Слово на святое Преображение Христа Бога нашего, произнесённое на Святой Горе в день праздника Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 53, 2008 4 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 53, 2008 Как страшно место сие (см. Быт 28:17), — воскликну и я, изумляясь с патриархом Иаковом, по случаю праздника на сей горе. Ибо вижу, как и он, лествицу, будто бы от земли до неба доходящую, и Самого Бога в храме, стоящего на самом верху лествицы на горе. Посему, охваченный ужасом от такого видения, говорю: Как страшно место сие: это не иное что, как дом Божий и дверь небесная (см. Быт 28:17). Сия дверь, из которой Отец свыше свидетельствовал, дверь, из которой воссияло Солнце правды Христос; сия гора, в которой явился отсекшийся от горы Камень, гора, которую воспевают ангелы, гора, через которую глаголят пророки, гора, которую возвещает песнопевец, гора, просветившая рыбарей, гора, умудрившая неучёных, о ней взывает Давид, говоря: введе их Христос в гору святыни гору сию, юже стяжа десница Его (Пс 77:54), — гора плодоносная, гора тучная гора, юже благоволи Бог познаватися и жити в ней (Пс 67:16–17). Ради сей горы скачут горы, ради неё радуются холмы, из-за неё покрываются ущелья, для неё расцветают долины, её украшают потоки, ей рукоплещут реки, ей воздают почести моря, она оглашается тучами, ей щебечут птицы, сия гора — область таинства, сие место неизреченного, сия скала — скала сокровенного, сия вершина — вершина небес. Здесь Царствия символы предобразованы, здесь таинство Распятия предречено, здесь Царствия открылась красота, здесь Второго славнейшего пришествия Христова явилось снисхождение, сия гора осенилась сиянием праведных, на ней, словно настоящие, изображены будущие блага. Сия гора провозвестила через облако, явившееся на ней, будущее восхищение праведных на облацех. Сия гора показала ныне самый подлинный наш образ и наше сообразие Христу. Ныне образ перстного претворён во образ небесной доброты и перемещён на Фаворскую гору. Посему опять справедливо скажу: Как страшно место сие: это не иное что, как дом Божий и дверь небесная. Ибо днесь Фавор и Ермон согласно возопили и всю вселенную к веселию призвали. Земля Завулон и земля Неффалим согласно празднуют и для всей подсолнечной хоровод составили. Галилея и Назарет сегодня в хороводе кружатся и всем странам торжество воздвигли. Гора Фаворская празднику радуется и тварь воссозданную к Богу за собой увлекает: ибо ныне воистину Господь на горе зрится, ныне богоподобное некогда естество Адамово, омрачённое безобразным идольским образом, преобразилось и преобразило [всё] в древнюю доброту свою по образу и по подобию. Ныне по горам блуждающее и идолослужащее естество, не претерпев изменения, открылось на горе подобно драгоценному металлу и излучило сверкающие блистания Божества.

http://pravmir.ru/slovo-na-svyatoe-preob...

Закрыть itemscope itemtype="" > Проповедь в Прощеное Воскресение (Мф. 6:14-21) В киевском храме Воскресения Господня 14 марта 2021 г. 14.03.2021 726 Время на чтение 8 минут Дорогие братья и сестры! Мы уже практически вошли в измерение Великого Поста и с завтрашнего дня приступаем к последовательному его соблюдению. Сегодня, согласно православному календарю, мы вспоминаем Адамово изгнание из райских обителей. Из Священного Писания мы знаем, что в Раю человек выполнял три важных послушания: обрабатывал райский сад, и земля не рождала ему «волчцов»; именовал животных – то есть трудился интеллектуально; и по повелению Божьему соблюдал пост – не прикасался к плодам запретного Древа. Но вот в Раю появляется новый персонаж. Библейское предание, говоря о причинах отпадения Денницы, указывает, что началом его бунта в Раю была зависть к человеку, созданному для любви, с которым Создатель желал достичь непостижимого природного сочетания, а затем и совершенного обожения, вечного пребывания вместе с ним в Божественном покое. Деннице, бессмертному духу, сотворенному прежде света, получившему глубочайшие познания об устройстве мира, обладающего огромным опытом, приближенному к Создателю – человек, сотворенный лишь на шестой день творения, представлялся младенцем. Младенец, правда, был предназначен к обожению, как подросшее дитя царя к обретению власти над своими слугами. Согласиться на это и принять это Денница не захотел. Неужели этот несмышленыш, созданный из праха земного, размышлял этот архангел, будет повелевать им, Денницей, великолепным небожителем?! И это был бунт, протест против воли Творца миров. Отделившись в своей гордыне от Бога, Денница испытал состояние Богооставленности. Его слава моментально затмилась, пропала светоносность, ее сменил мрак. Утратив свет славы от Создателя, он стал прославлять себя в своей иерархии сам, иными словами – впал в тщеславие. В момент отпадения от Бога он испытал весь ужас перед бездной, от падения в которую его уже больше ничего не удерживало. Он, конечно, не мог принудить прародителей ко греху, но он мог их обмануть. Грех совершается исключительно с нашего согласия.

http://ruskline.ru/analitika/2021/03/14/...

Христианин как иерей природы Иерей природы выступает посредником, через которого прославляют и воспевают Бога небо, звезды, вода, дождь. 20 октября, 2014 Иерей природы выступает посредником, через которого прославляют и воспевают Бога небо, звезды, вода, дождь. Иерей природы восхищается и любит красоту творения, однако знает, что величайшие богатства мира глубоко таятся в невидимых нашему глазу глубинах боголюбивых душ Иерей природы становится всеобщим рабом, ставя себя ниже всякого творения Сколько святых старцев, преодолевавших естественные законы природы, было связано с ней: Серафим Саровский и медведь, старец Паисий и дикие птицы, старец Хадзигеоргис и дикий кабан, преподобный Павел Обнорский и старец Феофилакт из скита святого Василия, обладавшие поистине райской связью с окружающей средой, равно как и многие другие святые отцы. Через нашу личную святость природа обновляется и освящается. Пост, согласно святому Серафиму Саровскому, делая тело прозрачным и легким, переносит его в первоначальное состояние Адама, и животные чуют в нем это адамово благоухание Иерей природы выступает посредником, через которого прославляют и воспевают Бога небо, звезды, вода, дождь. Святой Леонтий Неапольский пишет: “Я через небо, землю, моря, деревья, камни, мощи, храмы, крест, через Ангелов, людей и через все творение, видимое и невидимое, поклоняюсь и чествую всеобщего Творца, Владыку и единого Создателя. Ведь творение не само по себе поклоняется Ему, но через меня небеса возносят хвалу Богу. Через меня поклоняется Ему луна, и славят Его звезды” Чтобы и мы смогли разглядеть уникальность и неповторимость мира, увидеть его ясно и различить святость и слово Творца в каждом творении и создании, мы должны облечься в одежду посильной нам святости, смирения, любви и Божественного дара и принять нашу роль иереев природы, дарованную нам от Бога, как пишет епископ Каллист Уэр. Иерей природы – это человек, который свободно и абсолютно сознательно берет мир в свои руки, мир, дарованный нам Богом, и преподносит этот дар Дарителю, тем самым призывая Его благодать на все живое. Посредством этого акта священного дарения творение говорит с Богом, спасаясь, исполняя свое предназначение и преображаясь

http://pravmir.ru/hristianin-kak-ierey-p...

     Иерей природы восхищается и любит красоту творения, однако знает, что величайшие богатства мира глубоко таятся в невидимых нашему глазу глубинах боголюбивых душ . Иерей природы становится всеобщим рабом, ставя себя ниже всякого творения . Сколько святых старцев, преодолевавших естественные законы природы, было связано с ней: Серафим Саровский и медведь, старец Паисий и дикие птицы, старец Хаджигеоргис и дикий кабан, преподобный Павел Обнорский и старец Феофилакт из скита святого Василия, обладавшие поистине райской связью с окружающей средой, равно как и многие другие святые отцы. Через нашу личную святость природа обновляется и освящается. Пост, согласно святому Серафиму Саровскому, делая тело прозрачным и легким, переносит его в первоначальное состояние Адама, и животные чуют в нем это адамово благоухание . Иерей природы выступает посредником, через которого прославляют и воспевают Бога небо, звезды, вода, дождь. Святой Леонтий Неапольский пишет: “Я через небо, землю, моря, деревья, камни, мощи, храмы, крест, через Ангелов, людей и через все творение, видимое и невидимое, поклоняюсь и чествую всеобщего Творца, Владыку и единого Создателя. Ведь творение не само по себе поклоняется Ему, но через меня небеса возносят хвалу Богу. Через меня поклоняется Ему луна, и славят Его звезды” . Чтобы и мы смогли разглядеть уникальность и неповторимость мира, увидеть его ясно и различить святость и слово Творца в каждом творении и создании, мы должны облечься в одежду посильной нам святости, смирения, любви и Божественного дара и принять нашу роль иереев природы, дарованную нам от Бога, как пишет епископ Каллист Уэр. Иерей природы – это человек, который свободно и абсолютно сознательно берет мир в свои руки, мир, дарованный нам Богом, и преподносит этот дар Дарителю, тем самым призывая Его благодать на все живое. Посредством этого акта священного дарения творение говорит с Богом, спасаясь, исполняя свое предназначение и преображаясь . Только подняв свой Крест, отрекшись от себя, своих желаний и постоянно растущих потребностей, мы сумеем открыть для себя всю ценность и красоту мира. Не существует истинной любви без смирения и самоотверженности. Нам необходимы воздержанность, самоконтроль и добровольное ограничение своих потребностей . Благодаря своему смиренномудрию иерей природы считает себя ответственным за все зло, присутствующее в мире. Он знает, что грех – это причина умаления благодати, которая оживотворяет, укрепляет и поддерживает все творение, разумное и неразумное. Душа иерея природы не в силах смотреть на причинение вреда любому существу, как разумному, так и нет. Она страдает, и это есть “возгорение сердца о всем творении” . И когда природа видит всякого человека, облаченного в святое смиренномудрие, одежду святости, она поклоняется ему в честь своего владыки, которого видела облаченным в святость, как пишет святой Исаак Сирин . След иерея природы на земле трудноразличим и незаметен.

http://pravoslavie.ru/74449.html

архим. Мефодий (Алексиу) Проповедь о деле человеческого спасения, совершённом благодаря воплощению Господа нашего Иисуса Христа Христос приходит креститься ради послушания Тому, Кто послал Иоанна, а также ради того, чтобы явить Себя миру, начать спасительное руководство народом Божиим и уверить тех, кто принимает крещение, в том, что им подаётся Святой Дух. Так, посредством Своего Крещения, Он делает наше крещение лекарством, очищающим нечистоты, проросшие в нас по причине страстного рождения и образа жизни. Хотя Сам Господь Иисус и не нуждался в очищении (даже как Человек Он в нём не нуждался, поскольку родился от Нескверной Девы и жил вне любого греха), Он совершает очищение, поскольку ради нас Он пришёл в мир. Итак, Христос принимает Крещение от Иоанна, а всё, что происходит во время этого Крещения, свидетельствует о том, что Он – Истинный Сын Божий. Вода Крещения приемлет Его Собственную благодать, благодать Отца и благодать Духа Святого. Так, крещающимся по Его примеру подаётся именно эта благодать, возрождающая, обновляющая и воссозидающая их таинственным образом. Крещёные во Имя Святой Троицы больше не относятся к роду ветхого Адама и больше не наследуют Адамово проклятие. Они родились от Нового Адама – Христа, и вместо проклятия наследуют благословение. Они уже не дети плоти, но дети Божии, они родились не от крови, не от плотской или мужской похоти, но от Бога, посредством Иисуса Христа. И если ради подвига, испытания и исправления они и бывают обременены грузом тленной плоти, то всё равно они невидимо облечены во Христа. Так, христиане уже здесь, на земле, могут, приложив старания, жить, уподобляясь Христу, а в вечности стать причастниками Его блаженства, сияния и нетления. Через одного человека – прародителя Адама – его потомки становились повинны смерти. Сейчас, посредством Одного Богочеловека – Христа Слова – всем, кто от Него возродился, передаётся благодать вечной и небесной жизни. И Небо открыто для этих людей, чтобы принять их в своё время, когда они преуспеют в вере по Христу, тогда они станут наследниками Божиими и сонаследниками Христовыми. Ведь раньше Небо было для нас закрытым, а сами мы были чадами гнева. Бог оставил нас справедливо по причине нашего греха и непослушания. А ныне нам открылось Небо благодаря Иисусу Христу, через Которого наша природа стала безгрешной, через Которого мы благоповинуемся Богу Отцу, как дети благоволения и сыны возлюбленные. Крестившись, Иисус немедленно вышел из воды и отверзлись Небеса. Видите, святое крещение есть дверь, через которую крещаемые входят на Небеса. Всё, что произошло при Крещении Господа, произошло ради нас. Ради нас открылись Небеса, нашего входа они ждут. Христос обновил не только человеческую природу в целом, но и ипостась каждого из нас, то есть отдельно взятого человека. Однако достигается это обновление, когда человек получает оставление прегрешений Божественным крещением, хранением Его заповедей, покаянием и причащением Пречистых Тела и Крови Христовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Вопрос: Как объяснить, почему первородный грех, совершенный Адамом и Евой, перешел на их потомков? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Грех прародителей имел глубокое воздействие на человеческую природу, определившее всю последующую жизнь человечества, потому что созданный Богом человек пожелал сознательно и свободно вместо воли Божией установить свою воли в качестве главного жизненного начала. Попытка тварной природы утвердиться в собственной автономии грубо извратила божественный творческий план и привела к попранию богоустановленного порядка. Неотвратимым логическим следствием этого стало отпадение от Источника Жизни. Бытие вне Бога для человеческого духа есть смерть в прямом и точном значении этого слова. Святитель Григорий Нисский пишет, что пребывающий вне Бога неизбежно пребывает вне света, вне жизни, вне нетления, ибо все это сосредоточено только в Боге. Удаляясь от Творца, человек становится достоянием тьмы, тления и смерти. По мысли того же святого, никому невозможно существовать, не находясь в Сущем. Любой, согрешающий человек вновь и вновь совершает адамово грехопадение. В чем именно повредилась природа человека в результате эгоистического стремления утвердить свое бытие вне Бога? Прежде всего, все дарования и способности человека ослабли, потеряли ту остроту и силу, которая была у первозданного Адама. Ум, чувства и воля потеряли гармоническую согласованность. Воля часто проявляет себя неразумно. Разум же часто оказывается безвольным. Чувства человека заправляют разумом и делают неспособным увидеть подлинное жизненное благо. Эта потеря внутренней гармонии в человеке, лишившимся в себе единого центра тяготения, особенно пагубно проявляется в страстях, которые являются уродливо развившимися навыками удовлетворения одних потребностей в ущерб другим. В силу ослабления духа в человеке получили преобладание чувственные, плотские потребности. Поэтому св. апостол Петр наставляет: Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу (1Пет.2:11). Это восстание на душу плотских похотей – одно из самых трагических проявлений падшего человеческого естества, источник большинства грехов и преступлений.

http://pravoslavie.ru/6920.html

Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы (+АУДИО) 9/22 декабря Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы Скачать (MP3 файл. Продолжительность 4:23 мин. Размер 3.2 Mb ) Читает иеромонах Зосима (Мельник) По предвечному замыслу Бога, пожелавшего создать пречистую обитель для Боговоплощения, Иоаким и Анна долгое время были лишены потомства. Достигнув преклонного возраста и оставаясь бесплодными, обладая человеческой природой, увядшей и иссушенной под бременем греха и смерти, они все же не переставали с надеждой молить Господа об избавлении от позора бездетности. И вот наступил определенный Богом срок. Господь послал к Иоакиму, взошедшему на гору, и к Анне, оплакивавшей свое несчастье в саду, архангела Гавриила. Посланник Божий возвестил, что вскоре через них совершится то, что некогда было предсказано пророками, – у них родится Дитя, Которому надлежит стать Ковчегом Нового Завета, Божественной Лестницей, Неупиваемой Чашей, Нерукосечной Горой, Живым Храмом, в Котором будет обитать Слово Божие. Зачатием праведной Анны упраздняется бесплодие всей человеческой природы, отделенной от Бога действием смерти. Своей неизреченной силой дав Анне способность зачать и выносить дитя в том возрасте, когда сама природа затворяет чрево женщины для чадородия, Господь предвозвестил еще более великое чудо непорочного зачатия Иисуса Христа во чреве Его Пресвятой Матери и Приснодевы Марии. Зачатие Пресвятой Богородицы, хотя и совершилось благодаря чудесному вмешательству Божию, все же произошло от союза мужа и жены, согласно законам падшей человеческой природы, подверженной тлению и смерти через Адамово согрешение (ср.: Быт. 3: 16). Сосуд Избранный, Драгоценный Ларец, приуготовленный Господом от начала времен, Матерь Божия является самой чистой и совершенной из людей. Но все же Она не осталась непричастной общим для всех нас последствиям грехопадения прародителей . Как Христу надлежало по Воплощении стать подобным человеку во всем, кроме греха, чтобы Своей добровольной смертью победить самую смерть (ср.: Евр. 2: 14), так и Его Матери, во чреве Которой Бог Слово соединился с человеческой природой, подобало быть подверженной, как и все люди, тлению и смерти, дабы и дарованное затем спасение и искупление во всей полноте могло быть воспринято каждым из нас, потомков Адама.

http://pravoslavie.ru/58296.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Знамя славы Божией 02.04.2016 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Крестопоклонная Слово в Неделю Крестопоклонную В середине Великого поста износится Крест Христов для поклонения. В самых тяжких обстоятельствах встанем перед Крестом Христовым и поклонимся ему! В час, когда оскудевает наша вера, когда охватывает нас страх и отчаяние, когда нет у нас больше сил молиться, и мы побеждаемы желанием поступить по нашей греховной воле, благоговейно осеним себя крестным знамением и поклонимся ему! Если нам откроется смысл Креста, жизнь перестанет быть унылой. Мы увидим, что она непостижимо значительна. Перед мужеством умирающего на Кресте Господа исцелимся от нашей теплохладности. Невозможно быть таким христианином, который ищет от Бога только сладких утешений или полагает, что Бог должен навести порядок на земле, вместо того, чтобы быть по-прежнему распинаемым на Кресте. Всякая подлинная духовная жизнь вдохновляема Крестом. Единственный критерий подлинной духовности — Крест. Все, что упраздняет Крест или искажает его, — подмена и ложь. Поклонимся Кресту Христову. На нем явлена любовь Божия, которая уважает достоинство человека, не насилуя его свободу. Господь связан по рукам и ногам. Он ждет свободного согласия человека. Он влечет к Себе сиянием любви, но не принуждает никого любить Его. Поклонимся Кресту, чтобы следовать за Господом. Он научает подлинной любви, которая идет до полной отдачи своей жизни. Крест и Воскресение — единая тайна Пасхи, о которой Христос говорит как о Своей славе. «Ныне прославился Сын Человеческий», — возвещает Он, вступая в Свои Крестные Страдания. Крест — знамя славы, потому что означает победу над грехом. Им исцеляется непослушание Адамово. Сын Человеческий «был послушен до смерти крестной», и диавол был посрамлен. Безмерное смирение Сына Божия сокрушило гордыню князя тьмы. Крест — знамя славы, потому что являет победу Христа над смертью. Он вольно предал Себя ей и восстал из гроба, Первенец из мертвых. Смерть покорилась Начальнику жизни, и для всех людей родилась надежда избавиться от ее когтей.

http://moral.ru/znamia/

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация Свт. Иннокентий Херсонский. Сборник слов и бесед «Падение Адамово». Свт. Иннокентий относиться к типу «Отцов-философов», к тем из них кто ставил самые серьезные вопросы  и отвечал на них не только из глубин Предания и Писания, но и в контексте современной им философии, своей собственной ищущей мыслью. Понятно, что когда такой человек решиться обдумать одну из самых  — если не самую — большую тайну богословия: грехопадение, надо, как минимум, прислушаться. «Падение Адамово!.. Когда произносишь слова сии, то кажется весь мир восстает против тебя: со всех сторон несутся вопли, стоны и упреки; всюду представляются потоки крови и слез, нами пролитых; все злое и преступное — в прошедшем, настоящем и будущем — является налицо и требует за себя ответа; небо и земля, солнце и звезды, растения и животные идут на суд против тебя и говорят: ты лишил нас первобытного совершенства!» «Что это? Уж не говорил ли змий в самом деле правды? Ибо вот, чем угрожал Господь, то по видимому не сбылось над нашими прародителями; а что обещал змий, то является. Господь сказал: в оньже аще день снесте… смертию умрете, — а Ева и Адам живы! Змий обещал: в оньже аще день снесте… отверзутся очи ваши, — и вот, они действительно отверзлись! И отверзошася очи обема. Судите посему, как злохитро придумано было искушение, когда, и после падения искушаемых, оно все еще как бы оправдывается опытом… Но, братие мои, если когда и где, то в сем случае не должно останавливаться на поверхности вещей, а надобно проникать в их глубину и сущность.» Читаемость: Язык: Объём текста: Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book/padenie-ad...

По-видимому, вполне основательный взгляд св. Григория Богослова , что оскорбительна для христианского сознания мысль, будто разбойник получает цену искупления не только от Бога, но Самого Бога, за свое мучительство берет столь безмерную плату; что Богочеловек избавил нас от диавола, преодолев его силою, – повторяем, этот взгляд св. Григория Богослова должен был нанести решительный удар теории Оригена и совершенно изгнать ее из богословия. Однако же, это предположение фактически далеко не вполне оправдывалось в истории. Блаж. Августин повторил взгляд Оригена , хотя видоизменив его. Впрочем, это могло случиться оттого, что Августин не был знаком с творениями св. Григория Богослова , и потому не знал его точки зрения на Голгофскую жертву Христову. Как бы то, однако, ни было, но Августин вновь совершенно недвусмысленно утверждает вопреки св. Григорию Богослову , что „диавол должен быть побежден не силою, но правдою“, и что кровь Христова дана за нас как цена искупления диаволу. Но в отличие от Оригена Августин утверждает согласно с Тертуллианом , что диавол знал Христа не как простого человека, но как Сына Божия, с которым он дерзнул вступить в борьбу, но при этом допустил в отношении к Богочеловеку неправду. Имея право предавать смерти грешников, он вопреки всякой справедливости осмелился предать смерти безгрешного Христа, – за что навсегда лишился права на обладание людьми. С Августином сходен между восточными учителями блаж. Феодорит. Как Августин, Феодорит утверждает: Творец, видя, что человеческая природа предалась жестокому мучителю, не восхотел единой властью даровать нам свободу, но пролагает путь к свободе, украшенный правдою. Как и у Августина, у Феодорита этот путь правды состоял в том, что диавол, имевший право брать в свой плен только грешников, предал смерти безгрешного Христа, и за это по закону правды лишился права на обладание всеми грешниками. Но отличие Феодорита от Августина в данном отношении состоит, во-первых, в том, что Феодорит, согласно с древними отцами, утверждает: диавол думал, что видит первого Адама, но нашел Творца Адамова, облекшегося в естество Адамово . Во-вторых, Феодорит не утверждает, как Августин, что кровь Сына Божия дана в выкуп диаволу. К учителям Церкви, богословствовавшим об искуплении под большим или меньшим влиянием Оригена , должно также отнести Амвросия Медиоланского , Иеронима, Руфина Аквилейского , Льва Великого , Григория Великого и некоторых других.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Orfanits...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010