Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Церковь и территория. Церковная диаспора. Автокефальные и автономные церкви. Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Территориальный принцип церковной юрисдикции. Вселенская Церковь состоит из отдельных поместных Церквей. Поместные Церкви в свою очередь включают в себя епископии (епархии), а епархии - приходы. Существуют и иные единицы административно-территориального деления Церкви: автономные церкви, экзархаты, митрополичьи округа. Такая структура Церкви сложилась в течение первых столетий ее истории, и с тех пор в основе своей она остается неизменной. Административное деление Церкви строится на территориальном, а не национальном принципе. В нормальных условиях православные христиане любой национальности, проживающие на одной территории, составляют один приход и окормляются одним епархиальным епископом, ибо, по слову апостола Павла, во Христе «Нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного» (Колосс. 3:11). Как сказано, правда, в 34-м Апостольском правиле, «епископам всякаго народа подобает знати первого в них...» - однако, исторический контекст совершенно однозначно говорит о том, что под «народом» в каноне подразумевается территория, занятая тем или иным народом. Провинции Римской империи составили земли, населенные племенами, подвергшимися впоследствии эллинизации или латинизации, в названиях провинций сохранилась память о населявших их некогда народах: Дакия, Галатия, Фракия, Нумидия. В своем территориальном размежевании поместные Церкви сообразуются с политико-административным делением, с государственными и административными границами. Помимо очевидных удобств, этот принцип находит косвенное обоснование в самих канонах. Так, 38-е правило Трулльского Собора гласит: «Аще царскою властию вновь устроен или впредь устроен, будет град, то гражданским и земским распределениям да следует и распределение церковных дел.»

http://sedmitza.ru/lib/text/432404/

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #fa4c24dc5d Закрыть Антихрист призван осудить ересь экуменизма? Или почему VIII Вселенский Собор не может быть созван для преодоления украинского раскола Павел Тихомиров   Зоран Чворович   Михаил Иванов   12:57 29.11.2018 2539 Время на чтение 4 минуты Михаил Иванов: Господин Чворович, по каким критериям Всеправославный Собор будет считаться Вселенским? Зоран Чворович: Собор всех епископов Поместных Православных Церквей, в повестке дня которого не было бы вопросов догматического характера, не мог бы считаться очередным, VIII Вселенским Собором, ибо все Вселенские Соборы занимались исключительно вопросами учения Церкви, утверждая своими решениями ортодоксию и соответственно, осуждая гетеродоксию. Павел Тихомиров: Зоран, звучит чеканно. Но не совсем корректно. Ведь на Вселенских Соборах принимались и решения, касающиеся не только догматов, но и канонов. ЗЧ: Принимались – да. В том числе и канонические. Но на повестку дня ставились именно вопросы догматические. МИ: Какой догматический вопрос актуален для сегодняшней жизни земной Церкви? ЗЧ: Единственным догматическим вопросом, который современная жизнь ставит перед Церковью, - это то, о чём предупреждал ещё прп. Иустин в 1977-м. Вопрос экуменизма. А вот конкретно вопрос церковно-правового статуса украинских раскольников и степени самостоятельности епархий РПЦ на Украине не должен быть поводом для созыва Всеправославного Собора, тем более, Вселенского. Вот уже более тысячи лет единственным фактором автокефалии является «воля Церкви-матери». Так по воле Цареградской Церкви появились, например, Болгарская, Сербская, Греческая, Румынская Церкви, а по воле Антиохийской – Грузинская. Один Всеправославный Собор мог бы, тем не менее, по примеру Вселенских Соборов, своим решением защитить автокефальность и каноническую власть Русской Церкви так же, как автокефальность Церкви Кипра была защищена на III Вселенском Соборе от неканонических претензий Антиохийской Церкви, а на VI Вселенском Соборе – от претензий Константинопольского Патриархата.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/11/29/an...

Блохин В. С. Содержание Введение Глава 1. Церковь Христова и ее природа. Автокефальные Поместные Церкви 1.1. Единство Церкви Христовой. Деление в Православии на Поместные Церкви 1.2. Основания деления на Поместные Церкви 1.3. Общность и самостоятельность Поместных Церквей 1.4. Предоставление автокефалии 1.5. Церковная автономия Глава 2. Этапы развития Поместных Церквей с первых веков христианства до современности 1.1. Церковный строй в первые века христианства (I – III вв.) 2.2. Формирование экзархатов и патриархатов 2.3. Становление Автокефальных Поместных Церквей Раздел I. Восточные Патриархаты Глава 3. Константинопольская Православная Церковь 3.1. Основы византийской государственности. 3.2. Константинопольский Патриархат и его роль в формировании христианской догматики 3.3. Константинопольский Патриархат в условиях турецкого завоевания. Особенности церковного управления 3.4. Вселенский Патриархат в XX в.: каноническая территория; греческая диаспора; церковное управление, экуменическая деятельность, эстонский конфликт 3.5. Монастыри и монашество Константинопольского Патриархата. Афон. 3.6. Финляндская и Критская Православные Церкви Глава 4. Александрийская Православная Церковь 4.1. Основание Александрии. Распространение христианства в Египте. Эпоха гонений. 4.2. Роль Александрийских иерархов в тринитарных и христологических спорах 4.3. Патриархат в эпоху арабского владычества (640 – 1517) 4.4. Патриархат в условиях Османского господства (1517 – 1798) 4.5 . Александрийский Патриархат в XIX -XX вв. Глава 5. Антиохийская Православная Церковь 5.1. Основание Антиохии. Складывание АнтиохийскойЦеркви 5.2. Арианские и христологические споры. Яковитский раскол 5.3. Внутреннее состояние Антиохийской Церкви в I – VI вв. 5.4. Антиохийский Патриархат в условиях арабского владычества и крестовых походов 5.5. Османский период (1516 – 1918) 5.6. Антиохийский Патриархат в XX в. Глава 6. Иерусалимская Православная Церковь 6.1. Возникновение Иерусалимской Церкви. Церковный собор 51 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополит Иларион рассказал о результатах изучения документов Критского Собора ноября 2017 В развитие темы, поднятой в доклад е Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на заседании Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, прозвучало выступление председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председателя Синодальной библейско-богословской комиссии митрополита Волоколамского Илариона, посвященное результатам изучения документов Критского Собора (18-27 июня 2016 г.). Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 15 июля 2016 года поручил Синодальной библейско-богословской комиссии " по получении официально заверенных копий одобренных Собором на Крите документов опубликовать их и изучить, принимая также во внимание могущие поступить отклики и замечания Преосвященных архиереев, духовных учебных заведений, богословов, клириков, монашествующих и мирян. По итогам всестороннего изучения представить выводы Священному Синоду " (журнал 48). Коснувшись в своем выступлении темы статуса Критского Собора, митрополит Иларион напомнил, что с самого начала предсоборного процесса в основу принятия всех решений на подготовительных к Всеправославному Собору мероприятиях был положен принцип консенсуса всех общепризнанных Поместных автокефальных Церквей. Однако по состоянию на июнь 2016 года таковой консенсус в отношении созыва Святого и Великого Собора отсутствовал по нескольким причинам. В частности, делегацией Антиохийского Патриархата не были подписаны Решения Собрания Предстоятелей Православных Церквей в Константинополе 2014 года, среди которых было и решение о созыве Собора в 2016 году, а также Решения и ряд других документов (включая Регламент Собора) Собрания Предстоятелей Православных Церквей в Шамбези 2016 года. Проект соборного документа по теме брака не был подписан на Собрании Предстоятелей 2016 года также делегацией Грузинской Церкви. Предстоятели Русской и Грузинской Церквей в своих выступлениях на Собрании Предстоятелей 2016 года и в последующей переписке указывали, что условием их согласия на проведение Собора в июне 2016 года является достижение консенсуса по всем спорным вопросам в оставшееся до Собора время. Такой консенсус не был достигнут.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Для оценки канонического достоинства 50-й главы, как и всякого литературного памятника, имеющего значение в ряду источников церковного права, нужно иметь в виду общие начала православного церковного правоведения относительно канонического авторитета различных источников права, принимаемых и употребляемых в православных поместных церквах. Известно, что в каждой автокефальной поместной православной церкви бесспорную каноническую важность имеют – во-первых, правила, обладающие значением законодательства вселенской церкви, – и, во-вторых, правила, составленные и изданные компетентными органами законодательной и распорядительной власти подлежащей поместной церкви. Компетентными органами церковной законодательной власти в поместных церквах, по правилам церкви вселенской, признаются соборы иерархов этих церквей. Компетентными органами распорядительной власти в поместных церквах являются церковно-правительственные установления (напр. синоды) и лица (иерархи этих церквей). Степень компетентности каждого установления или лица, обладающего в поместных церквах законодательною властью, имеет определенные границы в отношении пространства и времени действий издаваемых от них правил. Так, каждая автокефальная церковь в законодательной своей деятельности, основывающейся на правилах церкви вселенской, обладает самостоятельностью и независимостью от других автокефальных церквей. Самостоятельность эта, между прочим, выражается в том, что правила, изданные законодательною властью одной поместной церкви имеют бесспорное каноническое значение только в пределах этой церкви; но не могут иметь обязательной силы в других поместных церквах, если только законодательная власть этих церквей определенным образом не усвоит их, как свои собственные правила. Еще менее могут иметь обязательное значение в автокефальных поместных церквах такие руководственные правила, наставления (инструкции) и указания, которые составлены и изданы каким-либо одним иерархом, управляющим определенною частью (напр. епархиею) в пределах известной поместной церкви, – составлены ли и изданы они им лично или чрез подчиненного ему должностного лица заведуемой им части поместной церкви. Руководственные правила и наставления, составленные и изданные иерархом одной поместной церкви или, по его поручению и с его дозволения, должностным при нем лицом, могут иметь обязательное значение только в пределах той части церкви, на пространстве которой действует власть иерарха, и до такого времени, пока они не отменены церковною властью – высшею или соответствующею власти иерарха – составителя и издателя. Частные же, неофициальные, ученые сочинения канонистов не имеют обязательного канонического авторитета и в той церкви, в пределах которой они издаются, а еще менее в других поместных церквах: они содействуют лишь разъяснению права и развитию церковного правосознания.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Документ, принятый Собором 10 Поместных Православных Церквей, проходившим 16-27 июня на греческом острове Крит Святой и Великий Собор Православной Церкви рассмотрел вопрос о канонической организации Православной Диаспоры и обсудил предоставленные ему Четвёртым Предсоборным Всеправославным Совещанием (Шамбези, 2009) и Собранием Предстоятелей Автокефальных Православных Церквей (21-28 января 2016) соответствующие тексты документов О Православной Диаспоре и Регламенте Работы Епископских Собраний в ней , одобрив их с некоторыми незначительными поправками в следующей редакции: 1. а. Констатировано, что общей волей всех Святейших Православных Церквей является по возможности скорейшее решение проблемы диаспоры и ее устройства согласно православной экклезиологии, канонической традиции и практике Православной Церкви. b. Констатировано также, что на современном этапе невозможен по историческим и пастырским причинам немедленный переход к строго каноническому порядку Церкви, предусматривающему пребывание только одного епископа в одном месте. Поэтому принимается решение сохранить Епископские Собрания, учрежденные Четвёртым Предсоборным Всеправославным Совещанием, до более подходящего времени, когда созреют условия для применения канонической акривии. 2. a. Епископские собрания составляются из всех канонически признанных епископов ниже указанных регионов, которые будут и впредь подчиняться тем каноническим юрисдикциям, каковым они принадлежали до настоящего времени. b. Эти собрания будут состоять из всех епископов каждого региона и будут проходить под председательством первого из подчинённых Константинопольской Церкви архиереев, в случае же его отсутствия председательство определяется порядком Диптихов. Они будут иметь Исполнительный Комитет, состоящий из первых иерархов разных юрисдикций, существующих в этом регионе. c. Область деятельности и ответственности этих Епископских Собраний будет заключаться в заботе о проявлении единства Православия и в развитии общей деятельности всех православных каждого региона для попечения о пастырских нуждах проживающих там православных, общего представительства всех православных перед инославными и всем обществом региона, развития богословских наук, церковного образования и т.д. Решения по этим вопросам будут приниматься на основе консенсуса Церквей, представленных в данном Собрании.

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-diaspora...

митр. Дамаскин Алекс (Папандреу) Вторая часть. Вселенская патриархия. Соборный опыт и свидетельство Вселенская Патриархия в новое время 43 Вселенская Патриархия всегда являлась для Православной Церкви заботливой Матерью-Церковью в применении своих канонических привилегий и осуществлении своей исключительной миссии. Многовековое каноническое предание и экклезиологическая практика во взаимоотношениях Вселенской Патриархии с поместными автономными или автокефальными Церквами являлись основными вехами неустанной заботы и непрерывного служения Православию как в период процветания и благосостояния православных народов, так и в смутные времена. Изменения объективных политических, социальных и духовных условий, происходящих в жизни православных народов, влияли, конечно, и на способы применения служения Вселенской Патриархии, однако не меняли ее отношения к незыблемой основе канонического предания или к содержанию ее исключительной миссии сохранения единства общения поместных Православных Церквей на основе святоотеческого предания, канонического порядка и общения в любви. I. Забота о каноническом порядке Каноническое и церковное самосознание Вселенского Престола определялось и развивалось посредством соответствующих решений и всего духа трудов семи Вселенских Соборов, которые и определили содержание ее служения в жизни Православной Церкви. Основные и характерные критерии этого служения всегда основывались на авторитетном выражении Православного канонического предания: а. в самостоятельных духовных возможностях поместной Церкви, которая переживает на каждом месте и в каждую эпоху полноту опыта исторического Тела Христа, б. в необходимости общения в правой вере и любви всех поместных Церквей, которые, руководствуясь апостольским и святоотеческом преданием, переживают непрерывно содержание этого духовного опыта, и в. в диаконии Первого Престола на каждом уровне церковной организации ради сохранения, утверждения и показа общего духовного опыта. Этими критериями были законно обоснованы и реально функционировали в течение всей исторической жизни Православной Церкви отношения поместных православных Церквей между собой и со Вселенской Патриархией. Этой постоянной стабильностью сознания ответственности Матери-Церкви и неустанной ее диаконией поместным Православным Церквам, можно объяснить не только сохранение единства Православной Церкви в православной вере и каноническом чине, но также и отсутствие всякого желания со стороны одной или большинства поместных Церквей оспаривать канонические структуры Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мониторинг СМИ " Готовились с 1961 года " Павел Коробов беседует с митрополитом Волоколамским Иларионом 18.03.2014 16:05 Стало известно: в 2016 году в Стамбуле состоится Всеправославный собор. Подготовка к нему шла больше полувека, а сами Соборы такого уровня не созывались c VIII beka. Председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион объяснил читателям " Огонька " , зачем нужна встреча всех православных церквей — Какова повестка дня Собора? — Первоначально на Всеправославный собор планировалось вынести около 100 тем. Затем, по мере подготовки, было решено для начала сузить повестку дня до десяти тем, так или иначе затрагивающих все поместные церкви. Большое значение имеет вопрос об управлении церковными общинами в диаспоре, то есть находящимися за пределами традиционно православных стран, например в Западной Европе и на американском континенте. Было также решено систематизировать церковные правила о браке и о посте. На Собор вынесен и вопрос о церковном календаре, который обострил ситуацию во многих поместных церквах после их перехода на новый стиль. Собор призван дать оценку текущим диалогам православных церквей с инославием, определить допустимые границы этих контактов. На Собор была вынесена и тема, актуальная для 1960-1970-х годов,— отношение православной церкви к дискриминации по расовому признаку и другим социальным явлениям того времени. Сегодня эта тема сильно устарела и ее необходимо пересмотреть. Ряд вопросов имеет отношение к административной структуре Церкви и ее протоколу. В частности, перед православными церквами была поставлена задача определиться с пониманием автокефального и автономного статуса Церквей и техническим вопросом диптиха, или списка предстоятелей Церквей. Собор призван, конечно, ответить и на новые вызовы современности, такие как атеистический в своей основе культ потребления, приводящий к экономическому и экологическому кризису, последовательное разрушение нравственных основ семьи, радикальный национализм и псевдорелигиозный экстремизм. Собор не сможет обойти молчанием и новые гонения на христианство, проявляющиеся в различных формах в разных регионах мира.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

поиск:   разделы   рассылка Послание Предстоятелей Православных Церквей (6-9 марта 2014 года, Фанар) 9 марта 2014 года, в неделю первую Великого поста, Торжества Православия, послание участников собрания Предстоятелей и представителей Православных Церквей было оглашено за богослужением в кафедральном соборе во имя святого великомученика Георгия Победоносца на Фанаре. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Милостью Божией Предстоятели Святейших автокефальных Православных Церквейправославным верующим всего мира, всем нашим христианским братьям и сестрам и всякому человеку доброй воли: благословение от Бога и целование любви и мира. " Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших " (1 Сол. 1:2) 1. Собравшись благодатию Всеблагого Бога по приглашению Вселенского Константинопольского Патриарха Варфоломея на Фанаре с 6 по 9 марта 2014 г., в братской любви обсудив вопросы, волнующие сегодня нашу Святейшую Церковь, и совершая совместное служение Господу в храме Святого Георгия, в знаменательный день Торжества Православия, мы обращаемся к вам со словом любви, мира и утешения. Пребывая в мире сем, наша Единая, Святая, Соборная и Апостольская Православная Церковь подвержена испытаниям во всякую эпоху. Его Церковь, оставаясь верной Священному Преданию, ведет постоянный диалог c каждым историческим периодом, сострадая человеку и разделяя его тревоги. " Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же " (Евр. 13:8). В наши дни обладают особой напряженностью исторические испытания и вызовы, перед лицом которых православные христиане не могут оставаться безучастными или безразличными. Поэтому мы собрались вместе (ср. Деян. 2:1), чтобы размышлять о проблемах и испытаниях, с которыми сталкивается современное человечество. " Отвне – нападения, внутри – страхи " (2 Кор. 7:5) – эти слова Апостола актуальны для Церкви и сегодня. 2. Видя страдания людей по всему миру, мы выражаем свою поддержку мученичеству и свое восхищение свидетельству христиан на Ближнем Востоке, в Африке и других регионах планеты. Мы приводим на память их подвиг двойного мученичества: как за их веру, так и за сохранение их исторически сложившихся отношений с людьми других религиозных убеждений. Мы осуждаем отсутствие мира и стабильности, которое вынуждает христиан покидать землю, где родился Господь наш Иисус Христос и откуда Благая весть распространилась по всему миру.

http://religare.ru/2_103889.html

Слесарев А. В. Глава I. Календарный вопрос в астрономическом, историческом и литургическом осмыслении 1.1. Календарь в современной жизни поместных православных церквей При характеристике литургической жизни современного Православия очевидным является факт отсутствия общецерковного единства в праздновании дней памяти святых и неподвижных праздников. В этом отношении православный мир разделён на несколько частей. Русская, Иерусалимская, Сербская и Грузинская Церкви в своей богослужебной практике используют юлианский календарь (старый стиль). Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Польская, Албанская, Чехо-Словацкая и Американская Автокефальные Церкви, сохраняя Александрийскую Пасхалию, предполагающую исчисление подвижных праздников по старому стилю, для неподвижных праздников православного месяцеслова применяют новоюлианский календарь (новый стиль). Кроме того, Русская, Польская и Американская Православные Церкви имеют опыт перехода отдельных приходов на новоюлианский календарь не только в праздновании неподвижных праздников, но и в праздниках подвижного пасхального круга 14 . Финляндская Автономная Православная Церковь в составе Константинопольского Патриархата перешла на григорианский календарь в исчислении подвижных и неподвижных праздников, что привело её к единовременному с католическим и протестантским миром совершению празднования Пасхи. Введение в литургическое употребление Поместных Православных Церквей новоюлианского календаря, произошедшее в первой половине XX века, вызвало волну внутрицерковного протеста, выродившегося в так называемый старостильный раскол. Схизма последователей старого стиля, остающаяся неуврачёванной раной на церковном теле, к началу XXI столетия в той или иной степени затронула интересы двенадцати Поместных Православных Церквей, тем самым обострив актуальность вопроса церковного времяисчисления. 1.2. Календарь и принцип церковного единства Вышеозначенное многообразие подходов к календарному вопросу, присущее Поместным Православным Церквям, не может являться нормой церковной жизни и требует своего естественного разрешения в единстве календарных форм для всего православного мира. И это единство нельзя расценивать как обезличивание оригинальных черт национальных Поместных Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010