Другая часть книги заключает в себе радостные предсказания о будущности Евреев, по возвращении их из плена Вавилонского и Ассиршского. Тогда они не только займут прежние свои владения, но далеко и широко распространятся, заняв земли своих врагов и истребив их. Тогда-то отомстят Иудеи своим заклятым врагам Идумеянам, истребят их, как огонь истребляет солому или сухое тростье. Сыны Израиля распространятся в Финикии до Сарепты, а Иерусалимляне займут города южные. На горе Сион откроется спасение; она будет свята; от нее изыдут спасаемые, чтобы воздать горе Исава (язычникам), и тогда настанет царство Иеговы (17–21). Таково содержание книги св. пр. Авдия! Подобно Авдии и другие пророки Божии говорили об опустошении и совершенном истреблении сынов Эдома, именно: Амос ( Ам. 1:11 ), Иоиль ( Иоил. 3:19 ), Исаия ( Ис. 11:13, 21:11–17, 34:5 ), Иеремия ( Иер. 49:7–22 ), Иезекииль ( Иез. 25:12–14, 35:1–15 ), и Малахия ( Мал. 1:3 ), и вообще говорили, как о злейших врагах Еврейского народа, которые за свои злодеяния противу сего народа обречены судом Божиим на конечную погибель. Исполнения сих пророчеств должно искать в разных временах, они постепенно исполнялись, и исполнились уже, в буквальном смысле, после Рождества Христова в период римского владычества; ибо известно, что до сего времени Идумеи продолжали существовать, конечно, не по прежнему, а в виде кочующих разбойнических шаек 11 . По мнению Св. Ефрема Сирина , начало истреблению и порабощению Идумеев положили еще Иудейские цари Давид и Амасия. Первый несколько раз разбивал сынов Эдома. «Все Идумеяне, – говорит вторя книга Царств, – были рабами Давиду» ( 2Цар. 8:14 ). «Амасия (Ц. 849–820 до P. X.) поразил десять тысяч Идумеев на долине Соляной» ( 4Цар. 14:7 ). В собственном же смысле исполнение пророчества св. Авдия об истреблении Идумеев началось при Халдеях. Халдеи были «мужи завета» и «мирницы» ( Авд. 1:7 ) для Идумеев, вместе с ними опустошали Иудею и грабили Иерусалим; однако, по свидетельству Иосифа Флавия, вскоре после разорения Иерусалима, напали на своих союзников Идумеев и опустошили Идумею.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Тот же пророк Осия, вещая от имени Бога и обращаясь к избранному народу, говорит: “Я Бог, а не человек; среди тебя — Святый” (Ос. 11. 9). Бог Сам так определяет Себя, и это означает, что святость — одно из важнейших определений Бога (Ср.: Лев. 11. 44–45; 19. 2; 20. 3, 7, 26; 21. 8; 22. 2, 32. Нав. 24. 15, 19. 1 Цар. 2. 2, 10; 6. 20. 2 Цар. 22. 7. 4 Цар. 19. 22. 1 Пар. 16. 10, 27, 35; 29. 16. 2 Пар. 6. 2; 30. 27. Тов. 3. 11; 8. 5, 15; 12. 12, 15. Иф. 9. 13. Иов. 6. 10. Пс. 2. 6; 3. 5; 5. 8; 10. 4; 14. 1; 15. 10; 17. 7; 19. 7; 21. 4; 23. 3; 26. 4; 27. 2; 32. 21; 42. 3; 45. 5; 46. 9; 47. 2; 50. 13; 64. 5; 67. 6; 70. 22; 76. 14. 77. 41, 54; 78. 1; 88. 19; 97. 1; 98. 3, 5, 9; 101. 20; 102. 1; 104. 3, 42; 105. 47; 110. 9; 137. 2; 144. 13, 21. Притч. 9. 10. Прем. 1. 5; 9. 8, 10, 17; 10. 20. Сир. 4. 15; 17. 8; 23. 9–10; 43. 11; 47. 9, 12; 48. 23. Ис. 1. 4; 5. 16, 19, 24; 6. 3; 8. 13; 10. 17, 20; 11. 9; 12. 6; 17. 7; 29. 19, 23; 30. 11–12, 15; 31. 1; 37. 23; 40. 25; 41. 14, 16, 20; 43. 3, 14–15; 45. 11; 47. 4; 48. 17; 49. 7; 52. 19; 54. 5; 55. 5; 56. 7; 57. 13, 15; 58. 13; 60. 9, 14; 63. 10–11; 65. 11, 25; 66. 20. Иер. 23. 9; 31. 23; 50. 29; 51. 5. Вар. 2. 16; 4. 22, 37; 5. 5; 20. 39–40; 28. 14; 36. 20–22; 39. 7, 25. Иез. 43. 7–8. Дан. 3. 52–53; 4. 5–6, 10, 14–15, 20; 5. 11; 9. 16, 20, 24. Иоил. 2. 1; 3. 17. Ам. 2. 7. Авд. 1. 16. Ион. 2. 5, 8. Мих. 1.2. Авв. 1. 12; 2. 20; 3. 3. Соф. 3. 11–12. Зах. 2. 13. 2 Мак. 8. 15; 14. 36; 15. 32. 3 Мак. 2. 2, 11, 16; 5. 8; 6. 1–2, 4, 17, 26; 7. 8. 3 Езд. 14. 22. Мф. 1. 18, 20; 3. 11; 12. 32; 28. 19. Мк. 1. 8, 24, 29; 12. 36; 13. 11. Лк. 1. 15, 35, 41, 49, 67, 72; 2. 25–26; 3. 16, 22; 4. 1, 34; 11. 13; 12. 10, 12. Ин. 1. 33; 7. 39; 14. 26; 17. 11; 20. 22. Деян. 1. 2, 5, 8, 16; 2. 4, 33, 38; 3. 14; 4. 8, 25, 27, 30–31; 5. 3, 32; 6. 3, 5; 7. 51, 55; 8. 15, 17–19, 39; 9. 17, 31; 10. 38, 44–45, 47; 11. 15–16, 24; 13. 2, 4, 9, 35, 52; 15. 8, 28; 16. 6; 19. 2, 6; 20. 23, 28; 21. 11; 28. 25. 1 Пет. 1. 12, 15–16. 2 Пет. 1. 21. 1 Ин. 2, 20; 5. 7. Иуд. 1. 20. Рим. 5. 5; 9. 1; 14. 17; 15. 13, 16. 1 Кор. 2. 13; 3. 17; 6. 19; 12. 3. 2 Кор. 6. 6; 13. 13. Еф. 3. 5; 4. 30. 1 Фес. 1. 5–6; 4. 8. 2 Тим. 1. 14. Тит. 3. 5. Евр. 2. 4; 3. 7; 6. 4; 9. 8, 14; 10. 15. Откр. 3. 7; 4.8; 6. 10; 15. 3–4; 16. 5).

http://mospat.ru/archive/86436-chto-my-z...

В кон. X в. до Р. Х. крепость А. была сожжена, возможно, егип. фараоном Шешонком I во время кампании 925 г. до Р. Х. (1 Цар 14. 25-26) - в Карнакской надписи он назвал 2 крепости в Юж. Израиле, «Больший Арад и Арад дома Иерухама» ( Aharoni Y. The Land of the Bible. Phil., 19793. P. 215-216. 107-112). В этом случае возникновение крепости А. можно датировать периодом Единого Царства (X в. до Р. Х.). (Существует однако мнение, согласно к-рому крепость возникла в IX в. (Mazar. Archeology. P. 439)). Позже крепость перестроили, святилище расширили, использовав старый алтарь как фундамент, соорудили новый (5 ´ 5 ´ 3 м; ср.: Исх 27. 1): из камня на глине и покрытый кремневой плитой со стоками для возлияний. На его ступенях найдены 2 керамических кубка, надписанные знаками, к-рые читают как архаические евр. (X-IX вв. до Р. Х.) или развитые финик. (VII-VI вв. до Р. Х.) письмена. План культового комплекса. X в. до Р. Х. План культового комплекса. X в. до Р. Х. Перестройку А. как крепости, охранявшей пути к Вади-эль- Араба , Моаву и Едому (1 Цар 22. 47-48; 2 Пар 17. 10-12), датируют IX или VIII в. до Р. Х. (Мазар). В первом случае ее связывают с деятельностью иудейских царей Асы (911-870 до Р. Х., 2 Пар 14. 4-6; 1 Цар 15. 23) или Иосафата (870-848 до Р. Х., 2 Пар 17. 1-2, 12-13; 21. 3). Выделяемый в крепости слой следующего разрушения связывают с восстанием Едома (2 Пар 21. 8, 10) и вторжениями филистимлян (2 Пар 21. 16-17) в 840-х гг. или датируют кон. IX - 1 четв. VIII в. до Р. Х. В восстановленном А. (при Озии , ок. 767 до Р. Х.?) сохранилась старая планировка, но позже святилище засыпали землей, возможно при реформе Езекии и уничтожении храмов вне Иерусалима ок. 715 г. до Р. Х. (2 Цар 18. 4, 22; 2 Пар 31. 1; 32. 12). Эту дату подкрепляет керамика, идентичная III слою Лахиша. А. вновь был разрушен во время вторжения ассир. царя Синаххериба (701 до Р. Х.), после чего стены отстроили только в VII в. до Р. Х. (при царе Манасии или его внуке-реформаторе Озии , 641-609?). В одну из кампаний вавилонского царя Навуходоносора II в Иудее (597 до Р. Х.: 2 Цар 24. 2; Иер 13. 18-19) А. вновь разрушили; его руины сохранили остраконы со списками имущества, написанными егип. иератическим письмом, а также 3 печати «Элиашива, сына Осиаху» (возможно, начальника или интенданта гарнизона, к-рому адресовано большинство остраконов этого уровня). Вскоре по руинам старых укреплений прошла новая стена, усиленная башнями. Сопоставление палеографии арадских надписей с Лахишскими письмами Лахиша II и керамикой позднего железного века говорит о том, что А. VI мог быть отстроен в кон. VI в. до Р. Х. (см. Иер 51. 59; ср.: 27. 2-28. 17), после того как был разрушен идумеями при походе Навуходоносора в Иудею в 587 г. до Р. Х. (Авд 10-14; Пс 137. 7), что подтверждает одно из писем, в к-ром Элиашиву приказывают отправить подкрепления в соседний Рамот-Негев «страха ради идумеев».

http://pravenc.ru/text/75814.html

12, 9. 1), а Иудейский царь Александр Ианней (ibidem 13. 15. 4), брат Аристовула, доканчивал покорение Идумеев. С сего времени из них оставались только разбросанные шайки, занимавшиеся разбоем и грабежем. Эти шайки производили разные злодеяния в Иерусалиме во время осады его Римлянами, и за то страшно были наказаны Симоном Геразким. А те из Идумеев, которые стояли на стороне Симона, истреблены были Римлянами. Небольшие остатки Идумеев слились с Арабами, и Идумеи стали, по пророчеству Авдия, «яко не бывшие» ( Авд. 1:16 ). Несомненно, что главный предмет книги Авдия есть – наказание сынов Едома. Не смотря на то, что это наказание уже постигло их, и самое имя Идумеев исчезло с лица земли, можно сказать, что пророчества св. Авдия, разумея их в высшем духовном смысле, не все исполнились и доселе, исполняются и исполнятся в конце времен, если разуметь под Идумеями вместе и язычников, как разумеют некоторые толковники 12 . По пророчеству Валаама, Едомом овладеет Владыка, имеющий произойти от Иакова, т. е. Спаситель мира ( Чис. 24:19 ). Это овладение Едомом, т. е. языческим миром, в лице прозелитов и пришельцев видим уже в Вет. Зав., но главн. образом оно началось с пришествием на землю Сына Божия, продолжается доселе и кончится, когда будет едино стадо и Един Пастырь, тогда настанет день Господень, все языцы, то есть, неверующие испиют чашу гнева Божия, тогда настанет царство Иеговы (ст. 17, 21). Таким образом книга Св. пр. Авдия, меньшая из всех пророческих; ибо заключает одну главу, имеет в виду величайшие события в царстве Божием в отдаленном будущем 13 ! Примеч. При объяснении книги Св. пр. Авдия мы пользовались теми же пособиями, какими при объяснении прор. книг Осии, Иоиля и Амоса. Толкование на книгу св. прор. Авдия Глава 1 Авд. 1:1 . Видение Авдиино: сия глаголет Господь Бог Идумеи: слух слышах от Господа, известие во языки посла: востаните, и востанем на ню ратию. С Евр.: «Видения Авдия. Так говорит Господь Иегова о Едоме: слышим известие от Иеговы; вестник послан по народам: «вставайте, пойдем против него войною»! «Видение Авдия».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

15; 25. 9 и др.). В послепленных пророчествах благодаря включению провозвестия о Д. Г. в апокалиптические тексты поздней пророческой письменности (Ис 24-27; 34-35; Зах 12-14) суд Божий становится неотъемлемой составляющей в формировании эсхатологических представлений ВЗ. Меняется масштабность события Д. Г. В эсхатологической перспективе Д. Г. рассматривается в качестве грядущего последнего всеобщего суда, к-рый будет совершен не только над всеми народами мира (Ис 24. 21; Иоиль 3. 11-14; Авд 1. 15-16; Зах 12. 3), но и над всеми поколениями живых и умерших людей. Этот суд совершится благодаря всеобщему воскресению мертвых (Дан 12. 1-4). Д. Г. станет временем окончательного восстановления правды в отношении участи праведников и нечестивых (Мал 4. 1-3), будет грядущим вселенским судом над всем творением, «всякою плотью» (Ис 66. 16), самой «землею» (Ис 24. 1, 19-20), когда будут повержены силы зла (Ис 27. 1). Д. Г. осуществится как теофания, сверхъестественное вмешательство Яхве в события мира, вслед. чего будет нарушен естественный порядок вещей (Ис 13. 10, 13; 24. 21-23; Иоиль 2. 10, 30-31; 3. 15-16; Зах 14. 6-7 и др.). Суд Господа над миром (Дан 7. 9-10) положит конец всей земной несправедливости (Ис 25. 8; 32. 17 и др.). И, хотя «то время» станет самым «тяжким» в истории человечества (Дан 12. 1), последний суд приведет не к всеобщему уничтожению и разрушению, а к обновлению всего творения (Ис 65. 17; 66. 22). В поздних пророческих текстах Д. Г. не ассоциируется с конкретными историческими событиями, а становится радикальным свершением истории, несовершенства к-рой будут окончательно преодолены. Т. о., в отличие от ранних пророческих текстов, преимущественно сосредоточенных на исторических событиях, в поздних пророчествах главное внимание уделяется эсхатологии, что свидетельствует об изменении временных и пространственных характеристик Д. Г. в пророческих книгах ВЗ. Отдельным остается вопрос о присутствии эсхатологических воззрений в допленных пророчествах, к-рые, возвещая о событиях ближайшего будущего, также содержат и эсхатологические пророчества (напр.: Ис 2.

http://pravenc.ru/text/День ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прор. Авдий. Миниатюра из Книги пророков. 1489 г. (РГБ) [евр.  ,   - раб, служитель Господа, греч. ρδβλθυοτεΑβδιος, лат. Abdias] (пам. 19 нояб., в Неделю праотец, в 1-ю неделю Великого поста), 4-й в ряду 12 малых пророков . О жизни и времени служения пророка Свящ. Писание ничего не сообщает. Позднее иудейское предание считает его обратившимся из идумеев (см. Едом ) и отождествляет с богобоязненным домоправителем правившего в IX в. до Р. Х. израильского царя Ахава (см. 3 Цар 18. 3-16) (Сангедрин. 39б). Прп. Ефрем Сирин (Толкования. С. 140) писал, что А. был родом из Сихема и являлся современником пророков Осии , Иоиля , Амоса и Исаии (кон. IX-VIII в. до Р. Х.). Блж. Иероним Стридонский утверждал, что А. родился в Иорамаре (колено Ефремово) и был при дворе Ахава, затем последовал за прор. Илией и скончался в Самарии; у его гробницы происходило много чудес. Это же предание, относящее А. к пророкам IX в., принято свт. Димитрием Ростовским . Основным источником для определения времени служения А. остается упомянутое в его книге нашествие идумеев на Иерусалим (ст. 11). В евр., слав. и рус. Библии Книга пророка Авдия занимает четвертое место среди книг малых пророков (между Амосом и Ионой), в Септуагинте - пятое (между Иоилем и Ионой) и является самой маленькой по объему среди книг ВЗ, состоящей из 21 стиха. Подразделяется на две части: стихи 2-14 - пророчества о предстоящей гибели Едома; стихи 15-21 - провозвестие суда над всеми народами и обетование о спасении Израиля. Господь через А. объявляет Едому, народу (Авд 1-3), к-рый как орел «поднялся высоко и среди звезд устроил гнездо», о его предстоящей гибели: «...и оттуда Я низрину тебя, говорит Господь» (Авд 4). В последующих стихах (Авд 5-9), прибегая также к сравнениям и иносказаниям, А. изображает крайнюю степень опустошения страны идумеев. Уничтожение Едома представляется как Божие возмездие «за притеснение брата твоего... в тот день, когда чужие уводили войско его в плен и иноплеменники вошли в ворота его и бросали жребий об Иерусалиме, ты был как один из них» (Авд 10-11). В 15-м стихе пророк возвещает наступление Дня Господня . Это будет день возмездия за совершенные дела, день суда над народами и спасения для Иуды (Авд 16-18). Далее следует обетование об установлении нового большего по размерам теократического царства (Авд 19-20). Заканчивается книга словами: «И придут спасители на гору Сион, чтобы судить гору Исава, и будет царство Господа» (Авд 21).

http://pravenc.ru/text/62666.html

IV. Содержание Идумеянам как за их гордость, так и за вся злая, нанесенная ими несчастным Израильтянам, возвещает разрушение, а народу Израильскому восстановление и благополучие, и возобновление между ими Христова Царства, и во всех языках распространение оного обещает. И так сходствует сие пророчество с пророчеством Иеремии. Иер.49 . Иез.25; 35 . Ис.34 . V. Конец Чтоб народ Божий, Идумеянами отягощенный, ободрить и утешить. %H6%VI. Пророчество о Христе Иисусе Авд.21 . VII. Разделение Сие пророчество разделяется на две части: В первой части содержится предисловие. Авд.1 . Во второй пророчество, и в нем: 1) Изречение Божие на Едом. Ст. 2 до 15 ( Авд.2–14 ). 2) На все языки. Ст. 15 до 18 ( Авд.15–17 ). 3) Милосердие Божие к народу. Авд.18с до конца. VII. Места особливого примечания достойные Авд.7,15,17 . § 40. О Книге пророка Ионы I. Надписание От имени писателя как у евреев, так и у греков. Иона. II. Писатель Ион.1:1 . О нем должно знать: 1. Знаменование его имени, которое значит голубя. 2. Род. Отца имел Амафию Завулонянина из Гефаховера, стоящего в Галилеи, Ион.1:1 ; 4Цар.14:25 ; Иисуса Нав.19:3 ; чрез что опровергаются слова фарисеев ( Ин.7:52 ). 3. Звание. Оно было пророческое, в которое сам Бог непосредственно его призвал ( 4Цар.14:25 ; Ин.1:1 ). Сие звание исполнял в царстве Израильском ( 4Цар.14:25 ), и Ассирийском, а особливо в Ниневии столичном оного граде ( Ион.1:2 ), во времена Иеровоама, и может быть несколько прежде, во время Иоаса его отца, и думать надобно, что тогда в Ассирии царствовал Фул ( 4Цар.15:8–19 ; 1Пар.6:26 ). Из чего видно, что современными себе имел Амоса, Исаию, Осию и Михея. Послал же Бог Иону к Ниневитянам, 1) чтоб они от идолослужения, любострастия и от прочих беззаконий обратились к покаянию; – 2) чтоб народ Иудейский обличить, что он развращеннее и упорнее самых язычников; ибо толь многих пророков и толь многие их проповеди слышал без исправления, а Ниневитяне одного пророка проповедью обратились к покаянию ( Мф.12:41 ); – 3) чтоб показать, что Бог справедливо нечестие и непокорствие Израильского народа отмщевает чрез Ассириян, которые лучшими себя оказали, нежели Израильтяне; – и 4) дабы засвидетельствовать, что имеет быть впредь, ежели Израильтяне отвергнут слово Божие. Деян.13:46 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Иер.25:15 и д.), возвращается наконец в свою очередь к нему самому после всех других (сн. Иер.25:26 ; Иер.51:7,39 ). Отказаться от нее он не может, «когда подносит ее сам Бог Своей десницей» (св. Кирилл Александ.), ибо руку Его высокую кто отвратит (сн. Иер.25:28 ), – и вот он выпьет, проглотит ее (сн. Авд.1:16 ) и даже дрожди ее ( Пс.74:9 ) до дна, и последствием испиения будет величайший срам его. Но верный своему прежнему изображению пророк, вместо этого слова, и здесь употребляет метафору: оплевания срама (kikalon), являющееся, при произношении, подобным вышеприведенному abtit, в виде двух слов ки – блевотина – Ис.28:8 и kalon – срам, vomitus ignominiae, как переводит Иероним 161 . Оплевание – обыкновенное следствие пресыщения вином (напр. пейте и опьянейте, и блюйте и падите – Иер.25:27 ; Иер.48:26 ; Ис.19:14 ); в то же время здесь созвучие со словом в первом полустишии (kalon). Причина горя заключается в опустошениях, произведенных врагом во-первых в святой земле, именно на Ливане: обида Ливану покроет тебя – своей тяжестью (сн. Иов.21:26 ), под которой человек должен изнемочь и пасть (выражение краткое, но течение мысли то же, что у Авд.1:10 : за обиду брата твоего стыд покроет тебя, навек погибнешь); обида или насилие, состоявшее в беспощадной рубке знаменитого леса Ливанского, произведенной врагом частью для устроения его воинских орудий, частью для его огромных и великолепных построек; и как у другого пророка эта обида изображается тем, что ели и кедры ливанские представляются радующимися о гибели рубившего их ( Ис.14:8 ), так и здесь через изображение страха, наведенного опустошением леса на зверей его 162 («опустошение между зверями» – еврейский оборот такой же, как в выражении: разорение дщери народа Моего – Ис.22:4 ; разорение угнетенных – Пс.11:6 ). Во-вторых – на земле вообще, слова представляющие повторение сказанного выше (ст. 8). Пятое и последнее горе: «Какая польза от кумира, Что делатель его вытесывает его, – От литого истукана и учителя лжи, Что уповает на него обработавший работу свою, Сделавши идолов немых?» Т.

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

30:18, Ис. 33:1–5, Ис. 59:16–19, Иер. 9:23–24, Иез. 18:20–24, Дан. 9:7. О Божием всеведении: Иер. 17:9-10. О святости Божией: Ис. 6:3, Ис. 57:15, Ос. 11:9. О вечности Божией: Ис. 43:10. О Царстве Божием О Новом Завете: Ис. 55:3, 59:20-21Иер. 31:31–34, Дан. 9:24–27 (см. Деяния 13:34). О призвании язычников в Церковь: Ис. 2:2, Ис. 11:1-10, Ис. 42:1-12, Ис. 49:6, Ис. 54:12–14, Ис. 65:1–2, смотри Гал. 4:27, 1:9 и 2:23. О внутреннем обновлении: Ис. 44:3, Зах. 12:10–13:1, 14:5–9, Ис. 35:1–7, Ис. 55:1, Ис. 55:10–11, Ис. 12:3–5, Иоиль 2:28–32. Сердце единое и дух новый: Иез. 11:19–20, Из. 36:24-2. О Царстве Божием в образе горы Божией: Ис. 2:2–3, Ис. 11:1-10 (см. Рим. 15:12), Дан. 2:34, Иоиль 3:17, Авд. 17, Зах. 8:3. О добродетелях О благоговении перед Богом: Мал. 4:2, Мал. 3:16–18. О вере: Авв. 2:4. О надежде на Бога: Ис. 8:9-14, Ис. 25–27 гл., Ис. 26:2-12, Ис. 30:7, Ис. 30:15, Ис. 40:29–31, Ис. 51:7–8, Ис. 51:12–14, Ис. 54:10, Иер. 9:23–24, Иер. 15:20–21, Иер. 17:7–8, Иез. 34:14–16, Мих. 7:7-19, Авв. 3:17–19. О познании Бога: Ис. 2:2–3, Ис. 11:1-10, Ис. 54:13, Иер. 9:23–24, Иер. 31:31–34, Ос. 6:3. О смирении: Ис. 57:15–16, Ис. 66:1–2, Мих. 6:8. О стремлении к добродетели: Ис. 1:17, Ис. 33:14–16, Ис. 55:6–7, Вар. 4:4, Зах. 7:9-10, 8:16–17. О справедливости: Ис. 1:27, Мих. 6:8 . О милосердии: Ис. 1:17-Ис. 58:2-12, Ос. 6:6. Призыв к покаянию Обличительные речи: Ис. 1:3–6, Ис. 3:9-11, Ис. 5:20–23, Ис. 10:1–2, Ис. 19:13, Ис. 30:1, Ис. 42:18–20, Ис. 45:9-10, Ис. 57:20–21, Ис. 59:1–4, Иер. 2:13, Иер. 5:1–5, Иер. 7-я гл., Иер. 8:9-11, Иер. 9:8, Иер. 15:1–2, Иер. 17:1, Иер. 17:5, Иер. 22:13–17, Иер. 44:4–6, Иер. 48:10, Мих. 7:1–6, Соф. 3:1–5, Мал. 1:6. Призыв к покаянию: Ис. 1:16–20, Ис. 64:6–9, Иер. 8:4–5, Иез. 18:30–32, Ос. 6:1–3, Иоил. 2:11–17, Зах. 1:3–4, Мал. 1:9. О последних временах О духовным голоде: Ам. 8:11 . О лжепророках: Ис. 9:15, Иер. 14:14–16, Иер. 23:15–17, Иер. 23:26–28, Иез. 13:3-16, Иез. 14:9-11, Соф. 3:4, Мих. 3:5–7. О пастырях: добрых — Иер. 3:15; негодных — Ис.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

чье сочинение также сохранилось фрагментарно, одним из первых приводит подробный рассказ о мученической кончине И. ( Euseb. Hist. eccl. II 23. 8-19). Он также сообщает о его исключительной святости, признаваемой даже иудеями (Ibid. 4-7), приводит предание о его преемниках на Иерусалимской кафедре (Ibid. IV 22. 4-5) (ср.: Epiph. Adv. haer. 29. 4; 78. 7-8, 13-14). Согласно Егесиппу, ему было дано прозвище Праведный, во-первых, чтобы отличать от др. Иаковов, к-рых было много, во-вторых, по той причине, что он «был свят от чрева матери», не пил вина и не ел мяса, бритва не касалась его головы, он носил одежду только изо льна, не использовал масла и не мылся в банях. Ему было позволено входить в Святое Святых Иерусалимского храма, где он молился, преклонив колени и прося Бога о прощении избранного народа. Его также называли «Овлиевым» (βλας), что, по мнению Егесиппа, означает «ограда народа» и «праведность» (περιοχ το λαο, κα δικαιοσνη) ( Euseb. Hist. eccl. II 23. 7). Однако, какое именно семит. слово так исказилось в греч. передаче, исследователи спорят. Наиболее признанным считается, что слово ΩΒΛΙΑΣ может быть поврежденным именем ΩΒΔΙΑΣ, т. е. Авдий, именем пророка, означающим буквально «раб Бога» (ср.: Иак 1. 1) ( Balzer, Koester. 1955). Кроме того, вместо евр. «посол» в греч. переводе Авд 1 стоит περιοχ. Обряды назорейства, к-рым следовал И., соответствуют Числ 6. 1-21 и уподобляют его Самсону (Суд 13. 4-5, 7, 14), прор. Самуилу (1 Цар 1. 11, 15) и Иоанну Крестителю (Лк 1. 15, 35). Ношение льняных одежд указывает на степень ритуальной чистоты, к-рая требовалась от первосвященника и священников при служении в храме (Лев 6. 10; 16. 4, 23, 32; ср.: воздержание от вина при входе в скинию в Лев 10. 9). Т. о., И. в изображении Егесиппа предстает не просто аскетом, но тем, кто является истинным первосвященником ( Hartin. 2004). При таком истолковании отказ И. от масла и бань может не только рассматриваться как противостояние эллинизации или следование ессейскому обычаю (ср.: Ios. Flav. De bell. II 8. 3; CD 12. 15-17), но и подразумевать первосвященническое освящение елеем и сохранение ритуальной чистоты для богослужения (ср.: Лев 21. 10-12). По мнению Бокема, пролить свет на рассказ Егесиппа может текст Иез 44. 15-21 ( Bauckham. 1999). Здесь И. выступает как потомок Садока. Видимо, не случайно Егесипп приводит диалог между И. и членами «сект», которые не верили в воскресение Мессии ( Euseb. Hist. eccl. II 23. 9). Вопрос, к-рый они задают И.,- «что такое «дверь Иисуса»?» - подразумевает, вероятно, толкование Пс 117. 19-20 в христ. ключе. Поэтому Егесипп говорит, что И. претерпел мученическую кончину за веру в Иисуса Христа.

http://pravenc.ru/text/200153.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010