Secret, Vérone, 18 oct. 2005. Gen., 2013. P. 37-79; Oosterhoff R. J. «Idiotae», Mathematics, and Artisans: The Untutored Mind and the Discovery of Nature in the Fabrist Circle//Intellectual History Review. 2014. Vol. 24. N 3. P. 301-319; idem. Jacques Lefèvre d " Étaples//The Stanford Encyclopedia of Philosophy. 2015. [Электр. ресурс: plato.stanford.edu/entries/lefevre-etaples/]. Д. В. Смирнов Рубрики: История богословия. Персоналии богословов (см. также " Патрология " ) История зарубежной философии. Персоналии Деятели Римско-католической Церкви История толкования Священного Писания (по периодам). Реформация и протестантская Ортодоксия Ключевые слова: Переводчики Богословы католические Деятели Римско-католической Церкви Философы французские Экзегеты католические Лефевр Д " Этапль [Фабер Стапулийский (Этапльский)] Жан († 1536), католический философ, богослов, экзегет, переводчик, церковный деятель; ведущий представитель французского позднеренессансного гумманизма См.также: АБЕЛЯР Петр (1079 - 1142), схоластический богослов, философ, логик АДЕЛАРД БАТСКИЙ (ок.1070 – после 1146), средневековый философ и богослов английского происхождения АЙЛЕРАН МУДРЫЙ († 665), раннесредневековой ирландский богослов, экзегет, св. (пам. зап. 29 дек.) АЛЬЦОГ Иоганн Баптист (1808-1878), нем. католич. теолог и историк Церкви АНСЕЛЬ Альфред (1898-1984), франц. церковный деятель, философ, сторонник идей евангелизации рабочего класса АНСЕЛЬМ ЛАНСКИЙ (ок.1050-1117), католич. богослов и экзегет, возглавл. Ланскую школу схоластики АССЕМАНИ семья маронитов, из кот. вышли ученые и богословы Иосиф Симон А. (1687-1768), Стефан Эводий А., еп. Апамеи (1707-1782), Иосиф Алоизий А., проф. (1710-1782) БАЛЬТАЗАР Ханс Урс фон (1905 - 1988), католич. богослов, философ, культуролог БОНАВЕНТУРА (Иоанн Фиданца; 1221–1274), западный богослов и философ БУЙЕ Луи Жан (род. 1913-2004), иером., франц. католич. богослов, библеист и литургист БУЛЕВ католик, врач вел. кн. московского Василия III Иоанновича, переводчик, адепт астрологии, участник богословской полемики ВАЙЛЕР Рудольф (род.

http://pravenc.ru/text/2463619.html

    Скан Patrologia Latina 73     PL 74: Переводы: Иоанн Мосх, «Духовный луг»; Гераклид Александрийский, «Парадиз»; Палладий Каппадокийский, «Лавсаик»; анонимные «Изречения египетских отцов» (перевод Мартина Бракарского); Идаций, «Хроника»; Геласий I (папа римский); Феодорит Киррский, «Феофил», перевод Гентиана Гервета; Дамасий I (папа римский); эдикт императора Константина I (313)     Скан Patrologia Latina 74     PL 75—78: Григорий I (папа римский)     Скан Patrologia Latina 75     PL 79: Григорий I (папа римский); Патерий, нотарий Григория I; Алульф из Турне     Скан Patrologia Latina 79     PL 80: Евтропий из Валенсии; Тарра (монах); Динот (аббат); Динам (патрикий); Августин Кентерберийский; Бонифаций IV (папа римский); акты III Римского собора (601 год); граф Булгаран; Павел Эмеритан Диакон; Тамай; король готов Гундемар; Марк из Кассино; Варнахарий (епископ Лангрский); Колумбан; Альфан (епископ Беневентский); Айлеран из Ирландии; король англов Этельберт; Адеодат I (папа римский); король готов Сисебут; Бертихрамн (епископ Ле-Мана); Протандий (архиепископ Безансона); Бонифаций V (папа римский); Сонниат (архиепископ Реймсский); Вер (епископ Родезский); король Хлотарь II; Гонорий I (папа римский); король Дагоберт I; Хадоинуд (епископ Ле-Мана); Сульпиций (епископ Буржский); Аутберт (епископ Камбре); Иоанн IV (папа римский); Максим (епископ Сарагосы); Евтранд (диакон из Павии); Виктор (епископ Карфагенский); Браулио (епископ Сарагосы); Тайо (епископ Сарагосы)     Скан Patrologia Latina 80     PL 81—83: Исидор Севильский; в т. 83 также анонимная «Хронология готских королей» (VII век) и «Старые архиепископы Толедские».     Скан Patrologia Latina 81     PL 84: Материалы церковных соборов IV-VIII веков в Греции, Африке, Галлии и Испании; Исидор Севильский     Скан Patrologia Latina 84     PL 85: «Мозарабская литургия» (связывается с Исидором Севильским), также «Месса св. Пелагия мученика»     Скан Patrologia Latina 85     PL 86: «Мозарабская литургия» по второму правилу св. Исидора

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

PL73: Анонимное «Предисловие к житию св. Павла»; Пафнутий аббат, «Житие св. Онуфрия»; анонимное «Введение к житию св. Пахомия»; анонимное «Житие св. Пахо- мия», латинский перевод Дионисия Малого; анонимное «Житие св. Абрахи», анонимный латинский перевод; Амфилохий, «Житие св. Василия Кесарийского », латинский перевод Урса; анонимное «Житие св. Ефрема Сирина », латинский перевод Герарда Воссио; Антоний Дисципул, «Житие св. Симеона Стилита»; Леонтий из Неаполя Кипрского, «Житие св. Иоанна Милостивого», перевод Анастасия; анонимное «Житие святых пресвитера Эпиктета и монаха Астиония»; Феофил, «Житие св. Макария Римского»; анонимное «Житие блаженного Постумия»; анонимное «Житие св. аббата Фронтония»; Иоанн Дамаскин , «Житие свв. Варлаама и Иоасафа», перевод Иакова Биллиона; анонимное «Житие св. Евгении, девы и мученицы»; анонимное «Житие св. девы Евфрасии»; анонимное «Житие св. Евфроси- ны»; Ефрем архидиакон, «Житие св. Марии Блудницы», анонимный перевод; анонимное «Житие св. Таисии Блудницы»; Иаков Диакон, «Житие св. Пелагии Блудницы», перевод Евстохия; Софроний Иерусалимский , «Житие св. Марии Египетской блудницы», перевод Павла Диакона; анонимное «Житие св. девы Марины»; анонимное «Паломничество Руфина и Мелании»; анонимное «О Руфине пресвитере»; извлечения из Сульпиция Севера и Иоанна Кассиана ; «Verba Seniorum» (в переводах Пелагия диакона, Иоанна субдиакона и Пасхазия диакона); Палладий Еленопольский , «Паломничество» и «Лавсаик», переводы Гентиана Гарвета PL74: Переводы: Иоанн Мосх , «Духовный луг»; Гераклид Александрийский, «Парадиз»; Палладий Каппадокийский, «Лавсаик»; анонимные «Изречения египетских отцов» (перевод Мартина Бракарского); Идаций, «Хроника»; Геласий I (папа Римский); Феодорит Кирский , «Феофил», перевод Гентиана Гервета; Дамасий I (папа Римский); эдикт императора Константина I (313) PL75–78: Григорий I (папа Римский) PL79: Григорий I (папа Римский); Патерий, нотарий Григория I; Алульф из Турне PL80: Евтропий из Валенсии; Тарра (монах); Динот (аббат); Динам (патрикий); Августин Кентерберийский; Бонифаций IV (папа Римский); акты 3 Римского собора (601 г.); граф Булгаран; Павел Эмеритан Диакон; Тамай; король готов Гундемар; Марк из Кассино; Варнахарий (епископ Лангрский); Колумбан; Альфан (епископ Беневентский); Айлеран из Ирландии; король англов Этельберт; Адеодат I (папа Римский); король готов Сисебут; Бертихрамн (епископ Ле-Мана); Протандий (архиепископ Безансона); Бонифаций V (папа Римский); Сонниат (архиепископ Реймсский); Вер (епископ Родезский); король Хлотарь II; Гонорий I (папа Римский); король Дагоберт I; Хадоинуд (епископ Ле-Мана); Сульпиций (епископ Буржский); Аутберт (епископ Камбре); Иоанн IV (папа Римский); Максим (епископ Сарагосы); Евтранд (диакон из Павии); Виктор (епископ Карфагенский); Браулио (епископ Сарагосы); Тайо (епископ Сарагосы)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАТРИКИЙ [Патрик; лат. Patricius; др.-ирл. Pátraic(c); новоирл. Pádraig] († 461 или 493), свт. (пам. 17 марта), просветитель Ирландии, почитается как покровитель Ирландии и всех ирландцев, проживающих в др. странах. Источники Патрикий [Патрик] († 461 или 493), свт. (пам. 17 марта), просветитель Ирландии, почитается как покровитель Ирландии и всех ирландцев, проживающих в др. странах Патрикий [Патрик] († 461 или 493), свт. (пам. 17 марта), просветитель Ирландии, почитается как покровитель Ирландии и всех ирландцев, проживающих в др. странах Сохранились 2 произведения, написанные самим П.: «Исповедь» (BHL, N 6492) и «Послание к Коротику» (BHL, N 6493) (изд.: St. Patrick. Confession et Lettre a Coroticus/Ed. R. P. C. Hanson. P., 1978. (SC; 249); далее Conf.). Возможно, записями высказываний святого являются фразы, сохранившиеся в «Книге из Арма» и известные как «Речения Патрика» (Dicta Patricii - CPL, N 1104) (изд.: Liber Ardmachanus: The Book of Armagh/Ed. J. Gwynn. Dublin, 1913. P. 17). Текст «Исповеди» сохранился в 7 манускриптах, в основном созданных на континенте и в Англии; среди этих рукописей ирл. происхождение имеет только «Книга из Арма». В 5 из 7 содержится также «Послание к Коротику». Континентальные рукописи сочинений П. (традиция, обозначенная Л. Билером как Ц) предположительно восходят к архетипу, привезенному в Галлию из Ирландии в 30-40-х гг. VII в. св. Фурсой и его братом Фойланом (Фаэланом). Обширная агиографическая традиция включает прозаические и стихотворные тексты, написанные гл. обр. на латыни и ирл. языке. К кон. VII в. относят 2 наиболее ранних сохранившихся Жития П.: Vita Patricii, его автор - Мурьху мокку Махтени (BHL, N 6497, 6498, изд .: Muirchu Maccumachtheni. Vita Sancti Patricii/Ed. R. P. E. Hoagan//AnBoll. 1882. Vol. 1. P. 531-585; далее Muirch ú) и сочинение Тирехана, к-рое известно так же, как «Материалы к биографии» П. (BHL, N 6496, изд.: Tirechani collectania de Sancto Patricio//AnBoll. 1883. Vol. 2. P. 35-68; далее T í rech á n). Согласно т. н. Трехчастному Житию П., среди авторов сочинений о П. были «Колум Килле, сын Федельмида... Ултан мокку Конхобайр, Адомнан Уа Тинне, Айлеран Премудрый, Киаран из Белах-Дауна, епископ Айрмедах из Клохура, Колман Уамах, пресвитер Коллайт из Друим-Ройглеха», однако предположения об авторстве этих писателей в отношении сохранившихся текстов или фрагментов сочинений остаются гипотетическими.

http://pravenc.ru/text/2579766.html

Мудрость учит человека действовать осмотрительно и умело для достижения успеха. Она учит размышлять о сущности мира и принципах морали. Наряду с умелым пользованием наукой и техникой мудрость составляет один из главных элементов культуры. Как понималась мудрость в Ветхом Завете? В Ветхом Завете мудрость воспринималась евреями как дар Божий. Ее получил, например, Соломон по своей молитве, и она проявилась и в его умении рассуждать, и в искусстве управления. Истинная мудрость всегда исходит от Бога, Который дает человеку «сердце разумное, чтобы различать, что добро и что зло» ( 3Цар. 3, 9 ). Поэтому всякий человек, сведущий в своей профессии, уже заслуживает названия мудрый ( Ис. 40, 20 ). Но по преимуществу мудрецом считался тот, кто был сведущ в искусстве правильно жить, кто смотрит на окружающий мир трезвым взглядом и без иллюзий, кто видит пороки этого мира, но относится к ним без одобрения ( Притч. 13, 7 ; Сир. 13, 21 ). Что несет в жизнь мудрый человек? Мудрый человек, будучи хорошим психологом, знает, что таится в человеческом сердце, что для него – радость и что – горе ( Притч. 13, 12; 14, 13 ), но не ограничивается ролью наблюдателя. Он несет в жизнь определенные правила: осмотрительность, сдержанность, правдивость в речах. Что является основанием естественной мудрости? Ее основанием является благоразумие, ибо оно несет в себе практический здравый смысл. Человек, обладающий им, всегда думает о том, что он делает и как его дело повлияет на его отношения с людьми. Что говорит о мудрости апостол Иаков? В своем послании он призывает человека заботиться о «мудрости, нисходящей свыше» ( Иак. 3, 13–17 ). В эту последнюю входит и совершенная праведность, с которой мудрый сообразует свои действия. «Мудрость, сходящая свыше, – говорит апостол, – чиста, мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов и нелицемерна» ( Иак. 3, 17 ). Как понимают мудрость святые отцы? Преподобный Антоний Великий , например, говорит: «Муж мудрый основательно знает значение и обстановку своего пути. По этой причине он не спешит говорить, но выжидает и рассматривает, что ему следует сказать и что выслушать» 23 . И священномученик Петр Дамаскин делится с нами своим наблюдением за мудрыми людьми. «Мудрый, – говорит он, – удерживает волю свою и терпит происходящее от этого огорчение. Почитая себя недостойным наслаждений, он бывает благоразумен... трудится в воздержании и других добродетелях, считая себя должником во всем» 24 . А святитель Василий Великий возводит понимание мудрости до премудрости, говоря, что премудрость есть «знание вещей божественных и их причин» 25 . Ее, добавляет святитель, следует вымолить у Бога как духовный дар 26 . Сколько существует видов премудрости и в чем они себя проявляют?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Владимир святой насадил в русской земле христианство, а Ярослав Мудрый заботился о возрастании посеянного, поливая его своими трудами. При Ярославе христианская вера распространилась особенно на севере и северо-востоке (в Новгороде, Ростове и др. городах). Ярослав был усердным любителем просвещения. Еще будучи князем в Новгороде, он завел здесь училище для обучения юношей. Он любил чтение, собирал книги, приказывал переводить их с греческого языка на славянский и переписывать со славянских подлинников. Списанные книги он велел положить в церкви св. Софии, где их могли читать все желавшие. Украшение Киева. Ярослав Мудрый много сделал для украшения своего стольного города – Киева. По свидетельству митрополита Илариона, «он славный город Киев обложил величием, как венцем». До Ярослава Киев занимал небольшое пространство, находившееся (приблизительно) между нынешним Михайловским монастырем, углом Большой Владимирской и Большой Житомирской улиц и склоном горы по-за Десятинною церковью до места, где ныне стоит Андреевская церковь . Этот «Владимиров» город был обнесен стеною, в которой находились ворота: северо-восточные – на вершине нынешнего Андреевского спуска, южные, ведшие к нынешнему Михайловскому монастырю, и западные – против нынешней Софийской площади. Ярослав Мудрый, отразив нападение печенегов, в 1037 году заложил «град великий Киев». К прежнему «Владимирову» городу он присоединил значительные пространства на запад и северо-запад от него. Новый город он обнес валом и оградил стеною. На западной стороне городской стены он построил каменные ворота и украсил их золотом, почему они и получили название «Золотых ворот». Над этими воротами Ярослав устроил церковь Благовещения Пресвятые Богородицы, «да радость всегда будет граду тому святому Благовещением Господним и молитвами Св. Богородицы и архангела Гавриила», думал при этом благочестивый князь. В новоустроенном своем городе Ярослав Мудрый создал две каменные церкви – одну пред Золотыми воротами во имя своего небесного покровителя, великомученика Георгия Победоносца, другую, недалеко от первой, во имя св.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

В византийской книге «Стефанит и Ихнилат», появившейся на Руси в XIII в. и полюбившейся русским людям, говорится: «Мудрому следует держаться трех вещей: во-первых, пострадав, хорошее углядеть и дурное в том, что явилось причиной, – и за добрым следовать, дурного же избегать; затем осознать, что действительно зло, что добро, и, наконец, рассчитать, что случится потом». «Мудрый муж, – говорится в «Поучении отца сыну» (XI в.), – разумным и мудрым друг, а неразумным Бог; большое это богатство – добрый ум». Эта же мысль проводится в «Молении» Даниила Заточника. «Мудрый человек – умный друг, а неразумный – недруг. Лучше мне слышать угрозы мудрых, нежели наставления глупых. Нищий мудрый – как золото в грязном сосуде, а богатый человек глупый – как шелковая наволочка, соломой набитая». Понятие мудрости хорошо освещено в сочинениях Л. Н. Толстого. Мудрость, считает он, есть знание вечных истин, приложимых к жизни. Не думай, что мудрость представляет собой свойство только особенных людей. Мудрость необходима всем людям и поэтому свойственна всем людям. Мудрость в том, чтобы знать свое назначение и средства исполнять его. Нет таких положений и нет таких незначительных дел, в которых не могла бы проявиться мудрость. Свойство мудрого человека состоит в трех вещах: первое – делать самому то, что он советует делать другим, второе – никогда не поступать против справедливости. И третье – терпеливо переносить слабости людей, окружающих его. Мудрость в том, чтобы знать, какие знания самые нужные. Из всех же знаний самое нужное – знание того, как жить хорошо, то есть жить так, чтобы делать как можно меньше зла и как можно больше добра. О. Платонов Муж В понятиях Руси одна из сторон в благодатных отношениях брака как таинства любви ( Иоанн Златоуст ). «Отношения мужа и жены в христианском браке строятся по образу Христа и Церкви» (св. Климент, Тертуллиан ). Вступая в брак, муж принимает на себя всю ответственность за жизнь, здоровье и благополучие жены и детей. Подобно Христу, который принял мучения за свою Церковь , муж должен быть готов положить свою жизнь за жену и детей. Муж не должен останавливаться ни перед какими мучениями и даже смертью, если это нужно для блага жены. «Я считаю тебя драгоценнее души своей», – говорит муж жене у Златоуста. Совершенная брачная мужская любовь, испрашиваемая в православном чине обручения, есть любовь мученическая, и глубокий смысл заключается в том, что в православных храмах в чин венчания входит церковная песнь «Святии мученици» (С. В. Троицкий).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если Василий Македонянин мог быть подобен Богдану Хмельницкому тем, что из низкого состояния достиг совершенно неожиданно высоты величия, то еще более он уподоблялся Хмельницкому своей воинственностью 319 . Уподоблялся отчасти и своими отношениями к евреям 320 ; впрочем, в отношениях к евреям есть и разница: Василий Македонянин более старался крестить евреев, а Богдан Хмельницкий – истреблять их. Лев VI Мудрый 988–912 Лев Мудрый или философ был сын Василия Македонянина, и – как сообщает продолжатель Амартола, – вследствие клеветы врагов – находился в опале у своего отца и даже несколько времени был в темничном заключении 321 . Это было конечно самое сильное вразумление, какое мог дать царь Василий своему сыну; – но сохранилось в переводной русской литературе и письменное наставление царя Василия Македонянина сыну своему Льву философу 322 . Лев философ, благодаря конечно своему прозванию, пользовался у наших предков славой весьма умного человека, точно также Как – скажем к слову – русский современник его вещий Олег. О Льве Мудром сложилось предание, якобы он нашел письмена во гробе царя Константина и протолковал их философски, кому быть царем в Цареграде до его падения 323 ; по другой позднейшей редакции Лев оставил предсказание о порабощении Византии мусульманами и об освобождении ее русскими. Мудрость Льва не препятствовала ему обнаруживать слабости в семейной жизни. Из продолжателя Амартолова наши предки могли знать, что Лев Мудрый был четвероженец и подвергался церковному отлучению от патриарха Николая 324 , который за то был лишен царем патриаршего престола. Этот пример припомнили отцы стоглавого собора, в доказательство абсолютной незаконности 4-го брака, «Премудрый царь Лев и к четвертому браку совокупился бяше, и во отлучение впаде от Николы патриарха; емуже много моляшеся царь, даже разрешити его от таковаго связаниа; якоже не умолен бысть, от церкви его изгна, и в него место паки Евфимиа мужа освященна постави на патриаршество. И сему много моляшеся, еже разрешити его от такового связаниа, и не токмо разреши его, но отвержена и непрощена сотвори ради четвертого браку, со множайшими святительми возбранив ему» 325 . Но прошло немного лет и в тоже царствование Ивана Грозного русские архиереи должны были стать на другую точку зрения относительно 4-го царского брака, – и на соборе 1572 г. отнеслись к 4-му браку Ивана Грозного более снисходительно 326 , быть может потому, что характер Ивана Грозного менее допускал противоречие, чем характер Льва Мудрого .

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Правы ли те, кто отказывает христианам в смелости? Как сочетать мужество и смирение? Что значит «подставить другую щеку»? Когда от христианина требуется особое мужество? Чего он должен действительно бояться? С этими вопросами мы приехали к архимандриту Мелхиседеку (Артюхину) . Наша беседа – о смелости в ее мирском и христианском понимании, о страхах надуманных и реальных, о подлинной силе и силе мнимой. – Добрый день, это программа «Сретение». Сегодня мы в гостях у архимандрита Мелхиседека (Артюхина), настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе. Тема нашей встречи – «Христианин не может быть трусом». – Не должен быть трусом! – Сегодня популярна такая точка зрения: христианство воспитывает и даже культивирует трусость. Культивирует страх перед теми, кто не исповедует Христа и может быть источником каких-то соблазнов, культивирует вообще страх перед миром. Что можно ответить на эти обвинения? Разве христиане – трусы? – Все наши победы в войнах – и времен Суворова, и времен Ушакова, и в Великой Отечественной войне – как раз свидетельствуют об обратном! И многие современные воины являются христианами, носят православный крест. Почти в каждой воинской части – православная часовня. А когда я был призван в 1982 году в армию, из 130 человек, бывших на призывном пункте, крест был только на мне. Но тогда общество было атеистическим, сегодня же все иначе, и в нашей армии, в силовых структурах много верующих людей. Так что говорить о трусости христиан в корне неверно. Просто они не пытаются в повседневной жизни доказывать свою силу, бравировать этой силой. Потому что мудрый человек – это не тот, кто умен. Чем отличается мудрый от умного? Умный знает, как найти выход из любой сложной ситуации, а мудрый не влипнет в саму ситуацию. Слово «трус» ни в коем случае не синоним слова «христианин». – Видимо, те, кто говорит о трусости христиан, имеют в виду некую их забитость, отсталость: женщины в платочках , сосредоточенны, мужчины серьезны, не улыбаются, не смеются… – Это же штамп, причем неизвестно кем навязанный! Посмотрите на молодежь Покровского храма! За 10 лет его существования уже 55 семейных пар сложились на нашем приходе. Посмотрите, как наши прихожане проводят время, как они общаются со своими сверстниками, как они общаются между собой! Обыкновенные люди. Просто у них есть еще что-то, чего нет у человека, который лишен веры.

http://pravoslavie.ru/95260.html

Скачать epub pdf Глава 8 Дела Божьи непостижимы – знай своё место Не кончается тропа философа – за поворотом поворот. Куда ведёт дорога?.. Или в том и дело, что никуда?! Божье не познать – знай своё. Не можешь постичь дела Божии – в простоте, не мудрствуя, делай свои. Не знаешь того, что наверху, знай своё место внизу. Философ искал горнее. Небо молчало, земля обескураживала. Оставалась только золотая середина, иначе – яма. Еккл. 8:1 Кто – как мудрый, и кто понимает значение вещей? Мудрость человека просветляет лицо его, и суровость лица его изменяется. Мудрый разумеет значение вещей , то есть знает не только саму вещь, а её значение, её предназначение, её логос и её смысл. Прп. Максим Исповедник находил истинное познание мира в познании логосов каждой вещи. Физик постигает вещь, богослов – её логос. Всё через Слово начало быть , значит, во всём своё слово, свой логос. Первоначально вещь именуется; Адам нарекал имена животным, а некоторые думали, что и ангелам. Назвать вещь – это не обозначить её, не словесный жетон на неё нацепить, а познать её, постичь её смысл и значение. В начале было Слово ( Ин. 1:1 ). Кстати, что такое физика или история? Чему научились физики на физфаке, а историки на истфаке? Физики научились говорить о природе, а историки – о событиях, происшедших с людьми. Открыть закон природы – это в конце концов не что иное, как научиться словесно выражать нечто, в ней происходящее, мыслить об этом. Да и «мысль» содержит в своём корне «слово» 56 . Мысль есть слово. Законы Ньютона – это слова, произнесённые по поводу движения тел. Филолог изучает сами слова. Богослов находит в словах отражение Слова. Молящийся словом восходит к Слову и изумевает в молчании пред Молчанием. Изумление – «из-ума» исхождение. Ум витает в слове. Изумление – то, что за словом. В молитве это исихия, смолкает слово, дух молчит пред Молчащим. Кто – как мудрый? Есть хотя бы один? Наш философ-странник ищет его. Кто понимает значение вещей? Вещи – их так много, а где их смысл? Кто откроет?..

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010