Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА [греч. Χιονα - снежная], [греч. Ερνη - мир] († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек.- со святыми Анастасией и Хрисогоном ; зап. 1 или 5 апр., 25 дек.). Память Солунских мучениц А. и Хионии встречается уже в древнейшем вост. Месяцеслове - Сирийском (411/12). Древнейший вариант жития, восходящий к протоколам допросов мучениц, сохранился лишь в Cod. Vat. Gr. 1660 (916). А., Хиония, Ирина и три др. благочестивые женщины (среди них вдова по имени Евтихия) родом из Фессалоники, а также христианин Агафон были схвачены в горах около своего родного города, где они пытались скрыться от преследований (видимо, после 1-го эдикта Диоклетиана от 23 февр. 303 г., а затем вторично после 4-го (зима 304), принуждавшего к принесению жертв под страхом смерти), и были приведены на суд к рим. правителю. Кроме того, в их домах были произведены обыски и изъяты христ. книги, хранение к-рых было также строго запрещено. Отказавшись от вкушения идоложертвенной пищи, вначале перед местным чиновником Кассандром, а затем и перед главой рим. администрации в Фессалонике Дулкитием, они были подвергнуты разным видам наказаний. А. и Хиония были в первый же день преданы огню, а более молодые христиане были заключены в тюрьму с целью дать им возможность одуматься. После следующего допроса Дулкитий приказал отвести Ирину в публичный дом, однако там никто не дерзнул прикоснуться к ней. Тогда и она была осуждена на сожжение (по др. версии, на отсечение головы); о судьбе остальных осужденных житие не сообщает. Мученицы Агапия и Хиония. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) Мученицы Агапия и Хиония. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) История А., Хионии и Ирины (подобно мученичеству святых Феодоты и Еводия ) была впосл. включена в житие св. Анастасии Узорешительницы , и действие перенесено в Аквилею . Изменяется и сам сюжет: девы обитают у благочестивого старца Зоила. После его смерти и первого допроса Диоклетиан передает мучениц Дулкитию, к-рый вначале слепнет, а потом становится всеобщим посмешищем при попытке публично снять с них одежды. Дело мучениц передается Сиссинию, он выносит приговор А. и Хионии, а за Ириной, после ее чудесного спасения в публичном доме, гонится, но не может поймать, и она умирает на горе, пораженная стрелой воина. В связи с дальнейшим сосуществованием обеих традиций А., Хиония и Ирина почитались то как Солунские, то как Иллирийские мученицы.

http://pravenc.ru/text/Агапии Хионии и ...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере апреля 2015 «Невозможно найти консенсус в понимании истории» В программе «Неделя» радиостанции «Град Петров» события прошедшей седмицы обсуждают Александр Крупинин и протоиерей Александр Степанов — главный редактор радио, настоятель храма святой Анастасии Узорешительницы. Александр Крупинин: В Российском православном университете состоялся круглый стол, где была поставлена задача о поиске некоего консенсуса в понимании истории. Прот. Александр Степанов: Я абсолютно убежден, что он не найдется. Считаю, что никакого консенсуса нет и быть не может в принципе. История – это основа, на которой мы можем сплотиться, чтобы двигаться дальше, Мы ищем некую общую платформу, на которой можно стоять. А общество, совершенно очевидно, расколото на неравные части. Большая часть считает, что примирения возможны, не видят большой разницы между дореволюционным периодом и сталинизмом. Ну, было что-то, надо как-то сгладить, и, в конце концов, давайте забудем и пойдем дальше. Это доминирующая в нашем обществе точка зрения. В Германии вся страна (может быть потому, что они были оккупированы, они проиграли) решительно признала свою неправоту, сами провели 46 тысяч процессов, и страна очистилась. Это был очень драматичный, мучительный процесс переосмысления. И это могло бы быть очень хорошим примером: страна побежденная в результате оказалась номером два в мире и номер один в Европе. Россия тоже такая страна, которая не пройдет так вот тихо в какую-то новую эру: все примирится, все компромиссы найдутся сами собой... Не найдутся компромиссы. Надо признать, что эта власть была не просто богоборческой – сатанинской. Она уничтожала людей, растаптывала самое лучшее в нравственном, культурном отношении, то, что создавалось веками предшествующих поколений. В духовном смысле это не пройдет, я в этом убежден. Мы не разобрались со своим прошлым в 90-м году, не захотели довести до конца и поставить все точки над «i». Если бы это было бы сделано, мы сегодня бы жили абсолютно в другой стране. Но нам говорят, что покаяние должно быть только индивидуальным, оно не может быть общественного. И никто не говорит о том, что надо всем коллективно, дружно ходить на демонстрации с плакатами «Позор сталинизму». А в нашей стране, учитывая нашу ментальность, это обязательно должно исходить от первых лиц государства, то есть должно быть принято политическое решение – мы осуждаем это прошлое. И дальше – все, что было осудительного, должно быть сказано. Потом это должно быть записано в учебниках истории, и дети должны начать учить свою историю, исходя из этого видения: нельзя уничтожать людей, нельзя людей мучить, нельзя, чтобы власть позволяла себе со своим народом все, что она считает нужным. Если это будет сделано, то это и будет общенациональное покаяние.

http://aquaviva.ru/journal/?jid=75795

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере октября 2022 Церковная жизнь. Введение Протоиерей Александр Степанов осознал необходимость катехизации еще до того, как стал священником, — еще в советские годы, когда не было ни книг, ни помещений для занятий, только жажда духовных знаний. Сейчас в храме великомученицы Анастасии Узорешительницы действует система оглашения, построенная на многолетней практике и потребностях небольшой общины. Отец Александр делится своим частным опытом в достижении универсальной цели. Катехизация на квартире — Отец Александр , расскажите, пожалуйста, немного об истории катехизации на вашем приходе. Как у вас возникла идея организовать курсы? Давно ли это случилось? — Я начал заниматься катехизической деятельностью очень давно — задолго до того, как стал священником. Надо сказать, что еще прежде, чем отношение власти к Церкви стало смягчаться, я уже получил опыт церковной жизни в общинах, тайно собиравшихся по домам. Таких общин было несколько в Ленинграде. Они концентрировались вокруг более-­менее известных пастырей, которых, конечно, могли преследовать за их деятельность. Несмотря на это, они ­как-то более-­менее тайно немножко руководили нашей жизнью. Иногда даже приходили на эти собрания, которые мы устраивали в своих квартирах. Там мы читали Евангелие и научались его понимать. Доставали ­какие-то изданные самиздатовским способом старые книги с комментариями и толкованиями. Всё это нам было очень интересно, и друг от друга мы очень многому научились. Таким образом постепенно сложилась база знаний. Всё это было еще до того, как в конце 1980х почувствовалось оживление и заговорили о грядущем тысячелетии Крещения Руси. В это время многое менялось, постепенно монастыри стали передавать Церкви. Тогда у людей стал просыпаться интерес к вере, но удовлетворить его было почти невозможно. В­се-таки еще никаких книг не издавалось — разве что ­какими-то совсем незначительными тиражами. Например, можно было купить Евангелие, правда, по ­какому-то «большому блату», как тогда говорили.

http://aquaviva.ru/journal/tserkovnaya_z...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере января 2015 Условный возраст Здесь проходят литературные вечера и творческие занятия, но за любую провинность надо писать объяснительную. Каждый день можно заниматься с репетиторами и ходить в музеи, но обучение может закончиться отправкой в колонию для несовершеннолетних. Вокруг десятки заботливых воспитателей и волонтеров, однако так трудно уйти от внутреннего одиночества. В Центре социальной адаптации святителя Василия Великого каждый день — это упорный труд в деле перевоспитания детей общества потребления. Благотворительный фонд «Центр социальной адаптации святителя Василия Великого» был учрежден в 2004 году православным приходом великомученицы Анастасии Узорешительницы . Центр создан как специализированное учреждение по работе с подростками и молодежью, нарушившими закон. Является опытной площадкой по внедрению реабилитационных технологий для подростков, чье наказание не связанно с лишением свободы. Десять лет отрабатывается модель открытого социального центра для условно осужденных подростков с использованием реабилитационной программы, рассчитанной на 6-12 месяцев обязательного проживания двух групп, состоящих из 5-7 человек каждая. Поздний Пушкин в раннем возрасте Захожу в арку первого дома на 16-й линии Васильевского острова и останавливаюсь в недоумении. К окну на первом этаже буквально прилипли подростки, барабанят по стеклу и что-то кричат, завидев меня. Настоящий зоопарк. Именно это словосочетание через пять минут произнесет директор Центра Юлиана Никитина, рассказывая о новой набранной группе молодых людей, направленных судами на социальную реабилитацию. Это их третий день «в заточении» и начало первого месяца, который именуется карантином. В это время ребят усиленно «пичкают» музеями и культурными мероприятиями. От внезапной смены привычного окружения, насыщенного не самыми праведными делами, мозг молодых людей от 15 до 19 лет практически встает дыбом. На лестничной клетке сталкиваюсь с юно­шей, который сначала радостно приветствует меня, а потом снова с надеждой смотрит на входную дверь, закрывшуюся за мной. Влад ждет маму, которая обещала прийти сегодня.

http://aquaviva.ru/journal/?jid=64764

Сортировать по Исключить новости «Месяц потерпи — потом пойдешь опять по магазинам». Протоиерей Александр Степанов — о панике и благоразумии И почему доверие к Богу не сводится к идеям о здоровье и благополучии 30 марта, 2020 И почему доверие к Богу не сводится к идеям о здоровье и благополучии «Настоящее доверие к Богу никак не сводится к примитивной уверенности, что я буду всегда здоров и все у меня будет хорошо». Как сохранить здравомыслие в период пандемии и помочь другим защитить себя «Правмиру» рассказал настоятель домовой церкви великомученицы Анастасии Узорешительницы на Васильевском острове протоиерей Александр Степанов. — Отец Александр, как у вас дела? Как лично на вас сказалась ситуация с коронавирусом? — Естественно, я боюсь за свою маму, которой 84 года. Понятно, что для нее заразиться будет опасно. Ну, а все остальное… Церковная жизнь как была, так и есть. Вообще я совершенно не склонен к той панике, которая охватила мир. Это как лавина, процесс с обратной связью: когда кто-то испугался, власти приняли меры и народ испугался еще сильнее.  Второе, что очень подогревает — это охватившая весь мир идея о том, что здоровье — главное в жизни. Как сейчас говорят: «Пожелаю тебе главного в этой жизни — здоровья». Все-таки если человек живет религиозной жизнью, для него здоровье будет важным моментом, но не ключевым.  Это, безусловно, дар Божий, ни в коем случае не надо им пренебрегать. Но мне лично кажется, что наше тело достойно, чтобы к нему относиться, как хороший крестьянин относится к своей скотине. Без сантиментов. Чтобы скотина была справная: вовремя покормить, почистить. Но, в конце концов, скотина когда-то дохнет. Что тут поделать! Печально, конечно. Так же и человек.  В конце концов, все мы умрем. Не надо этот процесс торопить, не надо быть легкомысленным, здоровье надо беречь. Но не делать из него кумира и культ. Совокупность повесток информационной среды и пристального внимания к здоровью — все вместе это и порождает сегодняшние панические настроения. Не надо испытывать Бога  и ставить эксперименты

http://pravmir.ru/mesyacz-poterpi-potom-...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2017-09-25 15:03:23 Владелец: sushzavod Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: [Добавлено 2017-09-25 20:48:42]: ниже обратная сторона данной иконы Ответов: 1. Последний ответ: Могу предположить, что это кулон Елизаветы Константинопольской,игумении, отм. 24.4.ст.ст.,а оборот - императрица Елизавета и сделан в её время правления, конкретно для кого-то. Добавлено на опознание: 2017-09-25 15:02:38 Владелец: sushzavod Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов нет. Добавлено на опознание: 2017-09-25 15:02:05 Владелец: sushzavod Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов нет. Добавлено на опознание: 2017-09-25 10:20:39 Владелец: DenisEvgenevich Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Старинная икона триптих на доске. Примерно начало IXX века. Крепежная шпонка с торца. Два верхних изображения почти не сохранились. На нижнем изображении пять святых, прочитал следующие имена: Варвара, Иоанн, Ангел Хранитель, Ийаков, Анастасия. У крайнего слева персонажа корона на голове. [Добавлено 2017-09-25 14:59:08]: По последнему изображению не могу определить только Иоана. Варвара Илиопольская, Иоанн ?, Ангел Хранитель, Иаков Брат Господень, Анастасия Узорешительница [Добавлено 2017-09-25 15:18:39]: По последнему изображению не могу определить только Иоана. Варвара Илиопольская, Иоанн ?, Ангел Хранитель, Иаков Брат Господень, Анастасия Узорешительница [Добавлено 2017-09-25 15:29:54]: По последнему изображению не могу определить только Иоана. Варвара Илиопольская, Иоанн ?, Ангел Хранитель, Иаков Брат Господень, Анастасия Узорешительница [Добавлено 2017-09-25 15:50:57]: По последнему изображению не могу определить только Иоана. Варвара Илиопольская, Иоанн ?, Ангел Хранитель, Иаков Брат Господень, Анастасия Узорешительница [Добавлено 2017-09-26 09:18:11]: По последнему изображению не могу определить только Иоана. Варвара Илиопольская, Иоанн ?, Ангел Хранитель, Иаков Брат Господень, Анастасия Узорешительница

http://pravicon.com/unknown/23

Чашниково. Часовня Анастасии Узорешительницы. Часовня. Действует.   Освящена в честь: Анастасии Узорешительницы Год постройки:2007. Ссылки:   Адрес: Вологодская обл., Вологодский район, д. Чашниково Координаты: 59.256754, 39.849895 Проезд:автобусом маршрута, либо маршрутным такси 64, 47 до остановки " Кувшиново " , затем пешком после пересечения р. Вологды продвижение по грунтовой дороге вдоль реки вниз по её течению не сворачивая 3-4 км. Часовня располагается среди садоводческих участков в 100 м от берега реки. Изменить описание объекта Сортировка: Карта и ближайшие объекты Часовня в честь святой великомученицы Анастасии Узорешительницы Приписана к Архиерейскому Покровскому подворью г. Вологда Француженка построила часовню под Вологдой Сегодня часовня в Чашниково - место поминовения всех жертв репрессий 1930-х годов. Когда ясным утром 7 мая 2007 года владыка Вологодский и Великоустюжский Максимилиан освящал часовню, в тысячах километров, в монастыре Бюсси на юге Франции, умерла монахиня Сергия. Она очень хотела в этот день быть в Вологде, но тяжелая болезнь не позволила ей приехать. На окраине Чашниково 20 января 1938 года большевики расстреляли и похоронили в братской могиле ее бабушку, Анну Хвостову. Она была не просто представительницей известного дворянского рода, но и дочерью прославленного адмирала русского флота, женой ближайшего сподвижника Петра Столыпина. Спустя десятилетия ее внучка - та самая французская монахиня Сергия (в миру - Наталья Хвостова) - разыскала под Вологдой могилу Анны и на свои деньги поставила в память о ней часовню. Но и сейчас мало кто знает эту удивительная история, полная почти мистических совпадений. " К высшей мере наказания… " Анна Хвостова (урожденная Зековская) была дочерью адмирала Ивана Лисовского, совершившего на фрегате " Паллада " кругосветное плавание в 1852-1855 гг. Замуж она вышла за пензенского губернатора Сергея Хвостова - друга и соратника Петра Столыпина. В счастливой семье было восемь детей. Но с началом XX века на Хвостовых обрушился прямо-таки злой рок. В августе 1906 года глава семьи стал случайной жертвой покушения на своего друга, тогдашнего премьер-министра России. Эсеры взорвали дачу Столыпина на Аптекарском острове в Петербурге. Премьер уцелел, а дожидавшиеся его в приемной люди, в том числе Сергей Хвостов, погибли.

http://sobory.ru/article/?object=08601

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНАСТАСИЯ УЗОРЕШИТЕЛЬНИЦА Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Великомученица Анастасия Узорешительница. Византийская икона 15 века. Анастасия Узорешительница (греч. Αναστασα Φαρμακολτρια; + 290 / 304 ), великомученица Память 22 декабря Родом римлянка, пострадала за Христа в гонение при Диоклетиане . Отец ее Претекстат был язычником, мать Фавста - тайной христианкой ). Учителем святой Анастасии в юности был благочестивый и образованный христианин Хрисогон . После смерти жены отец выдал святую Анастасию за язычника Помплия, но под предлогом вымышленной болезни она сохранила девство. Переодевшись нищенкой, в сопровождении только одной служанки она посещала темницы: кормила, лечила, а часто и выкупала узников, страдавших за веру во Христа. Когда служанка рассказала обо всем Помплию, он подверг жену истязаниям и запер ее дома. Тогда святая Анастасия стала тайно переписываться с Хрисогоном , который призывал святую вооружиться терпением, прилепиться всей мыслью ко Кресту Христову, приготовляя себя к служению Господу, и предсказал скорую гибель Помплия в море. Через некоторое время, отправляясь с посольством в Персию, Помплий действительно утонул. После смерти мужа святая Анастасия стала щедро раздавать свое имущество нищим и страждущим. Диоклетиану донесли, что христиане, которыми наполнены темницы Рима, стойко переносят мучения. Тогда он приказал в одну ночь умертвить всех их, а Хрисогона прислать к нему в Аквилею . Святая Анастасия издали следовала за своим учителем. Император лично допрашивал Хрисогона, но не сумев склонить его к отречению, велел отрубить ему голову и бросить в море. Тело и усеченная глава святого мученика были вынесены волнами на берег. Их по Божественному откровению нашел некий пресвитер Зоил и, положив в ковчег, скрыл у себя дома. Тогда святой Хрисогон явился Зоилу и открыл ему, что близится мученичество Агапии , Хионии и Ирины - юных христианок, живших неподалеку, и повелел направить к ним святую Анастасию. Самому Зоилу Хрисогон предсказал скорую мирную кончину. Также в видении Хрисогон указал святой Анастасии путь к Зоилу. Придя к пресвитеру, она помолилась у мощей святого Хрисогона, а затем духовно укрепила трех дев перед пытками. Когда мученицы предали души Господу, она сама похоронила их. Исполнив завещанное учителем, святая начала странствовать. Овладев к тому времени врачебным искусством, она повсюду ревностно служила узникам. По своему подвигу святая Анастасия стяжала себе имя Узорешительницы , так как своими многими трудами разрешала от тяжких уз долговременных страданий многих исповедников Имени Христова.

http://drevo-info.ru/articles/8368.html

Двадцать второй день. Поучение 2-ое. Св. великомученица Анастасия Узорешительница. (О побуждениях к состраданию узникам). I. Прославляемая ныне св. Анастасия узорешительница отличена наименованием «узорешительницы» потому, что она добровольно приняла на себя особый подвиг благотворения узникам, облегчения участи заключенных в темницах. Св. Анастасия происходила из богатого и знатного рода и жила в третьем веке по Рождестве Христовом. Отец ея, как это нередко случалось в те времена, был язычник, а мать тайно исповедада веру во Христа. Наученная под покровительством своей матери еще в юных летах христианской вере, будущая великомученица вполне усвоила главнейший завет Спасителя о любви к Богу и ближним. Ея впечатлительная, еще юная душа проникнулась тем духом любви и сострадания ко всем несчастным и страдающим, который по преимуществу отличает евангельское учение от всех других верований. Лишившись матери, Анастасия против своей воли была выдана отцем замуж за сановитого сенатора римского Помплия. Не встретив от грубого язычника никакого себе сочувствия, она тайно от мужа старалась посильно помогать заключенным Христа ради в темницу. С этою целию она переменяла свои обычные светлыя одежды на нищенское платье, обходила темницы, подкупая продажных стражей, являлась к томившимся в заключении невинным страдальцам, омывала их раны и вообще помогала им, насколько позволяли время и обстоятельства. Прошло несколько времени, и самоотверженные подвиги Анастасии стали известными ее мужу. Не понимая по ожесточению своего сердца высоту подвигов ея, Помплий подвергал за это свою жену тяжким побоям и лишению свободы. Однако, ничто не могло ослабить святой ревности Анастасии к служению узникам: она все же улучала время навещать темницы. Последовавшая затем смерть мужа дала возможность св. Анастасии всецело предаться избранным ею подвигам. В то время исповедники Христа находились в весьма бедственном положении. На царском престоле римского государства восседал тогда император Диоклитиан, жесточайший гонитель христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Доклад прот. Александра Степанова, настоятеля храма св. вмц. Анастасии Узорешительницы и свв. блгвв. князей Феодора, Давида и Константина Ярославских г. Санкт-Петербурга, председателя Отдел по благотворительности Санкт-Петербургской Епархии декабря 2004 На учете в отделе находятся 33 церкви и 16 часовен, расположенных в медико-социальных учреждениях, как в государственных, так и в собственных церковных. Действует около 30 церковных благотворительных учреждений, причем многие ведут многопрофильную деятельность, состоящую из различных направлений социального служения. На сегодняшний день я бы назвал в числе ведущих следующие проекты: На учете в отделе находятся 33 церкви и 16 часовен, расположенных в медико-социальных учреждениях, как в государственных, так и в собственных церковных. Действует около 30 церковных благотворительных учреждений, причем многие ведут многопрофильную деятельность, состоящую из различных направлений социального служения. На сегодняшний день я бы назвал в числе ведущих следующие проекты: 1. Братство св. Анастасии Узорешительницы 2. Сестричество св. прмц. Елизаветы Феодоровны 3. Благотворительная деятельность прихода прп.Андрея Критского в Володарке 4. Благотворительная деятельность прихода Вознесенского Софийского собора в Царском Селе. 5. Сестричество св. мц. Татианы 6. Покровское сестричество 7. Благотворительная деятельность прихода Иоанна Предтечи (Чесменского) В качестве примера хотелось бы отметить деятельность Елизаветинского сестричества, которому совсем недавно исполнилось 10 лет. Я с первых лет наблюдаю замечательную деятельность его старшей сестры Елены Кабаковой, которая начала свое церковное служение с небольшой группой сестер в 1-ом в России хосписе в Лахте под началом о. Артемия Темирова. Затем их деятельность перекинулась в Калининский район, где был организован реабилитационный центр для трудных подростков совместно с районной администрацией. Был организован процесс профессионального обучения и занятости, а также организации досуга примерно 80 подростков.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=188...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010