Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Антоний (Храповицкий), митр. Профессиональные интересы: Богословие, Практика Конфессии: Православие Краткая биографическая справка: Родился в селе Ватагино Крестецкого уезда Новгородской губернии в семье помещика. Воспитанник Санкт-Петербургской пятой гимназии. Курс гимназии окончил с золотою медалью и поступил в число студентов Санкт-Петербургской духовной академии. В 1885-м году, окончив полный курс Академии и уже приняв монашество, он поступает на службу по духовно-учебному ведомству и в продолжении пяти лет последовательно проходит должности: помощника инспектора Академии, преподавателя Холмской духовной семинарии, доцента Санкт-Петербургской академии и ректора Санкт-Петербургской семинарии. В 1888-м году, после публичной защиты диссертации под заглавием: «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности» , он получил ученую степень магистра богословия; в 1890-м году возведен в сан архимандрита, а 2-го января 1891-ro года прибыл в Сергиев Посад в качестве ректора Московской Духовной Академии. (БВ 1892, С. 128). При переводе в Академию на должность ректора он мог избрать любой предмет для преподавания по своему выбору и остановился на «Пастырском богословии». «Предметом пастырского богословия, - говорил он, - служит изъяснение жизни и деятельности пастыря, как служителя совершаемого благодатию Божией духовного возрождения людей и руководителя их к духовному совершенству» (Митрополит Антоний (Храповицкий). Собрание сочинений. М., Дар, 2007. Т. 1. С. 18).

http://bogoslov.ru/person/30369

Митрополит Антоний (Алексей Павлович Храповицкий. 1863—1936) происходил из старинной новгородской дворянской семьи. Монашеский постриг он принял будучи студентом Санкт-Петербургской Духовной Академии, а в 1885 г., в год окончания Академии, был рукоположен во иеромонаха. Свою преподавательскую деятельность митрополит Антоний начал в Холмской Духовной семинарии; затем преподавал в Петербургской Духовной Академии. Был ректором Петербургской семинарии, позже — Московской и Казанской Духовных Академий (в сане архимандрита, а с 1897 г. - епископа). Во время своего преподавания и ректорства Владыка Антоний читал разные курсы по кафедрам литургики, философии, Ветхого Завета, но самым важным предметом для духовных учебных заведений считал пастырское богословие. Среди студентов митрополит Антоний (тогдашний архимандрит) пользовался глубокой любовью и почитанием за свой добрый нрав, проницательный ум и простоту. Он воспитал целое поколение ученого монашествующего духовенства. Его слушателями были многие будущие иерархи Русской Церкви: святитель Тихон (Беллавин), митрополиты Сергий (Страгородский), Трифон (Туркестанов), Евлогий (Георгиевский) и др. За время ректорства в Духовных Академиях Владыка Антоний постриг более шестидесяти студентов, из которых впоследствии большинство стали архиереями, среди них архиепископы Феодор (Поздеевский) и Пахомий (Кедров), епископ Варлаам (Ряшенцев). Многое в жизни преосвященного Антония было связано с Западной Украиной, где начиналась его преподавательская деятельность. В 1902 г. он был назначен на Волынскую и Житомирскую кафедры. В то время особым попечением Владыки Антония пользовались православные карпатороссы и галичане, терпевшие за свою веру притеснения от униатов и католиков. Туда, в униатский базилианский монастырь в г. Бучач митрополит Киевский и Галицкий Антоний был отправлен в конце 1918 г., будучи в плену у петлюровцев за свое твердое отвержение украинской автокефалии и сохранение канонической связи с Русской Православной Церковью. Вскоре после освобождения, в 1920 г., он эмигрировал в Сербию, и дальнейшая его жизнь протекала вне Родины. Находясь в Бучаче в 1919 году, митрополит Антоний и написал эту книгу, в целом адресованную священникам, но не менее полезную и для мирян. Хотя книга несет на себе определенную печать эпохи, в которую создавалась, тем не менее она чрезвычайно актуальна и в наши дни и отвечает на многие вопросы тех, кто встал на путь спасения, путь покаяния. В новом издании “Исповеди” авторский текст печатается без изменений. Разъясняя смысл Таинства покаяния, давая конкретные наставления служителям Христовым в их трудном и священном пастырском делании, книга одновременно раскрывает и многие особенности духовной жизни в конкретную историческую эпоху нашей Родины — особенности, которые мы сочли необходимым сохранить для современного читателя. Исповедь Значение Исповеди для Христиан

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

< >< назад > ЧТУЩИЙ ДА РАЗУМЕЕТ...   Да, хитрой зависти ехидна Вас пожирает; вам обидна Величья нашего заря; Вам солнца Божьего не видно      За солнцем Русского Царя! М. Лермонтов       У НАЦИОНАЛЬНОЙ РОССИИ есть враги... Они появились не со вчерашнего дня и дела их всем известны из истории " , - писал в 1949 году знаменитый русский философ-эмигрант Иван Ильин, пытаясь осмыслить бурные события русской жизни последних десятилетий. К сожалению, многие годы скорбей и неописуемые страдания народа потребовались русской интеллигенции для того, чтобы осознать трагедию российской революции, о возможности которой Русская Церковь предупреждала задолго до катаклизмов 1917 года.      Еще 20 февраля 1905 года на проповеди в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга авторитетнейший русский архипастырь - епископ Антоний Храповицкий предупреждал: " Все слои общества... под воздействием культуры еретического Запада... как голодные волки требуют себе всяких прав и льгот. В случае, если Россия поддастся этим гибельным соблазнам, - продолжал святитель, - русский народ будет несчастнейшим из народов " , " Россия распадется на множество частей, начиная от окраины и почти до центра " , " наши западные враги бросятся подобно коршунам " и " обрекут ее на положение порабощенной Индии и других западноевропейских колоний " .       " Не забывай же о них, русский народ, - взывал преосвященнейший владыка Антоний, - берегись богохульников, кощунников, мятежников, желающих оторвать тебя от вечной жизни, от царствия Христова " . На нашу беду, похоже, справедлива та поговорка, которая говорит, что история " учит лишь тому, что она никого ничему научить не может " . Русская духовность и русская государственность пережили десятилетия тяжелейших испытаний, но сегодня, когда решается судьба России, наши беззаботность и нерасторопность порой превосходят все мыслимые границы.       " Полноте, да есть ли у России враги? " - твердят люди, одураченные лживой пропагандой, лишенные правильного образования, непредвзятой информации и здравого нравственно-религиозного мировоззрения. Поскольку Церковь сегодня осталась последним оплотом истинной, неискаженной духовности, последним бастионом нравственного здоровья народа, последним выразителем русского самосознания, не изуродованного идолопоклонничеством перед фальшивыми " общечеловеческими " ценностями, - необходимо, как видно, чтобы именно из-за церковной ограды прозвучал отрезвляющий и вразумляющий голос.

http://zavet.ru/book/ioanns10.htm

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 4 (17) февраля Священномученик Мефодий (Красноперов) , епископ Петропавловский, викарий Омской епархии Священномученик Мефодий родился 30 июля 1868 года в селе Вятском Сарапульского уезда Вятской губернии в семье псаломщика Платона Красноперова и в крещении был наречен Михаилом. Семья жила очень скудно в материальном отношении, и Михаил с детства узнал бедность и связанные с нею лишения. Но одновременно с этим он познал и великую силу веры; здесь его первым наставником стал отец, учивший сына во всем полагаться на волю Божию, познавать близость к человеку Бога, учивший видеть, что в мире ничего не совершается без Его благого Промысла, пусть и не сразу людьми понимаемого. Михаил окончил Сарапульское духовное училище и Вятскую Духовную семинарию и в 1890 году был определен на должность надзирателя Сарапульского духовного училища. 22 октября 1891 года епископ Сарапульский Афанасий (Пархомович) рукоположил Михаила во священника к Тихвино-Богородицкой церкви в селе Паздеры Сарапульского уезда. 19 февраля 1896 года он был назначен сверхштатным священником к Вознесенскому собору в Сарапуле и заведующим и законоучителем Никольской церковноприходской школы. Во время своего служения священником отец Михаил овдовел и принял решение целиком отдать себя на служение Церкви, а для этого он прежде всего счел необходимым завершить духовное образование. В 1898 году отец Михаил поступил в Казанскую Духовную академию. В это время ректором академии был епископ Антоний (Храповицкий); общение с этим выдающимся архипастырем, беседы его о монашестве склонили отца Михаила к решению принять иноческий постриг. 11 февраля 1900 года, когда иерей Михаил учился на третьем курсе академии, епископ Антоний постриг его в мантию и нарек ему имя Мефодий, назначив благочинным учащегося в академии духовенства. В 1902 году иеромонах Мефодий окончил Казанскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. Тема его кандидатской работы была «Пастырь Церкви по учению святого апостола Павла» .

http://fond.ru/kalendar/113/mefodiy/

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский, и восстановление Патриаршества Доклад преподавателя Московской духовной академии и семинарии, сделанный на конференции «К 90-летию восстановления Патриаршества в Русской Церкви» (Москва, 11 октября 2007 года). В центре внимания — острая полемика вокруг восстановления Патриаршества в Российской Церкви и роль профессора и инспектора МДА сщмч. Илариона, аргументы которого в пользу Патриаршего управления актуальны и сегодня. Статья Свт. Иларион (Троицкий) принадлежал к богословскому направлению, у истоков которого стоял епископ Таврический Михаил (Грибановский), который провозгласил принцип возвращения к святоотеческому наследию и первоисточникам, возрождение канонической нормы, в том числе применительно к форме управления Церковью. Поступив в 1906 г. в МДА молодой Владимир Троицкий проникается благотворным влиянием ученого монашества, которое насадил в Академии в бытность ее ректором ученик и последователь владыки Михаила, епископ Антоний (Храповицкий), верный завету своего учителя бороться за восстановление Патриаршества в России. Скупой на похвалы, владыка Антоний высоко ценил труды архиеп. Илариона, а после его смерти назвал его гениальным . Путешествуя по православному Востоку вместе с группой профессоров и студентов МДА в 1908 г., он все более проникается осознанием византийской нормы и той роли, которая в ней отводится Патриаршему служению. Он понимает, что согласно византийской норме, в условиях отсутствия царя именно Патриарх исполняет роль этнарха – главы народа. Видя почет и уважение греческого народа к Патриарху, он писал о том, что «русскому человеку приходится лишь завидовать» . Отмечает для себя будущий святитель и вывод историков о том, что Патриарх стал «в некотором роде преемником византийских императоров» . Ведь согласно византийской норме Патриарх был «духовным помощником», экзархом или викарием православного императора .

http://bogoslov.ru/article/368994

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В. Петрушко. Русская Церковь в период патриаршества Никона. Часть I В. Петрушко. Курс лекций по истории русской Церкви После кончины Патриарха Иосифа сомнений в том, кто станет его преемником, практически не было. Государев любимец – митрополит Новгородский Никон был, по сути, единственным кандидатом в Патриархи. Никон был не просто «собинным другом» царя Алексея Михайловича, он был его единомышленником, приверженцем столь милой сердцу государя идеи всеправославного царства и вытекающей из нее церковной реформы по греческому образцу. В дни, когда решался вопрос о новом Предстоятеле Русской Церкви, еще никто не подозревал, какой трагедией для страны и народа обернутся эти реформы. Равным образом, было трудно предвидеть, что новый Патриарх отнюдь не удовольствуется ролью послушного исполнителя угодной царю церковной политики, а вознамерится возвысить священство над царством. Никон был личностью богато одаренной, человеком кипучей энергии. Однако до сих пор продолжаются споры о том, на что были израсходованы эти колоссальные усилия и каковы итоги Патриаршества Никона. Историки, как светские, таки и церковные, зачастую дают ему прямо противоположные характеристики. Одни (причем, не обязательно старообрядцы) считают Никона повинным в возникновении раскола и едва ли не всех последующих бедах России вплоть до ХХ столетия. Другие, наоборот, считают Патриарха-реформатора величайшей фигурой русской истории XVII века. Некоторые вообще почитали его святым, например, архиепископ Серафим (Соболев) митрополит Антоний (Храповицкий). Такое диаметральное расхождение в оценках, безусловно, говорит о незаурядности личности Никона и сложности его реформаторской деятельности как исторического явления. Никон, по утверждению современников, происходил из семьи крестьянина-мордвина. Родился он в 1605 г. в селе Вельдеманове, что в Нижегородской земле. В миру звали его Никитой, по отцу – Миничем или Миновым. Интересно, что совсем неподалеку, в другом селе Нижегородского края, Григорове, почти в то же самое время родился человек, которому впоследствии будет суждено стать антиподом Никона – будущий протопоп Аввакум. Никита рано потерял мать. Мачеха ненавидела его, нередко била. С детства он привык к жесткости, почти жестокости, и это позднее скажется на его характере.

http://sedmitza.ru/lib/text/436323/

  Богословие Экуменика на фоне православной литургики   Протоиерей Михаил Помазанский   На днях в Издательском совете Русской Православной Церкви прошла дискуссия об новоизданных " Дневниках " о. Александра Шмемана. В этой связи мы предлагаем следующий материал известного богослова о. Михаила Помазанского.- Ред. Печатается по изд.: Православный Путь. 1962 г. С. 117-135     Нашу русскую богословскую науку на всем протяжении ее истории укоряют в том, что она слишком подчинялась влиянию неправославного Запада. От Киевской богословской школы влияние латинской схоластики тянулось до начала XIX столетия. Если богословская наука в позднейшее время освободилась от него, то послышались укоры другого рода: что наши богословы мало самостоятельны и часто ограничиваются, как выразился покойный митрополит Антоний (Храповицкий), " списыванием у немцев " . Характеристика неприятная; но поскольку эта зависимость не нарушала общего православного направления, она особого вреда не приносила. Что сделать, если историко-богословская наука на Западе давно имела широкое развитие, когда наша была в зародыше. По необходимости приходилось черпать оттуда, а черпая - становиться в зависимость, хотя бы и не очень заметную. Всего важнее здесь то, что изучение источников по всем сторонам истории Церкви, и даже именно источников восточных, принадлежало и до сих пор принадлежит преимущественно Западу. А в нашу трагическую эпоху, когда почти уничтожена русская богословская наука, изучение православного Востока перешло почти исключительно в руки западных ученых богословов и историков. Изучение это производится тщательно и, в огромном большинстве случаев, с любовью. Однако нельзя забывать того, насколько самобытно, самостоятельно и исполнено собственного неподражаемого духа подлинное православное самосознание. " Кто из человек знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? " (1 Кор. 2:11). Эти слова Апостола можно применить и к Церкви. Не принадлежащий к Православной Церкви человек Запада, даже и ученый, едва ли в состоянии проникнуть в дух Церкви, в дух Православия. Не говорим уже о тех ученых западных историках Церкви, которые сами успели потерять христианскую веру; но и на верующих ученых Запада неизбежно ложится печать конфессионализма; ученые протестанты подчиняются предвзятым взглядам и предпосылкам, давно укоренившимся в протестантский психике. Об этом наиболее свидетельствует ложное понимание ими эпохи Константина Великого; отсюда у них идет и предвзятое истолкование письменных источников первого периода истории Церкви. Было бы большой ошибкой признать наличие в настоящее время единой во всем христианстве объективной историко-богословской науки во всех ее разветвлениях. Это значило бы принять во многих случаях такую трактовку истории Христианства, какая идет вразрез с историческим преданием Церкви и с православным мировоззрением и ведет к подрыву догматов православной веры. Большим соблазном был бы такой " богословский экуменизм " .

http://moral.ru/ecumenica.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Святые Руси и вселенскость Православия Призвание России – собрать народы земли в спасительное лоно Православного христианства 20.02.2023 1325 Время на чтение 11 минут Фото: из открытых источников «И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием» (Лк. 13:29) Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор сайта «Русская народная линия», недавно написал очень интересную статью «Нерусские русские». Ровно 30 лет назад мы написали похожую статью (она была опубликована в ряде англоязычных православных изданий того времени), русский перевод которой предлагаем ниже. Анатолий Степанов призывает к имперскому, многонациональному мировоззрению в Церкви, ибо националисты – враги Церкви, как видно из нынешней ситуации на Украине. В самом сердце российской столицы стоит величественный собор Покрова Пресвятой Богородицы, известный многим как храм Василия Блаженного, которому в нём посвящён придел. Возвышающийся на Красной площади собор стал для современного мира своеобразным символом России, вечной России. По Божиему промыслу, так и должно быть, ибо эта церковь не является, как многие ошибочно думают, памятником с фантастическим или экзотическим убранством. Правда в том, что ее архитектура символически и сакраментально знаменует призвание России – собрать народы земли в спасительное лоно Православного христианства. Митрополит Антоний (Храповицкий) в своем слове 1909 года назвал его «храм Славы и храм скорби». «Множество куполов возглавляют ту церковь: есть там купол мавританский, есть индийский, есть очертания византийские, есть и китайские, а посредине высится над всеми ними купол русский, объединяющий всё здание». Символика ясна: все великие мировые цивилизации объединены вокруг Православия. Миссия и призвание России, самая цель ее существования, ее Богом данное предназначение – собрать воедино народы мира (каждый со своей индивидуальностью, своеобразием и культурой) в Церкви Христовой. Многообразие и единство Церкви есть отражение Пресвятой Троицы – трёх лиц, составляющих одно Божественное существо; множество народов и культур, объединённых единой верою в единой Церкви.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/20/sv...

Мониторинг СМИ Опыт, уникальность и незнание канонов Согласившись на объединение, РПЦЗ признала, что ее время закончилось 02.07.2008 15:52 В «НГ-религиях» от 21 мая с.г. я прочитал статью протоиерея Георгия Ларина «Не прекословие, а исповедание». Автор публикации – уважаемый в Зарубежной Церкви священник, много лет окормляющий небольшой приход, известный своей знаменитой школой, основанной предшественником отца Георгия – протоиереем Серафимом Слободским. Его статья – это ответ на мою публикацию в «НГР» от 16 апреля этого года. В ней я поделился своими сомнениями относительно правильности нашего канонического положения после подписания «Акта о каноническом общении» между Русской Православной Церковью Заграницей и Московским Патриархатом. К сожалению, статья отца Георгия Ларина моих сомнений не рассеяла. Совет поменьше смущаться писаными законами, так как преступление этих законов (каноническая «ненормальность») была характерна для Церкви на протяжении всей ее истории, по-моему, малоубедителен. Утверждение, что «фундамент Церкви не в прекословии, а в исповедании», звучит хотя и убедительно, но в контексте моей статьи есть простое сотрясание воздуха. Ибо моя статья не о таинствах, не о живом общении с «церковным камнем» (метафора отца Георгия), но о вещах вполне земных. О тех писаных законах, которые принимает для себя Церковь, и о том, что эти законы никому не позволительно нарушать. В РПЦЗ всегда трепетно относились к Святым Канонам. Все в Зарубежье знают историю о том, как митрополит Антоний (Храповицкий), покидая Россию, рекомендовал брать с собой «Книгу Правил» и жить на чужбине по этим правилам. В Церкви можно жить и по другим, очень удобным принципам. Например, по принципу «закон что дышло, куда повернул, туда и вышло». Или по принципу «послушание выше канонов». Например, если наше священноначалие считает, что время для объединения с Московским Патриархатом пришло, то тут и думать нечего: значит, пришло. Если завтра оно скажет: «Поспешили!», то опять же думать нечего, значит – поспешили. Это тоже своего рода «исповеднический подвиг».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Патриарх Тихон и Президиум Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг. ЖМП 3 март 2021 /  20 апреля 2021 г. 15:00 Зарубежное Высшее церковное управление в Константинополе К 100-ЛЕТИЮ РУССКОГО ИСХОДА И ОБРАЗОВАНИЯ РУССКОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ В истории Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) был период, о котором мало известно, так как  документальных источников сохранилось не много. Речь идет о пребывании Зарубежного церковного управления в Константинополе с ноября 1920 по май 1921 года. Тогда РПЦЗ еще не обзавелась своей периодикой, а  формирование делопроизводственной базы началось позже, с переездом Зарубежного Синода в Сремские Карловцы (Сербия). Получается, что первые месяцы существования Зарубежной Церкви — некая terra incognita даже для специалистов. Столетие тех событий дает повод задуматься о причинах появления в эмиграции автономной церковной структуры.  PDF-bepcuя. В стране далече Поражение Русской армии П.Н. Врангеля в ноябре 1920 года привело к массовой эвакуации из Крыма как участников боевых действий, так и множества мирных жителей. Покинуло полу­остров и Высшее церковное управление (ВЦУ) Юга России, действовавшее на «белых территориях» в 1919–1920 годах (подробнее о нем см.: Юлия Бирюкова, Временное высшее церковное управление на Юге России в 1919–1920 годах. ЖМП, 2018, 1. – Ред.). Правда, его глава, архиепископ Таврический Димитрий (Абашидзе), свою епархию не оставил — за границей лидером церковной эмиграции стал митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий). Изначально архипастырь хотел распустить церковное управление и удалиться в монастырь, передав паству Поместным Церквам. Однако другие архиереи настаивали на продолжении деятельности ВЦУ, в частности архиепископ Евлогий (Георгиевский) и особенно епископ Вениамин (Федченков). Протоиерей Григорий Ломако вспоминал: «С митрополитом Антонием стоим у окна. Влетает бурнопламенный епископ российского христолюбивого воинства владыка Вениамин и выпаливает: — Открывается в Константинополе Высшее церковное управление заграничной Церковью.

http://e-vestnik.ru/history/zarubezhnoe_...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010