е. спасение Господне...» (с. 322). Агг.1:2 .  так сказал Господь Саваоф: народ сей говорит: «не пришло еще время, не время строить дом Господень». Агг.1:3 .  И было слово Господне через Аггея пророка: Агг.1:4 .  а вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении? Ввиду того, что в качестве лиц, к которым обращена первая речь пророка, в ст. 1 названы только Зоровавель и Иисус, народ же не поименован, как поименован он ( шеерит гаам, остаток народа) ниже в Агг 2.2 , некоторые комментаторы (Лей, Андре) полагали, что первая речь обращена исключительно к правителю Зоровавелю и первосвященнику Иисусу, и к ним только относили высказанные в ней упреки в равнодушии к постройке храма. В действительности, и общий смысл речи, и некоторые частные черты ее говорят, что она направлена ко всему народу и заключает и упреки, и обвинение именно народу же: самое начало речи: «народ сей говорит...» (ст. 2) показывает, что пророк осуждает действия целого народа: упрек в заботливости об украшении собственных домов, пренебрежении о Доме Господнем (ст. 4) относится также к целым народным группам; главное же – те стихийные бедствия, которые, по словам пророка, поражали и еще имеют поражать народ в случае его косности ( Агг.1:6, 9–11 ), как само собою понятно, могут относиться только ко всему народу, возвратившемуся в Палестину и поселившемуся в ней. Вина же Зоровавеля и Иисуса, если она вообще была, заключалась единственно в недостаточно энергичном понуждении ими народа к строительству. Вина эта была скорее косвенная, и при обвинении народа Зоровавель и Иисус скорее являлись свидетелями обвинения, чем обвиняемыми. «Тщательно размысли, – говорит блаж. Иероним, – о том, что не Зоровавель и не Иисус говорят: «Еще не пришло время строить дом Господа», а народ который, находясь под властью царя Дария, еще не сбросил с себя ига рабства» (с. 322). «Когда, – замечает блаж. Феодорит, – Иисус был архиреем и Зоровавель народоправителем, Бог пред ними, как бы пред некими судиями, обвиняет народ через пророка и говорит: сколько самого усиленного попечения прилагают они о домах своих, не только строят, но и украшают их, а дома Божия, ради которого все они участвуют в общем их спасении, не хотят строить, утверждая, что время не благоприятствует созиданию» (с. 59).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И когда потом, по Божественному устроению, произойдет, уже предвозвещенный ( Агг. 2:7 ), великий переворот гражданский, при котором не только цари будут свергнуты с престолов, но и царства будут разрушены и могущество их истреблено, – боевые колесницы и управляющие ими, кони и сидящие на них, будут опрокинуты и убиты друг от друга, и не будет пощады ничему; тогда сохранит Господь, избранного им, Зоровавеля, т. е., представляемый им, народ Божий, и примет в неразлучное общение с Собою ( Агг. 2:21–23 ). Этим и заканчиваются пророчества св. Аггея 11 . Подробнейшее раскрытие их, так сказать, общего содержания составляет уже предмет пророческой книги св. Захарии, в которой увещание к иудеям об исправлении своей нравственности ( Зах. 1:2–6 ) представляет, как бы, историческое введение и повод, по которому открыты были св. Захарии, заключающиеся в его книге, видения 12 , имеющие особенно тесную связь с последним пророчеством св. Аггея ( Агг. 2:21–23 ). Разделение и содержание книги св. пророка Захарии Книга св. пророка Захарии в содержании своем распадается на две части, резко отделяющиеся одна от другой – как по своему внутреннему характеру, так и внешнему изложению ее: содержание первой части составляют, излагаемые прозой, видения пророка (1 – 6) с нравственным выводом из них (7, 8); во второй же части представляется догматическое, тем не менее, изложенное языком поэзии, изображение будущего 13 . Частнее, в первой части, после воззвания к исправлению, пророк, в форме видений, открывает, что настало время покоя на всем земном шаре; для народа же Божия – это время покоя и, соединенного с ним, благоденствия, продолжится и в будущем (гл. 1); потому что покорители его будут сами порабощены. Следовательно, для иудеев не может быть препятствий к благоустроению храма и Иерусалима, и они, тем с большим усердием могут заняться этим делом, что настанет некогда время, когда Иерусалиму уже не будет и надобности замыкаться в стенах своих, чтоб ограждать святыню храма от осквернения со стороны язычников, потому что и они будут чтить ее (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

Виноградник сторожит Суламита, но и сама она уподобляется саду-винограднику. ( Песн.1:5, 8:12, 4:12–16, 5:1 ). Под виноградником же разумеется народ Божий Израиль ( Ис.5:1–7, 27:2–6 ; Иер.2:21, 12:10 ; Мф.21:35–41 ). Суламита – «нарцисс Саронский, лилия долин» ( Песн.2:1 ), а царь, как пастырь народа всего ( Иез.34:23, 37:24 ), «пасет между лилиями». Соломон и Суламита – царь и народ, и от лица народа Суламита говорит: «Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему». ( Песн.2:16, 6:3 ). Соломон царь созерцает и любит в Суламите Израиль. Описывая Суламиту, он описывает и олицетворяет в ней народ свой и страну. Суламита прекрасна, как Израиль, и Израиль прекрасен, как Суламита. В красоте Суламиты видна красота Израиля, и в её красоте физической и внешней видна красота духовно-нравственная и благодатная Церкви, народа Божия. Царь любит Израиль – народ свой, – как любит эту девицу. Он видит и соединяет в ней самое идеальное и лучшее, что есть в Израиле. Она – истинная представительница Израиля. Именем «дщери Сиона» ( Ис.62:11–12 ; Зах.2:10 ), «девы Израилевой» ( Иер.31:1–4 ) обозначается целый народ избранный. Под Суламитой и надо разуметь последний. «Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами» ( Песн.2:2 ) – говорит царь о народе своем, сравнивая его с другими народами. Таково слово Писания. Бог «поставил тебя выше всех народов, которых Он сотворил, в чести, славе и великолепии» ( Втор.26:19 ). «Ты народ святой у Господа Бога твоего; тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным народом из всех народов, которые на земле» ( Втор.7:6 ), ибо «благословятся в нем все народы земли» ( Быт.12:3, 18:18, 22:18 ), когда через него «придет желаемый всеми народами» ( Агг.2:7 ) Мессия – Христос. – «Оглянись, оглянись, Суламита: оглянись, оглянись, – и мы посмотрим на тебя. Что нам смотреть на Суламиту, как на хоровод Манаимский?» ( Песн.7:1 ). Странный образ, Манаим или Маханаим – место, где патриарха Иакова «встретили ангелы Божии, и Иаков, увидев их, сказал: это ополчение Божие». ( Быт.32:1–2 ). Вот какой небесный «хоровод» надо вспоминать, глядя на красоту Суламиты, или на страну народа Божия. 6. Вторая идея аллегории – Христос и Церковь

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

14. Какое главнейшее священнодействие совершается в новозаветном храме? Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам чрез завесу, то есть, плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем и с полною верою. ( Евр.10:19–22 ). Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь , между вами бывают разделения, чему отчасти и верю… Далее, вы собираетесь так, что это не значит вкушать вечерю Господню ( 1Кор.11:18–20 ). 15. Какое благо для души получает человек в храме? Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и приобрести благодать для благовременной помощи ( Евр.4:16 ). Престол славы, возвышенный от начала, есть место освящения нашего. ( Иер.17:12 . Ср. Ис.64:11 ). Благословляем вас из дома Господня. ( Пс.117:26 . Чит. Иез.47:1–12 ). 16. Бог наказывает людей за непочитание и отвержение храма: Посему ныне так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Вы съете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька. Так говорит Господь Саваоф: взойдите на гору и носите дерева и стройте храм, и Я буду благоволить к нему и прославлюсь, говорит Господь. Ожидаете многого, а выходит мало, и что принесете домой, то Я развею. За что? говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении, тогда как вы – бежите каждый к своему дому. Посему-то небо заключилось и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений ( Агг.1:5–10 ; Иер.51:11 . Чит. 2Пар.29:6 ; Тов.1:4–7 ). 17. Кроме рукотворенного храма, о каком еще ином храме или святилище говорится в Священном писании? 1) Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог; ибо храм Божий свят, а этот храм – вы. Никто не обольщай самого себя ( 1Кор.3:16–18 . Ср. 1Петр.2:5 ). Примечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1Цар.16:1–14 . В этих стихах повествуется о помазании на царство Давида и о том, что от Саула отступил Дух Господень и возмущал его злой дух от Господа. Объяснение. Злая воля в человеке не может потушить полученной им силы Божией: Ин.11:51 , равно как без рукоположения не может человек возгреть дар Божий, например диаконский до силы дара епископского. Благодать священства есть талант, который можно пустить в дело или закопать: Мф.25:14–30 ; сам по себе дар Божий всегда жгуч: Евр.12:29 ; Откр.3:15 . Ис.28:7–8 . «Но и эти шатаются от вина, и сбиваются с пути от сикеры; священник и пророк спотыкаются от крепких напитков; побеждены вином, обезумели от сикеры, в видении ошибаются, в суждении спотыкаются. Ибо все столы наполнены отвратительной блевотиной, нет чистого места». Объяснение. Этими словами пророчества осуждаются ветхозаветные пастыри за пьянство. Нет ничего удивительного, если в пьяном состоянии они допускали много ошибок и разных безобразий, но за это на них легла страшная кара Божия: Иер.48:10 . Кто дерзает относить эти слова к православным пастырям, тот, вопреки Слову Божию, становится судьёй голословным: 1Тим.5:17–19 . Иер.6:13 . «Ибо от малого до большого, каждый из них предан корысти, и от пророка до священника – все действуют лживо». Объяснение. Из связи речи видно, что здесь говорится о пастырях ветхозаветных и книжниках и фарисеях, которые отвратили людей от веры во Христа, или евреях, не уверовавших Христу. Если апостол запрещает осуждать чужого раба: Рим.14:4 , то какова же дерзость людей, позволяющих себе осуждать всё новозаветное пастырство. Забывают эти люди следующие слова Священного Писания: 1Тим.5:19 ; Евр.7:7 . Иер.10:21 . «Ибо пастыри сделались бессмысленными и не искали Господа; а потому они и поступали безрассудно, и всё стадо их рассеяно». Объяснение. Мысль о возможности всем пастырям заблудиться противоречит обетованиям Христа о вечности Церкви на земле до Его второго пришествия на землю: Мф.16:17–18 . Господь предвидел, что не будет того, чтобы все пастыри заблудились: Еф.4:11–14 . И в ветхозаветной Церкви пастыри никогда все не могли отступить от истинной веры: Втор.17:8–12 ; Агг.2:11 ; Мал.2:7 . Да, наконец, Господь повелел слушать учение и недостойных пастырей, запретив только поступать по делам их: Мф.23:3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

1Ездр.4 ), и евреи, видя препятствие себе в этом деле, обратились к строению собственных домов, и оставались равнодушными к дому Божию даже и с воцарением Дария. В это-то время восстали пророки, Аггей и вскоре потом Захария, и обличив их нерадение, снова возбудили к продолжению дела Божия ( Агг.1:4, 6, 9–11 . Зах.1:1–7 ), и по их убеждениям, чрез три года с половиной со времени возобновления работ, храм был кончен и освящен ( 1Ездр.5:1–2, 6:14–16 ). Пророческое служение, сколько можно видеть из Св. Писания, Захария продолжал не менее двух лет, и даже более ( Зах.7:1 ); весьма вероятно, что он пророчествовал и после окончание строение храма, потому что в следующих речах его не видно более убеждений к строению, и, след., строение предполагается уже конченным. О времени смерти его из Св. Писание ничего не известно. По преданию (у Дорофея, Псевдо-Епифания и Гевихия), он умер в глубокой старости, и погребен близ Иерусалима подле пророка Аггея. Предание иудейское считает Захарию вместе с двумя другими, жившими после плена пророками, членом великой Синагоги. У LXX толковников, в древнем переводе италийском, в Вульгате и Пешито, пророкам Аггею и Захарию приписываются многие псалмы (см. в слав.); но в еврейском тексте этих надписей нет (сн. Паллад. на Пс. р. XIII. Павс. р. 42–43). Что до содержания пророческой книги Захарии, то в ней, после краткого вступления, различаются видение пророческие и речи пророческие. В видениях последовательно изображается, что храм будет создан, неблагоприятные обстоятельства будут устранены, и затем вскоре последует восстановление Иерусалима и оживление общественной жизни ( Зах.1:7–17 ); что могущественные и воинственные враги иудеев сами будут сокрушены ( Зах.1:18–21 ); что Иерусалим вскоре заселит и окрестности, и сам Бог будет стеной его и поселится среди него, и тогда многие народы обратятся к Господу (гл. Зах.2 ); затем заграждаются уста хулителей первосвященника Иисуса, и предсказывается об имеющем прийти для изглаждения греха Искупителе (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

В произведениях последнего рода пророки оставили нам свои пророчески обличительные и просветительные речи и таковые же свои некоторые действия и исторические события. § 3. Понятие о пророческих китах ветхого завета; общее содержание их Пророческими книгами ветхого завета называются книги, по преимуществу сборники пророческих речей 2 известных шестнадцати пророков, в которых содержатся или откровения Божии нравоучительного и вероучительного характера с обличениями пороков и заблуждений, или предсказания об исторических судьбах народа Божия и других народов, или: пророчества о Мессии, к принятию которого и к вступлению в царство которого пророки постепенно подготовляли членов ветхозаветной Церкви. В большинстве случаев преимущественным содержанием пророческих речей служат обличения религиозных заблуждений и нравственных пороков, увещания с изъяснением богоугодной жизни и утешения с обетованиями милости Божией. Из религиозных заблуждений до плена Вавилонского наиболее подвергалось грозному и непрестанному обличению почти всех пророков идолопоклонство со всеми языческими суевериями. Оно было главною язвою народа Божия до плена; оно расторгало союз этого народа с Иеговою. Пророки называют уклонение евреев в идолопоклонство «блужением», духовным блудом и прелюбодеянием, и часто под образами плотского прелюбодеяния ярко изображают все мерзости языческого культа и заблуждения (см., напр., Иер.2 и 3; Иез.16 и 23 и др.). После плена пророки уже не обличают иудеев в идолопоклонстве; вместо этого среди возвратившихся из плена стали развиваться эгоистическая холодность к религии и пренебрежение к мессианским обетованиям (см. Агг.1:2–9 ; Малах.1:6 и дал.; 2:10. 11 и 17 и др.), религиозный индифферентизм. Из нравственных пороков, кроме лжи, обмана и грубого разврата в низших классах общества, пророки настойчиво и громко обличали губительные пороки высших: неправосудие и притеснение со всяким насилием со стороны правителей и богатых над бедными и незнатными, гнусный разврат и разорительную роскошь и под.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

опустошение от Всемогущего. Иначе: «могущество от Всемогущего». 1:16–18 Иоиль снова и снова возвещает своим слушателям о скором и неотвратимом наступлении Дня Господня и Божественного суда, предзнаменованием чего являются видимые уже повсюду последствия засухи. 1:19–20 К Тебе, Господи, взываю. Пророк с надеждой обращается к Господу. Опустошение пришло от Всевышнего, от Него же явится избавление и восстановление. животные на поле взывают к Тебе. Ср. Иов 38,41 ; Пс. 103,21; 146,9 . огонь. Метафорическое описание последствий засухи, однако в 2,3 эта же метафора употребляется в отношении нашествия саранчи. Огонь часто ассоциируется с судом Божиим ( Втор. 32,22 ; Пс. 49,3; 96,3 ). Глава 3 3:1–21 В этой главе Иоиль пророчествует о дне Господнем, когда Бог совершит Свой последний суд над врагами Своего народа и превратит Сион в источник вечного благословения. 3 в те дни и в то... время. Раздел начинается обетованиями Господа Своему народу (ср. Иер. 33,15; 50,4.20 ). возвращу плен Иуды и Иерусалима. Иначе: «возвращу благополучие, счастье». 3:2 Восстановление будет связано с совершением суда над всеми врагами народа Божия за совершенные ими злодеяния. в долину Иосафата. Речь идет о «долине суда» (см. 14). Названия эти символические и местоположение долины неизвестно. рассеяли... разделили. После увода в плен населения страна была поделена между завоевателями. С равным основанием могут подразумеваться депортации 722,701,598, 586 гг. до Р.Х. или даже какие-то мелкие пограничные конфликты (напр., Ам. 1,9.10 ). 3:3 Участь взрослых пленников решалась при помощи жребия ( Авд. 1,11 ; Наум 3,10 ), а детей распродавали или отдавали на поругание солдатам ( Ам. 2,6 ). 3 что вы Мне..? Здесь возводятся обвинения против Тира и Сидона (прибрежных городов Финикии) и «округов Филистимских» (прибрежных районов Палестины, ср. Нав. 13,2.3 ) за то, что их обитатели занимались работорговлей. Пленников из Израиля продавали грекам (ст. 6) и идумеям ( Ам. 1,6.9 ). 3 серебро Мое и золото Мое. Все принадлежит Господу ( Агг. 2,8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Агг.1:9—11. Сего ради сице глаголет Господь Вседержитель: зане дом мой есть пуст, вы же течете кийждо в дом свой, сего ради удержится небо от росы и земля оскудит изношения своя: и наведу меч на землю, и на горы, и на пшеницу, и на вино, и на елей, и елика износит земля, и на человека, и на скоты, и на вся труды рук их    Не дозволяет заботу о себе самих ставить на первом месте, безрассудно пренебрегая обязанностями к Богу, и предпочитать славе Божией предметы земные. Убеждает напротив уразуметь, что если несравненно высшее не находится в должном уважении, то никогда не последует благополучия и в низшем, чего они пожелали иметь. Посему и говорит: «зане дом мой есть пуст, вы же течете кийждо в дом свой», вот по причине этого-то именно и могут погибнуть и плоды на полях, когда небо уже не посылает росы, земля утрачивает силу (производительную), вместе с хлебами и виноградом засыхают и оливы, и кроме того даже меч вследствие гнева угрожает истребить людей и скотов. Итак, для медлящих совершать то, что служит к славе Бога и чрез что устрояется Его дом, то есть Церковь, не может быть ни росы духовной, то есть утешения с небес, наполняющего души и сердца, — ни благоплодия от земли, то есть добрых последствий от хороших трудов телесных, ни хлеба, ни вина, ни употребления масла. Вполне и во всех отношениях они будут бессильны и чужды веселья, не упитаются елеем духовным и останутся совсем не вкусившими и непричастными благословения Христова. А кроме того подвергнутся мечу и останутся без всякой награды за труд, хотя бы кто у них и проводил благонравный образ жизни; ибо «не увенчивается никто, если незаконно будет подвизаться», по роду подвига (2Тим. 2:5). Посему старание о предметах высших мы должны почитать делом самым почтенным и наиболее всего достойным соревнования. Предметы же, касающиеся нас самих, пусть обращают на себя меньше нашего внимания и должны идти позади забот о славе Божией. И не только жилища, деньги и все, что относится к пустой славе, но и родство, братья и отцы, как и Христос говорит негде: «иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин» (Мф. 10:37)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3520...

Однако представление о В. в ВЗ не ограничивается природно-космическими ритмами: уже в библейской космогонии можно усмотреть линейную направленность В. События человеческой истории есть развертывание во В. Божественного Промысла о мире и человеке. Ибо Сам Бог после грехопадения первых людей дал обетование о пришествии в мир Спасителя, рожденного от жены (Быт 3. 15). Божее обетование задало единственные смысл и цель человеческой истории, следов. ее линейную направленность. Понятие В. в ВЗ раскрывается через исторический опыт древних израильтян, к-рый был опытом веры. В ветхозаветном повествовании наряду с трансцендентностью Бога особо подчеркивается Его действие в человеческой истории. Так, прошлое израильского народа, все, что является его историей, сотворено Господом, Бог ведет Свой народ: «Боже, мы слышали ушами своими, отцы наши рассказывали нам о деле, какое Ты соделал во дни их, во дни древние» (Пс 43. 2; ср.: Пс 73. 2). Поэтому само В. в ВЗ исторично. Прошлое можно вспоминать, размышлять о нем, будучи ему причастным (Пс 142. 5), будущее же сокрыто от человека, но пророческие обетования и предостережения приоткрывают картину будущего. Основные прошедшие и буд. события, «дни» (  ) истории израильского народа, ведущие к исполнению Божия обетования о пришествии Спасителя, уникальны, неповторимы, приурочены к определенному В. и в этом смысле священны: родословие патриархов сопровождается точной хронологией, в особое В. происходит Всемирный потоп и спасение Ноя , заключается завет Бога с Авраамом , совершается исход из Египта при Моисее и через него дается Закон на горе Синай. Праздникам, связанным с природно-космическими циклами, также придается промыслительное содержание (Исх 12. 17; 23. 15; Нав 5. 10-12 и др.). О праздничных и памятных днях в истории Израиля и необходимости помнить и чтить их неоднократно говорят Сам Господь и пророки (Исх 12. 25-27; Числ 9. 15; 11. 32; Втор 4. 10, 32; 9. 24; 32. 7; Нав 10. 12; Суд 19. 30; 1 Цар 8. 8; 2 Цар 7. 6; Пс 77. 42; Ис 11. 16; Иер 7. 22; 11. 4, 7; 31. 32; 34. 13; Иез 16. 4; Ос 2. 16; Агг 2. 15-23; Зах 4. 10; 8. 9-11 и др.). Отмена «праздничных времен» приравнивается к отмене Закона, восстанию на Бога (Дан 7. 25).

http://pravenc.ru/text/155438.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010