Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова Указатель личных имен 1213 Аврелиан, Клавдий Луций Валерий Домиций – римский император (214–275) 19, 65 Агамемнон – герой Троянской войны 85 Агафий Миринейский – византийский историк (VI в.) 42, 44,189 Адамантий – патрикий 53–56 Адриан – римский император (117–138) 199 Адриан IV – папа римский (1154–1159) 263 Азатин (Изз ад-Дин Кай-Кавус I) – Иконийский султан (1211–1219) 307 Аларих – король визиготов (между 365 и 370–410) 58, 59, 60, 62, 109 Александр – брат Ивана Асеня II 304 Александр – противник Ария 22 Александр Фессалоникийский – епископ, участник I Вселенского Собора 18 Александр – византийский полководец 104 Александр Македонский – царь (336–323 до н. э.) 17 Александр – византийский император (912–913) 139 Александр – лангобард, командующий германскими отрядами в византийском войске 264 Александр – севастократор 312 Александр ди Гравина – южноитальянский граф 263 Александр Север – римский император (222–235) 65 Алексей I Комнин – византийский император (1081–1118) 274, 275, 277 Алексей III Ангел – византийский император (1195–1203) 276, 286, 302 Алексей IV Ангел – византийский император (1203) 276 Алексей V Дука Мурчуфл – византийский император (1204) 276 Алексей – брат Исаака II 302 Алексей Аксух – византийский полководец, заговорщик 272, 273 Алексей Гид – византийский полководец 285 Алексей Стратигопул – командующий византийским войском в 1261 г. 314 Альбин, Цецина Деций Ацинаций – префект Рима 62 Амарриг (Амальрих I) – король Иерусалима 298 Аммиан Марцеллин – римский историк (ок. 330–400) 42, 108 Анастасий I – византийский император (491–518) 111,142 Анахарсис – легендарный скиф-философ 208 Ангелы – византийская императорская семья 274 Андрей Боголюбский – суздальский князь (1155–1174) 270 Андрей Первозванный – апостол 15, 16, 134–138 Андроник I Комнин – византийский император (1183–1185) 252, 267, 274–276, 280–282 Андроник II Палеолог – византийский император (1282–1328) 248 Андроник III Палеолог – византийский император (1328–1341) 248

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Указатель имен Абгар V (Авгар, бар Ману Уккама, т. е. Черный), в 13–50 гг. топарх сирийского государства Осроена со столицей в Эдессе, адресат писем Иисуса Христа – 413 Абдаллах ал-Баттал (ум. 740), мусульманский герой, борец за веру – 321 Абу Бекр (Абу Бакр, ок. 568–634), тесть Мухаммеда, халиф в 632–634 гг. (первый из четырех праведных халифов), при котором началась арабская экспансия – 288 Август (Октавиан, 63 до н.э.–14 н. э.), римский император в 27 г. до н.э.–14 г. н. э. – 63, 70, 113, 252 Августин Аврелий (Aurelius Augustinus, 354–430), епископ города Гиппона в Северной Африке, один из отцов древней Церкви, представитель латинской классической патристики, католический святой – 129, 187 Аврелиан , префект Константинополя при имп. Аркадии 1082 149, 150, 151 Аврелиан (Луций Домиций, 214–275), римский император в 270–275 гг. – 114,141,275 Агапит-диакон – 41 Агапит I , папа Римский в 535–536 гг. – 217 Агафий Миринейский (VI в.), византийский историк – 252, 253, 258 Адонц Николай Георгиевич (Тер-Аветикян Геворгов, 1871–1942), кавказовед, арменист – 414 Адриан (Публий Эллий, 76–138), римский император в 117–138 гг. – 106, 159,207,210 Адриан I , папа Римский в 772–795 гг. – 353 Азаревич Дмитрий Иванович (1848–1920), историк римского и византийского права, канонист – 91 Айналов Дмитрий Власьевич (1862–1939), византинист и искусствовед – 188 Акакий , патриарх Константинопольский в 471–489 гг. – 166, 167 Аларих (ок. 370–410), вождь вестготов с 395 г., король Аларих I с 409 г. – 148,149,161,186 Аларих II , король вестготов в 484–507 гг. – 160 Александр , византийский император в 886–913 гг., сын имп. Василия I, соправитель имп. Льва VI – 401 Александр Великий (356–323 до н. э.), македонский царь в 336–323 гг. до н. э., сын Филиппа II – 113, 146, 271 Алексей I Комнин , византийский император в 1081–1118 гг. – 462, 464, 468,470,471,490 Алексей Михайлович , русский царь в 1645–1676 гг. – 448 Алеман Николай (1583–1626), итальянский византинист греческого происхождения, хранитель Ватиканской библиотеки – 41, 191

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Кирик – вестник [греч.] – (Кириак) Соловецкий, больничный старец, прп.: Новг.; Солов. – Тарсийский, мч., младенец: Ил. 15 Кирилл – солнце [перс.] – Александрийский, патриарх: Ян. 18; Ин. 9 – Алфанов, Сокольницкий, Новгородский, прп.: М. 4 Новг. – Бастийский – см. Киприан Бастийский – Белоезерский, игумен: Ин. 9 Волог.; Костр.; Новг.; Радонеж. – Белый, Новоезерский (Новгородский), прп.: Костр.; Новг. – Борисоглебский, схим.: Ростов. – Вологодский, пустынник: Волог. – Гортинский, еп., сщмч.: Ил. 9; С. 6 – Зографский (Афонский), прмч.: Афон. – Иерусалимский, патриарх: Мр. 18 – Илиопольский, диакон, сщмч.: Мр. 29 – Катанский (Сицилийский), еп.: Мр. 21 – Новгородский, игумен: Новг. – Новоезерский (Новгородский), прп.: Ф. 4; Н. 7 Костр.; Новг. – Радонежский, схим., отец прп. Сергия Радонежского: Ян. 18; С. 28 Радонеж.; Ростов. – Ростовский, еп.: Ростов. – Ростовский, еп. (другой): Влад.; Ростов. – Севастийский, мч.: Мр. 9 – (Смирнов), Казанский, митрополит, сщмч.: Н. 7 Новомуч.; Петерб. – Туровский, еп.: Ап. 28 Белорус. – (Константин) Философ, Моравский, равноапостольный: Ф. 14; М. 11 Волын. – Челмогорский, прп., просветитель чуди: Д. 8 Карел.; Новг. Кирин – холм в Риме [лат.] – Бастийский – см. Киприан Бастийский – Римлянин, мч.: Ил. 6 – Римский, мч.: Ин. 7 Кирион Севастийский, мч.: Мр. 9 – жрец, депутат [лат.] Кифа, апостол от 70-ти, еп. Иконийский (Колофонский): Мр. 30; Д. 8 – камень [сир.] Клавдиан – Клавдиев [лат.] – Мелитинский, мч.: Н. 7 – Пергийский (Памфилийский), мч.: Ф. 3 Клавдий – Византийский, мч.: Ин. 3 – Киликийский, мч.: Окт. 29 – Коринфский, мч.: Ян. 31; Мр. 10 – Римский, комментарисий (смотритель темниц), мч.: Д. 18 – Римский, мч.: Ин. 7 – Римский, сановник, мч.: Ав. 11 – Римский, трибун, мч.: Мр. 19 – Севастийский, мч.: Мр. 9 Клеоник Амасийский, мч.: Мр. 3 – славный победитель [греч.] Клеопа, апостол от 70-ти, брат Иосифа Обручника, сщмч.: Ап. 70 — прехождение, обмен [евр.] Климент – милостивый [лат.] – Алфанов, Сокольницкий, Новгородский, прп.: М. 4 Новг.

http://pravmir.ru/muzhskie-pravoslavnye-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ III Павел III, папа Римский. Портрет. 1545–1546 гг. Худож. Тициан (Музей Каподимонте, Неаполь) Павел III, папа Римский. Портрет. 1545–1546 гг. Худож. Тициан (Музей Каподимонте, Неаполь) (28.02.1468, замок Канино, Лацио - 10.11.1549, Рим; до избрания папой - Алессандро Фарнезе), папа Римский (с 13 окт. 1534). Происходил из знатного рода; отец - Пьетро Луиджи Фарнезе (1435-1487), сеньор Монтальто, мать - Джованна (Джованнелла) Каэтани (1440-1468), дочь Онорато III Каэтани, герцога Сермонеты (в обл. Лацио). С детства Алессандро предназначался к церковному служению и в 14 лет получил должность апостольского писца. В Риме одним из его наставников был гуманист Юлий Помпоний Лет, пострадавший при папе Римском Павле II (1464-1471) за увлечение языческой античностью. Вероятно, служба его брата, Анджело Фарнезе, политическим противникам папы Римского Иннокентия VIII (1484-1492) была причиной ареста Алессандро и его заключения в замке Св. ангела. Т. о., Алессандро Фарнезе оказался в роли заложника. Он бежал из тюрьмы 25 мая 1486 г. и отправился во Флоренцию, где жила его сестра Джиролама (ее муж Пуччо Пуччи был приближенным Лоренцо Медичи). Здесь он был принят при дворе Медичи, посещал объединение гуманистов (Академию) под рук. Марсилио Фичино, завел выгодные знакомства, в т. ч. с юным кард. Джованни Медичи (папа Римский Лев Х в 1513-1521) и его влиятельными родственниками. Коронация папы Римского Павла III. Роспись потолка во дворце Фарнезе (Карпарола). XVI в. Фото: Livioandronico2013 Коронация папы Римского Павла III. Роспись потолка во дворце Фарнезе (Карпарола). XVI в. Фото: Livioandronico2013 Благодаря протекции кардиналов Дж. Медичи и Родриго де Борджа (папа Римский Александр VI в 1492-1503), любовницей к-рого стала Джулия Фарнезе, Алессандро смог вернуться в Рим и получить должность секретаря в курии (16 авг. 1490). 8 июля 1491 г. он был возведен в ранг апостольского протонотария.

http://pravenc.ru/text/2578527.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Климент XII, папа Римский. Аверс медали. 1730 г. (7.04.1652, Флоренция - 6.02.1740, Рим; до избрания папой - Лоренцо Корсини), папа Римский (с 12 июля 1730). Род. в знатной семье, старший сын гр. Бартоломео Корсини и Элизабетты Строцци, племянник кард. Нери Корсини и двоюродный брат буд. кард. Джамбаттиста Патрици. Начальное образование получил у иезуитов во Флоренции; с 1667 г. проживал в Риме в доме дяди, кард. Н. Корсини, учился в папском Григорианском университете . После переезда дяди в нач. 1672 г. в Тоскану покинул Рим и продолжил учебу в Пизанском ун-те, где в 1675 г. получил степень д-ра гражданского и канонического права (in utroque iuro). По возвращении во Флоренцию Корсини пожелал начать церковное служение, однако не получил одобрения отца; после его смерти отказался от права наследования и, вероятно, в 1685 г. был рукоположен в сан пресвитера. В том же году переехал в Рим, где получил должности регента папской канцелярии и клирика Апостольской палаты. В февр. 1690 г. папа Римский Александр VIII сделал Корсини префектом Апостольской сигнатуры милости (см. ст. Трибуналы Римско-католической Церкви ). 10 апр. того же года назначен архиепископом Никомидийским in partibus infidelium. 18 июня епископское рукоположение Корсини совершил Флавио Киджи, кардинал-епископ Порто и Санта-Руфины. 1 июля 1690 г. был назначен апостольским нунцием при дворе императора Свящ. Римской империи герм. нации, но так и не выехал в Вену из-за разногласий между папой Александром VIII и имп. Леопольдом по вопросу о его назначении. 6 дек. 1695 г. папа Римский Иннокентий XII передал Корсини должность генерального казначея и сборщика Апостольской палаты, к-рую ранее занимал его дядя, кард. Н. Корсини. С 9 дек. суперинтендант замка Св. ангела и генеральный комиссар моря. На финансовой службе в Апостольской палате Корсини проявил себя как талантливый финансист: провел реформы для централизации системы финансового управления в Папской области, собрал средства на организацию обороны г. Комаккьо, который находился под угрозой захвата имперскими войсками. 15 июля 1704 г. папа Римский Климент XI назначил его комиссаром Апостольской легатуры Феррары.

http://pravenc.ru/text/1841403.html

Ничего не может быть поразительнее той разницы, какою отличается в отношении внешнего величия и благосостояния Римский католицизм конца прошлого столетия и настоящего времени. Это разница двух крайностей – убогой нищеты и грандиозной роскоши. Менее чем сто лет тому назад на всем громадном протяжении между Филадельфией и Канадой не было ни одной католической церкви и ни одного постоянного священника. В Нью-Йорке обитала лишь маленькая группа католиков, численностью около ста человек, которые для пасхального богослужения отправлялись в Филадельфию. 609 С провозглашением политической независимости и установлением свободы религиозного исповедания, для иерархии открылась большая свобода действия в организации церковной жизни и она поспешила удовлетворить религиозную потребность своей отдаленной и заброшенной паствы. В 1783 году иезуит Фармер пробрался из Филадельфии в Нью-Йорк и там совершил мессу – в верхнем этаже плотнической мастерской, – за неимением другого помещения. 610 В 1786 году, ровно чрез десять лет после провозглашения независимости, в Нью-Йорке заложено было основание первой католической церкви – маленького кирпичного здания, на построение которого испанский король Карл III пожертвовал десять тысяч долларов. 611 В настоящее время этого здания уже не существует, а на его месте высится большой храм св. Петра, который до сих пор служит церковно-исторической святыней римско-католического населения Нью-Йорка. Ничтожная кирпичная церковь маленькой кучки «папистов» не обратила на себя ничьего внимания и не предвещала по-видимому особенного успеха. Но на самом деле она была подобна горчичному зерну, которое скоро выросло в величественное дерево. Церкви одна за другой начали вырастать в быстрой последовательности и скоро Римский католицизм не только превзошел своими храмами все протестантская исповедания в городе, но и воздвиг храм, равного которому, в отношении архитектурного изящества и роскоши, нет на всем американском материке именно храм св. Патрика, в Нью-Йорке, на Пятом Авеню. 612 Этот величественный храм, представляя неизмеримую противоположность не только с плотничьей мастерской, в которой сто лет тому назад совершена была иезуитом месса, но и с первой церковью, построенной на щедрое приношение испанского короля, служит самым полным выражением того внешнего величия и благосостояния, какого достиг Римский католицизм в менее чем столетний период своего существования. 613 Такой же процесс развития благосостояния римско-католической церкви имел место и по всей стране, и повсюду за столетний период своего свободного от преследований существования Римский католицизм успел воздвигнуть храмы, которые при обыкновенном течении жизни должны бы были требовать для себя многовековых усилий. 614

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rimski...

Мониторинг СМИ «Папа Римский не отменил ни одной своей службы» Посол России в Ватикане Александр Авдеев — о том, как выглядит и чем живет оплот католичества во время пандемии 06.04.2020 21:37 Несмотря на карантин, жизнь в Ватикане не замерла. Итальянцы, в свою очередь, надеются, что в мае ситуация с коронавирусом стабилизируется. Об этом в интервью «Известиям» рассказал посол России в Ватикане Александр Авдеев. Он также отметил, что папа римский Франциск ценит прекрасные личные контакты с Владимиром Путиным, отношения Москвы и Ватикана находятся на подъеме. — Как Ватикан переживает эпидемию коронавируса? Она его не застала врасплох? — Тревожные вести из Китая, естественно, сразу насторожили Ватикан — тем более что здесь всё специфично. В обнесенном стеной компактном городе трудятся более 2 тыс. человек — священники, музейные работники, архивисты, ученые, сотрудники ватиканских служб и конгрегаций. Плюс ежедневно 30–35 тыс. туристов. На опасность эпидемии здесь отреагировали решительнее, чем в других странах. Фактически карантин был введен в начале марта этого года. — Жизнь в Ватикане замерла? — Нет, она продолжается. Тон задает папа римский, который не отменил ни одной своей службы. Они проходят в храме или на площади Святого Петра без присутствия верующих, но транслируются через телевидение и интернет на весь мир. У нас Ватикан часто ассоциируется с Италией и итальянцами. Исторически они, конечно, связаны. Но Ватикан, особенно сейчас, — это уникальное государство и международная христианская общность, в которой трудятся католические священники из большинства стран мира. Причем итальянцы по численности не доминируют. В этом конфессиональном Вавилоне есть и католики из России. — Порой кажется, что итальянцы в большинстве своем народ легкомысленный, которому трудно соблюдать дисциплину, сидеть дома. Так ли это? — В эти дни я бы не назвал итальянцев легкомысленными. У них большая беда, и ее причины этичнее не связывать с чертами этого замечательного народа. А разгильдяи есть в разных странах. В Риме закончилась третья неделя карантина. И дисциплина весьма высокая. На улицах никто своих личных прав не качает. Общее несчастье сплотило итальянцев — это тоже сильная сторона их национального характера. Здесь сейчас налицо высокая гражданская культура общества.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Климент Римский. Послание к Коринфянам «Послание к коринфянам» (96-97 гг.) пользовалось огромным авторитетом и даже причислялось к Новому Завету. Послание проникнуто библейским духом. Поводом к написанию «Послания к Коринфянам» послужил раскол в Коринфской церкви. Климент Римский излагает некоторые важнейшие моменты христианской веры: Триличный Бог (акцентируя внимания на участии всех Трёх в домостроительстве спасения), Боговоплощение (раскрывает в кенотическом ключе, подчёркивает человечество  Христа). Климент Римский рисует картину прекрасного и благого мира, полностью проникнутого Божьим Промыслом. Спасение, дарованное Христом, осуществляется в Церкви. Климент сравнивает Церковь с войском, телом, имея в виду, её единство, многообразие без разделений. Единство Церкви явлено прежде всего в богослужении, через которое христиане получают гносис. Иерархия, поставленная Христом (от апостолов к епископам) сохраняет церковное единство и совершает богослужение. В этом контексте Климент Римский излагает христианскую этику. Всё «Послание к Коринфянам» написано в устремлении к Последнему Царству. Т. к. Клименту Римскому приписывалось множество подложных сочинений, в частности «Второе послание к Коринфянам», собственно «Послание» Климента Римского иногда называют «Первым посланием к Коринфянам». Евсевий Кесарийский сообщает, что «Послание к Коринфянам» в своё время читалось в церквях; Климент Александрийский причисляет его к Новому Завету. Первое послание св. Климента Римского к Коринфянам Глава I Приветствие Коринфским христианам и похвала благочестию их до раскола между ними Церковь Божия, находящаяся  в Риме, Церкви Божией, находящейся в Коринфе, званным, освященным по воле Божией чрез Господа нашего Иисуса Христа. Благодать вам и мир от всемогущего Бога чрез Иисуса Христа да умножится. Внезапные и одно за другим случившиеся с нами несчастия и бедствия были причиною того, братья, что поздно, как думается нам, обратили мы внимание на спорные у вас дела  , возлюбленные, и на неприличный и чуждый избранникам Божиим, преступный и нечестивый мятеж, который немногие дерзкое и высокомерные люди разожгли до такого безумия, что почтенное, славное и для всех достолюбезное имя ваше подверглось великому поруганию  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

Закрыть Александр Сосновский не прав О поцелуе понтификом украинского флага на встрече с детьми из Украины 15.04.2024 245 Известный политолог Александр Сосновский сообщил в тлг-канале о встрече Папы Римского Франциска с детьми из Украины, во время которой Понтифик поцеловал украинский флаг. Как пишет Сосоновский, «проблема Папы Римского в его окружении. Пока он сам твёрдо держится своих слов о " белом флаге " , его " секретари " подсунули на генеральной аудиенции, ничего не подозревающему Понтифику, украинский флаг, который держали в руках несколько украинских детей. " Ваше Святейшество, благословите деток, которые с флагом к Вам пришли " . Папе не оставили шанса и он прикоснулся губами к флагу. Он не мог отказаться. Моментально это фото растиражировали все украинские СМИ плюс иноагенты Муратов и Ко». «Чистой воды информационная провокация, – считает политолог. – Папу грязно шантажируют и в этом шантаже участвуют высокопоставленные особы. Подобного ждали, и ничего нового тут нет. Главное – Папа не признает формулу мира Зеленского, у него свои планы и в этих планах слова " белый флаг " остаются». Александр Сосновский глубоко заблуждается, предполагая, что Папа Римский Франциск пытается занять нейтральную позицию и выставить «белый флаг». А во всём виновато проукраинское окружение Понтифика, которое впутывает его в поддержку Украины. Сосновский почему-то игнорирует тот очевидный факт, что подчинённые понтифику силы – Римо-католическая церковь на Украине и Греко-католическая (униатская) церковь являются активными деятелями в происходящих со времени майдана событиях на Украине и, соответственно, яростными сторонниками войны с Россией. И Понтифик их не одёргивает, не сдерживает. Уже только по этой причине Папа Римский не может выступать с объективной, нейтральной позиции. Ватикан в лице католиков и униатов – активный участник войны против России. Что же касается инцидента с поцелуем украинского флага, то тут нет никакой загадки. Всё просто и прозаично: Папа Римский – пожилой человек, у которого проблемы с памятью и оценкой ситуации, а может уже и развивается деменция, возможно, порой он не отдаёт себе отчёта в своих действиях и их последствиях. Поэтому он то целует украинский флаг и поддерживает киевский режим, то призывает молодых российских католиков «любить великую Россию».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/15/al...

Луций III, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1600. Р. 208 (РГБ) (Ок. 1097 или 1100, Лукка - 25.11.1185, Верона; до избрания папой - Убальдо Аллучиньоли), папа Римский (с 1 сент. 1181). Происходил из знатного рода. До избрания на Папский престол Аллучиньоли был близок к ордену цистерцианцев , но монашеских обетов он, по-видимому, не приносил ( Robinson. 1990. Р. 212). В дек. 1138 г. папа Римский Иннокентий II возвел его в достоинство кардинала-диакона рим. диаконии Сант-Адриано, в мае 1141 г.- кардинала-пресвитера рим. ц. Санта-Прасседе. В дек. 1158 г. папа Адриан IV сделал его кардиналом-епископом Остии и Веллетри. 20 сент. 1159 г. кардинал принимал участие в церемонии интронизации нового папы Александра III . Этому понтифику удалось положить конец церковной схизме, события к-рой были тесно связаны с итал. политикой имп. Фридриха I Барбароссы (1155-1190). После 5-го похода императора в Италию, закончившегося его поражением от войск Ломбардской лиги в битве при Леньяно (29 мая 1176), был заключен мир в Венеции (июль 1177), и Фридрих Барбаросса признал Александра III законным папой Римским. В марте 1178 г. папа при поддержке имп. войск вступил в Рим. В марте 1179 г. Александр III провел Латеранский III Собор , который объявил недействительными все назначения и рукоположения, совершённые «имперскими» антипапами Виктором IV (V) (1159-1164), Пасхалием III (1164-1168) и Каллистом III (1168-1178). Однако уже в мае того же года Александр III был вынужден вновь бежать из Рима из-за народных волнений; во 2-й пол. XII в. в городе установилось коммунальное правление и римляне выражали недовольство светской властью папы над Римом и Папской обл. Спустя неск. месяцев нек-рые кардиналы и представители рим. знати поддержали антипапу Иннокентия III (1179-1180). Со смертью антипапы закончилась и церковная схизма, но в Рим папа Александр III вернуться не смог: он умер 30 авг. 1181 г. в Чивита-Кастеллана. После его смерти собравшиеся в Веллетри кардиналы избрали на Папский престол кард. У. Аллучиньоли, являвшегося к тому времени деканом коллегии кардиналов . Во время выборов 1181 г. впервые был применен канон «Licet de evitanda discordia» III Латеранского Собора. В соответствии с ним папа был избран 2/3 голосов всех кардиналов-выборщиков. Новый папа взял себе имя Луций. 6 сент. там же, в Веллетри, состоялась церемония папской интронизации.

http://pravenc.ru/text/2110926.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010