С.Г. Петров Указатель имен А дибеков Г.М. Акишин М.О. Алексашина М.Е. Алексеев В.А Альбинский И., священник Петроградской епархии, лидер обновленческой группы «Союз общин Древлеапостольской церкви» Альский А.О., заместитель наркома финансов А.Н. – см. Назаретян А.М. Андрей (Ухтомский А.А.), архиепископ Томский Анемподист (Телегин) – см. Макарий (Телегин М.Н.) Аникеев В. В. Антоний – см. Антонин (Грановский А.А.) Антоний (Храповицкий А.П.), митрополит Киевский и Галицкий, председатель ВЦУ за границей Антонин (Грановский А.А.), епископ, лидер обновленческой группы «Союз церковного возрождения» Анцелович Н.М., представитель ВЦСПС в АРК при ЦК РКП(б) Арсений (Стадницкий А.Г.), митрополит Новгородский и Старорусский Артеменко Е., секретарь заместителя председателя СНК РСФСР и СССР Ахапкин Ю.А. Б аделин В.И. Бажанов Б., помощник генерального секретаря ЦК РКП(б) Базилевич Г.Д., заместитель особоуполномоченного СНК по учету и сосредоточению ценностей Бакунина Е.Н., врач Бакунины, владельцы московской больницы (лечебницы) Бардунова – см. Баркунова Е.М. Баркунова Е.М., студентка, осужденная по московскому процессу Башкарев А.А., студент, осужденный по московскому процессу Башкарев В.А., студент, осужденный по московскому процессу Башкиров А.А. – см. Башкарев А.А. Башкиров В.А. – см. Башкарев В.А. Бек М., председатель Московского ревтрибунала Белавин, Беллавин В.И. – см.Тихон (Беллавин В.И.) Белков (Толшемский) Е.Х., священник Петроградской епархии, лидер обновленческой группы «Союз религиозно-трудовых общин» Белобородов А.Г., член ЦК РКП(б), заместитель наркома внутренних дел Белявин – см. Тихон (Беллавин В.И.) Бердяев Н.А. , религиозный философ Бобаль – см. Боболь Андрей Боболь Андрей, иезуит, католический святой XVII в. Богоявленский Л .К., протоиерей, осужденный по петроградскому процессу Борисов И., священник, обновленец Боярский А.И., протоиерей Петроградской епархии, член обновленческой группы «Союз общин Древлеапостольской церкви» Бранденбургский Н.Я., заместитель наркома юстиции

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИН (Грановский Александр Андреевич; 21.11.1865, с. Хоришки Кобелякского у. Полтавской губ.- 14.01.1927, Москва), бывш. еп. Владикавказский и Моздокский, деятель обновленческого раскола (см. Обновленчество ). Род. в семье диакона, окончил Полтавскую ДС, в 1891 г.- КДА со степенью канд. богословия, магистранта. Во время учебы особое внимание уделял изучению древних языков (знал древнеевр., древнеараб.). 22 февр. 1890 г. принял монашеский постриг, 17 июня 1890 г. рукоположен во иеромонаха. По окончании академии 16 авг. 1890 г. был оставлен при ней помощником инспектора. В 1892 г. назначен смотрителем московского Донского ДУ, в 1893 г.- Киево-Подольского ДУ, в 1895 г.- инспектором Тульской ДС, в 1897 г. переведен преподавателем в Холмскую ДС. В 1898 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Благовещенской ДС. В 1899 г., согласно собственному прошению, переведен на должность старшего члена в С.-Петербургский духовно-цензурный комитет. Причину частых должностных перемещений биографы А. объясняют его несдержанным характером и эксцентричным поведением, приводившим к конфликтам с духовным, а в бытность А. ректором ДС в г. Благовещенске и с гражданским начальством. Перевод в С.-Петербург связан с покровительством А. митр. С.-Петербургского Антония (Вадковского) , ценившего его дарования и ученость. 18 февр. 1902 г. советом КДА А. был удостоен степени магистра богословия за соч. «Книга пророка Варуха: Репродукция» (СПб., 1902). Эта работа может быть поставлена в один ряд с трудами нем. гебраистов XIX в. Х. Плеснера, Э. Френкеля, В. Хербста и Кнейдера, предпринимавших попытки реконструировать утраченный евр. текст книги Варуха , опираясь на греч. и сир. переводы ( Септуагинту и Пешито ). 2 марта 1903 г. А. был хиротонисан во епископа Нарвского, 3-го викария С.-Петербургской епархии, с 1904 г. 2-й, с 1905 г. 1-й викарий С.-Петербургской епархии. Принимал участие в проходивших в С.-Петербурге в 1901-1903 гг. Религиозно-философских собраниях , где сблизился с В. В. Розановым . В 1905 г. состоял членом Комиссии по выработке правил о свободе печати. 8 февр. 1908 г. уволен на покой, согласно прошению, «по болезни». Подлинной причиной увольнения А. явилось вызвавшее недовольство имп. двора непроизнесение А. на богослужениях при поминовении государя титула «самодержавнейший» в связи, как объяснял А., с установлением в России после манифеста 17 окт. 1905 г. «конституционного строя». Поводом к увольнению явились также публикации в газ. «Новое время» статей А., в к-рых сочетание законодательной, исполнительной и судебной властей в гос-ве он уподоблял Св. Троице, что было расценено почти как ересь.

http://pravenc.ru/text/116144.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНИАМИН (Глебов Василий Алексеевич; 31.12.1885, Смоленск - 6.03.1938, Ленинград), еп. Рославльский, вик. Смоленской епархии. Из семьи священника, секретаря Смоленского архиерея. В 1906 г. окончил Смоленскую ДС, в 1911 г.- юридический фак-т Харьковского ун-та. В окт. 1913 г. поступил в Пафнутиев боровский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь , в 1915 г. принял монашеский постриг. С 1916 г. состоял в братии смоленского Троицкого мон-ря (архиерейского дома), был рукоположен во иеромонаха. В 1918 г. мобилизован в Красную Армию, служил в тыловом ополчении в Смоленске. 26 сент. 1920 г. в московском храме во имя прп. Сергия в Рогожской слободе В. был хиротонисан во епископа Рославльского, викария Смоленской епархии, хиротонию возглавил св. Патриарх Тихон . Во время кампании по изъятию церковных ценностей , пытаясь предотвратить столкновения, 29 марта 1922 г. обратился к приходам Рославльского у. с воззванием, в к-ром призывал «выполнить все требования комиссии по изъятию; при изъятии попросить лишь оставить священные сосуды, но если бы и их потребовали, то отдать со спокойным сердцем, испросить лишь самое необходимое для богослужения». В период острого кризиса высшей церковной власти, когда Патриарх Тихон находился под арестом (9 мая 1922 - 25 июня 1923) и власть узурпировало обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ) (см. Обновленчество ), В. склонялся к признанию полномочий последнего и, как свидетельствует письмо В. архиеп. Антонину (Грановскому) от 23 апр. 1923 г., не отрицал возможности церковных реформ, к-рые должны были осуществляться по программе «Союза церковного возрождения» , возглавляемого архиеп. Антонином, а не по программе «Живой церкви» , руководимой В. Д. Красницким (Антонин выступал против требований «Живой церкви» о введении второбрачия духовенства, закрытии всех мон-рей, упразднении епископата и др.). В Рославле к кон. 1922 г. существовала небольшая группа сторонников «Живой церкви» во главе с прот. В. Ширяевым, значительное количество общин во главе с настоятелем Преображенского мон-ря архим. Рафаилом (Баутиным) разделяло программу «Союза церковного возрождения». В. пытался примирить общины вик-ства, однако все его усилия закончились тем, что 31 окт. ВЦУ уволило В. «на покой... с назначением местожительства в г. Задонске Воронежской губ.» (20 сент. «был уволен на покой» архим. Рафаил). (Увольнение В., возможно, имело одной из причин конфликт между руководителями «Живой церкви» и «Союза церковного возрождения», в результате к-рого 22 сент. 1922 г. архиеп. Антонин заявил о своем разрыве с живоцерковниками и выходе из ВЦУ, 23 сент. постановлением ВЦУ он был освобожден от всех должностей.)

http://pravenc.ru/text/150291.html

(Амасийский Николай Васильевич; 6.12.1859, г. Бугуруслан Самарской губ.- 31.01.1945, мон-рь Черника близ Бухареста (по др. сведениям, г. Яссы), Румыния), архиеп. бывш. Ростовский и Таганрогский, отец свящ. сщмч. Николая Амасийского . В 1878 г. окончил Самарскую учительскую семинарию. Служил учителем, затем был псаломщиком Михаило-Архангельской ц. с. Савельевка Николаевского у. Самарской губ. 14 марта 1888 г. рукоположен во диакона к той же церкви. В 1900 г. рукоположен во иерея к Михаило-Архангельской ц. с. Давыдовка близ г. Николаевска Самарской губ. (с 1918 Пугачёв). Впосл. настоятельствовал в давыдковском храме, овдовел. В 1922 г. собранием духовенства и мирян градского и пригородного благочиний Пугачёва избран кандидатом в архиерея. В Москве, куда отправился для архиерейской хиротонии, примкнул к обновленцам. Был пострижен в монашество с сохранением прежнего имени. 9 дек. 1922 г. обновленческий «митрополит Московский» Антонин (Грановский) возглавил «хиротонию» Н. во «епископа Пугачёвского», викария обновленческой Уральской епархии. Видимо, пугачёвское духовенство в тот момент не было достаточно осведомлено об обстоятельствах рукоположения Н. Однако, когда по приезде в Пугачёв он был торжественно встречен на вокзале председателем уездного исполкома, сказавшим приветственную речь, это вызвало у народа неоднозначную реакцию. Встречавший Н. в пугачёвском Иоанно-Предтеченском соборе прот. Павел Попов во всеуслышание спросил его: «Дверьми ли входишь, владыко, или прелазишь инуде?» Вскоре прот. П. Попов был переведен из кафедрального собора в сельский приход. Священников, отказавшихся присоединиться к обновленчеству, Н. запрещал в служении, при этом, по нек-рым сведениям, осуждал обновленцев в частных беседах. Фактическое руководство Пугачёвским викариатством осуществлял уполномоченный обновленческого Высшего церковного управления прот. Иоанн Варин, а Н., по мнению знавших его лично, производил впечатление человека слабовольного, не принимающего самостоятельных решений.

http://pravenc.ru/text/2565960.html

Из истории борьбы с обновленчеством. Архивные документы. Часть 2 Участники обновленческого «собора»: «митрополит» Антонин (Грановский), «митрополит Сибирский» Петр, протоиерей Владимир Красницкий Рассмотрев основные принципы внутренней природы Вселенской Христовой Церкви в отношении к главным сторонам церковной жизни и церковного строя, мы должны с точки зрения именно этих принципов оценивать все явления церковной жизни и соответственно или несоответственно данным принципам иметь критерий в суждениях при оценке тех или иных явлений церковной жизни. 1. С точки зрения коренных основ Вселенской Христовой Церкви, необходимо признать совершенно антиканоничным революционный захват церковной власти группой духовенства . 2. Также совершенно антиканонично возглавление этой группы имеющимися у ней епископами . 3. Все содеваемое епископами, возглавляющими захватившую церковную власть группировку духовенства, то есть возведение в священные степени, созывание Соборов и все прочее, считается недействительным, а сами они подлежат немедленному извержению из своего сана через Собор . Как всякое схизматическое явление, так и называемое обновленческим движение, не нося характера единства веры и союза любви в самом себе, в скором времени после своего возникновения раскололось на обособленные группы и обнаружило неизбежную тенденцию от сделанного им сдвига к дальнейшему уклонению от усвоенных вселенским сознанием норм церковной жизни. Сюда относится стремление: а) к умалению церковно-административных полномочий епископа, в чем нельзя не усматривать зародыша пресвитерианства (см.: Основные задачи группы «Живая церковь». § 10, 11. – 11. С. 6), б) введение института женатого епископата вопреки 12-му и 48-му правилу VI Вселенского Собора, в) допущение второбрачия клира, вопреки основаниям Божественного права , г) принижение святой евхаристии через допущение к ней без достойного приготовления таинством исповеди, что неизбежно влечет за собой утрату некоторого высокого благоговения ко святому причащению (§ 16), д) стремление приспособить вековечные истины христианства к экономическим теориям жизни, е) вражда к похвальному вселенским церковным сознанием институту монашества и тому подобное .

http://pravoslavie.ru/32652.html

М.Б. Данилушкин История Русской Православной Церкви. От Восстановления Патриаршества до наших дней. Том 1 (1917–1970) Источник Содержание Предисловие к изданию Введение Глава 1. Проблемы Русской Православной Церкви в начале XX столетия Глава 2. Русская Православная Церковь и отречение Государя Императора Глава 3. Деятельность Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 годов Порядок представительства, права членов Собора и его состав Этапы деятельности Собора Глава 4. Основные определения Собора Высшее церковное управление Высший Церковный Совет. Права и обязанности Патриарха Порядок избрания Святейшего Патриарха Епархиальное управление Приход Отношение Священного Собора к политическим и общественным событиям в России Историческое значение Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. Глава 5. Патриарх Московский и всея Руси Тихон и эпоха Гражданской войны 1. Сведения о жизни Патриарха Тихона до 1917 года 2. Личность Патриарха Тихона 3. Первые годы Патриаршества (1917–1920 гг.) Глава 6. Земский Собор 1922 года в Приамурье и его роль в развитии идеи Русской Государственности Глава 7. Деятельность Патриарха Тихона в 1921–25 гг. Глава 8. Сподвижники Патриарха Тихона Патриарший Местоблюститель митрополит Крутицкий Пётр Архиепископ Верейский Иларион (Троицкий) Митрополит Казанский и Свияжский Кирилл Глава 9. История обновленческого раскола 1. Истоки обновленчества 2. Предпосылки появления обновленчества 3. Течения обновленчества 4. Видные деятели обновленчества А.И. Введенский В.Д. Красницкий Обновленческий епископ A.A. Грановский (Антонин) 5. Этапы движения «обновленцев» (1922–1946) Глава 10. Развитие атеистической пропаганды в советской России Глава 11. Русская Православная Церковь после Декларации митрополита Сергия 2. Митрополит Сергий и его оппозиция 3. Легализация Церковного управления Временный Патриарший Синод и декларация митрополита Сергия Послание пастырям и пастве (29 Июля 1927 г.) 4. Оппозиция Митрополиту Сергию 5. Церковная жизнь. Конец 20–30-х годов Писателям мира Глава 12.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЫСШЕЕ ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ (ВЦУ), высший орган управления в обновленческом расколе. Создан реформаторской группой духовенства, сторонниками обновленчества , при поддержке ГПУ во время кампании по изъятию церковных ценностей , к-рая сопровождалась массовыми репрессиями священнослужителей. 12 и 18 мая 1922 г. на встречах с Патриархом свт. Тихоном , находившимся под домашним арестом, священники А. И. Введенский , Е. Х. Белков , А. И. Боярский и С. В. Калиновский убеждали Патриарха передать им высшую церковную власть, обвиняя святителя в том, что его линия управления Церковью стала причиной вынесения смертных приговоров на московском процессе 1922 г. Они добились от свт. Тихона согласия на передачу дел патриаршей канцелярии митр. Агафангелу (Преображенскому) , назначенному Патриархом руководителем церковного управления. Решение о передаче канцелярии обновленцы истолковали как передачу им церковной власти и объявили о создании ВЦУ, что явилось самовольным захватническим актом, противоречащим церковному праву. Программным документом обновленцев стало воззвание «Верующим сынам православной Церкви Российской», составленное «инициативной группой прогрессивного духовенства» «Живая церковь» . Первоначально в ВЦУ вошли: председатель еп. Верненский Леонид (Скобеев) , зам. председателя - прот. Введенский и прот. В. Д. Красницкий , члены - священники Калиновский и Белков. 19 мая во главе ВЦУ стал заштатный еп. Антонин (Грановский) . Состав ВЦУ часто изменялся, и к июню 1922 г. были введены протоиереи Иоанн Альбинский, рукоположенный 11 июня 1922 г. живоцерковниками во епископа без пострижения в монашество, Николай Поликарпов и Константин Мещерский. Руководящие органы ВЦУ находились на самовольно занятом Троицком подворье в Москве, распоряжения и указы печатались в ж. «Живая церковь». Деятельность ВЦУ проходила под контролем ГПУ и была в основном направлена против Патриарха. В провинции был создан институт уполномоченных ВЦУ, сотрудничавших с ГПУ и применявших насилие в большинстве случаев под прямым руководством ГПУ. По представлению ГПУ органы советской власти выделяли средства для финансовой поддержки ВЦУ. В кон. мая 1922 г. зам. Председателя ГПУ обратился в ЦК РКП(б) с секретным письмом, испрашивая средства для «колоссальной исторической работы по созданию раскола среди духовенства в Республике». Деньги требовались на финансирование уполномоченных ВЦУ («на передвижение по Республике», «на содержание целого штата приезжающих церковников»), на издание обновленческих печатных органов, на пропаганду «и другие работы, требующие немедленного исполнения».

http://pravenc.ru/text/161105.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОБНОВЛЕНЧЕСТВО (обновленческий раскол), раскольническое движение 20-40-х гг. XX в. в Русской Православной Церкви, инициированное советской властью в ходе реализации ее антицерковной политики. Обновленческий раскол с самого начала своего существования являлся одним из инструментов борьбы советского гос-ва с канонической Церковью и ее главой - патриархом св. Тихоном (Беллавиным). Важнейшими характерными чертами обновленческого раскола были признание «справедливости совершившегося в стране социального переворота», теснейшее сотрудничество с советской властью, а в первые годы деятельности - опора на ее репрессивные органы. Среди участников О. были и идейные сторонники церковного обновления, декларировавшие свою связь с дореволюционным движением за восстановление соборного строя и большую самостоятельность Церкви. Однако таких людей было меньшинство и они никогда не определяли лицо О. Организационное оформление раскола Для образования оппозиционно настроенных по отношению к священноначалию Российской Церкви групп из числа духовенства и мирян, как в центре страны, так и на местах, власти использовали голод в Поволжье и кампанию по изъятию церковных ценностей , начатую якобы для помощи голодающим. На самом деле значительная часть средств, вырученных от продажи конфискованных у Церкви предметов, была направлена на совершенно др. цели ( Крапивин и др. 2005. С. 75, 91-92). Создание инициативной группы, готовой взять на себя церковную власть и отстранить от управления находившегося под домашним арестом патриарха Тихона, происходило под наблюдением ОГПУ (Политбюро и Церковь. Кн. 2. С. 192-194). В мае 1922 г., когда патриарх Тихон находился под домашним арестом в преддверии предполагавшегося суда над ним, ОГПУ организовало посещение патриарха членами инициативной группы «прогрессивного» духовенства. 12 мая инициативная группа в составе прот. Александра Введенского , священников Владимира Красницкого , Сергия Калиновского (в последний момент отказался идти к патриарху), Евгения Белкова и псаломщика С. Я. Стадника в ходе беседы, состоявшейся в присутствии сотрудника ОГПУ, возложила на патриарха Тихона ответственность за действия, вызвавшие столкновения с властью и приведшие к террору со стороны последней. Представители «прогрессивного» духовенства предложили патриарху отказаться от церковного управления. 16 мая состоялась 2-я, а 18 мая - 3-я встреча нек-рых членов инициативной группы с арестованным патриархом, в ходе к-рой он наложил резолюцию на документ о передаче синодальных дел Ярославскому и Ростовскому митр. Агафангелу (Преображенскому), дел по управлению Московской епархии - Клинскому еп. Иннокентию (Летяеву), а до его прибытия - Верненскому еп. Леониду (Скобееву). В тот же день инициативная группа образовала Высшее церковное управление (ВЦУ), во главе к-рого сначала встал еп. Леонид (Скобеев), а с 19 мая - заштатный еп. Антонин (Грановский).

http://pravenc.ru/text/обновленчество.ht...

Разделы портала «Азбука веры» ( 27  голосов:  4.5 из  5) Обновленчество До сих пор я не сказал ни одного слова об обновленчестве. Между тем, 1925–30 гг. — это разгар обновленческой деятельности в Питере. Питер — обновленческая колыбель, отсюда вышли все главные лидеры обновленцев, и все они не порывали связи с городом. Мало того. Питер — единственный город, в котором обновленчество имело глубокие корни и занимало довольно крепкие позиции. В свое время я совместно с Вадимом Михайловичем Шавровым опубликовал в самиздате большую работу по истории обновленчества, а также свои воспоминания «Закат обновленчества», относящиеся к 1942–45 гг. Тем не менее об обновленчестве сказано далеко не все. Кроме нашей с В.М. Шавровым работы, в СССР имеются два исследования, посвященные истории обновленчества: магистерская диссертация покойного архиепископа Сергия (Ларина) и книга казанского антирелигиозника А. Шишкина. К сожалению, обе они не выдерживают никакой, даже самой снисходительной, критики. Архиепископ Сергий поставил перед собою совершенно невыполнимую задачу: доказать, что Патриарх Тихон и все руководимое им духовенство с самого начала стояли на советских позициях. Поэтому история обновленчества под его пером представляет собой совершенно неразрешимую загадку. Какая-то группа духовных авантюристов, невесть откуда взявшаяся, вдруг добилась ареста Патриарха, почти всех архиереев, захватила в свои руки кормило церковного правления и произвела раскол церкви. Не приходится серьезно опровергать эти писания преосвященного, напоминающие сочинение четвероклассника, хотя собранный там документальный материал представляет интерес. Никак не может претендовать на научность и «творение» Шишкина. Оно отличается всеми пороками вульгарной марксистской историографии: вместо живых людей здесь маски, вместо событий — схема. Для меня это произведение особенно любопытно именно потому, что я всех его героев хорошо знал лично. Прочтя книжку Шишкина, я ощутил в полной мере порочность этого метода, процветающего в России. Введенский, Антонин Грановский, Красницкий, Боярский, такие яркие и такие разные люди, вдруг поблекли, выцвели, стали удивительно похожими друг на друга. Все они — представители буржуазии, приспособляющейся к советской власти, и трудно понять, чем они отличаются друг от друга.

http://azbyka.ru/fiction/lihie-gody-kras...

Русская Православная Церковь ХХ век 11 июня 1922 год – Состоялась первая обновленческая «епископская хиротония». Епископы Антонин (Грановский) и Леонид (Скобеев) «рукоположили» во «епископа Подольского» протоиерея Иоанна Альбинского без принятия им монашества. 16 июня — Обнародован «меморандум трех». Правящие архиереи Владимирский Сергий (Страгородский), Нижегородский Евдоким (Мещерский) и Костромской Серафим (Мещеряков) напечатали в печатном органе «Живой церкви» воззвание, в котором признали каноничность обновленческого Высшего церковного управления и призвали свою паству и всю Русскую Православную Церковь подчиниться ему. Этот документ, получивший название «меморандума трех», послужил соблазном для многих церковных людей и мирян. Митрополит Сергий был одним из самых авторитетных архипастырей Русской Церкви. Принятие ВЦУ целым рядом архиереев, в том числе митрополитом Сергием, было обусловлено тем, что они не видели альтернативы: другого церковного административного центра не было, а жизнь без него казалась немыслимой и невозможной. Кроме того, они считали необходимым сохранить в тяжелое время гонений церковное единство. 1923 год – Глава Антирелигиозного комитета Е. М. Ярославский внес проект постановления Политбюро, в котором предлагал «следствие по делу Тихона вести без ограничения срока». Этим власти сохранили бы возможность постоянного давления на Святейшего Патриарха Тихона. Ярославский предлагал сообщить патриарху, что в отношении его может быть изменена мера пресечения, если «а) он сделает особое заявление, что раскаивается в совершенных против советской власти... преступлениях и выразит теперешнее свое лояльное отношение к советской власти; б) что признает справедливым состоявшееся привлечение его к суду за преступления; в) отмежуется, и в резкой форме, от всяких контрреволюционных организаций...; г) выразит резко отрицательное отношение к новому Карловацкому Собору и его участникам; д) заявит о своем отрицательном отношении к проискам католического духовенства...; е) выразит согласие с некоторыми реформами в церковной области (например, новый стиль)».

http://pravoslavie.ru/5479.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010