Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАСИЙ КВЕСТОР [греч. Κυστωρ, Κοαστωρ], по прозвищу Заика [ Τραυλς], визант. писатель, гимнограф и мелод. В правление имп. Льва VI Мудрого (886-912) занимал в К-поле должность квестора (придворного юриста), что известно из письма, к-рое он написал в 907 г. своему другу, магистру и богослову Льву Хиросфакту . А. К.- автор энкомия на мученичество св. Агафоника († ок. 305) и эпиграммы (небольшого стихотворения) на Распятие; др. эпиграмма А. К. была начертана на памятнике, украшавшем столичный ипподром. В греч. рукописях сохранились надписанные именем А. К. богослужебные каноны свт. Иоанну Постнику , Патриарху К-польскому (2 сент.), прор. Моисею (4 сент.), св. папе Клименту Римскому (25 нояб.), сщмч. Петру Александрийскому (25 нояб.), мученикам Никомидийским (28 дек.), прп. Феодосию Киновиарху (11 янв.) (Ταμεον), а также на праздник Благовещения 4-го гласа с акростихом (Минея РНБ. Греч. 553. Л. 21-33, XI в.). Его именем, с прибавлением прозвища Кампсакис ( Καμψκης), надписаны еще 2 канона - прп. Патапию (8 дек.) и святым Еввиоту и Филетеру (14 дек.). А. К. распел ирмосы канонов: покаянного, на Благовещение, на Сретение Господне, на Рождество Иоанна Предтечи, в Неделю ваий, на Пасху и мч. Агафонику (см., напр., нотированный Ирмологий X в. (Ath. Laur. Β. 32)). Нек-рые исследователи отождествляли А. К. с автором заупокойного кондака (см. Анастасий , визант. гимнограф). Соч.: Δελτον τς στορικς κα θνολογικς ταιρεας τς Ελλδος. Αθναι, 1883-1884. Τ. 1. Σ. 407 [письмо, изд. И. Саккелионом]; Epigrammatum Anthologia Palatina/Ed. A. F. Didot. Parisiis, 1864-1890. T. 2. P. 512 [эпиграмма на Распятие] (Рус. пер. Ф. Петровского//Эпиграммы греческой Антологии. М., 1999. С. 517); AnBoll. 1886. T. 5. 396-415 [энкомий, изд. Г. ван Хооффом]; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Θεοτοκριον. Chennevières-sur-Marne, 1931. P. 81, 126, 165, 182, 218; AHG. 1976. Vol. 4. P. 230 (XVIII), 310 (XXIV), 471 (XXXVII); Ταμεον. N 3, 8, 271, 276, 336, 349, 392, 441.

http://pravenc.ru/text/114890.html

Он ввел в поэзию рифмованный стих, а также свойственные риторической прозе аллитерации и ассонансы. До сих пор не выяснено, являлся ли «сладкогласный» поэт автором музыки к своим произведениям, или он сочинял текст на готовую музыку. Романа Сладкопевца называют среди возможных авторов «Акафиста Богородице». Кондак, созданный им, оказал влияние не только на византийское, но и на русское гимнографическое творчество и использовался в обряде погребения священнослужителей вплоть до XIV в. Руфин (ок. 345410) – уроженец Аквилеи, небольшого приморского города близ Венеции, завоеванного в 361 г. Юлианом. Он познакомил Западную Европу с методами греческой теологии. Руфин перевел на латинский язык труды Оригена , «Церковную историю» Евсевия в сокращенном виде, произведения Василия Кесарийского, Григория Назианзина и др. богословов. Под влиянием труда Евсевия иисатель создал «Церковную историю» (402 г.) в двух книгах на латинском языке, в которой освещены события 325395 гг. Руфин прославлял в ней христианскую церковь и христианских императоров (Константина I, Феодосия I), а также выступал против еретиков-ариан. В «Апологии к папе Анастасию» (400 г.) и в «Апологии от нападок Иеронима» (401 г.) он защищал свое понимание ортодоксальности. К «Церковной истории» Руфина обращались в своих трудах Сократ Схоластик , Саламан Ермей Созомен, Феодорит Киррский . Свод гражданского права Юстиниана (лат. Сатега juras civilis) был составлен по инициативе и при поддержке императора, созвавшего в 528 г. комиссию из опытных юристов, по словам Юстиниана, «людей науки, неутомимого трудолюбия и похвального усердия к общественному делу», среди которых были квестор Трибониан и профессор права Феофил. Возглавил комиссию экс-квестор, патрикий Иоанн. Результатом деятельности этих ученых стал Кодекс Юстиниана, получивший силу закона в 529 г. (сохранилась вторая редакция Кодекса, сделанная в 534г.). В 530 г. комиссия из 16 юристов, возглавленная Трибонианом, приступила к созданию Дигест. В том же году началась работа по написанию Институций, завершенная к ноябрю 533 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После тщательного изучения письма Лев предложил членам синклита высказать свое мнение. Патриарх Герман слегка кивнул головой в сторону своего синкелла Анастасия. — Благочестивейший и светлейший государь наш Лев, — начал свою речь Анастасий, — если твоему величеству угодно выслушать мое мнение, то оно сводится к следующему. Омар, не понимая всей глубины и истины христианского учения нашего, искажает эту истину по своему суетному разумению. Но задает он эти вопросы не для ответов, а для смущения твоей души, дабы ты, государь, прочитав это письмо, обратился в его сарацинскую веру. Напрасно же сей еретик надеется поколебать твое высокомудрие. Господь наш Иисус Христос заповедовал нам, говоря: «Не мечите бисера вашего перед свиньями…» И если внимать прилежно сей Божественной заповеди, то на письмо Омара ответ не следует давать совсем. После синкелла заговорил квестор священного двора Игнатий: — Великий наш государь! Слова Анастасия, несомненно, справедливы, но только если бы с подобным письмом обратилось частное лицо. Поскольку же послание принадлежит сарацинскому государю, то умолчание на него может обратиться против нашей веры. Ибо сарацины скажут: христиане убоялись задаваемых им вопросов, потому как не имели на них надлежащих ответов. Вот почему, государь, необходимо дать ответ Омару подробно и обстоятельно по каждому задаваемому им вопросу. После выступления Игнатия слово вновь взял покрасневший от досады Анастасий: — Я бы с радостью согласился с достойнейшим патрицием Игнатием, если бы на все вопросы Омара мы без труда могли бы дать достойный ответ. Все собрание с удивлением воззрилось на синкелла, ожидая от него объяснения столь странного заявления. Патриарх неодобрительно нахмурился, но промолчал. — На все задаваемые вопросы о пророчествах, о книгах Священного Писания и даже о троичности Лиц в Боге и прочих вопросах халифа, — продолжал Анастасий, — христианская философия ответит без труда. Но есть в письме из Дамаска один вопрос, на который ответить очень сложно. При этих словах синкелл взял письмо халифа и прочитал: «Почему вы, — пишет Омар, — почитаете кости апостолов и пророков, знамение креста, бывшее, по законам, орудием приговора, также иконы, которым вы поклоняетесь? Где в Писании есть о том свидетельство, или где говорится об этом хотя бы в вашем Евангелии? Зато нетрудно найти в Писании противное этому вашему обычаю, свойственному разве что одним невежественным идолопоклонникам. И ты знаешь о том хорошо, что Бог же через пророка своего Моисея строго запрещает делать какие-либо изображения и поклоняться им. Но и пророк наш Мухаммед говорит, что «кумиры гнусны и суть дело сатаны».

http://azbyka.ru/fiction/ioann-damaskin/

2. При нем была принесена риза Пресвятой Богородицы из Иерусалима, которую обрела некая благоговеннейшая еврейская женщина-дева, и мощи святой Анастасии, которые положили в ее мартирии. При нем же случился и большой пожар в Неории, дошедший до Святого Фомы. При нем сошла и пыль с неба, так что лежала на крышах на пядь. 3. В его дни был и святой Даниил, столпник в Анапле, в которого этот император сильно верил. 4. Умер он от болезни. 5. При Льве, после кончины Анатолия патриархом был назначен Геннадий 562 . 6. Икономом же он поставил Маркиана, который был из секты кафаров, а потом перешел в Церковь : при пожаре он, поднявшись на крышу Святой Анастасии и держа евангелие, спас храм невредимым, (так как огонь, словно свод, прошел над ней 563 . 7. При Геннадии усохла рука художника, написавшего Спасителя в образе Зевса, – Геннадий его исцелил молитвой. Говорят же, что другой лик Спасителя, курчавый и с короткими волосами, является более истинным 564 . 8. При Льве (вельможа) 565 Студий основал храм святого Иоанна и поселил там монахов из акимитов. 9. При Льве тело пророка Елисея было перенесено в Александрию, в монастырь Павла Прокаженного (ведь тот исцелял проказу и наводил проказу), и поставлено в Лепре 566 . 10. При нем квестор 567 Исокасий, обвиненный в язычестве, был приведен к эпарху Города со связанными сзади руками. И вот сказал ему эпарх Посей: «Посмотри на себя, Исокасий, в каком виде ты оказался?» Тот сказал: «Вижу и не удивляюсь: как человек, я попал в человеческую беду – но суди меня так, как судил со мной». Узнав об этом и сжалившись над этим, император отпустил его на свободу 568 . 11. При Льве, через 1300 лет после царствования Ромула, основавшего Рим, воцарился Ромул 569 , и прекратилось царство на Ромуле, начавшись при Ромуле, так как Одоакр, король 570 готов, захватил власть. (Этот Лев, назначив стратилатом Зинона, сделал его своим зятем, женив на Ариадне, своей дочери от Верины 571 . Заболев, этот Лев скончался, назначив императором своего внука Льва. Его тело было положено в зеленом саркофаге в герооне святого Константина. А жена его – Верина, сестра Василиска) 572 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

64 Об отзыве Велисария из Италии в «Войне с готами» говорится следующее: «Антонина, жена Велисария, прибыла после смерти василисы в Византии и попросила василевса отозвать туда своего мужа. Она без труда этого добилась. Ибо уже и война с мидийцами лежала на василевсе Юстиниане тяжелым гнетом и побуждала его к этому решению» (B.G. III.30.25). 69 Иоанн, сын Сисиниола, – византийский военачальник, участник войны с вандалами. См.: B.V. II.19.1; 22.3. 73 Часть источников называет Юстина фракийцем, часть – иллирийцем. А. А. Васильев отдает предпочтение фракийскому происхождению Юстина (Vasiliev A. A. Justin the First. An Introduction to the Epoch of Justinian the Great. Cambridge (Mass.), 1950. P. 49) ; Б. Рубин, А. Джонс и др. – иллирийскому (Rubin В. Das Zeitalter... P. 81; Jones A. H. M. The Later Roman Empire. Oxf., 1964. P. 267). 75 Война с исаврами, воинственным народом, обитавшим во внутренних районах Малой Азии, началась сразу же по восшествии на престол Анастасия I (491 – 518) и продолжалась семь лет. Непосредственно ее причиной было оттеснение исавров от высших должностей в военно-административном аппарате империи, которые они занимали при предшественнике Анастасия Зиноне. 77 Прокл – квестор священного дворца (522523 – 525526), в прошлом видный адвокат. Характеризуется в источниках как умный и проницательный государственный деятель. См. о нем также: В.Р. I.11 11 и след. 79 γραφς – это, скорее всего, перо, но неясно, какое, поскольку тростниковое перо именовалось калямом. 82 Амантий – препозит священной спальни 518 г. По другим источникам, он стремился сделать императором своего племянника Феокрита, а когда он ничего не добился, пытался устроить против Юстина I заговор. См.: Malal. Р. 410 – 411; Chron. Pasch. P. 610. 84 О Виталиане, талантливом полководце, консуле 520 г., популярность которого как страстного ревнителя ортодоксии была огромна, см. выше: B. P.I.8.3 и комм. Об убийстве Виталиана во дворце в год его консульства сообщает в Иоанн Малала. Malal. Р. 412. О возможной причастности Юстиниана к убийству Виталиана см.: Vasiliev A. A. Op. cit. Р. 108 – 114; Stew Е. Op. cit. Р. 320.

http://azbyka.ru/otechnik/6/tajnaja-isto...

(возможно, принадлежавшего перу известного дипломата Петра Патрикия), вошедшего в качестве эксцерптов в произведение «О церемониях византийского двора» Константина Багрянородного, ни одного из родственников умершего императора не рассматривали в Константинополе как реального претендента на престол. Могущественный препозит священной спальни Амантий добивался трона для своего племянника Феокрита, но войско высказалось за комита экскувитов Юстина. На его же стороне оказались сенат и народ, недовольные религиозной и социально-политической деятельностью Анастасия. См.: Malal. Р. 410 – 411; De cer. P. 426 – 430. Что касается троих племянников Анастасия (Ипатия, Помпея и Прова), то при всем том, что они не отличались особыми дарованиями, они не были отстранены от двора и продолжали пользоваться высокими титулами и должностями вплоть до 532 г., когда они оказались замешаны в восстании Ника. См.: Чекалова А. А. Константинополь... С. 109 – 110. 85 Каос (Каус) был сыном Кавада от той его жены и сестры, которая помогла ему спастись бегством из Замка забвения. Он родился еще в первый период правления Кавада, и его воспитание шах доверил маздакитам, приверженцем которых Каос, естественно, и стал. Поэтому маздакиты держали его сторону. Между тем Кавад уже отходил от этого, ставшего опасным в его глазах, течения. По всей видимости, это и явилось одной из причин, по которой стареющий шах хотел видеть своим преемником своего младшего сына Хосрова, придерживавшегося, напротив, зороастризма и имевшего тесные связи с зороастрийским духовенством. См.: Christensen A. L’Iran... P. 354 – 355. О притязаниях Каоса на шахский престол см. ниже: I. 21. 20. 86 Хосров был сыном сестры того самого Аспеведа (Аспахбада), который заключал со стороны Ирана мир с Византией. См. 1.9. 24. Этот Аспевед принадлежал к древнему парфянскому роду и имел сан шпахбада, т. е. командующего военными силами Ирана. См.: Christensen A. Le règne... P. 95. N. 3. 87 Прокл – юрист, квестор священного дворца 522523 – 525526 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-pers...

Грозовое напряжение разрядилось бунтом – попыткой свергнуть Юстиниана. У мятежников были разные мотивы рисковать. В дворцовых и правительственных кругах затаились приверженцы племянников императора Анастасия, хотя сами они, похоже, не стремились к верховной власти. В основном это были сановники, придерживавшиеся монофизитского богословия, приверженцем которого был Анастасий. В народе накопилось недовольство налоговой политикой правительства, главными виновниками виделись ближайшие помощники императора префект претория Иоанн Каппадокийский и квестор Трибониан. Молва обвиняла их в поборах, взятках и вымогательстве. Прасины возмущались откровенным предпочтением, которое Юстиниан оказывал венетам, а стасиоты венетов были недовольны тем, что правительство, вопреки тому, что писал Прокопий о потворстве их бандитизму, все же принимало полицейские меры против особенно очевидных криминальных эксцессов, которые они совершали. Наконец, в Константинополе оставались еще язычники, иудеи, самаряне, а также еретики ариане, македониане, монтанисты и даже манихеи, которые справедливо усматривали угрозу самому существованию их общин в религиозной политике Юстиниана, ориентированной на поддержку Православия всей силой закона и реальной власти. Так что горючий материал в столице скопился в высокой степени концентрации, и эпицентром взрыва послужил ипподром. Людям нашего времени, захваченного спортивными страстями, легче, чем это было в предшествующие века, представить, как легко ажиотаж болельщиков, заряженных заодно и политическими пристрастиями, может вылиться в беспорядки, представляющие угрозу восстания и переворота, в особенности когда толпой искусно манипулируют. Началом мятежа послужили события, происходившие на ипподроме 11 января 532 года. В промежуток между заездами один из прасинов, судя по всему – заранее подготовленный к выступлению, от лица своего дима обратился к присутствовавшему на скачках императору с жалобой на спафария священной опочивальни Калоподия: «Много лет, Юстиниан – Август, побеждай! – нас обижают, единый благий, и мы не в силах долее сносить, свидетель Бог!» .

http://pravoslavie.ru/59910.html

От них страдали все, и в числе первых те венеты, которые не являлись стасиотами» 83 . Весьма колоритным было их щегольское и вычурное одеяние: они отделывали одежду «красивой каймой… Часть хитона, закрывающая руку, была у них туго стянута возле кисти, а оттуда до самого плеча расширялась до невероятных размеров. Всякий раз, когда они в театре или на ипподроме, крича или подбадривая [возничих]… размахивали руками, эта часть [хитона], естественно, раздувалась, создавая у глупцов впечатление, будто у них столь прекрасное и сильное тело, что им приходится облекать его в подобные одеяния. Накидки, широкие штаны и особенно обувь у них и по названию, и внешнему виду были гуннскими» 84 . Стасиоты конкурировавших с венетами прасинов переходили в банды противника, «другие же, бежав, укрылись в иных местах. Многие, настигнутые и там, погибали либо от руки противника, либо подвергнувшись преследованиям со стороны властей… Многие, прельстив их деньгами, указывали стасиотам на своих собственных врагов, и они тотчас же истребляли их» 85 . Слова Прокопия о том, что «ни у кого уже не оставалось малейшей надежды на то, что он останется жив при такой ненадежности бытия» 86 , – это, конечно, лишь риторическая фигура, но атмосфера опасности, тревоги и страха присутствовала в городе. Грозовое напряжение разрядилось бунтом – попыткой свергнуть Юстиниана. У мятежников были разные мотивы рисковать. В дворцовых и правительственных кругах затаились приверженцы племянников императора Анастасия, хотя сами они не стремились к верховной власти. В основном это были сановники, придерживавшиеся, подобно самому Анастасию, монофизитских воззрений. В народе накопилось недовольство налоговой политикой правительства, главными виновниками виделись ближайшие помощники императора – префект претория Иоанн Каппадокийский и квестор Трибониан. Молва обвиняла их в поборах, взятках и вымогательстве. Прасины возмущались откровенным предпочтением, которое Юстиниан оказывал венетам, а стасиоты венетов были недовольны тем, что правительство, вопреки тому, что писал Прокопий о потворстве их бандитизму, все же принимало полицейские меры против особенно очевидных криминальных эксцессов, которые они совершали.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Петр Апостол, Н.а. XXVI. 29 Петр Варсима, префект претория Востока Н.а. XXII. 3 – 11, 17, 22, 24, 25, 32, 33, 36 – 38; XXIII. 14; XXV. 20 – 22 Петр из Арзанены, византийский военачальник В.Р. I. 12. 9, 14, 18. 6, 42; II. 15. 6 – 8; 16. 16; 18. 16 – 26; 24. 13, 18; 25. 17; 26. 25, 38; B.V. II. 1. 6; Н.а. IV. 4 Петр Патрикий, магистр оффиций, автор ряда сочинений Н.а. XVI. 2 – 5; XXIV. 22, 23 Петр Фракиец, копьеносец Соломона B.V. II. 28. 3, 24, 28, 33 Пилад, в древнегреческой мифологии друг Ореста В.Р. I. 17. 11 Питиакс, персидский военачальник В.Р. I. 13. 16; 14. 32, 38 Плацидия, дочь Валентиниана III и Евдоксии, жена императора Олибрия B.V. I, 5. 3, 6; 6. 6 Помпей, племянник императора Анастасия I В.Р. I. 24. 19 – 21, 53, 55 – 57 Приап, бог плодородия (садов, полей и очага) В.Р. I. 19. 35 Президий, римлянин Н.а. I. 28 Прейекта, жена Ареовинда, дочь Вигилянции B.V. II. 24. 3; 26. 18; 27. 20; 28. 43 Пров, племянник императора Анастасия I В.Р. I. 12. 6, 9 Прокопий, историк В.Р. I. 1. 1, 3, 5; 12. 24; 17; 17; 22. 9; B.V. I. 12. 3 – 5; 14. 3 – 5, 7, 8, 11 – 15; 15. 35; 18. 2; 19. 33; 20. 1; 21.25; II. 14. 39, 41; Н.а. I. 1 – 10; XI. 25; XII. 14 Приск из Эмесы Н.а. XXVIII. 1, 4, 6, 14 – 15 Приск, секретарь императора Юстиниана Н.а. XVI. 7 – 10 Проба, знатная римлянка B.V. I. 2, 27 Прокл, квестор священного дворца В.Р. I. 11. 11 – 19, 21, 22; Н.а. VI, 13; IX. 41 Псой, александрийский диакон Н.а. XXVII. 14, 15 Пуденций из Триполиса B.V. I. 10. 22 – 24; 11. 22; II. 5. 10; 21. 3, 13, 15 Рекииарий, византийский посол к Хосрову В.Р. II. 27. 24, 25 Рекитанг, фракиец, византийский военачальник В.Р. II. 16. 17 – 19; 19. 33, 34, 39; 30. 29 Репарат, священник Карфагена B.V. II. 26. 23, 24, 26 Рецимер (Рекимер, Рицимер), варвар знатного происхождения, могущественный полководец Западной Римской империи, фактический хозяин Италии 50 – 70-х годов V в., ставивший в свергавший императоров Запада B.V. I. 7. 1 Рим, петух императора Гонория B.V. I. 2. 26 Родон, префект августал Н.а. XXVII. 3, 14 – 16, 18

http://azbyka.ru/otechnik/6/prilozhenija...

б) ввиду боевого отношения к Церкви многих из русского общества, а также со стороны раскола, который будет стараться что-либо подыскать к умалению авторитета Собора; и в) ввиду дарованной свободы слова и печати, которая будет помещать на столбцах газет всё, что будет возможно сказать или сказано против Собора. По вопросу о порядке для избрания на Соборе представителей от клира и мирян На основании практики Церкви, которая указана выше и которая открывается подробнее из чтения деяний соборов, порядок избрания представителей от клира и народа был простой. Император указывал приглашаемому епископу, как например Константин Великий Сиракузскому епископу Христу, сколько и какого сана клириков он должен взять с собой на собор (Евсевий. Церковная история. X, V, с. 584), причём выбор лиц предоставил самому епископу. В приглашениях на Собор, рассылаемых епископам, можно будет Государю Императору указать maximum клириков и мирян, которых мог бы каждый епископ привести с собой по собственному выбору. Выбор клириков и мирян нужно предоставить епископам, потому что они лучше других должны знать и знают людей в клире и среди мирян, отличающихся образованностью, благочестием и ревностью о Церкви, каковые только и могут быть выразителями верований и жизни своей поместной Церкви. Из деяний соборов видно, что в качестве представителей мирян присутствовали высшие государственные сановники, которые назначались самим Государем (Деян. Всел. Соб., Каз., 1882 г., т. VI, с. 174–175). Но, кроме назначенных Государем, прочие государственные сановники не имели права входить на собор и оставаться на нём, даже в том случае, когда имели к собору поручения от Государя. Когда архидиакон Константин, первенствующий из нотариев святейшего архиепископа Константинопольского, доложил собору, что предназначенные к чтению на этом заседании бумаги Макария, архиепископа Антиохийского, поданные последним Государю, принесены, и что принёсший их Иоанн, славнейший патриций и квестор, стоит у дверной завесы, славнейшие сановники и святой собор сказали: «Пусть войдет славнейший патриций и квестор Иоанн». Когда Иоанн вошёл, то славнейшие сановники и святой собор сказали: «Пусть славнейший патриций и квестор Иоанн объявит, ради чего он прибыл к нам». Когда Иоанн объяснил, что он прислан Государем передать бумаги, и передал их, то славнейшие сановники и святой собор сказали: «Славнейший патриций и квестор Иоанн, исполнивший императорское повеление, пусть возвратится домой, а упомянутые бумаги пусть будут прочитаны» (там же, с. 176–177).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010