Матушка Ольга Горянчик со своей семьей у Владыки Александро-Невский фестиваль С 1 по 6 декабря в Петербурге проходил VI Международный Александро-Невский фестиваль православно-патриотической авторской песни. Конкурсанты выступали в четырех уже ставших традиционными номинациях: авторисполнитель (автор музыки и стихов), композитор-исполнитель (автор музыки на стихи другого поэта), авторский коллектив, ансамбль (2 или более участника) и исполнитель (чужих песен). Кроме того, все выступавшие были распределены на две возрастные категории - молодежную (до 30 лет) и старшую. 6 декабря заключительным аккордом праздника стал Гала-концерт V и VI Александро-Невского фестивалей. Опытное жюри под председательством композитора Михаила Малевича отобрало для финального концерта 27 лучших песен лауреатов конкурса, после которых выступили гости фестиваля и сами члены жюри. Среди зрителей было много молодежи. И хотя на сцене выступали не профессионалы, а любители, многие песни нашли отзыв в сердцах ценителей православного творчества, заполнивших уютный концертный зал. Бурными овациями отметила публика обладателей Гран-при ансамбль из Рыбинска «Обычные люди» в составе Галины Лупандиной, Михаила Моисеева и Анатолия Батракова, покоривших сердца петербуржцев песней «Ой, веди нас, Княже!», посвященной святому Александру Невскому! Не осталась без внимания и песня задорной девушки из Петербурга Россинии Гавриловой «Кому на Руси жить хорошо?», получившей Ie место в номинации «молодой автор-исполнитель». Россиния Гаврилова (1-е место в номинации " молодой автор-исполнитель " ) и Сергей Учанейшвили А зажигательное выступление урядницы казачьих войск из Нижнего Новгорода Елены Афанасьевой-Высоцкой, написавшей песню «Братья казаки» воодушевило зрителей, и она покидала сцену под аплодисменты и крики: «Браво!» Многие в зале не удержались от слез, слушая трогательную песню, посвященную бабушкам, исполненную обаятельным москвичом Михаилом Выроцковым. Нельзя не упомянуть и яркое выступление матушки Ии Любченко из Владимирской области, порадовавшей зрителей своими глубокими песнями, - именно ей достался Приз зрительских симпатий!

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/1/37...

Видения преп. Сергия, подобных которым доселе не знала практика русского монашества, свидетельствуют о том, что в жизни великого подвижника как бы сосуществовали два измерения: нам известна лишь внешняя, земная канва, но мистические глубины его души были почти полностью сокрыты для окружающих. Как по пунктирным штрихам мы можем лишь отчасти представить себе, что параллельно тому подвигу, который был очевиден для всех, существовала и особая таинственная жизнь. Ее вершина - созерцание тайны Пресвятой Троицы, чего, безусловно, сподобился преп. Сергий. Но ничего конкретно-рационального о духовном опыте Радонежского игумена мы сказать не в состоянии. Смирение Сергия было столь велико, что он не считал возможным что-либо писать о своих молитвенных переживаниях, о своих видениях. Но тем не менее, его духовный опыт не исчез с его уходом из жизни. Гораздо более значимым наследием преподобного, нежели письменные свидетельства, стали его многочисленные ученики, его традиция, его школа монашеского делания. Пожалуй, написанная в похвалу преподобному " Троица " преп. Андрея Рублева, также вышедшего из Сергиева круга, наиболее ярко свидетельствует о духовно-мистической стороне жизни Сергия. По этим штрихам мы можем, однако, увидеть очевидную параллель между традицией преп. Сергия и современным ему византийским исихазмом - практикой умного делания, основанной на традиции преп. Григория Синаита, преломленной в учении св. Григория Паламы о Фаворском свете и нетварных Божественных энергиях. Помимо очевидных мистических параллелей, имеются и конкретные свидетельства того, что преп. Сергий поддерживал самые обширные связи с греками-паламитами. Достаточно вспомнить поддержку, оказанную Сергию патриархом Константинопольским Филофеем в деле утверждения общего жития в Троицком монастыре. Мы уже упоминали и о том, как активно способствовали Сергий и его сподвижники утверждению на Русской митрополии другого византийского исихаста - Киприана. Одним из учеников Сергия был тезоименитый ему преп. Сергий Нуромский, пришедший в Троицкий монастырь с Афона. Другой ближайший ученик Сергия - преп. Афанасий, первый игумен Высоцкого монастыря в Серпухове, был, пожалуй, наиболее важным посредником в установлении духовных связей между кругом преп. Сергия и паламитами Константинополя и Афона. Через него на Русь из Греции попадала святоотеческая литература и иконы, поддерживались отношения с византийскими единомышленниками. Сохранились, например, знаменитые греческие иконы XIV в. из деисусного чина Зачатьевского собора Высоцкого монастыря, привезенные Афанасием на Русь из Царьграда. А в библиотеке Троице-Сергиева монастыря хранились полученные через него же первые славянские переводы творений преп. Григория Синаита и преп. Симеона Нового Богослова.

http://sedmitza.ru/lib/text/436269/

25 сентября 1995 года в связи с празднованием 600-летия преставления преподобного Афанасия Высоцкого Младшего и 650-летия города Серпухова я посетил этот древний град, а также Высоцкий и Владычный монастыри, восстанавливаемые из руин жертвенным трудом насельников и прихожан. С 16 по 24 ноября 1995 года я находился с официальным визитом в Германии по приглашению Германской Епископской Конференции Римско-Католической Церкви, Евангелической Церкви Германии и Берлинской епархии Московского Патриархата. Предстоятель Русской Православной Церкви впервые в истории посетил немецкую землю. Одной из основных целей визита было желание отдать долг памяти погибшим на этой земле нашим соотечественникам и засвидетельствовать в год полувекового юбилея окончания войны добрую волю нашей Церкви, представляющей народы, с которыми некогда воевал народ Германии. Обращаясь к немецким братьям и сестрам, я призывал их к построению отношений между нашими народами на основе полного примирения, взаимного доверия и уважения. В рамках этого визита я посетил приходы Берлинской епархии, расположенные в Берлине, Потсдаме, Дрездене, Гифхорне, а также ставропигиальный приход в Дюссельдорфе. 4 апреля 1996 года я прибыл в Санкт-Петербург специально, чтобы возглавить торжественную церемонию подписания Акта о возвращении Александро-Невской лавры Русской Православной Церкви. 26-27 апреля того же года состоялся Патриарший визит в Майкопскую епархию. В ходе этого визита имели место встречи с высшим руководством Республики Адыгея и местными исламскими духовными лидерами. С 27 апреля по 1 мая 1996 года я посетил Грузию и Армению, где разделял братское общение со Святейшим Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией II и Святейшим Верховным Патриархом и Католикосом всех армян Гарегином I, духовенством и верующими Грузинской Православной и Армянской Апостольской Церквей. Состоялись встречи с Президентами Грузии и Армении Э. А. Шеварднадзе и Л. Тер-Петросяном, другими государственными деятелями, общественностью двух стран.

http://sedmitza.ru/lib/text/429316/

Одним из многочисленных направлений научной деятельности Н.Ф.Высоцкого являлось изучение и интерпретация с научно-медицинской точки зрения народных преданий, пословиц, поговорок, примет. В плане обращения к проблеме пьянства особого внимания заслуживает помещённая в 1903 г. в историко-литературном журнале «Исторический Вестник» статья «Медицинские воззрения нашего народа в пословицах и поговорках», в которой учёный подчёркивал, что «при внимательном изучении наших народных пословиц, оказывается, что между ними встречается немало совершенно верных наблюдений и таких разумных советов, под которыми не задумается подписаться и образованный врач».(15) При этом Н.Ф.Высоцкий не просто собирал русские народные пословицы и поговорки, но и вдумчиво анализировал их, делая обобщающие выводы. Основные из них заключались, пожалуй, в том, что у русского народа «здоровье считается самым ценным и высшим благом», а, «чтобы быть здоровым, необходимо работать, не лениться, быть воздержанным и соблюдать чистоту тела». Между тем, изучение народных пословиц и поговорок указывало на то, что «умеренное» винопитие к тому времени уже прочно вошло в народную жизнь и рассматривалось в качестве одного из «питательных» факторов укрепления здоровья. Об этом, например, свидетельствовали такие пословицы, как «Животу да сердцу винца да перцу» и «После супу вина выпить - у доктора червонец украсть» (являвшаяся, по-видимому, переделкой французской пословицы «Aprés la soupe un vers de vin point d " ecus au medecin»). «Вообще, - делал вывод Н.Ф.Высоцкий, - горькие и солёные вещества в пище, а также умеренное употребление спиртных напитков, считаются народом весьма полезными. Насчёт пива справедливо замечается: «пей пива больше, так брюху будет толще».(16) Одновременно в русских пословицах и поговорках решительно осуждалось «неумеренное» винопитие. «Гибельное влияние на здоровье спиртных напитков, - указывал Н.Ф.Высоцкий, - описывается таким образом: «кто пьёт вино безопасно (т[о]-е[сть] без опасения), тот скоро огаснет (умрёт)»; «спаси Бог всякого от пристрастья пьяного», «кто пьёт много вина, тот сходит с ума»; «кто чарки допивает, тот века не доживает».(17) Сюда же относилась и пословица-«примета»: «Афанасья ломает с ненастья, а Савелья с похмелья».

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/26/...

Хотя послание адресовано некоему Афанасию, но имеется в виду очевидно Афанасий Высоцкий: игуменом монастыря (что видно из контекста) по имени Афанасий, близким к митрополиту Киприану, был именно Афанасий Высоцкий, покинувший Северо–Восточную Русь в 1382 г. вместе с Киприа–ном. В таком случае послание написано до 1382 г., так как в этом году Афанасий оставил пост игумена. Нижней хронологической гранью является 12 февраля 1378 г. (дата кончины митрополита Алексия), поскольку Афанасий вряд ли стал бы обращаться за наставлениями в иноческой жизни при живом владыке к его сопернику. Киприан, между прочим, в своем ответе Афанасию сетует: «Горе нам, яко оставихом путь правый! Вси обладати хощем, вси учителе творимся быти, ни поне ученичество достигше: новоначалнии бо многолетними обладати хотять и над семи высокоумствують. Плакати ми и слезити находить, паче же плачю и тужу о лжах, живущих в человецех: ниже Бога боящеся, ниже человек стыдящеся, сплетаем лжива словеса на ближняго своего завистию, бесомь подвижими». Весь саркастический пафос Киприана направлен, как легко догадаться, на претендента на митрополичий престол «новоначалного» Михаила–Митяя, который в соответствующем плане изображен в Троицкой летописи: «иже до обеда белець сый и мирянин, а по обеде мнихом началник и старцем старейшина и наставник, и учитель, и вожь, и пастух». Напряженность обстановки точно указывает на 1378 г., когда Киприан безуспешно добивался его признания Москвой. Позже послание не могло быть написано, поскольку зимой 1378/79 г. Киприан уехал в Константинополь, а в 1379 г. умер Михаил–Митяй. 53. Русская историческая библиотека. Т. VI. Стлб. 205—210. 54. Не решаем окончательно вопрос о степени самостоятельности труда Афанасия Высоцкого, так как возможный оригинал ни в византийской, ни в южнославянской письменности пока не найден. 55. Список Син. 193 слова Симеона Нового Богослова «О молитве» действительно может считаться одним из самых старших. В самом Троице–Сергиевом монастыре рукописи Слова возникли намного позже: наиболее древняя Троиц.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

А на службу, иде же аще послеть мниха, без ослушания да идеть; а без благословениа игуменя никако же не ходить никуды. Послушание же и покорение имети въ всем игумену: аще кто въпреки начнеть глаголати игумену и въздвигати начнеть свары, заперт таковый да будеть в темници, донде же покается; а непокориваго мниха, по первом и вторем и третием наказании, выженуть его из манастыря, да не вдадуть ему от внесенаго в монастырь ничто же». Сам Иерусалимский устав являлся по своей сути богослужебным уставом и правил, касающихся распорядка монашеской жизни, не содержал. Алексиевская версия Иерусалимского устава, правда, включила указания относительно монастырской трапезы, а Киприановская — большое количество выписок из Тактикона Никона Черногорца. Тем не менее, многие стороны монашеской жизни в уставах оказались не освещенными. Поэтому уже довольно рано стали составляться своего рода «наказания» для иноков, содержащие выдержки из святоотеческой литературы и поучительные примеры из жизни знаменитых подвижников. Первым в этом ряду следует поставить труд Афанасия Высоцкого, датируемый 1381 г. В конце рукописи Пандект Никона Черногорца (ГИМ, Син. 193) на л. 211—229 об. помещен тщательно подобранный свод правил монашеской жизни, писанный особым почерком. На боковом поле л. 211 об. той же рукой помечено: «В лето 6889, месяца августа начаты быша писати книги сия в манастыри на Высоком в честь и в славу Пречистой Матери Божи(и), честьнаго Ея Зачатья, при игумене грешном Афанасьи». Уничижительное наименование «грешный» по отношению к игумену вряд ли возможно со стороны рядового монаха, поэтому можно заподозрить в указанном почерке автограф самого Афанасия Высоцкого. Имеем возможность подкрепить это давно высказанное предположение другими соображениями. Тот же почерк мы выявили и в основном тексте Пандект, но характер работы обличает в лице его обладателя явное старшинство по отношению к монахам — писцам рукописи: в нескольких местах он исправил погрешности писцов (л. 4, 12, 17, 18 об., 28 об., 56), сделал дополнительные замечания (л. 5), а в некоторых случаях и сам принял участие в переписывании текста (л. 10—11 об., 30 об., 67 об. — 70 об.). Интересующий нас раздел имеет заголовок «Слова избранна спасительна от житья святых отець о чине начальствомь» и содержит обстоятельно подобранные выдержки из творений известнейших церковных писателей и Патериков. Список авторитетов впечатляет: Василий Великий, Ефрем Сирин, Марк Скитский, преп. Нил, преп. Стефан, Григорий Нисский, Макарий Египетский, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов. Выписки касаются правил монашеского поведения, в частности — в общежительных монастырях .

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Повествование Троицкой летописи касается различных сторон жизни Русской земли: народные бедствия, мировые катаклизмы, соперничество князей, военные баталии, строительство храмов, свадьбы и похороны, убийства и грабежи — и на этом фоне выделяется благочестивая жизнь отшельников и истинных пастырей, изо дня в день молящихся Богу о спасении всех христиан. Но ни одному святому не уделяется столько внимания и ни об одном монастыре не говорится с такою подробностью, как о Сергии Радонежском и основанном им монастыре: обстоятельно рассказывается об участии Сергия в основании Высоцкого Серпуховского и Стромынского монастырей, о крещении Преподобным сыновей великого князя — Юрия и Петра и старшего сына удельного князя Владимира Андреевича — Ивана, о дипломатической миссии старца в 1385 г. к рязанскому князю Олегу, прослеживается судьба сергиевых постриженников — Афанасия Высоцкого и Федора Симоновского; летопись упоминает даже о таких фактах внутримонастырской жизни, как болезнь «святого старца» в 1375 г., смерть в 1384 г. троицкого келаря Ильи, а в 1388 г. троицкого монаха Исакия Молчалника — в последних случаях с пространными панегирическими характеристиками. Под 1392 г. помещено известие о кончине Преподобного, сопровождающееся Похвалой Сергию на 20 листах, явно несоразмерной с объемом всего летописного свода, в котором на 370 листах изложена вся история от «потопа» до 1408 г. (подробнее см. в 3 части). Эта Похвала Сергию является, очевидно, Похвальным словом Сергию 1412 г., из чего следует, что и сама Троицкая летопись составлена не ранее этого года. Имеются основания думать, что в 1414 г. Троицкая летопись уже существовала  . Дело в том, что в 1414 г. для надвратной церкви св. Владимира в Новгородском Детинце был переписан сборник житий святых, память которых празднуется 15 июля (т. е. князя Владимира и Кирика и Улиты). В начале XIX в. сборник принадлежал известному собирателю древних рукописей графу А. И. Мусину–Пушкину, но погиб в пожаре 1812 г. Однако, еше до этого сборник был подробно описан и с него были сняты копии, одна из которых опубликована В. И. Срезневским . Наше внимание привлекает в этом сборнике «Слово о Законе и Благодати» в особой редакции, где в текст «Слова» вставлен фрагмент из Повести временных лет под названием «Пророчество»  . При сравнении фрагмента с летописями, отражающими Троицкую (именно — с Владимирским летописцем и Погодинской летописью), выясняется несомненная их близость. Так, чтение Мусин–Пушкинского списка «всими негодованьи вашими» совпадает с Владимирским летописцем и Погодинской летописью  , а Лаврентьевская, Ипатьевская и Новгородская 1–ая дают чтение «твоими» . Во фрагменте читается: «Се дева в чреве приемлеть»  , так же во Владимирском летописце и Погодинской летописи (а также в Новгородской 1), а в Лаврентьевской и Ипатьевской: «Се девица в утробе зачнеть» .

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

328, 329, Тип. 45 — второй половины XIV в.). Текст Иерусалимского устава здесь несколько сокращен и переработан применительно к условиям Северо–Восточной Руси, в частности, в синаксарную часть внесены русские праздники и памяти русских святых. Для приспособления устава к типу общежительных монастырей в него добавлены из Студийского устава статьи о порядке монастырской трапезы. Московское происхождение редакции явно обнаруживается из пространной записи под 20 декабря, посвященной памяти митрополита Петра и повествующей об исцелениях от его мощей  . Другая редакция Иерусалимского устава связана своим происхождением с западной (литовской) частью русской митрополии и, по–видимому, создана при участии митрополита Киприана. В основу ее положен сербский список Устава, пополненный новинками византийской литургики. Но главное своеобразие редакции придают статьи, регламентирующие жизнь общежительного монастыря, заимствованные из Тактикона Никона Черногорца. Следовательно, и эта редакция предназначалась для монастырей с киновиальным устройством. Назовем ее Киевской: из русских памятей святых помещены только киевские (Борис и Глеб, Владимир, Феодосии Печерский), но не включено ни одного северо–восточного праздника. Редакция имела, кажется, ограниченное хождение, поскольку не найдено ни одного отдельного списка, но известны две ее переработки. Одна переписана в 1401 г. в Константинополе учеником Сергия Афанасием Высоцким и распространилась затем на Руси в многочисленных списках (древнейшие из которых ведут свое происхождение из монастырей, связанных с Троице–Сергиевым). Другая редакция создана, по нашим наблюдениям, в 1422 г. в Твери при дворе епископа Антония. Во второй половине XV в. обе переработки начинают влиять друг на друга и взаимодействовать с Алексиевским уставом, поэтому в XVI веке наблюдается уже значительное количество вариантов русских списков Иерусалимского устава. Причины монастырской реформы крылись, очевидно, в несоответствии положения монашества его предназначению и возросшим задачам церкви в период объединения Руси.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

3. Житие (Филофеево) Григория Паламы и его творения. Творения Каллиста Патриарха и Святого Алексия, Жития указанных Святых, Творения Нила Кавасилы. 3 поколение: 1. Преподобный Сергий Радонежский, Патриарх Каллист и Игнатий Ксанфопулос. Святитель Стефан Пермский. 2. Афон, Константинополь, Средняя Россия. 3. Житие Преподобного Сергия и летописные сведения о нем; Творения Патриарха Каллиста и Игнатия Ксанфопулоса, Святителя Стефана Пермского и учеников Преподобного Сергия.   XV BEK 1 поколение: 1. Преподобный Кирилл Белоезерский, Блаженный Симеон Солунский, Преподобный Никон Радонежский, Афанасий Высоцкий, ученики и друзья Преподобного Сергия Радонежского. 2. Северная Россия, Московский край, Афон, Солунь, Константинополь. 3. Житие Преподобного Кирилла Белоезерского. Летопись и другие сведения о Преподобном Никоне и Афанасии Высоцком, Творения Блаженного Симеона Солунского. 2 поколение: 1. Преподобный Пафнутий Боровский, Блаженный Марк Ефесский, Патриарх Геннадий Схоларий, Святитель Иона Московский, Преподобный Макарий Калязинский. 2. Средняя Россия, Константинополь, (Афон). 3. Житие Преподобного Пафнутия Боровского, Творения Марка Ефесского и Геннадия Схолария, Житие Макария Калязинского. 3 поколение: 1. Преподобный Иосиф Волоколамский, Преподобный Нил Сорский, Святой Нифонт Цареградский. 2. Северная Россия и Московский край, Афон. 3. Житие Преподобного Иосифа Волоколамского и его творения. Творения Преподобного Нила Сорского, Житие Святого Нифонта Цареградского.   XVI ВЕК 1 поколение: 1. Преподобный Корнилий Комельский, Преподобный Александр Свирский, Преподобный Даниил Переяславский, Иаков Новый. 2. Вологодский край. Северная Россия, Афон. 3. Жития: Преподобных Александра Свирского, Даниила Переяславского, Корнилия Комельского и его учеников (см. также Устав Преподобного Корнилия Комельского). 2 поколение: 1. Преподобный Максим Грек, Святые Казанские: Гурий, Варсонофий и Герман, ученики Корнилия Комельского: Преподобный Геннадий Костромской, Филипп Иранский и др., Святитель Филипп Московский.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

  XIV век 1–е поколение 1. Преподобный Максим Капсокаливский, преподобный Григорий Синаит и его ученики; святые сербские: Даниил, Стефан и др.; святой Петр, митрополит Киевский и Московский. 2. Афон, Сербия, Ростов (средняя и северная Россия). 3. Житие Григория Синаита и его творения, житие преподобного Максима Капсокаливского, житие святителя Петра Московского (написанное Прохором Ростовским). 2–е поколение 1. Святитель Григорий Палама, преподобный Сергий Радонежский, святители Филофей и Каллист, патриархи Константинопольские, святитель Алексий, митрополит Московский, преподобный Савва (Афон), Нил Кавасила. 2. Афон, Константинополь, средняя Россия (Московский край). 3. Житие (Филофеево) Григория Паламы и его творения, творения Каллиста Патриарха и святого Алексия, жития указанных святых, творения Нила Кавасилы. 3–е поколение 1. Преподобный Сергий Радонежский, патриарх Каллист и Игнатий Ксанфопулов святитель Стефан Пермский. 2. Афон, Константинополь, средняя Россия. 3. Житие преподобного Сергия и летописные сведения о нем; творения патриарха Каллиста и Игнатия Ксанфопулоса, святителя Стефана Пермского и учеников преподобного Сергия.   XV век 1–е поколение 1. Преподобный Кирилл Белоезерский, блаженный Симеон Солунский, преподобные Никон Радонежский, Афанасий Высоцкий, ученики и друзья преподобного Сергия Радонежского. 2. Северная Россия, Московский край, Афон, Со–лунь, Константинополь. 3. Житие преподобного Кирилла Белоезерского; летопись и другие сведения о преподобном Никоне и Афанасии Высоцком; творения блаженного Симеона Солунского. 2–е поколение 1. Преподобный Пафнутий Боровский, блаженный Марк Ефесский, патриарх Геннадий Схоларий, святитель Иона Московский, преподобный Макарий Калязинский. 2. Средняя Россия, Константинополь. (Афон.) 3. Житие преподобного Пафнутия Боровского, творения Марка Ефесского и Геннадия Схолария, житие Макария Калязинского. 3–е поколение 1. Преподобный Иосиф Волоколамский, преподобный Нил Сорский, святой Нифонт Цареградский. 2. Северная Россия и Московский край, Афон.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

  001     002    003