Разделы портала «Азбука веры» Присоединение к Православной Церкви совершается в соответствии с решениями 1го ( 8е и 19е правила ) и II-ro ( 7е прав .) Вселенских Соборов, которые установили общие правила принятия в Церковь иноверных. В VII веке Шестой Вселенский Собор, подтвердив прежние церковные постановления, окончательно определил принципы присоединения к Православию ( 95е правило ). Различают три способа присоединения к Православной Церкви: Различие чиноприемов обусловлено степенью «сохранности веры и строя Церкви и норм духовной христианской жизни» ( Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию . I, 17). Существуют формальные условия признания действительности Таинств , исходя из которых, выбирается тот или иной способ присоединения к Церкви. Через Покаяние принимаются представители тех христианских сообществ, которые сохранили апостольское преемство и приняли действительные Таинства Крещения и Миропомазания. Через Миропомазание принимаются представители тех христианских сообществ, которые сохранили веру в основные христианские догматы, но не имеют законного апостольского преемства и, соответственно, права освящать и преподавать святое миро . Церковь признает Крещение, совершенное во имя Святой Троицы (если крестящий православно верует в единого Триипостасного Бога)  с троекратным погружением (окроплением) в воду, даже если оно совершается лицом, не имеющим священного сана. По мнению некоторых богословов, дополнительным важным критерием признания Крещения должно служить правильное учение о нем (о том, что оно совершается во оставление грехов). Через Крещение принимаются представители тех христианских сообществ, в которых кардинально искажены  догматы христианской веры (прежде всего, православное учение о Святой Троице и о двух природах во Христе). Схемы чинопоследований присоединения к Православию Чин присоединения через Таинство Крещения (1й чин) Чин присоединения через Таинство Миропомазания (2й чин) Чин присоединения через Таинство Покаяния (3й чин) Какими церковными определениями надлежит руководствоваться при присоединении к Церкви римо-католиков, армян-нехалкидонитов, протестантов и старообрядцев?

http://azbyka.ru/prisoedinenie-k-pravosl...

свящ. Илия Гумилевский «Вся же благообразно и по чину да бывают» ( 1Кор. 14:40 ). В этих словах впервые в Новом Завете выступает на арену церковной жизни богослужебный чин, как регулирующее начало христианского богослужения. Правда, предписывая совершать богослужение по чину (κατα–ταξιν) апостол употребляет это понятие в смысле, еще не определившемся для христианского сознания. Но это так естественно для юного христианства: в то время когда само содержание христианского богослужения находилось в первой фазе своего развития, мог ли богослужебный чин иметь свою определенную физиономию. С этой именно стороны и интересно выяснить, чем именно он был в своем первообразовании. Свое требование апостол предъявляет богослужебному собранию. Значит, богослужебный чин, хотя бы и естественно или же по личным указаниям апостола сложившийся, был уже в действии. Однако, слова апостола не теряют от этого своего глубочайшего значения. Прежде всего и самый установившийся порядок богослужения в словах апостола получает свою устойчивую определенность, поскольку апостол защищает его, как чин против бесчиния. Далее Апостол не только утверждает обычное, но и делает свои указания применительно к особым явлениям христианской жизни, и потому представляется небезынтересным выяснить, силою которого принципа апостол подчиняет христианское богослужение определенному порядку. Наконец, в вышеприведённых словах богослужебный чин получил апостольскую санкцию, чем обеспечено его дальнейшее существование, вечное, как сама апостольская Церковь . С этой стороны необходимо выяснить, какие неизменяемые основы этого чина с характером необходимости предносились сознанию апостола, когда он завещал коринфской церкви подчинять определенному чину «вся», т. е. все христианское богослужение в полном его объеме. Когда богослужебный чин обрисуется пред нами с намеченных сторон, тогда вполне определится и его понятие. Дирректив апостола: «вся благообразно и по чину да бывают» служит как бы эпилогом к суждениям апостола о богослужении, изложенным в 1 Кор. с XI по XIV гл. включительно; поэтому и свое полное освещение он получает лишь при привлечении к делу суждений из этой области. Так намечаются естественные границы исследованию данного вопроса, к чему мы теперь и приступаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Глава V. Обрядовая сторона оглашения. Историческое обозрение чина принятия в оглашенные Отсутствие в данном случае свидетельств по II в. Принятие в оглашенные в III в. Чин принятия в оглашенные по свидетельствам IV-ro и V вв. Тот же чин в X-XI в. Появление в X в. чина принятия евреев и условия вызвавшие его. Происхождение чина присоединения магометан. Чин принятия в оглашенные в позднейшей практике греческой и русской Церкви. Чин принятия в настоящее время и отношение его к древнейшему Общий взгляд на историческое развитие этого чина. В настоящее время в состав чина принятия в оглашенные входят следующие действия: руковозложение, крестное знамение и молитва . В каком же виде совершалось это принятие в древней церкви? Апостольское время ничего не говорит нам об этих действиях. Из апостольских писаний мы узнаем только, что для вступления в число верующих от каждого, изъявившего желание креститься, требовались вера и покаяние, и более ничего. Были ли какие-нибудь особенные действия, при объявлении известным лицом своего желания принять крещение, нам не известно, да и нельзя предполагать, имея в виду ту простоту и ту несложность, которые составляют характерное отличие богослужения апостольского времени. Следующая за апостольским временем эпоха мужей апостольских, мало отличная в богослужебном отношении от предыдущей, а за тем и весь второй век, так мало оставивший нам свидетельств о христианском богослужении своего времени, также не дают ни каких положительных сведений по намеченному нами вопросу. Более или менее положительные данные о принятии в разряд оглашенных мы находим только в памятниках церковной литературы III века, которые говорят о рассматриваемом предмете, если не полно и не подробно, то по крайней мере достаточно. На основании исторических данных этого времени рассматриваемый нами чин, как существовал он в III веке можно представить приблизительно, в таком виде. Изъявившего желание быть последователем И. Христа епископ или пресвитер испытывал относительно тех побуждений по которым он желает вступить в церковь . На основании его ответов, а равно и посторонних свидетельств об его жизни, собирать, которые были обязаны диаконы, составлялось решение об его принятии или непринятии в лоно Церкви 294 . Самое принятие совершалось молитвою, соединенного с возложением рук и крестным знамением. Об употреблении возложения рук при настоящем случае мы узнаем из повествования Сульпиция Севера о св. Мартине. Этот святитель, говорить он, проходя однажды мимо одного селения, встретился с толпою язычников, проповедовал им об И. Христе и сотворил некоторые чудеса. Когда все уверовали и потребовали от него, чтобы он их сделал христианами, то он немедленно возложил на них руки, как был, среди поля, и сделал их христианами; причем обращаясь к своим сказал, что «вполне рационально сделаться оглашенным на поле, где обыкновенно освящаются мученики» 295 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Чин освящения храма Фото сайта Нижегородской епархии Христианину, посвятившему себя служению Богу, прилично освящать все благие свои начинания призыванием помощи Божией и благословения, так как «аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Пс. 126, 1). Тем более надлежит призывать Бога при основании дома Божия, где будет воздвигнут престол Божий. После заложения основания (фундамента) для храма совершается «чин на основание храма», что обыкновенно называется закладкой храма. При этом бывает и водружение креста. Так как правилами Церкви (Апостольское правило 31; Антиохийского Собора, пр. 5; Халкидонского, 4; Двукратного, 1 и др.) постановлено, чтобы устроение храма начиналось по благословению епископа, то чин на основание храма совершает или сам архиерей, или посланный от него и получивший благословение архимандрит, или пресвитер, или иерей. Чин богослужения на основание храма помещен в Большом Требнике. Богослужение на основание храма Божия состоит, после обычного начала и начальных псалмов, в каждении вокруг основания при пении тропаря святому, во имя которого будет воздвигнут храм. Потом настоятель читает молитву, в которой просит Господа, чтобы Он соблюл строителей храма невредимыми, а основание храма незыблемым и совершен показал дом к славословию Бога. После молитвы совершается отпуст, на котором упоминается святой, во имя которого созидается храм. По отпусте настоятель, взяв камень и начертав им крест, полагает его в основание, произнося: «Основ а и (его) Вышний, Бог посреде его и не подвижится, поможет ему Бог утро заутра». Затем настоятель водружает крест на том месте, где будет святая трапеза (престол), при этом произносит молитву, в которой просит Господа, чтобы Он благословил и освятил это место силою и действом Честного и Животворящего и Пречистого древа Креста в отгнание демонов и всякого сопротивного. На месте закладки храма обыкновенно полагается металлическая доска, на которой делается надпись, в честь какого праздника или святого освящен храм, при каком патриархе и епископе, какого года, месяца и числа. Изложенный чин закладки и водружения креста обыкновенно совершается после молебна с водосвятием.

http://pravoslavie.ru/2325.html

§1. Что есть литургия преждеосвященных? Литургия преждеосвященных даров есть такое богослужение, в котором предлагаются для приобщения верующим Св. Дары, освященные на литургии Св. Василия Вел. или Златоустого, в воскресный день. §2. Когда она совершается? Эта литургия совершается только во дни св. Четыредесятницы, исключая, впрочем, суббот и недель, и праздника Благовещения. Так говорит 52-е правило шестого вселенского собора: «во весь великий пост, разве суббот и недель и дне святого Благовещения, преждеосвященными службу да содевают». §3. Кем составлен чин сей литургии? Симеон митрополит солунский ( 1428), в ответе на 55-й вопрос говорит: «Преждеосвященная литургия издревле существует, от преемников апостольских, как и молитвы свидетельствуют». Тоже говорит и древнейший Симеона отец, св. Софроний, патриарх иерусалимский ( 639): да и шестой вселенский собор (Трульский 691) не узаконил начально, а только подтвердил древний обычай совершения литургии преждеосвященных. Но в настоящий вид чин сей литургии приведен уже в IV веке св. Василием Великим , который стяжал славу тем, что позаботился сверить различные чиноположения и письменно изложить чин литургии сколько можно ближе к чину апостольскому. Потому-то в древних рукописях греческих, сирских и наших славянских сия литургия надписывается именем сего святителя (О литургии Прежд. Даров стр. 51. Москва. 1850). §4. Откуда взялось мнение, что чин сей литургии написан св. Григорием Двоесловом , папой римским? Из неправильно понятого известия в греческом житии св. Григория, писанном около XII столетия. Говорится тут, что он «законоположил совершать полную литургию у римлян в постные дни, что исполняется у них до сего дня». Так как слово ωμαω в средние века на востоке означало греков, а римляне больше известны были под именем латинян, то у читателей и последующих писателей вышло смешение понятий; именно некоторые приняли слово ромен за греков, и самую литургию за литургию преждеосвященных. (Тамже, стр. 56 и дал.). §5. Для чего установлена литургия преждеосвященных?

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Поучение на день памяти святого Иоанна Златоуста, месяца ноября, в 13 день («Христова уста, Павлова уста; Павлова уста, Златоустаго уста; Златоустаго уста, Христова и Павлова уста» (Цветная Триодь, на утрени в ночь святой Пасхи, перед словом Златоустого) Стыдно нам, мужскому полу, что празднуемого ныне светильника мира, иже во святых отца нашего Иоанна Златоустог о, назвали Златоустом не мы, а женщина, слушатели возлюбленные! Стыдно нам, что женщина предварила нас в этом. Мужской пол молчит, а женский посреди церкви громко восклицает: «Учитель духовный, более того скажу, Иоанн Златоуст ! Углубил ты кладезь святого твоего учения, а веревки ума нашего коротки!» И с тех пор он был прозван «Златоустым», но не нами, а женщиной. На антиохийцах вина! Это они опоздали, это их предупредила жена, в их соборной церкви восклицала. Ибо в то время святой Иоанн был еще не Патриархом Цареградским, а иеромонахом в Антиохии при святейшем Патриархе Флавиане. Столь много было мужей в церкви, и все молчат, и лишь одна жена восклицает: называет Иоанна Златоустым . Думаю, что антиохийцы скажут: «Мы смотрели на духовный чин и ждали, что священники дадут Иоанну новое похвальное имя. Ведь их дело – называть имена, а к тому же, мы имеем от них повеление молчать в церкви и слушать то, что они скажут. Потому духовный чин виноват в том, что не от них, а из уст женщины произошло название «Златоустый». А чин духовный скажет: «Кто и в чем может опередить жену? Кто сделает что-либо скорее жены? Не жены ли предупредили и начальнейших духовных лиц, апостолов Петра, Иакова и Иоанна, придя раньше них ко гробу Христову? Мы еще рассуждали в себе, как бы назвать столь великого учителя: устами ли Павловыми, или устами Христовыми? А она внезапно, неожиданно закричала и назвала его Златоустым». Надо бы покричать на саму эту жену и напомнить ей апостольское слово: «Жены в церквах да молчат» ( 1Кор. 14:34 ). Молчи, жена, в церкви, не кричи! Не твое дело! Жди, пока чин духовный назовет его Златоустым, не предваряй его! Но опасно, ибо как бы она не пристыдила нас, сказав нам словами Евангелия: «Если вы умолкните, то камни возопиют» ( Лк. 19:40 ). Вы молчите, как же не возопить нам? Разве вы забыли, что и похвалу Самому Господу Христу прежде всех сложила жена: «Одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» ( Лк. 11:27 ). И если слово той жены не отвержено, не унижено, но принято даже в святое Евангелие и как преизрядное написано в благовестии Луки, то не унижайте и вы, говорит жена, моего слова, называйте сего учителя вместе со мной Златоустым: пусть будет он «Златоустый»!

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf В чем истинное Православие, и храним ли мы его? «Но и аще мы, или ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет» ( Гал.1: 8 ). «Еретика человека по первем и вторем наказании отрицайся» ( Тит.3:10 ). В первый воскресный день Великого поста наша Св. Православная Церковь радостно празднует «торжество Православия» – победу чистого и неизвращенного православного христианского учения над всеми его извращениями, отступлениями от него и заблуждениями – злочестивыми лжеучениями, ересями и расколами. Установлено это торжественное празднование еще в IX столетии – по поводу окончательного ниспровержения последней страшной ереси, колебавшей тогда Церковь , – ереси иконоборцев и восстановления иконопочитания, каковое событие произошло в 842 году по Р. Хр. в Византийской империи при Феодоре, «святой и блаженнейшей царице» и Патриархе Константинопольском св. Мефодии. С тех пор и было принято Св. Церковью в этот первый воскресный день Великого поста после окончания часов или перед окончанием Божественной литургии совершать в кафедральных соборах особенный, весьма величественный и глубоко назидательный и умилительный «Чин Православия». Этот чин состоит из молебного пения об обращении к Истинной вере и Церкви всех отступников и заблудших, об утверждении во св. Православии верующих и провозглашении грозной «анафемы» (по ясно выраженной в 1Кор.16:22 заповеди св. апостола) всем упорствующим лжеучителям и отступникам, «вечной памяти» – всем почившим исповедникам и борцам за истинную веру и многолетия – всем здравствующим ревнителям и защитникам истинной веры и Церкви. Какое значение имеет этот чин, и чем нам так дорого истинное Православие? Чин этот и всегда имел, а в нынешние исключительно тяжкие для Св. Православия времена имеет сугубое по своей важности, чрезвычайное значение. Ведь Православие (что мало кто в наше время знает и понимает) есть не что иное, как сохраненное во всей чистоте и неповрежденности подлинное учение Христово, изложенное св. апостолами в книгах Священного Писания , разъясненное и тщательно истолкованное их законными преемниками мужами апостольскими и святыми Отцами в Священном Предании, свято и неизменно хранимом только одной нашей Восточной Церковью, которая потому и доныне одна лишь, по всей справедливости, именуется «Церковью Православною».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Часть первая История постепенного развития и образования чиносовершения таинства св. Елея  Историческое развитие чиносовершения св. Елея шло таким путем. Господь Иисус Христос преподал через св. апостолов св. Церкви учение о таинстве св. Елея и в существенных чертах установил чин его совершения. Так положена основа «Последования св. Елея». После апостольского века, на сей, Богом положенной основе, развивался и формировался чин св. Елея, как в частных его элементах, так и в целом составе – до издания св. Церковью нынешнего «Последования». Отсюда, в сей первой части исследования, мы раскроем: I) начало и образ совершения Елеопомазания по установлению Господа нашего Иисуса Христа, II) сделав общий взгляд на развитие чина св. Елея после апостольского века, исследуем, в частности, историческое образование всех элементов чина сего до образования нынешнего «Последования» и наконец, III) покажем в сокращенном очерке происхождение сего «Последования» и введение его св. Церковью в общее употребление. 1) Начало и образ совершения Елеопомазания по установлению Господа Иисуса Христа  Из апостольского века известны два чина Елеопомазания:  А) один – первообразный, по которому св. апостолы совершали помазание, по установлению Спасителя, во время Его земной жизни, и  Б) другой, более развитый, по которому сие таинство совершалось в апостольском веке по наставлению же Спасителя, но после вознесения Его на небо. А) Начало и образ совершения Елеопомазаний, по установлению Спасителя, во время Его земной жизни Чиносовершение св. Елея, по своему первоначалу в сущности, происходит от Господа нашего Иисуса Христа. Проповедуя евангелие царствия Божия, Он, в течение всего общественного Своего служения, непрерывно исцелял всяк недуг и всяку язю в людех ( Мф. 4:23 ). По избрании же 12 апостолов, Спаситель, посылая их проповедывать царствие Божие, дал и им власть, т. е. благодать и право, целити всяк недуг и всяку болезнь , и повелел им применять эту власть и подавать исцеления болящим, сказав: болящия (σθενοντας) исцеляйте ( Мф. 10:1,8 ). Вот, тот непосредственно-божественный источник, из которого, как увидим ниже, произошло, обособилось и с постепенностью образовалось таинство св. Елея и его богослужебное чиносовершение!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

Благополезный чин во апостольской церкви Божьей, опасно хранимый, ового убо паствити, ового же паствоватися в душеполезную паствующего же и паствуемого ползу, по богоданному обоих дарованию, боголепно устрояет. Ибо чин и в церквах (яко великий во святых Григорий Богослов вещает 28 ), ово убо быти некую паству, ово же пастыря устави. И ово убо начальствовати, ово же начальствоватися. И ово убо аки быти главу, ово же руки, ово же око, ово же ино что удес телесе ко всего благочленовению и полезному или преимуществуемых, или преимуществующих. Но да во апостольстей церкви Божьей ов убо преимуществует, ов же преимуществуется, ов убо начальствует, ов же начальствуется, ов убо глава, ов же рука, или ин некий уд телес бывает. Ов убо паствует, ов же паствуется. О сем боголепом благочинии церковном кому изрядне пещися и опасно тщатися подобает? Понеже яко царство есть раздаяние чина, по божественному во святых Дионисию Ареопагиту , сице глаголющу 29 : царство же всего устава и красоты и закона и чина раздаяние. Тако царь боговенчанный, паче же благочестивый, православный и христолюбивый есть благочинный раздаватель чина, ему яко благочинному чина раздавателю, о благочинии церковном, и боголепом православной церкви апостольской благостроении же и правлении опасно пещися и тщатися всегда подобает. Сие опасно творяху боговенчаннии, благочестием украшеннии, православием удобреннии и светозарными душеспасительного правоверия лучами озареннии христолюбивии царие Аркадий и Онорий, иже в своем ко благоверному епископу антиохийскому Флавиану посланные сице глаголют 30 : ничтоже нам тако потщательно, яко святых церквей попечение, и во Христе веры неблазненнейшая твердь, еюже спасаемся, и подчиняются нам варвароплеменнии-языцы. Убо понеже яко закон градский глаголет 31 : царь есть законное настоятельство, общее благое всем послушливым, ниже по пристрастию благотворя, ниже по противострастию злотворя. Оному яко общему всех благу не точию о благочинии церковном тщатися, и опасное о боголепном православный церкви Христовы благостроении попечение творити, но и во общую спасаемых душ православных пользу, по благословной вине церковной, богоугодно священный собор созывати подобает.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Заметка о церковном этикете Итак, мы видим, что обращения «святой отец» или «владыко святой» — не только не запрещено, но даже прямо прописано в современных православных богослужебных книгах. Тут следует упомянуть, что вообще обращение «святые» в новозаветных апостольских писаниях адресовано ко всем реальным членам Церкви – Крещённым и участвующим в Евхаристии. 7 ноября, 2011 Итак, мы видим, что обращения «святой отец» или «владыко святой» — не только не запрещено, но даже прямо прописано в современных православных богослужебных книгах. Тут следует упомянуть, что вообще обращение «святые» в новозаветных апостольских писаниях адресовано ко всем реальным членам Церкви – Крещённым и участвующим в Евхаристии. Вся внешняя сторона церковной жизни выражает внутреннее содержание религии христианской. И вопрос об этикете не есть вопрос внешний, формальный. Этикет выражает статус человека в Церкви. «Святой отец» Существует миф (прочно приевшийся в русскоязычной православной литературе благодаря необдуманному высказыванию протодиакона А.Кураева в одной из своих ранних, к слову, весьма полезных книг), будто такое обращение «римо-католическое и не принятое для православных». Как раз наоборот – в Римской Церкви такое обращение уместно только к Папе Римскому. Как же обстоят дела в Православии? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к официальным текстам православной традиции. Открываем наш современный Часослов (т.е. книгу, по которой и ныне совершается богослужение на православных приходах и в монастырях). Открываем чин Великого Повечерия и чин Полунощницы. После окончания этих служб совершающий чреду иеромонах обращается к стоящим в храме священникам монастыря и монахам: «Благословите, отцы святые, и простите мне грешному». На что получает ответ из храма: «Бог простит тебя, отче святой». Затем после отпуста повечерия вся братия подходит к игумену, испрашивая прощение: «Благослови, отче святый, и прости мне грешному». Если мы откроем Триодь Постную на службе Пятка 6-й седмицы Великого Поста или на службе Великой Среды, то увидим, что устав предписывает после последования Изобразительных испрашивать прощение друг у друга.

http://pravmir.ru/zametka-o-cerkovnom-et...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010