Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография Православной Церкви ЗОСИМ КУМУРДОЙСКИЙ свт. (пам. груз. 1 мая) Грузинской Православной Церкви, архиеп. Кумурдойский (приблизительно в 1519-1528) ЗОТИК мч. Никомидийский (пам. 18 апр.) - см. в ст. Виктор, Зотик, Зинон, Акиндин и Северииан, мученики Никомидийские ЗОТИК мч. Фракийский (пам. 22 авг.) - см. в ст. Агафоник, Зотик, Феопрепий, Акиндин, Севериан, Зинон и др., мученики Вифинские и Фракийские ИАКИНФ (ок. 1300-1372), свт. (пам. 28 окт.), митр. Унгро-Влахийский, 1-й предстоятель правосл. Церкви в Валашском княжестве ИАКИНФ (Питателев Илья Иванович; 1882-1918), прмч. (пам. 17 окт., в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИАКОВ (Данилов; 1892 - 1918), инок, прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИАКОВ († 62/63), брат Господень, ап. от 70, сщмч. (пам. 23 окт., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов, в Неделю по Рождестве Христовом; пам. зап. 1 мая) ИАКОВ († сер.- 2-я пол. XV в..), прп. Брылеевский, Железноборовский (пам. 11 апр. и 23 янв.- в Соборе Костромских святых) ИАКОВ Железноборовский († 1442), основатель Железноборовского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мона-ря , прп. (пам. 11 апр., 5 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ИАКОВ Радонежский (XIV в.), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), один из первых насельников Троице-Сергиева мон-ря ИАКОВ Соловецкий, Костромской († после 1607), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ИАКОВ Иванович Алфёров (1878-1938), свящ., сщмч. (пам. 26 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Самарских святых) ИАКОВ Иванович Архипов (1888-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 авг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИАКОВ Иванович Бобырёв (1883-1937), свящ., сщмч. (пам. 4 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/122308_49.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АГАФОНИК, ЗОТИК, ФЕОПРЕПИЙ, АКИНДИН, СЕВЕРИАН, ЗИНОН и др. († ок. 305), мученики Вифинские и Фракийские (пам. 22 авг.). В гонение при имп. Максимиане комит Евтолмий, возвращавшийся из Понта после розыска и ареста христиан, в мест. Карпы приказал распять мч. Зотика и его учеников. Затем, прибыв в Никомидию и узнав, что градоправитель обращен ко Христу неким знатным человеком по имени А., комит взял их обоих вместе с др. верующими под стражу и повел во Фракию, где была имп. ставка. По пути в мест. Потам были умерщвлены мученики Зинон, Феопрепий и Акиндин, к-рые не могли из-за ран идти дальше, а в Халкидоне - мч. Севериан, проповедовавший там учение Христа. В г. Византий (буд. К-поль) А. со спутниками предстали перед судом. Их предали побоям и после мучений по имп. приказу усекли мечом в мест. Аммы близ Селимврии. Мощи А. находились в пригороде К-поля Кенополе, где при имп. Константине Великом был построен храм-мартирий; в нем, а также в ц. св. Феодоры в Ксирокерке торжественно отмечалась его память. Мч. Агафоник. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент Мч. Агафоник. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент А. посвящены неск. житий и похвальных слов (в т. ч. написанные Анастасием Квестором и Филофеем , еп. Селимврийским). Канон святому написан св. Феофаном Начертанным . Краткое житие святых мучеников переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского . В 1-й пол. XIV в. оно было вновь переведено на слав. язык (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. краткое житие включено под 22 авг. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 432). Гимнография В Типиконе Великой ц. (X в.) отмечена «страсть святого Агафоника и дружины его (Mateos. Typicon. T. 1. P. 380-381); упоминается А. и в к-польском Стишном Прологе XI в. Христофора Митилинского . Месяцесловы Студийского и Иерусалимского уставов регулярно фиксируют память А. В студийской слав. Минее (XII в. ГИМ. Син. 443. Л. 130-135) выписаны седален (отличный от помещенного в печатных Минеях), 3 стихиры (одна из них совпадает с печатными), канон (тот же, что в печатных). Мессинский Типикон (1131) отмечает, что 22 авг. «последование совершается по тому же чину, что и 17 августа» (Arranz. Typicon. P. 182).

http://pravenc.ru/text/63268.html

Агафоник Никомидийский, мч. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте / конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Агафоник Никомидийский, мч. - житие Эта страничка относится к разделу   Агафоник Никомидийский, мч. Мученики Агафоник, Зотик, Феопрепий (Боголеп), Акиндин, Севериан, Зинон и прочие приняли смерть за Христа во время правления императора Максимиана (284–305). Мученик Агафоник происходил из знатного рода Гиппасиева, жил в Никомидии. Сведущий в Священном Писании, он обратил к вере во Христа многих язычников, в том числе и самого первенствующего члена Сената (принцепса). Комит Евтолмий, посланный в Понтийскую (Причерноморскую) страну, в местности Карпен распял учеников христианина Зотика, отказавшихся принести жертву идолам, а самого Зотика взял с собой. В Никомидии Евтолмий схватил мученика Агафоника (с принцепсом), Феопрепия, Акиндина и Севериана. После истязаний Евтолмий повел мучеников во Фракию на суд императора, но по дороге, в местности Потама, умертвил мучеников Зотика, Феопрепия и Акиндина, которые не могли далее идти за колесницей правителя из-за полученных ими во время истязаний ран. Мученик Севериан был умерщвлен в Халкидоне, а мученик Агафоник с другими усечены мечом, по приказу императора, в Силиврии. Мощи мученика Агафоника в церкви в честь его имени в 1200 году в Константинополе видел русский паломник Антоний. В XIV веке архиепископ Силиврийский Филофей посвятил мученику Агафонику похвальное слово. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Агафоник Никомидийский, мч. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-1645

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Агафоник Никомидийский, мч. Описания иконы Агафоник Никомидийский, мч. - житие Мученики Агафоник, Зотик, Феопрепий (Боголеп), Акиндин, Севериан, Зинон и прочие приняли смерть за Христа во время правления императора Максимиана (284–305). Мученик Агафоник происходил из знатного рода Гиппасиева, жил в Никомидии. Сведущий в Священном Писании, он обратил к вере во Христа многих язычников, в том числе и самого первенствующего члена Сената (принцепса). Комит Евтолмий, посланный в Понтийскую (Причерноморскую) страну, в местности Карпен распял учеников христианина Зотика, отказавшихся принести жертву идолам, а самого Зотика взял с собой. В Никомидии Евтолмий схватил мученика Агафоника (с принцепсом), Феопрепия, Акиндина и Севериана. После истязаний Евтолмий повел мучеников во Фракию на суд императора, но по дороге, в местности Потама, умертвил мучеников Зотика, Феопрепия и Акиндина, которые не могли далее идти за колесницей правителя из-за полученных ими во время истязаний ран. Мученик Севериан был умерщвлен в Халкидоне, а мученик Агафоник с другими усечены мечом, по прик[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Афон. 1546.] Мч. Агафоник Никомидийский. Феофан Критский и Симеон. Фреска церкви свт. Николая. Монастырь Ставроникита. Афон. 1546 год. Файл 3433.jpg:   Размер: 805x1117, 0.9 MPix, 187 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (210) , (3) . Описание: [Русь. XVII.] Минея - Август (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 3436.jpg:   Размер: 408x1577, 0.64 MPix, 100 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (177) , (0) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 22 августа (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 3437.jpg:   Размер: 357x1200, 0.43 MPix, 67 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (164) , (0) .

http://pravicon.com/icon-1050

ЗОСИМА И САВВАТИЙ Соловецкие († 17.04.1478) и († 27.09.1434 или 1435), преподобные (пам. 17 апр. (З.), 27 сент. (С.), 8 авг.- 1-е и 2-е перенесения мощей, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 365-384 ЗОСИМ КУМУРДОЙСКИЙ свт. (пам. груз. 1 мая) Грузинской Православной Церкви, архиеп. Кумурдойский (приблизительно в 1519-1528) 384-390 ЗОСИМ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели, Афонский, Недостойный], (2-я пол. XI в.) груз. гимнограф, представитель афонской литературно-просветительной школы ЗОТИК мч. Никомидийский (пам. 18 апр.) - см. в ст. Виктор, Зотик, Зинон, Акиндин и Северииан, мученики Никомидийские ЗОТИК Зотик, мч. Никомидийский (пам. 21 окт.) - см. в ст. Дасий, Гаий, Зотик, мученики Никомидийские ЗОТИК мч. Фракийский (пам. 22 авг.) - см. в ст. Агафоник, Зотик, Феопрепий, Акиндин, Севериан, Зинон и др., мученики Вифинские и Фракийские 390-391 391-932 392-396 ЗОЧИШТЕ муж. мон-рь во имя мучеников Космы и Дамиана Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви ЗОЯ мц. Атталийская (пам. 2 мая) - см. в ст. Еспер, Зоя, Кириак и Феодул, мученики Атталийские 396-397 ЗРЗЕ муж. мон-рь в честь Преображения Господня Преспанско-Пелагонийской епархии Македонской Православной Церкви 397-399 ЗРУГСКИЙ ХРАМ [осет. Хозита Майрам, Зруджи Майрам], один из наиболее древних христ. храмов на территории РФ 399-400 ЗУБОВ Василий Павлович (1900 - 1963), историк науки, искусствовед, медиевист, культуролог, философ 400-402 402-405 406-407 407-408 ЗУРВАНИЗМ совокупность древнеиран. религиозно-философских концепций, в основе к-рых лежит представление о главенстве бога времени и судьбы Зурвана 409-412 418-419 413-418 ИАДГАРИ груз. название гимнографического сборника, использовавшегося в древнем иерусалимском богослужении и перешедшего в богослужебную практику Грузинской Православной Церкви VIII - нач. XI в. 419-424 ИАДОР (Ткаченко Иларион Афанасьевич; 1865- после 1938), архим., регент, композитор, автор гармонизаций церковных напевов

http://pravenc.ru/vol/xx.html

ЗИНОВИЙ (Мажуга Захария Иоакимович, в схиме Серафим; 1896 - 1985), митр. Тетрицкаройский (с 1960) Грузинской Православной Церкви 157-159 159-160 ЗИНОВИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в ц. в честь Усекновения честной главы св. Иоанна Крестителя в с. Шевченко Винницкой обл. 160-161 161-163 ЗИНОВЬЕВ Георгий Терентьевич (упом. в 1667-1702), жалованный иконописец Оружейной палаты, ученик Симона Ушакова 163-165 ЗИНОН (кон. III/нач. IV в.- 12.04.370/1), еп. Веронский (Веронийский), богослов и проповедник, свт. (пам. 12 апр.) 165-174 175-176 ЗИНОН (XIV в.?), постник, прп. (пам. 30 янв., 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЗИНОН (IV-V вв.), прп. (пам. в субботу сырную, в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 19 июня) 177-178 ЗИНОН мч. (пам. 22 авг.) - см. Агафоник, Зотик, Феопрепий, Акиндин, Севериан, Зинон и др., мученики Вифинские и Фракийские ЗИНОН мч. Африканский (Карфагенский) (пам. 10 апр., 13 марта, 28 окт.; пам. греч. 5 апр.) - см. Африкан, Терентий, Максим, Помпий (Пуплий), Зинон, Александр, Феодор и 33 мученика Африканских ЗИНОН мч. Керкирский - см. Неон, Зинон, Евсевий и Виталий, мученики Керкирские (пам. греч. 27, 28, 29 апр.) ЗИНОН мч. Никомидийский (пам. 18 апр.) - см. Виктор, Зотик, Зинон, Акиндин и Севериан, мученики Никомидийские 178-181 181-183 183-184 ЗИПАЛОВ Николай Егорович (1860/61 - после 1916), предприниматель, любитель церковного пения, издатель духовно-муз. сочинений ЗИСИС Феодор (род. 20.01.1941), протопр., проф. богословского фак-та Фессалоникского ун-та им. Аристотеля, писатель и публицист 184-185 185-186 ЗИХИЯ историческая область на сев.-вост. берегу Чёрного м., один из древнейших регионов распространения христианства в совр. России 186-192 192-193 193-194 194-196 «ЗЛАТОСТРУЙ» некалендарный четий сборник относительно устойчивого состава, содержащий Слова и поучения, к-рые преимущественно надписаны именем свт. Иоанна Златоуста

http://pravenc.ru/vol/xx.html

Составленный Иосифом († 883) канон А. (1-го гласа) с акростихом «Αγαθονκου τος πνους με επεν θμις», содержащийся во многих рукописях (XII в. Doch. Gr. 32; кон. XIII-XIV в. ГИМ. Син. Греч. 450. Л. 161-172), вошел в совр. греч. и слав. печатные Минеи (в слав. Минеях акростих не указан). Из рукописи (1353 г. Alex. Patr. 118. Fol. 158v - 163) известен др. канон Георгия (4-й глас) попразднству Успения Богоматери и А. («Μεθορτον νυν πανδαισαν τεκοσα» - Ταμεον. N 851. Σ. 271). Славник на вечерне на «Господи воззвах» атрибутируется Анатолию . Службы в совр. греч. и слав. печатных Минеях в целом идентичны друг другу, в греч. (Μηναον. Αγουστος. Σ . 224) имеется после 6-й песни канона на утрене стишной ямбический синаксарь святому. По совр. рус. Типикону, так же как и по первому рус. печатному Типикону 1610 г., поется служба без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова ), по греч.- со славником на вечерне. Иконография А. изображается как юный безбородый мученик, в хитоне и гиматии, с крестом в руке, его волосы кудрявы: на левой створке складня-триптиха слоновой кости из Палаццо Венеция в Риме, сер. X в.; на эмальерной вставке потира из К-поля, сер. X в. (Венеция, сокровищница Сан-Марко); на минейной иконе кон. XI - нач. XII в. (гексаптих из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ); на мозаике мон-ря Хора (Кахрие джами) в К-поле, 1316-1321 гг.; в греко-груз. рукописи (XV в. РНБ. О. I. 58. Л. 125об.), на минейной иконе нач. XVII в. (ЦАК МДА). Мученичество святого представлено в настенных минологиях в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.; в ц. Успения Трескавацкого мон-ря (Македония), между 1334-1343 гг.; в ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), 1386-1390 гг. «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., рекомендует изображать А. молодым, «с малою бородой» (Ч. 3. § 10. 50). Сходный иконографический тип описан в Строгановском иконописном подлиннике (Посл. треть XVIII в. БАН. Строг. 67.1. 22 авг.). Ист.: BHG, N 39-43; ActaSS. Aug. T. 4. P. 519-524; SynCP. P. 913-915; ЖСв. Август. С. 376-378.

http://pravenc.ru/text/63268.html

Захария прор. и Елисавета, родители Предтечи. 5 сентября. Захария, преп. Египетский 4 в., с Карионом. 5 дек. Захария преп., затворник. 24 марта. Зевин, пустынник Сирийский 5 в. 23 февр. Зина, ап. из 70, с Марком и Аристархом. 27 сент. Зина, муч. при Максимиане, с Зиноном. 22 июня. Зинаида и Филонилла мученицы 1 века. 11 окт. Зиновий, еписк. Егский, и Зиновия, мучч. Киликийские при Диоклетиане (303). 30 окт. Зинон, Евсевий, Неон и Виталий, мучч. Керкирские, ученики апп. Иасона и Сосипатра. 23 апр. Зинон, муч. Африканский при Декии, с Терентием и др. 10 апр. Зинон, еписк. Веронийский, муч. ок. 260 года. 12 апр. Зинон воевода, муч. Никомидийский 302 г., с двумя тмами мучч. 28 дек. Зинон, муч. Никомидийский ок. 303 года, с Виктором и др. 18 апр. Зинон, муч. Мелитинский при Диоклетиане, с Ромилом, Евдоксием и др. 6 сент. Зинон священник, из 156 мучч. Тирских при Диоклетиане, от Ветурина. 17 сент. Зинон и Зина, слуга его, из Филаделфии Арав., мучч. при Максимиане. 22 июня. Зинон, преп. Сирийский (413–420). 30 янв. Зинон, преп. Палестинский, ученик Силвана, в конце 4 века. В субб. с. Зинон и Зоил свв. 3 марта. Зоил, преп. Скитский 5 века, ученик Агафона и Арсения В. В субб. с. 3оровавель, вождь Иудейский. В неделю праотец. 3осима воин, муч. Кононийский, в Писидии, при Траяне. 19 июня. Зосима, пустынник Киликийский, муч. при Диоклетиане. 19 сент. и 4 янв. Зосима, муч. Антиохийский, в Писидии, при Диоклетиане от Магна, с Александром и др. 28 сент. Зосима, преп. Палестинский 6 века, обретший пр. Марию египтяныню в пустыне Иорданской, 4 апр. Зосима преп., еписк. Вавилона Егип. в 6 веке. 4 июня. Зосима, преп.. Финикийский 6 в. 8 июня. 3осима преп., еипск. Сиракузский, ум. ок. 660. 30 марта. Зосима, преп., Соловецкий, ум. 1478. 17 апр. Зотик, из 10 мучч. Критских при Декии. 23 дек. Зотик, муч. Никомидийский ок. 303 г., с Виктором и др. 18 апр. Зотик, муч. Никомидийский, с Дасием и Гаием. 21 окт. Зотик, муч. Фракийский при Максимиане, с Агафоником. 22 авг. Зотик, муч. при Ликинии, с Илией и др. 13 сент.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

О Господи Иисусе, Камень нашего спасения, укрепи в нас веру – святую и спасительную веру в Тебя, единого Спасителя нашего. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 22 августа 1. Свв. мученики Агафоник, Зотик и прочие с ними . Святой Агафоник был никомидийским гражданином и христианином по вере. С великим усердием отвращал он эллинов от идолопоклонства, поучая их истинной вере. По повелению императора Максимиана царский наместник жестоко преследовал христиан. Так, схватил он святого Зотика в некоем месте Карпине, распял на кресте его учеников, а самого Зотика привел в Никомидию, где взял под стражу и связал святых Агафоника, Принципса, Феопрепия (Боголепа), Акиндина, Севериана, Зенона и многих других. Прочно связанных, повел он их в Византию, однако по дороге туда умерли от ран и изнеможения святые Зотик, Феопрепий и Акиндин. Близ Халкидона умертвили святого Севериана, а Агафоника вместе с прочими привели во Фракию, в место Силимврию, где после истязаний в присутствии самого царя были они усечены мечом и преставились в жизнь вечную и в радость Господа своего. 2. Св. мученица Евлалия дева . В период страшных гонений на христиан в Испании, в местечке, называвмом Варкинон [ныне Барселона], жила некая девица Евлалия. Рожденная в христианской семье, она и сама была всецело предана Христу как своему Жениху. Углубленно изучая [в серб, букв.: вся погрузившись в. – Ред.] Священное Писание, она со стойкостью и усердием добровольно брала на себя телесные и духовные подвиги. Когда мучитель Дакиан, беспощадно истребляя христиан по всей стране, прибыл в Варкинон, Евлалия ночью тайно покинула своих родителей, предстала пред мучителем и во всеуслышание всего народа обличила его в убийстве невинных людей, понося при этом мертвых идолов и открыто исповедуя свою веру во Христа, живого Господа. Разгневанный Дакиан повелел обнажить ее и бить палками. Но святая девица объявила, что не ощущает боли в мучениях за Христа своего. Тогда истязатель приказал крестообразно привязать ее к дереву и опалять ее тело свечами. Дакиан спросил [при этом], где же ее Христос и почему Он ее теперь не спасает. А Евлалия ответила: «Здесь Он, со мной, но не можешь ты Его видеть из-за своей нечистоты». В ужасных мучениях святая Евлалия предала свой дух Богу. Когда же испускала она свой дух, то люди увидели белого голубя, вылетевшего из ее уст. При этом внезапно выпал снег и покрыл нагое тело мученицы, словно белым платьем. На третий день пришел [некий христианин-подвижник] святой Феликс и горько плакал пред висящим телом Евлалии. Но на мертвом лице святой мученицы блеснула улыбка. Ее родители пришли и вместе с прочими христианами [благо]честно похоронили тело сей святой девицы. Пострадала [она] за Господа своего и перешла в вечную радость в начале IV столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

После исследования издатели помещают акты об ап. Фаддее или Аддее, известные под именем учения его , где излагается история его проповеди и самая проповедь Авгарю с семейством и народом, обращение Авгаря и народа, не исключая и жрецов; говорится о посольстве Нарсеса царя ассирийского к Авгарю, чтобы он или прислал к нему Фаддея или написал о его чудесах. Авгар написал ему о чудесах Фаддея и проч. Фаддей устроил клир и вообще едесскую церковь и умер в мире в Едессе, но ранее Авгаря, по мнению издателей, около 44 года по Р. X. Эти акты, изданные еще прежде Куретоном, восходят к 4 или 5 веку по Р. X. по мнению Ассемани и издателей Деяний. В славянской минее сказано, что ап. Фаддей почил в Вирите, граде финикийском. В Ипполитовом или Ипполиту приписываемом сочинении об апостолах мученическая кончина в Вирите приписывается Фаддею из 12 апостолов или Иуде (июня 19). Муч. Васса и дружина . В Деяниях св. (Aug. IV. 417) после исторического исследования мучение их, описанное Лавренгием монахом Рутиемским (ок. 13 в.), на основании древних источников; ибо есть в сокращении в месяцеслове Василия. По сему сказанию мученики три брата пострадали в Едессе в Македонии, по другим в Лариссе в Фессалии в их отечестве и издатели Деяний не решаются определит, которое чтение вернее. Васса же замучена на о. Алоне недалеко от кизика в Пропонтиде или Мраморном море. Из месяцеслова Василия видно, что сам муж ее Валерий донес на нее. Никодим думает, что три светлые юноши, исхитившие Вассу из моря, были дети ее, прежде ее замученные. В Халкидоне ок. 450 года существовала церковь во имя Вассы, до свидетельству Феодора чтеца (стр. 511 по русск. переводу). 22 Муч. Агафоник и дружина . В Деяниях св. (Aug. IV. 519) после исторического исследования сказание о мучениках неизвестного автора, несколько пространнее пролога и славянских миней, по простоте своей его сказание признается за древнее. Посему сказанию, Евтолмий, посланный для преследования христиан по всей южной стороне Черного моря даже до Неокесарии, умертвил Зотика с его учениками в местечке Карпен, а не взял с собою. Агафоник, происходивший от знатного рода Гиппазиева и сын правителя Асклипиада, обратил в христианскую веру некоего принкииса т. е. начальника Сената (princeps senati – лице весьма важное. См. Lubker Lexicon). Это нарицательное имя сделано в некоторых месяцесловах собственным. На пути во Фракию убиты Зенон (а не Зотик), Феопрепий и Акиндин в местечке Потамон; и по месяцеслову Василия. Зотик убит в местечке Карпен, а Зенон с Феопрением и Акиндином в Потамоне; следовательно составитель месяцеслова Василиева имел под руками сие же сказание. Св. Агафонику построен был храм еще Константином В. в Царьграде, возобновлен Иустинианом, при Маврикии сделался частию новопостроенных царских палат. Был кафедрою патриархов 57 лет и в нем коронованы четыре императора. Мощи Агафоника в церкви его видел Антоний паломник в 1200 году (стр. 152).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010