Преподобный Анатолий (Потапов) (1855–1922) Преподобный Анатолий был келейником старца Амвросия. Богомольцы шутили: «Какой чудесный келейник у отца Амвросия, лучше самого батюшки». В это же время начинает иноческий путь преподобный Нектарий (Тихонов) , последний Оптинский старец, который будет избран соборно. Они часто ходили друг к другу за духовными советами – преподобный Амвросий, предвидя их совместное старчество, уже в те годы приучал их жить в духе сотрудничества и советования. С 1906 года начинает преподобный Анатолий свое старческое служение. Он впитал дух оптинского подвижничества – суровое, напряженное бодрствование духа, скрытое в своей келье, той «расселине в скале, где Господь говорил к Моисею», по выражению преподобного Исаака Сирина , простое искреннее отношение ко всему внешнему, видимому – к братии, посетителям, природе, свету Божию. Уставной ход жизни обители, с ее богослужением, старцами, насыщенный духовно просветительной деятельностью, воспитали в нем аскета, делателя Иисусовой молитвы, проводившего ночи напролет в молитве, искусного борца с врагом рода человеческого, выдающегося общественного деятеля, воспитавшего тысячи русских душ в духе истинно христианского благочестия. Усвоив основы монашеского духовничества у великого Амвросия, старец Анатолий властно руководил монашеской внутренней жизнью. К мирянам преподобный обычно выходил в сени и благословлял каждого коротким, быстрым крестным знамением, слегка ударяя вначале несколько раз по лбу пальцами, как бы внедряя и запечатлевая крестное знамение. Маленького роста, необычайно живой и быстрый в движениях, он, обходя всех, отвечал на задаваемые вопросы, а затем принимал некоторых отдельно для беседы у себя в келье. Любовь и ласковость обращения привлекали всегда к старцу толпы людей. Во время своей болезни преподобный Анатолий, не выходя из кельи, только подходил к окну и сквозь стекло благословлял народ, собравшийся снаружи у окна. Увидев его, вся толпа припадала к земле. У него была грыжа, и часто он принимал сидя на маленькой скамеечке, а люди наклонялись, подходя по очереди. Старец постучит по лбу «цок, цок, цок» и благословит.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть День памяти преподобного Варсонофия Оптинского Сегодня мы также вспоминаем художника М.А.Врубеля, черносотенца А.И.Дубровина, мецената М.К.Тенишеву, историка Н.П.Лихачева, зоолога Г.П.Дементьева, академиков И.Н.Блохину и В.С.Авдуевского 14.04.2024 Время на чтение 13 минут Фото: Из интернет-источников Сегодня Святая Церковь чтит память прп. Марии Египетской (522). Прп. Евфимия, архим. Суздальского, чудотворца (1404). Прп. Варсонофия Оптинского (1913). Мчч. Геронтия и Василида (III). Прп. Макария, игумена Пеликитской обители (ок. 830). Мч. Авраамия Болгарского, Владимирского чудотворца (1229). Прп. Геронтия, канонарха Печерского (XIV). Прав. Ахаза. Сщмч. Сергия пресвитера (1938). Преподобный Варсонофий (в миру Павел Иванович Плиханков) родился 5 июля 1845 года. Его путь в монастырь был долог и нелёгок. В миру прошла большая часть его жизни – 46 лет: кадетский корпус, военная служба. Однако, блестящей военной карьере Павел Иванович предпочел монастырь. В 1890 году во время духовных переживаний он посетил в Оптиной старца Амвросия. «Через два года приезжайте, я вас приму», – сказал тогда молодому полковнику преподобный старец. По прошествии двух лет полковник Плиханков подал прошение об отставке. В Оптину он прибыл в последний день отпущенного ему преподобным срока, но старца в живых уже не застал. 10 февраля 1892 года Павел Иванович был зачислен в число братства Иоанно-Предтеченского скита и одет в подрясник. Каждый вечер в течение трех лет ходил он для бесед к старцам: сначала к преподобному Анатолию, а затем к преподобному Иосифу. Через год, 26 марта 1893 года, Великим постом послушник Павел был пострижен в рясофор, в декабре 1900 года по болезни пострижен в мантию с именем Варсонофий, 29 декабря 1902 года рукоположен в иеродиакона, а 1 января 1903 года был рукоположен в сан иеромонаха. В 1903 году преподобный Варсонофий был назначен помощником старца и одновременно духовником Шамординской женской пустыни и оставался им до начала войны с Японией. Вскоре начинается Русско-японская война, и преподобный Варсонофий за послушание отправляется на фронт: исповедует, соборует и причащает раненых и умирающих, сам неоднократно подвергается смертельной опасности. После окончания войны преподобный Варсонофий возвращается к духовничеству. В 1907 году он возводится в сан игумена и назначается скитоначальником.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/14/de...

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 35. Старец Анатолий (Потапов) В цитировавшейся нами выше Летописи скита уже упоминалось имя архимандрита Вениамина, будущего митрополита. Тогда, в 1916 году, он, будучи в Оптиной пустыни, многое записывал. 7 августа, в день, подробно описанный отцом Кириллом в Летописи, когда происходил крестный ход с чудотворной Калужской иконой Богоматери, отец Вениамин вместе с братией встречал святыню на лесной дороге. «Вдруг я вижу, – пишет отец Вениамин, – как из нашей толпы некоторые отделяются от процессии и спешно-спешно торопятся в правую сторону. Через некоторое время там уже собралась густая толпа народа, плотным кольцом кого-то или что-то окружавшая. Из простого любопытства – впрочем, меня в монастыре все интересовало, – я тоже направился туда: в чем дело? Чтобы оставить икону Богородицы, нужна была какая-то особая причина к этому. Протискавшись немного к центру толпы, я увидел, что все с умиленной любовью и счастливыми улыбками смотрят на какого-то маленького монаха в клобуке, с седенькой, нерасчесанной небольшой бородкой. И он тоже всем улыбался немного. Толпа старалась получить от него благословение. И я увидел, как вокруг этого маленького старичка все точно светилось и радовалось... Так малые дети встречают родную мать. – Кто это? – спрашиваю я соседа. – Да батюшка отец Анатолий, – ласково ответил он, удивляясь, однако, моему неведению. Я знал о нем, но не пришлось еще встретить его лично; да и не было особой нужды в этом: не имел никаких вопросов к нему. А теперь явился вопрос о нем самом: что за чудо? Люди оставили даже икону и устремились к человеку. Почему? И ответ явился сам собою: святой человек тоже чудо Божие, как и икона, только – живое чудо. Святой есть тоже образ Божий, воплощенный в человеке. Как в иконе, так и во святых людях живет Сам Бог Своею благодатью. Когда Божия Матерь явилась с апостолами Петром и Иоанном святому Серафиму, то Она сказала им: “Сей – от роду нашего”. От того же роду был и батюшка отец Анатолий. Сколько радости, любви и ласки на всех окружающих проливалось от его лика в Оптинском лесу, на солнечной прогалине» 533 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 12 августа 2024 года 30. Понедельник. Апп. от 70-ти Силы, Силуана и иже с ними. Мч. Иоанна Воина. Прп. Анатолия Оптинского , Младшего . Прп. Германа, Соловецкого чудотворца. Прп. Ангелины Сербской. Приводим порядок совершения славословной службы мч. Иоанна Воина в соединении со службой святых апостолов (без праздничного знака) и службой Октоиха (А) , а также порядок совершения полиелейной службы мч. Иоанна Воина (Б) и полиелейной службы прп. Анатолия Оптинского , Младшего (В) . А. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мученика, глас 2й – 3, и апостолов, глас 4й – 3. «Слава» – мученика, глас 6й: «За Христа усердно…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажит…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры мученика, глас 4й (со своими припевами). «Слава» – мученика, глас 8й: «Приидите, христолюбивии людие…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Владычице, приими…» (см. прил. 2е, «В субботу утра»). По Трисвятом – тропарь мученика (по выбору). «Слава» – тропарь апостолов, глас 3й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Тя, ходатайствовавшую…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь мученика (по выбору; дважды). «Слава» – тропарь апостолов, глас 3й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Тя, ходатайствовавшую…». Кафизмы 4я и 5я. Малые ектении. Седальны мученика (по дважды). Псалом 50й. Каноны: Октоиха 1й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), мученика на 6 и апостолов на 4. Библейские песни «Господеви поем…» (см. Типикон, 23 сентября, 1е «зри»). Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3й песни – кондак апостолов, глас 4й; седален мученика, глас 8й. «Слава» – седален апостолов, глас 3й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Божественная скиния…». По 6й песни – кондак и икос мученика, глас 6й. На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни «Достойно есть» не поется. Светилен мученика. «Слава» – ин светилен мученика, «И ныне» – Богородичен Минеи.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Записи воспоминаний об оптинском старце Анатолии (Потапове) Скачать epub pdf Записи воспоминаний о старцах иеросхимонахе Анатолии (Потапове) и иеромонахе Нектарии (Тихонове) сделаны Надеждой Григорьевной Чулковой (супругой писателя Г.И. Чулкова), жившей в начале 1920-х гг. в Оптиной Пустыни. Машинописный сборник, названный ею «Цветочки Оптиной пустыни», она подарила о. Сергию Мечеву , объяснив это название тем, что от каждого человека в Оптиной она чувствует духовный аромат. Машинописный сборник датирован 1925 годом. Воспроизводится по машинописи из архива Е.В. Апушкиной (Москва) – духовной дочери о. Алексия и о. Сергия Мечевых . Рассказ монаха отца Евстигнея, келейника о. Анатолия Оптинского . Крестьянин. Три года был церковным старостой. Ушел из дома от братьев, сказав, что идет на открытие мощей св. Иоасафа, а сам направился в Оптину пустынь. Келейником о. Анатолия был в течение пяти лет, вплоть до его смерти: Когда я приехал в Оптину, – рассказывает отец Евстигней, – и поступил в монастырь, то понадобились справки с места рождения, и туда написали. Получился ответ. Священник наш отговаривал меня поступать в монастырь, а батюшка сказал: «Ничего, оставайся». В первый раз зашел я к батюшке, и он принял меня любезно – посадил и надавал мне много образков и листков. С месяц я пожил в монастыре – потом отправили меня на рыбную дачу. Приезжал я к нему, рыбки привозил, и никогда больше он меня не сажал. Вот я и подумал: «Что это он меня никогда не посадит?» – и вот прихожу я к нему после этого, а он взял меня за плечи и силой посадил на скамью. В монастырь я попал в 1911 году, а к батюшке меня назначил казначей в 1917 году. Я думал – день, другой помогу ему в доме, а остался совсем. Когда в 1919 году от нас потребовали 70 человек на войну, и мне пришлось уйти, то батюшка, когда прощался со мной, плакал, но я из Козельска вернулся – меня не взяли. Очень я батюшку любил и он меня любил как родного. Такого горя я никогда раньше не испытывал, даже когда своих родных хоронил, как, когда батюшку схоронил.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Оптинский старец, скитоначальник, иеросхимонах о. Анатолий (Память 3 июля). В первой четверти прошлого века в селе Боболи, Калужской губернии, жил диакон о. Моисей Кольев, с супругой Анной Сергеевной. Анна Сергеевна была дочерью священника из села Мокрого, где Моисей Петрович был сначала псаломщиком. Родители матушки дьяконицы были люди благочестивые, такими же были и родители Моисея Петровича. Неудивительно поэтому, что о. Моисей и его супруга были люди благоговейные. С малолетства, приученные к храму Божьему, они любили Божий дом. Благочестиво настроенные, они жили скромно и по тому времени с достатком. Только достаток этот они получали лишь через постоянный и упорный труд. Они сами обрабатывали землю. Посещая храм, а у них в селе он был трехпрестольный: в честь святителя Николая и св. великомучеников Георгия Победоносца и Никиты, в воскресные и праздничные дни, они остальное время посвящали сельскому хозяйству. Были они, в то же время, кротки и милостивы к бедным и странникам, бедняк не уходил от дома их без милостыни. Они любили монахов и очень желали, чтобы из их детей были иночествующие. И Господь судил исполниться их доброму желанию. У них было большое семейство: пять дочерей: Мария, Евдокия, Анна, Александра, Татьяна, и сын Алексей. Дети были тоже благочестивы. Дочь Евдокия не пожелала идти замуж и оставалась в девицах, проводя жизнь благочестивую, пекла просфоры и помогала матери и родным в хозяйстве, находя отраду и утешение в молитве в храме, и дома; она скончалась сорока лет. Другая же дочь, Анна, была инокиней. Но во всей полноте их святые думы сбылись на сыне их, которого Господь явил великим в наше время отцом иночествующих. Этот сын и был тем избранником благодати Божией, которого поминают с любовью и благоговением многие и многие, как иночествующие, так и миряне, и который был старцем Оптинским, другом и сподвижником великого Оптинского старца о. Амвросия и его преемником по старчеству, и, вместе с тем, наставником и руководителем инокинь основанной старцем о. Амвросием Шамординой пустыни. Это был о. Анатолий, иеросхимонах.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Подпишитесь на наш Телеграм 130 лет назад, 6 февраля 1894 года, отошел ко Господу преподобный Анатолий (Зерцалов), один из оптинских старцев, ученик старцев Макария и Амвросия, современник старцев Антония, Моисея, Илариона, Иосифа, учитель старцев Варсонофия и Нектария. Трудно — почти невозможно — писать о наследии старцев: внутренний опыт святости нам закрыт, как и та «стихия личного общения» (концепт С. Хоружего, исследователя исихазма), в которой осуществляется старческое служение: лицом к лицу, душа к душе вот этому конкретному человеке вот в этих конкретных обстоятельствах обращался старец. «Письма» (наш текст посвящен чтению писем прп. Анатолия ) в этом смысле — привилегированный аскетический, старческий жанр — жанр именно личного общения, фиксирующий его — насколько это вообще возможно (достается нам ведь все-таки всего-навсего текст, а не личное присутствие). Мы, однако, как те щенки из евангельской истории о хананеянке, рады питаться и этими крохами: чуть-чуть, какими-то отблесками, но достигает нас святость — святость подлинная, живая, огненная, «веселая», как мы из писем старца Анатолия узнаем. В предисловии к изданию этих писем 1909 года чудесно написано: «будучи опытным делателем умной молитвы, о. Анатолий отпечатлел в своих письмах свою высоконравственную христианскими думами и чувствами душу. Исполненный живой и глубокой веры, опытно познавший извилистый и тернистый путь внутренняго духовнаго христианскаго возрастания души, восторженный почитатель монашескаго подвига в духе и по заветам великих старцев Паисия, Феодора, Льва, Макария и Амвросия и великих наставников древности — Аввы Дорофея, Иоанна Лествичника, Исаака Сирина и других — о. Анатолий соединял с глубиною и богатством духовнаго познания нежнолюбящее сердце, детски-простую душу и удивительную способность настраивать других на свой тон, переливать в их душу собственное духовное содержание. Он умел ласково, нежно, отечески прикасаться ко всякой больной, мятущейся, ни себя, ни других непонимающей — душе человеческой, успокаивать ее, расчищать пред нею путь жизни духовной и указывать ей, куда и как идти».

http://blog.predanie.ru/article/veselie-...

В.В. Каширина Аннотация. Известный исследователь духовного наследия Феофана Затворника архим. Георгий (Тертышников) называл затвор святителя «центром» его духовной жизни, где «явились во всей силе его великие труды и подвиги». Духовному подвигу святителя в затворе посвящено стихотворение прп. Варсонофия Оптинского «Памяти в Бозе почившего епископа Феофана Затворника ». В этом стихотворении святой говорит о святом, прославляет его подвиги, назидается его творениями и молитвенно чтит его память. В стихотворении рефреном проходит слово «блажен», которое свидетельствует о высокой духовной жизни подвижника. Стихотворение имеет четыре части, выделенных самим автором. Несколько раз прп. Варсонофий называет затвор святителя – таинственным, сокрытым от людей, но ведомым Богу. Цель затвора, как и богоугодной жизни вообще, о чем писал и святитель в своих творениях, – это Богообщение. Основное значение литературных трудов святителя Феофана прп. Варсонофий видит в духовном пробуждении людей, возвращение их под «кров родной из области духовного изгнанья». По мнению известного исследователя духовного наследия святителя архим. Георгия (Тертышникова), «время затвора – важнейший период, можно сказать, центр жизни преосвященного Феофана, ибо именно тогда по преимуществу явились во всей силе его великие труды и подвиги…» с.82]. Стихотворение прп. Варсонофия Оптинского «Памяти в Бозе почившего епископа Феофана Затворника » († 6 января 1894 года), посвященное духовным подвигам святителя, – это «венок на могилу» вышенского подвижника, в котором содержится оценка его подвигов, данная оптинским духоносным старцем, носителем оптинской духовной традиции, прославленным ныне в лике святых. В этом стихотворении святой говорит о святом, прославляет его подвиги, назидается его творениями и молитвенно чтит его память. В Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной пустыни прп. Варсонофий написал несколько стихотворений, посвященных памяти великих русских подвижников, своих современников: «Памяти в Бозе почившего старца Оптиной Пустыни иеросхимонаха отца Амвросия», «Памяти старца Оптиной пустыни иеросхимонаха отца Анатолия, преемника и носителя старческих заветов после кончины старца иеросхимонаха отца Амвросия» (25 января 1894г.) и «Памяти в Бозе почившего епископа Феофана Затворника » (+6 января 1894 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Записи воспоминаний об оптинском старце Нектарии Скачать epub pdf Записи воспоминаний о старцах иеросхимонахе Анатолии (Потапове) и иеромонахе Нектарии (Тихонове) сделаны Надеждой Григорьевной Чулковой (супругой писателя Г. И. Чулкова), жившей в начале 1920-х гг. в Оптиной Пустыни. Машинописный сборник, названный ею «Цветочки Оптиной пустыни», она подарила о. Сергию Мечеву , объяснив это название тем, что от каждого человека в Оптиной она чувствует духовный аромат. Машинописный сборник датирован 1925 годом. Воспроизводится по машинописи из архива Е. В. Апушкиной (Москва) – духовной дочери о. Алексия и о. Сергия Мечевых . Запись со слов Н. Д.: Я ездила в Оптину с 1907 года. Там передо мной как солнце горел о. Анатолий, а на других старцев я и внимания не обращала, только по большим праздникам ходила на благословение к батюшке Иосифу. Несколько раз я в то время встречала у батюшки Анатолия батюшку Нектария – тогда еще иеромонаха. Ходил он в шали, на одной ноге башмак, на другой – туфля, и вообще будто юродствовал. Одной моей подруге батюшка Анатолий сказал: «Попроси благословения у о. Нектария, это наш скитский затворник и молитвенник. Он великий муж». Когда батюшка стал старцем, однажды на новый год я с моими подругами пошла к нему. Он сразу нас принял и сначала все говорил о судьбе моей подруги: «Твоя судьба за чашкой чая определится». Так и случилось впоследствии. Пила она чай у батюшки Анатолия; тут вошла ее мать и тут же благословила ее на монашество. А я стою в стороне, пока батюшка Нектарий говорит о моей подруге, и рвусь к батюшке Анатолию. И вдруг моя душа стала смягчаться и я подумала: «Батюшка Нектарий прямо ангел». Тут он подозвал меня к себе и я ближе всех очутилась к нему. «А твоя судьба не решена еще», – и стал говорить о нерешительности моего характера. Потом стал он оделять нас апельсинами, всем по одной доле дает, а мне двойную. Его и стали спрашивать, почему нам надо по стольку, а ей вдвойне? А он говорит: «У Нины две руки». А потом через много лет напомнил мне: «Я потому сказал, что у тебя две руки, что мы тебя вдвоем поддерживаем – я и батюшка Анатолий». После этого раза он долго не обращал внимания на меня и я к нему не ходила.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

Разделы портала «Азбука веры» ( 67  голосов:  4.0 из  5) Оглавление Оптинское… В сентябре 1990 года, после вечерней службы в Оптину заехала грузовая машина из Донецко-Луганской епархии. В Софрино свечами, ладаном и иконами загрузилась и в недавно открытую обитель прибыла, так как в православной среде уже все знали, что в Оптиной пустыни был самый большой выбор православной литературы. Сегодня, когда вспоминаешь тот «выбор», невольно улыбаешься. Репринт малочисленный, местные брошюрки самиздатовского вида да молитвословы с Псалтирью. Впрочем, по тому времени это богатством считалось. Помню, как радовались небольшой книжечке Паисия Величковского «Крины сельные», которую в Минске удалось приличным тиражом выпустить. Главой донбасского «десанта» был епархиальный секретарь Донецкой и Луганской епархии отец Анатолий Пята. Епархию же в те годы возглавлял епископ Иоанникий (ныне митрополит на покое). На монастырской привратной вахте, когда узнали, откуда эта будка алюминиевая приехала, тут же мне сообщили, так как иных трудников из степей донбасских в монастыре на тот день не просматривалось. Встретил я секретаря епархиального, обитель ему немного показал и к нам в издательский отдел привел, где тут же получил внушение от зашедшего в отдел иеромонаха за то, что забыл об оптинском гостеприимстве, которое после поклонения святыням монастыря обязательно предполагает посещение трапезной. До позднего вечера беседовали мы с отцом Анатолием о книгах, новостях церковных и событиях донбасских. Затем повел я его по лесной тропинке к месту отдохновения от трудов праведных. Скитский храм Льва Катанского использовался в те годы как гостиница для паломников. На первом этаже была оборудована келья для приезжающих священников, и, хотя для отдыха и ночлега все было сделано вполне достойно, сырость времен запустения и разрухи пробивалась сквозь свежую штукатурку. Спастись от нее даже под теплым одеялом было невозможно. Поэтому, не мудрствуя лукаво, отправились мы обратно в монастырь. В издательском отделе было и уютнее, и теплее, да и диван имелся вкупе с чайником.

http://azbyka.ru/fiction/otec-stefan-i-i...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010