J. E. The Legacy of the Early Middle Ages//Individuation in Scholasticism. 1994. P. 26). Этой теории, имевшей ярко выраженный метафизический характер, придерживались такие теологи раннего средневековья, как Иоанн Скот Эриугена ( 877), Одо , еп. Камбре (XI-XII вв.), Ансельм Кентерберийский ( 1109), Аделард Батский ( после 1146), Вильгельм из Шампо ( 1121/22), Тьерри Шартрский (XII в.), Иоанн Солсберийский ( 1180) и др. Все эти авторы интерпретировали индивидуальность преимущественно через идею различия и считали принципом И. либо акциденции (одну особую или определенный набор), либо совокупность всех свойств и характеристик вещи, включая неакцидентальные, т. е. субстанциальные (Ibidem). Вопрос об И. у этого круга авторов часто сливался с вопросом о различимости индивидов и об их отличии друг от друга, тем самым теряя процессуальное измерение. Серьезным изменениям «стандартная теория» была подвергнута в сочинениях Гильберта Порретанского ( 1154), к-рый, однако, не во всем отошел от ее метафизических принципов. Отказавшись от представлений о том, что И. зависит от набора акциденций, Гильберт разработал оригинальное учение, согласно которому каждая вещь обладает уникальным набором свойств, образующих ее единичное «полное качество», или «полную форму». Именно единичность совокупности свойств вещи и задает ее индивидуальность. Начало новому этапу споров об И. на лат. Западе, приведших к переосмыслению почти всех положений «стандартной теории» и отказу от многих из них, было положено появившимися переводами «Физики» и «Метафизики» Аристотеля, а также сочинений его араб. последователей - Ибн Рушда (Аверроэса) и Ибн Сины (Авиценны). В сочинениях последнего встречается оригинальное решение проблемы И., привлекшее внимание мн. лат. мыслителей XIII в. У Ибн Сины вопрос об И. тесно связан с вопросом о самоидентичности индивида. Набор акцидентальных характеристик может задавать определенного индивида (именно этого и никакого другого) в определенный момент времени, однако с помощью такого понимания индивидуальности невозможно объяснить самотождественность индивидуального субъекта при смене акциденций.

http://pravenc.ru/text/389565.html

Соч.: Écrits spirituelles du Serviteur de Dieu Emmanuel d " Alzon. R., 1956; L " Église primitive parle aux jeunes. P., 1962; Mary, our Mother, our Model, and our Queen: Spiritual Meditations. N. Y., 1988. Лит.: Bouvy E. Le Père d " Alzon: Homme de Doctrine//L " Assomption et ses oeuvres. P., 1893. P. 314-333; Sage A. Un Maitre spirituel du XIXe siècle: les étapes de la Pensée du Père d " Alzon. R., 1958; Emmanuel d " Alzon dans la société et l " Église de XIXe siècle/Éd. R. Remond, E. P. Poulat. Р., 1982; S è ve A. Christ is my Life: The Spiritual legacy of Emmanuel d " Alzon. N. Y., 1988. Л. В. Пескова Рубрики: Римско-католическая Церковь Восточные католические Церкви. Просвещение Деятели Римско-католической Церкви Августинцы Ключевые слова: Деятели Римско-католической Церкви Августинцы, в католической Церкви конгрегации монахов и каноников, следующие Уставу блаженного Августина Альзон Эмманюэль Доде д " (1810-1880), французский церковный деятель, основатель конгрегации ассумпционистов Ассумпционисты, католическая конгрегация Священники Римско-католической Церкви См.также: АНГЕЛУС СИЛЕЗИУС (мирское имя - Иоганн Шеффлер; 1624-1677), свящ., нем. поэт-мистик, деятель Контрреформации АНДЖОЛИНИ представители католич. ордена иезуитов, братья-итальянцы, работавшие в России ( XVIII-XIX вв.) АССУМПЦИОНИСТЫ католич. конгрегация ВАЙС Йозеф (1865 - 1959), католич. свящ., богослов; чеш. филолог-славист ВЕНГЕР Антуан (1919-2009), свящ., ассумпционист АВГУСТИНЦЫ в католической Церкви конгрегации монахов и каноников, следующие Уставу блаженного Августина АГРИКОЛА СУАСОНСКИЙ († ок. 532), свящ., св. (пам. зап. 20 окт.) АДАЛЬБЕРТ († 1072), архиеп. Гамбургский и Бременский (c 1043), церк. и полит. деятель средневек. Германии АДАМ БРЕМЕНСКИЙ († 1-я пол. 80-х гг. XI в.), каноник кафедр. собора в Бремене (с 1066 или 1067), преподаватель, историограф, географ АДЕЛАРД БАТСКИЙ (ок.1070 – после 1146), средневековый философ и богослов английского происхождения Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

http://pravenc.ru/text/114132.html

P. VI-VII), так и в церковной лит-ре, что было результатом ошибки, происшедшей в VIII в. ( Dr ä seke. 1903. S. 505-512; Telfer. 1955. P. 216-217). Поскольку трактат Н. пользовался популярностью в Византии и на лат. Западе, ошибочная атрибуция сохранялась на протяжении мн. столетий. Большие фрагменты трактата заимствовал в VIII в. прп. Иоанн Дамаскин ( Ioan. Damasc. De fide orth. II 12-29; цитируются главы 1, 6-13, 18-23, 29-33, 37, 39-44 трактата Н. без указания источника; см.: Morani. 1981. Р. 104-114), а также Мелетий Монах (IX в.) в соч. «О природе человека» (De natura hominis; см.: Morani. 1981. Р. 132-150). Выдержки из трактата Н. вошли также в позднюю редакцию «Вопросоответов» прп. Анастасия Синаита ( Anast. Sin. Quaest. 18//PG. 89. Col. 505-508= Nemes. De nat. hom. 43// Morani. 1987. P. 135:18 - 136:11; cp.: Anast. Sin. Quaest. 24//PG. 89. Col. 545-552). Ссылки на трактат Н. встречаются у Нила Доксопатра (XII в.; см.: Morani. 1981. P. 127-132), в Хронике (Annales) и в «Главах о трудных местах Божественного Писания» Михаила Глики (XII в.; под именем Н., см.: Ibid. P. 125-126). Известны также переводы трактата на сирийский (сохр. только в позднейших цитатах и в трактате «О Рае» Моисея бар Кефы , IX в.), арабский (до 910, перевод Исхака ибн Хунайна , где трактат приписывался свт. Григорию Нисскому), армянский (716, не закончен) и грузинский (ок. 1076, перевод Иоанна Петрици ) языки. В средние века на лат. Западе трактат Н. был также весьма популярен. Его 1-й лат. (незаконченный) перевод был выполнен в XI в. Альфаном I, архиеп. Салернским (см.: Burkhard. 1917), а в 1165 г. Бургундио Пизанский сделал 1-й полный перевод и посвятил его имп. Фридриху Барбароссе (см.: Verbeke. 1975). Трактат Н. хорошо знали и цитировали в XII в. Аделард Батский , Вильгельм из Конша , Петр Ломбардский и Вильгельм из Сен-Тьерри , а в XIII в.- Альберт Великий и Фома Аквинский , которые, впрочем, считали его автором свт. Григория Нисского (см.: Dobler. 2000; Idem. 2002; Palanciuc, Chase. 2005.

http://pravenc.ru/text/2564906.html

Secret, Vérone, 18 oct. 2005. Gen., 2013. P. 37-79; Oosterhoff R. J. «Idiotae», Mathematics, and Artisans: The Untutored Mind and the Discovery of Nature in the Fabrist Circle//Intellectual History Review. 2014. Vol. 24. N 3. P. 301-319; idem. Jacques Lefèvre d " Étaples//The Stanford Encyclopedia of Philosophy. 2015. [Электр. ресурс: plato.stanford.edu/entries/lefevre-etaples/]. Д. В. Смирнов Рубрики: История богословия. Персоналии богословов (см. также " Патрология " ) История зарубежной философии. Персоналии Деятели Римско-католической Церкви История толкования Священного Писания (по периодам). Реформация и протестантская Ортодоксия Ключевые слова: Переводчики Богословы католические Деятели Римско-католической Церкви Философы французские Экзегеты католические Лефевр Д " Этапль [Фабер Стапулийский (Этапльский)] Жан († 1536), католический философ, богослов, экзегет, переводчик, церковный деятель; ведущий представитель французского позднеренессансного гумманизма См.также: АБЕЛЯР Петр (1079 - 1142), схоластический богослов, философ, логик АДЕЛАРД БАТСКИЙ (ок.1070 – после 1146), средневековый философ и богослов английского происхождения АЙЛЕРАН МУДРЫЙ († 665), раннесредневековой ирландский богослов, экзегет, св. (пам. зап. 29 дек.) АЛЬЦОГ Иоганн Баптист (1808-1878), нем. католич. теолог и историк Церкви АНСЕЛЬ Альфред (1898-1984), франц. церковный деятель, философ, сторонник идей евангелизации рабочего класса АНСЕЛЬМ ЛАНСКИЙ (ок.1050-1117), католич. богослов и экзегет, возглавл. Ланскую школу схоластики АССЕМАНИ семья маронитов, из кот. вышли ученые и богословы Иосиф Симон А. (1687-1768), Стефан Эводий А., еп. Апамеи (1707-1782), Иосиф Алоизий А., проф. (1710-1782) БАЛЬТАЗАР Ханс Урс фон (1905 - 1988), католич. богослов, философ, культуролог БОНАВЕНТУРА (Иоанн Фиданца; 1221–1274), западный богослов и философ БУЙЕ Луи Жан (род. 1913-2004), иером., франц. католич. богослов, библеист и литургист БУЛЕВ католик, врач вел. кн. московского Василия III Иоанновича, переводчик, адепт астрологии, участник богословской полемики ВАЙЛЕР Рудольф (род.

http://pravenc.ru/text/2463619.html

– Кольцо! - удивился Фродо. - Так он и кольцо мне оставил? Вот чудно. С чего бы это? Хотя, такая вещь всегда может пригодиться… – Это как посмотреть, - заметил Гэндальф. - Я бы на твоем месте не стал им пользоваться. Лучше бы о нем не знать никому. И мой тебе совет: храни его понадежней. А теперь, пойду-ка я спать. Фродо понимал: как новый хозяин Засумок, он должен попрощаться с гостями. Теперь уже о странном исчезновении Бильбо узнали все, и все, конечно, приставали к Фродо. Ему оставалось только твердить: «Не сомневаюсь, к утру все разъяснится». После полуночи прибыли повозки - развозить гостей. На каждую набилось помногу очень недовольных хоббитов. Вскоре явились заранее приглашенные уборщики и на тачках развезли тех, кого забыли или не заметили под столами. Медленно прошла ночь. Встало солнце. Хоббиты проснулись куда позже. На лугу разбирали павильоны, снимали палатки, убирали посуду, лавки, стулья, цветы со столов, забытые сумочки и носовые платки, и остатки пиршества, конечно. К слову сказать, еды осталось - всего-ничего. Потом опять начал подходить народ - на этот раз уже без приглашения. К середине дня даже те, кто вчера укушался основательно, переварили ужин и собрались на лугу перед усадьбой. Толпа получилась не маленькая. Нельзя сказать, чтобы им были рады, но ждать - ждали. Фродо, стоявший на крылечке, улыбался, но выглядел усталым. Каждого посетителя он приветствовал, но к сказанному вчера смог добавить немного. – Господин Бильбо в отъезде, - повторял он. - Насколько мне известно, у него все благополучно. Некоторых пришлось пригласить в дом. Бильбо, уходя, оставил для них «послания», кое-какие подарки и вещи. Все они были помечены, например, так: «Аделарду Туку - в собственную собственность» - надпись на зонтике. Аделард был известен множеством прихваченных в разное время по ошибке чужих зонтов. «Для Доры Сумникс - в память о долгой переписке с любовью от Бильбо» - на вместительной корзине для бумаг. Дора приходилась сестрой Дрого и была старейшей родственницей Бильбо и Фродо.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Несомненно он имел великий дар подхода к душе. Не было ни малейшего упрёка. С великим тактом и осторожностью он поднимал какую бы то ни было тему. Не говорил ничего лишнего, кроме того, что в точности должно было помочь данной душе в определённом случае. (2) Когда мы пели в церкви, то брат Костас, который петь не умел, обычно читал Апостол. Однажды в Воскресенье я сам взял книгу и прочитал положенный отрывок. В тот самый момент, когда я начинал читать, меня вдруг пронзила мысль: «Ну, что это! Зачем ты вызвался читать Апостол? Его мог прочитать и Костас, как обычно. Слишком уж ты ретив…». После окончания Литургии мы обычно собирались в одной из комнат пить кофе. С большим почтением и теплотой нас обслуживала сестра старца, Хариклия. Старец заходил ненадолго, а потом шёл исповедовать всех желающих. В тот раз, когда мы уже уходили, он проводил меня до двора и там уже сказал: «Ну, отец Георгий («отец» он произнёс в шутку), сегодня ты был уж слишком ретив, … не дал Костасу прочесть Апостол». На кладезе Иакова Помню одну из последних Литургий, перед тем как Старец совершенно ослеп. Была Неделя о Самарянке и, когда он вышел читать Евангелие (это было Ин. 4.5–42 ), лицо его светилось и голос изменился. Это его чтение произвело на всех сильнейшее впечатление, тронуло всех. Старец, казалось, отделился от всего земного и, в самом конце, удержался за колонну царских врат, чтобы не упасть. После Литургии мы подошли к нему и сказали: «Старче, какое прекрасное евангельское чтение сегодня было!». Он же, прикрыв глаза и еле заметно улыбнувшись, ответил: «я там был…» Все умилились. Получается, что в момент чтения он был перенесен духом во дни Христа, присутствовал у колодца Иакова и наблюдал за происходящим. Видел Господа и св. Фотинью 22 . Музыкальные предпочтения В Каллисью часто приходили два священника, о. Ириней Булович (ныне митр. Батский), и о. Илья Аунт (ныне митр. Бейрутский), который был родом из Ливана и пел на клиросе по-арабски. Лицо Старца во время службы светилось и источало покой. Он любил всенощные бдения и живо переживал службу. Запомнилось его благоговение и умиление на молитве. Возгласы он произносил естественно: не медленно, и не быстро, не завышал и не понижал голос. Никогда не спешил. Произносил слова всегда чисто и со смирением. Очень любил пение.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavso...

Мы и писем от них не получали и не знаем наверное. Святейший архиепископ Домн сказал: какие умыслы подозревали они? Когда я написал об этом боголюбезнейшему епископу Иве, то он ответил, что предоставляет все мне. И они вместе с вами освобождены были от наказания отлучения: впрочем, под тем условием (дозволено было) вам иметь общение, (что) если кто из вас удалится прежде окончания дела, то подвергнется церковному наказанию. Итак, они оказались беглецами и презрителями отлучения и этого апостольского престола, и подвергли себя большему наказанию осуждения». “Самуил сказал: «прошу прочитать подписи обретавшихся там и подписавших епископов и внести в акты». Боголюбезнейшие епископы сказали: «пусть будут прочитаны подписи боголюбезнейших и святейших епископов, находящихся в этих документах, и пусть они будут присовокуплены». Подписи: «Домн, епископ антиохийский, высказал». «Симеон, епископ амидский, высказал тоже». («Стефан, епископ иерапольский, высказал тоже»). «Константин, епископ (святейшей церкви) бострской, высказал тоже». «Феоктист, епископ веррийский, высказал тоже». «Фома, епископ мопсуестский, высказал тоже». «Планк 241 , епископ святой церкви герасской, определил тоже». «Еворкий 242 , епископ зевгматский, высказал тоже». «Даниил, епископ веррийский 243 , высказал тоже». «Дада, епископ батский, высказал тоже». “Боголюбезнейшие епископы сказали: «рассуждение боголюбезнейшего и святейшего отца нашего архиепископа Домна известно. Итак, поданная вчера жалоба пусть будет прочитана и присовокуплена к актам». Жалоба (Самуила и других пресвитеров Едессы к Фотию и к прочим епископам) против Ивы «Святейшим, всеправеднейшим и боголюбезнейшим епископам Фотию, Евстафию и Уранию прошение от Самуила, Кира, Евлогия и Мары, пресвитеров святейшей церкви едесской». “Самуил пресвитер сказал: «просим вашу справедливость дозволить нам и то, чтобы тоже самое сказано было по-сирски для боголюбезнейшего и святейшего епископа Урания; потому что он был в Константинополе, когда было читано письмо об этом, писанное архиепископом Домном к архиепископу Флавиану; и опять он был в Антиохии, когда мы намеревались поднять об этом речь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

394. Преображенский – Спасский – Братский , мужской, совсем уничтоженный, в гор. Слуцке, Минской губ., где ныне плац Николаевского собора. Основан около 1600 г. Слуцким братством для укрепления православия против унии. В нем с 1677 по 1679 г. имел пребывание св. Димитрий Ростовский , приглашенный братством для произнесения проповедей. В 1797 г. закрыт и обращен в приход. Ратшин, 174; “Минск. губ в.”, 1864 г., 50 (год основания); Архим. Николай, “Ист. стат. опис. Минск. епар.”, 120; “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, III, прилож., XXIX (в реестре м-рей Киев. епархии 1723 г. показан в числе благочестивых в Слуцкой архимандрии; здесь назван Спас- ский-Батский, вместо Братский); “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1774 г., VI, 321 (письмо 1678 г. игумена Златоверхо-Михаилов. м-ря Дзика к монахам братства, который послал несколько частиц мощей св. Варвары, положенных св. Димитрием Ростов. в церкви братства); “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. IV, 403, CLXXXII (грам. короля Августа 1720 г., подтверж. права правосл. м-рей), 420, CLXXXVIII (грам. 1724 г. Слуцкому архим. Феодосию Волковичу на сан игумена Спасского братского м-ря). 395. Преображенский – Спасский – Усть – Медведицкий , женский, 2-го класса, Донского Войска области, Усть-Медведицкого округа, в 3 вер. к вост. от станицы Усть-Медведицкой, близ впадения р. Медведицы в Дон. Он первоначально был мужским и основан в 1665 г. близ нынешнего монастыря между гор, почему назывался Межигорским. В 1754 г. перенесен на гору и в 1788 г. подлежал упразднению, однако же в 1796 г. в нем еще жили монахи в числе 15. По просьбе казаков в 1798 г. восстановлен для помещения в нем инокинь, причем монастырь возведен на степень 2-го класса с содержанием из войсковых сумм. В 1851 г. к имевшимся 768 десят. земли, добавлено еще 400 десят. из смежной войсковой земли при хут. Глинище, сверх того назначено отпускать ежегодно из войсковых сумм оклад, получаемый 2 классными монастырями по 2.155 р. и 1.000 р. для вящшего обеспечения будущего монастыря. “Пол. Собр. Зак.”, 1798 г., XXV, 18711; 1839 г., XIV, 12965; 1843 г., XVIII, 17445; “Сенат. ведом.”, 1851 г., 35; “Ист. Росс. Иерар.”, V, 60; Ратшин, 95; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 182; “Опис. монаст.”, 1817 г., 124; Проценко, “М-ри в России”, 53; Болховитинов, “Ист. геогр. опис. Воронеж. губ.”, 177; Краснов, “Земля Войска Донского”, 544; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1844 г., 90 (о производстве по 300 р. сер. в год взамен дохода от лавок и свечн. прод. на бывшей ярмарке); Токмаков, “Указат. матер. для изуч. ист. и археол. Дон. обл.”, I, 5 (Дело 1711 г. по отписке войска Дон. об определении в м-рь строителем иером. Феодосия), 6 (Грам. 1718 г. на Дон о розыске про взятые игуменом м-ря Феодосием у казаков доски); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 848; Второв, “Воронеж. акты”, 1, 48 (поездка певчих под Азов 1696 г.; 15 челов. братии); “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1791 г., XIX, 279 (м-рь владел мельницею на р. Медведице в районе Глазуновской станицы, почему река была несудоходною).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

После войны англо-католики – это уже не оппозиционное меньшинство, которому надо думать только о выживании. Отныне они будут занимать все более прочное положение в Церкви. «До Первой Мировой войны ни один из тех, кого называли ритуалистами, не вошел в число епископата. Но начиная с 1920 г. существовала явная тенденция назначить епископами нескольких англо-католиков» . В период с 1920 по 1950 гг. в Англии епархиальными епископами стали англо-католики Майкл Фёрс Сент-Олбанский (1920), Уолтер Фрир Трурский (1923), Альфред Э. Дж. Роулинсон Дербийский (1936), Кеннет Кёрк Оксфордский (1937), Френсис Андерхилл Батский и Уэльский (1937), Эдуард Уинн Илийский (1941), Ноуэл Хадсон Ньюкаслский (1941), Джон Уанд Батский и Уэльский (1943), Роберт Мортимер Эксетерский (1949). Кроме того, определенное число епископов, прямо не причислявших себя к англо-католикам, были близки к традициям Высокой Церкви или по меньшей мере не сочувствовали евангеликам.  В межвоенные десятилетия процесс быстрого подъема Высокой Церкви нашел отражение в проведении англо-католиками нескольких крупных мероприятий – конгрессов. Первоначально идею провести национальное собрание представителей кафолической традиции высказал простой приходской священник Ч.Р. Дикин, а главным организатором выступил также приходской священник Маркус Атли, оба из Лондона. Первый конгресс состоялся в столице Англии в 1920 г.; все последующие встречи также проходили в Лондоне. На его открытии Атли, бывший председателем исполкома собрания, заявил: «Цель конгресса – показать миру, что кафолическая позиция и есть истинное и настоящее понимание сути английской религии, и объяснить, что английские католики не желают, чтобы их подталкивали ни в сторону Рима, ни в раскол. Они намерены безо всякой неуверенности в тоне претендовать на свое законное наследие в английской Церкви» . Выступления участников конгресса проходили вперемежку с торжественными службами и крестными ходами. «Множество народа, – вспоминает очевидец событий, секретарь первого конгресса священник Г.А.

http://bogoslov.ru/article/6021690

Этими незначительными, не смелыми и не всегда ясными уклонениями от католической системы вероучения ограничивается весь протестантизм английского „наставления“. Во всем остальном оно остаётся так же искренно–католическим, как были и прежде него составленные члены веры, даже как будто превосходя их в этом отношении своим ясным признанием седмеричного числа таинств. Общее впечатление от этого второго исповедания английской церкви получается исследователем такое–же, как и от первого. Он невольно должен согласиться, что это тоже смесь протестантизма с католицизмом, при чем слабое влияние первого едва заметно в решительном преобладании последнего. Не прошло двух лет после утверждения и обнародования наставления, как в Англии снова уже слышится жалоба на разногласие во мнениях относительно предметов веры, и правительство опять предпринимает на этот раз уже гораздо более решительную попытку водворить желаемое единение 392 . В начале мая 1539 года, лорд–канцлер обращается с речью к верхней палате только что собравшегося тогда парламента. В этой речи он уведомляет палату, что король очень желал-бы положить конец всем пререканиям относительно религии и привести своих подданных к единообразному исповеданию, а потому он придавал ему позаботиться о том, чтобы назначен был комитет, который–бы исследовал различия во мнениях, выработал формулу соглашения и результат своих работ представил на усмотрение палаты. Предложение канцлера принято было лордами, которые и составили из своей среды комитет из девяти членов, способных для осуществления возлагаемой на них задачи. В состав этого комитета вошли следующие лица: генерал–викарий, два архиепископа и шесть епископов, а именно Дургэмский, Батский и Уэлльский, Бангорский, Элийский, Сальсберийский или Уорчестерский и Карляйльский. Но между членами составленного таким образом комитета не было единодушия. Арх. Йоркский и четыре епископа держались строго–консервативных воззрений, а генерал–викарий, арх. Кантерберийский и с ними два епископа были сторонниками реформы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

  001     002