Л. Анисов XXXI глава Посещение училищ, по собственному признанию владыки Платона, служило для него приятнейшим отдыхом от епархиальных дел: там он являлся и начальником, и учителем, и соучеником. Он радовался всякому проблеску таланта, каждому успеху в науках. С теми, в ком видел талант, беседовал в классе или у себя в покоях, приглашал к своему столу или на длительные прогулки. Луга и рощи Вифании, Перервы, Лавры, Корбухи и Черкизова превращались в академии, где юноши учились с ним размышлять о разных предметах. На экзамене в Перервинском училище митрополит Платон обратил внимание на ученика из латинского класса, бойко отвечавшего ему на вопросы. Ученик этот был бедный сирота Алексей Виноградский. Через какое-то время Виноградский поднес владыке стихи, написанные по-латыни и выражавшие благодарность. Они так понравились владыке, что он велел их напечатать золотыми буквами и один такой экземпляр послал юному стихотворцу, сделав собственноручно следующую надпись: «Domino Winogradsky versus aureos auro imprimendos censuit Plato Metropolita Mosquensis. 1787, April. 3» («Господину Виноградскому. Платон, митрополит Московский, признал золотые стихи достойными быть напечатанными золотом»), Виноградский, подобно другому ученику, Глаголевскому, под влиянием своего покровителя принял монашество, и оба, заметим здесь, стали его преемниками. Речь идет об архиепископе Московском Августине и митрополите Санкт-Петербургском Серафиме, которые, один после другого, управляли Московской епархией. Особо благоволил владыка к окончившему курс в Троицкой семинарии Андрею Казанцеву (впоследствии архиепископу Ярославскому Евгению). Тот написал хорошую оду, и митрополит Платон назначил его преподавателем высшего грамматического класса в Вифанской семинарии. Здесь Казанцев, наряду с ректором и префектом, каждый день в пятом часу был приглашаем к митрополиту, который поил всех чаем, беседовал с ними и никогда не отпускал их ранее десятого часа. Казанцеву митрополит не один раз помогал в материальных нуждах.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

12 января 1806 г. Дроздов произнес первую замечательную проповедь в Троицком соборе Сергиевой лавры, в день торжества освобождения лавры от поляков, и митроп. Платон от 4 марта того же года, по прочтении и совершенном одобрении проповеди, писал викарию своему, епископу Дмитровскому Августину (Виноградскому) : «А у меня проявился отличнейший проповедник, учитель Дроздов. Я сообщу его проповедь , и удивитесь». Поэтому в том же 1806 г., 30 авг., молодой учитель перемещен был на высший класс – поэзии и получил должность лаврского проповедника, а 14 янв. 1808 г. переведен на класс высшего красноречия и риторики, с оставлением в должности проповедника. Все это делалось по распоряжению митроп. Платона, который прозревал великую будущность скромного учителя семинарии и видел его отличные дарования и высоконравственную жизнь. А так как наилучшим путем для обнаружения этих дарований и приложения их к делу на пользу церкви и отечества в то время был путь служения в иноческом чине, то митроп. Платон еще с 1806 г. стал располагать Дроздова к принятию монашества, что вполне соответствовало и настроению самого Дроздова; итак он в июле 1808 г., 25-ти лет отроду, подал прошение, а 16 ноября был пострижен в монашество, с именем Филарета (в память св. праведного Филарета Милостивого, 1 дек.), в лаврской трапезной церкви. 21 ноября того же 1808 г. инок Ф. был митрополитом Платоном рукоположен в иеродиакона. В этом сане он был вызван в С.-Петербург в декабре означенного 1808 г. для замещения должностей в тамошних духовно-учебных заведениях, которые в то время подвергались коренному и всестороннему преобразованию и нуждались в даровитых деятелях. Такой вызов, хотя и основывался на лестных рекомендациях лаврского семинарского начальства и самого митроп. Платона, однако был и неожиданным и горьким для последнего, ибо расстраивал планы старца на служение Ф. под его ближайшим ведением. Он горько жаловался в своих письмах к викарию Августину, что у него «берут» или «отнимают» Филарета; писал Петербургскому митрополиту Амвросию: «прошу Филарета отпустить ко мне; я крайнюю имею нужду в ректоре». Но ничто не помогало. Филарет был еще нужнее в Петербурге.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Августин (Виноградский), архиепископ Московский Августин , до пострижения Алексей Васильевич Виноградский, архиепископ Московский, род. в Москве 6 марта 1766 г., умер там же 3 марта 1819 г. Сын священника церкви Св. Димитрия Солунского в Китай-городе на Ильинке. Мать он потерял, имея шесть лет от роду, а отца – имея восемь лет, после чего остался на попечении брата матери. Способности Алексея Виноградского сказались рано, еще в Перервинской семинарии, на быстром усвоении латыни, преподававшейся слепым иеромонахом Арсением, хорошо известным митрополиту Платону своим умением писать латинские стихи, легко дававшиеся и талантливому ученику его. Представление Платону устроило будущность Виноградского. Из класса риторики митрополит поместил его в Заиконоспасскую академию. Здесь Виноградский проходил курсы философии и богословия под руководством тоже известных ученых, затем иерархов – Афанасия (Иванова) и Аполлоса (Байбакова). Кончив курс академии, Алексей Виноградский назначен учителем, до вступления в должность ознакомившись по воле преосвященного Платона с системой преподавания в новом Главном народном училище (по плану Янковича) в Москве. После полугодового пребывания при училище Виноградскому дан аттестат (1786 г.) о выдержании экзамена по педагогике. 20 лет от роду, Виноградский приступил сначала к обучению в низшем классе по новой методе, заключавшейся в произношении за учителем сперва отдельных букв, потом слогов и целых слов. При этом ему позволено было слушать лекции профессоров в университете. В 1789 г. Виноградскому поручен риторический класс в семинарии. За это отблагодарил он владыку посланием 3 апреля, которое сам Платон перевел по-русски прозой, напечатав затем и латинскую оду, сочиненную Виноградским на убийство епископа Феодосийского Моисея Гумилевского (1795 г.). С этого времени митрополит стал давать Виноградскому темы для сочинения и вопросы для разбора, называя его «полемархом». Кроме того, через руки Платона проходили тогда и все проповеди Виноградского, принявшего монашество с именем Августина и в 1792 году назначенного префектом семинарии и преподавателем философии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Высокопреосвященный Августин, архиепископ Московский и Коломенский (К воспоминаниям об отечественной войне 1812 года.) В текущем году исполнилось 75 лет со времени кончины высокопреосвященного Августина архиепископа Московского и Коломенского. Предложим вниманию читателей вкратце очерк жизни сего святителя церкви Московской, понесшего тяготу чрезвычайных забот и скорбей в тяжелую годину нашествия неприятелей в 1812 году. Преосвящ. Августин, в миру Алексий родился в Москве 6 марта 1766 года. Родитель его Василий Виноградский сначала был причетником при церкви, известной под именованием Большого Вознесения, а потом священником Дмитриевской, теперь уже не существующей, церкви на Ильинке и был искусным иконописцем, трудившимся в поновлении икон Успенского собора. В ранней поре Алексий Виноградский остался бедным сиротою: во время чумы, свирепствовавшей в 1771 году, он лишился матери, а потом вскоре восьмилетним отроком лишился и отца. После первоначального приюта у одного из родственников, Алексий поступил в число казенно-коштных воспитанников Перервинской семинарии, а потом Славяно-Греко-Латинской академии. Господь благословил учебные труды талантливого и прилежного Алексия; он скоро стал в числе лучших учеников. С 1787 года, еще будучи студентом академии, Виноградский был учителем латинского языка в Перервинской семинарии. По окончании курса он был сначала учителем риторики и потом, с 1792 года, префектом в Троицкой семинарии и учителеми философии. В должности префекта Алексий Васильевич, по предложению московского митрополита Платона, согласно собственному влеченю, принял пострижение в монашество 16 января 1794 года с именем Августина, на 28 году от рождения. С этих пор истинно-отеческая любовь митрополита к Августину еще больше усилилась, а вместе с тем увеличилось и благотворное влияние владыки на жизнь и действия молодого, многообещавшего ученого 1 инока. В 1797 году Августин, как уже ректор и учитель богословия Троицкой семинарии, имел счастье встретить приветственной речью Государя Императора Павла Петровича, посетившего семинарию после своей коронации.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin-Vinog...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АВГУСТИН (ВИНОГРАДСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Митрополит Августин (Виноградский) Архиеп. Московский Августин (Виноградский). Гравюра А. Афанасьева, 1822 г. С 19 февраля 1818 года - архиепископ Московский и Коломенский . Скончался от туберкулеза 3 марта 1819 года в Москве . Похоронен в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры у западных ворот. --------- Преосвященный Августин был замечательный оратор и проповедник своего времени. Его речи и проповеди отличались торжественностью. Будучи в 1803 году в Петербурге на чреде священнослужения, он своими речами обратил на себя всеобщее внимание. Сказанное им в 1807 году слово по поводу заключения Тильзитского мира произвело большое впечатление, и московский главнокомандующий преподнес ему драгоценную панагию и послал один экземпляр речи государю. Ораторский талант преосв. Августина сыграл положительную роль в период войны 1812 года . В это тревожное для России время преосв. Августин управлял Московской епархией . Отличаясь чувством патриотизма, он своими речами воодушевлял московское ополчение на борьбу с неприятелем. 14 августа 1812 года перед 6000-м московским ополчением он отслужил молебен с водосвятием на Земницком валу. 26 августа, в день Бородинской битвы , обносил Владимирскую , Смоленскую , Иверскую иконы Богоматери вокруг Кремля, Китайгорода и Белгорода совместно с архиереями Ионою и Пафнутием (Грузинскими). Перед приходом в Москву вражеских войск Наполеона преосв. Августин сделал распоряжение относительно сохранения московских церквей. Самое ценное из них, а также патриаршую ризницу и синодальную библиотеку перевез в Вологду . Чудотворную Иверскую икону Божией Матери вывез во Владимир . После освобождения столицы от неприятеля преосв. Августину было поручено восстановить поруганную врагом святыню. С душевной скорбью обозревал он разгромленные и разграбленные церкви и монастыри столицы.

http://drevo-info.ru/articles/4018.html

Преподобная Мария Египетская и «цивилизационный пресс». Антон Виноградский ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Главная Сомневающемуся Новоначальному Общество Вопросы Мамам и папам Россия Библиотека Заметки Крохотки Календарь ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО БИБЛИОТЕКА КАЛЕНДАРЬ КРОХОТКИ ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ САЙТ-ОБЗОР О ПРОЕКТЕ Православный раздел в книжном магазине " Озон " . Андрей Критский и Мария Египетская ВЕЛИКИЙ ПОСТ Недели подгот-ые О Неделях Поста Торжество православия Свт. Григория Паламы Крестопоклонная Иоанна Лествичника Марии Египетской Вход в Иерусалим Лазарева Суббота Страстная седмица Пасха ПОДГОТОВКА К ВЕЛИКОМУ ПОСТУ Недели подгот-ые О мытаре и фарисее О блудном сыне Суббота мясопустная О Страшном Суде Масленица Прощеное воскресенье Великий пост ПРАЗДНИКИ Рождество 25.12 (07.01) Обрезание 01.01 (14.01) Крещение 06.01 (19.01) Сретение 02.02 (15.02) Благовещение 25.03 (07.04) Вход в Иерусалим Пасха Вознесение Господне Троица Петра и Павла 29.06 (12.07) Преображение 06.08 (19.08) Успение 15.08 (28.08) Усекновение 29.08 (11.09) Рождество Богородицы Воздвижение 14.09 (27.09) Покров 01.10 (14.10) Введение во храм 21.11 (04.12) другие праздники ... ПОСТЫ Великий пост Петров пост Успенский пост - 1(14) - 14(27) августа Рождественский пост - 15(28) ноября - 24 дек. (6 янв.) ЦЕРКОВНЫЙ ГОД   :: ЦЕРКОВНЫЙ ГОД > > ВЕЛИКИЙ ПОСТ ПРЕПОДОБНАЯ МАРИЯ ЕГИПЕТСКАЯ И «ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПРЕСС» Антон Виноградский, 12 апреля 2003 г. См. также: Церковный год > > Великий пост Неделя 5-я Великого Поста, преп. Марии Египетской Память преподобной Марии Египетской – извечного идеала православной аскезы – указывает на беспредельность человеческого совершенствования на пути к Богу. Духовное преображение, явленное преподобной Марией, показывает возможность обрести то, что, по обычным человеческим меркам, обрести невозможно, и избавиться от того, от чего, по тем же меркам, избавляться не только невозможно, но и не нужно.

http://zavet.ru/kalendar/vp/n5-001.htm

1766–1819 В этом году исполняется 250 лет со дня рождения архиепископа Московского Августина (Виноградского) . Как по отцовской, так и по материнской линии будущий архипастырь принадлежал к духовному сословию. Один его прадед был священником в храме Рождества Христова на Петровке, другой – в храме Михаила Архангела в селе Архангельском, дед по матери служил викарным священником у Николы в Хамовниках, а дед по отцу – в Покровском храме на Лыщиковой горе. Мать владыки Августина звали Пелагеей Антиповой, а отца – Василием Михайловым. Будущий архиерей родился 6 марта 1766 года, когда его отец служил дьяконом в Александро-Невском соборе Кремля, что на Тайницких воротах. Младенец был наречен Алексием, и примерно через 2 года у него появился брат, названный Александром. В 1771 г. Александро-Невский собор был упразднен, а дьякон Василий Михайлов рукоположен в священника в храму Димитрия Солунского на Ильинке. В том же году дети лишились матери, а спустя еще 4 года, остались круглыми сиротами и были определены родственниками в Перервинскую семинарию. Здесь они получили фамилию Виноградских. Вскоре Алексей успехами в учебе обратил на себя внимание учителей и часто посещавшего семинарию митрополита Платона (Левшина) . Особо он преуспел в латинском языке. Для дальнейшего обучения Алексей Виноградский был переведен в Славяно-греко-латинскую академию, которую закончил в числе лучших учеников в 1787 г. и был направлен учителем латинской грамматики на Перерву, а через год переведен учителем риторики в Троицкую семинарию. С этого времени его жизнь в течение 13 лет была связана с Лаврой Преподобного Сергия . В 1789 г. молодой учитель преподнес митрополиту Платону приветственное стихотворение на латинском языке, в котором описывал свою сиротскую жизнь. Архипастырю так понравились стихи, что он назвал их «золотыми» и дал указание напечатать и разослать их во все духовные учебные заведения. С этого времени Алексей Виноградский находился под непосредственным руководством митрополита Платона.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin-Vinog...

От издателей Сочинения Преосвященного Августина, Архиепископа Московского и Коломенского, содержащиеся в настоящем издании, никогда не были напечатаны в одном общем сборнике: некоторые из них печатались, в своё время, отдельными тетрадками, другие помещались в современных периодических изданиях, а часть их помещена в очерках его жизни, соч. И. М. Снегирёва; остальные же, как например, изъяснения на Апостольские послания и, может быть, некоторые слова, находятся в рукописях у его учеников и почитателей. При всём желании представить благосклонным читателям сколь возможно полное собрание сочинений сего Архипастыря, мы должны были ограничиться тем, что к настоящему времени, в продолжении многих лет, могли собрать. – Если кто из многочисленных почитателей памяти Преосвященного имеет у себя какие-либо его творения, не вошедшие в наше издание, то да не оставит сообщить их, в верных списках, что будет принято нами с особенной признательностью. Большая часть заключающихся в нашем издании сочинений Преосвященного Августина изображает ряд великих событий в незабвенную эпоху Отечественной войны 1812 года и распределена по хронологическому порядку; слова же и речи на частные случаи отнесены к концу книги. Н. Кораблёв. М. Сиряков. С. Петербург 10-го февраля 1856 года. Начертание жизни Преосвященного Августина, архиепископа Московского 1 Августин, до монашества Алексий, родился в Москве 6-го марта 1766 года. Небогатый отец его, священник Димитриевской церкви (на Ильинке, в Китае городе), Василий Виноградский, будучи искусным иконописцем, принадлежал к числу людей, которые довольствуются малым и о будущности не заботятся, хотя на него обращали внимание и московский архиепископ Амвросий Каменский, воспринимавший от купели другого его сына, и блистательный князь Потёмкин, который знал о. Василия ещё в то время, когда последний был причётником церкви, известной под именем Большого Вознесения. Потёмкин, живя тогда близь этой церкви, познакомился с Виноградским и полюбил его за весёлость нрава; в последствии, встретив своего старинного соседа и собеседника поновляющим в Успенском соборе св. Иконы, он пригласил его к себе и вызывал на изъявление нужд, но безуспешно; тогда один был уже великим сановником, а другой священником.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin-Vinog...

Августин, архиепископ Московский и Коломенский (Виноградский Алексей Васильевич) Родился 6 марта 1766 года в Москве в семье священника и живописца. Окончил Перервинскую духовную семинарию, затем Московскую духовную академию. С 1789 года – преподаватель грамматики и риторики Троице-Сергиевской духовной семинарии. В 1792 году назначен префектом Троице-Сергиевской духовной семинарии и преподавателем философии. В 1794 году принял монашество и в том же году рукоположен во иеромонаха. С 1795 года – ректор Троице-Сергиевской духовной семинарии. 21 ноября 1798 года возведен в сан архимандрита Можайского Лужецкого монастыря. В 1801 году – ректор Московской духовной академии и настоятель Заиконоспасского монастыря. В 1802 году назначен цензором духовных книг, выходящих в Москве. В 1803 году был вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповеди . 6 февраля 1804 года хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. С 13 июня 1811 года временно управлял Московской епархией в связи с болезнью митрополита Платона. 28 декабря 1812 года ему было вверено управление Московской митрополией. 30 августа 1814 года возведен в сан архиепископа. В этот период назначен членом Святейшего Синода. С 19 февраля 1818 года – архиепископ Московский и Коломенский. Скончался 3 марта 1819 года. Преосвященный Августин был замечательный оратор и проповедник своего времени. Его речи и проповеди отличались торжественностью. Будучи в 1803 году в Петербурге на чреде священнослужения, он своими речами обратил на себя всеобщее внимание. Сказанное им в 1807 году слово по поводу заключения Тильзитского мира произвело большое впечатление, и московский губернатор преподнес ему драгоценную панагию и послал один экземпляр речи императору Александру I. Ораторский талант преосвященного Августина сыграл положительную роль в период войны 1812 года. В это тревожное для России время преосвященный Августин управлял Московской епархией. Отличаясь чувством патриотизма, он своими речами воодушевлял московское ополчение на борьбу с неприятелем.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…» (комментарий в свете веры) Бой в районе Семеновского оврага (фрагмент панорамы Бородинского сражения) 8 сентября (26 августа по ст. ст.) произошло генеральное сражение Отечественной войны 1812 года. В 110 километрах к западу от Москвы, недалеко от Можайска, близ села Бородино сошлись армии Наполеона и Кутузова. Битва продолжалась весь день и принесла большие потери с обеих сторон. Русская армия показала беспримерный героизм: «Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю» – скажет о Бородинском сражении фельдмаршал М.И.Кутузов. Несмотря на то, что русская армия была вынуждена отступить к Москве, победа была предрешена. «Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородином была наложена рука сильнейшего духом противника» – написал Л.Н.Толстой в романе «Война и мир». На поле сражения погибло 38 500 русских солдат и офицеров. В память о любимом муже, безвременно сложившем голову за Отечество на Бородинском поле, Мария Тучкова устроила здесь монастырь, возведенный на Семеновской высоте. Спасо-Бородинский монастырь Спасо-Бородинский монастырь – память героев отечественной войны 1812 года Е.Б. Емченко (Публикуется по: «Православная энциклопедия». Т.6. С.84-86) Бородинский во имя Нерукотворного Образа Спасителя женский монастырь (Московской епархии), близ дер. Семёновское Можайского р-на Московской обл. Основан вдовой ген.-майора А.А.Тучкова, погибшего в 1812 г. в Бородинском сражении, М.М.Тучковой (Мария (Тучкова)). В 1817 г. она исходатайствовала разрешение имп. Александра I на сооружение поминальной часовни или храма на средней флеши Семёновских укреплений — месте гибели ее мужа. Император пожаловал 10 тыс. р., что составило половину необходимой суммы. Вскоре Тучкова выкупила у местных помещиков 3 десятины земли и получила храмозданную грамоту от Дмитровского архиепископа Августина (Виноградского). В 1817 г. церковь была заложена, а в 1820 г. архиепископом Августином освящена во имя Нерукотворного Образа Спасителя. В храме, ставшем первым памятником воинам, погибшим на Бородинском поле, 26 августа 1820 г. была помещена полковая икона Ревельского полка — Нерукотворный Образ Спасителя — и был установлен белый мраморный крест над символической могилой генерала Тучкова. По благословению свт. Филарета (Дроздова) с 1827 г. в Спасском храме ежедневно совершали богослужение иеромонахи Ферапонтова Лужецкого монастыря.

http://sedmitza.ru/text/400353.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010