Арсений (Брянцев Александр Димитриевич), архп. Харьковский и Ахтырский Родился 27 августа 1839 года в семье дьячка Смоленской епархии, с.Волсты-Пятницы, Юхновского уезда. День Ангела 8 мая. Детство его и годы учения протекли в крайней бедности и нужде и навсегда оставили в душе его заметный след, научили понимать впоследствии, когда он был уже совершенно обеспечен, чужую нужду, чужую бедность. Дело в том, что отец его был в очень бедном приходе, семья же была большая. Два старших брата были отвезены в Вяземское духовное училище и воспитывались там на средства отца; когда же настало время везти в училище третьего сына Александра, то средств уже не хватало совсем, и потому решено было, чтобы не оставить его вовсе без всякого образования, поместить в какой-либо монастырь, где бы он мог хотя практическим только путем обучаться пению и вообще церковному обиходу. Но к счастью, как раз в это время старший брат, только что перешедший в семинарию, ввиду, с одной стороны, крайней бедности, а с другой – хороших успехов, был принят, хотя и не был сиротой, на казенное содержание. Обрадованный отец тотчас же отправил Александра в Вязьму в духовное училище, где и поместил на свой счет на частную квартиру – с платой – 50 копеек в месяц! Более или менее благополучно, при 50-копеечной плате, протекли годы ученья в духовном училище, но затем, по переходе в семинарию, положение опять весьма осложнилось. Жизнь в Смоленске значительно дороже, чем в Вязьме, принять на казенное содержание второго брата, не сироту, когда уже принят первый, было невозможно; между тем, отцу необходимо было везти еще и следующего младшего брата в духовное училище. Тогда с молчаливого согласия семинарского начальства, устроился такой 2 почивший архиепископ поселился, как он сам впоследствии всегда любил вспоминать, в семинарском корпусе, в качестве «зайца». Начальство делало вид, что его не замечает, он же устраивался где-нибудь на свободной койке заболевшего товарища, питаясь чем случится также от товарищей ит.п. Собственной койки или прибора за столом ему, конечно, не полагалось. Однако через год начальство, видя его прилежание и любовь к учению и входя в крайне бедственное положение, нашло возможным принять его «вне правил» на полуказенное содержание. |
«Португалия – страна с очень древней церковной историей» Беседа с игуменом Арсением (Соколовым), настоятелем Всехсвятского прихода Московского Патриархата в Лиссабоне (Португалия) Игумен Арсений (Соколов) родился в 1968 году в г. Шарья Костромской области. С 1976 года жил и учился в г. Лесосибирске Красноярского края. После службы в армии работал монтером железнодорожных путей и машинистом водогрейных котлов, учился на историческом факультете Томского государственного университета. В 1992 году архиепископом Красноярским и Енисейским Антонием пострижен в монашество и рукоположен во иеродиаконы с назначением в Успенский кафедральный собор г. Енисейска. В 1994–1997 годах нес миссионерское служение в учреждениях исполнения наказаний Красноярского края. В 1997 году рукоположен в сан иеромонаха и назначен председателем епархиального отдела Красноярской епархии по взаимодействию с учреждениями исполнения наказаний Красноярского края. В 1998 году заочно окончил Московскую духовную академию. С 1998 года обучался в аспирантуре Московской духовной академии при ОВЦС. В 2003 году защитил диссертацию по кафедре Священного Писания Ветхого Завета на тему «Книга Иисуса Навина: Опыт историко-экзегетического исследования». В 1999–2000 годах по благословению председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси) стажировался в PontificioIstitutoBiblico в Риме. В 2001–2003 годах – настоятель Христорождественского прихода Московского Патриархата в Мадриде (Испания). С 2003 года – настоятель Всехсвятского прихода Московского Патриархата в Лиссабоне (Португалия). На Пасху 2009 года возведен в сан игумена. В настоящее время работает над комментарием к книге пророка Амоса. Владеет итальянским, испанским и португальским языками. – Отец Арсений, скажите, пожалуйста, сколько уже лет вы несете свое служение в Португалии? – Ровно шесть лет. До этого бывал в Португалии лишь наездами, совершая богослужения в Лиссабоне и Порто, где с весны 2002 года были наши церковные общины. |
Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Игумен Феофилакт (Моисеев). Святитель Иов. 3. Первосвятительское служение К оглавлению История учреждения Патриаршества и главные побуждения, вызвавшие его жизненную необходимость, показывают, что патриарший образ церковного управления на Руси установлен для того, чтобы устранить несоответствие существовавшего положения Русской Митрополии с ее действительным значением в христианском мире. Существенных перемен в правовой и юридический характер Церкви в Русском государстве это событие не внесло . Конечно, статус Патриарха обязывал Первосвятителя по-новому осмыслить пределы своих епархий, служившее в них духовенство и свою многочисленную паству. В первые дни своего патриаршества Святитель Иов, как уже отмечалось, возвел двух иерархов — Новгородского Александра и Ростовского Варлаама — в митрополиты. В последующие несколько месяцев Русская Церковь получила еще двух митрополитов: Сарского и Подонского Геласия и Казанского Гермогена (будущего Патриарха); пятерых архиепископов: Вологодского Иону, Суздальского Иова, Смоленского Сильвестра, Рязанского Митрофана и Тверского Захарию; епископа Мисаила на вновь открытую Псковскую кафедру. Впоследствии при Патриархе Иове были открыты еще две епархии — в Астрахани, где в 1602 г. первым архиепископом стал настоятель Троицкого монастыря архимандрит Феодосий, и епископия в Карелии. Кроме того, вместо шестого архиепископа, утвержденного соборным определением 1589 г. на кафедру в Нижний Новгород, долгое время в составе русской иерархии числился архиепископ Елассонский Арсений, который с 1591 г. постоянно жил в России и был оставлен в московском Архангельском соборе для почетной миссии совершения служб по усопшим русским князьям . Согласно диптиху, епископат Русской Церкви приобрел отчетливую иерархическую последовательность. Первое место в ряду митрополитов принадлежало Новгородскому архипастырю, второе — Казанскому, третье — Ростовскому, четвертое — Сарскому и Подонскому. Архиепископы располагались в следующем порядке: Вологодский, Суздальский, Смоленский, Рязанский, Тверской, Елассонский (или Архангельский) и Астраханский. Иерархия епископских кафедр была такой: первая — Псковская, вторая — Коломенская, третья — Карельская . |
Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Хроника работы Архиерейского Собора 1997 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви С 18 по 23 февраля 1997 года в Москве проходил Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Созываемый по Уставу с периодичностью в 2 года, он обладает высшим церковным авторитетом в период между Поместными Соборами. В нем приняли участие 133 епископа (из 146), возглавляющих епархии Московского Патриархата (как в России, Украине и Белоруссии и других странах Содружества Независимых Государств, так и в Балтии и дальнем зарубежье), учреждения Священного Синода, Духовные академии и семинарии. Решения Архиерейского Собора являются обязательными для всей Церкви и могут быть отменены или изменены исключительно Поместным Собором. Председателем Собора является Патриарх Московский и всея Руси, а президиум составляют члены Священного Синода. Предыдущий Архиерейский Собор проходил в Москве с 29 ноября по 4 декабря 1994 года. 18 февраля члены Собора - епископы Русской Православной Церкви молились за Божественной литургией в Свято-Троицком соборе Данилова монастыря в Москве. Затем в конференц-зале гостиничного комплекса «Даниловский» началось первое пленарное заседание. После молитвы и краткого вступительного слова Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II объявил Архиерейский Собор открытым. Были избраны руководящие органы Собора. В Секретариат Собора вошли архиепископ Солнечногорский Сергий - секретарь Собора, епископ Истринский Арсений, епископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, епископ Екатеринбургский и Верхотурский Никон, епископ Орехово-Зуевский Алексий. В Редакционную комиссию Собора были избраны митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл - председатель комиссии, митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир, архиепископ Краснодарский и Новороссийский Исидор, архиепископ Сумский и Ахтырский Ионафан, архиепископ Рижский и всея Латвии Александр, епископ Пинский и Лунинецкий Стефан, епископ Бронницкий Тихон, епископ Верейский Евгений. В функции Редакционной комиссии входят разработка на основе докладов и дискуссий на Соборе проекта итоговых документов, которые представляются архиереям для обсуждения и принятия. |
22 июля 2016 года в актовом зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия была представлена новая книга председателя Отдела внешних церковных связей, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, председателя Синодальной библейско-богословской комиссии митрополита Волоколамского Илариона «Начало Евангелия». Она является первои в серии из шести книг под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и учение». Серия будет продолжена следующими книгами: «Нагорная проповедь», «Чудеса Иисуса», «Притчи Иисуса», «Агнец Божий. Иисус в Евангелии от Иоанна», «Смерть и воскресение». В презентации также приняли участие: митрополит Саранский и Мордовский Зиновий; митрополит Смоленский и Рославльский Исидор; митрополит Брянский и Севский Александр; архиепископ Якутский и Ленский Роман; епископ Каскеленский Геннадий, викарий Астанайской епархии; епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального монастыря; епископ Егорьевский Тихон, председатель Патриаршего совета по культуре, наместник Сретенского ставропигиального монастыря; председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Щеблыгин, журналисты, представители общественности. В числе участников мероприятия – представители Поместных Православных Церквей: митрополит Варненский Иоанн (Болгарская Православная Церковь); митрополит Тамасосский Исаия (Кипрская Православная Церковь); епископ Бачский Ириней (Сербская Православная Церковь), представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси епископ Моравичский Антоний; представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Феоктист (Димитров). На презентации присутствовали представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Болгарском архимандрит Филипп (Васильцев), представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохии и всего Востока игумен Арсений (Соколов), главный редактор Издательства Московской Патриархии и «Журнала Московской Патриархии» протоиерей Владимир Силовьев, московское духовенство. |
А.И. Никольский Псалтыри 102. Псалтырь с восследованием, в лист, без начала и конца, 375 лл., полууставом XV в., с крупными киноварнымн инициалами, без переплета. Почти все листы рукописи повреждены и порваны с большим или меньшим ущербом для текста; 157 и 158 листы писаны позднейшею спорописью. Нет листов между 118 и 119, 243 и 244 листами. На полях листов: 126, 129, 134, 137–139, 143–163 приписка скорописью XVI в.: «Сию книгу глаголемую Псалтырь положил в дом архангелу Христову Михаилу да великому чудотворцу Афонасею Александрийскому раб Божий Григорей Никифоров сын а прозвище Неждан да его дети … да Исак при своем животе и по себе и по своих родителех при священнике Иякове Трофимове месяца августа в 1 день на Происхождение честного животворящаго Креста Господня». Состав: 1) псалтырь (1–156 об.); начинается 17-м псалмом; 2) часословец имеай службу нощную и дневную (159–243 об.): последования: полуношниц: вседневной, субботней и воскресной, утреницы, утрени, часов: 1, 3, 6 и 9 с почасиями, чинов: изобразительных и панагии, вечерни и великого повечерия; последнее–неполное; 3) вследование церковного пения и вселетного собрания, т. е. месяцеслов с уставом (244–375 об.), оканчивается 29-м августа. Из русских и славянских святых в месяцеслове упоминаются следующие: сентября 19 – Феодор князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; сентября 20 – Михаил князь Черниговский и боярин его Феодор, сентября 25 – Сергий Радонежский; октября 15 – Евфимий Новгородский архиепископ; октября 19 – Иоанн Рыльский; октября 21 – Илларион епископ Меглинский; октября 28 – Арсений Сербский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; января 10 – Павел Обнорский; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий; февраля 12 и мая 20 – Алексий митрополит; февраля 13 – Симеон Сербский; февраля 14 – Кирилл, епископ Катанский, учитель словеном и болгаром; апреля 26 – Стефан Пермский; мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 3 – Феодосий Печерский ; мая 15 – Исаия Ростовский; мая 23 – Леонтий Ростовский и Никита Переяславский; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 1 – Дионисий Глушицкий; июня 3 – «стретение иконы образа преподобного отца нашего Дмитрея Прилуцкого чудотворца в лето 7011» (скорописыо на полях); июня 9 – Кирилл Белозерский и Александр Куштский; июля 15 – Владимир князь; августа 24 – Петр митрополит. Из праздников русских Богородичных отмечены: октября 1 – Покров; ноября 27 – Знамение от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде; августа 26 – Сретение иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы. |
А.И. Никольский Святцы 1140. Святцы , в четвертку, 157 лл., полууставом XVI в., без переплета. Листы: 1, 2, 15–17, 63, 64, 120–126 позднее вставлены и писаны полууставом XIX в. He достает нескольких листов в средине рукописи между листами 48 и 49, 147 и 148. Заглавие: «Соборник 12-ти месяцев сказуя от месяца септеврия до месяца августа по уставу иже во Иерусалиме святыя лавры преподобнаго и богоноснаго отца нашего Саввы Священнаго». За святцами с тропарями и кондаками следуют: 1) богородичны и крестобогородичны поемыя на славу и ныне по тропари святаго (148–150) и 2) уставныя замечания о богослужении в недели великаго поста, от недели мытаря и фарисея до недели Цветной включительно (150–157 об.). Из русских святых отмечены следующие: сентября 5 – князь Глеб; сентября 19 – Феодор князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; сентября 20 – Михаил князь Черниговский и боярин его Феодор; сентября 25 и июля 5 – Сергий Радонежский; сентября 30 – Григорий Пелшемский; октября 1 – Савва Вишерский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; декабря 21 – Петр митрополит; января 10 – Павел Обнорский; января 11 – Михаил Клопский; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий; февраля 12 и мая 20 – Алексий митрополит; февраля 14 – Кирилл просветитель славян; марта 11 – Евфимий архиепископ Новгородский; апреля 14 – Литовские мученики: Антоний, Евстафий и Иоанн; апреля 26 – Стефан Пермский; мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 3 – Феодосий Печерский ; мая 7 – Антоний Печерский; мая 14 – Исидор юродивый Христа ради Ростовский; мая 15 – Исаия Ростовский; мая 22 – Никита Переяславский; мая 23 – Леонтий Ростовский; мая 27 – Фотий, Киприян и Иона митрополиты; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 1 – Дионисий Глушицкий; июня 9 – Кирилл Белозерский; июня 29 – Петр царевич Ордынский в Ростове; июля 11 – княгиня Ольга; июля 15 – князь Владимир. Славянские святые отмечены: октября 21 – Илларион епископ Меглинский; октября 28 – Арсений Сербский; января 14 – Савва Сербский : февраля 13 – Симеон Сербский мироточец; июня 2 – Иоанн Сочавский; августа 16 – Иоаким Сарандапорский. |
В праздник Иверской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Новодевичьем монастыре г. Москвы и возглавил хиротонию архимандрита Антония (Севрюка) во епископа Богородского 26 октября 2015 г. 16:14 26 октября 2015 года, в день празднования Иверской иконе Божией Матери в честь принесения чудотворного образа в Москву в 1648 году, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Богородице-Смоленский Новодевичий женский монастырь г. Москвы. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в соборном храме Смоленской иконы Божией Матери. Чудотворный список иконы Божией Матери «Иверская», принесенный в 1648 году со Святой Горы Афон, находится в Успенском храме обители. Древнейший на Руси список Иверского образа на протяжении трех с половиной столетий пребывал в Новодевичьем монастыре. После его закрытия икона хранилась в фондах Государственного Исторического музея. 6 мая 2012 года Президент России В.В. Путин передал чудотворный образ Русской Православной Церкви. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Антония (Севрюка) во епископа Богородского, викария Патриарха Московского и всея Руси. Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ; митрополит Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Тверской и Кашинский Виктор ; митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел ; архиепископ Петергофский Амвросий ; архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт ; епископ Видновский Тихон ; епископ Серпуховской Роман ; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Балашихинский Николай ; епископ Зарайский Константин ; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Николай Балашов , заместитель председателя ОВЦС МП; архимандрит Савва (Тутунов) , заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протоиерей Александр Агейкин , настоятель Богоявленского кафедрального собора г. Москвы; духовенство Москвы и Московской области. |
Долгая и многострадальная жизнь Иосифа, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского [ 1 ] во многом является примером для нас. Это был очень скромный человек, доброй и отзывчивой души. От природы он был одарен поэтичностью и удивительной памятью. Он умел найти общий язык с любым по званию и возрасту собеседником. Владыка непременно обращал внимание на свою речь, подбирал удачные слова и выражения, отчего речь его становилась интересной, яркой, запоминающейся. Свидетельством тому могут служить его проповеди, письма, записи на книгах и так далее. Все это сохранило для нас некоторые черты его биографии. Не имея школьного образования, Владыка многое получил от архиепископа Арсения Смоленца (†6.XII.1937) [ 2 ], под руководством которого послушник Ваня Чернов, начиная с иподиакона, со временем был возведен и в архиерейский сан. Духовный путь его начался в Белыническом монастыре в Белоруссии. Поступлению в монастырь предшествовал такой случай. В 1910 году в мае месяце в Могилевском соборе находились святые мощи преподобной Евфросинии Полоцкой, которые перевозили из Киева в Полоцк. Простояв почти всю ночь в соборе, Ваня только к утру смог приложиться к мощам. На следующую ночь он видел во сне, как Преподобную уже выносили из собора, и в это время она встала и благословила юношу. По благословению Преподобной Ваня был принят в монастырь, еще не дойдя до него. Его догнал ехавший на фаэтоне настоятель монастыря архимандрит Арсений, который поинтересовался, куда идут мальчики. Выяснилось, что один идет в монастырь Богу молиться, слушаться и работать, а другой его провожает. Прочтя рекомендательное письмо директора гимназии Свирелина, отец архимандрит сказал: " Мальчик, ты уже принят в монастырь " . Вскоре молодой послушник вместе с отцом Арсением, ставшим епископом Пятигорским, едет на Кавказ. Здесь ему в 1911 г. настоятелем Второафонского монастыря была вручена икона Иверской Божией Матери, привезенная с Афона, с которой он потом никогда не расставался. В 1912 г. в Твери на праздник Воздвижения честнаго Креста послушник Ваня был возведен во иподиакона Арсением, епископом Старицким. В это время они совершили путешествие для поклонения Валаамским святыням. При отъезде из монастыря произошел следующий случай. Владыка Финляндский Сергий, будущий Патриарх, пошутил, сказав: " Преосвященнейший, может, Вы нам оставите Ваню, так как у нас лет через пятнадцать откроется вакансия игумена " , на что услышал ответ: " Нет, Ваше Высокопреосвященство, я не думаю, чтоб он задержался на этой степени " . |
Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил ; митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий ; митрополит Смоленский и Рославльский Исидор ; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству , наместник Троице-Сергиевой лавры ; епископ Гурий (Шалимов) ; епископ Серафим (Зализницкий) ; епископ Дмитровский Феофилакт , наместник Андреевского ставропигиального монастыря ; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Иероним (Чернышов) ; епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон , председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению ; епископ Воскресенский Савва , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря ; епископ Бердянский и Приморский Ефрем ; епископ Егорьевский Тихон , ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре , наместник Сретенского ставропигиального монастыря ; епископ Богородский Антоний , руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям ; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Алексий (Поликарпов) , наместник Данилова ставропигиального монастыря ; протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Симеон (Голубка), наместник Симеоновского мужского монастыря в г. Виноградов Закарпатской области Украины; протоиерей Николай Балашов , заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; архимандрит Феоктист (Димитров) , представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси; архимандрит Мириан (Шенгелия) ( Грузинская Православная Церковь ), клирик храма св. вмч. Георгия в Малых Грузинах г. Москвы; протоиерей Александр Агейкин , настоятель Богоявленского кафедрального собора г. Москвы; игумен Петр (Еремеев) , наместник Высоко-Петровского ставропигиального монастыря ; игумен Феофилакт (Безукладников), наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря ; игумен Варфоломей (Петров), наместник Николо-Угрешского ставропигиального монастыря ; члены Епархиального совета, благочинные и духовенство г. Москвы. |
| |