен названы им князьями (principes – кн. 2, гл. 26, 66) 1431 . Князей знает Адам и у шведов. Власть у последних, по его свидетельству, осуществляет также знать (satrapae, divites – кн. 3, гл. 53; кн. 4, гл. 21) 1432 . Из их среды выдвигается и король шведов (rex Sueonum – прим. 140, кн. 4, гл. 30) 1433 . О роли знати на Руси Адам не говорит: у современников, очевидно, не было оснований ставить других правителей Руси на одну доску с великим киевским князем-королем. Это прямое опровержение тезиса буржуазных авторов о древней Руси как комплексе «удельных княжеств».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, Олаус Петри усовершенствовал традиционный для шведских хронистов сюжет об Уппсальском святилище и о языческих верованиях. Он сделал этот рассказ более информативным, ученым, дискуссионным. Даже при указанных усовершенствованиях, описание языческих верований, в ряде черт, осталось традиционным, а кроме того – неполным. Не использованы данные топонимики, исландско-норвежские источники – саги, скальдические висы, эддическая поэзия. Данный пробел восполнили ученые последующих поколений. В повествовании о введении христианства в Швеции Олаус Петри также опирался на традицию, в основе которой лежат древние памятники: «Житие Ансгария», «Хроника» Адама Бременского. К «Житию Ансгария» восходит рассказ о миссии этого святого. Согласно агиографическому памятнику, к императору Людовику Благочестивому прибыли посланники шведов и попросили направить в их страну проповедников. Император поручил Ансгарию, монаху монастыря Корби, возглавить эту миссию. Ансгарий и его спутники прибыли в город свеев Бирку, где их принял король Бьёрн. Миссионеры провели в Бирке полтора года и обратили в христианство множество людей. Однако после отъезда Ансгария свей вернулись к языческим обычаям. Повторный приезд Ансгария в Бирку вновь привел лишь к временному торжеству христианства в тамошних краях. О последующих событиях, связанных с проповедью христианства в Швеции, сообщает Адам Бременский. В Бирку, спустя 70 лет после смерти Ансгария, прибыл Гамбург-Бременский епископ Унни. Он стал вновь обращать местных жителей в христианство. Умер он в Бирке, где и был похоронен. Адам приводит множество других сведений о крещении Швеции – в частности, о принятии христианства королем Олафом Шетконунгом, о миссии английского проповедника Волфреда, о деяниях и смерти миссионера Адальварда. Шведские хронисты, повествуя о проповеди христианства, пользовались и рассказами о других святых-миссионерах: Сигфриде, Эскиле, Давиде. Подробно об этих святых рассказано в житиях. Что касается хроники Адама Бременского, то роль главного посредника между ней и шведскими историческими произведениями сыграла опять же «Прозаическая хроника». Впрочем, автор «Прозаической хроники» и здесь следует Адаму не во всем.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010