Ближе чем родной отец. Старец Паисий и его чада Путь на Афон открыт только мужчинам. Но в Греции есть и женский монастырь, где живут по строгим афонским правилам и служат без электричества при свечах. Этот монастырь в селении Суроти основал афонский старец Паисий Святогорец, книги которого так полюбили в последние годы в России. Корреспондент «НС» отправилась в Суроти, чтобы встретиться с людьми, которые помнят старца Паисия. 21 июля, 2009 Путь на Афон открыт только мужчинам. Но в Греции есть и женский монастырь, где живут по строгим афонским правилам и служат без электричества при свечах. Этот монастырь в селении Суроти основал афонский старец Паисий Святогорец, книги которого так полюбили в последние годы в России. Корреспондент «НС» отправилась в Суроти, чтобы встретиться с людьми, которые помнят старца Паисия. Путь на Афон открыт только мужчинам. Но в Греции есть и женский монастырь, где живут по строгим афонским правилам и служат без электричества при свечах. Этот монастырь в селении Суроти основал афонский старец Паисий Святогорец, книги которого так полюбили в последние годы в России. Корреспондент «НС» отправилась в Суроти, чтобы встретиться с людьми, которые помнят старца Паисия. Старец Паисий Святогорец, в миру Арсений Езнепидис, родился в Фарасах Каппадокийских (в Турции) в 1924 году. Кроме маленького Арсения в семье было еще девять детей. Через две недели после рождения Арсения фарасийские греки бежали из Турции в Грецию. Перед отъездом святой Арсений Каппадокийский (1841-1924), бывший тогда приходским священником в селе, окрестил мальчика и дал ребенку свое имя, пророчески сказав: «Хочу оставить после себя монаха». Больше всего маленький Арсений любил читать жития святых, так что его старший брат даже отбирал и прятал от него книги. Юность Арсения прошла в городе Коница, где он выучился в школе и получил профессию плотника. Но с началом Гражданской войны в Греции (1944-1948) был призван в действующую армию. Отслужив, Арсений ушел на Афон, в 1954 году принял рясофор с именем Аверкий. А через два года был пострижен в малую схиму с именем Паисий. С 1958-го по 1962 год он прожил в Коницком монастыре в селении Стомио, после чего отправился на Синай. Два года провел в скиту святых мучеников Галактиона и Епистимии на Синайской горе, где и сейчас сохранилась его келья, но потом из-за болезни легких вернулся на Афон и поселился в Иверском скиту.

http://pravmir.ru/blizhe-chem-rodnoj-ote...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Митрополит Арсений Стадницкий: Афонский дневник Митрополит Арсений Стадницкий: Афонский дневник            Митрополита Арсения (Стадницкого) называли «самым строгим архипастырем» Российской Церкви. Эта строгость проявлялась в неуклонной требовательности к выполнению заповедей Христовых духовенством и паствой; но прежде всего архипастырь был требователен к самому себе. В 1917 году на Всероссийском Поместном Соборе он был один из трех кандидатов в патриархи. Несколько раз будучи арестованным, он пережил заключения и ссылки. Выдающийся церковный иерарх, мудрый и деятельный, митрополит Арсений был также писателем и ученым, почетным членом многих научных обществ. В 1885 году Авксентий Стадницкий (мирское имя будущего архипастыря) дважды посетил Афон. Впечатления об Афоне он изложил в «Дневнике студента - паломника на Афон», впоследствии удостоенном Макарьевской премии. Предлагаем вам познакомиться с небольшой частью этого дневника.   Св. Афон. Руссик. 4-е июля. Понедельник ...  Монастырь по своему местоположению представляет одно из живописнейших мест; по крайней мере, он так мне представился теперь из моего окна. Сегодня мы представлялись игумену монастыря отцу архимандриту Макарию. Личность о. Макария весьма симпатична. О. Макарий принял нас очень любезно, расспрашивал о том, благополучно ли совершилось наше путешествие, о России, о Киеве, об Академии, о Терновском, с которым он лично знаком. В это время принесли нам на подносе глико (желе) с холодною водою и по рюмочке мастики, затем кофе. О. Макарий – из рода богатых тульских купцов Сушкиных. Рассказывают, что давно еще, лет тридцать назад – он приехал на Афон, на поклонение. Здесь он сильно заболел, так что не оставалось почти никакой надежды на выздоровление. На Афоне, между прочим, существует обычай, чтобы больных, не подающих надежды на выздоровление, причислить к «ангельскому чину», т. е. постричь в монахи и притом в схиму. Больной, конечно, питающий надежду на выздоровление и не имевший в виду постригаться, долго не решается, но наконец, чуя неминуемое приближение смерти, он впадает в уныние и сам уже, как милости, просит пострижения в той мысли, что смерть в чине ангельском приятнее всего Богу. Молодой купеческий сын – теперешний игумен – чуя приближение смерти, просит себе у игумена и духовника пострижения. После долгих колебаний его прямо постригают в великую схиму и отпевают заживо в той, конечно, уверенности, что он непременно умрет. Между тем он ожил, и выздоровел, и остался в монашестве, отказавшись навсегда от родины, от родных, от мирских увеселений. Своими неусыпными аскетическими подвигами и трудами, а также обильными пожертвованиями в пользу обители он обратил на себя внимание всех, так что после игумена Герасима ему вручено было братиею игуменство...

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=2837

III. Рождественский Коневский монастырь Местонахождение обители  Рождественский Коневский общежительный монастырь находится в Великом Княжестве Финляндском, Выборгской губернии, Кексгольмского уезда, на острове Ладожского озера Коневце, близ западного его берега, отделяясь от материка глубоким проливом, которого наименьшая ширина равняется пяти верстам. Расстояние его от Санкт-Петербурга сухим путем – 120, водой – озером и рекой Невой – 180, от губернского г. Выборга – 140, а от уездного Кексгольма – 35 верст. Когда и кем основана обитель. Основание обители  Основателем обители и первым поселенцем на острове Коневец, по свидетельству Новгородских летописей и местного предания 80 , был уроженец Великого Новгорода, инок Арсений, прибывший из св. горы Афонской в 1393 году, в княжение Василия Димитриевича, при святительстве новгородского архиепископа – Uoahha II . Это были родители пр. Арсения, и когда он родился – неизвестно, известно только то, что воспитанный в страхе Божием и благочестии, Арсений с юных лет всем сердцем прилепился к св. Церкви, услаждаясь слушанием Божественных словес. Вместе с ревностью к слушанию слова Божьего, он соединял в себе кротость, смирение, послушание и другие добродетели. Родители блаженного Арсения, для приучения его к трудам, отдали его в научение ремеслу, и старательный юноша научился искусно ковать медные сосуды. Трудясь неутомимо, Арсений не только доставлял все потребное домашним, но и помогал бедным, делясь с ними щедрой рукой плодами трудов своих. Среди трудов блаженный юноша непрестанно помышлял о Боге, а Божественное писание и примеры подвижников благочестия, о которых случалось ему читать и слышать, воспламеняли сердце его все более и более любовью к Богу и побудили, для спасения души своей, оставить суету мирскую.  Оставив дом свой, родственников и имущество, он удалился в находящуюся в соседстве с Великим Новгородом обитель на Лисьей горе. Посвятив себя на служение Богу, Арсений в 1379 году принял равноангельский образ жизни, и сделался совершенным иноком. Примерные труды, несенные им в обители, кротость, смирение и строгая иноческая жизнь, обратили на него внимание всей братии обители и они смотрели на него, как на образец жития иноческого. В таких неутомимых трудах, посте и молитве преп. Арсений провел в этой обители одиннадцать лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Часть первая. Жизнеописания выдающихся старцев и подвижников русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне Иеросхимонах Арсений Афонский Смело можно сказать, что в середине XIX века иеросхимонах Арсений 4 являлся ключевой фигурой в истории возрождения русского монашества на Афоне. Промыслом Божиим этот выдающийся подвижник сыграл решающую роль в судьбе всех трех русских обителей: Русского Ильинского скита, Русского Андреевского скита и Русского Пантелеимонова монастыря. Он стоял у истоков возрождения Русского Ильинского скита и Русского Пантелеимонова монастыря, активно содействовал основанию Русского Андреевского скита, не говоря уже о том, что благодаря его прямому участию и по его благословению было создано большое количество русских келлий. Родился иеросхимонах Арсений в Великороссии, в городе Балахна Нижегородской губернии, стоящем на берегу великой и славной реки Волги, от благочестивых родителей-мещан, фамилия которых неизвестна. По рождении он был просвещен святым крещением и наречен Алексием. В отрочестве обучался чтению и письму. Юность его была наполнена житейскими и мирскими попечениями. Но Господь, провидя в нем жилище Святого Духа, не дал ему погрязнуть в мирских страстях и похотях. С раннего детства вложил ему в разум желание заняться чтением Божественных и святоотеческих писаний, благодаря которым Алексий скоро мог рассмотреть и познать суету и прелесть этого мира и бесполезность для его души всего того, что этот мир мог дать ему. На двадцатом году жизни Алексий Бога ради оставил дом свой и родителей и пошел странствовать по российским монастырям, искать удобного места для спасения своей души. Придя в Московскую губернию, в Пешношскую общежительную пустынь, он положил начало своей монашеской жизни, определился в число братии и три года проходил там различные послушания. Потом появилось у него желание идти за границу, по молдавским монастырям, которые тогда славились великими старцами и подвижниками. Когда он открыл свое желание духовному отцу – игумену Пешношской обители, то игумен долго его отговаривал от исполнения этого намерения, однако в конце концов благословил его, и Алексий отправился в путь. Дойдя до Киева и поклонившись святым мощам киевских чудотворцев, нашел он там себе спутника именем Никита, уроженца Тульской губернии, который после этой встречи был ему сподвижником во всех скорбях, трудах и подвигах более сорока лет до самой смерти. Взяв благословение киевских чудотворцев и помолившись им, они вместе отправились в путь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Сподвижник духовника всех русских святогорцев: афонский старец схимонах Николай. День памяти - 19 февраля Сподвижник духовника всех русских святогорцев: афонский старец схимонах Николай. День памяти - 19 февраля Схимонах Николай был верным сподвижником великого старца и общего духовника русских святогорцев иеросхимонаха Арсения. Из жизнеописания последнего известно, что, находясь в Киево-Печерской Лавре, будущий старец Арсений нашел там себе спутника по имени Никита, уроженца Тульской губернии, который с этого времени до самой смерти, более сорока лет, во всех скорбях, трудах и подвигах был ему соучастником. Взяв благословение у киевских чудотворцев и помолившись им, отправились они далее в путь. В Молдавии, в Балашевском скиту, их обоих постригли в монашество и нарекли Алексею имя Авель, а спутнику и сотруднику его Никите — Никандр. Здесь же, не желая жить по своей воле, они совместно решили одному у другого быть в послушании и не разлучаться до самой смерти. Так и исполнили они это на самом деле. Хотя отец Никандр и желал отца Авеля иметь себе за пастыря, потому что тот был уже иеромонах и духовник, но отец Авель никак не соглашался быть за старца. Поэтому и решили жить одному у другого в послушании, по-братски. На Афоне они продолжали исполнять свой договор и были друг у друга в полном послушании. Они не только жили вместе, но и воспитывали друг друга. Великий старец Арсений со своей безграничной добротой и любовью благотворно влиял на отца Никандра. Видя его Божественную любовь к людям, отец Никандр и сам умилялся и падал ему в ноги, плакал и просил прощения за свое жестокосердие, хоть и сам имел милостивое сердце. Так блаженные старцы соревновались в любви. Вскоре оба постриглись в великую схиму. Отец Авель, духовник, наречен был Арсением и принял схиму от одного схимонаха, Арсения. А отец Никандр наречен был Николаем и принял схиму от своего же собрата отца Арсения, и стали они уже как старец с учеником. Жили они по пустынному уставу. Никаких попечений житейских не имели: не занимались ни садом, ни огородом. Хотя у них и были масличные деревья, но они за ними не смотрели. Когда поспевали плоды, то отцы приглашали одного из нуждающихся, бедных людей и ему поручали набрать себе плодов.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=283...

Согласно тексту Жития, Арсений, инок новгородского Лисицкого (Лисичьего) в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря , совершил паломничество на Афон, где провел 3 года. Когда он пожелал вернуться домой и основать на сев. землях обитель во имя Пресв. Богородицы, игум. Иоанн вручил Арсению «Устав Святой горы» и по древней афонской традиции благословил иконой Божией Матери, «которую и доныне в обители блаженного все видят, называемую Святогорская» (Житие. 2005. С. 162-163). В 1393/94 г. Арсений возвратился с иконой в Новгород и основал мон-рь на о-ве Коневец на оз. Нево (Ладожское). Память о Лисицком мон-ре сохранилась в посвящении возведенной в 1398 г. ц. Рождества Пресв. Богородицы (НовгорЛет. С. 233), а поставленная в ней афонская икона Божией Матери служила залогом процветания обители. Автор Жития не описывает ее вид и извод, но называет икону по месту происхождения «Святогорская»; он также не говорит о ней как о чудотворной. Прп. Варлаам в Житии подчеркивает, что именно эта икона находилась на Коневце в годы его игуменства (в сер. XV в.): «...доныне в своей обители сохранили Божией благодатью целой и невредимой» (Житие. 2005. С. 154-155). Автор неоднократно упоминает древний образ Богоматери и всякий раз отмечает его происхождение со Св. Горы: видимо, в мон-ре были и др. Богородичные иконы. Однако именно К. и. участвует в молебнах вне храма, что подтверждает первоначальную функцию образа как иконы «личного моления» (а возможно, и ее процессионное назначение): «…взяв икону Пречистой Богородицы, принесенную от Святой горы, которой благословил его святогорский игумен Иоанн... и пошли они к камню, и пели молебен Пресвятой Богородице» (Там же. С. 166-167); «…блаженный Арсений повелел облачить его в священническую одежду, и взял икону Пресвятой Богородицы, которую принес со Святой горы, и пошли на то место, и обошли его, начертав монастырь, как было ему явлено» (Там же. С. 174-175). Традиция именования иконы «Святогорская» сохранялась и впосл., о чем свидетельствует надпись на дощечке, к-рая была прикреплена сначала к чудотворной К. и., находившейся в XVII-XVIII вв. в иконостасе ц. в честь Воскресения Господня в Деревяницком в честь Воскресения Христова монастыре близ Новгорода (освящена в 1699/1700), а после возвращения ее на Коневец в 1799 г.- на сделанном тогда же и оставленном здесь списке: «...в нем же и образ сей пресвятой Богородици Святогорския и около ея кондаки и икосы» - указанный извод был характерен для афонских икон Богоматери Акафистной, напр. для чудотворного образа мон-ря Хиландар ( Акафистная Хиландарская икона Божией Матери ).

http://pravenc.ru/text/1841920.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Афонские отцы спрашивают Вселенского Патриарха: почему он занимает позицию врагов Церкви? Афонские отцы спрашивают Вселенского Патриарха: почему он занимает позицию врагов Церкви?   На Афоне многие отцы недовольны политикой Вселенского Патриархата. Зависимость финансовая и политическая делает Вселенского Патриарха - политиком, вынужденным идти на уступки антицерковным силам. Например, в Ватопедском скандале он занял позицию врагов Православия.   Может ли быть авторитетом для Отцов человек, пусть даже епископ, который является офицером, полковником турецкой армии ... В 1961—1963 он служил офицером в турецкой армии и очень успешно. Другого кандидата турки  не дали бы выдвинуть в патриархи. Данное обращение Отцов можно охарактеризовать как протест против такой двуличной политики - Святая Гора Афон     Настоятели многих монастырей были опечалены заявлениями Патриарха Варфоломея, который, по их словам, к их разочарованию, без рассуждения приняв на вооружение сценарии определенных кругов, преследующих вполне конкретные цели и ведущих брань с Церковью и Святой Горой, отравляет своими заявлениями жизнь святогорской общины. В своей речи Константинопольский Патриарх Варфоломей затронул две проблемы, беспокоящие Святую Гору Афон и доставляющие печаль Матери-Церкви: вопрос о монастыре Эсфигмен и дело игумена крупного монастыря, который со своим сотрудником «виновны в том, что священный удел Пресвятой Богородицы подвергается поношению в Греции и во всем мире» (имеется в виду настоятель Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем и насельник этой же обители монах Арсений – прим. пер.). По мнению Его Святейшества, социальной деятельности должны заниматься не монахи, а исключительно миряне, поскольку и афонские монахи подвержены мирским искушениям. Однако здесь святогорцы задаются вопросом, почему при подходе к однотипным проблемам Патриарх Варфоломей используют двойные стандарты? Разве православная паства на протяжении ряда лет не была охвачена серьезными волнениями по поводу совместных молитв с католиками и отношений с иноверными, например с мусульманами, характер которых выходил за рамки должного? Почему это в той же степени не озаботило Матерь-Церковь? Может быть, потому что она и была инициатором всего этого?

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=1638

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор Афонских преподобных (2-я Неделя по Пятидесятнице) АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293) АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных) ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель ДАНИИЛ II (ок. 1274 - 1337), архиеп. Печский (1324-1337), свт. (пам. 20 дек., в Соборе Афонских святых и в Соборе Сербских святителей) ЕВСТАФИЙ I († 1286), архиеп. Сербский в 1279-1286 гг., свт. (пам. 4 янв., в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей)) ЕВФИМИЙ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели (Мтацминдели); Иверский; Ивир; Афонский; Новый], прп. (пам. 13 мая и в Соборе Афонских преподобных)

http://pravenc.ru/rubrics/128841.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Афонский старец и духовник русских святогорцев иеросхимонах Иероним (Соломенцов). День памяти - 27 ноября Афонский старец и духовник русских святогорцев иеросхимонах Иероним (Соломенцов). День памяти - 27 ноября 14 (27) ноября 1885 года отошел ко Господу духовный наставник и старец всех русских святогорцев Иероним (Соломенцов). Этот могучий духовный вождь, будучи предызбранным особым благоволением Божией Матери, возглавил по благословению старца Арсения русское братство Свято-Пантелеимонова монастыря. А позже стал общим духовником всех русских иноков на Афоне, киновиотов и пустынников, которых, словно кокошь, собрал под свои крылья молитвами и благословением своего великого старца. Промыслом Божиим он был поставлен на особое и великое служение — воссоздание русского иночества на Святом Афоне, не формально, но с глубоким содержанием, в лучших традициях монашеского благочестия. Он прекрасно справился с этой Богом поставленной пред ним задачей, чем увековечил свое имя как в истории Афона, так и в истории Святой Руси. ----------------------------------------------- В 1840 году в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне отошел ко Господу руководитель русского братства обители иеросхимонах Павел. Игумен Герасим пригласил всех русских на его погребение. Скорбь утраты усугублялась тем, что отец Павел не оставил после себя духовного семени, не имел преемника, который бы унаследовал его духовные дарования и благодать и сплотил бы именем своего почившего старца осиротевшую паству. Да и сами русские отцы не видели в своей среде никого, кто бы мог поднять крест настоятельства. Волей Божией ветвь благочестивейшего отца Павла пресеклась, не имея отрасли, но был жив еще общий всех русских на Афоне отец, вождь и корень — великий духовник и старец иеросхимонах Арсений! И действительно, неожиданно для всех, пустыннолюбивый великий старец появился вдруг на погребении. Он только один, среди общей печали, был весел и беззаботен. На просьбу благословить преемника ответил: «О сем после будем говорить и советоваться. Бог не оставит сию обитель и даст такого мужа, который управит все лучше отца Павла... » Именно об этом муже наше жизнеописание.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=276...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Остался 21 день Икона Покрова Пресвятой Богородицы, афонский извод кельи Белозерка Рублевский образ «Спас в силах»     Новый афонский извод иконы Покрова является, прямо скажем, смелым и необычным решением. Можно признать эту иконографию вполне каноничной и созданной на уровне великих мастеров иконописи. Что еще раз доказывает нам факт действия Духа Святого в Церкви. Поздравляем все братство кельи с престольным праздником. Ведь новый собор этой знаменитой кельи посвящен празднику Покрова, который вообще-то греки не празднуют. Это именно русский праздник. Отметим, что собор покрова является замечательным памятником архитектуры, который можно сравнить лишь с шедеврами древне - русского зодчества. Тем, кто еще не был в келье Белозерка, рекомендуем посетить ее. В старом храме келья Буразери хранит икону свят. Николая XIV века и посох свт. Нектария Эгинского. Помоги Господь старцу Арсению и всему братству кельи Буразери воспевать Бога своим искусством.   Архим. Арсений, Келья Белозерка, Кто постоянно оправдывается, имеет своим старцем демона . Комментарии Всего комментариев: 29 2014/12/19, 20:39:56 Матушка Пресвятая Богородица помолись за РБ Вадима чтобы его зачислили в SJSU на механического инженера. Даруй ему здравие душевное и телесное . Укрепи в вере православной. Помоги РБ Юлии выйти замуж и родить здорового ребенка. Аминь. 2014/10/24, 21:26:39 Пресвятая Богородица! Спасибо за помощь! Покрой своим покровом р.Б. Валентину, Анатолия, Валентину, Ольгу, Михаила. Прости им прегрешения вольные и невольные, спаси и сохрани их! р.Б. Валентина 2014/10/17, 10:39:37 Пресвятая Богородица покрой своим покровом р.б.Андрея,Алексея,Валентину,Елену,Марию.Прости прегрешения вольные и невольные совершенные нами пред тобою,помоги р.б.Андрею и Алексею с работой.Спаси Господи и сохрани. Валентина 2014/10/17, 09:07:25 Пресвятая Богородица Дева Мария Царица Небесная Матерь Божья! Молю тебя помоги рабе Божьей Надежде моей дочери. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1963

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010