ЦВ 17 (390) сентябрь 2008 /  20 сентября 2008 г. Священноисповедник Агафангел —благовестник христианской свободы 16 октября 2008 года исполняется 80 лет со дня кончины священноисповедника митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского). Он вошел в русскую церковную историю ХХ века как ревнитель подлинного церковного обновления, самоотверженно обличавший псевдоцерковное обновленчество, старейший по хиротонии архиерей синодального поставления, последовательно возражавший митрополиту Сергию (Страгородскому) в его деятельности по воссозданию синодальной системы церковного администрирования под «обер-прокурорским» надзором ГПУ, Первосвятитель гонимой Русской Православной Церкви, веривший в ее способность строить свою внутреннюю жизнь на принципах свободы и любви в самом несвободном и исполненном ненависти государстве мира. Общий взгляд на долгий жизненный путь митрополита Агафангела первоначально обнаруживает узнаваемую картину служения одного из многих архиереев Русской Православной Церкви синодальной эпохи. Родившийся 27 сентября 1854 г. в семье сельского священника Тульской епархии, святитель Агафангел (в миру Александр Лаврентьевич Преображенский), подобно большинству «поповских» сыновей, прошел обычный путь бурсацко-семинарской учебы в русской провинции, впрочем, получивший свое продолжение в Московской духовной академии. Посвятив несколько лет жизни преподавательской деятельности в провинциальных духовных училищах и пережив после года семейной жизни смерть супруги и новорожденного младенца, Александр Преображенский 7 марта 1885 г. был пострижен в монашество с именем Агафангел и вскоре посвящен в сан иеромонаха. В 1886 г. Свят. Синод назначил отца Агафангела инспектором Томской духовной семинарии, с возведением в сан игумена, а в 1888 г. — ректором Иркутской духовной семинарии, с возведением в сан архимандрита. 10 сентября 1889 г. архимандрит Агафангел был рукоположен в сан епископа Киренского, викария Иркутской епархии, и с этого времени его епископское служение было связано с жизнью нескольких епархий (Иркутской, Тобольской, Рижской, Виленской и Ярославской). Совмещая служение во вверявшихся ему епархиях с периодическим участием в заседаниях Свят. Синода, святитель Агафангел был отмечен подобающими его положению наградами: в 1904 г. — саном архиепископа, в 1912 г. — правом ношения бриллиантового креста на клобуке, в 1917 г. — саном митрополита.

http://e-vestnik.ru/history/svyashcennoi...

Священноисповедник митрополит Агафангел (Преображенский): вне партии и вне политики Красницкий произнес дежурные фразы о том, что Церковь пошла неверным ‘контрреволюционным’ путем и предложил владыке подписать воззвание ‘инициативной группы’ духовенства, в котором высшей властью в Церкви признавалось обновленческое ВЦУ. ‘Церковь должна держаться вне партии и вне политики’, — возразил митрополит. 16 октября, 2012 Красницкий произнес дежурные фразы о том, что Церковь пошла неверным ‘контрреволюционным’ путем и предложил владыке подписать воззвание ‘инициативной группы’ духовенства, в котором высшей властью в Церкви признавалось обновленческое ВЦУ. ‘Церковь должна держаться вне партии и вне политики’, — возразил митрополит. 16 октября (3 октября ст.ст.) Русская Православная Церковь чтит память священноисповедника митрополита Агафангела (Преображенского). Непреклонность в вопросах истины и способность к компромиссам «ради мира церковного» всегда были отличительными чертами владыки. «Прислать на Агафангела весь компрометирующий материал» В 1922 году за «контрреволюционную агитацию» (а, в первую очередь, — за сопротивление обновленчеству) был арестован Святейший Патриарх Тихон. Еще в феврале 1918 года, по указанию Поместного Собора, Патриарх указал трех кандидатов на пост Местоблюстителя патриаршего престола в случае своей невозможности оставаться во главе церковного управления. Первым был указан митрополит Кирилл (Смирнов), вторым — митрополит Агафангел (Преображенский), третьим — митрополит Петр (Полянский) . Митрополит Агафангел Преображенский. Фото: ruguard.ru И вот, в мае 1922 года, находясь под судом, Тихон вызвал в Москву митрополита Агафангела и поручил ему временно — до созыва Собора — осуществлять обязанности Патриарха (указанный в списке первым митрополит Кирилл (Смирнов) находился в ссылке и приступить к руководству Церковью также не мог). Однако власти не позволили митрополиту Агафангелу выехать из Ярославля. В то же время, обновленческие «священники» во главе с Владимиром Красницким, с санкции ГПУ, попытались во время ареста Патриарха осуществить переворот в церковном управлении. Они стали склонять митрополита Агафангела к отказу от своих полномочий в пользу собственного самочинного ВЦУ («Высшее церковное управление»).

http://pravmir.ru/svyashhennoispovednik-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Исп. Агафангел (Преображенский), архиеп. Рижский (Преображенский Александр Лаврентьевич; 27.09.1854, с. Мочилы Венёвского у. Тульской губ.- 16.10.1928, Ярославль), исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли), митр. Ярославский и Ростовский. Род. в семье протоиерея, с отроческих лет стремился служить Церкви в священном сане. В 1871 г. поступил в Тульскую ДС, в 1877 г.- в МДА, к-рую окончил в 1881 г. со степенью канд. богословия. Служил преподавателем лат. языка в Раненбургском ДУ, затем - помощником смотрителя Скопинского ДУ. Овдовев, 7 марта 1885 г. принял монашество, 10 марта был рукоположен во иеромонаха. С 4 дек. 1886 г. инспектор Томской ДС, с 20 янв. 1888 г. ректор Иркутской ДС с возведением в сан архимандрита. Снискал доверие и благорасположение как сослуживцев, так и воспитанников семинарии. 10 сент. 1889 г. А. был хиротонисан во епископа Киренского, викария Иркутской епархии, 17 июля 1893 г. переведен на самостоятельную Тобольскую и Сибирскую кафедру, где проявил себя деятельным миссионером. 4 окт. 1897 г. назначен епископом Рижским и Митавским, 6 мая 1904 г. возведен в сан архиепископа. С 13 авг. 1910 г. архиепископ Виленский и Литовский, с 22 дек. 1913 г. архиепископ Ярославский и Ростовский, с апр. 1917 г. митрополит. Член Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг. , с 6 марта 1918 г. член ВЦС при свт. Тихоне , Патриархе Московском. После того как 9 мая 1922 г. власти объявили о привлечении свт. Тихона к судебной ответственности по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей, 12 мая Первосвятитель направил председателю ВЦИК М. И. Калинину письмо: «Ввиду крайней затруднительности в церковном управлении, возникшем от привлечения меня к гражданскому суду, почитаю полезным для блага Церкви поставить временно, до созыва Собора, во главе церковного управления Ярославского митрополита Агафангела (Преображенского) или Петроградского Вениамина (Казанского)».

http://pravenc.ru/text/63200.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Октября 3 (16) Священноисповедник Агафангел (Преображенский) Митрополит Ярославский Митрополит Агафангел (в миру Александр Лаврентьевич Преображенский) родился 27 сентября 1854 года в селе Мочилы Веневского уезда Тульской губернии в семье священника. Воспитанный родителями в послушании вере Христовой и строгом исполнении церковных обрядов, он высоко ставил служение святой Церкви в священном сане. Ребенком он любил подолгу бывать на кладбище, гулять среди могил и крестов – красноречивых свидетельств, что вся персть, вся пепел, вся сень. Здесь со слезами на глазах Александр просил Господа, чтобы Он сподобил его во время благопотребно стать служителем алтаря и приносить умилостивительную бескровную жертву за окончивших земную жизнь. Это желание было так велико, что когда по окончании училища представилась возможность поступить в привилегированное столичное учебное заведение, он ее решительно отверг. Близкие советовали не отказываться от случая получить серьезное светское образование, которое откроет ему широкие возможности в жизни. Увидев бездейственность советов, родные попытались принудить его согласиться с ними и оставить мысли о получении духовного образования, но все было напрасно. Чувствуя непреодолимую тягу к церковному служению, Александр со свойственными его характеру решимостью и настойчивостью настоял на продолжении образования в Тульской Духовной семинарии, в которую он и поступил в 1871 году. В те годы семинарское образование в России пребывало в плачевном состоянии, в стены духовных учебных заведений беспрепятственно проникали материалистические и бездуховные науки. Под видом новых научных открытий начинали открыто утверждаться в области научных знаний социальные и естественно-научные мифы. Идеал служения на духовном поприще среди образованного общества был почти утрачен, и общество пришло в состояние духовного окостенения. Становились модными и нравственно похвальными профессии, устрояющие земную жизнь – инженера, врача и т. п. Увлечение естественными науками образованного юношества не оставило в стороне и Александра и, в конце концов, пленило его ум и сердце. Горячее желание служить Церкви Христовой в священном сане за время учения охладело, и к концу обучения он решил оставить семинарию и поступить в светское учебное заведение, чтобы стать врачом.

http://fond.ru/foto/981/Agafangel/

Спасо-Преображенский собор (Одесса) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… " minzoom " :false, " maxzoom " :false, " mappingservice " : " yandex " , " width " : " auto " , " height " : " 350px " , " centre " :false, " title " : " " , " label " : " " , " icon " : " " , " lines " :[], " polygons " :[], " circles " :[], " rectangles " :[], " copycoords " :false, " static " :false, " zoom " :15, " locations " " text " : " " , " title " : " " , " link " : " " , " lat " " lon " " icon " : " " " imageoverlays " Спасо-Преображенский кафедральный собор Одесский Спасо-Преображенский кафедральный собор — крупнейший православный храм Одессы; заложен (первоначальное здание) в 1794 году, освящён в 1808 году, разрушен в 1936 году. После воссоздания на прежнем месте в начале 2000-х освящён (по чину великого освящения) 21 июля 2010 года Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Содержание История [ править править код ] В августе 1794г. состоялось торжественное освящение города Одессы, во время которого на Соборной площади было освящено место строительства церкви в честь Николая Чудотворца, а в 1795г. был заложен первый камень. Торжественное освящение церкви произошло 25 мая 1809г. В 1795 г. Сооружение церкви по проекту инженера Вонрезанта. В 1825г. был утвержден проект колокольни, разработанный Д.Фраполли. в 1841г. архитектор Д.Гейденрейх разработал проект трапезной части, объединившей колокольню и старую церковь. Частичные реконструкции собора производились в период 70-80-тых годов прошлого века, а в 1894г. был осуществлен капитальный ремонт собора по проекту архитектора Л.Прокоповичем. В 1795 г. осуществлялось на средства местных помещиков Иванова и Шлегеля. На средства пожертвованные городскими властями и собранными пожертвования по всей стране. Воссоздание велось по благословению Высокопреосвященнейшего Агафангела Митрополита Одесского и Измаильского Благотворительным фондом «Черноморский Православный Фонд» на счета которого переводили и жертвовали свои средства жители города Одессы.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

     Более восьмисот построенных и восстановленных храмов, двадцать монастырей, гигантский собор в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» Свято-Успенского монастыря, крупнейший на Украине величественный Спасо-Преображенский кафедральный собор Одессы, возрождение Одесской духовной семинарии, единственной в советской Украине духовной школы, и ректорство в ней, сотни рукоположенных священников, еще больше учеников, среди которых 30 архиереев, четыре тома богословских трудов, почти три десятилетия руководства УПЦ (Постоянный член Священного Синода), один из отцов-основателей независимой Украины (будучи депутатом Верховной Рады, проголосовал за Декларацию о государственном суверенитете), законотворчество, миротворческая и благотворительная деятельность в крупных осуществленных проектах. Все это вместила жизнь одного человека – митрополита Одесского и Измаильского Агафангела. А были еще (как и у многих детей войны) сиротство, голод и нужда, было тридцатилетнее мужественное стояние за веру и Церковь Христовую в атеистической богоборческой державе, была дружба со многими выдающимися государственными и общественными деятелями, литераторами, учеными. Среди них – космонавт Георгий Гречко, Олесь Гончар, Борис Олийнык, Богдан Ступка. О жизни и трудах митрополита Агафангела немало написано материалов (15 лет назад вышла замечательная книга игумении Серафимы (Шевчик) «Подвиг служения Христу», сняты фильмы. Однако особенностью этой фильмографии является очень скупая прямая речь архипастыря, а иногда и полное ее отсутствие. Объясняется это убежденностью митрополита в том, что о человеке должны говорить его труды, а оценку им давать – другие люди. Это так необычно для захлестнувшего Украину самопиара и бахвальства. Сколько у нас ныне героев и патриотов, не вырастивших на родной земле для своего народа ни одного деревца и ничего не построивших! Накануне 80-летия журналистам удалось побеседовать с юбиляром, записать его рассказ о времени, людях, судьбе. – Владыка, Вы родились в 1938 году в крестьянской семье в селе Бурдино Тербунского района, который тогда относился к Курской, а сейчас – к Липецкой области. Это земля кровопролитных битв с фашизмом. Вы относитесь к поколению детей войны. Что это за поколение?

http://pravoslavie.ru/115407.html

Среди этих деятелей выделяются Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, которого В. Мельник беспардонно обвиняет в сведении к минимуму проповеди христианских нравственных ценностей, в то время как такая проповедь является лейтмотивом всех обращений и выступлений Его Святейшества, в том числе и когда он говорит о богозаповеданном единстве Русской Православной цивилизации; стоящий на страже церковного единства Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, которого изощряющийся во лжи и обманчивой лести В. Мельник при помощи вырванных из контекста отдельных фраз и их надуманных перетолкований превращает чуть ли не в глашатая автокефализма и церковного сепаратизма. Особую, поистине нечеловеческую злобу у потерявшего остатки совести и христианского облика г-на Мельника вызывает поборник единства Русской Православной Церкви и Святой Руси Высокопреосвященнейший Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел. С ненавистью комментирует В. Мельник те высокие оценки, которыми оценивают деятельность Владыки Агафангела на благо Церкви, общества и народов, укрепление мира и согласия Святейший Патриарх Кирилл, общественные деятели и организации Украины и России. Черную зависть вызывают у не замечаемого никем хулителя Церкви награды Одесского архипастыря, получаемые им на высоком церковном и международном уровне. Но, может, это только в России так относятся к нему? На днях Митрополит Агафангел был награжден уже президентом Украины орденом св. Ярослава Мудрого за, как говорится в Указе президента, «весомый вклад в государственное строительство и заслуги перед Украиной в деле защиты интересов государства, духовного возрождения нации, личные заслуги в обеспечении социально-экономического и культурного развития Одесской области, за возрождение духовных основ общества, восстановление разрушенной святыни – Спасо-Преображенского Одесского кафедрального собора и по случаю 19-й годовщины Независимости Украины». Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, которого В. Мельник лживо рисует антагонистом Одесского архипастыря, регулярно в своих поздравлениях, проповедях при приезде в Одессу подчеркивает уважительное отношение к принципиальной, канонической позиции Владыки Агафангела и личное теплое к нему отношение.

http://pravoslavie.ru/38914.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Святейший Патриарх Кирилл: «Пусть Покров Царицы Небесной пребывает над Одессой, над Украиной, над всей святой Русью»» Предстоятель Русской Церкви совершил освящение Спасо-Преображенского кафедрального собора Одессы и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме 21.07.2010 340 Время на чтение 7 минут 21 июля 2010 года, в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ходе визита на Украину совершил чин великого освящения воссозданного Спасо-Преображенского кафедрального собора Одессы и возглавил совершение в новоосвященном храме Божественной литургии, сообщает Патриархия.Ru. Его Святейшеству сослужили Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь, митрополит Донецки й и Мариупольский Иларион, архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан, архиепископ Ровенский и Острожский Варфоломей, архиепископ Херсонский и Таврический Иоанн, управляющий делами Украинской Православной Церкви архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, епископ Горловский и Славянский Митрофан, епископ Сумской и Ахтырский Евлогий, викарий Киевской епархии епископ Переяслав-Хмельницкий Александр, а также председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, другие сотрудники Синодальных учреждений в священном сане, многочисленное духовенство Одесской епархии. За богослужением молился председатель Синодального информационного отдела В.Р.Легойда.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/07/21/sv...

29 февраля – 2 июня Слово «раскол» из учебников истории переместилось на страницы светских СМИ: в октябре Чукотский епископ Диомид был извержен из сана за раскольническую деятельность. Уже более полугода внимание даже далеких от Церкви людей приковано к фигуре теперь бывшего Чукотского епископа, обвинившего Русскую Церковь в ересях, а ее иерархию - в отступничестве, за что решением июньского Архиерейского собора он был запрещен в служении. Не успели либералы проникнуться симпатией к «опальному» епископу (у нас традиционно любят гонимых), как Диомид заявил, что христианину нельзя пользоваться мобильным телефоном и провозгласил анафему Святейшему Патриарху. построен «на масонские деньги» " hspace=" 5 " src=" http://www.nsad.ru/pic/S7001825.JPG " width=" 500 " align=" right " vspace=" 11 " border=" " > Преображенский храм г. Анадырь. Реконструирован из старого магазина в начале 90-х. Храм в котором постоянно служил еп. Диомид, не считавший деревянный собор благодатным, так как он построен «на масонские деньги» Публикуем свидетельство очевидца: иеромонах Агафангел (Белых), клирик Белгородской епархии, был в специальной командировке в Чукотской епархии вместе с архиепископом Хабаровским и Приамурским Марком. Итак, что представляет собой как личность непримиримый Диомид, много ли у него сторонников и каков может быть диалог с теми из них, кто стоит на распутье? Хронология конфликта 19 января 2007 года Диомид (Дзюбан), бывший епископ Анадырский и Чукотский, распространил в интернете обращение, где перечислил «отступления от чистоты православного вероучения», существующие, по его мнению, в Русской Православной Церкви. Диомид обвинил Московский Патриархат в: «еретическом служении экуменизму», «неосергианстве», «молчаливом согласии вместо обличения антинародной политики существующей власти», оправдании присвоения гражданам ИНН, в отсутствии практики созыва Поместных соборов. В июне 2008 года на Архиерейском соборе были представлены выводы богословской комиссии под руководством митр.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке… Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-bepcuя. Даниил Черепанов 16 января 2024 г. 14:30 Празднование Собору всех святых, в земле Тульской просиявших, приурочено ко дню памяти самого известного тульского святого — преподобного Макария Жабынского, Белёвского чудотворца (22 сентября/5 октября). В 2023 году исполнилось 400 лет со дня кончины подвижника. Святой почитается как возобновитель монашеской жизни в Жабынской пустыни, а сама она является одним из духовных центров Тульской земли. К мощам святого и к цельбоносному источнику, выкопанному самим преподобным, регулярно притекают люди. О непростом пути обители, которую неоднократно пытались уничтожить, и о людях, которые вновь и вновь возрождали ее, материал корреспондента «Журнала Московской Патриархии» Александра Черепенина. PDF-bepcuя. диакон Александр Черепенин

http://e-vestnik.ru/history/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010