мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 35. Старец Анатолий (Потапов) В цитировавшейся нами выше Летописи скита уже упоминалось имя архимандрита Вениамина, будущего митрополита. Тогда, в 1916 году, он, будучи в Оптиной пустыни, многое записывал. 7 августа, в день, подробно описанный отцом Кириллом в Летописи, когда происходил крестный ход с чудотворной Калужской иконой Богоматери, отец Вениамин вместе с братией встречал святыню на лесной дороге. «Вдруг я вижу, – пишет отец Вениамин, – как из нашей толпы некоторые отделяются от процессии и спешно-спешно торопятся в правую сторону. Через некоторое время там уже собралась густая толпа народа, плотным кольцом кого-то или что-то окружавшая. Из простого любопытства – впрочем, меня в монастыре все интересовало, – я тоже направился туда: в чем дело? Чтобы оставить икону Богородицы, нужна была какая-то особая причина к этому. Протискавшись немного к центру толпы, я увидел, что все с умиленной любовью и счастливыми улыбками смотрят на какого-то маленького монаха в клобуке, с седенькой, нерасчесанной небольшой бородкой. И он тоже всем улыбался немного. Толпа старалась получить от него благословение. И я увидел, как вокруг этого маленького старичка все точно светилось и радовалось... Так малые дети встречают родную мать. – Кто это? – спрашиваю я соседа. – Да батюшка отец Анатолий, – ласково ответил он, удивляясь, однако, моему неведению. Я знал о нем, но не пришлось еще встретить его лично; да и не было особой нужды в этом: не имел никаких вопросов к нему. А теперь явился вопрос о нем самом: что за чудо? Люди оставили даже икону и устремились к человеку. Почему? И ответ явился сам собою: святой человек тоже чудо Божие, как и икона, только – живое чудо. Святой есть тоже образ Божий, воплощенный в человеке. Как в иконе, так и во святых людях живет Сам Бог Своею благодатью. Когда Божия Матерь явилась с апостолами Петром и Иоанном святому Серафиму, то Она сказала им: “Сей – от роду нашего”. От того же роду был и батюшка отец Анатолий. Сколько радости, любви и ласки на всех окружающих проливалось от его лика в Оптинском лесу, на солнечной прогалине» 533 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf Преподобный Анатолий младший (1855 – 30 июля/12 августа 1922) Преподобный Анатолий (в миру Александр Алексеевич Потапов) родился в Москве, его родители происходили из мещан. С юности он стремился к монашеству, но, следуя воле матери, оставался в миру. После смерти матери в 1885 г. в возрасте тридцати лет калужский приказчик Александр Потапов пришел в Оптину пустынь. Вскоре он стал келейником старца Амвросия. В 1895 г. был пострижен в монашество и после кончины старцев Иосифа и Варсонофия стал вместе с прп. Нектарием продолжателем оптинского старческою делания. Духовными детьми прп. Анатолия были в основном люди из простого народа, который ласково называл старца «утешителем» и «вторым Серафимом». После закрытия Оптиной в 1918 г. старца арестовали, но вскоре отпустили. В 1922 г. готовился второй арест прп. Анатолия. Старец попросил отсрочки на сутки и под утро скончался на молитве. «Это был выдающийся пастырь, наставивший на путь христианского благочестия тысячи русских душ», – вспоминали о нем современники. Указание пути ко спасению Потщимся взирать выну (постоянно. – Ред.) к Пастыреначальнику и Подвигоположнику Христу Иисусу. Близ Господь всем призывающим Его во истине. Весь живот наш Христу Богу предадим в единении со Святой Церковью Православной, ея же врата адовы не одолеют; будем ходить непорочно в заповедях Его, немощи смирением, самоукорением и покаянием исправляя, в светлом уповании и благой надежде на помощь вездесущего и всевидящего Господа, отчаяния и нечаяния устраняясь; все с молитвой... и благоуправится житие наше во спасение. Чрез всех и все с тобою говорит воля Божия, доставляя тебе богатно случаи запечатлеть, засвидетельствовать мыслью, словом или делом добротность твоего направления к свету лица Божия, а не на поиски изменения жизни с полезностью душевной работы над собою. Направь сначала себя молитвой на путь спасения, тогда и станешь христианином, кротким молчаливым примером влекущим других на путь сей. Очень сочувствую вам в том, что вы, живя в миру, задыхаетесь. Да, очень тяжело верующему сердцу смотреть на все то, что творится вокруг. Не отчаивайтесь и не унывайте, избегайте – насколько возможно – всех обществ, забав и увеселений. Пусть будет ваша комната вам келлия. Свободную минуту посвящайте на молитву, на чтение книг Св. Писания и на домашний и на ручной труд. В праздники посещайте храм Божий... Конечно, такой образ жизни от мира вы не скроете, над вами будут смеяться. Не обращайте на это внимания, пусть смеются. Помните, что по слову апостола Павла «вси хотящии благочестно жити гонимы будут» 67 . Быть может, и вам придется понести что-нибудь, уготовьте душу свою во искушение. Бог все творит для нашего спасения

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/optins...

Преподобный Анатолий (Потапов) (1855–1922) Преподобный Анатолий был келейником старца Амвросия. Богомольцы шутили: «Какой чудесный келейник у отца Амвросия, лучше самого батюшки». В это же время начинает иноческий путь преподобный Нектарий (Тихонов) , последний Оптинский старец, который будет избран соборно. Они часто ходили друг к другу за духовными советами – преподобный Амвросий, предвидя их совместное старчество, уже в те годы приучал их жить в духе сотрудничества и советования. С 1906 года начинает преподобный Анатолий свое старческое служение. Он впитал дух оптинского подвижничества – суровое, напряженное бодрствование духа, скрытое в своей келье, той «расселине в скале, где Господь говорил к Моисею», по выражению преподобного Исаака Сирина , простое искреннее отношение ко всему внешнему, видимому – к братии, посетителям, природе, свету Божию. Уставной ход жизни обители, с ее богослужением, старцами, насыщенный духовно просветительной деятельностью, воспитали в нем аскета, делателя Иисусовой молитвы, проводившего ночи напролет в молитве, искусного борца с врагом рода человеческого, выдающегося общественного деятеля, воспитавшего тысячи русских душ в духе истинно христианского благочестия. Усвоив основы монашеского духовничества у великого Амвросия, старец Анатолий властно руководил монашеской внутренней жизнью. К мирянам преподобный обычно выходил в сени и благословлял каждого коротким, быстрым крестным знамением, слегка ударяя вначале несколько раз по лбу пальцами, как бы внедряя и запечатлевая крестное знамение. Маленького роста, необычайно живой и быстрый в движениях, он, обходя всех, отвечал на задаваемые вопросы, а затем принимал некоторых отдельно для беседы у себя в келье. Любовь и ласковость обращения привлекали всегда к старцу толпы людей. Во время своей болезни преподобный Анатолий, не выходя из кельи, только подходил к окну и сквозь стекло благословлял народ, собравшийся снаружи у окна. Увидев его, вся толпа припадала к земле. У него была грыжа, и часто он принимал сидя на маленькой скамеечке, а люди наклонялись, подходя по очереди. Старец постучит по лбу «цок, цок, цок» и благословит.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > Хранимый молитвами Оптинских старцев Посвящается памяти Ивана Михайловича Концевича († 6 июля 1965 года) 08.07.2021 697 Время на чтение 19 минут Источник: Православие.Ru Неизвестный герой Первой мировой войны Фото: pravoslavie.ru У Оптинских старцев В июле 1922 года 17-летний Олег Концевич, будущий епископ Русской Православной Зарубежной Церкви Нектарий, и его мама, Александра Ивановна, приехали в Оптину пустынь: помолиться, взять благословение Оптинских старцев и особенно старца Нектария – духовного отца Александры Ивановны. Еще они очень хотели узнать о судьбе старшего сына Ивана, который когда-то и привел всю семью в Оптину. Сначала подошли к старцу Анатолию (Потапову). На дворе стояла июльская жара, а старцу Анатолию оставалось жить чуть больше двух недель. 29 июля/11 августа в Оптину приехали чекисты, долго допрашивали 67-летнего иеросхимонаха-молитвенника, посвятившего всю свою монашескую жизнь служению Богу и людям. Потом потребовали, чтобы старец поехал с ними в тюрьму. Старец Анатолий (Потапов) с келейником Фото: pravoslavie.ru Отец Анатолий смиренно попросил дать ему хоть вечер на сборы, дабы он мог подготовиться и собраться в путь. Чекисты, будучи сами уставшими с дороги, решили передохнуть и отправились спать, грозно наказав келейнику, отцу Варнаве, приготовить старика-монаха к отъезду. Когда они ушли, старец Анатолий уединился у себя в келлии и ночью, 30 июля/12 августа, в молитве предал свою душу Богу. Но пока до блаженной кончины старца оставалось еще немного времени, и Александра Ивановна с Олегом успели его увидеть, получить благословение и даже спросить про своего драгоценного и любимого Ваню. Он воевал в Добровольческой армии, но белые уже давно покинули Крым с Врангелем, а от Ивана до сих пор не было никаких известий. Старец Анатолий, а за ним и старец Нектарий благословили молиться о здравии Вани, а батюшка Нектарий добавил: – Скоро получишь о нем известие. Тебе было неполезно о нем знать. По возвращении домой Олег Концевич записал:

http://ruskline.ru/opp/2021/07/08/hranim...

XXI. С. В. Чертков. Православный богослов протоиерей Валентин Свенцицкий Замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны... А. С. Пушкин. «Путешествие в Арзрум» Валентин Павлович Свенцицкий – одна из самых мифологизированных фигур среди русских мыслителей начала XX века. До последнего времени все очерки его биографии содержали сведения недостоверные, несоответствующие действительности, а творчество оставалось малоизученным. В результате обыденное сознание усвоило некий образ, весьма далекий от истинного лица православного богослова. Далекий и фактически, и духовно. К сожалению, до сих пор переиздается, без согласия автора, предисловие о. Леонида Калинина к «Диалогам», написанное в 1993 году. Тогда это был прорыв, но за полтора десятилетия историками проделана огромная работа по восстановлению подлинной биографии прот. Валентина, опубликована масса архивных документов и ранее неизвестных его трудов. Сейчас надежными ориентирами служат статьи в словарях «Русская философия» (М., 2007), «Русские писатели» (т. 5) и 1-м томе его Собрания сочинений (М.: Даръ, 2008), издаваемого по благословению патриарха Алексия II; электронная версия биографии доступна на сайте «Википедия». На основании письменных свидетельств самого Свенцицкого и воспоминаний родственников лишь недавно удалось установить точную дату его рождения – 30 ноября 1881 года. Брак родителей, потомственного дворянина, присяжного поверенного Болеслава Давида Карловича Свенцицкого и вятской мещанки Елизаветы Федосеевны Козьминой, официально не регистрировался, поскольку развод отца с бывшей женой (сбежала, бросив пятерых детей) не разрешила католическая Церковь . Как и три его старших брата, Валентин был признан незаконнорожденным и отчество получил по имени восприемника при крещении. В 1891 году поступил в 3-ю казанскую гимназию, после переезда семьи в Москву (1895) продолжил учебу в 1-й классической гимназии, но в апреле 1898 года конфликт с законоучителем вынудил мать подать прошение об увольнении сына. С этого времени его духовным руководителем стал оптинский старец о. Анатолий (Потапов), который утвердил ищущую душу на спасительном пути ко Христу. В 1900 году Свенцицкий перешел в частную гимназию Ф. И. Креймана, а после ее окончания в 1903 году был зачислен на историко-филологический факультет Императорского московского университета (слухи об учебе разом на двух или даже трех факультетах неверны), его любимым учителем стал профессор С. Н. Трубецкой; осенью вступил в Историко-филологическое студенческое общество, был инициатором открытия в нем секции истории религии, подружился с В. Ф. Эрном, познакомился с А. В. Ельчаниновым и П. А. Флоренским.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Многострадальная замечательная жизнь…» Биография схимонахини Елисаветы (княгини Екатерины Павловны Васильчиковой-Егоровой) была связана с именами многих великих святых нашей Родины 14.04.2023 342 Время на чтение 4 минуты Источник: Русский Вестник Далекие 90-е годы прошлого века… Были в живых в то время еще люди из того давнего времени, которые еще сохранили преемственность от дореволюционных поколений. Главным образом это были вера и чистота жизни. Сегодня мы расскажем об одной удивительной судьбе – жизни исповедницы за Христа схимонахини Елисаветы, в миру – княгини Екатерины Павловны Васильчиковой-Егоровой. Она родилась на свет 9 сентября 1906 года в дворянской семье Павла Александровича Васильчикова и Инны Сергеевны Бове. Девочка удостоилась крещения из рук Великого светильника земли Русской, святого праведного Иоанна Кронштадтского. Наверное, это было по особому Промыслу Божию: ведь Екатерине предстояло провести десятилетия в гонениях и сохранить веру и мужество. Молитвами праведного батюшки она не сломалась и все выдержала до конца. Частой гостьей в их семье была Великая княгиня Елисавета Федоровна. Именно ее имя получит через много лет при пострижении княгиня Екатерина Павловна. Совсем недолго, 11 неполных лет, Екатерина провела с матерью. В роковом для России 1917 году мать умерла, и девочка осталась на руках отца. Но уже через четыре года отец был вынужден уехать за границу с двумя сыновьями, а Катя осталась на попечении графа Юрия Александровича Олсуфьева, двоюродного дяди. Ей тогда было всего 15 лет. Граф Ю.А. Олсуфьев был очень талантливым и ученый человек, который радел о старине и был прекрасным специалистом по древнерусскому искусству. Позже его знания пригодились в деле спасения от разграбления и уничтожения предметов старины советской властью, а также при реставрации и расчистке икон и фресок в различных храмах и монастырях, особенно же ценны его многочисленные труды по сохранению святынь Троице-Сергиевой лавры. Духовником у графа был известный оптинский старец Анатолий Потапов, именно он посоветовал Ю.А. Олсуфьеву переехать подальше от столицы и поселиться в Сергиевом Посаде. Граф был удивлен таким благословением, однако, вернувшись домой, узнал из телеграммы о том, что в Сергиевом Посаде продается дом, который им предлагают купить. В то же время он узнал о необыкновенном сне жены, которой приснился прп. Сергий и сказал, что их семья должна поселиться возле его гроба. Так они оказались под покровом этого Великого русского святого. Но и здесь безбожные власти заметили неутомимого деятеля по спасению старины. Графу Олсуфьеву предстояло пережить увольнения, аресты и в конце концов расстрел. Бутовский полигон стал местом его конечного подвига.

http://ruskline.ru/opp/2023/04/14/mnogos...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святой Царь-Мученик и Иосиф Сталин Разговор на Радио «Радонеж» 05.11.2012 7032 Время на чтение 45 минут «Радонеж» . Виктор Александрович, на радио «Радонеж» Вы много лет посвящали свои передачи святой Царской семье, Ваше почитание Царственных мучеников хорошо известно тем, кто не первый год слушает передачи радиостанции. И многие слушатели с удивлением заметили, что в последнее время в Ваших передачах подчеркнуто уважительное отношение к Сталину. Прошу Вас объяснить, как сочетается почитание святого Царя и столь уважительное отношение к Иосифу Сталину, который, несомненно, был одним из тех революционеров-богоборцев, которые сознательно разрушали православную Российскую Империю, виновны в развязывании братоубийственной гражданской войны, в смерти и преследовании тысяч новомучеников и исповедников Российских? Виктор Саулкин. Попробую объяснить. Дело в том, что невозможно рассуждать обо всем, что происходило в России в прошлом столетии и продолжает происходить в XXI веке, не вспоминая жизнь и подвиг святого Царя-мученика Николая II Александровича. Оптинский старец Анатолий Потапов произнес в свое время пророческие слова: «Судьба Царя - судьба России». Истоки величайшей Русской трагедии в ХХ веке, а в том числе и всех великих побед и свершений прошедшего века мы сможем найти, только обратившись к судьбе и христианскому подвигу Царственных мучеников. Иначе невозможно понять, почему Господь послал Русскому народу такие суровые испытания, почему многие святые оставили нам пророчества о грядущем возрождении России как Православного Русского Царства. И о Иосифе Сталине, его роли в истории и судьбе России невозможно рассуждать, не обратившись к подвигу Царя-Мученика. Почему вместо Православного императора, «Белого Царя», как всегда именовали Русских государей, во главе России много лет стоял тот, кого иностранцы иногда называют «Красным монархом»? На нашей радиостанции мы с первых дней говорили о святых Царственных мучениках, о величии христианского подвига Государя и необыкновенной духовной красоте Царской семьи. В первые годы приходилось постоянно отвечать на упреки «ревнителей церковной дисциплины». Особенно возмущались те, кто яростно противился прославлению Царской семьи в лике святых. Вы, наверное, помните, как упорно церковные либералы обвиняли «Радонеж» в желании «навязать» Церкви канонизацию Царя. Но мы лишь свидетельствовали о необыкновенном почитании Царственных мучеников православными русскими людьми по всей Русской земле от Мурманска до Севастополя, от Калининграда до Владивостока. И в 2000 году от Рождества Христова в восстановленном храме Христа Спасителя состоялось прославление Царской семьи всей полнотой Русской Православной Церкви.

http://ruskline.ru/analitika/2012/11/06/...

Закрыть Апология образа Императора Николая Александровича К 150-летию со дня рождения Государя и 100-летию мученической кончины Царской Семьи. Часть 1 05.07.2018 1319 Время на чтение 33 минут О трудах и подвигах Николая Второго, Императора и Самодержца Всероссийского, Московского, Киевского, Владимирского, Новгородского; Царя Казанского, Царя Астраханского, Царя Польского, Царя Сибирского, Царя Херсониса Таврического, Царя Грузинского; Государя Псковского и Великого Князя Смоленского, Литовского, Волынского, Подольского и Финляндского; Князя Эстляндского, Лифляндского, Курляндского и Семигальского, Самогитского, Белостокского, Корельского, Тверского, Югорского, Пермского, Вятского, Болгарского и иных; Государя и Великого Князя Новагорода низовския земли, Черниговского, Рязанского, Полотского, Ростовского, Ярославского, Белозерского, Удорского, Обдорского, Кондийского, Витебского, Мстиславского и всея северныя страны Повелителя; и Государя Иверския, Карталинския и Кабардинския земли и области Арменския; Черкасских и Горских Князей и иных Наследного Государя и Обладателя; Государя Туркестанского; Наследника Норвежского, Герцога Шлезвиг-Голстинского, Стормарнского, Дитмарсенского и Ольденбургского и прочая, и прочая, и прочая. «Верую Ему [Господу Иисусу Христу], яко Царю и Богу». из Чинопоследования Таинства Крещения каждого христианина «Невозможно христианам иметь Церковь, но не иметь Царя». Патриарх Константинопольский Антоний (XIVb.) «В очах Божиих нет лучшей власти, чем власть Православного Царя». Преподобный Серафим Саровский Судьба Царя - судьба России. Не будет Царя - не будет и России» Оптинский старец Анатолий (Потапов) (1917 г.) «Кто любит Царя и Россию, тот любит Бога». Старец Николай (Гурьянов) Россия - наследница Ромейской Православной Империи - на протяжении тысячелетия созидалась, распространялась вширь, обустраивалась, благоукрашалась православным русским народом во главе с Помазанниками Божиими. Равноапостольный Великий Князь Владимир; Великие Князья Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Андрей Боголюбский, Александр Невский, Иоанн Данилович (Калита), Димитрий Донской, Василий Васильевич, Иоанн Великий, Василий Иоаннович; Цари Иоанн Васильевич Грозный, Феодор Иоаннович, Михаил Феодорович, Алексей Михайлович; Императоры Петр Великий, Павел I, Александр I Благословенный, Николай I, Александр II Освободитель, Александр III Миротворец и многие другие созидали в согласии с Божией волей великую и славную Россию. Многие Государи Российские уже прославлены Церковной полнотой как Угодники Божьи или почитаются как местночтимые святые.

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/06/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период. Эпоха гонений. Монашество АВГУСТИН (Пятницкий; 1884 - 1918), архим., последний настоятель Оранской муж. пуст. Владимирской иконы Пресв. Богородицы Нижегородской епархии АГНИЯ (Благовещенская Анна Никитична; 1868-1938), последняя игум. Леушинского во имя Иоанна Предтечи мон-ря Новгородской губернии АЛЕКСАНДР (Кременецкий Александр Стефанович (1842 или 1843 - 1918 ), архим., духовный писатель, проповедник АЛЕКСАНДР (Орудов (Уродов) Георгий Андреевич; 1876-1961), архим., посл. наместн. Седмиозерной пуст., исп. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Вятских святых) АЛЕКСАНДРА (Самойлова Анна (?) Никитична; 1882 – 1938), прмц. (пам. 9 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), мон. АЛЕКСАНДРА (Червякова Мария Афанасьевна; 1873 – 1938), прмц. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), схим. АЛЕКСИЙ (Соловьев Фёдор Алексеевич; 1846-1928), схим., старец, прп. (пам. 19 сент. и в Соборе Московских святых) АЛЕКСИЙ (Гаврин Алексей Петрович; 1883 – 1937), прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), мон. АЛЕКСИЙ (Задворнов; 1882 - 1937), иером., прмч. (пам. 9 нояб. в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АМВРОСИЙ (Астахов Алексей Аникеевич; 1860–1937), архим. , прмч. Московский(пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АНАТОЛИЙ (Потапов Александр Алексеевич; 1855-1922), схим., прп. Оптинский (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев ) АНДРОНИК (Суриков Андрей Иванович; 1885 – 1938), прмч. (пам. 9 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), иером.

http://pravenc.ru/rubrics/121854.html

Предисловие Один из великих Оптинских старцев схиархимандрит Варсонофий (1845–1913), старчествовал в Скиту Козельской Введенской Оптиной Пустыни в 1907–1912 годах, когда в монастыре и его Скиту подвизались и другие старцы, правда, старчествовавшие в разное время, – некоторые одновременно с о. Варсонофием, как о. Анатолий (Потапов) или заканчивавший тогда свой благодатный старческий путь о. Иосиф, другие позже, как о. о. Нектарий и Феодосий. Именно в эти годы ближайшим учеником отца Варсонофия был один из последних старцев Оптиной о. Никон, подробный дневник которого донес до нас многие дела и слова его учителя. Время перед Первой мировой войной и революционным переворотом было сложное, мир кипел в невиданных ранее страстях, все явственнее ощущалось наступление тьмы. Отцу Варсонофию чуть ли не в самое тяжкое для России время пришлось проехать все ее пространство: он был на русско-японской войне священником при полевом лазарете. Много видел страданий, многих утешил, сам не раз был в смертельной опасности. Он чуткой душой прислушивался к миру, и Господь приоткрывал перед ним завесу, показывая ужасы грядущего. «Все идут против России, вернее сказать, против Церкви Христовой, – говорил он, – ибо русский народ – богоносец, в нем хранится вера Христова». Люди из мира, те, которые жаждали утешения в своих скорбях, потоком направлялись в Оптину, в Скит. Старец Варсонофий, имевший слабое здоровье, но укрепляемый силой Господней, принимал их, беседовал с ними, исповедовал, направлял на единственно верную дорогу. Как и все старцы, он вел обширную переписку. «В тяжелое время мы живем, – говорил он. – Слабы мы и немощны, а приходится ободрять других. Вот и я нахожусь в таком же состоянии, слабый и немощный, сам требую помощи и утешения, а приходится по долгу моего сана утешать обращающихся ко мне. В Оптину приезжают из мира, который уже не стонет, как прежде, а ревет, приезжают, ища утешения и успокоения... По вере своей получают искомое и уезжают умиротворенными». А какие письма получал он, какие вопли были в них: «Батюшка! задыхаюсь! Со всех сторон теснят скорби, нечем дышать...»; «Впадаю в уныние, что-то темное обступает меня...»

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010