Сербский преподобномученик диакон Аввакум «Господи, возлюбих благолепие дому Твоего» Будущий святой мученик родился в 1794 году в Кнез-Поле под Козарой и в крещении получил имя Лепое. Отца его звали Гавриил, а мать Божаной. Первые уроки благочестия он получил в доме родителей, желавших всем сердцем, чтобы их единственный сын был посвящен на службу Богу. Когда мальчик подрос, мать повела его в монастырь Моштаницу. У ворот монастыря их встретил игумен обители отец Геннадий, приходившийся им родственником. Когда он был женат на тетке Лепое, но овдовев принял монашеский постриг и поселился в монастыре. С собой он привел и своего сына Стояна. Подивившись красоте и благородству юноши, напоминавшего прекрасного Иосифа, игумен сразу же принял его в обитель. Добрая мать-вдовица не хотела расставаться со своим единственным сыном и тоже осталась прислуживать при монастыре. Лепое быстро освоил грамоту и изучал божественные книги. Он научился церковному пению, и день и ночь славил Творца своим прекрасным голосом по слову псалмопевца: «Господи, возлюбих благолепие дому Твоего, и место селения славы Твоея» (Пс.25,8). Преуспевая в добродетелях и послушании, юноша вскоре сподобился ангельского чина, получив в постриге имя Аввакум. По достижении им 18 лет, митрополит Пакрацкий Иосифом Йованович-Шакабенда рукоположил его в сан диакона. Аввакум со слезами возблагодарил Бога за то, что Он удостоил его высокого служения и сподобил предстоять перед Святым Престолом. Так на нем сбывались слова апостола Павла: «Никто да не пренебрегает юностию твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4,12). Но мир и благоденствие в обители продлились совсем недолго, и вскоре пришли тяжелые испытания. В 1809 году сербы Боснийской Краины, где располагался их монастырь, под влиянием восстания Карагеоргия в Сербии, тоже поднялись на борьбу с турками. Произошел так называемый Янчичев мятеж, жестоко подавленный вскоре. Турецкие насилия вынуждали многих сербов скрываться в лесах и горах. Родной отец Аввакума был схвачен турками с другими восставшими и казнен.

http://pravoslavie.ru/40650.html

Глава III. Дробление раскола на частные секты 1) Вопрос об иерархии. Образование беспоповщины «Критич. разбор учения беспоповцев о церкви и таинствах», стр. 72–96. Первою и главною причиною разделения раскола на частныя секты было то, что раскольники после осуждения их церковию на соборе 1667 г. остались без епископов. Посему некому было поддерживать преемственное существование церковной иерархии, освящать миро, а священникам давать право на совершение богослужения и тайнодействий; – ибо без повеления местного епископа пресвитеры ничего не могут творить (прав. св. апост. 39). Священников и после собора 1667 г. оставалось еще немало, и. хотя некоторые и были лишены сана, но и к ним продолжали обращаться. Так расстриженный Аввакум был духовным отцом Аврамия. Известно далее, что боярыня Морозова причащалась из рук попа Иова Льговского и постриглась от священноинока Досифея. Псковский воевода Хованский держал при своем доме моленную, в которой отправляли богослужение разные пришлые попы. Но по мере того, как главные расколоучители были удаляемы из Москвы в ссылку, а иные из священников бежали с толпами последователей в Стародубье или на Дон, – недостаток в священных лицах стал чувствоваться сильнее и сильнее. Этот недостаток стал ощутителен еще при жизни первых расколоучителей. В 1681 году Аввакум писал царю Феодору, «патриарси изнемогоша, святители падоша и все священство еле живо». Выразив затем прямое и решительное сознание, что миру без попов быти нельзя, Аввакум, вынужденный обстоятельствами, давал следующия наставления своим последователям относительно исповеди и причащения: «исповедуйте согрешения друг другу, по апостолу», или: «кайся пред Господом Богом» «причаститися без попа можно святым комканием», т. е. запасным Агнцем, который он и заповедывал держать при себе; «а робенка причащай мирянин, Бог благословит». Но так как самый запасный Агнец возможен только при существовании священства, то Аввакум, опираясь на мысли, что миру без попов быть нельзя, преходил и к другому выводу, – о возможности прибегать к попам нового рукоположения, если бы кто из таковых полюбил старину) 28 . Но эта последняя мысль встретила сильный отпор со стороны других расколоучителей. Диакон Федор писал: «а которые попы от Никона отступника ставлены и от никониан... паче же от 174 29 (т. е. 1666) года, егда совершенно православие все отринуша, – то православным христианом не подобает от них ныне благословения приимати, ни службы, аще и по старому служат».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

52. Возникновение раскола. Открытое появление его в Русской Церкви Во время добровольного восьмилетнего пребывания Никона в Воскресенском монастыре ободрились приверженцы мнимой старины. Им удалось вызвать из отдаленной Сибири самого злого из противников Никона, который впоследствии встал во главе раскола, протопопа Аввакума. Это был человек даровитый и очень начитанный, но лишенный правильного образования, с характером непреклонным и страшной духовной гордостью. По возвращении из ссылки он называл себя не иначе, как «узником по вере и Церкви, поборником благочестивых отеческих догматов, столпом Церкви и атаманом полка Иисусова». Аввакум и говорил и писал (около 30 сочинений его известны по имени) против исправленных книг, запрещал ходить в те церкви, где служат по ним, и приобщаться Святых Тайн от тех священников, которые не держатся двуперстия и сугубой аллилуйи; всячески чернил патриарха Никона , называл его антихристом, сыном геенны и т. п. За дерзкие речи два раза (уже по возвращении из Сибири) высылали его из Москвы, сажали в заключение, держали в узах, но никакие меры не могли смирить расколоучителя. Наружное благочестие, резкость речей, необыкновенная смелость в отношении властей, как духовных, так и светских, фанатическая готовность на ужасные страдания и смерть привлекли на сторону его многих нерассудительных христиан и окружили его толпой жарких приверженцев (боярыни Морозова, Урусова и др.). Таким же образом сеяли семена раскола и другие защитники старого обряда: диакон Феодор в Москве, поп Никита в Суздале, Лазарь в Романове 76 и прочие. Особенным притоном расколоучителей сделалась Соловецкая обитель, куда ссылались они из разных мест церковной и гражданской властью (князь Львов, старец Феоктист и другие); под крепкие стены этой обители и произвольно стекались приверженцы мнимой старины (Никанор, архимандрит Саввина монастыря и др.); наконец, сюда же начали прибегать многие казаки из шайки Стеньки Разина. Необходимы были сильные меры для обуздания лжеучителей и предохранения простодушных от заблуждения, и царь Алексей Михайлович созвал архипастырей Российской Церкви на собор в Москве в 1666 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

Алфавитный указатель имен святых, упоминаемых в месяцеслове Список сокращений: ап . – апостол; архиеп . – архиепископ; архим . – архимандрит; блж . – блаженный; блгв . – благоверный; вел . – великий; вмц . – великомученица; вмч . – великомученик; еп . – епископ; имп . – император; митр . – митрополит; мц . – мученица; мч . – мученик; мчч . – мученики; новомуч . – новомученик; патр . – патриарх; Печер . – Киево-Печерских; прав . – праведный; прмц . – преподобномученица; прмч . – преподобномученик; прп . – преподобный; прот . – протоиерей; равноап . – равноапостольный; Ростов . – Ростовских; свт . – святитель; сщмч . – священномученик. Аарон , первосвященник, прав. (20 июля/2 августа) Аввакум , пророк, из 12-ти малых пророков (2/15 декабря) Авенир Индийский , царь (19 ноября/2 декабря) Аверкий Иерапольский , равноап., еп., чудотворец (22 октября/4 ноября) Авив Едесский , диакон, исповедник, сщмч. (15/28 ноября) Авим Маккавей , мч. (1/14 августа) Авксентий Вифинский , отшельник, пресвитер, прп. (14/27 февраля) Авксентий Перцовский , Вологодский, прп. (12/25 июня) Авксентий Севастийский , Аравийский, пресвитер, сщмч. (13/26 декабря) Авкт , мч. (7/20 ноября) Авраамий Болгарский , Владимирский чудотворец, мч. (1/14 апреля; в Неделю о расслабленном) Авраамий Галичский , Чухломской, Городецкий, прп., игумен, ученик прп. Сергия Радонежского (20 июля/2 августа) Аврамий Затворник , Хиданский, пресвитер (29 октября/11 ноября) Аврамий Ростовский , архим., прп. (23 мая/5 июня [Ростов.]; 29 октября/11 ноября) Аврамий Смоленский , прп., архим. (21 августа/3 сентября) Антоном Италийский , еп., сщмч. (12/25 сентября) Агав , ап. от 70-ти, сщмч. (4/17 января ап.]; 8/21 апреля) Агапий Газский , Кесарийский (Палестинский), мч. (15/28 марта) Агапит Печерский , прп., врач безмездный, в Ближних (Антониевых) пещерах (1/14 июня; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Агапия Аквилейская , мц. (16/29 апреля) Агафия Панормская (Палермская), Сицилийская, дева, мц. (5/18 февраля) Агафодор Сардийский , мч. (13/26 октября)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Глава II. Раскол в первое время своего существования. Распадение раскола § 14. Сношения сосланных расколоучителей с Москвой; их руководственные писания; внутреннее состояние общины После окончательного осуждения раскола главные расколоучители были сосланы в Пустозерский острог, а именно: Аввакум, Лазарь, диакон Феодор и инок Епифаний. Здесь заключенные жили довольно свободно, хотя и велено было держать их строго. Стража мало-помалу перешла на их сторону и они беспрепятственно могли устроят друг с другом свидания. 306 Была для них также полная возможность иметь письменные сношения с родными, знакомыми и всеми последователями раскола, жившими в Поморье, на Керженце, в Боровске, где были заключены известные Морозова, Урусова и Данилова, особенно же – в Москве. Видное место в обществе московских раскольников в первое время занимал инок Авраамий, духовный сын Аввакума. За свои сношения с Аввакумом и вообще за пропаганду раскола Авраамий в феврале 1670 года был взят под стражу, вместе с другими, и скоро казнен. 307 После этого более видными лицами в Москве оставались поп Стефан, поп Козма, некий Борис и др. 308 Представительницею московских раскольниц была известная старица Меланья. Начальствуемые ею, главные ученицы Аввакума жили где-то все вместе, составляя целую обитель. Место игуменьи в последней занимала некая Анисия, из дворянской фамилии, а старшими сестрами были: Пелагия, Марья, Сусанна и известная Елена, оставившая Вознесенский монастырь после того, как, благодаря жалобе игуменьи монастыря, были обнаружены её подвиги на пользу раскола. 309 Общество раскольников, отделившись от Церкви, увидело себя в таком положении, которое вызвало ряд вопросов, недоумений, опасений. Об обращении к Церкви раскольники не думали, а потому стоявшие во главе общины должны были давать ответы и разъяснения. До нас сохранилось не мало сочинений, имевших в свое время руководственное значение, с именем «книг, посланий, сказаний, ответов» и т. п. Они принадлежать иноку Авраамию и пустозерским «соузникам» Феодору и Аввакуму, и имеют частью вероучительный, частью законодательный характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОНИФАТЬЕВ Стефан (в иночестве Савватий; 11.11.1656, валдайский Иверский мон-рь), протопоп Благовещенского собора в Московском Кремле, духовник царя Алексея Михайловича . Из семьи священно- или церковнослужителя. В 1637 г. В. упоминается как диакон Благовещенского собора в Кремле. В 1645 г. был рукоположен Патриархом Иосифом в протопопа. 28 сент. 1645 г. в качестве царского духовника присутствовал при венчании на царство Алексея Михайловича. 25 дек. 1651 г. «государеву духовнику благовещенскому протопопу» была дарована «властелинская шапка» (митра). 27 июля 1649 г. жалованной грамотой царь подтвердил все привилегии, данные прежде причту Благовещенского собора на его земли, угодья и кормления, спустя 6 лет владения собора были освобождены от уплаты всех налогов в казну. Пожалования В. и его семье делала также царица Мария Ильинична. В., как «муж благоразумен и житием добродетелен, слово учительно во устах имеяй», пользовался большим авторитетом, в т. ч. у Алексея Михайловича; по свидетельству Аввакума Петрова, протопоп «зело пекся, да не совратится ум царя в некая злая». В. читал назидательные книги царю, иногда Алексей Михайлович приходил к В. для беседы. В письме к протопопу 13 июля 1654 г. Иоанн Неронов сообщал о том, что посылает Житие прп. Феодора Студита и просит В. почитать «пред благочестивым царем». Несомненным влиянием духовника объясняется и то, что на свадьбе царя с М. И. Милославской не было светских забав, а звучали церковные песнопения. Позднее Аввакум вспоминал, что при В. «вся быша тихо и немятежно ради его слез, и рыдания, и негордаго учения». В. поддерживал тесные отношения с наиболее влиятельными лицами из окружения царя - Б. И. Морозовым, Ф. М. Ртищевым и др.- и «бояр увещеваше со слезами непрестанно, да имут суд правый без мзды и не на лица зряще да судят» (свидетельство Аввакума). В. активно выступал как примиритель во время московского восстания 1648 г., вел переговоры с бунтовщиками на Лобном месте. Наряду с думным дворянином П. К. Елизаровым и дьяком Д. М. Башмаковым с В. советовался Алексей Михайлович перед выдачей народу 3 июня Л. С. Плещеева и П. Т. Траханиотова. В парижской «La Gazemme» 8 окт. 1648 г. излагалась «речь калугера», к-рый в Москве во время бунта «укротил ярость народа своими убеждениями» ( Гольдберг А. Л. Известия о России в газете Теофраста Ренодо//Тр. ГПБ. Л., 1963. Т. 11 (14). С. 146). По одной из версий, этим «калугером» был В., по др.- к восставшему народу выходил новоспасский архим. Никон (впосл. Патриарх Московский и всея Руси). В. также участвовал в решении участи боярина Морозова. По поручению Алексея Михайловича протопоп трижды безуспешно выходил к народу обсуждать судьбу царского дядьки. От мести толпы и неминуемой смерти боярина спас царь, выславший Морозова из Москвы.

http://pravenc.ru/text/155232.html

Приложение VIII. Алфавитный указатель имен лиц и мест, упоминаемых в письмах блаж. Феодорита. Аарон, ветхоз. первосвященник: 128. 162 Абундий, епископ Команский: 181 Аввакум, пророк: 145 Август, келарь: 151 Авессалом, сын Давида: 133. 249 Авив, епископ Долихийский: 248. 249. 250 Авраамий, хорепископ: 113. 116. 117 Авраам, ветхоз. патриарх: 25. 29. 104. 113. CXIII. 116. 127. 130. 145. 151. 181. 223. 229. Аврам: 10. Агапит, пресвитер; 183. 223. Аетий, пресвитер: 221. Акакий, диакон: 255. 256. Акакий, епископ Верийский: 75. 110. 112. 149. 178. 233. 235. 266. Акакий, епископ Мелитинский: 164. Акилин, епископ (Вивлосский): 181. 248. 250. Александрия, город: 82. 85. 86. LXXXVI. 113. 114. 149. 235. 248. Александр, епископ Александрийский: 83. 145. 151. Александр, епископ Амасийский: 268. Александр, епископ Антиохийский: 110. Александр, епископ Апамийский: 263. Александр, епископ Ирапольский: 233. 234. 242. 248. 250. 258. 261. 262. 268. Алипий, экзарх: 113. 116. 117. Алкиной: 30. 205. Алфий, епископ: 232. Амалик: 127. 128. Амвросий, епископ Медиоланский: 145. 151. 167. 170. Амфилохий, епископ Иконийский: 145. 151. Анастасий, пресвитер Верийский: 133. Андрей, епископ Самосатский: 233. 234. 238. 242. 243. Анна, мать Самуила: 223. Антиохия сирийская, город на р. Оронт: 79. 80. 81. 82. 83. 86. LXXXVI. 112. 113. 119. 147. 165. 208. 234. 237. 238. 243. 249. 253. 260. 264. 267. Апамия, город: 119. 152. 175. 253. 254. Аполлинарий, епископ Лаодикийский: 82. 104. 112. 113. 143. 145. 147. 150. 151. 152. 153. 157. 161. 167. 168. 170. 177. 234. 266. 268. Апрингий, епископ Халкидский: 149. 163. 165. 268. Аравия: 166. Аристолай, трибун: 177. 233. Аристофан: 228. Арий: 21. 81. 82. 83. 99. 104. 112. 113. 116. 143. 145. 151. 152. 161. 167. 168. 170. 177. 266. Аркадий, епископ западный: 263. Армовий (еретик): 145. Архей, местечко: 221. Архелай, епископ: 149. Асия, Асийцы: 161. 162. 167. 264. Аттик, епископ Константинопольский: 145. 151. Африка: 32. 33. 34. 168. 201. Ахав, царь Израильский: 135.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Прихожане православных храмов в большинстве своем знают, что Евангелие читать необходимо, и что делать это нужно постоянно, лучше всего — каждый день. Но что касается Ветхого Завета — священники нередко слышат от прихожан недоуменные вопросы: «А это что, тоже обязательно?». О связи двух Заветов, об их глубинном единстве и о разнице между ними рассказывает постоянный автор нашего журнала диакон Владимир Василик. Что для нас значит Ветхий Завет? Слово «завет» (по-еврейски «берит») означало «договор». Но у словосочетания Ветхий Завет два значения. Во-первых, это именно договор, конкретно — договор Бога с людьми. Первоначально — личные договоры с древними патриархами и праведниками — Ноем, Авраамом, Исааком и Иаковом. Бог требовал от них веры, преданности только Ему и послушания Его повелениям. За это Он даровал им спасение (как, например, Ною с его семьей) и благословение (как, например, Аврааму). Это — личное водительство Бога, заключавшееся в Его заповеданиях, которые передавались и сохранялись устно. Знаком завета являлось обрезание. Затем — это завет или договор, заключенный через Моисея на Синае уже с целым народом израильским. Он состоял в том, что Бог будет единственным Богом Израиля, а Израиль — Его народом. Этот договор носит развернутую форму и письменно зафиксирован в Пятикнижии (первые пять книг Ветхого Завета — Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие; Бытие, однако, отражает события до завета Моисея). Цель Завета — выделить израильский народ из среды человечества и сделать его избранным, чтобы в нем могли сохраниться семена истинной веры и потом распространиться на все человечество. Господь-Сущий (Иегова, или Яхве) становится невидимым, духовным царем израильского народа, получающего таким образом особую форму правления — теократию, или богоправление. Закон подразумевал особый образ жизни, особую, «чистую», так называемую кошерную, пищу, детально предписывал ритуал жертвоприношений и священнодействий. Второе значение словосочетания «Ветхий Завет» — собрание священных книг, первая, дохристианская часть Библии. Существует два канона Ветхого Завета — протестантский, основанный на иудейском, и православный, базирующийся на Александрийском. В первый включены Пятикнижие Моисея (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), исторические книги — Книга Иисуса Навина, четыре Книги Царств, две Книги Паралипоменон (жреческих хроник), две Книги Ездры, Книга Есфири, учительные книги — Псалмы Давида, Притчи Соломоновы, Екклезиаст, Песнь песней, Книга Иова; великие пророки — Исаия, Иеремия, Даниил, Иезекииль и двенадцать малых — Осия, Иоиль, Амос, Иона, Авдий, Михей, Наум, Аввакум, Аггей, Софония, Захария, Малахия. Православный, или Александрийский, канон добавляет к ним также книги, дошедшие до нас только на греческом языке: три Книги Маккавеев, Книгу Премудрости Соломона, Книгу Юдифи, Книгу Иисуса, сына Сирахова. Каково значение этих книг, как они соотносятся с Новым Заветом?

http://pravoslavie.ru/69198.html

Собрание житий мучеников и исповедников Сербии XX в. «Писать о преступлениях коммунистического режима — это значит писать Апокалипсис, а точнее — библейскую историю страданий верного народа Божия. Страданиями наполнена вся Библия, страданиями наполнена вся история человеческая, но не всякое страдание спасительно, а лишь то, которое ради Бога, “на правде Божией”, как говорит наш сербский православный народ, которому коммунизм принес тяжелейшие страдания. В Священном Писании и в христианской истории множество примеров страданий ради Бога, ради евангельской истины, (как говорят православные сербы, “за ХрИста и часнОг Крста са три прста”). Достаточно привести пример мученичества за веру братьев Маккавеев, матери их и священника Елеазара от языческого царя Антиоха IV Епифана (по безумной ненависти к Богу и верным Его коммунисты были сродни ему). Христиане были гонимы на протяжении многих веков римскими языческими правителями, турками, жестоко мучившими православных, особенно священнослужителей. Наш церковный календарь полон имен мучеников и священномучеников. История сербского народа и Сербской Церкви также наполнена страданиями православных, прежде всего патриархов, епископов и священников. В XVIII веке сербских патриархов Иоанна (Кантула) и Гавриила (Раича), епископов, священников и монахов, таких, как диакон Аввакум и игумен Паисий, турки истязали и мучили так же, как в раннехристианские времена это делали римляне и персы. Английский археолог XIX века Артур Эванс в своей книге о Балканах пишет, что, проезжая через Боснию, он видел, как турецкий паша, а точнее, потурченец Куленович из Кулен-Вакуфа въехал в монастырь Рмань на коне и, спешившись, пересел на монаха, который должен был возить его по монастырскому двору на четвереньках, терпя жестокие побои хлыстом и удары шпорами. Где бы ни появлялись коммунисты, они всюду сеяли смерть, особенно жестоко уничтожая духовенство. О злодеяниях большевиков в России мы знаем из уст свидетеля правды Божией Александра Солженицына, написавшего “Архипелаг ГУЛАГ”.

http://predanie.ru/book/87094-slava-i-bo...

Содержание I. Ссора в Пустозерске. – Два противника. – Картина их борьбы. – Волнение в Москве II. Аввакум и диакон Феодор в их догматических письмах. – Их споры о св. Троице, о воплощении Бога Слова, о сошествии Христа во ад, о сошествии Св. Духа на апостолов, об ангелах, о душе и по другим вопросам III. Исход распри. – Молва об Аввакуме, как еретике. – Волнения на Керженце по смерти Аввакума: сходка 1693 года, онуфриане IV     При своем отделении от церкви раскол не был повинен в каких-либо догматических заблуждениях. Поводом к его возникновению послужили исправления в церковных книгах и обрядах, хотя сам раскол смотрел на эти исправления, как на изменения в вере. Только уже после этого, и именно условия жизни вне церкви, вынудили последователей раскола создать такие доктрины, которые во многом оказались противными православному догматическому учению. Однако еще в самом начале раскольнической истории возникли такие споры, которые носили чисто догматический характер. По своему происхождению они были совершенно случайны и с доктриной раскола никакой связи не имели, тем не менее, и они являются характерным эпизодом из истории раскола, как с точки зрения его прошлого, так и для его настоящего. Событие переносит нас к самому началу существования раскола. Борьба раскола против церкви стоит в первой силе. В церкви открыты останки всех древних ересей и, больше всего, латинских. Уверяют, что в новых книгах каждый лист испрокажен латинскими ересями, от учения о Святой Троице до возглашения песни аллилуйа. Обвинение все сильнее и сильнее бьет на повышение и доходит до обнаружения в церкви антихристовой прелести. Расколоучители спешат опередить друг друга, и в поисках нужного для защищаемого ими дела положительно истощаются. И вдруг раздается спор в самом расколе. Спорят о великих христианских догматах: о Троице, о воплощении Бога Слова, о сошествии Его в ад, о Святом Духе, об ангелах, о душе, вообще, о многих важных предметах веры. Из этого спора обнаруживается, что раскол в лице первого своего представителя действительно забрел в бездну всяких ересей, и что, наоборот, таких ересей, как конечно и никаких, совсем нельзя указать в новопечатных книгах. Особенную важность имело не столько первое признание, сколько именно это, второе. Из святого в представлении раскольника места, откуда ждал света весь раскольнический мир, из уст расколоучителя, славившегося особенным знанием писания, слышится беспристрастный отзыв о новопечатных книгах: дивная вещь! И раскол слушал этот отзыв, не возражал, – но... тот же самый расколоучитель держал совсем другую речь, когда обращался с рассуждениями о том же предмете к лицу православных. Такова природа раскола и до настоящего времени...

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010