еп. Марк (Головков) Приложение 4 Словарь церковных терминов А Автокефалия ( от греч, αυτς – сам и κεφαλ – голова) – самоглавенствующая, иначе Поместная Церковь . А. – канонический термин, обозначающий Православную Церковь, административно не зависящую от других Церквей. На 2006 год имеется пятнадцать Автокефальных Церквей. Согласно русскому диптиху чести и древности, они расположены в следующей последовательности: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская (Московская), Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская. Под юрисдикцией Иерусалимской Церкви находится Автономная Синайская Церковь , Константинопольской – Финляндская Автономная Церковь и Русской (Московской) – Японская Автономная Церковь. Каждая Поместная Православная Церковь составляет часть Церкви Вселенской, каждая Автономная Церковь – часть Автокефальной. Поместные Церкви по единству веры и основным началам устройства и управления пребывают во взаимном общении. Автономия Церкви ( греч. αυτονομα) – понятие церковного права, означающее такое положение, при котором некоторая Поместная Церковь , входящая в состав Автокефальной Церкви, получает от Церкви–Матери право самостоятельно решать ряд административно – канонических вопросов. Эта зависимость на языке церковно – канонического права выражается словами: «Автономная Церковь входит в юрисдикцию Автокефальной Церкви». Так, например, Русская Православная Церковь предоставила А. Японской Православной Церкви, которая была создана благодаря миссионерской деятельности русских священнослужителей, в особенности просветителя Японии св. равноап. Николая. Основанием для провозглашения А. чаще всего является нахождение данной Церкви в пределах иного государства, чем кириархальная Церковь. Самостоятельность Автономных Церквей ограничена, в частности, ее архиереи поставляются архиереями кириархальной Церкви, ею же утверждается ее статус и Устав, от нее же автономная Церковь получает святое миро.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Документ, принятый Собором 10 Поместных Православных Церквей, проходившим 16-27 июня на греческом острове Крит Святой и Великий Собор Православной Церкви рассмотрел вопрос «Автономии и способа её провозглашения» и обсудил текст, предоставленный ему Пятым Предсоборным Всеправославным Совещанием (Шамбези, 10-17 октября 2015), одобрив его с некоторыми незначительными поправками в нижеизложенной редакции. Вопросы документа, которыми занимался Собор относились: а) к понятию, содержанию и различным формам института автономии; б) к предпосылкам, на основе которых местная Церковь может просить автономию у Автокефальной Церкви, каковой подчиняется; в) к исключительной компетенции Автокефальной Церкви инициировать и завершать процедуру предоставления автономии части своей канонической юрисдикции, при том, что на территории православной диаспоры автономные Церкви не учреждаются, и г) к последствиям, которые имеет это церковное деяние для отношений провозглашённой автономной Церкви как с Автокефальной Церковью, к которой она относится, так и с прочими Автокефальными Православными Церквами. 1. Институт автономии выражает каноническим образом статус относительной или частичной независимости конкретной церковной области от канонической юрисдикции Автокефальной Церкви, к которой она канонически относится. а) При применении этого института в церковной практике сформировались различные степени зависимости Автономной Церкви от той Автокефальной Церкви, к которой она относится. б) Избрание Главы Автономной Церкви утверждается или осуществляется компетентным церковным органом Автокефальной Церкви, Предстоятеля которой он поминает и находится с ним в каноническом соотношении. в) В функционировании института автономии существуют различные формы его применения в церковной практике, определяемые степенью зависимости Автономной Церкви от Автокефальной. г) При некоторых формах автономии степень зависимости Автономной Церкви выражается посредством участия её Главы в Синоде Автокефальной Церкви.

http://pravmir.ru/avtonomiya-i-sposob-ee...

Раздел I.3. Автономные Церкви Автономные Церкви (из Устава Русской Православной Церкви) См.: Устав Русской Православной Церкви. Глава X. I.3.1. Китайская Автономная Православная Церковь О предоставлении автономии Китайской Православной Церкви (принято Священным Синодом Русской Православной Церкви 23 ноября 1956 г.) Слушали: 2. Проект положения о Китайской Автономной Православной Церкви 1) За закрытием Восточно-Азиатского Экзархата, Московская Патриархия 23 предоставляет Китайской Православной Церкви автономию; 2) Московская Патриархия утверждает (при отсутствии канонических препятствий) главу Китайской Автономной Православной Церкви после избрания его этой Церковью; 3) Китайская Автономная Православная Церковь получает Св. Миро от Русской Православной Церкви, возносит имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси при богослужении и принимает участие в ее Поместных Соборах через своих представителей; 4) Во внутренних церковных делах Китайская Автономная Православная Церковь имеет полную независимость. Постановили: Проект утвердить. О Китайской Автономной Православной Церкви (принято Священным Синодом Русской Православной Церкви 17 февраля 1997 г.) Слушали: доклад председателя Отдела внешних церковных сношений митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла о положении Православной Церкви в Китае. (...) Постановили: (...) 3. Констатировать, что, поскольку в настоящее время Китайская Автономная Православная Церковь не имеет своего Предстоятеля, впредь до его избрания Поместным Собором этой Церкви, в соответствии с православными канонами, каноническое управление епархиями Китайской Автономной Православной Церкви осуществляется Предстоятелем Матери-Церкви Патриархом Московским и всея Руси. 4. Решение практических вопросов по урегулированию православной жизни в Китае в рамках, соответствующих китайскому законодательству, поручить председателю Отдела внешних церковных сношений. (...) О восстановлении попечения Матери-Церкви над Автономной Православной Церковью в Китае

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Журнал заседания Священного Синода 19 июля 2000 г. В заседании Священного Синода 19 июля 2000 года под председательством Патриарха СЛУШАЛИ: Сообщение Патриарха Московского и всея Руси Алексия о состоявшемся в период с 12 по 19 мая 2000 года его пастырском визите в Японскую Автономную Православную Церковь и интронизации ее нового Предстоятеля Архиепископа Токийского, Митрополита всей Японии Даниила (Нуширо). Справка. С 12 по 19 мая 2000 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий находился с пастырским визитом в Японской Автономной Православной Церкви. 14 мая 2000 года Его Святейшество совершил Божественную литургию в соборе Воскресения Христова в Токио, во время которой состоялась интронизация нового Предстоятеля Японской Автономной Православной Церкви Архиепископа Токийского, Митрополита всей Японии Даниила (Нуширо). За время визита Предстоятель Русской Православной Церкви посетил ряд городов Японии, где совершал богослужения, общался с японской православной паствой, общественностью. 17 мая 2000 года состоялась встреча Его Святейшества с императором Японии Акихито и министром иностранных дел г-ном Коно. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарив Господа, все устрояющего на пользу (Прем. 8, 1), выразить удовлетворение состоявшейся интронизацией избранного Предстоятеля Японской Автономной Православной Церкви Архиепископа Токийского, Митрополита всей Японии Даниила (Нуширо). 2. Свидетельствовать о неразрывности и крепости братских духовных связей Русской Православной Церкви и Японской Автономной Православной Церкви, способствующих благословенному всеправославному единству. 3. Считать полезными состоявшиеся встречи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия с императором Японии Акихито, премьер-министром Японии Иосиро Мори и министром иностранных дел Коно, способствовавшие большему взаимопониманию между народами Японии и России.

http://sedmitza.ru/lib/text/429466/

Финляндская Автономная Православная Церковь Описание: История С православными купцами и монахами христианство проникло в восточную Финляндию из Новгорода уже в XII в. Изначально центрами Православия были небольшие монастыри, однако уже в начале второго тысячелетия на Ладоге был основан Валаамский монастырь, а в конце XIV в. и Коневецкая обитель. Печенгский монастырь на берегу Баренцева моря был основан в XVI в. Однако в ходе продолжавшихся на протяжении последующих двух столетий войн монастыри оказались разорены до тла. В начале XVI в. западные карельские земли оказались под шведским владычеством. Часть населения бежала в Среднюю Россию, в то время как другая осталась в Карелии и была обращена в лютеранство. После завоевания Петром Великим Приладожья в начале XVIII в. начался новый период в истории Православия в Карелии. Были возрождены Валаамская и Коневецкая обители на Ладоге, и в конце XIX в. был восстановлен и Трифоно-Печенгский монастырь на севере. Приблизительно в те же годы была основана Свято-Троицкая женская община в Линтула , позднее получившая статус монастыря. В начале XIX в. в результате русско-шведской войны за передел сфер влияния в Финляндии между Россией и Швецией был заключен Фридрихсгамский мирной договор, по которому бывшие шведские земли в Финляндии (в т.ч. Выборгский лен) отошли к Российской империи. В результате этих перемен число православного населения в Финляндии выросло в 10 раз. В крупных городах селилось православное купечество и чиновничество, а также размещались гарнизоны. Церковное управление в Финляндии осуществлялось митрополитом Санкт-Петербургским. В 1892 г. была основана самостоятельная епархия Выборга и всей Финляндии. Православное население страны в те годы составляли карелы, русские, финны и лопари. В результате переворота 1917 г. в России Финляндия обрела независимость. В независимой Финляндии Православная Церковь получил статус государственной Церкви наряду с Лютеранской. В 1921 г. Святейший Патриарх Тихон предоставил Финляндской Православной Церкви статус автономной Поместной Церкви. Ввиду царящего в государственной жизни Советской России хаоса и затруднений, связанных с поддержанием связей с Москвой, Православное Церковное управление обратилось во Вселенский Патриархат с просьбой принять Финляндскую Православную Церковь под омофор Патриарха Константинопольского. В соответствии с Томосом от 6 июля 1923 г. Финляндская Православная Церковь была принята под омофор Вселенского Патриарха как православная автономная архиепископия.

http://patriarchia.ru/db/text/194466.htm...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Церковь и территория. Церковная диаспора. Автокефальные и автономные церкви. Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Территориальный принцип церковной юрисдикции. Вселенская Церковь состоит из отдельных поместных Церквей. Поместные Церкви в свою очередь включают в себя епископии (епархии), а епархии - приходы. Существуют и иные единицы административно-территориального деления Церкви: автономные церкви, экзархаты, митрополичьи округа. Такая структура Церкви сложилась в течение первых столетий ее истории, и с тех пор в основе своей она остается неизменной. Административное деление Церкви строится на территориальном, а не национальном принципе. В нормальных условиях православные христиане любой национальности, проживающие на одной территории, составляют один приход и окормляются одним епархиальным епископом, ибо, по слову апостола Павла, во Христе «Нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного» (Колосс. 3:11). Как сказано, правда, в 34-м Апостольском правиле, «епископам всякаго народа подобает знати первого в них...» - однако, исторический контекст совершенно однозначно говорит о том, что под «народом» в каноне подразумевается территория, занятая тем или иным народом. Провинции Римской империи составили земли, населенные племенами, подвергшимися впоследствии эллинизации или латинизации, в названиях провинций сохранилась память о населявших их некогда народах: Дакия, Галатия, Фракия, Нумидия. В своем территориальном размежевании поместные Церкви сообразуются с политико-административным делением, с государственными и административными границами. Помимо очевидных удобств, этот принцип находит косвенное обоснование в самих канонах. Так, 38-е правило Трулльского Собора гласит: «Аще царскою властию вновь устроен или впредь устроен, будет град, то гражданским и земским распределениям да следует и распределение церковных дел.»

http://sedmitza.ru/lib/text/432404/

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 123 1996 г. 20 февраля. – Послание Патриарха Константинопольского Варфоломея «Всей православной полноте Эстонии» 158 Варфоломей, милостью Божией архиепископ Константинополя – Нового Рима и Вселенский Патриарх всей православной полноте Эстонии благодать и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. Составляющие Эстонскую Православную Апостольскую Церковь благочестивые иереи, преподобные монахи и все благословенные христиане, дорогие и возлюбленные чада о Господе, да пребудут с вами благодать и мир от Бога, от нас же – Патриаршее благословение, молитва и прощение. Благословен Бог наш, ниспославший вашему народу драгоценный дар свободы и утвердивший ваше свободное и независимое государство Своей всемогущей Божественной волей. Благословен Бог наш, научивший вас предпочесть дело православной Эстонской Церкви делам житейским и возжелать увидеть ее свободной и автономной, со всяческой славой трудящейся по святой Божией воле во имя спасения Его народа, собственный дом возглавляющей и достойно о нем пекущейся. Благословен Бог наш, через святых апостолов повелевший, чтобы Церковь всякого народа была автономной под началом собственного Предстоятеля и независимо от любой другой Церкви управляла домом своим, храня догматы и предания общей Матери всех – православной Церкви. Благословен Бог наш, ибо ваша свобода ныне также соделывает возможным восстановление автономной Эстонской Православной Церкви, выжившей в изгнании на протяжении долгого времени и теперь официально берущей на себя ответственность за отчий дом под духовным покровительством и руководством Святейшего апостольского и Вселенского престола. День сей – день радости, ликования и веселья! Сегодня начинается новый период в истории вашей Церкви, полной надежд перед лицом открывающихся перспектив, под защитой Того, кто предал Себя за нее, чтобы соделать ее святой и беспорочной, без единого пятна или порока. Прежняя, прерванная мирная эпоха эстонского Православия ныне вернулась еще более блистательной благодаря вашему христианскому терпению и любви во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Икона новомученицы Параскевы станет новой святыней Дальней России Протоиерей Геннадий Беловолов о своей поездке в Еврейскую автономную область с миссией доставить в Биробиджанскую епархию святой образ 20.11.2017 715 Время на чтение 3 минуты Епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав благословил меня отправиться в поездку в Еврейскую автономную область с миссией доставить в Биробиджанскую епархию икону святой новомученицы Параскевы Кочневой. Предыстория события такова: в прошлом году я проводил в Петербурге вечер блаженной Матроны Босоножки, на котором присутствовали епископ Мстислав и епископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем. Он оказался глубоким почитателем нашей петербургской блаженной. В день знакомства владыка Ефрем рассказал нам о святых подвижниках дальнего края. Среди новомучеников, пострадавших на биробиджанской земли, оказалась единственная женщина – святая новомученица Параскева Кочнева. И совершенно неожиданно после той беседы с владыкой Ефремом мы познакомились в Петербурге с потомками новомученицы Параскевы, в частности, с ее двоюродным внуком – Михаилом Журавлевым. Он проникся почитанием своей двоюродной бабушки и пожелал написать икону в дар Биробиджанской епархии. В течение полугода шла работа над иконой с уникальной иконографией. Сама святая мученица Параскева жила близ Оренбурга в селе Кочнево. Она несла простое послушание – была сторожем в храме. И когда в 1937 года закрыли храм, а священника забрали, то Параскева Ивановна проявила храбрость и ревность, отправившись в Москву добиваться справедливости. Она явила исповедничество, бесстрашие и мужество духовное. В итоге ее арестовали и сослали в БАМлаг, где она и погибла в 1939 году. В 2000 году Параскева Ивановна была прославлена. Она стала воплощением простой русской женщины - верной Церкви и Святой Руси. Святая новомученица Параскева стала образом той женщины, на плечах которой и выстояла наша Церковь, поэтому ее очень любят в Биробиджанской епархии. И мы здесь, в Петербурге, прониклись к ней любовью. Вчера мы с Михаилом Журавлевым вылетели из Петербурга в Еврейскую автономную область.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/11/21/ik...

Японская Православная Церковь— автономная Православная Церковь Японии, которая входит в состав Московского Патриархата. Насчитывает около 36 000 человек. Каноническая территория — Япония. 11 марта 2011 Япония подверглась разрушительному действию стихий. Статус Японская Православная Церковь— автономная Православная Церковь Японии, которая входит в состав Московского Патриархата. Насчитывает около 36 000 человек. Каноническая территория — Япония. Епархии В Японской православной церкви действуют три епархии: Сендайская и Восточно-Японская епархия (кафедра в Сэндай); Киотоская и Западно-Японская епархия (кафедра в Киото); Токийская епархия (кафедра в Токио). С 2000 года предстоятель Церкви — митрополит Даниил (Нусиро), митрополит Токийский и всей Японии. Резиденция и кафедральный храм — собор Воскресения Христова в Токио (при котором находится единственная православная семинария). Собор широко известен как Никорай-до (в честь основателя ЯПЦ архиепископа Николая (Касаткина)). В 2005 году в Токио, рядом с кафедральным собором Воскресения Христова (Николай-до) по благословению митрополита Токийского и всей Японии Даниила был образован первый монастырь Японской Автономной Православной Церкви. Настоятелем монастыря, освященного в 2006 году в честь равноапостольного Николая Японского, стал иеромонах Троице-Сергиевой лавры Герасим (Шевцов). В клире состоит 22 священника и 6 диаконов (2008 г.). Регулярно издаётся журнал «Сейкё Дзихо» («Православный вестник»), на японском языке. Действует православное сестричество и общество православной молодёжи.   История Японская Православная Церковь основана русским миссионером архимандритом Николаем (Касаткиным) (1836—1912), который прибыл в Японию в 1861 году по решению Священного синода Русской православной церкви. В 1870 году он основал и возглавил Русскую православную миссию в Японии. Перевёл на японский язык Священное Писание, богослужебные книги, построил в Токио Воскресенский собор. Церковный собор, состоявшийся в июле 1879 года в лице 112 делегатов-японцев постановил ходатайствовать перед Святейшим Синодом о рукоположении начальника Миссии архимандрита Николая (Касаткина) в сан епископа. В Санкт-Петербурге, в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась хиротония архимандрита Николая в епископа Ревельского, викария Рижской епархии. 28 марта 1906 года указом Святейшего Синода епископ Николай был возведён в сан архиепископа. Впоследствии он был канонизирован в чине равноапостольного святителя (10 апреля 1970 года).

http://pravmir.ru/yaponskaya-pravoslavna...

«Китайская Автономная Православная Церковь: история, сегодняшний день, перспективы». Доклад председателя ОВЦС Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла 26 ноября 2007 г. 12:00 23 ноября 2007 года в Паломническом центре Московского Патриархата прошли торжества, посвященные 50-летию образования Китайской Автономной Православной Церкви . С основным докладом на форуме выступил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл . Сегодняшняя наша встреча посвящена «золотому» юбилею Китайской Автономной Православной Церкви. Напомню в нескольких чертах историю появления этой многострадальной Церкви. Россию и Китай связывают долгие отношения, у истоков становления которых находилась и Русская Православная Церковь. Наши связи имеют добрую историческую основу. Православие было принесено в Китай в XVII столетии, когда в 1675 году вместе с пленными казаками из Албазинского острога в Пекин прибыл русский священник Максим Леонтьев. Первоначально оно сохранялось как религия пленной русской общины в Пекине. С 1713 года в Китае действовала официальная Российская Духовная Миссия, которая продолжительное время исполняла функции и дипломатического представительства России. После установления дипломатических отношений и появления в Пекине посольства России, при котором также была устроена церковь (снесена китайскими властями в 1991 году), Российская Духовная Миссия сосредоточила усилия на пастырских трудах, изучении культуры и духовности Китая, углублению культурных и духовных связей между нашими странами. Именно здесь зарождалась российская синология, которая по праву считается одной из сильнейших в мире. Трудами русских миссионеров Православие вошло в китайскую среду. Традиционно лояльное отношение православных верующих к китайским властям и обычаям обусловило продолжительное мирное существование верующих в китайской среде. К XX столетию, благодаря трудам Российских Духовных Миссий, в Китае сложилась многочисленная китайская паства со своим национальным клиром и епископатом.

http://patriarchia.ru/db/text/329177.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010