Норман Л. Гайслер (протестант) Ф Фараби (ALFARABI) Фараби (870?–950), он же аль-Фараби, арабский философ тюркского происхождения, жил в Алеппо. Он был одним из первых представителей философии монизма и пантеизма, познакомившим Средневековье с трудами Аристотеля и Платона. Он оказал влияние как на Авиценну (он же Ибн Сина, 980–1037), так и на Аверроэса (он же Ибн Рушд, 1126–1198), взгляды которых доминировали в философских дискуссиях времён позднего Средневековья. Мысли Фараби оказали сильное влияние на позднейшие христианские формы космологического доказательства (см. Бог: свидетельства существования; доказательство космологическое, горизонтальная форма). Он заложил основу для позднейшего схоластического доказательства, подчёркивая различие между тем, что есть вещь, и тем, что она есть. Фараби видел в этом признак реального различия между сущностью создания и его существованием – то была концепция, позднее отстаиваемая °Фомой Аквинским. Космологическое доказательство у Фараби . Упомянутое реальное различие предполагает доказательство существования Бога, которое принимает у Фараби следующую форму: 1) Есть вещи, сущность которых отличается от их существования. Их можно назвать «возможными существами», мыслить их несуществующими, хотя они и существуют на самом деле. 2) Существование этих существ не обязательно, то есть свойство существования не заложено в их сущности. Логически вполне возможно, что они бы вообще никогда не существовали. 3) Всё, что имеет необязательное (а не сущностное) существование, должно получать своё существование от другого. Поскольку существование не заложено в их сущности, должно найтись некое объяснение, почему они существуют. 4) Регрессивное (в обратном направлении) прослеживание причинно-следственных связей не может порождать бесконечную цепочку причин для существования. Поскольку существование всех возможных существ получено ими от другого, в конечном счёте должна найтись такая причина, от которой и получено их существование. 5) Следовательно, должна быть такая Первопричина существования, у которой сущность равносильна существованию. Это есть Необходимое, а не просто возможное Существо. Первопричина не может быть просто возможным существом (сущность которого – не существовать), поскольку ни одно возможное существо не объясняет собственного существования.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИБН РУШД Абу аль-Валид Мухаммад [араб.                  ; латиниз. Averroes, Аверроэс] (1126, Кордова - 12 дек. 1198, Марракеш), исламский философ, богослов и ученый, комментатор сочинений Аристотеля . Жизнь Ибн Рушд. Гравюра из кн. «Liber canonis edicinae». Venetiis, 1544 (РГБ) Ибн Рушд. Гравюра из кн. «Liber canonis edicinae». Venetiis, 1544 (РГБ) И. Р. род. в знатной испан. семье, его дед был влиятельным юристом, кади и имамом главной мечети в Кордове (чтобы не путать со знаменитым дедом, арабские авторы давали И. Р. прозвище al-Hafd, внук). Отец И. Р. также был кади, он дал сыну превосходное образование, приглашая в учителя для него лучших юристов, богословов и медиков того времени. Однако нет сведений о ранних занятиях И. Р. философией и о том, что именно пробудило его интерес к этому предмету. В 1153 г. И. Р. переселился в Марракеш. По нек-рым свидетельствам, первоначально он занимался здесь организацией исламских школ по поручению правителя, а также астрономическими наблюдениями, целью к-рых было найти связь между физической и математической составляющими астрономии. В это же время он познакомился с Ибн Туфайлем , к-рый представил И. Р. эмиру династии Альмохадов Абу Якубу Юсуфу, проявлявшему большой интерес к философским и богословским исследованиям и спорам. И. Р. быстро приобрел благосклонность эмира, к-рый отличал его и назначал на высокие должности: в 1169 г. он был назначен на должность кади в Севилью, в 1171 г. возвратился в Кордову, где также был кади. В этот период он активно вел работу по комментированию сочинений Аристотеля по желанию эмира и совету Ибн Туфайля. В 1182 г. И. Р. возвратился в Марракеш, где сменил Ибн Туфайля в должности придворного медика. После смерти эмира И. Р. снова получил назначение в Кордову. Новый эмир Абу Юсуф Якуб аль-Мансур относился к нему весьма благосклонно. Лишь в последние годы его правления И. Р. ненадолго впал в немилость. Ведя в Испании войну против христиан, эмир под влиянием радикальных исламских богословов выпустил указы, обвинявшие И. Р. в проповеди ереси и предписал ему предстать перед судом в Кордове. Также были изданы распоряжения, повелевавшие уничтожить труды И. Р. и запрещавшие их чтение и изучение. Однако вскоре по возвращении в Марракеш эмир отменил все эти приказания и вновь призвал И. Р. ко двору. И. Р. недолго наслаждался новыми милостями правителя - он скончался и был погребен близ городских ворот. Через 3 месяца его тело было перезахоронено в Кордове в фамильном склепе.

http://pravenc.ru/text/Ибн Рушда.html

Вот на этом фундаменте и возникает впоследствии – в IX–XI веках – замечательная арабская философия, которая представлена такими именами, как аль-Фараби (872–950) и Ибн Сина (980–1037), наиболее известный в Европе под именем Авиценна. Эти два мыслителя составили философско-религиозную систему, где объясняли основные положения ислама – монотеистической религии, опираясь на идеи Аристотеля и, сами того не замечая, на идеи Плотина. Но в конце XI – начале XII века знаменитый мусульманский богослов аль-Газали (1058–1111) обрушился на них с решительной критикой. Аль-Газали стал утверждать, что такие философы, как Платон, Аристотель, аль-Фараби и Ибн Сина, являются наиболее опасными для ислама, потому что они под видом религии проповедуют самый радикальный атеизм, ведь в их учении ничего не говорится о посмертной участи людей, о Личном Боге, Который беспокоится о судьбе каждого человека, нет учения о сотворении мира, потому что они пишут, что мир вечен и Бог является лишь его перводвигателем. Попытку защитить философию от критики аль-Газали предпринял Ибн Рушд (1126–1198), более известный в Европе под именем Аверроэса. Необходимо заметить, что Ибн Рушд жил на территории Испании, которая в это время была завоевана арабами. А вместе с завоевателями, естественно, приходили ученые и философы, так что Испания оказалась очень развитой в научном, культурном и философском плане. Туда попали и книги Аристотеля. Ибн Рушд стал спорить с аль-Газали, показывая, что философия не противоречит исламу –наоборот, она доказывает то же самое – только другим языком. А если и возникают противоречия, то они возникают потому, что буквально понятый Коран на самом деле приводит нас к неправильному учению о Боге, к пониманию Бога как некоего человека, который может гневаться и радоваться. Но ведь в Боге нет изменений, Он вечен, существует вне времени, поэтому и учение о Нем может быть только философским. А Коран с его простыми словами, примерами и образами написан для обычного человека, который философии не понимает, его нужно пугать вечными мучениями или, наоборот, обещать ему вечное блаженство, ведь только так можно установить нравственность в обществе.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/ts...

Грудем У. Систематическое богословие. Введение в библейское учение. СПб: Мирт, 2004 Эта книга не для преподавателей богословия (хотя многие из них наверняка прочитают ее). Она написана для студентов — и не только для них, но и для каждого христианина, который стремится глубже изучить основные библейские учения. Автор старался сделать ее доступной даже для тех христиан, которые прежде никогда не изучали богословие. В конце глав дается список литературы в помощь тем, кто захочет продолжить изучение той или иной темы, а в конце книги — обширная библиография. Книга снабжена также тематическим указателем и словарем, где разъясняются наиболее трудные термины.   Аверроэс. Опровержение опровержения. СПб.: Алетейя, 1999 Арабский философ-перипатетик из Кордовы Аверроэс (Ибн Рушд) (1126-1198) вошел в историю прежде всего как комментатор Аристотеля (в средние века его называли не иначе, как Комментатор), его творчество оказало во многом решающее влияние на становление и развитие европейской средневековой философии (схоластики). Одним из значительнейших трактатов Аверроэса является его «Опровержение опровержения», написанный как опровержение работы выдающегося арабского мистика и теоретика суфизма Газали (Абу Хамида) «Опровержение философов», которая почти целиком приводится Аверроэсом в его «Опровержении» в виде развернутых цитат. Трактат полностью переведен на русский язык впервые. В приложениях представлены фрагменты из «Метафизики» Авиценны (Ибн Сины) — главного после Газали оппонента Аверроэса, небольшой трактат самого Газали и знаменитая работа Э. Ренана, посвященная жизни и творчеству Аверроэса. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX—XIX вв. Изд. Ленинградского университета, 1989 Монография (1-е изд. вышло в 1970 г. в изд-ве «Наука», 2-е подготовлено А. А. Галактионовым) содержит систематическое изложение истории русской философской и социологической мысли от возникновения классового общества и государственности в Киевской Руси до распространения и утверждения марксизма в России в конце XIX в. Прослеживаются взаимообусловленность развития философии и особенностей исторического процесса в России на различных ее этапах, взаимовлияние философии и естественнонаучной мысли, отношения русской и западноевропейской философии.

http://bogoslov.ru/event/2958942

Пожалуй, самым ярким представителем Кордовского халифата из числа евреев был философ и врач Моше бен Маймон (1135-1204), больше известный как Маймонид. Он родился и воспитывался в Кордове, а закончил свои дни в Каире, где служил личным врачом у знаменитого султана Салах ад-Дина (Саладина), победителя крестоносцев. В свою очередь, учителем Маймонида был знаменитый арабский философ Абу-ль-Валид ибн Рушд (1126-1198), или Аверроэс, чьи рационалистические идеи оказали большое влияние на развитие европейской философии. Широкую известность приобрело также имя Ибн аль-Араби, крупнейшего мусульманского философа-мистика, " величайшего учителя " , как именовали его последователи-суфии. К числу " великих андалузцев " относят и Ибн Халдуна, одного из самых значимых арабских философов и историков, которого можно считать предтечей современной социологии. Список выдающихся деятелей науки и культуры, которых дал миру Кордовский халифат, включает десятки имен. Многие из них обладали энциклопедическими знаниями и сумели проявить себя на разных поприщах. Можно сказать больше: " великие андалузцы " во многом способствовали возрождению европейской цивилизации. Роковые поступки аль-Мансура Понятие " Реконкиста " , имеющее особое значение в испанском историческом лексиконе, происходит от " reconquistar " , что означает " отвоевать, вернуть утраченное " . В данном случае имеется в виду освобождение испанских территорий от " мавров " . Когда же фактически началась Реконкиста? Мнения историков по этому поводу расходятся. Одной из начальных дат называется обычно 718 год, когда христианские войска одержали первую, пусть и незначительную победу над арабами. Однако последующие три века прошли под знаком несомненного военного превосходства последних, которое увенчалось рядом побед знаменитого андалузского полководца аль-Мансура (Альмансора) над войсками христианских государств, образовавшихся на севере Пиренейского полуострова. Но вместе с тем именно аль-Мансур совершил роковой поступок, который едва ли может быть оправдан религиозными или политическими мотивами. Его войска, добравшись в 997 году до Сантьяго-де-Компостела в Галисии, сожгли базилику, где, по преданию, хранились мощи апостола Иакова, с именем которого связывают распространение христианства в Испании. Это дало повод для усиления выступлений против " мавров " и сплочения христиан против мусульман.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

→ On the Trinity in Nicene and Post Nicene Fathers. N. L. Geisler, What Augustine Says. E. Przywara, An Augustine Synthesis. Аверроэс (ибн Рушд) (AVERROES) Аверроэс (1126–1198) – это испанский мусульманин, юрист и врач, родившийся в Кордове. Имя «Аверроэс» представляет собой латинизированную форму арабского имени «Ибн Рушд». Аверроэс написал трактаты о праве, астрономии, грамматике, медицине и философии, наиболее значительным из его произведений стали комментарии к Аристотелю. В старину учёные называли его «комментатор» (Аристотеля). Философия и религия . Трудно переоценить влияние Аверроэса на средневековых христиан. Поскольку он был наиболее читаемым комментатором Аристотеля, его выдержанные в духе платонизма интерпретации считались правильными и усваивались христианами. При этом Аверроэс, как и многие в его время, ошибочно считал Аристотеля автором книги под названием «Теология», на самом деле представлявшей собой компиляцию произведений °Плотина (Edwards, 221). В результате идеи Плотина приписывались Аристотелю. Комментарии Аверроэса к Аристотелю были составной частью программы обучения в старейших западноевропейских университетах (ibid., 223). Эманационный пантеизм. Хотя кажется странным, чтобы приверженец монотеистического ислама был пантеистом (см. пантеизм), среди мусульман-суфиев это не такая уж большая редкость. У Аверроэса Бог полностью отделён от мира, не осуществляет провиденциальной заботы о нём. По аналогии с богословием Авиценны, мир был создан исходящими от Бога эманациями. Нисходящая от Бога череда небесных сфер (постижений) спускается к человечеству. Материя и разум вечны. Бог есть отдалённый, безличностный Перводвижитель. Бог – единственный актуальный Разум во Вселенной. Разуму отдельного человека отводится в такой системе лишь пассивная роль. Бог осуществляет мышление через разум людей. Аверроэс отрицал свободу воли у человека и бессмертие его души. Двойственность истины. Аверроэса обвиняют в том, что он учил о «двойной истине». Согласно теории «двух истин», человек может одновременно верить в истинность двух взаимоисключающих высказываний, если одно из них относится к философии, а другое – к религии. Это напрасное обвинение. Есть определённая ирония в том, что оно выдвигается против Аверроэса, который составил трактат «О гармонии между религией и философией», специально чтобы опровергнуть именно эту теорию. На самом деле Аверроэс верил в два альтернативных способа доступа к истине, но он, бесспорно, не считал, что истины из упомянутых двух сфер познания могут быть несовместимы (см. Edwards, 223).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Лит.: Renan E. Averroès et l " averroïsme: Essai hist. P., 1852 (рус. пер.: Аверроэс и аверроизм//Собр. соч. К., 1902. Т. 8); Arnaldez R. La pensée religieuse d " Averroès: I. La doctrine de la création dans le «Tahafut»//Studia Islamica. 1957. Vol. 7. P. 99-114; idem. La pensée religieuse d " Averroès: II. La théorie de Dieu dans le «Tahafut»//Ibid. Vol. 8. P. 15-28; idem. La pensée religieuse d " Averroès: III. L " immortalité de l " âme dans le «Tahafut»//Ibid. 1959. Vol. 10. P. 23-41; idem. Ibn Rushd//EI. 1986. Vol. 3. P. 909- 920; Сагадеев А. В. Ибн Рушд (Аверроэс). М., 1973; Kogan B. S. Averroes and the Metaphysics of Causation. N. Y., 1985; Badawi A. Averroès (Ibn Rushd). P., 1992r; Davidson H. A. Alfarabi, Avicenna, and Averroes on Intellect: Their Cosmologies, Theories of the Active Intellect, and Theories of Human Intellect. Oxf., 1992. P. 220-356; Leaman O. Averroes and His Philosophy. Richmond, 1998 2; Averroes and the Aristotelian Tradition: Sources, Constitution, and Reception of the Philosophy of Ibn Rushd (1126-1198): Proc. of the 4th Symp. Averroicum (Cologne, 1996)/Ed. G. Endress et al. Leiden, 1999; Taylor R. C. «Truth Does Not Contradict Truth»: Averroes and the Unity of Truth//Topoi. 2000. Vol. 19. N 1. P. 3-16; idem. Averroes//A Companion to Philosophy in the Middle Ages/Ed. J. J. E. Gracia, T. N. Noone. Oxf., 2002; Averroes and the Aristotelian Heritage/Ed. C. Baffioni. Napoli, 2004; Averroes et les averroïsmes juif et latin: Actes du Colloque Intern. (Paris, 16-18 juin, 2005)/Ed.: J. B. Brenet. Turnhout, 2007; Belo C. Chance and Determinism in Avicenna and Averroes. Leiden, 2007. Лат. аверроизм: Salman D. Note sur la première influence d’Averroès//Revue néoscolastique de philosophie. 1937. T. 40. P. 203–212; idem. Jean de la Rochelle et l’Averroïsme latin//AHDLMA. 1947/1948. T. 16. P. 133–144; Kuksewicz Z. De Siger de Brabant à Jacques de Plaisance: La théorie de l’intellect chez les averroïstes latins des XIIIe et XIVe siècles. Wroclaw, 1968; Шевкина Г. В. Сигер Брабантский и парижские аверроисты XIII в. М., 1972; L’Averroismo in Italia: Conv. intern. (Roma, 18–20 aprile, 1977). R., 1979; Gauthier R. A. Notes sur le débuts (1225–1240) du premier «averroïsme»//RSPhTh. 1982. T. 66. P. 321–374; Bazán B. C. On First Averroism and Its Doctrinal Background//Of Scholars, Savants and Their Texts (Essays in Honor of Arthur Hyman). N. Y., 1989. P. 9–22; idem. Was There Ever a «First Averroism»?//Geistesleben in 13. Jh./Hrsg. J. A. Aersten, A. Speer. B., 2000. S. 31–53 (Miscellanea Mediaevalia; 27); Brenet J.-B. Transferts du sujet: La noétique d’Averroès selon Jean de Jandun. P., 2003; Hasse D. N. Averroica Secta: Notes on the Formation of Averroist Movements in 14th-Cent. Bologna and Renaissance Italy//Averroes et les averroïsmes juif et latin. Turnhout, 2007. P. 307–331; Bianchi L. Pour une histoire de la «double vérité». P., 2008.

http://pravenc.ru/text/Ибн Рушда.html

Анна (1665—1714), английская королева с 1702 г . Выражение «умерла королева Анна» означает давно устаревшую новость. 311 Король-Рыцарь — Ричард Львиное Сердце; Честертон говорит о пяти ранах распятого Христа. 312 «Истина сделала нас свободными» — Ин. VIII, 32. 313 Измена в небесах — восстание ангелов, отпавших от Бога, под предводительством Сатаны — См.: Ис. XII, 11—15. 314 Последним бродячим софистом Честертон называет Аполлония Тианского. 315 В «Илиаде» Гомера Ахилл убил Гектора, чтобы отомстить за своего друга Патрокла, павшего от его руки. Не удовлетворившись смертью Гектора, Ахилл несколько дней подряд глумился над его телом. Наконец, отец Гектора, троянский царь Приам, решился прийти к Ахиллу с выкупом за тело Гектора. Он боялся, что Ахилл убьет и его самого, но тот, растрогавшись при виде беспомощного старика, вспомнил своего отца, которому тоже не суждено больше увидеть сына, и не только вернул Приаму тело Гектора, но и плакал вместе с ним. 316 В христианской трагедии с Орфеем сравнивается Христос, который, по преданию, после казни сошел в ад и вызволил оттуда библейских патриархов. 317 …трубный глас свободы разнесся над страною живых — Честертон перефразирует библейский текст (См.: Пс. XXVI, 13). 318 Суеверие Константина — христианство. 319 Друиды — языческие жрецы кельтов, древних обитателей Британских островов и Франции. 320 Стоунхендж — огромная культовая постройка II тыс. до н. э.; остатки ее найдены в Англии; где камень упадет, там и ляжет — Честертон перефразирует библейский текст (Екл. XI, 3). 321 Солсбери-плейн — одна из главных площадей Лондона, место проведения парадов. 322 Схоластика — христианская философия Высокого Средневековья (XI—XIV вв.). Одним из величайших схоластов был Фома Аквинский (Аквинат). 323 Тайное мусульманство было одним из обвинений против UoahhaI Безземельного, короля Англии (1199—1216), во время его ссоры с папой (1205). 324 Стагирит — прозвание Аристотеля по месту его рождения — городу Стагира. 325 Аверроэс — Ибн Рушд (1126—1198) — иранский философ, один из главных представителей мусульманского аристотелизма. 326

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Ашари принял воззрения тех и других, но несколько в смягченном виде. Верно, говорили ашариты, что божественные атрибуты отличны от божественной сущности, но это правильно понимают те, которые признают, что должно избегать всякого сравнения Творца с тварью и что не должно понимать буквально антропоморфизм Корана. Верно также, что все человеческие действия производятся Божественным всемогуществом, что вечная и абсолютная божественная воля есть единственная причина всего того, что есть и что совершается так, что Бог есть единственный виновник всего добра и всего зла. Его воля не может быть отделяема от Его предведения. Однако человек имеет нечто, что ашариты называли касб – приобретенное, т. е. он некоторым образом участвует в произведении созданных вещей и через это становится заслуживающим награды или наказания. Реальное содержание этого касба трудно определимо, но во всяком случае он представляется некоторым прибежищем для спасения от тех безотрадных моральных и религиозных выводов, к которым приводит детерминизм. Раскаяние в еретических заблуждениях овладело Ашари тогда, когда халифы давно уже вступили на путь правоверия. Теория Ашари дала халифам новое оружие в борьбе с мутазилитской ересью; доселе они опирались на толпу, сочувствовавшую суннизму и на свою силу, а теперь к ним присоединился еще и разум. Мутазилитизм был подавлен и стал постепенно исчезать, т. е. он пришел к своему естественному концу, он порвал связь с Кораном и перестал быть религией. Но не могла удержаться и мутазилитская философия. Она должна была преобразоваться под влиянием тех философских ресурсов, которыми тогда располагали арабы. А это были – Аристотель в неоплатоническом освещении и сочинения неоплатоников. Может быть как синтез арабского мутазилитизма с этими доктринами нужно рассматривать позднейшие учения Ибн-Сины (Авицены, 980–1037) и Ибн-Рошда (Аверроэса, около 1126–1198). Первый из них ближе к мутазилитам, второй идет от них гораздо далее. У первого еще можно найти теорию индивидуальности души и ее посмертного существования и связанные с этим религиозные представления.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Военные поражения и отсутствие консолидации в Андалусе привели к восстаниям в 1144-1145 гг., фактически уничтожившим власть Альморавидов в И. В 1145-1172 гг. в мусульм. И. к власти вновь пришли правители отдельных тайф. С 50-х гг. XII в. началось постепенное завоевание Андалуса Альмохадами. Основой державы Альмохадов стало зародившееся в горах Атлас на территории совр. Марокко в 20-х гг. XII в. религ. движение в рамках ислама, идеологом к-рого был бербер Ибн Тумарт (ок. 1082-1130). После долгого противостояния с Альморавидами преемник Ибн Тумарта, Абд аль-Мумин, смог в 1147 г. захватить африкан. столицу Альморавидов г. Марракеш и вскоре распространить власть на всю Сев.-Зап. Африку. В 70-х гг. XI в. Альмохады под предводительством Абу Якуба Юсуфа (1163-1184) начали активные военные действия в Андалусе. К 1172 г. они подчинили пиренейские мусульм. территории. 11 июля 1195 г. в битве при Аларкосе (близ совр. г. Сьюдад-Реаль) войска Альмохадов под командованием Якуба аль-Мансура, имея значительный перевес, разгромили армию кастильского кор. Альфонсо VIII и захватили большую часть Нов. Кастилии, включая Гвадалахару и Мадрид (за Альфонсо VIII остался город Толедо). Альмохады придерживались жестких позиций в управлении страной и большое внимание уделяли военным вопросам. При них во мн. крупных городах И. появились крепостные сооружения. В нач. XIII в., после поражения в 1212 г. при Лас-Навас-де-Толоса от объединенного войска нескольких христианских королевств, Альмохады начали терять власть; к сер. XIII в. на Пиренейском п-ове мусульманам подчинялась лишь область на самом юге с центром в Гранаде. Здесь сложился Гранадский эмират (существовал до кон. XV в.), где правила династия Насридов. Интерьер дворца Альхаферия в Сарагосе. 2-я пол. XII в. Интерьер дворца Альхаферия в Сарагосе. 2-я пол. XII в. В XII-XIII вв. Андалус стал центром философской мысли, во многом благодаря изучению и переосмыслению мусульм. мыслителями древнегреч. философии. К этому периоду относится творчество основоположника аверроизма Ибн Рушда (Аверроэс, 1126-1198), богословов Абу Мухаммада Абдаллы из Бадахоса и Абуль-Аббаса Ахмада (Ибн аль-Банны), развивавших учение Газали (1058-1111) об основах суфизма.

http://pravenc.ru/text/674995.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010