Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ Прп. Афанасий Афонский. Миниатюра из рукописи XV в. (Ath. Laur. E 194. Fol. 1v) Прп. Афанасий Афонский. Миниатюра из рукописи XV в. (Ath. Laur. E 194. Fol. 1v) [Греч. Αθωντης] (ок. 925 или 930, Трапезунд - 5.07. ок. 1000, Афон), прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных), основатель Вел. лавры на Афоне, названной впосл. в его честь. В Крещении получил имя Авраамий. Происходил от благородных и знатных родителей: отец был родом из Антиохии, мать - из Колхиды. Они рано умерли, и мальчик воспитывался в семье родственницы матери. Для продолжения обучения в 945 г. он прибыл в К-поль, где поступил в школу к известному ритору Афанасию. Вскоре Авраамий превзошел своего наставника и был назначен учителем, но, тяготясь славою, оставил преподавание. Однажды он сопровождал в поездке своего родственника на о-в Лемнос и впервые проплыл мимо Афона. Вернувшись в К-поль, Авраамий познакомился с прп. Михаилом Малеином , игум. Киминского мон-ря в Вифинии, и встретился с Никифором II Фокой , выдающимся военачальником, впосл. имп. Византии (963-969). Авраамий вслед за Михаилом отправился на Кимин и принял в его мон-ре постриг с именем Афанасий. В этой обители он прожил 4 года, занимаясь переписыванием рукописей, потом он вступил на поприще безмолвия, удалившись в уединенное место. Никифор Фока посетил А. А., долго беседовал с ним и открыл ему свое желание стать монахом. Когда прп. Михаил Малеин захотел сделать А. А. игуменом своего мон-ря, тот, считая себя недостойным начальствования и избегая мира, ушел на Афон (958/59). Прп. Афанасий Афонский. Икона. XV в. (Великая Лавра на Афоне) Прп. Афанасий Афонский. Икона. XV в. (Великая Лавра на Афоне) Поскольку Никифор Фока повсюду разыскивал Афанасия, он решил скрыть свое наст. имя, назвался Варнавой и стал учеником одного благочестивого старца. Вскоре ему пришлось открыть свое наст. имя. Брат Никифора Фоки Лев, доместик схол Запада, посетил А.

http://pravenc.ru/text/76982.html

Пасха. Воскресение Христово. Остался 21 день Афанасий Афонский прп. Афанасий Афонский     Афанасий Афонский   Преп. Афанасий Афонский               Этого небесного человека, земного ангела, безсмертных похвал достойного мужа, в смертную жизнь ввел великий город Трапезунд, в науках возрастил Константинополь, а явили в нем жертву Богу Кимин и Афон. Родители его славились благородством и богатством и всем известны были своей знатностью и благочестием. Отец его умер еще до рождения святого, а мать, родив его и освятив крещением, едва успела вскормить его своим молоком, как перешла вслед за мужем из временной жизни в вечную. Этому еще в пеленах осиротевшему младенцу дано было при святой купели имя Авраамий. Впрочем, лишившись земных своих родителей, он не остался без попечения и промысла о себе Небесного Отца сирот. Господь вседетельным Своим манием возбудил к милосердию сердце одной монахини - благородной и богатой девы, знакомой и подруги Авраамиевой матери: она взяла к себе и стала заботиться о нем, как о своем дитяти. Видя, что монахиня, его воспитательница, постоянно упражняется в молитвах и пребывает в частых постах, Авраамий удивлялся ей и спрашивал ее о причине такого ее поведения. Она, заметив в нем удобоприемлемость для благих назиданий, усердно и всячески старалась на этой благой и плодоносной почве сеять возможно более семян благочестия. И не напрасно было святое ее старание. Авраамий с душевной радостью внимал наставлениям своей воспитательницы и с того времени, оставляя детские игры, стал вкоренять в сердце своем страх Божий, который есть начало премудрости, а со страхом и любовь к Богу, и, по степени развития детских своих сил, укрепляемый благодатью Святого Духа, начал упражняться в подвигах добродетели. Но, когда минуло Авраамию семь лет его возраста, он снова осиротел: духовная мать его, монахиня, из сей юдоли нашей привременной переселилась в Небесную отчизну. После сего он возымел сильное желание отправиться в Византию, чтобы посвятить себя там высшим наукам. Господь, пекущийся о сиротах и видящий направление наших желаний, призрел на чистоту сердечного его стремления и потому премудро устроил дело по желанию его сердца.

http://isihazm.ru/1/?id=568

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Афонский старец Иоанн Вишенский Афонский старец Иоанн Вишенский   Замечательное исследование С. Шумило, радуемся за автора.  - Афон   Афонский старец Иоанн Вишенский. Жизнеописание «блаженной памяти великого старца Иоанна Вишенского Святогорца». День памяти — 29 июля Ровно год назад, 28 июля 2016 года, Украинской Православной Церковью во время праздничной литургии в Киево-Печерской Лавре был торжественно причислен к лику святых преподобный старец Иоанн Вишенский Святогорец. Почитание памяти преподобного Иоанна Священным Синодом УПЦ установлено на следующий день после дня канонизации – 16/29 июля (старый/новый стиль). Прославление преп. Иоанна Вишенского в лике святых является значимым событием для русской святогорской обители. Его канонизацией пополнился Собор Преподобных Русских Святогорцев еще одним угодником Божиим, а Свято-Пантелеимонов монастырь обрел еще одного небесного заступника и покровителя. Афонский старец Иоанн Вишенский (1550-е – 1620-е гг.) был одним из выдающихся отечественных подвижников, сыгравших важную роль в противостоянии польско-католической экспансии и возрождении православия в Украине в XVII веке. Еще при жизни он пользовался глубоким почитанием среди монашествующих Украины, называвших его с почтением «великий старец Иоанн Вишенский святогорец». Факт церковного почитания старца Иоанна зафиксирован даже в официальных соборных актах. Так Церковный Собор Киевской Митрополии, состоявшийся в Луцке под председательством митрополита Иова (Борецкого) в 1621 году, в одном из своих документов от лица всей Церкви именует старца Иоанна «преподобным мужем» и «блаженным», «в житии и богословии цвитущим». Значительно позже, уже в XIX в., Пантелеимон Кулиш назовет его «афонским апостолом». Старец Иоанн был сподвижником таких столпов православия, как прп. Иов (Княгиницкий) Тисменицкий и прп. Иов (Желизо) Почаевский, оказав серьезное влияние на их духовный путь. Продолжателями наследия и дела старца Иоанна считаются известные подвижники и борцы с унией Исаакий Борискович, Киприан Острожанин, Исаия Копинский, Афанасий Межигорский, прпмч. Афанасий (Филиппович) Брестский и многие другие. На Афоне старец подвизался более 40 лет.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2628

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Свт. Афанасий I Константинопольский. Спал он на голой земле День памяти – 10 ноября Свт. Афанасий I Константинопольский. Спал он на голой земле День памяти – 10 ноября   10 ноября (28 октября ст.ст.) Православная Церковь чтит память святителя Афанасия I (ок. 1235 - ок. 1315), Патриарха Константинопольского (с 1289 по 1293 гг. и с 1303 по 1309 гг.), начинавшего свой подвижнический путь простым послушником на Святой Горе Афон. Святитель Афанасий (в миру Алексий) родился около 1235 года в Адрианополе, в семье благочестивых родителей Георгия и Евфросинии. Еще в юности, преуспев в познании мудрости Христовой, он покинул дом и ушел в Фессалоники, где в одном из монастырей принял иноческий постриг с именем Акакий. Оттуда он скоро удалился на Святую Гору Афон и вступил в братство Есфигменской обители, где три года служил трапезарем. В трудах и подвигах он стяжал дар слез, а своими добродетелями снискал всеобщее расположение братии. Боясь похвал, смиренный Акакий по благословению старцев с Афона отправился в дальнее странствие к святыням Иерусалима и Синая, а затем на Латрийскую гору около Милета, где долгое время подвизался в отшельничестве. Оттуда подвижник перешел на Авксентиеву, а потом на Галесийскую гору близ Ефеса в монастырь святого Лазаря. Здесь он провел восемь лет, принял монашество с именем Афанасий, получил священный сан и стал экклесиархом. Здесь святой удостоился Божественного откровения: от распятия он слышал глас Господень, предсказавший ему Патриаршее служение и призвавший его пасти " словесных овец. " Спустя 10 лет, желая еще более укрепить свой дух в безмолвии и молитве, святой Афанасий вновь поселился на Афонской горе в монастыре Каракалл. Однако из-за возникших там нестроений переслился на гору Ганос во Фракии. Здесь ему недолго пришлось оставаться в уединении. Постепенно вокруг него собралась братия, множество народа стекалось к нему за пастырским наставлением. Слава об аскетических подвигах святого достигла и царского двора. В 1285 году святой Афанасий участвовал во Влахернском Соборе.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2737

Астрахань. Церковь Афанасия Афонского на старом кладбище. Афонская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Кроме Духосошественской церкви, на православном кладбище находилось ещё три приписных к ней храма. Первым из них - храм в честь Преподобного Афанасия Афонского, находившийся в самой западной части кладбища. Первоначально этот храм был монастырским и его история долгое время была связана со Спасо-Преображенскою обителью. В 1653 году царём Алексеем Михайловичем был пожалован Спасо-Преображенскому монастырю учуг Чурка. Здесь иноками была выстроена деревянная церковь в честь Николая Чудотворца, служившая духовным утешением для живших тут монахов и работных людей. В 1744 году вместо этой деревянной церкви архимандритом монастыря Мефодием была выстроена каменная, освящённая в то же имя Святителя Николая Чудотворца. Старая деревянная церковь старанием архимандрита была перенесена на Кулаковский бугор, где находился монастырский огород, и освящена в честь Преподобного Афанасия Афонского. Этот святой, живший в IX–X веках и подвизавшийся в иноческих подвигах на Святой горе Афон, с древних времён считался покровителем монашества. В 1757 году монастырский огород с располагавшимся на нём виноградным садом был куплен у монастыря казённою садовою конторою. После этого деревянная церковь в честь преподобного Афанасия Афонского 22 августа того же года, по желанию братии обители, была перенесена на остров Яманчуг, где находились монастырские сенокосные луга. Остров этот находился на реке Болде, рыболовные воды которой брались в аренду Спасо–Преображенским монастырем. Жившие здесь ловцы не имея возможности во время путины посещать далеко расположенные храмы, давно желали иметь свою церковь прямо на промысле. Перенесенный на Яманчуг храм был переименован по желанию братии в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских. Архимандрит же монастыря Мефодий пообещал выстроить новый храм в честь Преподобного Афанасия Афонского. Место для нового храма было выбрано на Ивановском бугре, в виноградном саду, купленном монастырём у жены астраханского купца Ивана Чарина.

http://sobory.ru/article/?object=41147

Скачать epub pdf Житие преподобного отца нашего Афанасия Афонского Память 5 июля Преподобного Афанасия 4383 , достойного бессмертных похвал к смертной человеческой жизни произвел город Трапезунт 4384 . В обучении книгам его возрастила Византия (Константинополь 4385 ), а обитель Кименская 4386 и гора Афонская 4387 принесли его как плод, угодный Богу. Родители Афанасия были люди благородные и благочестивые. Его отец происходил из Антиохии 4388 , а мать из Колхиды 4389 . Проживали же они в Трапезунде. Отец Афанасия умер еще до появления последнего на свет, а мать, родивши Афанасия и возродивши его святым крещением, отошла к Богу вслед за мужем. Отроку во святом крещении дано было имя Аврамия. Ребенка, уже в пеленах, по смерти родителей, оставшегося круглою сиротою, взяла на воспитание одна благородная черноризица. Еще в отроческом возрасте Аврамия проявлялись признаки, предуказывавшие на образ его жизни в будущем, когда он станет совершеннолетним. Малым ребенком он вел себя наподобие разумного и добронравного мужа, так что даже когда у него происходили со сверстниками детские игры, то последние не назначали Аврамия царем или воеводой, но – игуменом. И действительно, уже с детства он привыкал к иноческой жизни; видя воспитывавшую его черноризицу, непрестанно пребывающую в молитвах и посте, и он насколько возможно для отрока, старался подражать ей, постясь и совершая молитвы. Больше своих сверстников преуспевал он и проходя начальную по тому времени школу. Так возрастая телом и разумом, Аврамий вышел из отроческого возраста. – В то время скончалась черноризица, заменявшая ему мать. Вторично осиротевший отрок Аврамий оплакал ее кончину, как кончину действительной матери своей. Затем он пожелал побывать в Византии для приобретения дальнейшего образования. Бог, заботящийся о сиротах, следующим образом привел в исполнение его желание. В то время в Греции царствовал благочестивый император Роман 4390 . Им был послан в Трапезунд для собирания торговых податей один из дворцовых евнухов 4391 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Вторая встреча ассоциации преп. Силуана Афонского. “Любовь к врагам” Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 11, 1996 29 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 11, 1996 21 октября 1995 г. в Париже в Православном Богословском Институте преп. Сергия состоялась Вторая встреча Международной ассоциации преп. Силуана Афонского (журнал “Альфа и Омега” писал о деятельности этой Ассоциации в 2(5) за 1995 г.). Во встрече приняли участие более 200 человек из многих стран мира — Великобритании, Ливана, Норвегии, Польши, России, Румынии, Франции, Швейцарии и др. Большинство участников встречи — православные, но присутствовали и представители иных христианских конфессий — католики и протестанты, на которых оказал большое влияние духовный опыт преп. Силуана. Организация встречи отличалась четкостью и продуманностью. В этом немалая заслуга исполнительного секретаря Ассоциации Максима Эггера, рукоположенного буквально накануне встречи в сан диакона. Преподаватели и студенты Свято-Сергиевского Богословского Института приняли нас, участников встречи, очень радушно. Свято-Сергиевский Институт — место памятное и дорогое для многих россиян. Здесь в разное время творили и преподавали крупнейшие русские православные богословы XX в. — оо. Георгий Флоровский, Сергий Булгаков, Иоанн Мейендорф, Николай Афанасьев, Александр Шмеман и многие другие. Сейчас институтом руководит протопресвитер Борис Бобринской, православный богослов с мировым именем. Занятия в институте ведутся в основном на французском языке, но ежедневно, утром и вечером, в институтском храме на улице Кримэ совершаются православные богослужения на церковнославянском языке. Институт стремится укреплять свои связи с Россией. Сейчас в институте учатся студенты из России, Белоруссии, Франции, Польши, Румынии и даже из Норвегии. В свободное от занятий и богослужений время преподаватели и студенты стремятся говорить по-русски, и многие иноязычные студенты института уже довольно свободно владеют русским языком. Встреча Ассоциации преп. Силуана Афонского стала еще одним проявлением тесной связи Богословского Института с православной Россией.

http://pravmir.ru/vtoraya-vstrecha-assot...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Архим. Плакида (Дезей): Афонский исихазм Архим. Плакида (Дезей): Афонский исихазм Последние столетия Средневековья стали для Византии периодом одновременно трагическим и славным. В это время географические рамки империи неуклонно сужались из-за османской экспансии. А внутри самой империи, в интеллектуальных кругах, традиционное христианство оказалось под угрозой со стороны вновь обретенного античного философского наследия, которое ценности языческого гуманизма преподносило под оболочкой, внешне напоминающей христианскую. Перед лицом такой опасности наставники исихазма проявят верность как догматическому преданию древних Отцов – от Василия Великого до св. Максима Исповедника, - так и аскетической традиции, пришедшей из Египетских пустынь и Синая. Христианство – единственное, что осталось от Древнего Рима после политического краха Византийской Империи, - ценой неимоверных духовных усилий выжило и существовало на протяжении долгих веков исламского владычества именно благодаря этому последнему духовному взлету на закате Средневековья. Главным очагом этого нового расцвета исихастской традиции станет теперь гора Афон. На этом гористом полуострове в пятьдесят километров длиной и от девяти до десяти километров в ширину, расположенном на восточной окраине Халкиды, отшельники начали расселяться с IX века. Они жили в пещерах или тесных хижинах в лесу или на прибрежных утесах головокружительной высоты, обрывающихся над водами Эгейского моря. В 963 году св. Афанасий Афонский основал на Афоне первый общежительный монастырь; в дальнейшем на полуострове появятся более двадцати крупных обителей. Туда приходили монахи из самых отдаленных уголков империи – греки болгары, грузины, валахи, даже итальянцы; благодаря этому Святая Гора стала тем местопребыванием Вселенского Православия, каким и остается до наших дней. Преподобный Никифор Отшельник  Нельзя утверждать, будто бы истоки средневекового исихазма связаны с влиянием какого-то определенного духовного наставника. Во второй половине XIII века Никифор Отшельник, перешедший в Православие итальянец, ведший на Афоне отшельнический образ жизни, и  некий анонимный автор (возможно, это и есть сам Никифор) сочинения " Путь ко спасению через молитву и внимание " изложили традиционное учение, обогатив его новыми рассуждениями о психофизическом методе молитвы – таком, как он практиковался отшельниками Афона. Этот метод, по-видимому, распространился уже и  за пределы Святой Горы, так как сам Григорий Синаит научился ему на Крите. Затем он предал его афонским монахам, а сам уехал в Болгарию.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2807

Пасха. Воскресение Христово. Остался 21 день Афанасий Григориатский Афанасий Григориатский       Афанасий Григориатский (В миру Андрей Протоеропулос; 1874, Пиргос, Элида - 28.12.1953), старец афонского мон-ря прп. Григория. Род. в благочестивой многодетной семье. С юности стремился к монашеской жизни и вместе с 3 друзьями в июле 1891 г. тайно покинул дом, отправившись на Св. гору Афон. Был принят в мон-рь Григориат и определен в послушники к старцу Симеону, в 1893 г. пострижен по афонскому обычаю в схиму с именем Афанасий и получил послушание на монастырском подворье в Карее. Вместе со старцем Иаковом, представителем мон-ря в афонском Протате, А. Г. подвизался на подворье ок. 11 лет. Старец Иаков воспитывал его в крайней строгости. Обучал смирению, намеренно высмеивал недостатки послушника перед посторонними, ни разу за 11 лет не назвал своего послушника по имени, а только давал ему унизительные прозвища. В 1904 г. А. Г. возвратился в Григориатский мон-рь, где был рукоположен во иеродиакона, в 1908 г.- во иеромонаха. Через 6 лет А. Г. предложили стать игуменом, но он попросил дать ему отсрочку на 10 лет. Братия удовлетворила его просьбу, и по истечении 10 лет А. Г. был возведен в сан игумена. В первые годы игуменства А. Г. остро стоял вопрос о переходе афонских мон-рей на новый календарный стиль. А. Г. выступил против нововведения и по этой причине в 1927 г. отказался принять гос. чиновника, посетившего мон-рь с офиц. визитом. В наказание решением Кинота А. Г. был отстранен от игуменства, ему угрожала ссылка, но через неск. дней он был восстановлен в сане игумена. За подвижническую жизнь А. Г. получил от Бога д ар избавления людей от уныния и отчаяния. Простой и скромный в быту, старец исповедовал в одной и той же епитрахили, к-рая по смерти А. Г. хранится в обители и при возложении на главу страждущего возвращает ему душевный покой. Мн. люди приезжали в обитель ради встречи со старцем. А. Г. посещал Георгий II, кор. Греции, а архиеп. Афинский Хризостом I вел с ним переписку.

http://isihazm.ru/?id=589

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Свята Гора Афон: Иосиф Волоцкий и Нил Сорский   Свята Гора Афон: Иосиф Волоцкий и Нил Сорский           Интересно, что на Афоне всегда существовали богатые и бедные монастыри. Это были две различные точки зрения или даже две традиции. Одна восходила к прп. Афанасию Афонскому, а вторая – к прп. Петру Афонскому и Павлу Ксиропотамскому. Монастыри-хозяйственники, следующие традиции, восходящей к прп. Афанасию Афонскому, быстро росли, приобретали монашеское экономическое могущество и авторитет. Монастыри-нестяжатели не заботились о стяжаниях имуществ, но и авторитета не теряли. Обе традиции сосуществовали в мире, уважая мнение друг друга.   Впрочем, до настоящего времени на Афоне, по большому счету, все жили бедно.   Последнее время на Афоне мы наблюдаем живую дискуссию стяжателей и нестяжателей. Эта проблематика для Афона не является новой, но никогда не выходила на уровень столь серьезного противостояния. Тем не менее, весьма интересно, что бсуждение постепенно входит в русло забытых в России споров... Мы имеем в виду известное противостояние: Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.   В полемике монастыри Святой Горы разделились. И вот, разные монастыри заняли различные позиции: одни поддерживают хозяственную деятельность – другие выступают против. Например, монастырь Симонопетра, известный размахом своей хозяйственной деятельности за пределами Афона, Ватопед, выступают на стороне прп. Иосифа Волоцкого,  а Дохиар и Костамонит, где игумены выстраивают не внешнее, а внуреннее, высказались с точки зрения близкой к Нилу Сорскому.   Можно сказать, что настоящая ситуация копирует события в России эпохи русского собора 1503 года. Часть монастырей высказывается против чересчур обширной хозяйственной деятельности, тогда как другая  часть монастырей изыскивает богословское обоснование монашеского экономического могущества.   Один монастырь-хозяйственник издал книгу, содержащую рассуждения, которые сводятся к следующей мысли: богатство монастырей не имеет никакого отношения к нищете их монахов. Это разные вещи, и их нужно разделять. Так, монастырь может иметь общирные владения, большие деньги на банковском счете, а монахи его, тем не менее, – нищие, потому что это не их личное имущество.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=54

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010