Антонина Флорентийского († 1459)). Для мн. святых XVI в. существовали лишь акты канонизационного процесса (напр., католич. св. Алоизий Гонзага ). Житие св. Северина. Лист из Пассионала. Кентербери. XII в. (Lond.Brit. Lib. Arundel. 91 Fol. 158v) Житие св. Северина. Лист из Пассионала. Кентербери. XII в. (Lond.Brit. Lib. Arundel. 91 Fol. 158v) С XIII в. получили распространение житийные сборники, особенно составленная доминиканцем Иаковом из Варацце († 1298) «Золотая легенда» (Legenda Aurea). Немного ранее Цезарий Гейстербахский († ок. 1240) составил «Восемь книг о чудесах». Оба автора использовали не только письменные тексты, но и фольклорные сказания. Ряд рассказов о святых вошел в «Зерцало истории» Винцентия из Бове (XIII в.). В XIV в. венецианский агиограф Петр Наталис составил «Перечень святых», в к-ром попытался собрать имена всех подвижников и сохранившиеся сведения о них. Однако механическое использование источников и отсутствие в труде исторической критики привели к противоречиям и путанице. Метод работы Петра Наталиса связан с традицией итал. агиографии XIII в., ярким представителем к-рой был доминиканец Пинамонте да Брембате, автор ряда агиографических легенд. В составленном им Житии св. Граты из Бергамо он объединил сведения из всех известных ему памятников, где встречалось имя святой, как древних (Мученичество св. Александра Бергамского, VI в.), так и новейших (эпическая поэма Моисея Брольского «Пергамин», XII в.). В результате был создан искусственный образ древней царицы, благочестивой вдовы, похоронившей мч. Александра, и одновременно св. девы, дочери каролингского герцога, прославившейся благотворительностью. Подобный подход в целом был характерен для итал. Ж. л. позднего средневековья, когда события, близкие по времени, месту или просто по имени святого, группировались вокруг одного лица. Вслед за Петром Наталисом перечни святых или легенды (сборники сказаний о святых) были составлены в XV в. Иларионом Миланским и Бонином Момбрицием. В кон. XV в. в Кёльне и Лувене были изданы сборники сказаний о святых (Legenda Colonensis; Legenda Lovaniensis), копировавшие по форме «Золотую легенду», но отличавшиеся от нее по содержанию.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Вскоре выяснилось, что ученики апостола Акила и Никита - пропавшие братья К., Фаустин и Фавст. Затем они встретили старика, к-рый стал доказывать апостолу, что Бога нет, а миром правит судьба; когда старик поведал им о своих несчастьях, которые он приписывал дурной судьбе, братья опознали в нем отца. Далее повествуется о противостоянии ап. Петра с волшебником Симоном, к-рый пытался возбудить гнев жителей Антиохии против апостола и его учеников. С помощью Фаустиана Петру удалось разрушить коварные замыслы Симона; антиохийцы с почестями приняли апостола и возвели его на епископскую кафедру, а Симона изгнали из города. Позднее, когда Петр жил в Риме, он назначил преемником К., но тот уступил епископскую кафедру сначала Лину, потом - Клету. Далее Иаков пересказывает заимствованные из Мученичества сведения об обращении Сисинния, о ссылке К. в Херсон, о чудесном открытии источника, об успешной проповеди святого среди местных жителей, о его казни и обретении его мощей в подводной гробнице. Изложив чудо спасения ребенка в соответствии с рассказом свт. Григория Турского, Иаков приводит цитату из префации мессы амвросианского обряда в день памяти К. ( Frei J. Das ambrosianische Sakramentar D 3-3 aus dem mailändischen Metropolitankapitel. Münster, 1974. S. 298-299). В заключение со ссылкой на Льва Остийского приведен рассказ об обретении мощей К. «неким священником по имени Философ» и о перенесении святыни в Рим. «Золотая легенда» получила широкое распространение в Европе, с кон. XIII в. ее переводили на каталон., окситанский, франц., англ. и др. языки. Известны переработанные версии сказания о К., напр. на итал. языке (изд.: Storia di San Clemente Papa. 1863). Ок. 1440 г. Гвидо Гонзага, приор аббатства св. Бенедикта в Полироне близ Мантуи, составил др. версию сказания о К., основанную на «Золотой легенде» (см.: Baroncini. 2011; Eadem. 2012). Стихотворное Житие К. на среднеангл. языке содержится в Южноанглийском легендарии, созданном, вероятно, во 2-й пол. XIII в. в бенедиктинском или цистерцианском мон-ре; содержание Жития в целом соответствует «Золотой легенде» (The Early South-English Legendary, or, Lives of Saints/Ed.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

Этот путь должен быть заперт; иначе ты кончишь тем, что дашь им завоевать нашу землю. Ты не знаешь, что за люди европейцы. Начинают они с того, что выпрашивают клочек земли величиною с воловью кожу, потом разрезают эту кожу на тонкие ремешки и занимают столько земли, сколько ими можно смерить, и – мало-по-малу завладевают всем». – «Впрочем, – продолжал Иоанн, – более важный вопрос, это – охранение веры отцов моих. Царство эфиопское теперь едино. Я желаю, чтобы и вера была также едина, чтобы все веровали так же, как я верую. А потому не должно быть в моей земле проповедников какой-либо другой веры. Вот почему я обязываю тебя выпроводить как можно скорее авву Массая и его сотоварищей» 188 . Следствия этого категоричного заявления сказались очень скоро. Изложим их словами де-Гонзага, нашего почти единственного источника. «Надменный своими победами и обойденный партией «карра», которая желала царить одна во что бы то ни стало, ныгус, не довольствуясь своим положением главы политического и религиозного, становится все больше и больше сектатором. Был отдан приказ с угрозами, чтобы все принимали веру Иоанна. Отступничества начались тотчас. Игумен (l’abbé) знаменитого монастыря дабра-либаносского, боясь потерять свою богатую бенефицию, был одним из первых в ряду отступников. Но эта низость не принесла ему пользы. Ныгус с презрением низложил его тотчас же и назначил на его место отъявленного «карра». И так этот монастырь, который с незапамятных времен считался твердынею 189 партии «сост-лыдат» и никогда не выходил до сих пор из рук ее, достался одному из могущественнейших врагов ее. Всех охватила паника. Все монахи разбежались, оставив монастырь пустым. Трое или четверо из наиболее влиятельных и просвещенных, которые сопровождали игумена при его визите ычаге 190 , были арестованы. В качестве глав своей партии, они, по обычаю страны, просили диспута. Ныгус, принимая вид беспристрастия или – вернее – расставляя ловушку, чтобы никто не убежал, – назначил после пасхи генеральный собор всех дабтара и всех алака церквей страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

В более отдаленные времена было, однако, не так. Наш этот Рим, он новешенек по сравнению с Римом. Старейшая гостиница города «Медведь», где останавливались Рабле и Монтень,— а по преданию (отнюдь не достоверному), и Данте, — находится не здесь, а недалеко от площади Навоны, близ прелестной церковки св. Антония, принадлежащей португальцам; а другая — «Солнце», где жил Ариосто в 1513 году, – в тех же краях, но ближе к Пантеону. Въехав в город по Фламиниевой дороге, Ариосто, Рабле, Монтень и другие приезжие, их и следующие века, сворачивали с нее (то есть с улицы, которую мы, в память прежних увеселений, называем Корсо или Беговой) не налево, к холмам, а направо, в сторону реки, здесь и находя себе пристанище между мавзолеем Августа, лишь при Муссолини принявшем свой нынешний «археологический» вид, и, скажем, термами Агриппы, в самой гуще старого Рима, под которым дремлет и нынче древний Рим, как бы усердно ни заботились с тех пор о его хотя бы частичном пробуждении. Повсюду встречаются тут и церкви различных наций, напоминающие нам о средневековом смысле этого слова, не совсем том, какой присущ ему в наши дни. О португальской я уже упомянул, но нынешняя испанская Санта Мария ди Монсеррато называлась некогда «каталанской» в отличие от церкви Пресвятой Троицы на улице Кондотти, которая «испанской» была всегда, как другая Троица невдалеке от церкви каталонцев была некогда церковью шотландцев. Теперь это английская католическая церковь св. Фомы Кентерберийского. Есть тут, в двадцати шагах от Навоны, церковь «немцев» Санта Мария дель Анима, а по другую сторону площади, в столь же малом расстоянии от нее, церковь св. Людовика, французской нации, Сан Луиджи деи Франчези, куда ходят любоваться тремя холстами Караваджо и где стараниями Шатобриана помянуты Пуссен и Клод Лоррен. Но в первом случае к «немцам» причислены фламандцы и голландцы — в этой церкви гробница последнего неитальянского папы Адриана VI, из Утрехта родом, — а кроме церкви французов, есть в Риме и церковь бургундцев (SS. Claudio е Andrea degli Borgognoni), и церковь бретонцев (S. Ivo die Brettoni), перестроенная в прошлом веке и причисленная к французской «нации». Находится она возле палаццо, где три года жил Торквато Тассо в качестве гостя кардинала Гонзага, но который носит имя позднейших его владельцев, князей Голицыных. В Риме были и есть русские церкви, но папский Рим признавал, разумеется, лишь католические «нации». Однако русское имя в номенклатуре римских зданий не единично. Вилла Зинаиды Волконской на Эсквилине, принадлежавшая нашему, нынче принадлежит британскому посольству. Особняк графа Строганова на виа Систина, построенные около ста лет назад, в 1965 году перешел в собственность соседней с ним немецкой, посвященной истории искусства Bibliotheca Hertziana.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=851...

Показательны Князь-Владимирский собор Антонио Ринальди в Петербурге, многочисленные постройки В. И. Баженова и М.Ф. Казакова в Москве и Подмосковье 11 . Интересны постройки Ю.М. Фельтена, это ряд построек для инославных христианских общин столицы, а также весьма оригинальные примеры романтического направления, существовавшего под покровом официального классицизма – это псевдоготические сооружения, такие, как две пригородные дворцовые церкви св. Иоанна Предтечи (“Чесменская” и на Каменном острове). Подобная тенденция проявлялась и у упомянутых московских мастеров-классицистов. Второй этап – строгий классицизм, связан с более четким следованием ордерным схемам, отсутствием излишеств в декоре. В типологии церковные постройки при этом разнообразны: Троицкий собор Александро-Невской лавры, созданный И.Е. Старовым как купольная базилика, храмы-ротонды Н.А. Львова – в предместьях Петербурга (Екатерининская церковь в Мурино и Троицкая “ Кулич и пасха”), на Валдае и под Торжком, а также крестово-купольные храмы (Вознесенский-Софийский собор в Царском селе). Высокий классицизм, именуемый и русским ампиром, имеет наиболее торжественный характер и связан с правлением Павла I, Александра I и частично Николая I, то есть захватывает треть XIX столетия. По замыслу императора Павла создается Казанский собор на Невском проспекте, de facto кафедральный. После неудачного конкурса с участием Пьетро ди Готтардо Гонзага, Чарльза Камерона и Тома де Томона принимается осуществлённый проект Андрея Никифоровича Воронихина (1760–1814 гг.). Ответив на царское пожелание видеть подобие римского храма св. Петра, автор строит колоннаду, но не отделяющую соборную площадь от города, как в Риме, а открывающую северный фасад храма к проспекту. Пространство с западной стороны окружено оградой, по праву спорящей за первенство с решеткой Летнего сада Ю.М. Фельтена. В соборе применены гранит в интерьере и пудожский камень (известняк) для стен и колоннады. Здесь осуществлен свойственный ампиру синтез архитектуры и изобразительных искусств, особо заметна роль скульпторов И.П.

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

Мы составили список святых Британии, просиявших до Нормандского завоевания, чьи мощи полностью или частично сохранились: Кроме того, в Оксфорде имеется католическая часовня св. Алоизия Гонзага (Oratory of St Aloysius Gonzaga, Oxford), хранящая частички мощей несчетного числа ранних святых более позднего времени. Коллекция содержит мощи как упомянутых выше святых, так и других. К сожалению, многие святыни часовни были уничтожены во время пожара в 1970-е годы. Святая преподобномученица Вита Дорсетская, моли Бога о нас! скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии о.Дионисий 14 сентября 2021, 12:29 Димитрий, нужно говорить Спаси Бог или Спаси Господи. Катя 21 июня 2021, 09:45 Святая Этельдреда также известна как Святая Одри. Тамара 16 июня 2020, 23:29 Очень интересно и познавательно было читать о житии святой. Всё было и в Европе, пока она исповедовала православную веру.. Потом разделение, отход от православия, католицизм, протестанты, а теперь и сплошное безбожие..И нет Европы.. ГОСПОДЬ ПОРУГАЕМ НЕ БЫВАЕТ!! Ирина 16 июня 2020, 20:52 Дмитрий. Спасибо за статью. Великолепная! особенно впечатлило начало статьи с описанием Дорсета - места где жила святая Вита. Представляешь все как наяву. Спасибо за искренность и образный язык , позволяющей нам воочию увидеть святую Виту и места где она проживала. Ирина (А.С.) Дмитрий 15 июня 2020, 15:00 Огромное спасибо всем за отзывы! В православном храме свт. Иоанна Шанхайского в Колчестере гр. Эссекс (St John the Wonderworker Orthodox Church Colchester, Essex) также хранятся частички мощей следующих святых: равноап. императрицы Елены; свт. Григория Двоеслова, папы римского; свт. Августина Кентерберийского; прп. Беды Досточтимого; свт. Кутберта Линдисфарнского; прп. Вальбурги, игуменьи Хайденхаймской (St Walburga, Abbess of Heidenheim); прп. Геновефы (Женевьевы) Парижской. В список не были включены места, где сохранились только раки святых (без мощей) или где наличие мощей угодников не подтверждено, хотя есть такая вероятность. Даст Бог, такой список подготовим к одной из следующих статей

http://pravoslavie.ru/131802.html

Гольдберг А.Л. 10, 461 Гомбрих Э., историк искусства 347, 380, 386, 462 Гонзага Винченцо (ум. 1627), герцог Мантуанский 139 Гончарова Наталия Сергеевна (1881–1962), художница 438, 440, 442, 443, 444 Городцев П. 462 Грабар Андрей Николаевич, французский историк искусства, византинист 286. 361, 367, 369, 462 Грабарь Игорь Эммануилович (1871–1960), художник, историк искусства 179, 291, 363, 410, 462 Грамматин Н. 44, 462 Грещакова М.Ф. 459 Григорий (ум. ок. 1120), инок печерский, иконописец, преподобный 130 Григорий II, папа (751–731), святой 41 Григорий Богослов (329–389), отец церкви 168, 179, 220, 221, 222, 268, 313 Григорий Чудотворец (ок: 21З-ок. 270). святой 105 Григоров Дмитрий Александрович. историк и археолог 395, 462 Григорьев Иван, протоиерей 56 Григорьев Семен (упом. 1742), иконописец из Мстеры 182 Григорьева Е. Г. 93, 459, 462 Грищенко Алексей Васильевич (1883-?), художник, историк искусства 444 Грэй К. 462 Грязнов Ф. (упом. 1915), иконописец из Холуя 277 Гуревич А.Я. 74, 1 13. 217, 462 Гурий (ум. 299–306), св. мученик 74 Гурьянов Василий Павлович (1866–1920), иконописец и реставратор из Мстеры, Владелец иконописной мастерской в Москве, поставщик двора Его Императорского Величества 169, 185, 186, 187, 191, 192, 195, 243, 267, 270, 332 Гусева Э.К. 163, 462 Гюйе Р. 219, 304, 462 Д Даль Владимир Иванович (1801–1872), писатель, лексикограф, этнограф, создатель Толкового словаря живого великорусскаго языка (1863–1866) 206, 462 Дамаскинос М. (XVI в.), греческий иконописец с о. Крит 305 Даниил Викулин (1653–1733), основатель Выго-Лексинского старообрядческого общежительская 368 Данилевский Николай Яковлевич (1822–1885), писатель, социолог, автор сочинения «Россия и Европа» (1869) 238 Данкевич В. 380, 462 Данку Д. 220, 448, 458 Данку Ю. 220, 448, 458 Дворжак Макс (1874–1921), австрийский историк искусства 297, 326, 327, 462 Денисов Л. И. 330, 462 Державина О.А. 122, 138, 462 Джотто (1267–1337), итальянский художник 313 Дзери Ф., итальянский историк искусства 304, 462

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

С 1870 в приходе работало благотворительное общество со школой-приютом, бесплатной столовой, богадельней, домом с дешевыми квартирами и дачей для бедных детей под Сестрорецком. 28.Х.1893 в переполненном соборе отпевали П. И. Чайковского. В Пасху 1916 впервые в столице пасхальную за утреню служили у храма, на площади перед ним. Соборный причт перед революцией состоял из шести протоиереев и четырех священников. Среди служивших в храме надо упомянуть: прот. Тимофея Ферапонтовича Мысловского, автора книги " Молитвы за умерших " , и последнего (с 1913) настоятеля прот. Философа Николаевича Орнатского, видного общественного деятеля, одного из новомучеников. В конце ноября 1920 митрополит Вениамин освятил в соборе придел свмч. Ермогена, патриарха Московского. Ограбленный при изъятии церковных ценностей собор был в апреле 1932 закрыт для верующих (решение Леноблисполкома от 26.XII.1931 и Президиума ВЦИК от 10.III.1932), а 15 ноября того же года открыт как Музей истории религии и атеизма. Чудотворная икона была перенесена во Владимирский собор, где помещена у правого клироса. В Троицу 1991 в левом приделе возвращенного епархии Казанского собора возобновились богослужения, через год - в главном; предусматривается переезд музея в другие здания и полная передача собора верующим. 29 марта 1998 года торжественно, согласно уставу, архиерейским чином освящён престол и весь Казанский собор в Санкт-Петербурге. Этим освящением собор очищен от атеистического осквернения и возвращён в прежнее каноническое достоинство. http://accoona.ru/referat/ref32018.html Взамен обветшавшей Рождественской церкви 1733-1737гг. для хранения чудотворной иконы Казанской Божией Матери было решено возвести Казанский собор По требованию императора Павла 1, здание должно было напоминать собор Святого Петра в Риме с его круговой колоннадой. В 1799-1800 гг. был проведен конкурс на проект собора, в котором участвовали Ч. Камерон, П. Гонзага и Ж.Б. Тома де Томон, но при поддержке графа Александра Сергеевича Строганова, президента Академии Художеств и главного попечителя строительства, работы были поручены Андрею Никифоровичу Воронихину, бывшему крепостному Строганова. Н.А. Синдаловский в своих книгах, рассказывает, что соперники и недоброжелатели Воронихина обвиняли его и в том, что колоннада заимствована у Баженова, из его неосуществленного проекта одного из крыльев Кремлевского дворца, и в прямом использовании баженовского проекта парижского Дома инвалидов, и в том, что собор является копией собора святого Петра. Поводом для таких слухов послужило то, что Воронихин в конкурсе не участвовал, однако его проект был утвержден в 1800г. Чтобы органично вписать собор в структуру Невского проспекта и соблюсти каноны культового строительства, в соответствии с которыми алтарная часть должна находиться в восточной части храма, а главный вход с западной, Воронихин связал Невский проспект с собором 96-колонной, четырехрядной колоннадой.

http://sobory.ru/article/?object=01954

Картина «Успение Девы Марии» была заказана у Караваджо папским адвокатом Лаэрцо Черубини для кармелитской церкви Санта Мария делла Скала в городе Трастевере. Увы! Законченное творение не понравилось представителям Папы Римского, и они наотрез отказались не только его оплачивать, но и тем более размещать в церкви Санта Марии. По их мнению, художник Караваджо этой картиной нарушил все римско-католические догматы и оскорбил Божественную природу Божией Матери. Неизвестно, что стало бы с этим полотном. Возможно, художник его попросту бы сжег (тем более известно, что Караваджо был очень вспыльчив и обидчив), если бы в дело не вмешался Рубенс, который, едва увидев полотно, мгновенно понял, что это шедевр. Рубенс даже заявил, что «Успение Девы Марии» – это лучшее произведение Караваджо. По просьбе Рубенса картину «Успение Девы Марии» приобрел Винченцо Гонзага, герцог Мантуи. Он даже специально устроил выставку этой картины в течение целой недели в своем доме на Виа дель Корсо со строжайшим запретом на любое копирование шедевра Караваджо. Впоследствии картина «Успение Девы Марии» побывала в самых знаменитых коллекциях мира: в покоях короля Карла I и короля Людовика XIV, а после Французской революции шедевр Караваджо перешел в собственность государства и сегодня украшает коллекцию Лувра. Представителей Папы Римского возмутило, что нарушены все канонические традиции изображения Богородицы, что Матерь Божия представлена как простая женщина, что зрители видят лишь Ее смерть, но не вознесение или коронацию. Но представители духовенства на самом деле не увидели того, что создал своей кистью великий художник. Да, на полотне мы видим апостолов, охваченных неподдельным горем. На переднем крае возле ложа на стуле рыдает Мария Магдалина. На коленях возле ног Богородицы, обхватив голову руками, стоит святой апостол Иоанн, которому Спаситель поручил заботиться о Своей Матери. Рядом со скрещенными на груди руками – ошеломленный и потрясенный смертью Божией Матери святой апостол Петр. Рядом – другие ученики Христа: кто вытирает слезы, кто в безмолвном отчаянии просто не в силах оторвать взора от тела Пресвятой Богородицы. Трагизм дополняет большое темно-бордовое полотно, занимающее всю верхнюю часть картины.

http://ruskline.ru/opp/2021/08/30/uspeni...

преступлениях были, вероятно, преувеличены противниками папы. Его преемник Юлий II прославился воинственностью, проявлявшейся не только в защите интересов его семьи, но и в деле восстановления власти католич. Церкви. Представители рода Медичи на Римском престоле - папы Лев Х и Климент VII - покровительствовали искусствам, но были слабыми политиками, при них в Европе широко распространились реформационные учения. В И. реформационные идеи не получили широкого распространения, но все же имели немало последователей. Идеи реформы Церкви в духе умеренных требований Эразма Роттердамского находили отклик в среде гуманистически образованной аристократии. Основными центрами протестант. учений были Венеция, Пьемонт, Тоскана, Феррара, Болонья и Неаполь. В неаполитанском кружке Хуана де Вальдеса , куда входили многие знатные люди, в т. ч. герц. Джулия Гонзага, реформа Церкви представлялась как постепенное ее обновление путем просвещения, убеждения, примера. Папе Павлу III (1534-1549) пришлось отказаться от политики терпимости, присущей его предшественникам на Римской кафедре, и приступить к церковным преобразованиям (подробнее см. ст. Контрреформация ). Впрочем, принятые им меры были непоследовательными. Реформы не затронули организационные и догматические основы католицизма, папа пытался усилить дисциплину, искоренить злоупотребления и выработать общие жесткие правила. Был учрежден орден иезуитов (1540), основана Римская инквизиция (1542), созван Тридентский Собор (1545-1563). Влиятельным деятелем Контрреформации во 2-й пол. XVI в., при папах Римских Пии IV (1559-1565) и Пии V (1566-1572), был кард. Карло Борромео (1538-1584), архиеп. Милана, поборник строгой церковной дисциплины (впосл. канонизирован Римско-католической Церковью). По инициативе Борромео в Миланском герц-стве, а затем и в др. гос-вах на севере И. были проведены преобразования церковной жизни в соответствии с решениями Тридентского Собора (реорганизация архиеп-ств и еп-ств, усиление власти правящего епископа над приходами, открытие новых семинарий).

http://pravenc.ru/text/2033697.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010