мелургов (Анастасия Рапсаниота, Даниила, Петра Византийского); воскресная херувимская на глас βαρς «краткая, аналитическая и прекрасная» (σντομον, παρρησιαστικν κα ραον)»; цикл седмичных причастнов (распетых «по просьбе моих учеников») и нек-рые причастны годового круга (святым, на праздники Богородицы, «на обновление нового храма и 13 сентября», на Литургии Преждеосвященных Даров в 2 вариантах - на 2-й плагальный глас и 1-й глас τετρφωνος, «сочиненные для нужд (δι εκολαν) начинающих учеников»); краткие евлогитарии (тропари по непорочнах; «как поется в священном нашем монастыре Ватопед») и самогласны в воскресенья Великой четыредесятницы и нек-рые другие (пасапноарий Евангелия, Δναμις Трисвятого, или 9-я песнь вместо «Достойно есть», «О Тебе радуется» на 4-й плагальный глас «для нужд учеников» и катавасия Рождества Христова «аналитическая... поющаяся нами... медленно по древнему чину старых учителей Святой горы, как слышал мой учитель», с указанием М. В.: «это последнее в моей жизни» (Ath. Stauronik. 246, 1848 г.)). Особо следует отметить нек-рые калофонические ирмосы (в ркп. Ath. Vatop. 1586), богородичны, распетые «в стиле калофонического ирмоса», и тропарь «Преобразился еси на горе», согласно местному обычаю распетый «на мелос «Богородице Дево»», т. е. на 2 хора и на 8 гласов (последнее песнопение - в автографе Ath. Stauronik. 246). Нужно упомянуть (как редко встречающиеся) и «начала» (α ρχα) - краткие импровизационные апихимы (см. в ст. Интонационные формулы ), добавленные (очевидно, согласно афонской традиции) к кратким седмичным херувимским Петра Пелопоннесского (в автографе Athen. Bibl. Nat. O. et M. Merlier. 11, 1832 г.). Эти песнопения пападического мелоса (разрозненно встречающиеся в автографах с нотацией Нового метода) относятся не только к сфере муз. творчества, но и к дидактической и профессиональной писцовой деятельности этого многостороннего афонского музыканта. Деятельность М. В. по созданию, «экзегезису», переписыванию и записи песнопений, а также по обучению пению характеризует его как одного из самых деятельных афонских музыкантов 1-й пол. XIX в., внесшего большой вклад в продвижение Нового метода и всей церковной музыки на Афоне. Лит.: Στθης. Χειργραφα. Τ. 1-3 (по указ.); Χατζηγιακουμς. Χειργραφα Τουρκοκρατας. Σ. 256-258; idem. Μνημεα κα σμμεικτα κκλησιαστικς μουσικς: Κεμενα κα σχολιασμο (1999-2010). Αθνα, 2011. Σ. 434-440. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2562686.html

Второй период включает в себя все транскрипции М. В. в Новом методе (1814). К ним относятся прежде всего матимы Стихираря, особенно стихиры на литии «как поется на священных бдениях благочестивых монастырей и досточтимых скитов Святоименной Горы во весь год в господские же и богородичные праздники и в [дни памяти] празднуемых святых» «по выбору славнейших учителей, старых же и новых», собранные в автографах под названием «Новый музыкальный Матиматарий» (Μαθηματριον Νον τς μουσικς) (Ath. Vatop. 1683, 1834 г.; Ath. Gregor. 18, 1843 г.; Ath. Vatop. 1424, б. д.). Это смешанный тип Матиматария, в к-ром соседствуют «экзегезисы» матим Германа , митр. Нов. Патр, Баласиса и Хрисафа Нового (некоторые с указанием: «изъяснено же и украшено мной»), а также оригинальные произведения М. В. Стиль «экзегезисов» прямо не указан, но можно предположить, что они следуют афонской традиции. С этой т. зр. их значение сопоставимо со значением произведений др. святогорских «экзегетов» того времени - Феофана Пантократорского, Николая Дохиарита и Иоасафа Дионисиата . Интересны также «экзегезисы» (все они сохранились в автографах) песнопений кн. Пападики (большинство которых отсутствует в числе транскрипций к-польских учителей хартофилакса Хурмузия и протопсалта Григория ): Большой исон прп. Иоанна Кукузеля (Ath. Pantel. 1206, 1838 г.), троичен полиелея Анастасия Рапсаниота , великие славословия его же и Ставриноса Лазоса, стихи «Всякое дыхание» перед чтением Евангелия Мануила Газиса , асматикон (песненное Трисвятое) Мануила Гуты , «На реках Вавилонских» на 4-й плагальный глас «некоего ученика» Петра Пелопоннесского («изъяснено и исправлено мной»), причастны «Вкусите и видите» на 1-й глас Κε Иоанна Клады (сокращенного мелоса), «В память» на 3-й глас Мануила Хрисафа, «Радуйтеся, праведнии» на 1-й плагальный (5-й) глас и «Во всю землю» на 4-й плагальный глас Петра Пелопоннесского, «Δναμις. Елицы во Христа» и «Ангел предстатель» на 4-й глас его учителя Иоанникия, а также нек-рые другие (большинство их содержится в автографах: Ath. Vatop. 47, 1822 г.; 1400, 1825 г.).

http://pravenc.ru/text/2562686.html

Собственные произведения М. В., мелос большинства к-рых (почти всех) относится к стихирарическому типу, соответствуют по составу праздников афонской богослужебной традиции. Многие его славники принадлежат к специфически афонским памятям (прп. Феодосия Великого (Киновиарха), прмч. Стефана Нового, «отцев, на Святоименной горе просиявших», Положения пояса Богородицы (в т. ч. осмогласник «Богоначальным мановением»), прп. Афанасия Афонского и др.). К славникам близки по стилю матимы Стихираря, в частности поющиеся на литии на всенощных всего года (собраны гл. обр. в «Новом музыкальном Матиматарии (Ath. Vatop. 1683), в котором также содержатся мн. «экзегезисы» и «украшенные» версии М. В.). Из них следует особо отметить часто встречающуюся матиму великомученикам Димитрию Солунскому и Георгию «Воина светлаго» (Τν στρατιτην τν λαμπρν) на 4-й глас. Наиболее значительные из его авторских произведений вошли в состав «Собрания самогласнов, подобнов, стихир, седальнов, отпустительных и некоторых других [песнопений]» (автограф: Ath. Vatop. 1601, 1845 г.), 1-я часть которого издана Ватопедским монастырем в 1997 г. Ценность этого сборника в том, что он отражает гл. обр. местную муз. традицию, по определению М. В., «согласно тому способу, как поется пространным стилем (ργς) на Святоименной горе Афон». К его авторским произведениям относятся также некоторые песнопения пападического типа (содержащиеся во многих автографах), большая часть которых имеет сугубо богослужебный характер. Наиболее значимые из этих песнопений М. В.: «Блажен муж» на глас βαρς (написанное «по побуждению всемудрейшего в учителях господина Иосифа Ватопедского»); полиелей «Раби Господа» на глас λγετος «краткий и приятный» (с троичном Анастасия Рапсаниота, «истолкованным» М. В., и с его же богородичном); 3 великих славословия (на «чистый» 2-й глас, 2-й плагальный глас «аналитическое и радостное» ( παρρησιαστικ κα χαρμσυνος) и на 4-й плагальный глас с указанием «распето мной на Кипре в год 1818») и песненные версии Трисвятого (Ασματικ) для славословий др.

http://pravenc.ru/text/2562686.html

обработок. Среди авторов - визант. мелурги XIII-XIV вв.: Михаил Анеот , Иоанн Глика , Никифор Ифик , Иоанн Кукузель , Ксен Коронис Иоанн Цакнопулос (Ath. Ivir. Gr. 972. 1-й пол. XV в.). В кон. XIV в. знаменитый мелург Иоанн Клада распел А. Богородице целиком, подражая древней мелодии, и создал один из выдающихся памятников визант. муз. искусства. Все икосы сложны по мелодической организации, ихимы (интонационные формулы) и кратимы (мелизматические вставки) помещаются в них на границах смысловых разделов текста. Весь А. Богородице в этой мелодической обработке записан аналитической нотацией нового метода хартофилаксом Хурмузием Гиамалисом (Athen. Nat. Bibl. Gr. 713 и Athen. CPolit. Metoch. S. Sep. 714). Проимий «    » издан в Пандектах (Πανδκτη. Κωνσταντινοπολις, 1850. Τ. 1. Σ. 352), а икос «      » - в качестве приложения в кн. Г. Статиса «Описание афонских византийских музыкальных рукописей» (Η καταλογογρφησις τν χειρογρφων Βυζαντινς Μουσικς το Αγου λδβλθυοτεΟρους). В поствизант. период весь А. Богородице был обработан Венедиктом Епископопулом (ок. 1600; Ath. Cutl. 448). Позднее, во 2-й пол. XVIII в., Ларисский протопсалт Анастасий Рапсаниот сочинил свой муз. вариант А. Богородице. Это сочинение содержится во многих рукописях. Кодекс XVIII в. из рукописной коллекции мон-ря вмц. Екатерины на Синае (Sin. Gr. 1575) скорее всего ошибочно приписывает муз. обработку Иоанну Плусиадину († 1500). В рус. богослужебном обиходе распев А. Богородице первоначально бытовал в устной традиции, за исключением проимия «    », встречающегося в ранних (Кондакарях) и поздних нотных рукописях ( Обиходах ). В совр. практике икосы обычно читает священник литургическим речитативом, а «  » и хайретизмы («  ») или только последнее «      » поются хором и молящимися на местный обиходный напев. Г. Статис, Е. И. Коляда Иконография " Поюще Твое Рождество " (23-й икос). Фреска ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря (Македония). Ок. 1376 г. " Поюще Твое Рождество " (23-й икос). Фреска ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря (Македония).

http://pravenc.ru/text/63814.html

Во время османского владычества число подчиненных Ларисскому митрополиту епископий сократилось. Согласно Синтагматию Иерусалимского патриарха Хрисанфа (1715), их осталось 8 (Димитриадская, Стагийская, Лицская и Аграфская, Скиафская и Скопелская, Гардикийская, Радовисдийская, Лидорикская, Фавмакская и Зитунийская), а в 1881 г., когда Фессалия была освобождена от тур. ига,- 5 (Фавмакская, Триккская, Стагийская, Гардикийская, Платамонская епископии (до 1881 подчинялась Фессалоникийскому митрополиту)). В 1896 г. Ларисская митрополия стала епископией, часть Фарсалской епархии была подчинена Ларисскому епископу, а часть Алмирской епархии - Димитриадскому. В 1899 (1900) г. Платамонская епископия была присоединена к Ларисской. Еп. Арсений (Афентулис) вел активную политическую деятельность, направленную против Э. Венизелоса, поэтому в 1917 г. он был вынужден покинуть кафедру и провел неск. лет в ссылке. В 1922 г. епископии Элладской Православной Церкви были возведены в ранг митрополий, в 1923 г. владыка Арсений вернулся на свою кафедру. Митрополиты Димитрий (1956-1959) и Иаков (1960-1968) рукоположили большое число иереев, чтобы обеспечить приходы священниками. В 1965 г. был освящен новый кафедральный собор свт. Ахиллия. В 1977 г. митрополия получила совр. название. При митр. Серафиме в Ларису были возвращены мощи свт. Ахиллия и в митрополии велось активное храмостроительство. В 2014 г. в Л. и Т. м. действовали 118 приходских храмов, 43 парекклисиона, 145 экзокклисионов, 32 кладбищенские церкви, 3 муж. монастыря (Комнинион, или Успения Пресв. Богородицы, и вмч. Димитрия Солунского, новомучеников Лесбосских Рафаила, Николая и Ирины близ Пирьетоса, прп. Никодима Святогорца близ Пирьетоса) и 3 жен. мон-ря (Преображения Господня близ Рапсани, Пресв. Богородицы Гликофилусы близ Рапсани, Благовещения Пресв. Богородицы и св. Иринея близ Пирьетоса). В епархии созданы благотворительные орг-ции «Сбор пожертвований братолюбия и взаимопомощи» и «Хлеб насущный» (столовые для бедных), приют для девочек, дом престарелых «Панагия Армениотисса», донорский центр, школа визант. музыки «Святой Ахиллий», центр поддержки семьи, катехизаторские школы, церковный радиоканал, б-ка в митрополичьей резиденции. В годы экономического кризиса был открыт пункт раздачи продуктов и одежды нуждающимся и пункт оказания бесплатной медицинской помощи. Епископы Ларисские

http://pravenc.ru/text/2463131.html

– Герондисса благословила меня ехать не в субботу, а в воскресенье. Думаю, это неслучайно… Яннис: Конечно! Она прозорлива. Когда герондисса молится, она видит сердца всех, за кого молится. Как-то у меня были проблемы. Я сказал ей: «Герондисса, у меня проблемы». И она тут же поняла все мои трудности, дала советы и ответила на все невысказанные вопросы. Елена: Герондисса видит вещи, но не говорит об этом, она скрывает свои дары. О них можно догадаться по косвенным признакам. Так, иногда она может забыться и спросить о какой-то детали, например о болезни ребенка, внука, родственника. Или о какой-то проблеме. И человек только потом понимает, что не говорил старице об этом – она узнала сама. Яннис: А вообще главное чудо – это то, что две слабые женщины, герондисса Анисия и монахиня Маркелла, пришли сюда, в это пустынное место, в безлюдные горы, на развалины старинного монастыря, и построили, с Божией помощью, такую большую чудесную обитель, с прекрасными храмами, со множеством сестер… – Да, это настоящее чудо. Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас! Рейтинг: 10 Голосов: 1274 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Вита 9 декабря 2016, 21:34 Дорогая Ольга, очень благодарим Вас за невероятно интересные рассказы о монастырях Старца Ефрема. Но хочу добавить ,это немаловажно , я сейчас в Проти Серон, сестры здесь встают на молитву не в 4.00 утра , а в 1.30 ночи , делают по четкам свое келейное правило -1200 поясных поклонов и 100-150 земных и занимаются умной Иисусовой молитвой до службы , потом в 4.45 они идут на службу , молятся , потом 2 часа отдыхают и идут на послушания. А какие глубокие и интересные поучения матушки Анисии... Ещё очень советую Вам съездить в Рапсани в монастырь Гликофилуса, там игумения Матушка Мария, она с младенчества знала Герондиссу Макрину и Геронду Ефрема и очень много историй связанных с ними знает и рассказывает, её можно слушать часами . Читателям это будет интересно. Единственный ньюанс , она не разговаривает совсем на английском языке и я с ней общалась на греческом. Это было невероятно полезно и интересно.

http://pravoslavie.ru/97399.html

Во время второго посещения летом 1990-го старец Иаков сказал: «Герондисса Макрина – не только ваша матушка, она матушка и для нас. Она все – церковная матушка. Если бы я был в Волосе, ходил бы каждое утро и целовал бы ей руку, такое почтение и благоговение я имею к герондиссе Макрине. Каждое утро, когда литургисаем, мы вынимаем частицу за герондиссу Макрину и ее сестер...» «Всецерковная матушка» Действительно, по благодати Божией, блаженная Макрина стала не только матерью-игуменией для монастыря Одигитрии, но и «всецерковной матушкой». Ее молитвенное материнское попечение, боль, забота простирались на всех чад Церкви Христовой и на весь мир. Но не только на это указывает именование «всецерковная матушка». Старец Ефрем Мораитис , духовный руководитель герондиссы Макрины с сестрами, которому они были переданы Старцем Иосифом Исихастом «из полы в полу», со временем благодатию Божией стал, по выражению Афанасия Зоитакиса, великим современным подвижником, масштаб личности которого достоин его духовного отца 52 . Старец Ефрем стал духовным руководителем тысяч монашествующих и мирян, основателем и возобновителем десятков монастырей как в Греции, так и за рубежом. И именно обитель в Портарье, руководимая блаженной герондиссой, явилась священным питомником для этих обителей. Первым в 1974 году был основан монастырь Архангела Михаила на острове Тасос (Афонское подворье священного монастыря Филофей) 53 . Двенадцатью годам позже, в 1986 году, из сестер монастыря Одигитрии была образована община монастыря Иоанна Предтечи в Серрах. В 1995 был возрожден одноименный монастырь в Наусе, а в 1996 учрежден монастырь Панагии Гликофилуссы 54 в Рапсани. Чудодейственным Божественным промыслом под духовным руководством старца Ефрема Мораитиса было основано девятнадцать монастырей в Соединенных Штатах Америки и Канаде. В настоящее время старец, имея особое попечение об этих обителях, переехал в Америку, где пребывает в монастыре Антония Великого близ города Финикс штата Аризона 55 . А началось все в 1989 году, когда старцем Ефремом был учрежден монастырь Рождества Богородицы в Саксонбурге в Пенсильвании. Сестры из монастыря герондиссы Макрины в Портарье стали первыми его насельницами. А в 1995 году другие сестры из Портарьи учредили монастырь Честного Предтечи в Голдендейле штата Вашингтон. Одновременно и монастыри-братья на Тасосе и в Серрах удостоились в свою очередь создать как в Греции, так и в Северной Америке и Канаде несколько новых монашеских обителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/...

Давняя идея о хронологически нерасчлененном нарративе, предшествовавшем собственно летописанию, редко подвергается сомнению. Вслед за А. А. Шахматовым и Д. С. Лихачевым его чаще всего относили к 30–40-м годам XI в., но сейчас все большее количество сторонников приобретает датировка временем Владимира (Назаренко 2001. С. 435–450; Гиппиус 2012. С. 49–60) или первыми же годами после его кончины (Цукерман 2009. С. 189–229; Михеев 2011). А. А. Шахматов (1908. С. 142–143, 566) считал упоминание о мощах в статье 6496 (988) г. добавлением, сделанным при включении в летопись «Корсунской легенды», которое (включение) исследователь относил к концу XI в., и потому опустил это упоминание в своей реконструкции печерского свода, предшествовавшего «Начальному своду» 1090 – х гг. Аргумент при этом был один: слова «...и Настаса, и попы Корсунски», непосредственно за которыми следует интересующее нас «с мощми святаго Климента и Фива, ученика его», должны восходить к «Корсунской легенде», потому что Анастас Корсунянин упоминается в рассказе о Десятинной церкви, а корсунские священники – в рассказе о крещении киевлян, между тем этот последний, так же как и «подробности о построении церкви св. Богородицы принадлежат несомненно Корсунской легенде». Не можем последовать за этим рассуждением. То, что Анастас – лицо реальное и действительно был приставлен Владимиром к церковной казне в Десятинной церкви – факт, ибо никак невозможно отнести к «Корсунской легенде» сообщение о предательстве Анастаса и передаче им казны польскому князю Болеславу Храброму в 1018 г. (ПСРЛ 1. Стб. 144; 2. Стб. 131). Собственно, это следует и из логики самого А. А. Шахматова, согласно которой реальный Анастас заменил некоего «варяга Жьдьберна» «Корсунской легенды». Когда? Естественно, при обработке «Корсунской легенды» летописцем. Поэтому не думаем, чтобы упоминание об Анастасе можно было бы считать признаком использования «Корсунской легенды» со стороны летописца. В той же мере бесспорной реальностью является и перенесение в Киев мощей свв. Климента и Фива. Как уже было отмечено выше, в летописи о мощах говорится только в ряду богослужебных предметов, вывезенных князем Владимиром из Корсуня, тогда как в известии о закладке Десятинной церкви и передаче ей всего добытого в Корсуне в статье 6499 (991) г. о них умалчивается.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

Херсонес являлся оплотом византийского господства на Черном море Важно отметить, что Херсонес являлся оплотом византийского господства на Черном море, одним из жизненно важных узлов экономических и торговых связей империи. Поэтому удар по городу весьма ощутимо действовал на Византию. Осажден Херсонес был князем Владимиром в 988 году. При этом город показал незаурядную стойкость в обороне. Например, когда осаждавшие делали насыпь вокруг городских стен, то корсуняне, прокопав тайный подкоп под стеной, выносили землю снизу и тем самым уничтожали насыпь. После девятимесячной осады, отчаявшись в успехе предприятия, Владимир уже думал отступить, но в это время один из горожан, по имени Анастас, пустил в русский стан стрелу с запиской, в которой говорилось: «За стенами с восточной стороны находятся наши колодцы, из которых вода протекает по трубам в город; перекопай их и перейми воду». Как впоследствии оказалось, Анастас был священником. Что подвигло его оповестить князя Владимира, летописи умалчивают, однако его совет сыграл решающую роль во взятии города. Известно, что после событий, связанных с Херсонесом, Анастас последовал за князем Владимиром, участвовал в Крещении киевлян и занимал одно из первых мест в зарождавшейся Русской Православной Церкви. Что же касается его записки, то, прочитав ее и взглянув на небо, Владимир сказал: «Если только Господь поможет мне взять этот город, то я крещусь». Колодцы были перекопаны, в городе наступила жажда, и Херсонес сдался Владимиру. Императорам Василию и Константину князь Владимир послал весть, что если они не отдадут ему сестру в жены, то он пойдет на Константинополь. В то время Византия испытывала разные проблемы и нужды, вести войну с Владимиром у нее не было сил. Василий и Константин дали окончательное согласие на свадьбу и направили Анну в Корсунь, только напомнили, что вступить в брак она должна с христианином, а не язычником. Владимир ответил: «Я давно испытал и полюбил греческую веру». В Корсунь царевна Анна прибыла в сопровождении священников. Всё шло ко крещению великого князя. Конечно, его ум и военная сила решили достаточно много. Однако для наглядного, очевидного убеждения в события вмешался непосредственно Сам Бог: князь Владимир разболелся глазами, ослеп. Узнав об этом, царевна Анна послала сказать ему: «Если желаешь выздороветь, то поскорее крестись». Тогда-то Владимир приказал приготовить всё необходимое для святого Крещения.

http://pravoslavie.ru/80933.html

великому Василию, ибо он идет посетить нас грешных. Ужасаясь сего предсказания, жена исполнила повеления мужа, встретила великого святителя с подобающею честью, приняла благословение от него и ввела его в дом свой, куда в сие время возвратился с работы и пресвитер. После всего св. Василий служил литургию вместе с сим пресвитером, и достойные, присутствовавшие при сем богослужении, видели Духа Святого, осенявшего алтарь. Пресвитер Анастас был по истине человек высокой жизни, постился ежедневно, кроме субботы и праздников, пребывал вместе с женою своею в постоянных молитвах, был кроток и милостив к бедным и страждущим. В доме пресвитера, после службы церковной, св. Василий просил его рассказать подробно, что имеет отец Анастас, и как вообще идет жизнь его. Тогда пресвитер ответствовал: я человек грешный, и плачу по обязанности дань кому следует по закону, есть у меня две запряжки волов, из коих одною работаю сам, а другою мой наемник. Половина заработанного идет на пользу нищим, а другая на службу необходимую мне. Тогда св. Василий подойдя к затворенным дверям одной комнаты, приказал отворить их, но пресвитер отвечал: не входи в комнату ту, там лежит имущество наше, но двери, по слову св. Василия отворились сами собою, и увидели тогда бывшие тут, что в комнате находился на попечении пресвитера больной человек. И сказал святой Василий: зачем ты хотел скрыть богатство твое? св. Анастас отвечал: сердит этот больной и я боялся показать его тебе, дабы он словом не оскорбил тебя. Св. Василий просил тогда пресвитера, дабы он допустил послужить больному сему целую ночь, дабы обоим быть участниками в подвиге христианского милосердия и остался святитель с болящим всю ночь. Молился святой Василий, да исцелеет больной сей, и молитва его услышана была Господом. И извел святитель по утру на другой день бывшего больного целым и невредимым и славил он Господа, и св. Василия и св. Анастаса пресвитера. О Преподобном отце нашем Елисее 0. Елисей рассказывал следующее: В молодых летах я заболел смертельно, и не смотря на все старания врачей, призванных отцом моим, болезнь не проходила, наконец врачи прямо объявили, что более трех дней я жить не буду.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010